Главные вкладки

    Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.
    статья по теме

    Ламанова Ирина Николаевна

     

    Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 12.04.2013lamanova_i.n.3.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.

    Ламанова И.Н.

    директор МБОУ СОШ № 49

    г. Белгорода

            1 сентября 2013 г. нашему ОУ исполнится 15 лет. Молодая,  динамично развивающаяся школа в настоящее время  занимает достойное место среди ОУ города, имеет позитивные результаты деятельности, сложившиеся традиции и собственное лицо.

            Национальная образовательная инициатива   «Наша новая школа» (утверждена 04 февраля 2010 г.) ориентировала  ОУ  на  модернизацию   и инновационное развитие. Речь шла, в первую очередь,  об изменении содержания образования,   ориентации школ на профильное обучение.    В нашем в ОУ действует система профильного обучения  инженерно-технической направленности.

     С учетом  социального запроса обучающихся и их родителей     в старшей школе были открыты:

    1. экономико-математический,
    2. физико-математический,
    3. химико-биологический,
    4. индустриально-технологический профили.

    Глубокие и прочные знания  школьники получают   по дисциплинам,  изучаемым на профильном уровне  (алгебра и геометрия, обществоведческие дисциплины, физика и информатика, химия и биология, а также      предметы образовательной области «Технология»).

     С 5 класса организуется пропедевтическое и углубленное изучение  физики, химии, информатики, экономики, что способствует раннему профессиональному самоопределению школьников.

    Использование элементов «школа-вуз»  расширяет сотрудничество с ВУЗами, позволяет обучающимся своевременно определиться с выбором будущей профессии.

            В ОУ работает инициативный,  творческий, высококвалифицированный  педагогический коллектив,  в составе которого как молодые учителя со стажем  работы менее 5 лет,   так и опытные  педагоги,   деятельность которых отмечена правительственными и отраслевыми наградами,  преподаватели ВУЗов,   кандидаты наук, аспиранты.   84% учителей имеют высшую и первую квалификационные категории.    Ежегодно педагогические работники участвуют в конкурсах профессионального мастерства, демонстрируя высокий уровень  учительской компетентности.  4 педагога школы- победители ПНПО      «Образование»

            Показателем  качественной работы коллектива,  безусловно,  являются  результаты учебной деятельности выпускников:

    1. Ежегодно наши выпускники успешно сдают  ГИА в 9кл и экзамены в форме ЕГЭ,  (см. таблицу), показывая результаты выше городского и среднеобластного уровней,
    2. более 90% выпускников профильных классов поступают в ВУЗы на специальности соответствующие профилю.

    В школе реализуется программа «Одаренные дети». С каждым годом увеличивается число победителей и призеров во Всероссийской олимпиаде школьников различных уровней.

            (В текущем  уч. Году у нас было 10 победителей и призеров на региональном уровне.)

     Школьники  принимают активное участие во Всероссийских программах молодых исследователей:

     Первые шаги в науку»,  «Шаг в будущее» и др., с успехом выступают в творческих конкурсах, викторинах, фестивалях, становятся стипендиатами мэра в различных номинациях.  В текущем учебном году – 34 воспитанника добились высоких результатов , 6  являются стипендиатами мэра.        

             Можно с уверенностью сказать, что  на данном этапе школа  успешно решает одну из главных задач  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  и ФГОС второго поколения - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание человека с активной жизненной позицией, личности, готовой  к достижению поставленных целей  и  жизни в современном мире.

            Переход на профильное обучение,   изучение предметов на углубленном уровне,   усложнение учебных программ, увеличение нагрузки,     не  могли не сказаться на показателях здоровья обучающихся.   Возникла необходимость в поиске  методики, которая  позволяла бы, не нарушая  структуру и ход  учебного процесса, снимать напряжение и утомляемость детей.   Такая методика была найдена. С 2008/2009 учебного года педагогический коллектив приступил к изучению, а с 2009/2010 к внедрению  здоровьесберегающих технологий  академика В.Ф. Базарного.

             В апробации методики  были задействованы три первых класса, в следующем (2013-14) учебном году, по итогам выпуска нач школы,  мы готовимся  опубликовать методические рекомендации  с  результатами и опытом работы   по данному направлению.

     С сентября 2012 года все кабинеты начальной школы, оснащены необходимым оборудованием для применения технологий В.Ф. Базарного.    На уроках дети пишут перьевыми ручками.    Осуществляется раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек (в 4-х классах начальной школы). Во внеурочной деятельности школьников   применяются такие элементы здоровьесберегающей системы, как   хоровое пение, занятия лепкой и хореография,    где дети гендерных классов занимаются вместе.

            Для объективной оценки состояния здоровья детей в условиях применяемой методики    был заключен двусторонний договор с  детской поликлиникой №4 г. Белгорода    о ежегодных внеплановых обследованиях школьников   по показателям зрения  и состояния опорно-двигательного аппарата.

            Диагностика  состояния здоровья детей медицинскими  и педагогическими работниками  проводится регулярно - 2 раза  год.

            Мониторинговые исследования состояния здоровья обучающихся по установленным критериям демонстрируют стабильные результаты у большинства школьников (данные в  таблице на слайде). Снизилась  общая заболеваемость в школе.

    Показатели психологического здоровья у подавляющего  большинства детей высокие. Результаты и достижения каждого ученика начальной школы в области сохранения и укрепления здоровья заносятся в портфолио обучающегося «Сундучок здоровья», разработанный творческой группой педагогов школы. Родители удовлетворены новой ситуацией обучения.

        Применяя  методику В.Ф. Базарного  в начальной школе,  наблюдая позитивные результаты, мы пришли  к пониманию необходимости ее использования  в среднем звене,   так как, данная методика    является эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника,    близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов , другой  сугубо школьной патологии.

            Понимая, что подход к формированию   здорового психически,       физически развитого и социально-адаптированного человека должен быть комплексным, параллельно с внедрением методики В.Ф. Базарного в ОУ была разработана школьная программа «Образование и здоровье», рассчитанная на реализацию до 2015 года.

    Работа  по формированию у детей мотивации  и поведенческих навыков здорового образа жизни строится по шести традиционным направлениям:  

    1. создание и укрепление здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей инфраструктуры образовательного  учреждения;
    2. рациональная организация учебного процесса;
    3. организация физкультурно-оздоровительной работы;
    1. просветительско-воспитательная работа с обучающимися,        направленная на  формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
    2. организация системы  просветительской  и методической работы с педагогами, специалистами, родителями;
    3. профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся и педагогов.

    В рамках  программы:

    1. приобретено оборудование для всех уч кабинетов нач школы и частично- среднего звена (парты-конторки, обеспечивающие выполнение школьниками работы в режиме динамических поз, а также оборудование: коврики для массажа стоп, схемы универсальных символов для профилактики зрения,  офтальмотренажеры, сенсорные кресты);

    1. оснащен и имеет санитарно-эпидемиологическое заключение медицинский кабинет школы, соответствующий новым требованиям СанПИНа;

    1.  приобретено скрининговое оборудование для ранней диагностики патологий и автоматизированного диспансерного обследования детей и взрослых «АКДО», комплекс «Психомат»; компьютерная программа «Физкультурный паспорт - школа»,               разработанная Всероссийским НИИ Физической культуры и спорта для организации мониторингового исследования уровня физической подготовленности и физического развития обучающихся;
    2. разработан и реализуется проект реконструкции школьной  столовой на сумму более  3 млн. рублей,

    1. укрепляется и обновляется  материальная база физкультурно-спортивного комплекса, включающая в себя  стадион, специализированные площадки, спортивный зал, тир и зал для хореографии;

    1. созданы условия для  комфортной и продуктивной работы учителей: все учебные кабинеты оборудованы АРМ, кот объединены в единую локальную сеть с  выходом в Интернет, созданы библиотечно-информационный  центр и         методический  кабинет;

    Школа обеспечена необходимым квалифицированным составом специалистов     (учителя физической культуры, психологи, учитель-логопед, социальные педагоги, медицинские работники).

    1. в ОУ организована полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья. Для детей с ослабленным здоровьем созданы специальные медицинские группы. За несколько лет реализации Программы наблюдается снижение количества детей, отнесенных к СМГ (с 65 до 28 человек);
    2. для обучающихся, отнесенных к основной группе здоровья, на базе ОУ работают спортивные секции по 12 видам спорта   (волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, шахматы, экологический туризм, гандбол, кикбоксинг, гимнастика, акробатика, акробатика с элементами спортивной гимнастики);
    3. 100% обучающихся 1 и 2 классов охвачены внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительной направленности;
    4. наряду с регулярно проводящимися конкурсами   («Самый спортивный класс», «Лучший спортсмен», «Самый здоровый класс»),   соревнованиями и спартакиадами, днями здоровья («Папа, мама, я – спортивная семья»,  Президентские состязания и Президентские  игры, школьная спартакиада по  10  видам спорта, походы и экскурсии по Белгородской области, Малые олимпийские игры, спартакиада допризывной молодежи, соревнования по пожарно-прикладным видам спорта, игра «Зарница», игра «Орленок», спартакиада кадетских классов),  
    5. традиционными для школы стали Недели Здоровья.

    1. осознав, что только здоровый учитель может воспитать здорового ребенка, педагоги школы предложили организовать и проводить 1 раз в четверть  школьную спартакиаду сотрудников ОУ.

    1. В рамках развития системы просветительской работы с участниками образовательного процесса:
    2.  с 2012 года внедрена программа, разработанная Институтом возрастной физиологии Российской академии образования     «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья»;
    3. работают постоянные и  временные творческие  группы  учителей  по проблемам   воспитания,  обучения ЗОЖ;  действует методологический семинар для педагогов и   специалистов школы по вопросам  медицины и психологии; учителя имеют возможность обучаться на курсах повышения квалификации( очно и дистанционно),  обмениваться опытом в педагогических интернет-сообществах, участвовать в вебинарах, видеоконференциях:
    4.  в  детской школьной организации активно  развивается волонтерское движение  за здоровый образ жизни;

        По данной проблеме при  школьном психолого-медико-социально-логопедическом центре «Планета здоровья» для родителей  2-11 классов организован педагогический всеобуч, в том числе- лекторий «Мамина школа» (для родителей первоклассников)  

        С 2011 года  реализуется деятельность

    1.  региональной инновационной и стажировочной площадки БелИПКППС по проблеме внедрения технологии В.Ф. Базарного в учебный процесс,
    2.  практической стажировочной площадки экспериментального проекта                по распространению модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся

    . В рамках площадок  школа организует обмен опытом  с коллегами. Ежегодно  проходят  5-6  семинаров по обмену опытом, учителя  читают лекции по вопросам здоровьесбережения на курсах для  педагогических и административных работников школ   области и др. регионов.

    1.  С ноября 2012 г.       в рамках реализации регионального эксперимента «Реализация накопительной системы повышения квалификации педагогических работников области»        на базе ОУ действует стажировочная площадка для заместителей директора по УВР «Управление образовательным процессом в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования».  

                                                                                                                               

              Таким образом, школа выходит на результат, обозначенный ФГОС второго поколения,               создает условия для сохранения здоровья обучающихся,            формирования ценности здорового и безопасного образа жизни,      обеспечения психологического комфорта     субъектам образовательного процесса.                    В школе создается  здоровьесберегающая среда,             предоставляющая реальную возможность каждому  школьнику      получить,     как того требует ФГОС второго поколения,       полноценное образование,     адекватное его  потребностям и интересам,     востребованное в современном     информационном обществе.

    Конечно,    в нашей работе встречаются трудности,      много  нерешенных проблем, несмотря на которые,       педагогический коллектив  уверенно  смотрит в будущее. Сегодня- это  единая сплоченная команда единомышленников-профессионалов,     обладающая мощным потенциалом,     готовая работать в новых условиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

    «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

    "За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

    Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

    Программа Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

    Настоящая программа по формированию здорового образа жизни.Проблема сохранения  и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффект...

    Презентация материала по проблемно- тематическому семинару "Содержательные и методические аспекты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у старших подростков в условиях реализвции программы "Вектор"

    Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни  у обучаемых и воспитанников старшего подросткового возраста - это актуальная и важная проблема  современного общества....

    "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО".

    Материалы для выступления на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО"....

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий.

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий....