Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования
методическая разработка

Данный материал содержит педагогические знания по преминению здоровьесберегающих технологий (методики, принципы и средства) в работе на занятиях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества станицы Гривенской

Педагог: Толстик М. В.

    «Забота о здоровье  – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В. А. Сухомлинский

     В дополнительном образовании, благодаря его многопрофильности, имеются уникальные возможности для оздоровления детей. Представленные в нем направления и виды деятельности, ориентированные на свободный выбор учащимся видов и сфер деятельности, на личностные интересы, потребности и способности ребенка, на его свободное самоопределение и самореализацию, а также практическая основа образовательного процесса обладают по своей природе психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом.

     С целью оздоровления учащихся необходимо акцентировать внимание на здоровьесберегающих технологиях.

     Большой вклад в решение данного вопроса внес Н. К. Смирнов. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, он предлагает выделить несколько групп данных технологий, в которых используются разные подходы к охране здоровья, а также разные формы и методы работы:

- медико-гигиенические технологии:

- физкультурно-оздоровительные технологии;

- экологические здоровьесберегающие технологии;

- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- здоровьесберегающие образовательные технологии.

     Предлагаются и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий, например по характеру воздействия, организационным особенностям и т. д.

     Тем не менее, самым важным в характеристике любой технологии, реализуемой в образовательном учреждении, является то, насколько она сохраняет здоровье учащихся, т. е. является здоровьесберегающей.

     Выбору той или иной технологии должны предшествовать не только серьезная работа в психолого-педагогическом направлении и оценка педагогической эффективности технологии, но также оценка ее эффективности с точки зрения влияния на здоровье учащихся. Выбирая ту или иную технологию, каждый педагог должен задумываться над тем, в какой степени он сможет сохранить и укрепить здоровье детей.

     А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая и А. Л. Пикина все здоровьесберегающие технологии, применяемые в дополнительном образовании, делят на три основные группы:

- технологии, обеспечивающие оптимальные гигиенические условия образовательного процесса;

- технологии оптимальной организации образовательного процесса и физической активности учащихся;

- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и вне занятий педагогами дополнительного образования.

     Здоровъесберегающие технологии — это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психологических и личностных состояний детей и подростков в рамках традиционной системы образования.

     Остановимся на характеристике некоторых здоровьесберегающих технологий.

1. Методика «зрительных горизонтов» В. Ф. Базарного (для профилактики нарушения зрения).

     Используя приемы, разработанные В. Ф. Базарным, педагоги могут внести значительный вклад в сохранение зрения у детей, работая с ними в режиме максимального удаления от ребенка дидактического материала.

     Сохранению зрения учащихся способствует расширение зрительно-пространственной активности во время занятий. Воспринимаемое ребенком пространство часто бывает ограничено. Неизбежная при этом перегрузка аккомодационного аппарата приводит к возникновению близорукости. Данная патология органа зрения ухудшает точную оценку формы и величины предметов и приводит к еще большей ущербности зрительного восприятия.

     Занимаясь с детьми прикладным творчеством, целесообразно проводить занятия в режиме максимального удаления от них дидактического материала, т. е. в режиме «зрительных горизонтов».

     Данная методика не затрагивает содержание педагогического обучения. Она направлена на повышение эффективности зрительного восприятия, а следовательно, и обучения. В пространстве классной комнаты  располагаются карточки. На них — мелкие изображения предметов: слова, цифры, геометрические фигуры. Размер изображенных предметов составляет от 1,5 до 3 см. По просьбе педагога дети выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов и т. д.

     Важным моментом работы по методике «зрительных горизонтов» является рассаживание детей. Для каждого ребенка определяется его индивидуальная зрительная рабочая дистанция. С этой целью берется в руки любая картинка, ребенок отходит от нее до тех пор, пока ее контуры не начнут терять четкость. С помощью любой метки это место обозначается на полу. Каждый ребенок в последующем занимает строго свое рабочее место. Занятия начинаются только после того, как дети будут рассажены на предельные для глаз дистанции.

     Особо важным моментом такого обучения является обостренное чувство общения педагога с детьми. Только такое общение позволяет педагогу чувствовать предельную зрительную дистанцию для каждого ребенка и качество восприятия.

2. Выполнение тренажей с помощью зрительно-двигательных траекторий. 

     На листе ватмана размером 0,6 х 2,0 м изображаются какие-либо цветные фигуры, толщина линий — 1 см. Плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте. По просьбе педагога дети начинают пробегать глазами по заданному направлению, обязательно стоя. При этом каждому упражнению придается игровой или творческий характер. Например, на кончике тонкой спицы прикрепляется изображение желтого листочка. Педагог предлагает учащимся проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. По ходу движения листочка дети озвучивают то, что изображено на плакате.

3. Методика В. Ф. Базарного для коррекции осанки. 

     Работа с детьми на занятиях осуществляется в режиме динамических поз. Суть методики заключается в периодической смене рабочей позы: переводе детей из статической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и обратно несколько раз в течение занятий таким образом, чтобы время непрерывной работы в одном положении не превышало 10 мин.

     В отличии от школьных уроков, в дополнительном образовании в объединениях нет строгого поведенческого регламента. Учащиеся, по мере необходимости, передвигаются по учебному кабинету.

     Так в течение занятия учащиеся неоднократно меняют не только позу «сидя» и «стоя», но и в целом возможна небольшая физическая активность.

4. Формирование у детей на занятиях правильного отношения к своему здоровью. 

     Педагог может активно формировать навыки здорового образа жизни и правильное отношение к здоровью у детей непосредственно на занятиях. Рекомендуется такой методический прием, как вставки о здоровье:

1) «вежливые слова и здоровье». Педагог предлагает детям озвучить некоторые слова: «спасибо», «пожалуйста», «с добрым утром», «спокойной ночи», «здравствуйте». Задание детям: задуматься над тем, что общего между этими словами, и продолжить;

2) «знакомство детей с текстами о здоровье». Педагог предлагает учащимся вспомнить пословицы и поговорки о здоровье: «Здоровье всего дороже. Чистота — залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жует, тот долго живет» и т. д. Русские народные пословицы — кладовая мудрости народа. Они отражают традиции народа. Хорошо, если дети с раннего возраста впитывают их смысл и следуют им. После краткого обсуждения пословицы педагог предлагает повторить ее вслух всем вместе;

3) «вставки о безопасном поведении». Перед каждым занятием проводится инструктаж по технике безопасности. Педагог напоминает о правилах пользования иглой, ножницами, красками, клеем и т.д. (по теме занятия). Так же проводятся беседы о правилах поведения на дороге, в пассажирском транспорте, на льду и в гололед, вблизи водоёмов, о пользе закаливания организма и т.д.

     Принципы  здоровьесберегающей педагогики

     Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с целью здоровьесберегающих образовательных технологий. Вот некоторые из них.

     Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

В дополнительном образовании прием учащихся производится на основе свободного выбора деятельности;

- личная заинтересованность и выбор педагога (яркая личность, доверие, симпатии) в противоположность школе.

     Принцип активности предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества (так как это его выбор)

     Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм  привлечения органов чувств человека к процессу познания. Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. (Образ:   «Я модельер, художник, швея»и т.д.).

     Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков (приучить к дисциплине и постоянному посещению занятий, стимулировать  потребность в обучении, получении дополнительных знаний, творчеству).

     Принцип «Не навреди!» (токсичные материалы, работа с острыми предметами, чрезмерное  напряжение зрения, мышц и т. д.)

     Принцип доступности,  индивидуальности и учета возрастных особенностей  осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные способности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

     Принцип связи теории с практикой  призывает настойчиво применять свои знания по формированию,  сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

     Средства здоровьесберегающих технологий

     Средства двигательной направленности

-  движение;

- эмоциональные разрядки и минутки «покоя»;

- физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены;

- гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

- лечебная физкультура; подвижные игры, массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги др.

     Оздоровительные силы природы

Проведение занятий на свежем воздухе способствует:

-  активизации биологических процессов,

-  повышает общую работоспособность организма,

-  замедляет утомление и т.д.

     К средствам  оздоровления  также можно отнести:

- солнечные и воздушные ванны;  водные процедуры,

- фитотерапию;  ароматерапию  

- ингаляцию;  витаминотерапию.

     Гигиенические факторы

- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота места занятий), проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков: мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.;

- обучение элементарным приемам и навыкам оказания первой медицинской помощи;

- ограничение  предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

     

                       

Литература и интернет ресурсы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004

3. Гладышева О.В. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:"ВАКО", 2004

5. Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе / Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6. Татарникова Л.Г. «Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб.: СПбАППО, 2009.

7. http://letopisi.org

8. nsportal.ru

9. infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации проведения интегрированных занятий в учреждении дополнительного образования

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами...

Занятие для педагогов в рамках школы педагогической культуры По теме: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»

Психологический анализ занятия, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития педагога, проводившего занятие. В процессе и резул...

Статья "Особенности применения технологии критического мышления на занятиях в учреждениях дополнительного образования"

В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и направленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Основой дополнитель...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...

Презентация на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования"

Презентация содержит информацию о методиках, принципах и средствах здоровьесберегательных технологий...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образования

В статье говорится об использовании здоровьесберегающих технологий на занятиях в детских объединениях дополнительного образования технической направленности.  Будет полезна руководителям объедине...