Программа "Русские узоры"
рабочая программа по теме

Шишкунова Валентина Ивановна

         Программа «Русские узоры» художественно эстетической направленности.

Программа направлена на развитие способностей детей по росписи изделий орнаментами народных промыслов. Занятия с детьми по данной программе направлены на знакомства с  культурой и традициями народных промыслов, развитие декоративного стиля, освоение разных приемов и техник декоративного письма, овладение графической и живописной грамотой и навыками построения композиций. Программа способствует развитию фантазии, творческого потенциала и эстетического вкуса. Воспитывает интерес и любовь к декоративно – прикладному творчеству, к традициям народной культуры. Воспитывает гражданские и патриотические черты характера, любовь к Родине, гордость за культурное наследие страны.    Педагогическая целесообразность программы «Русские узоры» состоит в знакомстве с      основными сведениями о народно-художественных промыслах России, с историей  возникновения, возрождения и развития, с их характерными особенностями, с традициями, с основами композиции, законами цветоведения и материаловедения, с технологической последовательностью обработки и росписи изделий. Она дополняет, расширяет и углубляет школьные общеобразовательные программы по рисованию и трудовому обучению. В основу программы положен многолетний опыт изучения творчества народных умельцев и мастеров художественных промыслов России, и личное профессиональное мастерство педагога по росписи изделий из твердых материалов, по мотивам Хохломской, Городецкой, Гжельской росписи и росписи матрешек: Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

                                      ДОМ  ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  КАВКАЗСКИЙ  РАЙОН

                                                                                             У Т В Е Р Ж Д А Ю:

                                                                                            Директор МБОУДОД  ДДТ

                                                                                             __________________ Зорина Л.П.

                                                                                            «___»___________20___г.

                                                                                            Утверждена педагогическим советом

                                                                                             Протокол № __от«    »         20_ г.  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«РУССКИЕ узор»

                             

                     

                                                                                Возраст  обучающихся - 8-13лет

                                                                                Срок реализации программы - 3 года

                                   Автор программы:

                                                              Шишкунова  Валентина Ивановна  

                                                                       педагог   дополнительного образования                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                               Место и год создания: п. М. Горького, 2009г

                                                      2. Пояснительная записка

         Программа «Русские узоры» художественно эстетической направленности.

Программа направлена на развитие способностей детей по росписи изделий орнаментами народных промыслов. Занятия с детьми по данной программе направлены на знакомства с  культурой и традициями народных промыслов, развитие декоративного стиля, освоение разных приемов и техник декоративного письма, овладение графической и живописной грамотой и навыками построения композиций. Программа способствует развитию фантазии, творческого потенциала и эстетического вкуса. Воспитывает интерес и любовь к декоративно – прикладному творчеству, к традициям народной культуры. Воспитывает гражданские и патриотические черты характера, любовь к Родине, гордость за культурное наследие страны. Детям нужно знать народное искусство своей страны. В этом залог и актуальность сохранения художественной культуры прошлых поколений, развития ее традиций и приумножение народных промыслов, которые являются достоянием и богатством народа и страны в целом.    

     Человек, сколько он помнит себя, старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный человек начал изображать на стенах людей и животных. Каменный скребок был первым инструментом художника, а полотном служили гранит и базальт. Потом в ход пошли самые разные материалы: дерево, глина, кости, шерсть, камень, стекло, металл и даже болотные травы. Появились разные способы художественной обработки материалов.

Человечество испокон веков живет в окружении самых разных предметов, встречается с ними в помещениях и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы и вещи, которых удостоил особого внимания художник. Они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. Слово «декор» означает «украшать», придавать красивый вид. И этим родом деятельности  занимается объединение «Русские узоры». Воспитанники украшают сувенирные изделия, предметы домашнего быта, общественные помещения, расписывают их, то есть дополнительная программа «Русские узоры» несет для детей новизну труда ,  интереса к народным традициям, занятости и потребности   в познании ремесленного мастерства.

Декоративно-прикладное искусство - самое древнее искусство. Оно возникло еще в первобытные времена.  Это результат творчества многих поколений. И в то же время оно молодое потому, что оно по-прежнему  актуально на сегодняшний день. Прикладное творчество «не стоит на месте», а находится в постоянном развитии.  И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, вошли в быт, как необходимые предметы, выполняющие определенные функции. Их продуманная своеобразная форма и пропорции, содержательный рисунок, узор, орнамент, оригинальная цветовая окраска характеризуют эстетику данных вещей. Их художественное содержание, превращает утилитарные предметы в произведения искусства. Они создают атмосферу праздничности. Вызывают у человека приподнятое настроение, украшают повседневный быт, организуют общение людей, строят их отношения, определяют ритм человеческой жизни, являются непременными атрибутами нашего быта. Декоративные предметы и вещи становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие для перевозки вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже страны.

Педагогическая целесообразность программы «Русские узоры» состоит в знакомстве с      основными сведениями о народно-художественных промыслах России, с историей  возникновения, возрождения и развития, с их характерными особенностями, с традициями, с основами композиции, законами цветоведения и материаловедения, с технологической последовательностью обработки и росписи изделий. Она дополняет, расширяет и углубляет школьные общеобразовательные программы по рисованию и трудовому обучению. В основу программы положен многолетний опыт изучения творчества народных умельцев и мастеров художественных промыслов России, и личное профессиональное мастерство педагога по росписи изделий из твердых материалов, по мотивам Хохломской, Городецкой, Гжельской росписи и росписи матрешек: Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской.

Концепцией автора является «творчество, рожденное творчеством», «сохранение и приумножение красоты и богатств народных творческих традиций», «чему научился

 сам - научи другого».

Цель программы.  Развитие личности ребенка средствами декоративно-прикладного творчества (росписи изделий из твердых материалов).

Задачи: 

  • Вызвать у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству и приобщить к традициям народной культуры.
  • Научить росписи изделий из твердых материалов.
  • Воспитать любовь к декоративно-прикладному творчеству.
  • Развить творческие способности и образное мышление.

Возраст детей: 7-13лет

1год обучения: 7-11лет

2год обучения: 8-12лет

3год обучения: 9-13лет

Срок реализации программы: 3года

Формы занятий: групповые

Режим занятий: 

1год обучения: 4раза по 1часу; 2раза по 2часа.

2год обучения: 3раза по 2часа.

3год обучения: 3раза по 2часа.

Количество часов:

1год обучения: 144часа в год, 4часа в неделю.

2год обучения: 216часов в год, 6часов в неделю.

3год обучения: 216часов в год, 6часов в неделю.

Наполняемость учебной группы: 8-10 человек

Программа объединения «Русские узоры» рассчитана на детей в возрасте 7-13лет. Начинать обучение по программе могут дети с 7-ми летнего возраста.

Дет 7-11лет проявляют любознательный интерес к прекрасному, в познании   декоративно - прикладного творчества. Им интересен яркий образный мир росписи, его колорит, неординарность, которые влекут детей познать и попробовать самим, испытав свои силы в творчестве. На этом жизненном этапе воспитанники работают с простейшими формами на повтор изображения, копируя оригиналы. Делая упражнения на повтор, дети усваивают и закрепляют материал по декоративно - прикладному творчеству. Не менее важным представляется наличие у детей начальных навыков рисования и представление о творчестве. У детей 8-12 лет появляется самоконтроль деятельности (сначала по результатам, потом по образцу, потом по процессу). Дети могут самостоятельно составлять композиции, использовать в своих работах разную технику письма. Знают технологическую последовательность, что позволяет самостоятельно выполнять роспись изделий по желанию. У детей 9-13 лет обогащается понятийный аппарат. Они овладевают сложными интеллектуальными операциями, происходит становление самосознания. Дети этого возраста могут использовать знания по народным промыслам России в составлении рефератов, знают отличительные особенности народных промыслов. Имеют навыки росписи в различных техниках, самостоятельно могут описывать технологическую последовательность обработки изделий под роспись из дерева. Могут составлять творческие проекты и оформлять персональные выставки.

Форма организации: объединение «Русские узоры».

Предполагаемые результаты:

            К концу обучения в объединении «Русские узоры» воспитанники  1го года обучения           имеют:

  • Интерес к народному искусству, к творчеству мастеров народно-художественных промыслов России, к росписи изделий Городца и Хохломы,  к красоте и необычайности изделий.
  • Имеют навыки и умения в поддержании и следовании традиций народного творчества  городецкой и хохломской росписи.
  • Имеют знания, умения и навыки в традиционном и гармоничном сочетании цветов композиционного орнамента.
  • Имеют навыки в обращении с рабочим инструментом, с кистью, красками, учитывая  технику безопасности при работе.
  • Имеют знания, умения,  навыки  по стилизации элементов орнамента, составлению  композиций  Городца и Хохломы.   Хохломская роспись – верховое письмо: «Травка», «Пряник», «Под листок», «Растительно - травочный орнамент». Прорабатывают композиционное построение в формах:  квадрат и прямоугольник.
  •  Умеют расписывать изделия из дерева по мотивам городецкой росписи и хохломской росписи -  верховое письмо, учитывая знания по материаловедению, технологическую последовательность обработки материала при изготовлении заготовок и росписи изделий, а так же технику безопасности и правила поведения при использовании необходимого инструмента и материала в работе.
  •   Понимают  профессиональную терминологию, ориентируются в разновидностях декоративно-прикладного искусства, через изделия видят и понимают традиции и жизнь русского народа.

            К концу обучения в объединении «Русские узоры» воспитанники 2го года            обучения имеют:

  • Интерес к народному искусству, к истории возникновения, летописным фактам старейших  мастеров и их легендарным сказаниям о  народно - художественных промыслах России.
  • Имеют знания по декоративно - прикладному творчеству и  росписи изделий  Загорской матрешки ,Хохломы – огненной росписи, Мезенской росписи.
  • Имеют понятие о законах цветоведения, основах  композиционного построения орнамента  Загорской матрешки, Хохломы – верхового и фонового письма.

 Вид росписи: фон - «Черный», «Красный», «Зеленый», «Смешанный». Прорабатывают композиционное построение элементов орнамента хохломской росписи в формах:  круг,  овал, квадрат, прямоугольник.

Имеют понятия по составлению рефератов.

  • Умеют расписывать изделия по мотивам  Загорской матрешки, и  Хохломы  – верховое и фоновое письмо по дереву, стеклу и металлу, учитывая законы материаловедения, технологическую последовательность обработки материала и технологию росписи изделий, а так же технику безопасности и правила поведения при использовании необходимого инструмента и материала в работе.
  •  Развита    наблюдательность,   моторика   рук, а так  же   сформированы   сенсорные способности - глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, ритма. Развито образное мышление, фантазия и кругозор,  необходимые   для   творческого   выразительного решения и изобразительных задач, развиты художественно-творческие способности.

            К концу обучения в объединении «Русские узоры» воспитанники 3го года            обучения имеют:

  • Интерес к народному искусству, к истории возникновения и возрождения народных промыслов России. Имеют  понятия о великой значимости народных промыслов России в современное время и его продолжении, развитии и процветании. В необходимости поддержания и передачи народного мастерства из поколений в поколения.    
  • Имеют знания по декоративно - прикладному творчеству и  росписи изделий из твердых  материалов   Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной матрешки, Гжели, Хохломы, Петриковской росписи.
  • Имеют понятие о законах цветового сочетания в орнаментах, основах композиционного построения Семеновской,  Полхов – Майданской, нетрадиционной матрешки. Гжели, Хохломы – верхового и фонового письма.
  • Умеют составлять композиций и расписывать изделия по мотивам Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной матрешки. Гжели, Хохломы – верховое и фоновое  письмо,  Петриковской росписи, по дереву, стеклу, металлу, керамике, учитывая законы материаловедения, технологическую последовательность обработки материала и технологию росписи изделий, а так же технику безопасности и правила поведения при использовании необходимого инструмента и материала в работе.
  •  Развиты положительные качества и черты характера: чувство добра, нежности, добропорядочности, сплоченности, общительности, чувство взаимопонимания и  взаимовыручки. Умеют отстаивать свои права, знают и выполняют обязанности.
  •  Развиты усидчивость, стремление к качественному завершению начатого дела, самостоятельность и аккуратность, чувство вкуса, понятие красоты, гармонии окружающего мира.
  • Развиты художественно-творческая активность, чувства необходимости знаний, умений, навыков народно-прикладного ремесла в дальнейшей их жизнедеятельности, даже если профессиональный выбор ребенка не выпадает на прикладное ремесло.
  • Развивается духовно – нравственная, гражданская и  патриотическая  личность.

Этапы педагогического контроля

Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Форма проведения контроля

1 год

Январь

1.   Сведения  из истории народно – художественных промыслов России: Городец, Хохлома.  Их  отличительные особенности.

2.   Умения и навыки в составлении композиций и цветовом сочетании Городецкой росписи, Хохломской  росписи  - верховое письмо.

3.  Основные правила и особенности

     в обращении с рабочим инструментом: кисти, краски.

Устный опрос.

Наблюдение.

                    Практическое задание: кистевые приемы на бумаге.

Май 

1.  Технологическая последовательность росписи                                                      под Городец  и  Хохлому  - верховое письмо.  

Практическое задание: в альбомах, на бумажных шаблонах, по деревянным изделиям.

2 год

Январь

1.  Сведения  из  истории  прикладного
творчества: Загорской матрешки, Хохломской росписи - фоновое письмо. Их отличительные особенности.

2. Умения и навыки в составлении композиций и цветовом решении Загорской матрешки и хохломской  росписи: верховое  и фоновое  письмо.

3.        Кистевые упражнения по мотивам орнамента             Загорской матрешки и Хохломской росписи-
верховое и фоновое письмо.

     

4. Роспись изделий по мотивам  Загорской  матрешки и Хохломской росписи.

Устный опрос.

Наблюдение.

                                                               Практическое
задание  в альбомах, по дереву, стеклу, металлу.

Практическое задание на изделиях.

 Участие в выставках.

Май 

1. Технологическая последовательность росписи  по мотивам: Хохлома – верховое и фоновое письмо, Городецкая роспись, Загорская матрешка. Мезенской росписи.

Практическое задание на изделиях. Участие в выставках.

3 год

Январь

1. Знания народно – художественных промыслов  России их отличительные особенности.

2. Умения и навыки в составлении композиций Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной  матрешек, Гжели,
Хохломской росписи – фон «Древко».

3. Кистевые упражнения по мотивам орнамента

   Семеновской, Полхов – Майданской,

   нетрадиционной  матрешек, Гжели,

   Хохломской росписи – фон «Древко».

4. Роспись изделий по мотивам орнамента Семеновской, Полхов – Майданской, нетрадиционной  матрешек, Гжели, Хохломской росписи – верховое и фоновое письмо.    

Устный опрос.

Наблюдение.

       

                            Практическое                      задание по карточкам, в альбомах, по дереву, стеклу, металлу, керамике.

Практическое задание на изделиях.

Участие в выставках.

Май 

1.Технологическая последовательность росписи  по мотивам: Хохлома – верховое и фоновое письмо, Городецкая роспись, Загорская, Семеновская, Полхов – Майданская, нетрадиционная  матрешка, Гжель.

                       

Практическое задание на изделиях. Участие в выставках.

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

1 года обучения (7-11 лет)

  1. Название тем занятий

 .

Кол-во часов

  1. теория

практика

  1. всего

I.

Вводное занятие.

2

        1---        2        

4

II.

Знакомство с народными промыслами России. Городецкая и Хохломская росписи.

4

2

6

III.

Цветоведение.

2

4

6

IV.

Ознакомление с орнаментами и основами композиций.

6

6

12

V.

Изучение материала под роспись (древесина).

2

2

4

VI.

Составление композиций в квадрате, в прямоугольнике, в круге, в овале.

4

20

24

VII.

Выполнение росписи: Городецкая роспись, Хохломская роспись – «Травка», «Пряник», «Под листок», «Растительно – травочное письмо», «Древо».

_

14

14

VIII.

Итоговое занятие.

2

-

2

                                                     Итого:

22

50

72

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                                                                           первого года обучения

1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с родом деятельности объединения, с оборудованием помещения     в объединении. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения для воспитанников.

Практические занятия: Организационные вопросы. Организация рабочего места для работы над росписью стилевых рисунков и композиций. Тестирование (Выявление художественно – творческих способностей).

2.  Знакомство с народными промыслами России. Городецкая и Хохломская росписи.

Теория: Знакомство с Народно-художественными промыслами  России.  Демонстрация изделий народных мастеров. Значение расписных изделий народных мастеров в быту крестьянина и значение изделий мастеров народных промыслов в современном интерьере. Краткие   сведения   из   истории   росписи   в   России, Городецкая и  Хохломская роспись.  Показ слайдов, репродукций, видеозаписей.

Практические занятия: зарисовка  изделия с элементами  орнамента Городецкой росписи.

Материалы: альбомы с образцами изделий, плакаты, рабочие альбомы.     акварельные краски, гуашь.

     Инструменты: простой карандаш, ластик. кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный  мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.

3. Цветоведение.

Теория: Чем и на чем рисует художник. Учимся рисовать кистью. Техника работы акварелью, гуашью. Основы цветоведения. Цвета радуги и способы получения оттенков цвета. Линии и формы. Контрасты черного и белого. Цветовой круг. Специфика цветовой гаммы в городецкой росписи; в хохломской росписи.

Практика: Секреты цветового круга. Работа кистью акварелью и гуашью. Знакомство с цветовыми сочетаниями красок в городецком орнаменте; в хохломском орнаменте.

Материалы: альбомы, акварельные краски, гуашь, плакаты, иллюстрации, образцы изделий с росписью.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный     мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.

4. Ознакомление с орнаментами и основами композиций.

Теория: Центр народного промысла  хохломской росписи – город Семенов. Орнаменты хохломы, характерные особенности. Композиционные принципы хохломской росписи. Достижение стилевого единства, выбор главного композиционного центра, ритм в композициях хохломских мастеров. Демонстрация изделий народных мастеров.  Характерные приемы росписи.

Практические занятия: упражнения в кистевой росписи Хохломы – верховое письмо:   «Травка», «Пряник», «Под листок», «Растительно-травочный орнамент».

     Материалы :альбомы, бумажные шаблоны изделий. Акварельные и гуашевые     краски.    

     Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.

 5. Изучение материала под роспись (древесина).

    Теория: Породы древесины: (мягкие породы - липа, твердые - дуб, самшит).

    Виды срезов, цвет дерева. Изучение материала под роспись. Технологическая последовательность изготовления деревянных изделий под роспись. Виды лаков, влияние лакового покрытия на свойства дерева.

Практическое занятие: Исследование и определение пород древесины. Обработка деревянных изделий. Обработка заготовки наждачной бумагой с последующим покрытием поверхности раствором грунта.

 Перевод рисунка на изделия. Точное копирование при помощи копировальной бумаги основных, второстепенных элементов и ведущих линий будущей росписи.

     Материалы: плакаты; образцы срезов различных пород деревьев; разновидности  пиломатериалов и древесных заготовок. Фанерные заготовки, ДВП(древесная волокнистая плита), ДСП(плита из древесной стружки); гуашь, водная эмульсия; копировальная бумага.

    Инструменты: наждачная бумага  1 -  6 номер;  кисть широкая, плоская.

6. Составление композиций в квадрате, в прямоугольнике, в круге, в овале.

Теория: Изучение композиций  на изделиях хохломских мастеров. Изучение элементов растительного и животного мира природы, для дальнейшего сравнения с элементами композиционных орнаментов.

Практические занятия: Стилизация (превращение элементов природы в стилевые элементы орнамента) и разживка  элементов композиции.  Выполнение композиционных схем. Разработка эскизов в цвете, выбор наиболее выразительного эскиза.   Композиционные формы - квадрат и прямоугольник.

7. Выполнение росписи: Городецкая роспись, Хохломская роспись – «Травка»,       «Пряник», «Под листок», «Растительно – травочное письмо», «Древо».

Практические занятия: Роспись изделия. Выявление неточностей при исполнении росписи и их исправление. Технологическая последовательность покрытия изделий с росписью лаком, выполнение хохломской или  городецкой росписи.

     Материалы: бумага, краски, гуашь, водная эмульсия.

    Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера, широкая плоская кисть.

8. Итоговое занятие: Подведение итогов за период учебного года.

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 года обучения (8-12 лет)

  1. Название тем занятий

 .

Кол-во часов

  1. теория

практика

  1. всего

I.

Вводное занятие.

2

        1-------        -                

2

II.

Знакомство с народными промыслами России. Загорская матрешка и Хохломская росписи. Мезенская роспись.

10

10

20

III.

Цветоведение.

6

10

16

IV.

Ознакомление с орнаментами и основами композиций.

12

6

18

V.

Изучение материала под роспись (дерево, стекло, металл).

6

4

10

VI.

Составление композиций в квадрате, в прямоугольнике, в круге, в овале.

16

66

82

VII.

Выполнение росписи. Загорская матрешка. Хохломская роспись – верховое и фоновое письмо. Городецкая роспись. Мезенская роспись.

_

66

66

VIII.

Итоговое занятие.

2

-

2

                                                  Итого:

54

162

216

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                                                                           второго года обучения

 1. Вводное занятие.                

Теория: Ознакомление воспитанников с содержанием предстоящей работы второго года обучения. Правила  внутреннего распорядка.

Организационные вопросы. Организация рабочего места для    работы над росписью по дереву, стеклу, металлу.

2. Знакомство с народными промыслами России. Загорская матрешка и Хохломская росписи. Мезенская роспись.

Теория: История возникновения хохломского промысла. Старейшие хохломские        мастера. Искусство огненной росписи. Эстетическая красота изделий мастеров народных промыслов. Краткие сведения по истории росписи в России: Загорской матрешки, Хохломы, Мезенской росписи. Демонстрация изделий народных мастеров. Показ слайдов, репродукций,   видеозаписей.

Практические занятия: упражнения в росписи элементов Хохломской, Мезенской  росписей  и     Загорской матрешки.  

    Материалы: альбомы, акварельные  краски.

    Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный      мягкий, упругий ворс с 1-12 номера. 

3.  Цветоведение.

Теория: Цвета присущие росписи Загорской матрешке,  Хохломской и Мезенской  росписей. Красота цвета. О цвете и колорите. Цветовые эффекты.

 Практика: Знакомство с цветовыми сочетаниями красок в орнаментах   Хохломы и Загорской матрешки.  

Материалы: альбомы, акварельные краски, плакаты, иллюстрации.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный   мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.

4. Ознакомление с орнаментами и основами композиций.

Теория: Таинственный   мир   природы   в   народном   орнаменте.   Связь   орнамента    с   формой изделия. Работа над созданием эскиза будущей росписи. Основные законы композиции. Эмоциональная выразительность композиции. Цветовые сочетания в орнаментах. Знакомство с правилами написания рефератов.

  Практические занятия: упражнения в технике кистевой  росписи под фон черный, красный, смешанный, зеленый. 

Материалы: альбомы, акварельные  краски, гуашь, деревянные заготовки.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный  мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.

5. Изучение материала под роспись (дерево, стекло, металл).

Теория: Изучение и исследование деревянных, стеклянных и металлических изделий под роспись.  Технология обработки деревянных изделий, стекла и металла, под роспись. Технология росписи.

Практические занятия: обработка заготовок под роспись. Обработки изделий из твердых материалов. Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Упражнения в кистевой росписи на стекле и металле. Верховое письмо: «Травка»,  «Пряник», «Под листок». Прорисовка элементов росписи.

Материалы: деревянные, стеклянные,  металлические заготовки; акварельные краски,  гуашь;  водная эмульсия;  хозяйственное мыло;  копировальная бумага.

 Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера,  широкая плоская кисть.

6. Составление композиций в квадрате, в прямоугольнике, в круге, в овале.        

Теория: Закрепление знаний композиции на изделиях хохломских мастеров.

Практические занятия: разработка эскизов. Выбор композиционного решения для будущего изделия. Построение композиции в круге, овале, квадрате, прямоугольнике. Гармонические  сочетания цветов в композициях.

Материалы: альбомы, акварельные  краски, гуашь.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера. 

7. Выполнение росписи. Загорская матрешка. Хохломская роспись – верховое и фоновое письмо. Городецкая роспись. Мезенская роспись.

Практические занятия: Роспись изделия. Выявление неточностей при исполнении росписи и их  исправление. Анализ выполненных работ (смысловое решение композиций, гармоничное сочетание цветов, качество выполненной работы),

выполнение хохломской росписи – верховое или фоновое письмо, или роспись Загорской матрешки.

Материалы: краски, гуашь, водная эмульсия, хозяйственное мыло, изделия под     роспись.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера, широкая, плоская кисть.

8. Итоговое занятие: Подведение итогов за период учебного года. Подготовка и проведение итоговой выставки.

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 года обучения (9-13 лет)

  1. Название тем занятий

 .

Кол-во часов

  1. теория

практика

  1. всего

I.

Вводное занятие.

2      

        1-------        -        

2

II.

Знакомство с народными промыслами России. Русская матрешка,  Хохломская роспись, Гжель, Петриковская роспись.

26

12

38

III.

Цветоведение.

10

10

20

IV.

Ознакомление с орнаментами и основами композиций.

10

12

22

V.

Изучение материала под роспись (дерево, керамика).

6

12

18

VI.

Составление композиций.

2

78

80

VII.

Выполнение росписи. Семеновская матрешка, Полхов – Майданская матрешка, нетрадиционная матрешка. Хохломская роспись – верховое и фоновое письмо. Городецкая роспись, Гжель, Петриковская роспись.

_

34

34

VIII.

Итоговое занятие.

2

-

2

                                                  Итого:

56

160

216

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                                                                                                      третьего года обучения

1. Вводное занятие.

Теория:  Знакомство с родом деятельности объединения, с содержанием предстоящей работы  на третьем году обучения. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка.

Организационные вопросы. Организация рабочего места для росписи изделий

2. Знакомство с народными промыслами России. Русская матрешка,  Хохломская роспись, Гжель, Петриковская роспись.

Теория: Жизнь и быт мастеров хохломы. Создание артелей и фабрик. Хохлома сегодня. Заслуженные художники «Хохломской росписи». Краткие сведения из истории росписи в России. Семеновской, Полхов – Майданской матрешек, росписи нетрадиционной матрешки, Гжели, Хохломы. Демонстрация изделий народных мастеров. Показ репродукций, слайдов, рисунков, видеозаписи. Знакомство с промыслами Кубани, с Петриковской росписью.

Практические занятия: упражнения в техники кистевой росписи Семеновской,

Полхов – Майданской матрешек, и нетрадиционной матрешки, Гжели. Хохломы, Петрикова.

Материалы: альбомы, акварельные  краски, гуашь.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера

3.Цветоведение.

 Теория: Цвета присущие росписи матрешек: Семеновской, Полхов – Майданской, росписи нетрадиционной матрешки, Гжели, Хохломы, Петриковской росписи. Тоновый и цветовой контраст. Восприятие цвета и воздействие цвета на человека.

     Практика: Знакомство с цветовыми сочетаниями красок в орнаментах Хохломы,   Гжели, и росписи матрешек.

Материалы: альбомы, акварельные краски, плакаты, иллюстрации.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный     мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.

4.Ознакомление с орнаментами и основами композиций.
Теория: Цветовые   сочетания   в   орнаментах. Основные   элементы, составляющие   орнамент. Образная выразительность росписи. Типовые композиции.

Практические занятия: упражнение в кистевой росписи хохломского орнамента   «Фон», «Древко».

Материалы: альбомы, акварельные  краски, гуашь.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера. 

5.  Изучение материала под роспись (дерево, керамика).

Теория: Изготовление керамических изделий. Технологическая последовательность   обработки изделий под роспись. Технология обработки изделий «под золото». Технологическая последовательность росписи изделий.

Практические занятия: обработка заготовки изделия под роспись. Закрашивание фона (если это предусмотрено эскизом). Перевод рисунка на заготовку через копировальную бумагу. Упражнения в кистевой росписи.

Материалы:   краски, гуашь, водная эмульсия,  хозяйственное мыло.  Деревянные и  керамические изделия.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий,   упругий ворс с 1-12 номера, широкая, плоская кисть. 

6. Составление композиций.

Теория: композиционное построение орнамента. Гармонические  сочетания цветов в  композициях. Основные законы композиции.

 Практические занятия: создание эскизов в натуральную величину будущего изделия на основе собранного материала по теме. Построение композиций.

Материалы: альбомы, акварельные  краски, гуашь.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий ворс с 1-12 номера.

7. Выполнение росписи. Семеновская матрешка, Полхов – Майданская матрешка, нетрадиционная матрешка. Хохломская роспись – верховое и фоновое письмо. Городецкая роспись, Гжель, Петриковская роспись.

Практические занятия: Работа  по выполнению  росписи  изделия. Окончательная обработка дерева. Роспись изделий любым орнаментом, с учетом изученного материала по народным промыслам.

Материалы: краски, гуашь, водная эмульсия, хозяйственное мыло, изделия под роспись.

Инструменты: кисти беличьи, колонковые, из пони, искусственный мягкий, упругий  ворс с 1-12 номера, широкая, плоская кисть.

8. Итоговое занятие: Подготовка и проведение итоговой выставки. Подведение итогов за  период обучения.  

5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Форма проведения занятий:

Теоретические - лекции, беседы, викторины, анкетирование, опросы, просмотр репродукций, фотографий, открыток, альбомов, образцов  изделий народно – художественных промыслов    России,  видеозаписей по народно – художественным промыслам, прослушивание аудиокассет с фонограммами  фольклорных  коллективов  и  тематическими записями  звуков природы, информаций на электронных носителях с тематическим материалом.

        Теория знакомит детей с народно-художественными промыслами России, с их истоками мастерства, традициями, технологией  изготовления и росписью  изделий, с особенностями образного языка, которому свойственны обобщенность  и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность. Особенности художественных средств (формы, объемы, линии, цвет, ритм, фактура). Так же теория знакомит с фольклорными  жанрами, обрядами, поговорками, сказками, сказаниями и легендами, с укладом жизни разных регионов страны.

      Практические - позволяют  приобретать навыки в ремесленном промысле.  Росписи изделий.  В изготовлении наглядных пособий, образцов, методических карточек,  таблиц, плакатов, схем, открыток, альбомов с композициями. В  изготовление сувениров.

Практика позволяет попробовать собственные силы в создании изделий народно-прикладных ремесел с элементами  композиций по мотивам Хохломской, Городецкой, Гжельской росписи и росписи матрешек:  Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской, в составлении традиционных и нетрадиционных мотивов народных промыслов.

       Программа  предусматривает  экскурсии:

  • на природу (с целью изучения растительного и животного мира, которые тесно связаны  с прикладным творчеством);
  • в производственные цеха (знакомство с технологической последовательностью изготовления изделий народного творчества);
  • в музеи, на выставки, конкурсы, праздники, концерты и другие массовые мероприятия с общеобразовательной и обще-развивающей целью.
  • встречи с мастерами художественных промыслов России;
  • Так же программа предусматривает привлечение родителей к сознательному поиску путей формирования личности ребенка через искусство и национальную культуру, к творчеству детей в объединении «Русские узоры». Одной из форм программы является приглашение родителей на культурно-массовые мероприятия объединения, школы, района, края, на индивидуальные беседы, собрания.

Методические  рекомендации

Программа содержит темы, дающие детям знания, умения, навыки по народно-художественным промыслам России.

 В программу входят:

  1. Вводное занятие.
  2. Знакомство с видами росписи.
  3. Цветоведение.
  4. Ознакомление с орнаментами и основами композиции.
  5. Изучение материала под роспись.
  6. Составление композиций
  7. Выполнение росписи изделий.
  8. Итоговое занятие.    

Объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу изучения, повторения и расширения объема знаний. Каждая возрастная группа последовательно овладевает новым уровнем знаний на базе ранее полученных сведений, постепенно осуществляя переход от простого к сложному. Некоторые темы одной возрастной группы и года обучения перекликаются с темами другой группы и годом обучения, но на каждом новом этапе обучения усложняются цели и задачи. Изменяется и сам подход к выполнению работ.

Весь учебный материал разбит на общие темы-модули, которые связаны между собой, и являются последовательным дополнением друг друга. Это способствует целостному обучению и развитию детей. Программа обучения росписи носит поэтапный характер. Дети знакомятся с природой, зарисовывают в альбомах элементы живой природы, затем стилизуют их, превращая природные элементы в традиционные орнаменты при этом, используя наглядный материал, увязывают элементы в композицию, отрабатывают кистевые приемы и гармоническое сочетание цветов. Затем расписывают изделия, знакомясь с технологической последовательностью покрытия изделий лаком для закрепления рисунка.

Приобретая теоретические знания и практические навыки, воспитанники создают не только полезные, но и красивые изделия, которые являются конечным результатом обучения детей по программе «Русские узоры». К результатам относится и то, что созданные ребятами расписные изделия экспонируются на выставках, являются подарочными сувенирами для людей, украшают интерьер помещений. Воспитанники познают радость от создания, сопричастности к преобразованию обычного материала в высокохудожественное произведение.

                                             Технологии автора:

по подходу к ребенку

1.гуманно-личностные;

2.технологии сотрудничества;

3.личностно-ориентированные;

4.природосообразные (природа и взаимодействие с ней).по видам занятий

1.групповые;

по методам

1.объяснительно-иллюстрированный метод (методически - дидактический);

2.репродуктивный (педагог демонстрирует – воспитанник  воспроизводит);
3.поисковый;

4.диагностический;

5.игровой;

6.информационный.

7.эмпирический  (проб и ошибок);

8.эвристический (развитие творческих способностей);

метод творчества

1.образного видения;

2.смыслового видения;

3.эмпатическо - эмоциональный;

4.символического видения;

5.придумывания;

6.сравнения;

7.ассоциативно-рефлекторная методика

метод воспитания

 1.изменения отношений;

 2.изменения деятельности в общении;

3.изменения    компонентов    воспитательной    системы (коррекция родительского         воспитания).                                     

                                                                                                                                           

                                      Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение:

Для того, чтобы продуктивно реализовать программу необходимы следующие условия:

  • Просторное и хорошо освещенное помещение с определенными условиями техники безопасности, для сохранения здоровья и гигиенических норм детей. Так как    деятельность программы   рассчитана    на   групповые    и    индивидуальные занятия, то для более продуктивной   реализации   программы   необходимо   оптимальное количество детей в группах по 8-10 человек, соответственно для каждого рабочее место и  рабочий  стол.  Стеллажи, шкафы  для изделий  и    методического    материала, методической литературы, школьная доска.                               
  •    Для обучения необходимо следующее техническое оснащение:
  • Видеомагнитофон и телевизор для просмотра видео сюжетов по Народно – художественным промыслам;
  • Аудио магнитофон для прослушивания с фоновыми коллекциями звуков природы, народного фольклора;
  • Драллоскоп  (электрический стол – подсветка, для перевода стилевых композиций).
  • Компьютерная техника.     
  •   Для обучения росписи из дерева, стекла, металла, керамики, основными материалами служат:
  • деревянные заготовки или фанера под роспись;
  • стеклянные изделия под роспись;
  • металлические изделия под роспись;
  • керамические изделия под роспись.                                                                                
  •    Для  занятий  понадобится:
  • 3-4 листа фанеры толщиной в 80 мм. (для изготовления изделий под роспись);
  • обрезная  строганная доска, шириной -  0,25 см., и длинной -  6 м.,

 количеством 2-3 доски;

  • акварельные краски  и   гуашь   персонально для каждого воспитанника;
  • мебельный лак (масленый и нитролак) - 6 кг.;
  • растворитель лаков, уайт-спирид, скипидар, всего - 3литра;
  • водоэмульсионная  цветная краска, для грунтовки поверхности  изделий из фанеры и дерева по 1 кг.;
  • кисти беличьи, колонковые или из пони, из искусственного упругого мягкого волокна с 1-12 номера, широкая, плоская кисть.
  • наждачная бумага различной нумерации;
  • листы  ватмана, цветная копировальная бумага,  калька, альбомы для рисования, картон, цветная бумага;
  • канцелярские принадлежности в неограниченном количестве.                                                     Методический материал
  1. Наглядные образцы изделий  по народно – художественным промыслам России.
  2. Шаблоны форм изделий для обводки в личных альбомах с последующей росписью.
  3. Образцы элементов композиций.
  4. Иллюстрированные альбомы; эскизы с разными видами росписи  народно – художественных промыслов.
  5. Открытки  с  изделиями, видами  бабочек,  рыб,  птиц,  лошадей,  насекомых, лекарственными травами, альбомы с фотографиями по хохломской росписи.
  6. Альбом по стилизации элементов народно – художественных промыслов.
  7. Гербарий  с  природными  материалами,  для  знакомства и  стилизации  природных элементов в элементы народно – художественных промыслов.
  8. Наглядные пособия по материаловедению (образцы деревянных заготовок различных пород деревьев).
  9. Видеокассеты  с  записью  народно – художественных промыслов Горьковской  области, аудиокассеты  с  фоновой коллекцией народного фольклора  и с записью звуков живой природы, компьютерные диски с записью фрагментов природы родного края, и элементами живой природы(цветы, листья, бутоны, ягоды, бабочки, птицы, рыбы).
  10. Раздаточный  методический материал  «Альбом, тетрадь  для детского творчества с     народно – художественными промыслами».
  11.  Контрольные карточки с заданиями:
  • по составлению композиции народно – художественных промыслов;
  • по стилизации элементов народно – художественных промыслов;
  • по зарисовки и прорисовки элементов народно - художественных промыслов;
  • по технологической последовательности росписи изделий народно – художественных промыслов.

12. Карточки с заданиями для общего развития. Знаем ли мы природу?:

  • назови, запомни, нарисуй, раскрась (цветы, листья, рыбы, бабочки, птицы, животные).

13.        Виды росписи по хохломским мотивам:

  • элементы кустов травки;
  • технологическая   последовательность   росписи.  

14. Викторина:  карточки с вопросами и ответами по народно – художественным    промыслам НХП.

15. Наглядный   альбом  рисунков воспитанников  «В  подарок  учителям, родным, знакомым, друзьям».

Программный материал изучается по принципу от простого к сложному. От изучения основных элементов росписи, упражнений на повтор, до заданий на импровизацию и роспись объемных изделий.

 Работа по изучению видов росписи сопровождается показом подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Список литературы для педагога:

  1. Белецкая Л.Б. Прессованная Флористика. Москва. ЭКСМО, 2008.
  2. Берд Линди Изысканные композиции из сухих цветов своими руками. Москва. Мой мир,2004.
  3. Бондарева Н.А. Воспитание школьника: планирование, педагогическая диагностика. Армавир, 2001.
  4. Бондарева Н.А. Развитие творческих качеств школьников, 2002.
  5. Бондарева Н.А., Немошкова С.А. Петриковская роспись. Армавир, 2005.
  6. Емельянова Т. Любовь моя Хохлома Горький. Волго-Вятское книжное изд. 1981.
  7. Еолод Людмила Искусство составлять цветочные картины. Москва. ЭКСМО, 2008.
  8. Жигалов С. Росписи Хохломы. Москва. Детское издательство. 1990.
  9. Величко Н.К. Русская роспись. Техника, приёмы. Москва. АСТ-ПРЕССКНИГА, 2008.
  10. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Москва Дрофа, 2006.
  11. Новикова Е.Н. Семеновский сувенир. Горький. Волго-Вятское книжное изд. 1987.
  12. Орлова Л.В. Знакомство с Хохломской росписью. Москва, 2000.
  13. Павлова О.В. Изобразительное искусство 1-4 классы. Волгоград. Учитель, 2008.
  14. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства 3 класс. Самара. Фёдоров, 2006.
  15. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства 4 класс. Самара. Фёдоров, 2006.
  16. Рогов А. Кладовая радости. Москва. Просвещение,1982.
  17. Салабай Е., Липущова С., Дёмина Н. Подарки для друзей. Смоленск. Русич, 2002.
  18. Семёнов А.Ю.Резьба по дереву материаловедение. Минск. Современное слово, 2003.
  19. Цирулик Н А. и др.Ручное творчество 4 класс. Самара. Фёдоров, 2006.
  20. Цирулик Н А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара. Фёдоров, 2006.
  21. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.Твори, выдумывай, пробуй. Самара. Фёдоров, 2006.
  22. Широков Б.П.Художественные промыслы земли Нижегородской. Нижний Новгород, 2001.
  23. Шпикалова Т.Я., Ершова JI.B. Изобразительное искусство. Москва. Просвещение, 2002.

Список литературы для детей

  1. Багрова JI.A. Я познаю мир - растения. Москва. Астрель,2004.
  2. Багинская А. Деревья, плоды, листья. Москва. Адонис, 2007.
  3. Баранова И. Деревья и листья; Ягоды, фрукты. Москва. ООО  Хатбер - пресс,2008.
  4. Баранова И. Насекомые; Птицы. Москва. ООО Хатбер - пресс,2006.
  5. Васильева М.А. Городецкая роспись - искусство детям. Москва. Мозаика - Синтез,2009.
  6. Ващенко О Н. Учимся писать акварелью. Ростов на Дону. Лео,2004.
  7. Дорожин Ю Г. Сказочная Гжель - искусство детям. Москва. Мозаика - Синтез,2008.
  8. Дунаева Ю.А. Бабочки Санкт-Петербург, Балтийская книжная компания, 2007.
  9. Жданова Л.В. Мезекская роспись. - Народные промыслы. Москва. ООО Хатбер - пресс, 2006.
  10. Жданова Л.В. Русский сувенир. Хохломы. Гжели. Дымки. Городца Москва. ООО ВИКРУС, 2002.
  11. Иваницкий В.В. Я познаю мир. - Птицы. Москва. Астрель, 2001.
  12. Куцакова JIB. Мама я умею рисовать. Москва. Мой мир, 2007.
  13. Орлова Л.В. Хохломская роспись. - Искусство детям. Москва. Мозайка – Синтез, 2008.
  14. Фёдоров Генадий Глина и керамика. Академия мастерства. Москва ЭКСМО-ПРЕСС, 2002.
  15. Чичёв Ю. Разноцветный мир. Москва. ООО Альтей - Бук. 2008.
  16. Шалаева Г.П. Цвет. Форма. Размер. Москва. ООО Альт, 2008.
  17. Шалаева Г.П. Учимся рисовать растения. Москва. ACT СЛОВО, 2009.
  18. Шалаева Г.П. Учимся рисовать животных. Москва. ACT СЛОВО, 2009.
  19. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985.
  20. Шерстнева Ольга Морские жители. Москва. ООО Лунный Аист, 2008.
  21. Шерстнева Ольга Птицы. Москва. ООО Лунный Аист, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: Интегрированный урок ИЗО и ИКТ по мотивам Городецких узоров

Традиционные виды изображения и новейшие технологии на уроках....

Программа кружка "Русские узоры"

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Национальные узоры

Презентация, посвященная демонстрации достижений народной вышивки. Работы мастериц села Нижняя Ошма...

ОРНАМЕНТЫ, УЗОРЫ

ОРНАМЕНТЫ, УЗОРЫ-2 [more=]1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. ...

Cказочные узоры городецкой росписи

Фотографии в альбоме «2.Cказочные узоры» zhital на Яндекс.Фотках...

Конспект урока технологии по теме: "Плетение репсового узла. Выполнение узора "Цветок".

Ознакомление с этим видом рукоделия проводится в 7 классе (6 учебных часов). За этот период учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме. Каждое занятие включает и теоретическую,  и практическу...

Цветочные узоры. Bauernmalerei № 2.

Colegao de Motivos e Riscos para Pintura Журнал Bauernmalerei № 2Год издания : 1987Язык: португальский[more=…роспись / шаг за шагом …] 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ...