Рабочая образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Балалайка»
рабочая программа по теме

Ладыкина Юлия Викторовна

 

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу балалайки, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1976г), Министерством культуры СССР (Москва 1988г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара» (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr_balalayka.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Балалайка»

Автор-составитель Ладыкина Ю,В. – преподаватель МОУ ДОД

«ДШИ г. Нарьян-Мара»

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  ……………………………..……...3

2.   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………...………….. 10

  1.   КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАИМОСТИ…………….. ………… 12
  2.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

   ВЫПУСКНИКА………………………………………………. ……..15

  1.   СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ……………………………………...........16

     5.1. Семилетнее обучение……………………………………………….…16

5.2. Пятилетнее обучение……………………………………………….....22

  1.    ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ……………………………………….....26
  2.    ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТАМ.. ……………....29
  3.    ПРИМЕРНЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ

   ПРОИЗВЕДЕНИЙ,  РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ПОКАЗА

   В ТЕЧЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА НА ЗАЧЕТАХ………………...32

8.1. Семилетнее обучение………………………………………………….32

8.2. Пятилетнее обучение………………………………………………….38

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ СБОРНИКОВ…………… .……...42

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу балалайки, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1976г), Министерством культуры СССР (Москва 1988г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара» (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г).

Программа включает в себя особенности передовой школы балалаечного исполнительства, раздел: «Условия реализации программы с указанием определенных норм для успешного обучения и воспитания». Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том, чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого, и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив.                     Д.К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорил: «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано».

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» –  важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя.

Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»  – предупреждал В.А. Сухомлинский.

Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.

Надо отметить высокий уровень исполнительства на домре и его рост, чему в значительной степени способствует включение домры в программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и вузов, а также широкое распространение домры в сфере художественной самодеятельности.

В детских учреждениях низшего звена музыкально – образовательной системы (ДМШ, ДШИ) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на русских народных инструментах, в том числе исполнителей на домре. Классы балалайки призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища. Педагог класса балалайки должен считать своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями балалаечного исполнительства, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.

Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг замечательный советский музыкант, мастер игры на балалайке, педагог, дирижер – народный артист РСФСР, лауреат всесоюзного смотра и лауреат Государственной премии СССР, профессор Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных Павел Иванович Нечепоренко.

       В результате многолетней целенаправленной педагогической работы им создана передовая школа балалаечного исполнительства. Стремясь к совершенству в искусстве игры на балалайке П.И. Нечепоренко ориентировался конечно на своих современников, балалаечников старого поколения, стоявших у истоков возрождения балалайки, массового исполнительства на этом старинном русском инструменте. Ученики и соратники В. В. Андреева: Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов – каждый по своему раскрывали выразительные возможности балалайки.

       Школа П.И. Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие от существовавшей до него щипковой.

       «Тихий и мягкий звук балалайки окреп, приобрел силу и резкость, стал богаче тембром. Таким образом, произошла переоценка критериев музыкальной выразительности инструмента, что сразу же сказалось на репертуаре балалаечников, ан обогатился произведениями старых мастеров и современных композиторов…»

«П.И. Нечепоренко впервые широко внедрил в искусство игры на балалайке гитарную технику, расширив, таким образом исполнительские возможности балалаечников. Например, стало возможным исполнение форшлагов, трелей, мордентов, характерных атрибутов старинной музыки…» Павел Иванович воспитал целую плеяду балалаечников по праву занимающих ведущее место в современном исполнительстве на инструменте. Среди его воспитанников (их свыше пятидесяти – высококвалифицированных музыкантов народников) известные музыканты: З. Ставицкий, П. Шалов, Л. Самсонов-Роговицкий,    Н. Шубин, Н. Титов, Н. Свиридов, Ю. Данилов, известные педагоги, имеющие свой богатый исполнительский и методический опыт работы.

        В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом министерства Культуры от 28.05.87 программа для ДМШ, ДШИ – предусматривает возможности не только 5-летнего срока обучения, но и       7-летнего. Предлагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д. После успешного прохождения основного курса учащиеся по рекомендации педагога и решения педагогического совета  могут продолжить обучение в классе ранней профориентации.

Массовое распространение у детей нарушений психофизического и двигательно-моторного развития, неподготовленность детей к  деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребенка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательных школах усиливают неоднородность контингента учащихся школы искусств по уровню способностей, тем самым усложняя процесс освоения образовательных программ. Отвечая требованиям сегодняшнего дня, ДШИ должна предоставить ученику возможности для успешного освоения образовательной программы. В связи с этим, на отделении струнных народных инструментов обучение ведется по трем группам:

Группа «А» – профориентируемые учащиеся (программные требования повышенного уровня).  В группу могут входить учащиеся 3-7 классов по семилетнему обучению, 3-5 классов по пятилетнему обучению. Список группы «А» утверждается на заседании педагогического совета в начале учебного года.

Группа «В» – основная группа (уровень общего художественно-эстетического образования, стандартные программные требования)

Группа «С» – учащиеся, осваивающие программные требования, соответствующие уровню развития и способностям учащегося. В группу могут входить учащиеся 3-7 классов по семилетнему обучению, 3-5 классов по пятилетнему обучению. Список группы «С» утверждается на заседании педагогического совета в начале учебного года.

Обучение игре на балалайке ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио, музыкальная литература, ансамбль, оркестр, общий курс фортепиано). Особое значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности ребят.

В ходе занятий решаются  тесно связанные между собой задачи музыкально – воспитательного процесса:

        1. Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;

  1. Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;
  2. Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры;

         4. Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.

Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание.

Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, музыкальной литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог сообщает учащемуся знания по музыкальной литературе (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.

В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на уроке для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и др.

Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу. Начиная со второго года обучения и из наиболее успевающих учащихся первого года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие).

Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.

Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первый год обучения  наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно.  Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.

Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и  проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса домры, известных исполнителей и коллективов. В связи с тем, что работа с учащимися по классу балалайки предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепиано). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса балалайки (примы) только хорошего качества.

Ввиду того, что физиология ребенка 5-7 лет, а во многих случаях и 7-9 лет не соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении возраста поступающих на обучение игре на балалайке.

Целесообразно проводить наборы учащихся начиная с 5-8-летнего возраста, предлагая 7-летний срок обучения, с 9-10 летнего возраста –            5-летний срок обучения.

Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.

Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.

Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе балалайки должен быть художественный репертуар – народные песни, произведения русских и зарубежных классиков, оригинальные произведения современных авторов.

Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отрабатыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.

Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами.

Правильная аппликатура является одним из важных элементов игры на балалайке. Она должна быть логически оправданной, способствующей более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только техническим элементом, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно свободными переходами, нужно учитывать в каждом случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение.

Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного его внимания.

  1. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАИМОСТИ

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

1) отношение ученика к учебе в ДШИ, а именно домашняя подготовка, систематичность посещения уроков, старание и прилежность;

2) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

3) оценки ученика за выступления на академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, прослушиваниях;

4) другие выступления ученика в течение учебного года.

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, конкурсах, прослушиваниях, экзаменах.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных классах: по 5-летнему обучению в 5 классе, по             7-летнему обучению в 7 классе.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. По решению педагогического совета успешное выступление учащегося на конкурсе не ниже окружного уровня может быть засчитано за  выпускной экзамен.

Программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние  специальные учебные заведения.

В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы.      На 1 прослушивании исполняется 2 произведения, на втором – 2-4 произведения.

В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах. Школьные академические концерты проводятся систематически. Каждый учащийся должен исполнить по 2 произведения в каждом полугодии. При такой организации концертной деятельности педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Каждое полугодие учащиеся с 3 по 6 классы по семилетнему обучению и с 2 по 4 классы по пятилетнему обучению сдают технический зачет, на котором показывают свой технический уровень.

В конце каждого полугодия все ученики сдают контрольный урок.

При оценке академических концертов необходимо учитывать следующие критерии:

1. Оценка «отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы, при которой исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения.

2. Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности.     Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения.

3. Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание произведения наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКАДШИ

ПО КЛАССУ «БАЛАЛАЙКА»

Виды деятельности

Уровень общего художественно-

эстетического образования

Повышенный уровень (ранней профессиональной ориентации)

Учебно-

исполнительская

Овладение минимумом знаний, умений, навыков,

необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства: умение грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и направлений, читать с листа, играть в ансамбле.

Овладение достаточно высоким уровнем знаний, умений, навыков, необходимых сольной исполнительской практике, игра в различных ансамблях.

Формирование умений самостоятельно разучивать и художественно цельно исполнять произведения различных жанров и стилей.

Формирование навыков чтения с листа.

Учебно- теоретическая

Овладение основами музыкальной грамоты,

осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа  музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве.

Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.

Достижение необходимого уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении.

Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка, навыками анализа музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыке.

Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности.

Творческая

Формирование навыков сочинения простейших музыкальных построений.

Овладение навыками сочинения и композиции. Использование  полученных навыков в различных видах деятельности.

Культурно- просветительская

Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать разные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Формирование навыков исполнительской практики.

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5.1. Семилетнее обучение

1 год обучения

  1. Донотный период работы

Теория и практика:

Исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам пиццикато большим пальцем, арпеджиато.

  1. Игра по нотам

Теория и практика:

Нотный стан, скрипичный ключ, запись нот в пределах первой и второй октавы, понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации, знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая),  паузы, разбор лёгких пьес.

  1. Работа над техникой

Теория и практика:

Работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аппликатура), продолжение работы над звукоизвлечением на приемах игры: пиццикато большим пальцем и арпеджиато, бряцание (удар вниз). А  также  работа над пластикой игровых движений левой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком.

  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке, зачёте, концерте.

  1. Занятия по индивидуальной программе

Теория и практика:

Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д.

2 год обучения

  1. Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Чтение с листа лёгких пьес за 1-й класс, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, закрепление навыков, полученных в 1-ом классе, усложнение штрихов.

  1. Работа над техникой

Теория и практика:

  Упражнения, этюды до трёх знаков в ключе, усложнение ритмического рисунка, объяснение терминов встречающихся в нотном тексте, продолжение работы над приемами: пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание.

  1. Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами, мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств, работа над текстом, ритмом, аппликатурой, темпом.

  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.

3 год обучения

  1. Повторение пройденных теоретических понятий и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на академическом концерте во втором классе, чтение с листа пьес с несложным ритмическим рисунком, повторение теоретических обозначений.

  1. Работа над техникой

Теория и практика:

Мажорные, минорные гаммы в 1 октаву и арпеджио, этюды до трех знаков в ключе на различные виды техники, продолжение работы над различными приемами игры: бряцание,  пиццикато большим пальцем, арпеджиато, освоение вибрато;  работа над организацией игрового аппарата.

  1. Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами (в т. ч. обработками русских народных песен), работа над звуком, фразировкой, ритмом, аппликатурой и другими особенностями выбранного произведения.

  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.

4 год обучения

  1. Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в третьем классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.

  1. Работа над техникой

Теория и практика:

Мажорные, минорные гаммы в 1 октаву и арпеджио до четырех знаков в ключе, этюды на различные виды техники: натуральные флажолеты, короткое тремоло, двойное пиццикато, вибрато, бряцание.

  1. Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классических произведений, и др), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком.

  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.

5 год обучения

  1. Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в четвёртом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.

  1. Работа над техникой

Теория и практика:

Мажорные и минорные гаммы в две октавы и арпеджио различными штрихами и ритмическими группами, этюды на различные виды техники. Приёмы: тремоло, двойное пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты. Освоение аккордовой техники,  колористических приемов.

  1. Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой.

  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.

6 год обучения

  1. Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в пятом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.

  1. Работа над техникой

Теория и практика:

Мажорные, минорные гаммы в две октавы и арпеджио различными штрихами и ритмическими группами, этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, «гитарный прием», двойное пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, вибрато, большая и малая дробь, аккордовая техника, колористические приемы.

  1. Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой.

  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.

7 год обучения

  1. Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в шестом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.

  1. Работа над техникой

Теория и практика:

Этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, двойное пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, аккордовая техника, колористические приемы, «гитарный прием», большая и малая дробь, вибрато.

  1. Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой, аппликатурой.

  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для сдачи выпускного экзамена, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на прослушиваниях, концертах и экзамене.

8,9 года обучения

Класс ранней профессиональной ориентации

  1. Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на выпускном экзамене в седьмом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.

  1. Работа над техникой

Теория и практика:

Этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, двойное пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, большая и малая дробь, аккордовая техника, «гитарный прием», тремоло-вибрато, колористические приемы игры.

Учащиеся, готовящиеся к поступлению в средние специальные учебные заведения по специальности «Балалайка» должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм и арпеджио более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения.

  1. Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классических пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой, аппликатурой.

  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для концертов, конкурсов. Для поступающих в средние специальные учебные заведения необходимо исполнять программу в соответствии с приёмными требованиями по специальности для поступающих в средние  специальные учебные заведения культуры и искусства. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на прослушиваниях и концертах.

5.2. Пятилетнее обучение

1 год обучения

1.Донотный период работы

Теория и практика:

Исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам пиццикато большим пальцем, работа над звукоизвлечением.

2.Игра по нотам

Теория и практика:

Нотный стан, скрипичный ключ, запись нот в пределах первой и второй октавы, понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации, знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая),  паузы, разбор лёгких пьес.

3.Работа над техникой

Теория и практика:

Работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аппликатура), продолжение работы над звукоизвлечением, работа над пластикой игровых движений левой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком. Мажорные, минорные гаммы в 1 октаву и арпеджио; игра приемами: пиццикато большим пальцем, бряцание, арпеджиато, вибрато.

          4.Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке, зачёте, концерте.

5.Занятия по индивидуальной программе

Теория и практика:

Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д.

2 год обучения

1.Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Чтение с листа лёгких пьес за 1-й класс, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, закрепление навыков, полученных в 1-ом классе, усложнение штрихов.

2.Работа над техникой

Теория и практика:

  Мажорные и минорные гаммы в одну октаву, арпеджио. Упражнения, этюды до трёх знаков в ключе, усложнение ритмического рисунка, объяснение терминов встречающихся в нотном тексте. Игра приемами: бряцание, вибрато, арпеджиато,  освоение двойного пиццикато и колористических приемов игры.

3.Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами, мысленное представление образов, раскрывающихся в произведениях, развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств, работа над текстом, ритмом, аппликатурой, темпом.

4.Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.

3 год обучения

1.Повторение пройденных теоретических понятий и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на академическом концерте во втором классе, чтение с листа пьес с несложным ритмическим рисунком, повторение теоретических обозначений.

2.Работа над техникой

Теория и практика:

Мажорные, минорные гаммы в 2 октавы и арпеджио, этюды до четырёх знаков в ключе на различные виды техники, продолжение работы над различными приемами игры: двойное пиццикато, короткое тремоло, колористические приемы, вибрато, натуральный флажолет, большая и малая дробь;  работа над организацией игрового аппарата.

3.Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор и совместная работа над разнохарактерными пьесами (в т. ч. обработками русских народных песен), работа над звуком, фразировкой, ритмом, аппликатурой и другими особенностями выбранного произведения.

4.Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.

4 год обучения

1.Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в третьем классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.

2.Работа над техникой

Теория и практика:

Мажорные и минорные гаммы в две октавы и арпеджио различными штрихами и ритмическими группами, этюды на различные виды техники. Приёмы: тремоло, двойное пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, аккордовая техника, большая и малая дробь, освоение «гитарного приема».

3.Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой.

4.Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на академическом или классном концерте.

5 год обучения

1.Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на академическом концерте в шестом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.

2.Работа над техникой

Теория и практика:

Этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, двойное пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, большая и малая дробь, аккордовая техника, колористические приемы, «гитарный прием», вибрато.

3.Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классические пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой, аппликатурой.

4.Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для сдачи выпускного экзамена, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на прослушиваниях, концертах и экзамене.

6,7  года обучения

Класс ранней профессиональной ориентации

1.Повторение пройденных теоретических понятий, гамм и выученных ранее произведений

Теория и практика:

Повторение произведений, исполненных на выпускном экзамене в седьмом классе, повторение теоретических обозначений, встречающихся в нотном тексте изученных ранее произведений, чтение с листа.

2.Работа над техникой

Теория и практика:

Этюды на различные виды техники. Совершенствование приёмов: тремоло, двойное пиццикато, натуральные и искусственные флажолеты, большая и малая дробь, аккордовая техника, вибрато,  «гитарный прием».

Учащиеся, готовящиеся к поступлению в средние специальные учебные заведения по специальности «Балалайка»» должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм и арпеджио более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения.

3.Работа над пьесами

Теория и практика:

Разбор, работа над произведениями разных жанров (обработки народных песен, классических пьесы, крупная форма), работа над музыкальным образом произведения, работа над звуком, фразировкой, динамикой, аппликатурой.

4.Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для концертов, конкурсов. Для поступающих в средние специальные учебные заведения необходимо исполнять программу в соответствии с приёмными требованиями по специальности для поступающих в средние специальные учебные заведения культуры и искусства. Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на прослушиваниях и концертах.

6. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

  Семилетнее обучение

1 год обучения

 За год учащийся должен пройти:

- 4 этюда

- 20 песенок-попевок на открытых струнах

- 10-12 пьес различного характера

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

2 год обучения

За год учащийся должен пройти:

- 4-6  этюдов

-10-12 пьес различного характера

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху

3 год обучения

За год учащийся должен пройти:

Мажорные гаммы ми мажор, ля мажор в одну октаву

Минорные гаммы ми минор, ля минор (натуральный вид) в одну октаву

- 4-6  этюдов

-10-12 пьес различных эпох и стилей

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

4 год обучения

За год учащийся должен пройти:

Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор, ля мажор в одну октаву

Минорные гаммы ми минор, фа минор,  соль минор,  ля минор (натуральный, гармонический мелодический виды) в одну отаву.

- 4-6  этюдов

-10-12 пьес различных эпох и стилей

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

5 год обучения

За год учащийся должен пройти:

Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор, ля мажор в две октавы

Минорные гаммы ми минор, фа минор, соль минор, ля минор (натуральный вид) в две октавы

- 4-6  этюдов

- 10-12 пьес различных эпох и стилей (знакомство с крупной (циклической) формой)

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

6 год обучения

За год учащийся должен пройти: 

Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, фа #  мажор, соль мажор,  соль# мажор в две октавы

Минорные гаммы ми минор, фа минор, фа# минор,  соль минор, соль# минор  (натуральный, гармонический мелодический виды) в две октавы

- 4-6  этюдов

- 8-10 пьес различных эпох и стилей

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

7 год обучения

За год учащийся должен пройти:

- 6-8 пьес различных эпох и стилей (4 из которых входят в экзаменационную программу)

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

8-9 года обучения – Класс ранней профориентации

За год учащийся должен пройти:

- 2 этюда

- 6-8 пьес различных эпох и стилей

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

Годовые требования относятся ко всем группам.  Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С»  - на 1-2 класса ниже по уровню.

Пятилетнее обучение

1 год обучения

За год учащийся должен пройти:

Мажорные гаммы ми мажор, ля мажор, соль мажор в одну октаву  

Минорные гаммы ми минор, ля минор, соль минор (натуральный вид) в одну октаву

- 4 этюда

- 20 песенок-попевок на открытых струнах

- 10-12 пьес различного характера

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

2 год обучения

За год учащийся должен пройти:

Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор, ля мажор в одну октаву

Минорные гаммы ми минор, фа минор, соль минор, ля минор (натуральный, гармонический мелодический виды) в одну октаву в позиции

- 4-6  этюдов

-10-12 пьес различных эпох и стилей

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

3 год обучения

За год учащийся должен пройти:

Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, соль мажор, ля мажор в две октавы

Минорные гаммы ми минор, фа минор, соль минор, ля минор (натуральный вид) в две октавы

- 4-6  этюдов

-10-12 пьес различных эпох и стилей (знакомство с крупной (циклической) формой)

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

4 год обучения

За год учащийся должен пройти: 

Мажорные гаммы ми мажор, фа мажор, фа#  мажор, соль мажор, соль# мажор, ля мажор в две октавы

Минорные гаммы ми минор, фа минор, фа# минор, соль минор, соль# минор, ля минор (натуральный, гармонический мелодический виды) в две октавы

- 4-6  этюдов

-8 -10 пьес различных эпох и стилей

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

5 год обучения

За год учащийся должен пройти:

- 6-8 пьес различных эпох и стилей (4 из которых входят в экзаменационную программу)

- ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

6-7 года обучения – Класс ранней профориентации

За год учащийся должен пройти:

- 2 этюда

- 6-8 пьес различных эпох и стилей

-ансамбли, чтение нот с листа, подбор по слуху.

Годовые требования относятся ко всем группам.  Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - на 1-2 класса ниже по уровню.

7. ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТАМ

Семилетнее обучение

1 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы (сдается на усмотрение преподавателя)

2 полугодие – 2 пьесы.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

2 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

3 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

4 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

5 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

6 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

7 год обучения

1 прослушивание выпускной программы – 2 пьесы наизусть

2  прослушивание выпускной программы – 4 пьесы наизусть

Выпускной экзамен – 4 пьесы

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

Программные требования относятся ко всем группам.  Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - на 1-2 класса ниже по уровню.

Пятилетнее обучение

1 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

2 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

3 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

4 год обучения

Академический концерт.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

Технический зачет.

1 полугодие – мажорные гаммы, 1 этюд, термины.

2 полугодие – минорные гаммы, 1 этюд, термины.

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

2 полугодие – 2 пьесы.

5 год обучения

1 прослушивание выпускной программы – 2 пьесы наизусть

2  прослушивание выпускной программы – 4 пьесы наизусть

Выпускной экзамен – 4 пьесы

Контрольный урок.

1 полугодие – 2 пьесы

Программные требования относятся ко всем группам.  Но в группе «А» пьесы и этюды должны быть выше по уровню на 1-2 класса, в группе «С» - на 1-2 класса ниже по уровню.

8. ПРИМЕРНЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ ПОКАЗА В ТЕЧЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА НА ЗАЧЕТАХ

8.1. Семилетнее обучение

Группа «В»

1 год обучения

А. Филиппенко «Цыплятки»

Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

М. Красев «Елочка»

Т. Захарьина «Маленький вальс»

Детская попевка «Два кота»

Детская песенка «Дроздок»

Детская песенка «Сорока»

В. Шаинскиий «Песенка про кузнечика»

М. Метлов «Паук и мухи»

Русская народная песня «Не летай соловей»

Русская народная песня «Ходит зайка по саду»

А. Зверев «Этюд» ля мажор

Н. Бакланова «Этюд» ля минор

2 год обучения

Чешская народная песня «Аннушка»

Русская народная песня, обр. А. Лысаковского «Козлик»

Русская народная песня, обр. А. Илюхина «Во саду ли в огороде»

В. Купревич «Пингвины»        

Ж. Люлли «Жан и Пьеро»

А. Зверев «Матрешки»

А. Спадавеккиа «Добрый жук»

Русская народная песня, обр. А Шалова «С горки камешек катился»

Н. Лысенко «Лисичка»

Ю. Виноградов «Танец медвежат»

А. Шалов «Этюд» ля мажор

А. Зверев «Этюд» соль мажор

3 год обучения

А. Зверев «Ку-ку»

А. Купревич «Пингвины»

А. Аренский «Журавль»

А. Гедике «Танец»

А. Голубовская «Марш»

М. Иорданский «Песенка про чибиса»

В. Моцарт «Старинный танец»

А. Старокадомский «Любитель-рыболов»

Русская народная песня, обр. В Полонова «Я с комариком плясала»

Украинская народная песня, обр. П. Щольца «Ой, що ж то за шум»

А. Гедике «Этюд» соль мажор

Н. Прошко «Этюд» ля мажор

        

4 год обучения

В. Моцарт  «Вальс»

В. Ефимов «Веселая кадриль»

М. Блантер «Катюша»

П. Чайковский «Грустная песенка»

А. Гречанинов «Колыбельная песня»

М. Глинка, перелож. В. Глейхмана «Чувство»

Русская народная песня, обр. Е. Авксеньтьева «Что-то звон»

Б. Дварионас «Прелюдия»

Украинская  народная песня, обр. А Илюхина «Ехал казак за Дунай»

А. Широков «Зеленый хоровод»

Н. Богословский «Песня старого извозчика»

А. Поздняков «Этюд» ля минор

Ю. Блинов «Этюд» ля мажор

                

5 год обучения

А. Корелли «Гавот»

Е. Тиличеева «Вальс»

А.Новиков «Дороги»

А. Зверев «Полечка» из сюиты № 4

Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада»

П. Чайковский «Неаполитанская песенка»

П. Барчунов «Пляска»

Русская народная песня, обр. В. Андреева «Как под яблонькой»

В. Хватов «Наигрыш»

Русская народная песня, обр. А Куликова «То не ветер ветку клонит»

А. Рябинин «Этюд» ля минор

Ю. Шишаков «Этюд» ля мажор

Ю. Блинов «Этюд» ми мажор

        

6 год обучения

Русская народная песня, обр. В. Котельникова «Ах, вы сени»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Волга-реченька глубока»

В. Андреев «Румынская песня и чардаш»

Б. Трояновский, обр. «Уральская плясовая»

А. Гурилев «Полька-мазурка»

В. Моцарт «Гавот»

Ж. Обер «Тамбурин»

М. Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»

Ф. Госсмек «Гавот»

З. Фибих «Поэма»

П. Чайкин  «Этюд» ля мажор

Б. Феоктистов «Этюд» ми мажор

7 год обучения

1 вариант выпускной программы

Русская народная песня, обр. Б. Трояновского «Заиграй моя волынка»

В. Андреев Полонез № 2

Г. Камалдинов «Полька-пиццикато»

Г. Гендель «Гавот»

2 вариант выпускной программы

С. Прокофьев «Гавот»

Л. Делиб «Пиццикато»

В. Андреев Вальс «Фавн»

Русская народная песня, обр. Б. Трояновского «Ах ты, береза»

Семилетнее обучение

Группа «А» (повышенный уровень)

3 год обучения

Русская народная песня, обр.Б. Трояновского «Ай, все кумушки домой»

М. Глинка, перелож. В. Глейхмана «Чувство»

Б. Дварионас «Прелюдия»

П. Чайковский «Неаполитанская песенка»

А. Зверев «Полечка» из сюиты № 4

В. Моцарт «Полонез»

Русская народная песня, обр. Е. Авксеньтьева «Что-то звон»

Ю. Блинов «Этюд» ми мажор        

4 год обучения

К.М. Вебер «Вальс»

Русская народная песня, обр. В. Котельникова «Ах, вы сени»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Волга-реченька глубока»

Д. Кабалквский «Полька»

В. Андреев Вальс «Грезы»

А.Новиков «Дороги»

П. Куликов «Этюд» ля мажор

Н. Агафонников  «Этюд» ре мажор

5 год обучения

Г. Перселл «Канцонетта»

Б. Трояновский, обр. «Уральская плясовая»

В. Хватов «Наигрыш»

Русская народная песня, обр. Б. Трояновского «Ах ты, береза»

В. Белецкий Н. Розанова «Марш-гротеск»

В. Андреев «Мазурка» № 3

С. Карташев «Крлыбельная»

6 год обучения

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Заставил меня муж парну банюшку топить»

Русская народная песня, обр. Б. Трояновского и А. Марчаковского «Ах, ты, вечер»

В. Андреев «Полонез» № 2

Ж. Обер «Жига»

С. Карташев «Танец»

Е. Дербенко «Испанский танец»

А. Шалов «Этюд» ля минор

7 год обучения

1 вариант выпускной программы

В. Андреев «Полонез» № 1

А. Шалов сюита «Аленкины игрушки»

А. Шалов, И. Тихонов «Сельская кадриль»

П. Чайковский «Танец феи Дражже»

2 вариант выпускной программы

В. Андреев Вальс «Каприс»

А. Репников «Напев и частушка»

Л. К. Дакен «Кукушка» перелож.  В. Клюева

А. Шалов «Концертная пьеса на тему шуточной народной песни «Эх, сыпь Семен!»

Семилетнее обучение

Группа «С» (дифференцированный уровень)

3 год обучения

Г. Гладков «Песенка Львенка и черепахи»

Русская народная песня, обр. А. Филипенко «По малину в сад пойдем»

Русская народная песня, обр. А. Илюхина «Во саду ли в огороде»

Т. Захарьина «Маленький вальс»

М. Метлов «Паук и мухи»

Ж. Б. Люлли «Песенка»

А. Зверев «Этюд» ля мажор

В. Страхов «Этюд» ля мажор

4 год обучения

Русская народная песня, обр. А Шалова «С горки камешек катился»

А. Старокадомский «Любитель-рыболов»

В. Калинников «Тень-тень»

А. Иванов «Полька»

Л. Книппер «Полюшко-поле»

А. Купревич «Пингвины»

Русская народная песня, обр. А. Тихомирова «Как со горки»

А. Зверев «Этюд» ля минор

М. Шевченко «Этюд» ля мажор

5 год обучения

М. Блантер «Катюша»

Русская народная песня, обр. М. Балакирева «Как по морю, морю синему»

И. Гуммель «Экосез»

Русская народная песня, обр. В Полонова «Я с комариком плясала»

В. Моцарт «Старинный танец»

П. Куликов «Пьеса»

Русская народная песня, обр. А. Дорожкина «Ах, вы сени, мои сени»

В. Чижевский  «Этюд» ля мажор

6 год обучения

А.Новиков «Дороги»

К.М. Вебер «Хор охотников»

Р. Шуман « Марш»

Русская народная песня, обр. В. Андреева «Как под яблонькой»

Словацкая народная песня «Спи, моя милая»

Е. Тиличеева «Вальс»

Украинская  народная песня, обр. А Илюхина «Ехал казак за Дунай»

В. Страхов «Этюд» соль мажор

7 год обучения

1 вариант выпускной программы

Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада»

П. Чайковский «Неаполитанская песенка»

Русская народная песня, обр. А Куликова «То не ветер ветку клонит»

А. Корелли «Гавот»

2 вариант выпускной программы

М. Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»

Русская народная песня, обр. В. Котельникова «Ах, вы сени»

И.С. Бах «Марш»

А. Зверев «Озорник»

8.2. Пятилетнее обучение

Группа «В»

1 год обучения

Русская народная песня, обр. А. Илюхина «Во саду ли, в огороде»

Белорусская народная песня «Перепелочка»

А. Иванов «Полька»

А. Спадавеккиа «Добрый жук»

Русская народная песня, обр. А. Тихомирова «С горки камешек»

Б. Кравченко «Ярмарка»

Русская народная песня, обр. П.Нечепоренко «Во поле береза стояла»

А. Зверев «Этюд» ля мажор

А. Шалов «Этюд» ля мажор

Н. Бакланова «Этюд» ля мажор

2 год обучения

В. Конов «Походная»

Русская  народная песня, обр. П. Чекалова «Из-под дуба»

И. Тамарин «Грустно – весело»

В. Волков «Образцовый мальчик»

Л. Потоловский «Метель»

М. Блантер «Катюша»

В. Конов «Наигрыш»

Русская народная песня, обр. А. Тихомирова «Сеяли девушки яровой хмель»

Ю. Шишаков «Этюд» ля мажор

А. Зверев «Этюд» ре мажор

         

3 год обучения

К.М. Вебер «Хор охотников»

К. Мясков «Грустная песенка»

Украинская  народная песня, обр.  А. Шалова «Ехал казак за Дунай»

Б. Дварионас «Прелюдия»

Н. Богословский «Песенка старого извозчика»

В.А. Моцарт «Полонез»

Русская народная песня, обр. Ю. Слонова «Я с комариком плясала

Н. Чайкин «Скерцино»

П. Куликов «Плясовая»

А. Гедике  «Этюд» соль мажор

4 год обучения

А. Широков «Зеленый хоровод»

Е. Дербенко «Испанский танец»

Русская народная песня, обр. Е. Авксеньтьева  «Чтой-то звон»

К. М. Вебер «Вальс»

В. Андреев Вальс «Грезы»

Н. Римский-Корсаков «Колыбельная»

В. Андреев «Мазурка» № 3

Н. Черемухин «Этюд» ре мажор

Ю. Блинов  «Этюд» ля минор

5 год обучения

1 вариант выпускной программы

В. Андреев Вальс «Балалайка»

Е. Авксеньтьев «Юмореска»

В. Белецкий Н. Розанова «Марш-гротеск»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «В деревне было в Ольховке»

2 вариант выпускной программы

В. Андреев «Фавн»

М. Мошковский «Испанский танец»

Русская народная песня, обр. Б. Трояновского «Заиграй моя волынка»

Г. Гендель «Гавот с вариациями»

Пятилетнее обучение.

Группа «А» (повышенный уровень)

3 год обучения

К. М. Вебер «Вальс»

В. Андреев Вальс «Грезы»

Русская народная песня, обр. А. Шалова  «Заставил меня муж парну банюшку топить»

Т. Хренников «Колыбельная Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада»

Г. Перселл «Канцонетта»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Как у наших у ворот»

А. Лешгорн «Этюд» соль мажор

4 год обучения

Русская народная песня, обр. Б. Трояновского «Заиграй моя волынка»

Б. Трояновский, обр. «Уральская плясовая»

В. Хватов «Наигрыш»

Русская народная песня, обр. Б. Трояновского «Ах ты, береза»

В. Белецкий Н. Розанова «Марш-гротеск»

Ж. Обер «Жига»

Г. Лемуан «Этюд» ми минор

5 год обучения

1 вариант выпускной программы

В. Андреев «Полонез» № 2

А. Репников «Напев и частушка»

А. Шалов концертная обработка старинного русского романса «Дремлют плакучие ивы»

Э. Артемьев  «Романс»

2 вариант выпускной программы

И.С. Бах «Бурре»

В. Андреев «Испанский танец»

А. Шалов концертная обработка старинного русского романса «Гори, гори, моя звезда»

Русская народная песня, обр. В. Городовской  «Калинка»

Пятилетнее обучение

Группа «С» (дифференцированный уровень)

3 год обучения

И. Тамарин «Грустно – весело»

В. Волков «Образцовый мальчик»

Русская народная песня, обр. А. Тихомирова «Сеяли девушки яровой хмель»

Русская народная песня, обр. А. Тихомирова «С горки камешек катился»

А. Иванов «Полька»

Э. Сигмейстер «Марш»

Н. Бакланова «Этюд» ля мажор

А. Шалов «Этюд» ми минор

4 год обучения

Ж. Пьерпон «Бубенчики»

К. Мясков «Грустная песенка»

Украинская народная песня, обр. А. Дорожкина «Галя по садочку ходила»

Й. Гайдн «Менуэт»

В. Панин «Заводная игрушка»

М. Глинка, перелож. В. Глейхмана «Чувство»

П. Куликов «Плясовая»

Ю. Шишаков «Этюд» ля мажор

5 год обучения

1 вариант выпускной программы

В. Андреев Вальс «Грезы»

А. Зверев «Полечка» из сюиты № 4

Русская народная песня, обр. Б. Трояновского «Ай, все кумушки домой»

В. Моцарт «Старинный танец»

2 вариант выпускной программы

С. Карташев «Танец»

А. Зверев «Колыбельная»

Русская народная песня, обр. Н. Вязьмин «Посею лебеду на берегу»

К. М. Вебер «Вальс»

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ СБОРНИКОВ

  1. Балалайка. 1 класс  ДМШ  / Сост.  П. Манич. Киев, 1980
  2. Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1 / Сост. П Манич. Киев, 1972
  3. Легкие пьесы. Вып.1 / Сост. А. Дорожкин. М., 1959
  4. Хрестоматия балалаечника. 1-2 кл. ДМШ Вып.1 / Сост. В. Глейхман. М., 1976
  5. Пьесы / Сост. А. Шалов. М., 1966
  6. Хрестоматия для балалайки 1-2 кл. ДМШ / Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев. М., 1963
  7. Педагогический репертуар. 1-2 кл. ДМШ. Вып. 3 / Сост. В. Глейхман.  

М., 1979

     8.   Балалайка. 3 кл. ДМШ / Сост. П. Манич. Киев, 1982

9.   Хрестоматия для балалайки. 3-4 кл. ДМШ / Сост. В. Авксентьев,

      Б Авксентьев, Е.  Авксентьев.М., 1965

     10. Балалайка.4 кл. ДМШ / Сост. П. Манич. Киев, 1983

     11. Альбом начинающего балалаечника. Вып.7 .М., 1978

     12. Репертуар балалаечника. Вып.12 / Сост. Н. Вязьмин. М., 1978

     13. Самоучитель игры на балалайке. / Сост. А. Дорожкин. М., 1982

     14. Балалаечнику – любителю. Вып. 2. М., 1979

     15. Педагогический репертуар. 3-5 кл. ДМШ. Вып. 5 / Сост. В. Глейхман,

           М., 1982

     16. Репертуар балалаечника. Вып.18. М., 1983

     17. Хрестоматия для балалайки. 5 кл. ДМШ / Сост. В. Авксентьев,

            Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М., 1965

     18. Избранные произведения. / Сост. В. Андреев М., 1983

     19. Легкие пьесы. Вып. 2 / Сост. А. Дорожкин. М., 1983

     20. Репертуар балалаечника. Вып. 3 / Сост. В. Ильяневич. Киев, 1984

     21. Педагогический репертуар. Вып. 2. М., 1966

     22. Репертуар балалаечника. Вып. 2. М., 1966

     23. Юный балалаечник. Л., 1982

     24. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 2 / Сост. В. Мурзин. М., 1963

     25. Репертуар балалаечника. Вып. 18. М., 1983

     26. Детский альбом. Изд.2-е. / Сост. А. Зверев. М., 1980

     27. Букварь балалаечника.1-2 кл. ДМШ / Сост. А. Зверев. М., 1988

     28. Трояновский Б. Русские народные песни / ред. А. Илюхина. М., 1962

     29. Хрестоматия балалаечника. Младшие классы ДМШ / Сост. В. Щербак.

           М., 1996

     30. Азбука балалаечника. / Сост. А. Зверев. СПб 1996

     31. Пьесы для балалайки.1-3 кл. ДМШ / Сост. В. Глейхман. М., 1999

     32. Хрестоматия балалаечника. Старшие классы. ДМШ / Сост. В. Зажигин,

           С. Щегловитов.  М., 1999        

     33. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ / Сост. М. Грелавин.

           М., 1991

     34. Концертные пьесы и обработки популярных мелодий для балалайки. /

           Сост.  А. Шалов. М., 2000

     35. Народные песни. 1-3 кл. ДМШ / Сост. В. Глейхман. М., 2001

     36. Хрестоматия балалаечника. 1-3 кл. ДМШ / Сост. В. Глейхман. М., 2004

     37. Сюита в старинном стиле. / Сост. В. Конов. СПб 2007

     38. Концертные произведения для балалайки соло. / Сост. Ю. Клепалов.

           М., 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету "вокал"

РАБОЧАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММАПО  ПРЕДМЕТУ  «ВОКАЛ»(в рамках «предмета по выбору»)для детей 10 -17 лет(5-летний срок обучения)Модифицированная...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...