Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.
статья по теме
Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.04.2013lamanova_i.n.3.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Ламанова И.Н.
директор МБОУ СОШ № 49
г. Белгорода
1 сентября 2013 г. нашему ОУ исполнится 15 лет. Молодая, динамично развивающаяся школа в настоящее время занимает достойное место среди ОУ города, имеет позитивные результаты деятельности, сложившиеся традиции и собственное лицо.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 04 февраля 2010 г.) ориентировала ОУ на модернизацию и инновационное развитие. Речь шла, в первую очередь, об изменении содержания образования, ориентации школ на профильное обучение. В нашем в ОУ действует система профильного обучения инженерно-технической направленности.
С учетом социального запроса обучающихся и их родителей в старшей школе были открыты:
- экономико-математический,
- физико-математический,
- химико-биологический,
- индустриально-технологический профили.
Глубокие и прочные знания школьники получают по дисциплинам, изучаемым на профильном уровне (алгебра и геометрия, обществоведческие дисциплины, физика и информатика, химия и биология, а также предметы образовательной области «Технология»).
С 5 класса организуется пропедевтическое и углубленное изучение физики, химии, информатики, экономики, что способствует раннему профессиональному самоопределению школьников.
Использование элементов «школа-вуз» расширяет сотрудничество с ВУЗами, позволяет обучающимся своевременно определиться с выбором будущей профессии.
В ОУ работает инициативный, творческий, высококвалифицированный педагогический коллектив, в составе которого как молодые учителя со стажем работы менее 5 лет, так и опытные педагоги, деятельность которых отмечена правительственными и отраслевыми наградами, преподаватели ВУЗов, кандидаты наук, аспиранты. 84% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. Ежегодно педагогические работники участвуют в конкурсах профессионального мастерства, демонстрируя высокий уровень учительской компетентности. 4 педагога школы- победители ПНПО «Образование»
Показателем качественной работы коллектива, безусловно, являются результаты учебной деятельности выпускников:
- Ежегодно наши выпускники успешно сдают ГИА в 9кл и экзамены в форме ЕГЭ, (см. таблицу), показывая результаты выше городского и среднеобластного уровней,
- более 90% выпускников профильных классов поступают в ВУЗы на специальности соответствующие профилю.
В школе реализуется программа «Одаренные дети». С каждым годом увеличивается число победителей и призеров во Всероссийской олимпиаде школьников различных уровней.
(В текущем уч. Году у нас было 10 победителей и призеров на региональном уровне.)
Школьники принимают активное участие во Всероссийских программах молодых исследователей:
Первые шаги в науку», «Шаг в будущее» и др., с успехом выступают в творческих конкурсах, викторинах, фестивалях, становятся стипендиатами мэра в различных номинациях. В текущем учебном году – 34 воспитанника добились высоких результатов , 6 являются стипендиатами мэра.
Можно с уверенностью сказать, что на данном этапе школа успешно решает одну из главных задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ФГОС второго поколения - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание человека с активной жизненной позицией, личности, готовой к достижению поставленных целей и жизни в современном мире.
Переход на профильное обучение, изучение предметов на углубленном уровне, усложнение учебных программ, увеличение нагрузки, не могли не сказаться на показателях здоровья обучающихся. Возникла необходимость в поиске методики, которая позволяла бы, не нарушая структуру и ход учебного процесса, снимать напряжение и утомляемость детей. Такая методика была найдена. С 2008/2009 учебного года педагогический коллектив приступил к изучению, а с 2009/2010 к внедрению здоровьесберегающих технологий академика В.Ф. Базарного.
В апробации методики были задействованы три первых класса, в следующем (2013-14) учебном году, по итогам выпуска нач школы, мы готовимся опубликовать методические рекомендации с результатами и опытом работы по данному направлению.
С сентября 2012 года все кабинеты начальной школы, оснащены необходимым оборудованием для применения технологий В.Ф. Базарного. На уроках дети пишут перьевыми ручками. Осуществляется раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек (в 4-х классах начальной школы). Во внеурочной деятельности школьников применяются такие элементы здоровьесберегающей системы, как хоровое пение, занятия лепкой и хореография, где дети гендерных классов занимаются вместе.
Для объективной оценки состояния здоровья детей в условиях применяемой методики был заключен двусторонний договор с детской поликлиникой №4 г. Белгорода о ежегодных внеплановых обследованиях школьников по показателям зрения и состояния опорно-двигательного аппарата.
Диагностика состояния здоровья детей медицинскими и педагогическими работниками проводится регулярно - 2 раза год.
Мониторинговые исследования состояния здоровья обучающихся по установленным критериям демонстрируют стабильные результаты у большинства школьников (данные в таблице на слайде). Снизилась общая заболеваемость в школе.
Показатели психологического здоровья у подавляющего большинства детей высокие. Результаты и достижения каждого ученика начальной школы в области сохранения и укрепления здоровья заносятся в портфолио обучающегося «Сундучок здоровья», разработанный творческой группой педагогов школы. Родители удовлетворены новой ситуацией обучения.
Применяя методику В.Ф. Базарного в начальной школе, наблюдая позитивные результаты, мы пришли к пониманию необходимости ее использования в среднем звене, так как, данная методика является эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов , другой сугубо школьной патологии.
Понимая, что подход к формированию здорового психически, физически развитого и социально-адаптированного человека должен быть комплексным, параллельно с внедрением методики В.Ф. Базарного в ОУ была разработана школьная программа «Образование и здоровье», рассчитанная на реализацию до 2015 года.
Работа по формированию у детей мотивации и поведенческих навыков здорового образа жизни строится по шести традиционным направлениям:
- создание и укрепление здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей инфраструктуры образовательного учреждения;
- рациональная организация учебного процесса;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, родителями;
- профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся и педагогов.
В рамках программы:
- приобретено оборудование для всех уч кабинетов нач школы и частично- среднего звена (парты-конторки, обеспечивающие выполнение школьниками работы в режиме динамических поз, а также оборудование: коврики для массажа стоп, схемы универсальных символов для профилактики зрения, офтальмотренажеры, сенсорные кресты);
- оснащен и имеет санитарно-эпидемиологическое заключение медицинский кабинет школы, соответствующий новым требованиям СанПИНа;
- приобретено скрининговое оборудование для ранней диагностики патологий и автоматизированного диспансерного обследования детей и взрослых «АКДО», комплекс «Психомат»; компьютерная программа «Физкультурный паспорт - школа», разработанная Всероссийским НИИ Физической культуры и спорта для организации мониторингового исследования уровня физической подготовленности и физического развития обучающихся;
- разработан и реализуется проект реконструкции школьной столовой на сумму более 3 млн. рублей,
- укрепляется и обновляется материальная база физкультурно-спортивного комплекса, включающая в себя стадион, специализированные площадки, спортивный зал, тир и зал для хореографии;
- созданы условия для комфортной и продуктивной работы учителей: все учебные кабинеты оборудованы АРМ, кот объединены в единую локальную сеть с выходом в Интернет, созданы библиотечно-информационный центр и методический кабинет;
Школа обеспечена необходимым квалифицированным составом специалистов (учителя физической культуры, психологи, учитель-логопед, социальные педагоги, медицинские работники).
- в ОУ организована полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья. Для детей с ослабленным здоровьем созданы специальные медицинские группы. За несколько лет реализации Программы наблюдается снижение количества детей, отнесенных к СМГ (с 65 до 28 человек);
- для обучающихся, отнесенных к основной группе здоровья, на базе ОУ работают спортивные секции по 12 видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, шахматы, экологический туризм, гандбол, кикбоксинг, гимнастика, акробатика, акробатика с элементами спортивной гимнастики);
- 100% обучающихся 1 и 2 классов охвачены внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительной направленности;
- наряду с регулярно проводящимися конкурсами («Самый спортивный класс», «Лучший спортсмен», «Самый здоровый класс»), соревнованиями и спартакиадами, днями здоровья («Папа, мама, я – спортивная семья», Президентские состязания и Президентские игры, школьная спартакиада по 10 видам спорта, походы и экскурсии по Белгородской области, Малые олимпийские игры, спартакиада допризывной молодежи, соревнования по пожарно-прикладным видам спорта, игра «Зарница», игра «Орленок», спартакиада кадетских классов),
- традиционными для школы стали Недели Здоровья.
- осознав, что только здоровый учитель может воспитать здорового ребенка, педагоги школы предложили организовать и проводить 1 раз в четверть школьную спартакиаду сотрудников ОУ.
- В рамках развития системы просветительской работы с участниками образовательного процесса:
- с 2012 года внедрена программа, разработанная Институтом возрастной физиологии Российской академии образования «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья»;
- работают постоянные и временные творческие группы учителей по проблемам воспитания, обучения ЗОЖ; действует методологический семинар для педагогов и специалистов школы по вопросам медицины и психологии; учителя имеют возможность обучаться на курсах повышения квалификации( очно и дистанционно), обмениваться опытом в педагогических интернет-сообществах, участвовать в вебинарах, видеоконференциях:
- в детской школьной организации активно развивается волонтерское движение за здоровый образ жизни;
По данной проблеме при школьном психолого-медико-социально-логопедическом центре «Планета здоровья» для родителей 2-11 классов организован педагогический всеобуч, в том числе- лекторий «Мамина школа» (для родителей первоклассников)
С 2011 года реализуется деятельность
- региональной инновационной и стажировочной площадки БелИПКППС по проблеме внедрения технологии В.Ф. Базарного в учебный процесс,
- практической стажировочной площадки экспериментального проекта по распространению модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
. В рамках площадок школа организует обмен опытом с коллегами. Ежегодно проходят 5-6 семинаров по обмену опытом, учителя читают лекции по вопросам здоровьесбережения на курсах для педагогических и административных работников школ области и др. регионов.
- С ноября 2012 г. в рамках реализации регионального эксперимента «Реализация накопительной системы повышения квалификации педагогических работников области» на базе ОУ действует стажировочная площадка для заместителей директора по УВР «Управление образовательным процессом в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Таким образом, школа выходит на результат, обозначенный ФГОС второго поколения, создает условия для сохранения здоровья обучающихся, формирования ценности здорового и безопасного образа жизни, обеспечения психологического комфорта субъектам образовательного процесса. В школе создается здоровьесберегающая среда, предоставляющая реальную возможность каждому школьнику получить, как того требует ФГОС второго поколения, полноценное образование, адекватное его потребностям и интересам, востребованное в современном информационном обществе.
Конечно, в нашей работе встречаются трудности, много нерешенных проблем, несмотря на которые, педагогический коллектив уверенно смотрит в будущее. Сегодня- это единая сплоченная команда единомышленников-профессионалов, обладающая мощным потенциалом, готовая работать в новых условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Программа Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Настоящая программа по формированию здорового образа жизни.Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффект...
"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО".
Материалы для выступления на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО"....
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий....
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии № 73
Система формирования ЗОЖ обучающихся при работе по ФГОС в гимназии № 73...
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии
Система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся при работе по ФГОС в гимназии...