Программа соцализации школьников "Родник"
рабочая программа по теме

Голякова Ольга Анатольевна

Современную  систему воспитания можно рассматривать, как систему социального становления личности. Всё больше места отводится активным приёмам и средствам воспитания.

Потребность подходов к содержательной деятельности детей в школе обусловила обоснования данной программы на следующих принципах:

  • включение детей в социально-значимые отношения;
  • самореализация детей и подростков в жизнедеятельности разновозрастного коллектива;

Программа ставит цель:

         Создание благоприятных условий и возможностей для формирования у детей гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, бережного отношения к традициям и культуре своего народа; развитие самостоятельности, физической закалки, укрепления здоровья;

         Программа ставит следующие задачи:

  1. Создание условий для самореализации, саморазвития, самосовершенствования ребёнка.
  2. Формирование у детей самостоятельно организовывать свою досуговую деятельность.
  3. Эмоциональное  развитие детей.
  4. Выявление и развитие способностей, интересов детей;  раскрытие творческих возможностей.
  5. Развитие мотивации, потребности в познании мира, ценностей культуры и искусства.
  6. Объединение детей и взрослых средствами игры; воспитание коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnik.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2

г.о. Тейково Ивановской области

 

Согласовано                                                                  ул. Шестагинская, 78

на заседании НМС                                                        тел. 2-24-58

протокол №____

от «___»_______20___г.

-

«РОДНИК»

(от игры - к знаниям)

 

Срок реализации программы – 3 года

Введение

        Детство – самое приятное воспоминание  в жизни. По природе ребёнок существо любопытное и любознательное.

Способом самоутверждения и самореализации детей является игра. И именно игра даёт возможность каждому проявить себя, самоутвердиться. Она может быть включена во все виды деятельности.  Именно игра является элементом общечеловеческой культуры. Ведь человек играет всю свою  жизнь: через неё он познаёт  окружающий мир, осмысливает происходящее. Со временем игры усложнялись, становились более интеллектуальными и целенаправленными; причём могут быть самыми разнообразными: познавательными, развивающими не, только мыслительную, но и физическую активность ребёнка. Игры выполняют различные функции:

  • Познавательную расширение кругозора, пробуждение интереса к познанию действительности, развитие памяти, внимания, восприятия, творческих способностей;
  • Развлекательную – организация  интересной и разнообразной досуговой деятельности;
  • Коммуникативную – объединение детских коллективов, общение между собой и со взрослыми, развитие организаторских умений и навыков, установление эмоциональных контактов;
  • Релаксационная – снятие эмоционального напряжения;

Игра может изменить отношение человека к самому себе и к окружающим, помогает улучшить психическое самочувствие ребёнка и взаимоотношения в коллективе. Игра – это потребность детей, которую можно реализовать в условиях образовательного учреждения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

                                                                        «Следует играть так,

Чтобы игры служили

Преддверием для

Вещей серьёзных…»

        Современную  систему воспитания можно рассматривать, как систему социального становления личности. Всё больше места отводится активным приёмам и средствам воспитания.

Потребность подходов к содержательной деятельности детей в школе обусловила обоснования данной программы на следующих принципах:

  • включение детей в социально-значимые отношения;
  • самореализация детей и подростков в жизнедеятельности разновозрастного коллектива;

Программа ставит цель:

        Создание благоприятных условий и возможностей для формирования у детей гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, бережного отношения к традициям и культуре своего народа; развитие самостоятельности, физической закалки, укрепления здоровья;

        Программа ставит следующие задачи:

  1. Создание условий для самореализации, саморазвития, самосовершенствования ребёнка.
  2. Формирование у детей самостоятельно организовывать свою досуговую деятельность.
  3. Эмоциональное  развитие детей.
  4. Выявление и развитие способностей, интересов детей;  раскрытие творческих возможностей.
  5. Развитие мотивации, потребности в познании мира, ценностей культуры и искусства.
  6. Объединение детей и взрослых средствами игры; воспитание коллективизма.

Программа «Родник» имеет социальную ориентацию на приобретение знаний, умений, навыков и включает в себя семь разделов - «семь родников человечности»:

  • «Родник памяти»
  • «Родник народной мудрости»
  • «Родник доброты»
  • «Родник радости»
  • «Родник труженик»
  • «Богатырский родник»
  • «Земной родник».

        Срок реализации программы – 3 года, для учащихся 10-14 лет. Обучение по программе ведётся три раза в неделю, во избежание перегрузок.

        Темы из года в год усложняются. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся их способностей работа ведётся диффиринцированно. А также ведутся занятия в группах, коллективом и индивидуально.

        Основные направления программы:

Программа «Родник» включает в себя следующие направления:

  • Учебные занятия
  • Социально-значимые дела (разработка совместных акций, проектов)
  • Коллективно – творческие дела, рассчитанные на сплочение и проявление творческих и организаторских способностей детей.

Программа предусматривает следующие формы и методы:

ФОРМЫ

ПРИМЕНЕНИЕ

1.

«Индивидуальная работа»

Индивидуальное выполнение заданий, самоконтроль

2.

«Мозговой штурм»

Метод используется при подготовке к проведению различных мероприятий, интеллектуальных игр, направлен на активизацию участников деятельности

3.

«Беседа»

Метод, основанный на передаче между взрослыми и детьми

4.

«Дискуссия»

Метод используется в ходе проведения конференций; применяется при планировании и проведении мероприятий

5.

«Организационно - деятельностная игра»

Форма работы, направленная на развитие творческих, интеллектуальных способностей

6.

«Работа в группе»

Форма работы, способствующая формированию навыков работы в группе, команде; формированию коммуникативных навыков

7.

«Социальный опрос»

Проведение опросов, как контроля общественного мнения об актуальных социальных вопросах

8.

«Акция»

Мероприятия, направленные на обращения к актуальным проблемам общества

9.

«Мастер - класс»

Уроки – презентации, способствующие формированию определённых навыков

10.

«Проектная деятельность»

Создание и реализация социально – значимых проектов

        

        Основная идея – включение как можно большего числа участников в праздники, выставки, конкурсы и другие мероприятия.

        Отличием данной программы от других является то, что нетрадиционные формы обучения – игровые, так как дети их  любят  больше всего. Это обосновано тем, что самостоятельно познают много нового, что игра дополняет традиционные формы обучения и способствует активизации  деятельности учащихся.

        Научная обоснованность и инновационнасть программы ещё заключается и в том, что главной  ценностью общества является здоровье, гармонично – развитое интеллектуально – компетентное будущее поколение. Способность выбирать правильный путь решения сложных задач, способность быть очень внимательным в условиях информационного потока, быть всегда на высоте нравственных принципов – это самые востребованные качества личности при любых жизненных обстоятельствах. Всем известно, что «знать» о чём- либо очень важно, но не следует путать сами знания с готовностью и способностями их применять. Именно через игру мы должны это донести до детей.

        Программа «Родник» предполагает:

  • Эмоциональное развитие школьника в целом;
  • Формирование умения логически мыслить;
  • Развитие любознательности, наблюдательности, интереса к познавательской деятельности;
  • Развитие способности применять творческий подход в различных сферах жизнедеятельности;
  • Приобщение к миру прекрасного;
  • Составление проектов;
  • Реализация полученных знаний на практике;

Определение ожидаемого результата проводится ежегодно через промежуточный и итоговый контроль учащихся, который позволяет определить эффективность обучения по программе. В качестве промежуточного контроля может быть: викторина, «Что? Где? Когда?», «Брейн – ринг»; в качестве итогового контроля – «Мастер класс» (уроки - презентации), проектная деятельность, как форма зачётной работы.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

(на 3 года обучения)

п/п

Раздел

(тема)

Количество часов

Основное содержание программы

На раздел

теоретические

практические

1.

«Родник памяти»

30

18

12

Данные мероприятия воспитывают у учащихся любовь к историческому прошлому, гордость за героическое прошлое предков, бережное отношение к традициям города, страны;

уважительное отношение к ветеранам великой Отечественной войны  и труда, труженикам тыла.

Для проведения мероприятий используются такие формы работы, как: историко-познавательные и сюжетно-ролевые игры, конкурсы чтецов, рисунков, фестивали русской песни и танца.

2.

«Родник народной мудрости»

18

6

12

В основе лежит народное творчество, фольклор необъятный клад тысячелетней красоты.

Основные нравственные нормы русского народа фиксировались в пословицах, поговорках, легендах, былинах, песнях и сказках.

Познавая истоки мудрости учащиеся извлекают уроки правды и справедливости, всепобеждающей любви и добра.

Используются такие формы, как: конкурсы поделок, выставки декоратовно-прикладного творчества, русские народные игры и викторины.

3.

«Родник доброты»

66

18

48

В основе лежит оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда, труженикам тыла; мероприятия,

 Посвящённые профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: акции, беседы, встречи с сотрудниками ГИБДД, конкурсы художественного творчества.

4.

«Родник радости»

30

16

24

Включает в себя разнообразные интересные и юмористические программы.

5.

«Родник труженик»

36

24

12

Включает в себя занятия, позволяющие учащимся побывать в различных ситуациях профессиональной деятельности, осваивает основы ведения хозяйства.

В процессе труда помочь учащимся раскрыть свой творческий потенциал и попробовать свои силы.

Проводятся следующие занятия: встречи с людьми работающих в различных сферах, встречи с ведущими специалистами, викторины, беседы, тесты, озеленение и облагораживание территории, разбивка клумб.

6.

«Родник богатырский»

78

18

60

В основе лежит организация активного отдыха, коллективно-творческие дела, встречи с ведущими специалистами. Задача этого раздела: формирование осознанного отношения учащихся к своему физическому и психическому здоровью.

7.

«Земной родник»

48

12

36

Включает в себя мероприятия, воспитывающие любовь к родному краю, истории возникновения, памятникам культуры, традициям и обычаям родного края, животному и растительному миру, конкурсы художественного творчества, встречи-беседы с творческими людьми (поэтами, художниками), экскурсии.

ИТОГО:

306 ч.

102 ч.

204 ч.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(на 1 год обучения)

п/п

Наименование разделов

(тем)

Количество часов

На раздел

теоретические

практические

1.

I. «РОДНИК ПАМЯТИ»

Тема 1: «Помнит мир спасённый»

Тема 2: «Память которой не будет конца»

10

6

3

3

4

2

2

2.

II. «РОДНИК НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»

Тема 1: «Из бабушкиного сундука»

Тема 2: «Весёлые мастера»

6

2

1

1

4

-

4

3.

III. «РОДНИК ДОБРОТЫ»

Тема 1: «Будьте добрыми и человечными»

Тема 2: «В мире добра»

Тема 3 «Добрая дорога детства»

22

6

-

2

4

16

2

2

12

4.

IV. «РОДНИК РАДОСТИ»

Тема 1: «Калейдоскоп счастья»

Тема 2: «Капель радости»

10

2

1

1

8

4

4

5.

V. «РОДНИК ТРУЖЕНИК»

Тема 1: «В мире профессий»

Тема 2: «Зелёная волна»

12

8

6

2

4

-

4

6.

VI. «БОГАТЫРСКИЙ РОДНИК»

Тема 1: «Школа здорового ребёнка»

Тема 2: «В здоровом теле - здоровый дух»

26

6

6

-

20

4

16

7.

VII. «ЗЕМНОЙ РОДНИК»

Тема 1: «Мир вокруг нас»

Тема 2: «Пешком в историю»

16

4

2

2

12

2

10

ИТОГО:

102

34

68

                                               

(на 2 год обучения)

п/п

Наименование разделов

(тем)

Количество часов

На раздел

теоретические

практические

1.

I. «РОДНИК ПАМЯТИ»

Тема 1: «Помнит сердце не забудет никогда…»

Тема 2: «В мире русской песни и танца»

10

6

3

3

4

2

2

2.

II. «РОДНИК НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»

Тема 1: «Волшебный сундучок»

Тема 2: «Оч, умелые ручки»

6

2

1

1

4

1

3

3.

III. «РОДНИК ДОБРОТЫ»

Тема 1: «Добрая дорога детства»

Тема 2: «Будьте добрыми и человечными»

22

6

3

3

16

10

6

4.

IV. «РОДНИК РАДОСТИ»

Тема 1: «Праздник для души»

Тема 2: «В царстве радости и смеха»

10

2

1

1

8

4

4

5.

V. «РОДНИК ТРУЖЕНИК»

Тема 1: «О профессиях»

Тема 2: «Зелёный патруль»

12

8

6

2

4

-

4

6.

VI. «БОГАТЫРСКИЙ РОДНИК»

Тема 1: «Мы за здоровый образ жизни»

Тема 2: «Школа здоровья»

Тема 3: «В здоровом теле – здоровый дух»

26

6

1

4

1

20

8

2

10

7.

VII. «ЗЕМНОЙ РОДНИК»

Тема 1: «Я и мир вокруг меня»

Тема 2: «Пешком в историю»

16

4

2

2

12

2

10

ИТОГО:

102

34

68

(на 3 год обучения)

п/п

Наименование разделов

(тем)

Количество часов

На раздел

теоретические

практические

1.

I. «РОДНИК ПАМЯТИ»

Тема 1: «Наш край в истории Отечества»

Тема 2: «По волнам памяти»

10

6

3

3

4

2

2.

II. «РОДНИК НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»

Тема 1: «По страницам народной мудрости»

Тема 2: «Мастера и мастерицы»

6

2

1

1

4

1

3

3.

III. «РОДНИК ДОБРОТЫ»

Тема 1: «Добрая дорога детства»

Тема 2: «Будьте добрыми и человечными»

22

6

3

3

16

10

6

4.

IV. «РОДНИК РАДОСТИ»

Тема 1: «Звёздный дождь»

Тема 2: «Ликуй и веселись вся детвора»

10

2

1

1

8

4

4

5.

V. «РОДНИК ТРУЖЕНИК»

Тема 1: «Я и моя профессия»

Тема 2: «Зелёная планета»

12

8

6

2

4

1

3

6.

VI. «БОГАТЫРСКИЙ РОДНИК»

Тема 1: «Мы за здоровый образ жизни»

Тема 2: «Школа здоровья»

Тема 3: «В здоровом теле – здоровый дух»

26

6

2

4

-

20

4

2

14

7.

VII. «ЗЕМНОЙ РОДНИК»

Тема 1: «Земля – наш дом родной»

Тема 2: «Пешком в историю»

16

4

2

2

12

2

10

ИТОГО:

102

34

68

Методическое обеспечение программы.

        Программа обеспечена следующими методическими видами продукции:

  • Разработка игр, тематических бесед;
  • Сценарии конкурсов, мероприятий;
  • Методики поведения исследовательских работ;
  • Методика разработки проектов;
  • Организация индивидуальной и групповой работы;

Методическая работа.

  • Подготовка дидактического материала к игровым занятиям;
  • Работа с методической и дополнительной литературой;
  • Посещение методических объединений;
  • Обмен опытом с коллегами;
  • Участие в городских и областных мероприятиях;

Работа с родителями.

Немало важную роль в реализации программы имеет работа с родителями.

        Присутствие  родителей на концертах, конкурсных программах, совместное проведение мероприятий, праздничных программ является для детей мотивизацией достижения успехов в данном направлении.

        В работе с родителями используются такие формы как,:

  1. Собрания родителей.
  2. Беседы по вопросам воспитания детей, индивидуальное общение.
  3. Тестирование и анкетирование родителей.
  4. Активное участие родителей в подготовке и проведении различных праздников и мероприятий.
  5. Участие родителей в организации поездок.

В результате индивидуального общения с родителями, собственных наблюдений за учащимися, анализа материалов, полученных в процессе работы с родителями, вырабатывается единая линия воздействия на семью учащегося.

Работа с родителями строится на основе задач обучения и воспитания детей, с учётом особенности контингента родителей и детей, условий жизни, изменений, которые происходят в составе коллектива родителей, в каждой семье, формирование у родителей правильного отношения к выбору детьми профессии.

Показатели результативности.

Программа «Родник» работает с 2009 года. Ребята начинали выступать и завоёвывать свои победы в конкурсах на школьном уровне.

В 2009 году ребята были награждены грамотой за 1 – место в городском конкурсе-фестивале «Будем жить!» (по пропаганде здорового образа жизни). А также ребята принимали активное участие во всех мероприятиях в школе и в городе.

Заработав первую победу, ребята приложили все усилия, чтобы добиться наилучших результатов. И в 2010 году ребята были награждены грамотами:

  • 1 место в конкурсе рисунков  в направлении «Добрая дорога детства» (муниципальный уровень)
  • 1 место в конкурсе плакатов  в направлении «Добрая дорога детства» (муниципальный уровень)
  • 1 место в конкурсе-фестивале «Будем жить!» (муниципальный уровень)
  • 2 место в фестивале «Золотая паутина» /видеоролики по пропаганде здорового образа/  (муниципальный уровень)

В 2011 году, в рамках международного проекта по безопасности дорожного движения «Не разрывай линию жизни!», ребята приняли активное участие в проведении акций (обращений к водителям и пешеходам). Акции проводили  совместно с сотрудниками ГИБДД.

В 2011 году ребята были награждены:

  • 2 место в конкурсе рисунков «Добрая дорога детства» (региональный уровень)
  • 2 место в конкурсе плакатов «Добрая дорога детства» (региональный уровень)
  • 1 место в конкурсе писем обращений к водителям (муниципальный уровень)
  • 1 место в конкурсе писем обращений к водителям (региональный уровень)
  • 1 место в фестивале «Золотая паутина» /видеоролик о дружбе народов/  (муниципальный уровень)

Учащиеся, разрабатывая проекты, видеоролики, проводя акции, встречаясь с творческими людьми и специалистами, участвуя в играх различного характера, овладевают элементами общечеловеческой культуры, осмысливают всё происходящее в окружающем мире и становятся более целеустремлёнными и интеллектуальными.

Список используемой литературы

  1.   Ананьева Н.А. «Здоровье и развитие современных школьников»,1994г.
  2.   Балдин К.Е. «Иваново: История и современность», Иваново 1996г.
  3.   Балдин К.Е. «Ивановский край в истории Отечества», Иваново: ИД «Референт», 2007г.
  4.   Безымянная О. «Праздник – чудное мгновенье». – М.: Глобус, 2007г.
  5.   Васильева О.С. «ЗОЖ – представления и реальная ситуация», 1999г.
  6.   Герасимов В. «Сквозь пласты времени: Очерки о прошлом города Иванова», Ярославль 1988г.
  7.   Дереча В.А. «Основы первичной позитивной профилактики», 2002г.
  8.   Жбанкова Р.Г. «Учись быть здоровым» - Минск: Полымя, 1984г.
  9.   Зайцева О.В. «На досуге. Игры в школе, дома, во дворе», Ярославль,1998г.
  10. «Зеленоокая сторона тейковская. Прошлое и настоящее Тейкова и Тейковского райна», Иваново 1999г.
  11. Иванов И.П. «Энциклопедия коллективных творческих дел» - М.: школьная пресса, 2002г.
  12. Иконникова С.Н. «Клубоведение» - М.: Просвещение, 1980г.
  13. Конышева Н.М. «Секреты мастеров» - М.: московские учебники, 2000г.
  14. Кулинич Г.Г. «Сценарии клубных мероприятий» - М.: ВАКО, 2006г.
  15. Литвинцев В.Ю. «Тесты» - Донецк: БАО, 1998г.
  16. Логинова Л. «365 уроков безопасности» - М.: Айрис – Пресс, 2000г.
  17. Матвеев В.Ф. «Профилактика вредных привычек», 1987г.
  18. Родионов В.А. «Психическое здоровье и физическое развитие», 1997г.
  19. Степанов С. «В здоровой школе – здоровый дух», 2003г.
  20. Сысоева М.П. «школьный год – без хлопот» - Ростов на Дону: Феликс, 2006г.
  21. Ураков И.Г. «Личность и здоровье», 1986г.
  22. Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом» - Санкт-Петербург, 1998г.
  23. Фурманов И.А. «Психология общения в учебно-педагогическом процессе». – Минск: Технология, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы соцализации выпускников детских домов

В Выступлении по проблеме "Социализация выпускников"  раскрываются основные факторы препятствующие успешной социализации  воспитанников детских домов и  рассматриваются современны...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...