Методическая разработка занятия по ритмике
методическая разработка по теме

Василенко Елена Геннадьевна

Разработка художественно-эстетической направленности,  образовательной программы дополнительного образования детей предмета Ритмика, раздела Координационно-двигательные упражнения, занятия по теме «Как звучит музыка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_ritmike.docx687.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

занятия по ритмике

«Мы - олимпийцы»

          Выполнили:

                                                            Чубенко Анастасия Евгеньевна

                                                             педагог дополнительного образования

                                                             МБОУ «Дом детства и юношества»,                                   Василенко Елена Геннадьевна

                                                             заместитель директора по УВР

                                                             МБОУ «Дом детства и юношества»

                                                             г.Корсаков

                                                             Адрес: ул. Корсаковская, д.16

                                                             Телефон: (42435) 2-24-20

Корсаков

2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I.  Теоретико-методологические основы ритмики….6

  1. Ритм – основа музыкальной мысли…………………………………7
  2.  Игра как метод обучения……………………………………………7

ГЛАВА II.  Практическое содержание занятия по Ритмике…9

          2.1. Структура занятия «Мы олимпийцы»………………………………..9

          2.2. Ход занятия «Мы олимпийцы»………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....16

Введение

                                                                 Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

           Внимание всего мирового сообщества приковано к  двадцать вторым зимним Олимпийским играм, особо значимо это мероприятие  для российского народа, так как проводится оно на территории Российской Федерации в городе Сочи.

Олимпийское движение – важная часть культуры человечества, и изучение его истории должно стать частью образования любого культурного человека. Формирование представлений об олимпизме является частью не только физического, но и эстетического, патриотического и нравственного воспитания ребёнка. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Через них формируется нравственный мир человека.  

Сохранение здоровья – одна из более актуальных проблем нашего времени. И с каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взрослении и социализации детей и подростков.

С раннего детства необходимо воспитывать в детях желание  к получению знаний и навыков в области здоровья, заниматься спортом,  пропагандировать олимпийское движение, здоровый образ жизни,        умения применять полученные знания в жизни.

Данная разработка художественно-эстетической направленности, составлена в соответствии с  тематическим планированием образовательной программы дополнительного образования детей «Капель» для детей 6 – 10 лет, раздела Координационно-двигательные упражнения, занятия по теме «Как звучит музыка».

 Цель занятия: Развитие музыкально-ритмического восприятия. Формирование положительного отношения к проведению Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Задачи:

образовательная – расширение представления о роли музыки в жизни человека. Формирование умения переносить усвоенные знания в разные виды деятельности;

развивающая -  развитие двигательных навыков  детей в соответствии с предложенным музыкальным материалом, формирование потребности к здоровому образу жизни;

воспитательная – создание эстетически организованной среды, способствующей привитию любови к движению, музыке, спорту, патриотическому воспитанию детей и гордости за свою страну.

В процессе занятия предусмотрена интеграция образовательных областей: «Ритмика», «Музыка», «Физическая культура», «Познание»,  «Социализация». Материалы подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Представленное занятие – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности.

Оборудование: 

мультимедийное оборудование,

мультимедийная  презентация к занятию,

музыкальный центр,

коврики гимнастические,

олимпийские атрибуты.

Музыкальный репертуар: 

Гимн Российской Федерации (muzofon.com, mp 3),

торжественная музыка без названия (muzofon.com, mp 3),

песня Flair «Obla Di Obla Da» диск «Детская DiscoTeka»  Саунд плюс.

ГЛАВА I.  Теоретико-методологические основы ритмики

Ритмика  - музыкально – педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи выдающегося швейцарского музыканта  - педагога, композитора, пианиста и дирижера, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака – Далькроза (1865 – 1950), получившие широкое распространение в начале XX века. По теории Далькроза ритмические упражнения, оказывают влияние на весь психофизический облик человека, создают правильные моторные привычки, укрепляют память, устойчивость, сосредоточенность и распределение внимания, стимулируют творческую фантазию.

Нервная система, как и мускулатура, поддается развитию, поэтому человек владеющий чувством ритма будет лучше играть, танцевать, петь, т.к. ритм является базой для всякого искусства: музыки, поэзии, скульптуры, архитектуры…

По утверждению Делькроза Ритмика и хореография различаются своеобразием и спецификой, каждая имеет свое программное содержание, свой репертуар. Отдельные элементы хореографии включаются в урок ритмики, но полностью заменять один предмет другим не стоит.

Далькроз критикует метод, когда в практике преподавания ритмики педагоги уделяют чрезмерное внимание преодолению технических трудностей в исполнительстве, уделяют недостаточно серьезное внимание при подборе музыкального материала для занятий, при этом упускаются задачи развития музыкально – ритмических навыков, воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, обедняется восприятие художественных образов. В отдельных случаях наблюдается чрезмерное увлечение хореографией, тренировочными упражнениями классической системы в ущерб ритмике.

Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики – подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий – не столько «Я знаю», сколько «Я ощущаю».

1.1. Ритм – основа музыкальной мысли

Основополагающим  средством  выразительности музыки наряду со звуковысотным мелодическим построением, ладовым соотношением, тембральными  красками, динамическими оттенками является РИТМ.

Ритм в музыке – это чередование разных по длительности музыкальных звуков, упорядоченное во времени. Слушая, мы активно реагируем на музыку движениями своего тела, не осознавая этого. Движения проявляются как бы инстинктивно (отстукивание ногой, рукой, пальцами, покачивания головой, всем телом и т.п.). Способность, лежащая в основе активного (двигательного) переживания музыки, называется музыкально-ритмическим чувством.

Психолог Б.М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что ритм в музыке – носитель определенного эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б.М. Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения» (Б.М. Теплов. Проблемы индивидуальных  различий. М., 1961, стр.214).

Без чувства ритма невозможна никакая музыкальная деятельность: будь это пение, игра на инструменте, занятия танцами, восприятие или сочинение музыки. Это значит, что необходимым условием развития чувства ритма у детей является их активное участие в любых музыкальных занятиях.

1.2. Игра как метод обучения

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы.

(по Г.К.Селевко "Энциклопедия образовательных технологий")

ГЛАВА II.  Практическое содержание занятия по Ритмике

Занятие по Ритмике имеет свою особенную структуру, важной составляющей  занятия являются: разминка, партерная гимнастика, упражнения на развитие ориентировочно-пространственные и координационно-двигательные представления, развивающие музыкально-ритмические игры, разучивание простейших танцевальных композиций, а так же прослушивание музыкальных произведений.

2.1. Структура занятия «Мы олимпийцы»

  1. Организационная часть

- построение, поклон, сообщение темы и цели занятия.

  1. Основная часть

- прослушивание музыки;

- разминка;

- разучивание музыкально-ритмических движений и движений под слово.

  1. Заключительная часть

- рефлексия.

2.2. Ход занятия «Мы олимпийцы»

Дети, одетые в спортивную форму, входят в гимнастический зал.

Педагог:    Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие.

Вы знаете, какое масштабное событие произойдёт совсем скоро в  нашей стране в городе Сочи? Этого события ждёт весь мир!

Учащиеся: Да. Это Олимпиада в Сочи.

Педагог:  Правильно, я с вами согласна, 7 февраля в городе Сочи состоится мировое событие 22–ая зимняя Олимпиада (СЛАЙД 1).

Сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкального произведения. Звучит торжественная музыка (без названия) (СЛАЙД 2).

Как вы думаете, могла бы эта музыка звучать на церемонии открытия Олимпиады? А как вы думаете почему?

Учащиеся: Да. Она весёлая, радостная. Громкая. Строгая…… и очень подходит для церемонии открытия Олимпийских игр.

Педагог: Да, характер этой музыки торжественный и  радостный, поэтому она могла бы подойти к церемонии открытия такого торжественного и значимого для всего мира события как Олимпийские игры.

Я предлагаю вам,  отправится в увлекательное путешествие в качестве спортивной команды на Олимпийские соревнования в Сочи. Конечно, вы знаете, что каждый спортсмен долго готовится к участию в соревнованиях. И мы с вами сейчас приготовимся к нашему выступлению. А для начала нам необходимо выполнить весёлую разминку.

Разминка.

Разминка кистей и рук, плечевого пояса, наклоны, приседания, прыжки. Упражнения на восстановление и координацию дыхания.

                 

Педагог: У каждой команды есть своя группа поддержки. Кто это? Что они делают?

Учащиеся: Это болельщики. Они поддерживают спортсменов «кричалками».

Педагог: Правильно. Предлагаю вам разучить «речёвку-кричалку». 

(СЛАЙД 3).

 Речёвка-кричалка 1: 

Олимпийская Россия,

 Наша гордость,

Наша сила!

Речёвка-кричалка 2: 

Нас ждут победа и успех

Россия, слава – мир для всех!

(Разучивание «речёвок-кричалок»  сопровождается  прохлопываем  ритма).

Педагог: Команда готова?

Учащиеся:  Да!

Педагог: Болельщики готовы?

Учащиеся:  Да!

Педагог: Сейчас мы отправимся на поезде в город Сочи.

Правила игры «Поезд»:

Сидя на гимнастических ковриках, каждый ребёнок ждет пока к нему подъедет «локомотив» и даст звуковой сигнал, после чего ребенок встаёт, удерживаясь за плечи предыдущего игрока и они уже вместе продолжают движение, имитируя звуки поезда… Игра продолжается до тех пор, пока свой «вагон» не займет последний участник. Поехали! (СЛАЙД 4).

         

Педагог: Мы с вами команда по фигурному катанию приехали в Сочи, и будем выступать с танцем «Стирка». Повторяйте движения за мной (разучивание движений без музыки). После исполнения танца болельщики поддержат  нас своей «речёвкой-кричалкой».

- Внимание наш выход! (Учащиеся под музыку выполняют движения).

Исполнение танца «Стирка»  (песня Flair «Obla Di Obla Da»).

Описание.

1-4 такты…вступление

1-я часть

5-6…жим сверху вниз вправо

7-8… жим сверху вниз влево

9-20…повторение

21-22…два хлопка по коленям, «повесить белье» вправо

23-24… два хлопка по коленям, «повесить белье» влево

25-32… повторение

33-36…стряхнуть руки и ноги

(выполняется два раза подряд, 37-68 такты те же движения)

2-я часть

69-72…игра в ладоши на каждый такт        

73-76… стряхнуть руки и ноги

77-84…повторение

85-86…музыкальный переход

Повторение 1-й части (87-118)

                       

3-я часть

119-134…движение по кругу взявшись за руки

Повторение 1-й части (135-166)

4-я часть

167-182…два хлопка, два притопа на каждый такт

183-186…окончание.

                     

           
                       

Учащиеся проговаривают «речёвки-кричакли».

Педагог: Ребята давайте посмотрим, как наше выступление оценило Олимпийское жюри. Наши оценки на мониторе (СЛАЙД 5).

 - Ура, мы победили! Аплодисменты.

Команда по фигурному катанию приглашается для награждения золотыми медалями (педагог вручает каждому ученику медаль). Звучит Гимн Российской Федерации (muzofon.com, mp 3) (СЛАЙД 6).

                         

Рефлексия:             

Педагог: Ребята чем необычно было наше занятие?

Учащиеся: Мы отправлялись в Сочи на Олимпийские игры. И выступали с танцем по фигурному катанию.

Педагог: А какая музыка сопровождала наше путешествие?

Учащиеся: Весёлая, торжественная, радостная.

Педагог: Правильно ребята, вы хорошо выступили на соревнованиях и показали какие вы сильные, смелые, дружные, веселые, умелые.

Мы надеемся, что кто-нибудь из вас когда-нибудь покорит олимпийский пьедестал,  и станет олимпийским чемпионом!

                         

Заключение

Создание игровой ситуации, погружение учащихся в атмосферу торжественного  спортивного мероприятия, является одной из форм пропаганды олимпийского движения, тем более в преддверии зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи.

Актуальность использования  материалов данной тематики заключается в том, что они позволяют реализовать вариативное содержание образования по теме «Спорт. Олимпийские игры».  

Данное занятие проводилось 30 января 2014 года в рамках конкурса «Учитель года 2014» Корсаковского городского конкурса, и  получило положительные отзывы от участников образовательной деятельности, а так же со стороны зрителей и жюри конкурса.

                   

                 

Список использованной литературы

  1. Арсеневская, О.Н.  Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ О.Н. Арсеневская.// – Волгоград: Учитель, 2011. -204с.
  2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Г.А. Волкова// – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 352с.
  3. Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду/ М.Ю. Картушина // – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.-176с.
  4. Кривенцова, Т.В. Методические разработки и пособия по музыке [Текст]  / Т.В.Кривенцова, ext.spb.ru
  5. Ритмика: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст]/И.В. Лифиц -   М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 224 с.
  6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.

 http:// www.prosv.ru/ Attachment.aspx?ld


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...

Методическая разработка занятия по ритмике

Игровое занятие по ритмике для детей 5-6 лет...

Методическая разработка занятия по фонетической ритмике в 1 классе на тему " Физиологическое и речевое дыхание"

Дыхание- важнейшая функция жизнеобеспечения человека. Речевое дыхание включено в процесс речи, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии....