Главные вкладки

    "За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
    учебно-методическое пособие по теме

    Лавренюк Елена Николаевна

    Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon здоровьесберегающая программа432 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    «СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

    ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    412300, Саратовская область,  г. Балашов, пер. Школьный, д. 14

    Тел./ факс: (8 845 45) 5-57-00

    Утверждаю

    Директор МОУ ДОД «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области»

    _______________ Раздобарина Г. В.

    «           »  декабря 2013г.

    «За здоровьем - к природе»

    программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

    обучающихся МОУ ДОД  «Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области»

    Принята на заседании

    педагогического совета

    протокол №2

    от 23.12.2013г

    2013 год


    СОДЕРЖАНИЕ

    Обоснование введения программы в МОУ ДОД СЮН…………………………...….        3

    Цели и задачи программы ……………………………………………..…………………. 4

    Принципы формирования здоровьесберегающей среды …………………………….. 5

    Блоки программы …………………………………………………………………………6-9

    Модельное формирование здоровья  ………………………………………………... 10-19

    Ступени программы здоровья ………………….…………………………………………20

    Здоровьесберегающие технологии в работе МОУ ДОД СЮН ……………………21-24

    Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения …………………..... 25-26

    Литература …………………...…….………………………………………………….... 27-28

    Приложение ………………………………………………………………………………… 29


    ОБОСНОВАНИЕ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ В МОУ ДОД СЮН

    МОУ ДОД СЮН занимается в инновационном режиме сохранением здоровья обучающихся уже несколько последних лет. Каждый педагог дополнительного образования уделяет большое внимание формированию здоровьесберегающего образовательного пространства в своем экологическом объединении.

    Традиционно проводятся «Дни здоровья», спортивные праздники, эстафеты, праздники «Веселые старты». На занятиях экологических объединений ежедневно проводятся физкультминутки, упражнения по профилактике нарушения зрения, сколиоза. Часты прогулки по свежему воздуху, экскурсии в парк и лес. Походы в природу стали традиционными в каникулярный период: октябрь – «Тропинками Золотой Осени», январь – «По следам зверей и птиц», март -  «Весеннее дыхание природы». Летний период самый благоприятный для прогулок, тем более что само учреждение «Станция юных натуралистов» утопает в зелени и цветах. Воспитанники временных экологических объединений – лагерь труда и отдыха «Смена» совершают ежедневные передвижения от своей школы до СЮН и обратно. Воспитанники летнего эколого-оздоровительного лагеря дневного пребывания «Росток» ежедневно ходят пешком до школьной столовой, путешествуют по памятным местам нашего города Балашова и совершают загородные прогулки в лес.

    В данный момент возникла необходимость создать единую программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

    В Глобальной стратегии ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья определено, что стратегии формирования здорового образа жизни должны:

    • основываться на научных исследованиях и фактах;
    • быть всеобъемлющими (включать как политику, так и действия, направленные на борьбу со всеми основными причинами хронических болезней);
    • признавать сложные формы взаимодействия между личностным выбором, социальными нормами и экономическими факторами, а также факторами окружающей среды;
    • быть многодисциплинарными, включать многоаспектное  сотрудничество, предусматривающее участие всех слоев общества;
    • партнерские отношения с государственными, неправительственными организациями и гражданским обществом.

    Какова же роль самого человека? Всемирная организация здравоохранения подчеркивает, что не существует никакого "оптимального образа жизни", который должен быть всем предписан.  Здоровый образ жизни – это тот образ жизни, который дает желаемое качество и необходимое количество здоровья (количество прожитых лет). Задачи государства - обеспечить гражданам свободный информированный выбор здорового образа жизни, сделать здоровый образ жизни доступным для каждого. Если эти задачи выполнены, на гражданина накладываются определенные обязательства для предупреждения расходов здравоохранения.

    В индустриальном мире, по крайней мере, половина всех смертей связана с неправильным поведением – с употреблением сигарет, алкоголя, наркотиков и вредной пищи; с реакцией на стресс; с физической пассивностью и низкой культурой употребления медицинских услуг (Д. Майерс, 1999 г), поэтому состояние нашего здоровья напрямую зависит от характера поведения.

    Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым».


    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» на протяжении всего образовательного процесса - как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы дополнительного  образования.

    Педагоги МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» делают все возможное для укрепления здоровья детей.

    Целью программы «За здоровьем – к природе» является формирование благоприятных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения и уменьшение воздействия на него различных факторов.

    Разработка данной здоровьесберегающей программы МОУ ДОД СЮН посредством реализации инновационной идеи становления и развития личности ребенка с высоким уровнем готовности к жизни в социуме основывается на формировании, сохранении и укреплении его физического, психического и нравственного здоровья.

    Задачами программы «За здоровьем – к природе» становится:

    • оптимальная  организация  учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего гармоничное развитие ребёнка;
    • создание условий для максимальной самореализации личности ребёнка;
    • овладение здоровьесберегающими технологиями обучения и воспитания детей школьного возраста;
    • создание в МОУ ДОД СЮН атмосферы привлекательности, комфортности, безопасности;
    • обеспечение пропаганды здорового образа жизни;
    • совершенствование физкультурно-оздоровительную деятельности;
    • стимулирование творчества и педагогического поиска сотрудников через экспериментальную и научно-исследовательскую деятельность;
    • овладение методикой комплексной диагностики развития детей.

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:

    • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
    • формирование установки на использование здорового питания;
    • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
    • применение рекомендуемого врачами режима дня;
    • формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
    • становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
    • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

    ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    Вся здоровьеформирующая деятельность подчинена определенным принципам, которые продемонстрированы на представленной ниже схеме. Эти принципы касаются, в целом, гуманистических установок педагогики и обязательно должны быть освоены учащимися.

    Схема 1. Принципы формирования здоровьесберегающей среды

    - принцип  деятельности – заключается в организации обучения, обеспечивающей обучающимся не объем знаний, а открытость информации в процессе собственной учебной деятельности;

    - принцип целостного представления о мире – означает формирование у каждого обучающегося обобщенного целостного представления о природе, обществе, самом себе и своем месте в этом мире;

    - принцип психологической комфортности – предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, формирование у обучающихся адекватных копинг – стратегий в процессе выбора и принятия решений;

    - принцип творчества – предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретения ими  собственного опыта творческой деятельности;

    - принцип вариативности – предполагает формирование у обучающихся способности к систематическому выбору оптимальных вариантов;

    - принцип минимакса – заключается в том, что МОУ ДОД СЮН предлагает каждому ребенку содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает условия его усвоения;

    - принцип непрерывности – предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологий, содержания и методик.

    Рассматривая реализацию программы «За здоровьем – к природе», как целостный процесс, можно выделить отдельные блоки.

    1. Активное включение педагогов и обучающихся в здоровьеформирующую деятельность СЮН. 

    Активное участие участников образовательного процесса определяется совместной и индивидуальной деятельностью всего коллектива. Педагоги сами активно участвуют в оздоровительной деятельности, декларируют её в рамках занятий и внеклассной работы, так как именно эти занятия вызывают большой интерес обучающихся всех возрастов.

    С другой стороны, СЮН очень активно включает обучающихся в физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность, стимулируя и награждая победителей.

    Одновременно, старшие воспитанники (7-9 классов) активно проводят занятия в рамках процесса «Равный – равному» по вопросам самосбережения здоровья, гигиены, профилактики инфекционных заболеваний.

    Начиная с младших классов обучающиеся принимают активное участие в исследовательской деятельности, разрабатывая совместно с педагогами и самостоятельно социальные и учебно – исследовательские проекты здоровьесберегающего и профилактического характера. Свои проекты они представляют на научно-практических конференциях, проводимых ежегодно на СЮН.

    В рамках программы рассматриваются вопросы рационального питания, оказания первой помощи, гигиены и профилактики инфекций, профилактики аддикций, физической активности, поведения в экстримальных ситуациях, медицинской культуры, гендерного развития.

    Определенный модуль программы посвящен формированию психологической саморегуляции, умению выражать эмоции и чувства и управлять ими.

            

    Схема 2.  Взаимодействия субъектов образовательного процесса по созданию здоровьеформирующей среды МОУ ДОД СЮН.

     

    2. Создание системы антисрессовой работы.

    Данная деятельность направлена на нивелирование самого сильнодействующего негативного фактора нашего времени – «стресса».

    Стресс в нашей стране носит генерализованный социально – экономический характер, соответствующий быстроте меняющихся ситуаций, к которым с трудом может привыкнуть формирующийся подросток. В связи с этим до 40% подростков имеют признаки хронической депрессии и наша страна занимает первое место в мире по суицидам людей подросткового возраста..

    Но стресс страшен не самим фактором его наличия, а не адекватной реакцией на него, поэтому, основная задача СЮН в данном аспекте – способствовать формированию копинг – стратегий у обучающихся и привитию им навыка свободного выбора без переживания состояния стресса.

    Каждый педагог дополнительного образования активно работает как своеобразный психолог, на которого возложена данная важная функция. После основных занятий в школе ребенок приходит в учреждение дополнительного образования детей и может свободно высказаться, пожаловаться, рассказать свою проблему. Задача педагога – выслушать его, обогреть ласковым словом, поговорить о сложившейся ситуации и помочь найти оптимальный выход.

    Данное направление реализуется через арт – технологии, технологию критического мышления (дебаты), проектную и исследовательскую технологию.

    Вопросы профессиональной ориентации, выбору профиля и будущей профессии осуществляются через тренинги, деловые и ролевые игры.

    3. Развитие у воспитанников экологического, толерантного мышления и высокого уровня эмпатийных тенденций.

    В настоящее время  через экологические и социальные проекты формируются ценностные составляющие мировоззрения человека, поэтому вопросы экологического и толерантного мышления приобретают особо значимый характер.

    В МОУ ДОД СЮН реализуется экологическая работа по созданию здоровой экологической среды. В работу вовлечены все обучающиеся, занимающиеся в экологических объединениях. Это и изучение своего окружения, своего дома, учебного класса, территории СЮН и территории школ, экологизация своего питания, организация досуга и здорового образа жизни. Толерантное мышление и соответствующее поведение  - важнейший фактор социализации личности будущего члена общества, бесконфликтного существования. Развитию эмпатийных тенденции, как характеристики гармонично развитого человека способствуют исследовательские работы, литературные выступления и творческие конкурсы самого разнообразного характера.

    4. Одним из основных методов формирования здорового образа жизни обучающихся и здоровьесбернегающей среды является проектно – исследовательская деятельность в данном направлении. 

    Исследовательская деятельность используется:

    -  через урочную деятельность – учебные проекты;

    Через внеурочную деятельность: акции и конкурсы различного уровня.

    Считаю важным своим достижением организацию и проведение крупных массовых мероприятий и конкурсов, разработанных как на уровне СЮН, так и на муниципальном уровне:

    Районный  конкурс детского творчества

    «Дары осени», посвящённый Дню города  и празднованию 85-летия Балашовского района

    6- 28 сентября

    Организация и проведение выставки посвященной 85-летию Балашовского района, праздника Дня города

    28 сентября

    Праздник «Золотой осени»

    6 ноября

    Фестиваль экологических театров

    «Сбережем природу вместе»

    октябрь-ноябрь

    Районный заочный конкурс учащихся «Операция Птицеград»

    ноябрь-март

    Праздник «Новогодний серпантин»

    29 декабря

    Районный  конкурс детского творчества

    «Зеркало природы» районный этап

    декабрь-январь

    19-ая научно-практическая экологическая конференция учащихся

    февраль

    Районный конкурс рисунков

    «Мир природы глазами детей»

    март

    Юннатский праздник «День птиц»

    25 марта

    Районный  конкурс детского творчества

    «Пластиковый бум»

    апрель

    Районное праздничное мероприятие, посвященное Международному Дню защиты детей

    1 июня

    5. Включение деятельностных технологий в здоровьеформирующую среду СЮН.

    Программа — это, прежде всего, документ, определяющий задачи воспитания и содержания обучения ребенка,  а технология — это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Таким образом, программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», а технология — на вопрос «как делать?».

    Технология — это некий общий подход к преподаванию, который должен увязать все методики в единую систему. Кроме того — и в этом отличие технологии от методики, — технология дает гарантированный результат, который методика обещать не может. Технология же говорит: «Чтобы достигнуть такого-то результата, надо делать то-то и то-то в такой-то последовательности».

         Технология деятельностного метода, направлена на решение следующих задач:

    1.  формирование мотивации обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
    2. увеличение объема внимания и памяти;
    3. формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и т.д.);
    4. развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
    5. развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
    6. выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
    7. формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий;
    8. формирование функциональной грамотности;
    9. формирование здоровых моделей поведения, как результата реализации здоровьеформирующих технологий.

    Одной из важнейших сторон технологического сопровождения формирования моделей здорового поведения является способствование формированию у обучающихся функциональной грамотности, как обеспечения демографического прогресса и развития общества.

    Отношение к здоровью включает три уровня отражения здоровья как биосоциального феномена:

    • Когнитивный - это  совокупность представлений, умозаключений, мнений о причинах, содержании, дальнейших прогнозах, способах сохранения, укрепления, поддержания и развития здоровья;
    • Эмоциональный - это переживание здорового самочувствия на основе комплекса ощущений, формирующих эмоциональный фон и различные виды эмоционального реагирования на здоровье - болезнь;
    • Поведенческий -  это моторно-волевая сфера, обеспечивающая конкретные действия человека, его усилия, направленные на сохранение и поддержание своего здоровья.

    В плане деятельностной парадигмы вектора направлены на следующие цели:

    1. Через освоение практической деятельности по здоровьесбережению обучающиеся основной и старшей ступеней обучения должны передавать младшим в рамках программы «За здоровьем – к природе» свой знаниевый и социальный опыт по профилактике, гигиене, оказанию первой помощи, двигательной активности и т.д.

    2. Воспитанники через исследовательскую и проектную деятельность в сфере здоровьесюережения и формирования формируют свои собственные модели поведения и образа жизни, презентуя результаты своих проектов и исследований сверстникам и педагогам.

    Эти два вида деятельности наиболее эффективны в плане формирования ресурсной когнитивной базы здоровья и поддержания его.  

    Результат здоровьеформирующего образования: целостная гармоничная личность с высоким уровнем духовно-нравственной, физической, интеллектуальной культуры, конкурентоспособная и легко адаптирующаяся к изменениям в социокультурной среде.


    МОДЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ

    Самым эффективным в доказательности выработанной  гипотезы,  является сам процесс формирования здоровых моделей поведения.

    На данном направлении хотелось бы остановиться подробно, так как формирование моделей и стратегии поведения и есть истинный критерий эффективности здоровьеформирующей деятельности. В рамках моделирования каждый обучающийся может освоить по принципу мини - макса алгоритмы сохранения и формирования здоровья и здоровую стратегию поведения, сформировав систему  предупреждения серьезных заболеваний, зависящих в своем возникновении от образа жизни.  Для этого разработан цикл занятий философско – мировоззренческого характера по материалам проф. В. Н. Касаткина. Хотелось представить основные модели изменения поведения человека с ориентацией на здоровье. Условно эти модели можно объединить в три группы:

    • Модели, предполагающие изменение представлений человека о себе и своем поведении.
    • Модели, предполагающие изменение отношения к своему поведению или актуальной проблеме.
    • Модели, предполагающие формирование способов поведения.

    Таким образом, предполагается рассмотрение всех трех сфер: «знание», «хотение» и «умение», - которые играют существенную роль при построении человеком модели своего поведения.

     Здоровье – это достижения, завоеванное человеком в результате серьезной работы над своим поведением и требует значительных усилий, особенно в начале формирования алгоритмов, а на их основе - моделей поведения. Эта работа приходится на подростковый возраст и важно  в этом возрасте заложить основные принципы не только здорового мышления, но и деятельности в данном направлении.  

    В образовательном процессе СЮН у каждого обучающегося должны быть сформированы следующие здоровые модели поведения:

    1. Модель здорового питания.

    2. Модель оптимальной двигательной активности.

    3. Модель антистрессорной копинг – стратегии.

    4. Модель социально одобряемого профилактического поведения (в отношении химических зависимостей).

    5. Модель профилактически здорового поведения (в отношении преждевременного старения и соматической патологии).

    6. Модель помощи окружающим в необходимой обстановке.

    7. Модель нравственно и духовно здорового поведения.

    1. Модель здорового питания представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов образовательного процесса, позволяющих сформировать данную модель.

    Модель здорового питания построена на  основной парадигме – рациональности данного процесса и предупреждении проблем здоровья, связанных с питанием. Алгоритм рационального питания, перешедший в модель обеспечивает осознанный выбор человеком продуктов, их качества и количества, обеспечивающих рост, строение и поддержание оптимального гомеостаза и  работоспособности человека. Причем, правильный выбор совершается абсолютно автоматически на основе выработанного алгоритма.


    Схема 3. формирование модели здорового питания

    Питание ребенка осуществляется в стенах общеобразовательного учреждения, где непосредственно учится ребенок. Педагоги дополнительного образования занимаются с группой детей на базе школы, часто в группах продленного дня. Поэтому организация питания очевидна и хорошее качество питания напрямую зависит от качества закупаемых продуктов школьных столовых. За последние годы значительно модернизирована материально – техническая база пищеблока всех школ города Балашова. При этом, финансирование остается недостаточным и используются средства родителей.

    В летнее время организуется эколого-оздоровительный лагерь дневного пребывания детей «Росток» с двухразовым питанием на базе ближайшей школы. В ежедневный рацион обязательно входят свежие фрукты и молочные продукты, обязательным становится витаминизация блюд. Приготовление пищи находится под особым контролям санитарно эпидемиологических служб.

    2. Модель оптимальной двигательной активности. Актуальность данной модели определяется важностью движений для развития кровообращения и поддержания его на адекватном уровне в течение всей жизни. Приверженность ребенка к высокой двигательной активности закладывается так же семейными установками, но роль школы и учреждения дополнительного образования в её развитии, без сомнения, важна. На территории «Станции юных натуралистов» имеется  актовый зал со спортивным инвентарем (теннисный стол, бадминтон, футбольные и волейбольные мячи), игровая площадка, обеспечивающие потребности воспитанников и социума города. По плану работы объединений совершаются походы в лес, экскурсии, путешествия по городскому  парку и на спортивную площадку парка.

    Среди младших воспитанников ежедневно проводится динамический час, в котором активно участвуют педагоги.

    В рамках формирования ведения здорового образа жизни обучающиеся проводят лонгитудиальный мониторинг себя и своих сверстников по антропометрическим параметрам, физическому развитию и достижениям в физической подготовке.

    Схема 4. Модель оптимальной двигательной активности

    3. Модель антисрессорной копинг - стратегии

    Стресс, по определению Г. Селье, является генерализованной неспецифической реакцией на внутренние или внешние раздражители, вызывающие стойкие негативные реакции.

    В общем континууме психологической регуляции копинг-механизмы играют компенсаторную функцию, а механизмы психологической защиты занимают последний уровень в системе адаптации - уровень декомпенсации. На ниже приведенной схеме (схема 5.) отображены два возможных стиля реагирования на негативные события. 

    Схема 5. Стили реагирования на стрессовую ситуацию

    Два стиля реагирования в проблемной  (стрессовой ситуации) ситуации:

    1. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль - это рациональный анализ проблемы, связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях как: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

    2. Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль - следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Он не сопровождается конкретными действиями, а проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои переживания, желанием забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой.

    Исходя из стилей реагирования, можно условно описать два типа людей:

    1. Люди, прибегающие к механизмам психологической защиты, воспринимающие мир как источник опасностей, характеризующиеся невысокой самооценкой, пессимистичностью.
    2. Люди, использующие копинг-механизмы (совладание) - реалисты, оптимисты, характеризуются положительной самооценкой и сильно выраженной мотивацией достижения.

    В здоровьеформирующей деятельности основной вектор должен быть направлен на представление этих стилей реагирования и объяснение приоритета проблемно – ориентированного стиля и механизмов его самоформирования.

    Для того, чтобы рассматривать особенности поведения в стрессовых ситуациях, необходимо сначала определиться с определением самого понятия «стресс».

    Под стрессом обычно подразумевается любая реакция организма на факторы окружающей среды, которые тем или иным образом выводят человека из состояния физического или психологического равновесия. Строго говоря, стрессом может быть любая болезнь, интенсивная нагрузка, неприятные новости и так далее. При этом, в зависимости от индивидуальных особенностей, человек может воспринимать ситуацию как стрессовую или абсолютно не обращать на нее внимания. Характер этой реакции и зависит от преобладающего типа копинг - стратегий у данного человека.

    Важно, что в большинстве случаев выбор той или иной стратегии поведения в стрессовой ситуации происходит на бессознательном уровне. Этот выбор зависит преимущественно от психологических характеристик личности.

    Каждый из вариантов копинг - стратегий имеет свои преимущества и недостатки. Даже одна и та же схема поведения может идеально подходить к решению одной стрессовой ситуации и абсолютно не подходить к решению другой.

    Достаточно распространенный вариант копинг - поведения носит название конфронтации. Эта схема может довольно неплохо проявить себя в том случае, если непосредственную причину стресса можно персонифицировать. Поведение по этому варианту предполагает открытое противостояние стрессу, уничтожение тем или иным образом его причины.

    Еще один механизм копинг - поведения — это дистанциирование себя от существующей проблемы либо постоянное откладывание ее решения. Классический литературный пример — излюбленное поведение Скарлетт: «Я подумаю об этом завтра». Иногда такая стратегия сменяется другими вариантами, позволяя взглянуть на проблему под другим углом. В других ситуациях применение подобного поведения лишь усугубляет ситуацию.

    Одна из наиболее заманчивых копинг - стратегий — это система самоконтроля. Такой вариант действительно эффективен в любой форс-мажорной ситуации. Тем не менее, постоянный самоконтроль, особенно осуществляемый на достаточно высоком уровне, потенциально способен привести к развитию психологических, а, иногда, и психических проблем.

    В нашем учреждении разработана и реализуется в ежегодном режиме система подготовки обучающихся к оптимальному выбору эколого-биологического профиля, будущей профессии и подготовки к итоговой аттестации в 9 и 11 классах по биологии на основе оптимального использования времени, решения поставленных задач и самоконтроля эмоций в рамках экзамена.

    4. Модель социально одобряемого профилактического поведения (в отношении химических зависимостей).

    Формирование данной модели основано на структурно – функциональных представлениях об аддиктивном поведении и факторов предрасполагающих его формирование и предупреждающих данную форму поведения.

                  Наркотическая                          Бегство от реальности путем сосредото-

                  Алкогольная                              чения на узконаправленной сфере

                 Табачная                                    деятельности.

    • «Первых проб»
    • «Поискового полинаркотизма»
    • «Выбора предпочтительного вещества»

    Замещение традиционных форм жизнедеятельности и иерархии ценностей обыденной жизни лишь собственным психическим или физическим «усовершенствованием» («бегство в тело»), исключительно служебными делами («бегство в работу»), постоянным (утрированным) стремлением к общению или наоборот, уединению («бегство в контакты ил и одиночество»), жизнью в мире иллюзий и фантазий («бегство в фантазии») и т.д.

    • Социальные (доступность психоактивного вещества,  «мода» на него, степень гразящей ответственности: влияние группы, определенных социальных слоев, культуральных факторов и др.)
    • Психологические (тип акцентуации характера, привлекательность возникающих или ожидаемых ощущений, страх причинить вред своему здоровью и др.)
    • Биологические (степень изначальной индивидуальной толерантности, отягощённая наследственность, резидуальные органические поражения, хронические соматические заболевания и др.)


    Данная модель возникает как результат формирования ценностного отношения к своему здоровью в виде функциональной грамотности.

    Формирование функциональной грамотности означает владение обучающимися следующими функциями:

    а) непосредственное самосохранение здоровья, трудоспособности;

    б) житейские нужды, также   способствующие самосохранению;

    в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей;

    г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями;

    д) получение  знаний из самых разнообразных источников информации;

    е) профессиональный выбор и самоопределение.

    Данные индикаторы характеризуют сформированную позитивную здоровую модель поведения человека как личности и члена общества.

    Соответственно эта модель не предполагает химических и физических зависимостей и процесс формирования её складывается в следующую схему:

    Схема 6. Модель профилактического поведения по отношению к зависимостям

    Только высокий уровень внутренней культуры, богатый духовный и ценностный потенциал человека может предупредить его от аддиктивного поведения, как поведения саморазрушающего.

    В формировании данной профилактической модели возможны лишь когнитивные подходы, раскрывающие перед развивающим молодым человеком логическую цепь правильного выбора модели поведения.

    5. Модель профилактически здорового поведения (в отношении прежде временного старения и соматической патологии).

    Примером логики формирования в сознании каждого человека оптимальной модели поведения в отношении здоровья является американская модель изменения поведения Дж. Прачаско и С. Диклименти, отнесенная соответственно ко второму типу моделей.


    По мнению авторов этой модели, изменение поведения основано на прохождении определенных стадий (J. О. Prochaska, С. С. DiClemente,  1986). Ключ к успешному изменению поведения — знание "своей" стадии, т.е. понимание своей проблемы. Эта модель хорошо себя зарекомендовала при решении проблем лишнего веса, курения и злоупотребления алкоголем. Люди редко избавляются от вредных привычек в один момент. 

    В качестве конкретного примера можно представить профилактику группы заболеваний, являющейся основной причиной смерти людей во всем мире: сердечно – сосудистые заболевания.

    В ряду причин этих заболеваний выделяют неповеденческие факторы, мало от нас зависящие, и  поведенческие факторы, полностью зависящие от нас. Эти факторы вызывают определенные изменения в состоянии здоровья.

    Схема 7 .Модель профилактики соматической патологии.

    В ряду этих факторов на первом этапе надо выбрать фактор, в наибольшей степени влияющий на здоровье (в плане развития сердечно – сосудистых заболеваний) Все основные заболевания ССС, приводящие к смерти являются осложнения гипертонической болезни. Следовательно, важнейшим фактором является – курение.

    На втором этапе выделяется фактор, легче всего изменяемый по содержанию. Таким фактором является «жирная диета» или сидячий образ жизни. Изменив эти факторы и почувствовав облегчение и удовлетворение от проделанной работы, человек, несомненно, попытается изменить и остальные факторы, что при данной подготовке будет более эффективным.  

    Данное определение профилактики соматической патологии формирует у обучающихся логически выверенное четкое представление о создании собственной модели поведении в отношении всех человеческих ценностей и установок.

    В рамках образовательного процесса необходимо выстроить аналогичные модели в отношении других соматических патологий.


    6. Модель помощи окружающим в необходимой обстановке.

    Модель определяется ценностными установками человека в отношении окружающих. Далеко не большинство молодых людей автоматически приходят на помощь окружающим. К сожалению, рассказ про то, что, чем больше отдаешь, тем больше получаешь, далеко не всегда имеют эффект и. только когда человек сам оказывается в кризисной ситуации, он начинает ценить помощь других.

    Проблемно-ориентированный  стиль реагирования на стрессовые ситуации обеспечивает оказание помощи в оптимальные сроки, что подчас может спасти человеку жизнь.

    И все-таки в основе этой модели лежат нравственные установки, которые очень сложно сформировать у ребенка, если их нет в семье.

    Структурно данную модель можно представить следующим образом:

     

    Схема 8. Модель оказания помощи окружающим.

    Тем не менее, в рамках обучения по эколого-биолигическим программам  педагоги дополнительного образования предлагают воспитанникам разрешить проблемные ситуации, привлекают к совершению нравственных поступков, взаимопомощи, прививают сострадание, ориентируют на умение оказывать помощь в экстренных ситуациях. Таким образом, обучение проходит для воспитанников всех возрастов по концентрической  системе основам здоровьеформирования.

    В экологических объединениях возможны занятия с элементами фитотерапии, если это праздничное чаепитие (Праздник Масленицы, Осенины и др.)

    В зимний период особое внимание уделяется профилактике ОРЗ, выращивается зеленый лук в теплице и на подоконниках учебного кабинета, всюду раскладываются дольки чеснока, что необходимо для плодотворной работы экологических объединений. Важна реабилитация переболевших детей для сокращения пропусков по болезни.

    7. Модель нравственно и духовно здорового поведения.

    Основой духовно нравственного оздоровления и формирования личности является определение духовности как личностной характеристики человека

    Гуманистические идеалы – добра, красоты, истины, справедливости, равноправных отношений между людьми – давно вошли в золотой фонд человеческой культуры, они определяли и высокий смысл деятельности выдающихся педагогов прошлого и современности. Проблема заключается в том, чтобы реализовать гуманистические идеалы в современных образовательных учреждениях, функционирующих в динамично изменяющихся социокультурных условиях. Решение этой проблемы лежит в плоскости подготовки педагогов – носителей высокой гуманистической педагогической культуры.

    Педагогика, ориентированная на развитие духовно-нравственной культуры, должна в максимальной степени отвечать духовным требованиям времени, быть в состоянии дать ответы на вопросы о смысложизненных константах человеческого бытия. Духовность человека предполагает осознание им подлинного смысла своей жизни, понимание им своего места, роли и предназначения в мире.

    Утрата человеком на пороге 3-его тысячелетия смыслового наполнения своего бытия предельно обострила и повысила значимость для образования задачу «возвращения человека к своей сущности, к человечности»[1]. Современная философия, педагогика отчетливо понимают, что корень всех проблем во внутреннем кризисе самого человека, его разладе с существующим миром, миром, как никогда стремительно и радикально меняющимся прямо у него на глазах. Человек волей-неволей вынужден признать, что ключ к спасению заложен в нем самом, в его собственной внутренней трансформации. Эта трансформация заключается в «необходимости чувства глобальности, любви к справедливости, в нетерпимости к насилию»[2]. Именно этим и объясняется тот неподдельный интерес, который проявляется как зарубежной, так и отечественной  педагогикой к философским построениям М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, Э. Фромма, А. Камю, А. Маслоу, Дж. Дьюи, К. Роджерса, В.Франкла, А. Швейцера, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Л.И Шестова и многих других мыслителей, содержащих ответы на смысложизненные вопросы человеческого бытия. Важно в той или иной форме донести их идеи до подростков – носителей культуры будущего, даже, если восприимчивость к ним недостаточна.

    В качестве атрибутивного, основополагающего свойства человека, определяющего все другие свойства и объединяющие их в единую целостность, можно рассматривать духовность. Духовность в контексте гуманистического видения понимается как сущностная характеристика, позволяющая человеку «обладать представлением о себе» (И. Кант), осознавать свое личностное «Я». Духовность характеризуется такими свойствами, как идеальность, субъективированность, активность, относительная неизменность и т.д. Она функционирует как самосознание, самопознание человеком своего «Я» и проявляется в определенных состояниях психики человека: совесть, долг, ответственность, стыд, менталитет и т.д. Духовность позволяет человеку понять законы окружающей действительности, осознать уникальность, неповторимость самого себя, понять свое личностное «Я», выработать программы регулирования и управления своим поведением, понять свое место, роль и предназначение в мире, обществе. Особое значение имеет духовность в момент осуществления выбора человеком определенного типа поведения (активное – пассивное – девиантное – деликвентное – конформное), а также при решении человеком проблемы смысла своей жизни. Человек выбирает систему ценностей, стратегические цели, которые выступают ориентиром его личностного развития (это и есть решение проблемы смысла жизни). Решая данную проблему, человек выбирает один из возможных вариантов действия, например, таких как «жить или умереть» (А. Камю), «иметь или быть» (Э. Фромм). Каждый человек, решая эти проблемы, в качестве целевого ориентира выбирает одну из стратегических задач: обладание собственностью, властью, стремление к наслаждению, полному удовлетворению своих потребностей, стремление к славе, популярности, стремление к личностному самоутверждению и реализации всех своих сущностных сил и своего предназначения и т.д. Гуманистическая педагогика особо выделяет необходимость в реализации человеком своего предназначения в мире, в полном развертывании своих возможностей и способностей, в стремлении к истине, добру, красоте, благу и т.д., понимает высший смысл жизни человека в самой жизни (Э. Фромм).

    Формируя представленную модель духовности мы должны не забывать, что нравственность, как элемент духовности определяется уровнем развития интеллекта и этнической или национальной идентификацией личности (что заложено в ФГОСы). Поэтому важно обогатить духовный мир обучающихся основами религиозных культур современности, что будет определять самоуважение обучающихся и обогащать их духовно – нравственный потенциал. Мы должны помнить, что в основе культур всех цивилизаций лежали религиозные культуры, сконцентрировавшие главные нравственные основы цивилизаций.

    По сути, рассматривая вопрос о том, как определить нравственные основы человеческого бытия, мы можем исходить из разных идеологических теорий, но смысл нравственных основ поведения каждого человека определяется примерно следующими смыслами.

    СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ

     

    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 
    О МЕСТЕ В ЖИЗНИ

    Родители дети

    муж жена

     

     

    родственники

     

    профессия

     

    карьера

    ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ ЛЮДИ СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ В ЖИЗНИ

    ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

    Схема 9 Структурно – функциональная схема смысла жизни и нравственных основ  деятельности человека.

    Данная структурно- функциональная схема представляет наиболее важные вектора деятельности в рамках формирования данной модели: важность семьи, традиции, самореализация и  мотивы.

    Здоровьесберегающая программа МОУ ДОД СЮН «За здоровьем – к природе» построена на важнейших воспитательных проектах и опирается по всем направлениям на  представленные выше модели.

    Обучающиеся, в результате изучения программы представляют собственные презентации, проекты, исследовательские работы на муниципальной конференции, а победители – на региональных и всероссийских конкурсах и конференциях.

    Таким образом, программа достаточно многопланова и многоаспектна. Все элементы переплетены между собой и нет возможности, развивая один из модулей, не развивать другой.


    СТУПЕНИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ

    С учетом возрастных особенностей обучающихся экологических объединений СЮН можно выделить три ступени (уровни) формирования здоровья.

    1 ступень «Основы здоровья» - начальное эколого-натуралистическое направление  (юные экологи «Маленький принц Земли», экологическое объединение «Юный фенолог», группа дошкольников «Малышок»). Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений. Ребенок включается в систему отношений «Я - природа». На первоначальном этапе обучения основным направлением становится активизация интеллектуального и эмоционального развития ребенка, чем и является игровая деятельность, накопление собственных впечатлений, которые затем ложатся в основу активной экологической деятельности. Окружающий мир и близкое детям реальное окружение в ходе занятий должны обнаружить свое богатство, разнообразие и единство; необходимо осознание детьми целостности мира, понимание того, что нанесение ущерба любой части системы неминуемо скажется на остальных. Постепенно вводится в процесс обучения трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).

    II ступень «Сделай свой выбор» - среднее звено (возраст воспитанников 11 - 14 лет) сельскохозяйственное и эколого-биологическое направления. (экологические объединения «Юный овощевод», «Юные садоводы», «Юный биолог», «Юный зоолог», «Юные цветоводы»). Ориентация на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формирование негативного отношения к вредным привычкам. Возрастные особенности детей соответствуют периоду индивидуализации, склонности к исследовательской работе, стремлению сделать мир лучше.  Воспитанники проявляют интерес к работе на учебно-опытном участке СЮН, уходу за животными на зоологической базе СЮН, участвуют в природоохранных акциях по благоустройству и озеленению территорий, пропагандируют здоровый образ жизни. Достижения качественно более высокого уровня образования выражается в том, что в различных конкурсах, городского, областного, российского уровней год от года принимают участие все большее количество детей.

    III ступень «Мир каждой души» – старшее звено эколого-эстетическое направление. (Экологические объединения «Юный эколог», «Юный агрохимик»). Формирование у обучающихся позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности. На этом этапе в учреждении создается условия для формирования выбора сферы профессиональной деятельности. Наличие на СЮН программ, имеющих профессиональную направленность, может способствовать эффективности допрофессиональной подготовки.

    Таким образом, педагоги следуют тенденциям времени, активно внедряют в образовательный процесс новые формы и методы, учитывают  возрастную и индивидуальную особенность детей, применяют  здоровье сберегающие технологии, игровые методики, расширяют диапазон применения  компьютерных технологий.   Прослеживается тенденция к интеграции в образовательных программах и на  занятиях знаний из различных областей и предметов: биология, экология, химия, география, русский язык, литература, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.

    Работа по формированию здорового образа жизни не представлена отдельным блоком, а красной нитью проходит через тематику образовательных программ учреждения.


    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ МОУ ДОД СЮН

     Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

    Типы здоровьесберегающих технологий

    • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
    • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика , фитотерапия, арттерапия)
    • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы образовательного цикла)
    • Воспитание культуры здоровья (занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» – обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья за период обучения в объединении, сформировать у них необходимые универсальные учебные действия по здоровому образу жизни.

    Каждый ребенок должен получить за время обучения знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Это может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

    Деятельность педагога дополнительного образования по созданию здоровьесберегающей среды в экологическом объединении:

    - проведение нестандартных занятий (снижает напряжённость, прямую зависимость усталости от времени проведения  занятия);

    - устранение перегрузок на занятиях;

    - проведение мероприятий по пропаганде ЗОЖ;

    - экскурсии;

    - тематические праздники на темы «Чистота-залог здоровья»,  «Веселые старты», «Мама, папа, я – дружная семья», «Суд над табаком» и др.;

    - динамические минутки, физминутки, двигательные игры, разминки;

    - трудовая деятельность.

    Усилия педагога дополнительного образования МОУ ДОД СЮН направлены на то, чтобы здоровому красивому внешнему облику воспитанников соответствовали богатое духовное содержание, высокая нравственность, желание быть нужным не только себе, но и своей Родине, народу. Особое внимание уделено освоению правил культурного поведения, вежливости, необходимых для жизни человека в обществе, искоренению хамства, сквернословия. Поэтому одним из важнейших факторов формирования культуры здоровья стало этическое воспитание детей. На занятиях объединения, диспутах, беседах, ребята должны усвоить такие понятия как «такт», «стиль», «вкус», научиться проявлять их в повседневной жизни: в процессе общения детей между собой, с педагогами и родителями, в общественных местах, в дороге, на отдыхе, в гостях, на торжественных мероприятиях.

    Педагоги СЮН активно используют профилактические методики, аудио сопровождение занятий, массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выходы на природу, экскурсии, а также работа с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни. Во время плановых экскурсий в лес дети не только занимаются исследовательской деятельностью, наблюдают за явлениями природы вокруг, но и проводят спортивные соревнования. Традиционным стало проведение праздника «Веселые старты» в дни школьных каникул.

    Программа предусматривает следующие формы работы:

    -беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес);

    - дидактическая и  ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству);

    -дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать);

    -тренинги;

    -викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников);

    -круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе);

    -элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать);

    -брейн-ринг, путешествие, суд, соревнование, аукцион и т. д.

    В творческом поиске педагогов родились игровые формы воспитания ЗОЖ. Так, практикуется проведение судебного процесса над «вредными привычками», «Табаком», «алкоголем», «Бранными словами».

    Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент теоретического занятия с воспитанниками. На своих занятиях педагог следит за осанкой детей, ведь осанка-это приобретённое человеком в ходе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении. Таким образом, использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время занятия гораздо эффективнее и с большей результативностью учебной отдачи воспитанников. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению учебного процесса. Систематическое  использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния воспитанников, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию необходимости сохранения здоровья.

    Двигательные игры. Главная цель таких игр – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать ему значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире. Для развития физических возможностей детей проводятся спортивные игры, мероприятия. Для детей ежедневно проводятся занятия, конкурсы, связанные с экологической тематикой.

    Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за учение. Сопровождение упражнений хорошей музыкой, введение детей в мир упражнений с помощью ситуаций, основанных на названии упражнения, позволит превратить 5-10 минутный перерыв на занятии в веселую и увлекательную игру. Во время отдыха проводятся музыкальные фрагменты, в ходе которых воспитанники слышат красоту музыки. С помощью музыки они слышат вой бури, шум волн; узнают, что с помощью музыки можно изобразить движения животных (скачет заяц, лисица бежит). Музыкотерапия помогает быстро набраться сил и продолжить работу в прежнем темпе.

    В период всплеска простудных заболеваний организуется фито- и аромотерапия. Это снижает количество заболевающих детей.

    Экскурсии способствуют общему физическому оздоровлению воспитанников экологического объединения. Непосредственный контакт с окружающей природой облагораживает детей, формирует у них позитивное отношение к природной среде. Например: на экскурсии в парк ребята наблюдают за изменениями в природе, узнают о растениях и необходимости их охраны, о съедобных и ядовитых грибах, о роли природы в жизни человека. Занятия «под голубым небом» снимают чрезмерное и длительное напряжение глаз. Работа над улучшением зрения положительно сказываются и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения.

    Труд - один из ведущих факторов воспитания у детей правильного представления о здоровом образе жизни. В программе всех экологических объединений предусмотрены практические часы, в основе программы лежит практическая деятельность, работа на пришкольном участке, работа на учебно-опытном участке «Станции юных натуралистов», а также работа в теплице круглый год. Ребята учатся сажать растения, поливать, ухаживать за ними, конструировать озеленяемую территорию. Физический труд соответствует возрастным особенностям ребенка. Воспитанники со слабым здоровьем тоже находят дело по силам. Непосредственный контакт с природой облагораживает детей, формирует у них позитивное отношение к природной среде.

    На зообазе «Станции юных натуралистов» организован живой уголок, за питомцами которой ухаживают ее воспитанники. Общение с животными помогает детям расслабиться, пообщаться с миром природы.        Трудовая деятельность направлена на благоустройство СЮН. Ребята очищают территорию СЮН от захламлённости, ухаживают за саженцами деревьев, облагораживают цветочные клумбы.

    Успех работы по реализации здоровьесбеергающих технологий зависит:

    • от активного участия в этом процессе самих воспитанников и их родителей;
    • создания здоровьесберегающей среды;
    • высокой профессиональной грамотности педагога;
    • планомерной работы с родителями;
    • тесного взаимодействия педагога, родителей и воспитанников.

    Отслеживание результатов здоровьесберегающих технологий осуществляется путем проведения соревнований, викторин, анкетирования, тестов, «веселых стартов», праздников для детей и родителей и т. д. Педагоги используют диагностические карты.

    Ожидаемый конечный результат:

    - улучшение организации и повышение качества оказания психологической помощи детям и взрослым;

    - формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у воспитанников;

    - эффективность решения оздоровительных задач эколого-валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлению сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности;

    -обеспечение мониторинга и контроля качества образования и мониторинга здоровья обучающихся;

    -создание механизмов распространения возникающего в новых условиях позитивного опыта образовательной деятельности;

    -использование принципиально новых механизмов управления учебным и воспитательным процессом;

    -развития материально-технической базы учреждения.

    На занятиях в экологических объединениях СЮН детям дается не только запас знаний, но и возможность двигательной активности, психологической разгрузки в достаточно напряжённом учебном ритме. И, как следствие, ожидаемыми результатами такой работы  станет снижение заболеваемости, повышение уровня психологического комфорта для каждого ученика в учебном заведении, удовлетворённость родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, и увеличению числа здоровых детей.

    Таким образом, у воспитанников МОУ ДОД СЮН  обеспечивается физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, то есть оптимальное развитие этих сфер личности, при хороших, стабильных показателях обученности.


    АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

    Педагогу необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

    Гигиенические условия в кабинете: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость обучающихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

    • Число видов учебной деятельности, используемых педагогом. К их числу относятся: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность способствует утомляемости обучающихся. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
    • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.
    • Число использованных  видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех за занятие.
    • Чередование видов преподавания – не позже чем через 10-15 минут.
    • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (обучающиеся в роли педагога, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
    • Умение педагога использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования, дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
    • Позы обучающихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы обучающихся на занятии может служить хорошим индикатором психологического воздействия педагога, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного педагога состоит, в частности, в том, что дети на его занятиях избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации обучающихся, но и губительно отражается на их характере.
    • Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью занятия. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15-20 минут занятия по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у обучающихся желания их выполнять.
    • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение педагога выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
    • Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые педагогом.
    • Благоприятный психологический климат на занятии, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных обучающимися и самим педагогом определяет позитивное воздействие учреждения на здоровье.
    • Преобладающее выражение лица педагога. Занятие неполноценно, если не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
    • Момент наступления утомления обучающимися и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений обучающихся в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
    • Темп и особенности окончания занятия. Желательно, чтобы завершение было спокойным: обучающиеся имели возможность задать педагогу вопросы, он мог прокомментировать задание на дом, попрощаться.
    • Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид обучающихся, выходящих с занятия. Стоит обратить внимание и на состояние педагога.

    Анализ занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей педагога. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего проводить анализ занятия в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Артемова Т., Ковалева А. Проблемы обучения детей с 6-летнего возраста // Народное образование. 1998. № 9-10.
    2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход// Школа здоровья. 2000. № 2.
    3. Базарный В. Ф. Главная опасность для цивилизации // Народное образование. 1998. № 9 - 10.
    4. Безруких М., Зайцева В., Сонькин В., Титова Т. Новые подходы к уроку физкультуры // Народное образование. 1998. № 9-10.
    5. Боромыкина О. Коррекция речи и движения. М.: Детство-пресс, 1999.
    6. Буквоупражнения. Русская азбука-зарядка. СПб.: РГПУ. 1999.
    7. Васильева Н., Новотворцева Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1998.
    8. Васильева О. С, Журавлева Е. В. Здоровый образ жизни -стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. 1999. №2.
    9. Волина В. Праздник числа. М.: Педагогика, 1995.
    10. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных средах современных образовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СанПиН 27472.-276-96 // Вестник образования. 1997. № 10.
    11. Исаева С. А. Уроки здоровья. Мурманск: МОИПКРО, 1996.
    12. Карганова Е. Друг за дружкою гуськом. М.: Малыш, 1978.
    13. Картушина М.  Ю.  Зеленый  огонек здоровья. Архангельск, 2000.
    14. Костина М. А. Семья. Мурманск: МВД, 2000.
    15. Кряжева Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1996.
    16. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. М.: Линка-Пресс, 2000.
    17. Кузнецова В. М. В поиске ради здоровья. Мурманск: МОИПКРО. 1996.
    18. Лазарев М. Л. "Здравствуй!": Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. М.: Академия, 1997.
    19. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. СПб., 1997.
    20. Латохина Л. И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 1993.
    21. Лебедева Е.. Русакова Е. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1970.
    22. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. М.: Дельта, 1997.
    23. Мазуревич В. И. Истоки здоровья школьников на Крайнем Севере. Мурманск. 1994.
    24. Мазуревич В. И. Физическая культура и здоровье северян. Мурманск, 1996.
    25. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. Череповец, 1995.
    26. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику? Минск: НМ Центр, 1998.
    27. Митина Л. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. 1998. № 9-10.
    28. Мусова И. Логопедические чистоговорки. М.: Тандем, 1999.
    29. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. М., 1993.
    30. Оздоровительные мероприятия для детей Севера при обучении в начальной школе. Архангельск, 1993.
    31. Петров В., Гришина Г., Короткова Л. Зимние праздники игры и забавы для детей. М.: ТЦ "Сфера". 1999.
    32. Поплянова Е. А. А мы на уроке - играем. М.: Новая школа, 1994.
    33. Прутиманн П. Дружный класс как маленькая планета. СПб., Светлячок. 1998.
    34. Расскажи стихи руками. М., Совер, 1992.
    35. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
    36. Русская азбука-зарядка. СПб.: РГПУ, 2000.
    37. Рыбак Е. В. Игротека-2. Архангельск: ИППКРО, 1999.
    38. Савина Л. Пальчиковая гимнастика. М.: Родничок, 1999.
    39. Сухарев А. Т. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. № 2. Тело человека. Русская азбука-зарядка. СПб.: РГПУ, 1999. Толкачев Б. С. Физкультурный заслон ОРЗ. М.: Ф и с. 1988.
    40. Уманская А. Что такое вирус группа, как сберечься от бронхита. М.,1995
    41. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.
    42. Чистякова М. Психогимнастика. М.: Просвещение. 1995.
    43. Чепурных Е. Е. Социальная значимость здоровья в системе образования // Школьное здоровье. 2000. № 2.
    44. Чечельницкая С. М. Педагогика здоровья. Учебник-тетрадь 3-го класса // Школа здоровья. 1999. № 2.
    45. Шмаков С. И., Безбородова Н. А. От игры к самовоспитанию. Сборник игр и коррекций. М.: Новая школа, 1993.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

    Физическое здоровье:

    это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

    это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого   составляют   морфологические   и   функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

    Психическое здоровье:

    • это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная    сила,    побуждающая    к    созидательной деятельности (педагогическое определение);
    • это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего   душевного    комфорта,    адекватная   поведенческая реакция (медицинское определение).

    Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

    Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

    Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

    Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы... В. А. Сухомлинский

    Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия".

    Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ)

    "Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для создания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него".

    Шаталов Г.С. "Философия здоровья"


    [1] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. – М.,1988. С.319.

    [2] Печчеи А. Человеческие качества. – М.,1980. С.180-181.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.

    Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС....

    Приоритетные направления деятельности МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

    История создания образовательного учреждения эколого-биологической направленности в городе Балашове, основные этапы развития, традиции, современное состояние....

    ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

    Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

    ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

    Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

    ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся

    Программа формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни для обучающихся сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей...

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий.

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий....

    Формирование культуры экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на уроках физической культуры

    Формирование культуры экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся  на уроках физической культуры через обучение плаванию.В системе физического воспитания ...