Главные вкладки

    Психологические особенности детей младшего школьного возраста
    статья по теме

    Шуваева Наталья Алексеевна

     

                                                                                    План :

    1.      Психологическая готовность к школьному обучению.

    2.      Преемственность дошкольного и школьного образования

    3.      Младший школьник в семье

    4.      Внимание как центральное психологическое новообразование детей младшего школьного возраста

    5.      Память, как центральная психологическая функция младшего школьного возраста

    6.      Игра и учение в младшем школьном возрасте

    7.      Теоретическая позиция младших школьников

    8.      Личностно – ориентированные обучения в младшем школьном возрасте

     

    1.1 Психологическая готовность к школьному обучению.

     Начнем с того, что в последнее десятилетие появилось большое кол-во самых разнообразовательных учреждений, где обучаются дети младшего школьного возраста. Детей нагружают самой разной информацией – появляются новые школьные предметы, повышаются требования к поступающим в школу детям. Как же это отражается на наших детях. Психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации, то есть, другими словами, современные семилетки личностно моложе своих сверстников десятилетней давности и самым неприятным является, то , что большинство современных детей не любит и не хочет учится. На собственном опыте, в своей работе дополнительного образования, я так же прослеживаю эту тенденцию.

    Разговор об особенностях развития в младшем школьном возрасте начнем с проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологи связывают решение этой проблемы с кризисом 7 лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста , можно даже сказать прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошёл кризиса 7 лет – он психически является дошкольником.

    Вот какую характеристику дошкольного возраста дает Л.С. Выготский, объясняя, что дошкольники непосредственны, что они не управляют своими эмоциями, что у них ещё нет «обобщения переживания», но когда ребёнок проходит кризис 7 лет, он уже научился обобщать свои эмоции. Итак,  младший школьник отличается от дошкольника тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, учится управлять ими и наконец он приобретает способность избегать нежелательных для него ситуаций и одновременно продуцировать ситуации , которые имеют положительный характер.

    Закономерно возникает вопрос: зачем все эти приобретения младшему школьнику? Что они дают ребенку в плане его психологической готовности к школьному обучению? Ответ на это вопрос таков: « обобщение переживания» и возникающая вследствие этого «интеллектуация афоректа» (то есть способность привнести свой смысл в эмоции) и есть та основа, на базе которой ребенок научается учиться.

     

    2.2 Преемственность  дошкольного и школьного образования.

    Л.С. Выготский ввел в психологию понятие как «спонтанное» и «реактивное» обучение. Итак, что такое спонтанное обучение. По словам Л.С.Выготского, оно возникает тогда, когда ребенок учится по своей программе (собственная, программа – это то , чему ребенок сам, по своей, инициативе хочет научиться). Теперь давайте представим, как можно строить школьное обучение, опираясь лишь на спонтанное, когда один хочет научиться писать, другой – считать, третий – рисовать и т.п. Именно поэтому, как подчеркивает Л.С.Выготский, школьное обучение отличается реактивным характером, то есть способностью учиться по чужой программе, так что психологическая готовность к школьному обучению означает способность ребёнка перейти от спонтанного к реактивному обучению.

    Итак, ребёнок – дошкольник не умеет переосмыслить чужую программу (инструкцию) и старается по мере возможности её выполнять, а когда устаёт бросает это занятие. Ребёнок, который по своему психологическому возрасту является младшим школьником, уже способен (правда лишь в некоторых ситуациях) превратить реактивное обучение в спонтанное. А вот если ребёнок в состоянии сам переосмыслить реактивное обучение, можно говорить, что он психологически готов к школьному характеру обучения.

     

    3.3 Младший школьник в семье.

    Вопрос о семье в жизни младшего школьника можно условно подразделить на 2 направления. Во-первых, семья играет, можно без преувеличения сказать, самую главную роль в становлении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ребёнок именно в семье учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками. Изучение психологической готовности к школьному обучению показало, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у ребёнка качественно меняется общение с окружающими. Оно становится контекстным.

    Игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, она не кончается с переходом ребёнка в младший школьный период развития. Игра начинается в семье с того, что близкий взрослый индивидуально конструирует ребёнку воображаемую  ситуацию.

    В младшем школьном возрасте ребёнок в семье продолжает играть. И это психологически для него очень важно Л.С.Выготский на примере игры подчеркивал, что игра – ведущая, но не преобладающая деятельность. Эта особенность любой, в том числе и учебной деятельности в младшем школьном возрасте связана с тем, что ребёнок ею овладевает, только учится общаться, играть, учиться и т.п. А в остальное время он занимается той деятельностью, которая у него сложилась. Для младшего школьного возраста это игра. Поэтому, не смотря но то , что игра уже перестала быть ведущей деятельностью и ребенок должен был ею овладеть, её дальнейшее развитие непосредственно связано с семьёй младшего школьника.

    Все мы знаем такое высказывание « Ребёнок – зеркало своих родителей». Живя в мире взрослых, общаясь с ними, малыш все время сталкивается с противоречиями. С одной стороны, ему хочется походить на взрослых. Он изо всех сил старается, в чем только может, быть похожим на маму или папу.

    Приведу такой пример « Одна девочка, боготворившая отца, пришла к нему и сказала, что будет курить, поскольку курит он». Наше любимое изречение « Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку».Не понятно детям не из-за того, что они не знают, кто такой Юпитер, и плохо представляют себе быка. Оно не может быть им понятно, потому что они не видят разницы между собой и взрослым. С другой стороны, малыш всё время отстаивает свое право на самостоятельность. Отстаивание своего права на самостоятельность, желание освободится от зависимости. Это на первый взгляд неразрешимое противоречие является ядром психического развития ребёнка, а внешне противоположные линии, желание жить самостоятельной жизнью и походить на взрослого, тесно связаны между собой.

    Итак, в каждом взрослом сосуществуют как бы два человека «взрослый как взрослый», «взрослый, как ребёнок», с их помощью ребёнок и может реализовать имеющие у него обе тенденции, с одной стороны быть похожим на взрослого, а с другой – быть отдельным от него.

     

    4.4  Внимание, как центральное психологическое новообразование детей младшего школьного возраста.

    Итак разберемся, что же определяет психологический возраст ребёнка? Придерживаясь теории известного психолога Л.С.Выготского, можно будет сказать, что это то , в чем концентрированно воплощаются особенности того или иного возрастного периода. Это та или иная психологическая функция, которая определяет специфику развития всех других психологических функций и процессов в том или ином возрастном периоде.

    Центральное психологическое новообразование «освещает» определённый период развития. Дети, соответственно своему возрасту, общаются, взаимодействуют с предметами, учатся и т.п. И в каждом психологическом возрасте это проходит по разному. Эти отличия одного возрастного периода от другого составляют сущность психологического развития и особенности психологического возраста. Итак, психологический возраст ребёнка и его характеристики определяются центральным психологическим новообразованием, и центральное психическое новообразование кризиса семи лет связано с произвольными формами общения. Это означает, что ребёнок, вышедший из кризиса, способен строить свои отношения с окружающими не непосредственно, а руководствуясь определенным смысловым контекстом ситуации способность – делать главным в одном случае нечто одно, превратить в другом случае это «одно» во второстепенные, - эта способность, которая впервые появляется в младшем школьном возрасте. Как раз представляет собой главное содержание психической функции произвольного внимания.

    Итак, миновав кризис семи лет, ребенок психологически становится младшим школьником.

    5.5 Память, как центральная психологическая функция младшего школьного возраста.

    Развитие памяти в младшем школьном возрасте Л.С.Выготский называет центральной психологической функцией.

    Центральной функцией на том или оном возрастном этапе является ещё не развитая, но  наиболее интенсивно развивающая функция. Л.С.Выготский подчеркивал, что она становится произвольной, то есть управляемой, сознательно контролируемой и опосредованной.

    Для развития и успешного использования опосредованного запоминания лучше иметь не очень хорошую механическую память. Если ребёнок хорошо умеет запоминать механически, и это всячески поддерживается школьным обучением, то ему нет необходимости развивать высшие, опосредованные формы памяти, а память в млад. Школьном возрасте тесно связана с вниманием.

    Учителя начальных классов хорошо знают следующий факт: когда младшему школьнику надо что – то пересказать, то он это делает при помощи отдельных слов, звуков и даже движений, точно воспроизводит текст из учебника. Оказывается, что рассказать своими словами – для многих детей ужасно трудное дело. За этим фактом стоят проблемы всё той же памяти.

    При этом дети могут хорошо вербально общаться, формулировать правила совместной игры, придумывать и формулировать замысел продуктивной деятельности.

    Таким образом, трудности заключаются не в развитии речи, а в развитии памяти.

    Воспроизводя же что-то по памяти, ребёнок вынужден, подчинятся правилам – рассказать, что он видел в фильме, написать содержание прочитанного рассказа и т.п. Справится с этой задачей он сможет только в случае, если его память носит смысловой характер. Это и есть магистральная линия развития памяти в младшем школьном возрасте – она превращается из механической в смысловую. Смысловая память строится внутри той деятельности, в которой ребёнок чувствует себя источником, то есть там, где он поступает личностно.

    6) Игра и учение в младшем школьном возрасте.

    Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить 2 прямо противоположных подхода к её решению.

    Представители первого направления утверждают, что с началом мл. школьного возраста игра уходит с арены психологического развития ребёнка.

    Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности. Необходимо отметить и та, и другая позиция весьма уязвимы.

    Так например, отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет  решить  проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении мл. школьников помогает выстроить  единую линию обучения и развития в детском онтогенезе. В то же время широко известны факты, когда игра не помогает мл. школьникам обучаться , а, наоборот, уводит их от учебных задач.

    Для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в мл. шк. возрасте, обратимся к анализу их игровой деятельности.

    Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом трех лет, открывающим дошкольный период развития. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется и сама игра. К младшему шк. возрасту ребёнок  уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности.

    В развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов:

    1 этап – ребёнок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию.

    2 этап – самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию.

    3 этап – ребёнок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.

    Перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в мл. школьном возрасте.

    7) Теоретическая позиция мл. школьников.

    Качественное отличие мл. школьников от дошкольников состоит прежде всего в том, что младшие школьники являются теоретиками, а дошкольники практиками, подчеркивал Д.Б.Эльконин, а способность обращать внимание на способ деятельности, по его мнению, свидетельствует о теоретической позиции впервые появляющийся только у младших школьников. Становлению теоретической позиции мл. школьника способствует характер тех игр, которые дети этого возраста реализуют в свободное время. Для становления и развития теоретической позиции мл. школьника важна игра с правилами, это игра является наиболее сензитивной для младших школьников. Помимо того, что в игре с правилами на первый план выдвигаются правила, этот вид игры имеет ещё две очень важные характеристики.

    Игра с правилами в отличие от других видов игр имеет специальный подготовительный этап. Если проанализировать , как дети начинают играть в самые первые виды игр, то легко увидеть , что игровая длительность часто возникает спонтанно, а в игры с правилами, ребёнок уже направлен на способ игровой деятельности, то есть реализирует теоретическую позицию. Эта деятельность по освоению способа по своим характеристикам похожа на учебную деятельность – ведущую деятельность мл. школьника. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что основной задачей начальной школы является обучение детей умению учиться. При этом он особое внимание придавал частице « - ся», которая показывает, что ребёнок должен уметь учить себя. Для этого необходимо не просто обращать внимание на способ, но уметь его структурировать в зависимости от целей задач деятельности. Выделение в способе главного и второстепенного является основой для возникновения психологической базы для последующего мышления в следующих понятиях.  

    Условия развития теоретической позиции в мл. школьном возрасте непосредственно связаны с использованием большого числа разнообразных игр с правилами, где с одной стороны, одни и те же правила могут быть использованы в разных видах игр может быть реализована с помощью разных правил. Помимо этого, развитию теоретической позицией будет способствовать личностно ориентированное обучение мл. школьников.

    8) Личностно ориентированное обучение мл. школьников.

    Личностно ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Основная проблема как личностно ориентированного обучения, так и формирования всесторонне развитой личности состоит в том, что входит в понятие личности Л.С.Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности. Он поступает личностно, это означает. Что личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источников и субъектом.

    Как сделать так, чтобы ребёнок, приходящий в школу, чувствовал себя источником своего  собственного обучения? Ответ на этот вопрос можно найти в концепции образования Э.Д.Днепрова: надо сделать ребёнка центром и субъектом педагогического процесса. Как же можно сделать ребёнка центром педагогического процесса и источником собственного обучения? Прежде всего, обучение должно строится на основе возрастных психологических особенностей детей. При построении личностно ориентированного обучения в младшем школьном возрасте учителю необходимо уметь строить неотчужденное обучение. Механизм построения этого обучения связан в странформацией реактивного обучения в спонтанное. Именно поэтому в мл. школьном возрасте необходимо использовать разные формы игровой деятельности.

    Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности мл. школьников, приводит к тому, что дети научатся учится, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

     

     

     

    Используемая литература:

    1. Лекционный материал  по теме: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

             (1-8 лекции) Дистанционные курсы повышения квалификации «Первое сентября».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования  детей

    Центр  детского  творчества .

    Реферат не тему:

                                         Выполнила :                                                                                                     

                                                 Шуваева Н.А.

    педагог студии « Бусинка»

    п Светлый

    2010г

                                                                                    План :

    1. Психологическая готовность к школьному обучению.
    2. Преемственность дошкольного и школьного образования
    3. Младший школьник в семье
    4. Внимание как центральное психологическое новообразование детей младшего школьного возраста
    5. Память, как центральная психологическая функция младшего школьного возраста
    6. Игра и учение в младшем школьном возрасте
    7. Теоретическая позиция младших школьников
    8. Личностно – ориентированные обучения в младшем школьном возрасте

    1.1 Психологическая готовность к школьному обучению.

     Начнем с того, что в последнее десятилетие появилось большое кол-во самых разнообразовательных учреждений, где обучаются дети младшего школьного возраста. Детей нагружают самой разной информацией – появляются новые школьные предметы, повышаются требования к поступающим в школу детям. Как же это отражается на наших детях. Психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации, то есть, другими словами, современные семилетки личностно моложе своих сверстников десятилетней давности и самым неприятным является, то , что большинство современных детей не любит и не хочет учится. На собственном опыте, в своей работе дополнительного образования, я так же прослеживаю эту тенденцию.

    Разговор об особенностях развития в младшем школьном возрасте начнем с проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологи связывают решение этой проблемы с кризисом 7 лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста , можно даже сказать прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошёл кризиса 7 лет – он психически является дошкольником.

    Вот какую характеристику дошкольного возраста дает Л.С. Выготский, объясняя, что дошкольники непосредственны, что они не управляют своими эмоциями, что у них ещё нет «обобщения переживания», но когда ребёнок проходит кризис 7 лет, он уже научился обобщать свои эмоции. Итак,  младший школьник отличается от дошкольника тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, учится управлять ими и наконец он приобретает способность избегать нежелательных для него ситуаций и одновременно продуцировать ситуации , которые имеют положительный характер.

    Закономерно возникает вопрос: зачем все эти приобретения младшему школьнику? Что они дают ребенку в плане его психологической готовности к школьному обучению? Ответ на это вопрос таков: « обобщение переживания» и возникающая вследствие этого «интеллектуация афоректа» (то есть способность привнести свой смысл в эмоции) и есть та основа, на базе которой ребенок научается учиться.

    2.2 Преемственность  дошкольного и школьного образования.

    Л.С. Выготский ввел в психологию понятие как «спонтанное» и «реактивное» обучение. Итак, что такое спонтанное обучение. По словам Л.С.Выготского, оно возникает тогда, когда ребенок учится по своей программе (собственная, программа – это то , чему ребенок сам, по своей, инициативе хочет научиться). Теперь давайте представим, как можно строить школьное обучение, опираясь лишь на спонтанное, когда один хочет научиться писать, другой – считать, третий – рисовать и т.п. Именно поэтому, как подчеркивает Л.С.Выготский, школьное обучение отличается реактивным характером, то есть способностью учиться по чужой программе, так что психологическая готовность к школьному обучению означает способность ребёнка перейти от спонтанного к реактивному обучению.

    Итак, ребёнок – дошкольник не умеет переосмыслить чужую программу (инструкцию) и старается по мере возможности её выполнять, а когда устаёт бросает это занятие. Ребёнок, который по своему психологическому возрасту является младшим школьником, уже способен (правда лишь в некоторых ситуациях) превратить реактивное обучение в спонтанное. А вот если ребёнок в состоянии сам переосмыслить реактивное обучение, можно говорить, что он психологически готов к школьному характеру обучения.

    3.3 Младший школьник в семье.

    Вопрос о семье в жизни младшего школьника можно условно подразделить на 2 направления. Во-первых, семья играет, можно без преувеличения сказать, самую главную роль в становлении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ребёнок именно в семье учится трансформировать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками. Изучение психологической готовности к школьному обучению показало, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у ребёнка качественно меняется общение с окружающими. Оно становится контекстным.

    Игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, она не кончается с переходом ребёнка в младший школьный период развития. Игра начинается в семье с того, что близкий взрослый индивидуально конструирует ребёнку воображаемую  ситуацию.

    В младшем школьном возрасте ребёнок в семье продолжает играть. И это психологически для него очень важно Л.С.Выготский на примере игры подчеркивал, что игра – ведущая, но не преобладающая деятельность. Эта особенность любой, в том числе и учебной деятельности в младшем школьном возрасте связана с тем, что ребёнок ею овладевает, только учится общаться, играть, учиться и т.п. А в остальное время он занимается той деятельностью, которая у него сложилась. Для младшего школьного возраста это игра. Поэтому, не смотря но то , что игра уже перестала быть ведущей деятельностью и ребенок должен был ею овладеть, её дальнейшее развитие непосредственно связано с семьёй младшего школьника.

    Все мы знаем такое высказывание « Ребёнок – зеркало своих родителей». Живя в мире взрослых, общаясь с ними, малыш все время сталкивается с противоречиями. С одной стороны, ему хочется походить на взрослых. Он изо всех сил старается, в чем только может, быть похожим на маму или папу.

    Приведу такой пример « Одна девочка, боготворившая отца, пришла к нему и сказала, что будет курить, поскольку курит он». Наше любимое изречение « Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку».Не понятно детям не из-за того, что они не знают, кто такой Юпитер, и плохо представляют себе быка. Оно не может быть им понятно, потому что они не видят разницы между собой и взрослым. С другой стороны, малыш всё время отстаивает свое право на самостоятельность. Отстаивание своего права на самостоятельность, желание освободится от зависимости. Это на первый взгляд неразрешимое противоречие является ядром психического развития ребёнка, а внешне противоположные линии, желание жить самостоятельной жизнью и походить на взрослого, тесно связаны между собой.

    Итак, в каждом взрослом сосуществуют как бы два человека «взрослый как взрослый», «взрослый, как ребёнок», с их помощью ребёнок и может реализовать имеющие у него обе тенденции, с одной стороны быть похожим на взрослого, а с другой – быть отдельным от него.

    4.4  Внимание, как центральное психологическое новообразование детей младшего школьного возраста.

    Итак разберемся, что же определяет психологический возраст ребёнка? Придерживаясь теории известного психолога Л.С.Выготского, можно будет сказать, что это то , в чем концентрированно воплощаются особенности того или иного возрастного периода. Это та или иная психологическая функция, которая определяет специфику развития всех других психологических функций и процессов в том или ином возрастном периоде.

    Центральное психологическое новообразование «освещает» определённый период развития. Дети, соответственно своему возрасту, общаются, взаимодействуют с предметами, учатся и т.п. И в каждом психологическом возрасте это проходит по разному. Эти отличия одного возрастного периода от другого составляют сущность психологического развития и особенности психологического возраста. Итак, психологический возраст ребёнка и его характеристики определяются центральным психологическим новообразованием, и центральное психическое новообразование кризиса семи лет связано с произвольными формами общения. Это означает, что ребёнок, вышедший из кризиса, способен строить свои отношения с окружающими не непосредственно, а руководствуясь определенным смысловым контекстом ситуации способность – делать главным в одном случае нечто одно, превратить в другом случае это «одно» во второстепенные, - эта способность, которая впервые появляется в младшем школьном возрасте. Как раз представляет собой главное содержание психической функции произвольного внимания.

    Итак, миновав кризис семи лет, ребенок психологически становится младшим школьником.

    5.5 Память, как центральная психологическая функция младшего школьного возраста.

    Развитие памяти в младшем школьном возрасте Л.С.Выготский называет центральной психологической функцией.

    Центральной функцией на том или оном возрастном этапе является ещё не развитая, но  наиболее интенсивно развивающая функция. Л.С.Выготский подчеркивал, что она становится произвольной, то есть управляемой, сознательно контролируемой и опосредованной.

    Для развития и успешного использования опосредованного запоминания лучше иметь не очень хорошую механическую память. Если ребёнок хорошо умеет запоминать механически, и это всячески поддерживается школьным обучением, то ему нет необходимости развивать высшие, опосредованные формы памяти, а память в млад. Школьном возрасте тесно связана с вниманием.

    Учителя начальных классов хорошо знают следующий факт: когда младшему школьнику надо что – то пересказать, то он это делает при помощи отдельных слов, звуков и даже движений, точно воспроизводит текст из учебника. Оказывается, что рассказать своими словами – для многих детей ужасно трудное дело. За этим фактом стоят проблемы всё той же памяти.

    При этом дети могут хорошо вербально общаться, формулировать правила совместной игры, придумывать и формулировать замысел продуктивной деятельности.

    Таким образом, трудности заключаются не в развитии речи, а в развитии памяти.

    Воспроизводя же что-то по памяти, ребёнок вынужден, подчинятся правилам – рассказать, что он видел в фильме, написать содержание прочитанного рассказа и т.п. Справится с этой задачей он сможет только в случае, если его память носит смысловой характер. Это и есть магистральная линия развития памяти в младшем школьном возрасте – она превращается из механической в смысловую. Смысловая память строится внутри той деятельности, в которой ребёнок чувствует себя источником, то есть там, где он поступает личностно.

    6) Игра и учение в младшем школьном возрасте.

    Проблема соотношения игры с обучением – одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить 2 прямо противоположных подхода к её решению.

    Представители первого направления утверждают, что с началом мл. школьного возраста игра уходит с арены психологического развития ребёнка.

    Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности. Необходимо отметить и та, и другая позиция весьма уязвимы.

    Так например, отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет  решить  проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении мл. школьников помогает выстроить  единую линию обучения и развития в детском онтогенезе. В то же время широко известны факты, когда игра не помогает мл. школьникам обучаться , а, наоборот, уводит их от учебных задач.

    Для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в мл. шк. возрасте, обратимся к анализу их игровой деятельности.

    Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом трех лет, открывающим дошкольный период развития. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется и сама игра. К младшему шк. возрасту ребёнок  уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности.

    В развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов:

    1 этап – ребёнок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию.

    2 этап – самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию.

    3 этап – ребёнок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.

    Перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в мл. школьном возрасте.

    7) Теоретическая позиция мл. школьников.

    Качественное отличие мл. школьников от дошкольников состоит прежде всего в том, что младшие школьники являются теоретиками, а дошкольники практиками, подчеркивал Д.Б.Эльконин, а способность обращать внимание на способ деятельности, по его мнению, свидетельствует о теоретической позиции впервые появляющийся только у младших школьников. Становлению теоретической позиции мл. школьника способствует характер тех игр, которые дети этого возраста реализуют в свободное время. Для становления и развития теоретической позиции мл. школьника важна игра с правилами, это игра является наиболее сензитивной для младших школьников. Помимо того, что в игре с правилами на первый план выдвигаются правила, этот вид игры имеет ещё две очень важные характеристики.

    Игра с правилами в отличие от других видов игр имеет специальный подготовительный этап. Если проанализировать , как дети начинают играть в самые первые виды игр, то легко увидеть , что игровая длительность часто возникает спонтанно, а в игры с правилами, ребёнок уже направлен на способ игровой деятельности, то есть реализирует теоретическую позицию. Эта деятельность по освоению способа по своим характеристикам похожа на учебную деятельность – ведущую деятельность мл. школьника. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что основной задачей начальной школы является обучение детей умению учиться. При этом он особое внимание придавал частице « - ся», которая показывает, что ребёнок должен уметь учить себя. Для этого необходимо не просто обращать внимание на способ, но уметь его структурировать в зависимости от целей задач деятельности. Выделение в способе главного и второстепенного является основой для возникновения психологической базы для последующего мышления в следующих понятиях.  

    Условия развития теоретической позиции в мл. школьном возрасте непосредственно связаны с использованием большого числа разнообразных игр с правилами, где с одной стороны, одни и те же правила могут быть использованы в разных видах игр может быть реализована с помощью разных правил. Помимо этого, развитию теоретической позицией будет способствовать личностно ориентированное обучение мл. школьников.

    8) Личностно ориентированное обучение мл. школьников.

    Личностно ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Основная проблема как личностно ориентированного обучения, так и формирования всесторонне развитой личности состоит в том, что входит в понятие личности Л.С.Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности. Он поступает личностно, это означает. Что личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источников и субъектом.

    Как сделать так, чтобы ребёнок, приходящий в школу, чувствовал себя источником своего  собственного обучения? Ответ на этот вопрос можно найти в концепции образования Э.Д.Днепрова: надо сделать ребёнка центром и субъектом педагогического процесса. Как же можно сделать ребёнка центром педагогического процесса и источником собственного обучения? Прежде всего, обучение должно строится на основе возрастных психологических особенностей детей. При построении личностно ориентированного обучения в младшем школьном возрасте учителю необходимо уметь строить неотчужденное обучение. Механизм построения этого обучения связан в странформацией реактивного обучения в спонтанное. Именно поэтому в мл. школьном возрасте необходимо использовать разные формы игровой деятельности.

    Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности мл. школьников, приводит к тому, что дети научатся учится, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

    Используемая литература:

    1. Лекционный материал  по теме: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

             (1-8 лекции) Дистанционные курсы повышения квалификации «Первое сентября».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование элементов психологических тренингов при проведении занятий с детьми младшего школьного возраста

    В статье приведены примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми младшего школьного возраста....

    Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

    В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

    Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

    Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....

    «Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста» Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629 Бочкарёва Н.А.

    Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в общес...

    Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

    Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...

    «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

    Этот материал будет полезен родителям учащихся начальной школы, посколько дает возможность понять особенности развития ребенка в этом периоде....

    Психологические особенности детей младшего школьного возраста

    Психологи связывают решение проблемы психологической готовности к школьному обучению с кризисом семи лет.Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период ...