Адаптированная (модифицированная) программа по предмету «Специальный инструмент» (скрипка)
рабочая программа на тему

Камалова Динара Венеровна

программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_spetsialnyy_instrumen.docx109.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа» пос. Северного, г.  Воркута

Адаптированная (модифицированная)

ПРОГРАММА

по предмету

«Специальный инструмент»

(скрипка)

                     

                                        705190015     

   

Составитель - Камалова Динара Венеровна                                                                          2012

1.Пояснительная записка.

Предлагаемая программа обучения является рабочей. Составлена придерживаясь принципов преподавания, которые изложены в Программе ДМШ (специальность скрипка), изданной в 1976 году и составителями которой являлись такие выдающиеся мастера скрипичной педагогики, как З.Г. Кац, В.А.Ревич, К.К.Родионов. В программу внесены изменения в соответствии с утверждённым планом и базисным компонентом.                                

Данная программа предназначена для занятий в 1-7 классах ДМШ специального класса скрипки. Срок реализации программы 7 лет. Возраст обучающихся 6-15 лет.

Форма занятий -  индивидуальный урок. Проводятся занятия  2 раза в неделю по 45 минут. Всего  72  часа в год.

Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с учеником.

Однако в первый год обучения, учитывая большую утомляемость уч-ся, малую способность концентрации, слабые музыкальные данные наряду с традиционной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока используются на занятия с 2-3 учениками одновременно. В нынешних условиях это дает преподавателю возможность работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения с листа, ансамблевой игре. При этом образуется общий резерв времени, который может быть реализован в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкально - технического развития уч-ся. Необходимо дифференцированно подходить к системе овладения уч-ся программы. Ученики не одинаково овладевают программой школы. В зависимости от успешности освоения начального этапа обучения планируется дальнейшая работа. Уч-ся, обучающиеся по программе инструментальное музицирование - учащиеся со слабыми музыкальными и интеллектуальными данными, как показывает практика последних лет, не в состоянии в полном объёме освоить данную программу. В работе с ними необходимо корректировать все этапы овладения инструментом.

Для более успешного обучения необходимо определить 2 этапа, и наметить цели и задачи каждого из них.

2.Цели и задачи обучения 1 этапа.

•выявление и развитие творческих способностей учащихся в рамках

образовательного процесса;

•формирования навыков учебной деятельности;

•овладения необходимым минимумом знаний, умений, навыков;

•достижения уровня образованности, соответствующего

функциональной грамотности.

Содержание 1 этапа позволяет в учебном процессе провести дифференциацию уч-ся по их способностям и возможностям, гарантирует овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков для продолжения образования.

Второй этап обучения обеспечивает более полную реализацию творческих возможностей и потребностей учащегося.

Цели и задачи обучения 2 этапа.

•создания условий для наиболее полной реализации ;

•достижения уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;

•приобретения собственного опыта, выраженного в достаточно высокой степени овладения знаниями, умениями, навыками по выбранному инструменту.

Целью 2 этапа инструментального музицирования является формирования основ самостоятельной музыкальной деятельности после окончания школы, сохранения и развитие интереса к обучению закрепление и развитие практических навыков музицирования.

На протяжении всех лет обучения следует развивать в ученике сознательное отношение к усвоению тех или иных технических приёмов, ясное представление о той художественной цели, которой они служат.

Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки. Правильное положение корпуса, скрипки и смычка, освоение целесообразных движений, обусловленных художественно- техническими задачами- всё это должно быть предметом пристального внимания и упорной, настойчивой работы преподавателя и уч-ся

Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения - важнейшим средствам музыкальной выразительности.

Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать слух ученика, чувство самоконтроля.

Для успешного освоения учебного репертуара необходимо также владения позициями и их соединениями. Учащиеся со слабой технической подготовленности медленно и с трудом овладевают этими навыками, музыкальное предслышание у них неразвито, в следствии чего знакомство с позициями происходит в 3 классе, когда слух немного разовьётся. Также овладение штриховой техники и навыками вибрации у этих уч-ся происходит в более поздние сроки, когда ученик усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки, в частности, изучит хотя бы первые позиции. Наиболее слабые уч-ся во время всего срока обучения в состоянии освоить только первые 4 позиции.

Важно отметить, что начало работы над вибрацией не следует форсировать. К работе над вибрацией следует приступать после формирования у уч-ся внутренней потребности к ней. Продвижение уч-ся во многом зависит от правильной организации их самостоятельной домашней работы. Очень важно научить уч-ся

рационально использовать время, отведенное для работы дом. Преподавателю следует помочь ученику составить расписание домашних занятий, не допуская перегрузок.

Очень важно научить уч-ся рационально использовать время, отведенное для занятий. Важное значение имеют чётко сформулированные задания. Успех в организации и проведении домашних занятий в значительной степени зависит от привлечения к этому внимания и содействия родителей. Практика показывает, что в тех семьях, где дети (особенно в первые годы обучения) предоставлены сами себе и не находятся под наблюдением и контролем родных, занятия в музыкальной школе мало эффективны.

Развитие навыков самостоятельной работы у уч-ся позволяет преподавателю более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, больше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально - психологические особенности. Общее количество произведений дается в годовых требованиях. Для исполнения на экзаменах в программе даны различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений.

3.Учёт успеваемости.

Разностороннее музыкальное развитие уч-ся может быть достигнуто лишь в том случае, если важнейшим аспектам учебно - воспитательной работы будет уделено должное внимание не только в процессе повседневных занятий, но и при оценке успеваемости ученика.

Успеваемость уч-ся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах. Экзамены проводятся в соответствии с учебными планами.

Четвертные оценки определяются педагогом на основании текущих и  являются основными.

В конце учебного года педагог выставляет годовую оценку на основе четвертных и с учетом оценок, полученных учащимися на академических концертах в первом полугодии и в конце года. Таким образом, оценка за выступление и текущая успеваемость дополняют и корректируют друг друга.

Промежуточный контроль производится в виде контрольных уроков, академических концертов, технических зачетов, прослушиваний выпускников.

Контрольные уроки проводятся два раза в год.

Технический зачет проводится один раз в год  с целью выявления технического продвижения учащихся и проходит в присутствии комиссии, состоящей из преподавателей отделения. Технический  зачет  проводится   среди  учащихся второго, третьего, четвертого, пятого, шестого  классов. Кроме того, проверка работы над гаммами, этюдами, чтение нот с листа должна проводиться регулярно педагогом по специальности на классных занятиях

Школьные академические концерты  проводятся два раза в год в присутствии комиссии  и носят открытый характер.   В первом полугодии  на академическом концерте учащиеся вторых-шестых классов исполняют одно произведение крупной формы, либо два произведения кантиленного и технического характера (пьеса технического характера может быть заменена этюдом), в конце учебного года – гаммы, арпеджио и 2-3 произведения соответственно требованиям для перехода в следующий класс. Хорошо успевающие учащиеся могут выступать и большее количество раз. При этом педагогу должна быть предоставлена свобода в выборе репертуара для выступления учащихся с учетом их возможностей. Участие в отборочных прослушиваниях, конкурсах, фестивалях, концертах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Когда диктует необходимость (пропуски занятий, перевод к другому преподавателю), педагогу предоставляется право освобождать отдельных учащихся от выступлений в первом полугодии.

Прослушивания выпускников проводятся три раза в год  и предполагают исполнение произведений выпускной программы. В декабре - два произведения, в феврале – три произведения, в апреле - вся программа.

Итоговая аттестация производится в виде экзамена.  В четвертом классе проводится переводной экзамен, в седьмом классе -  выпускной экзамен. На выпускной экзамен выносятся пять произведений различных жанров и форм. Экзаменационные программы для поступающих в профессиональные учебные заведения составляются с учетом требований этих заведений.

Оценка ОТЛИЧНО ставится за яркое, образное музыкальное звучание, отвечающее содержанию и форме оригинала и отражающее индивидуальное отношение ученика к представленным произведениям.

Оценка ХОРОШО ставится за достаточное осмысленное музыкальное звучание, отражающее понимание особенностей содержания и формы представленных произведений. Допустимы небольшие погрешности в их аранжировке и исполнении, не разрушающие целостности музыкального образа.

Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за недостаточно яркое музыкальное звучание, свидетельствующее об определенных изъянах в теоретических знаниях и исполнительских навыках ученика. Погрешности в аранжировке могут быть связаны с разрывом логических связей между элементами формообразования. Исполнение сопровождается неточностями и ошибками. Слабо проявляется индивидуальное отношение к представленным произведениям.

Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за отсутствие музыкальной образности в озвучиваемых произведениях, грубые ошибки и плохое владение инструментом.  Применяемая в наших школах 5- бальная система, не может отразить многообразие переплетения всех обстоятельств, связанных с выступлением уч-ся, качественный уровень которых зависит от ряда факторов: успеваемости ученика, его исполнительских данных, выбора программы и т. д. Следует иметь в виду, что

критерий для выставления оценок в ДМШ условен. Например, оценка 4-5 может быть в равной степени выставлена уч-ся с отличными данными и уч-ся с средними данными, но сделавшему в пределах своих возможностей заметные успехи. Основной смысл оценки - в использовании её как

стимула для улучшения работы ученика. Поэтому иногда приходится несколько повышать оценку старательному, но как  «скромному», неяркому ученику и, наоборот, снижать её одарённому, но плохо работающему.

Все выступления учащихся, характер и качество исполнения, успеваемость, индивидуальные особенности уч-ся и подбор репертуара должны тщательно обсуждаться педагогами отдела, методические замечания заносятся в индивидуальные планы уч-ся.

4.Индивидуальный план учащегося и его составление.

Планирование учебной работы, глубоко и всесторонне продуманный выбор учебно-педагогического материала - важнейшие факторы, обусловливающие правильную организацию учебно-воспитательного процесса. Наиболее успешное развитие музыкально-исполнительских данных во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должны быть учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по стилю, содержанию, форме, фактуре.

Репертуар необходимо систематически обновлять и расширять, включая в него лучшие пьесы. К началу каждого полугодия педагог намечает программу, которая утверждается завучем. В конце полугодия вносятся изменения, и отмечается выполнение плана, в конце года дается развернутая характеристика развития музыкальных данных, работоспособности и успеваемости уч-ся.

Выпускные программы представляются преподавателем к концу 1 четверти и утверждаются на заседании отдела. При подборе репертуара педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения.

Путь развития ребёнка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности уч-ся и не соответствующие его возрастным особенностям.

В репертуарные списки, помимо инструктивного материала, необходимого для развития различных технических навыков, вошли произведения наиболее часто используемые, в значительной части опробированные в педагогической практике музыкальных школ и наиболее отвечающие задачам эстетического воспитания.

Составление индивидуального плана - большой творческий процесс. Он ставит педагога перед необходимостью тщательного изучения планируемого репертуара, его художественных и технических особенностей.

Примерный репертуарный список каждого класса состоит из следующих основных разделов:

•гаммы, упражнения этюды;

•пьесы русских, советских, зарубежных композиторов;

•произведения крупной формы;

•ансамбли.

Особенностью нашего класса является то, что в контингент класса скрипки детской музыкальной школы входят разной степени музыкальных способностей и подготовки. Условно их можно разделить на две основные группы:

А) одаренные дети

Б) дети средних музыкальных способностей

Каждая из этих названных групп имеет свои особенности в подходе к учебному плану, стратегии и тактике в развитии и формировании музыканта-профессионала.

Между тем, опыт убеждает, что нет четкой границы между первой и вторыми группами. Как часто, кажущийся «средним» ребенок впоследствии делает рывок в своем музыкальном и инструментальном развитии и наоборот, ярко одаренные, эмоциональные дети прекрасно начинают, но потом в ходе занятий возникают сложности: не удается должным образом организовать руки, не хватает интеллектуального потенциала или здоровье не позволяет организовать продуктивные домашние занятия.

Поэтому целью прохождения данного курса ставится: организовать обучение таким образом, чтобы создать условия для  выявления и реализации творческих возможностей каждого ребенка.

При составлении зачетной или экзаменационной программы очень важно соблюсти все аспекты музыкальных и технических сложностей, которые должен продемонстрировать учащийся на данном этапе своего развития.

Например, если один этюд посвящен проблемам левой руки, то желательно, чтобы во втором этюде акцент делается на технике штрихов, и, если крупная форма в классическом стиле, то пьеса романтически-виртуозного характера и наоборот.

К началу каждого полугодия педагог составляет для каждого учащегося индивидуальные планы, в конце полугодия педагог указывает в планах изменения, внесенные в репертуарные списки.

Путь развития ребенка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы, главное, недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.

В классе существует положение о повторении первого класса (когда ребенку еще не исполнилось 7 лет), где и происходит первое знакомство со скрипкой и начинается

трудоемкий путь освоения первоначальных навыков игры на инструменте.

Этот первоначальный этап требует профессионализма и большого опыта от преподавателя, умения кропотливо и не спеша осваивать шаг за шагом программу, рассчитанную на выработку профессиональных навыков.

Первый и четвертый классы являются конкурсными. Очень важно сразу на первом же этапе определить степень инструментальных возможностей у музыкально способного ребенка и быстро переориентировать его на более подходящий для него инструмент.

В четвертом классе, где репертуарные программы достаточно продвинуты, уже вполне проясняются профессиональные возможности учащегося.

Именно в четвертом классе на весеннем переводном экзамене обязательным является исполнение гаммы в двойных нотах, двух этюдов на различные виды техники, крупная форма с элементами определенной виртуозности.

Как правило, к окончанию седьмого года обучения окончательно выявляются явно профессиональные и перспективные учащиеся, по окончании школы специальным решением экзаменационной комиссии им дается рекомендация в училище.

Дети, возраст которых не дает право на поступление в училище, получают рекомендацию в восьмой класс.

Примерный учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.   

1 год обучения.

                      Тема

      Кол-во часов

всего

теория

практика

1.  

Вводное занятие

   1        

     1

      0

2.

Начальный период обучения

   20

     5

      15

3.

Изучение теории

   8

     8

      0

4.

Работа над муз. произведениями

   20

     2

      18

5.

Работа над техникой

   10

     2

      8

6.

Чтение с листа

   7

     1

      6

7.

Подготовка к публичным выступлениям

   4

     1

      3

8.

Организационные и итоговые мероприятия

   2

     0

      2

Всего часов

   72

    20

      52

 2 год обучения.

                     Тема

       Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

   1

     1

      0

2.

Развитие постановочно-двигательных навыков

   18

     1

      17

3.

Работа над техникой

   15

     1

      14

4.

Работа над муз. произведениями

   25

     1

      24

5.

Чтение с листа,

   7

     1

      6

6.

Подготовка к публичным выступлениям

   4

     0

      4

7.

Организационные и итоговые мероприятия

   2

     0

      2

Всего часов

   72

     5

      67

 3 год обучения.

                     Тема

       Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

   1

     1

      0

2.

Работа над исполнительскими навыками.

   18

     1

      17

3.

Работа над техникой

   15

     1

      14

4.

Работа над муз. произведениями

   25

     1

      24

5.

Чтение с листа,

   7

     1

      6

6.

Подготовка к публичным выступлениям

   4

     0

      4

7.

Организационные и итоговые мероприятия

   2

     0

      2

Всего часов

   72

     5

      67

 4 год обучения.

                     Тема

       Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

   1

     1

      0

2.

Работа над исполнительскими навыками

   18

     1

      17

3.

Работа над техникой

   15

     1

      14

4.

Работа над муз. произведениями

   25

     1

      24

5.

Чтение с листа,

   7

     1

      6

6.

Подготовка к публичным выступлениям

   4

     0

      4

7.

Организационные и итоговые мероприятия

   2

     0

      2

Всего часов

   72

     5

      67

 5 год обучения.

                     Тема

       Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

   1

     1

      0

2.

Работа над исполнительскими навыками

   10

     1

      9

3.

Работа над техникой

   15

     1

      14

4.

Работа над муз. произведениями

   33

     1

      32

5.

Чтение с листа,

   7

     1

      6

6.

Подготовка к публичным выступлениям

   4

     0

      4

7.

Организационные и итоговые мероприятия

   2

     0

      2

Всего часов

   72

     5

      67

 6 год обучения

                     Тема

       Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

   1

     1

      0

2.

Работа над исполнительскими навыками

   10

     1

      9

3.

Работа над техникой

   17

     1

      16

4.

Работа над муз. произведениями

   31

     1

      30

5.

Чтение с листа,

   7

     1

      6

6.

Подготовка к публичным выступлениям

   4

     0

      4

7.

Организационные и итоговые мероприятия

   2

     0

      2

Всего часов

   72

     5

      67

 7 год обучения

                     Тема

       Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

   1

     1

      0

2.

Работа над исполнительскими навыками

   10

     1

      9

3.

Работа над техникой

   17

     1

      16

4.

Работа над муз. произведениями

   31

     1

      30

5.

Чтение с листа,

   7

     1

      6

6.

Подготовка к публичным выступлениям

   4

     0

      4

7.

Организационные и итоговые мероприятия

   2

     0

      2

Всего часов

   72

     5

      67

5. Содержание программы.

 Первый класс.                                              

Развитие музыкально – слуховых представлений.Начальное развитие музыкально – образного мышления. Усвоение названий частей скрипки и смычка. Основы организации целесоообразных игровых движений (постановка). Простейшие штриховые, динамические и аппликатурные обозначения. Качество звучания, интонация, ритм. Ознакомление со строем скрипки. Изучение первой позиции. Простейшие виды штриха – деташе целым смычком и его частями, легато до 4-х нот на смычок. Начальные виды распределения смычка. Переходы со струны на струну, плавное соединение движений смычка в его различных частях. Несложные упражнения для левой руки. Гаммы и трезвучия в наиболее легких тональнастях. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Подготовка к чтению с листа.

В течение учебного года проработать с учеником: 4–5 мажорных (минорных) гамм и арпеджио (тонические трезвучия) в одну октаву и 1–2 гаммы в две октавы, 10-12 этюдов, 8-10 пьес.

 Примерные программы для перевода из I во II класс:

  • Две народные песни:

«Сидит ворон на дубу» (обр. А. Комаровского)

 «Не летай, соловей» (обр. Г. Киркого)

  • Лысенко Н. «Колыбельная»

Филиппенко А. «По малину в сад пойдем»

  • Моцарт В. «Майская песня»

Бакланова Н. «Марш октябрят»

Примерный репертуарный список:

Гаммы, упражнения, этюды

  1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке  
  2. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке
  3. Бакланова Н. Гаммы, этюды и упражнения в 24 тональностях, 16 маленьких этюдов-упражнений
  4. Комаровский А. Этюды для начинающих (1 позиция)
  5. Яньшиновы А. и Н. 30 легких этюдов, т. 1
  6. Сборник избранных этюдов, вып. 1 (Сост. М. Гарлицкий, К.Родионов, К. Фортунатов).
  7. Шевчик О. Соч. 6. Упражнения

Народные песни. Пьесы русских и советсяких композиторов

УНП «Барашеньки»

УНП «Красная корвка»

РНП «Петушок»

УНП «Как у нашего кота»  

РНП «Пастушок»                                          

РНП «Во саду ли, в огороде»

РНП «Скок – скок, поскок»

РНП «На зеленом лугу»

РНП «Перепелочка»

УНП «Журавель»

РНП «Андрей – воробей»                  

РНП «Ходит зайка по саду»

РНП «Сорока»                                      

РНП «Как под горкой, под горой»

РНП «Козочка»                                    

РНП «На зеленом лугу»

РНП «Ходит зайка по саду»              

РНП «Сидит ворон на дубу»

РНП «Как пошли наши подружки»            

РНП «Не летай, соловей»

БНП «Савка и Гришка»                      

ЛНП «Ай – я, жу – жу»

Бакланова Н. «Колыбельная», «Марш октябрят»

Герчик В. «Воробей»

Дунаевский И. «Колыбельная»

Кабалевский Д. «Вроде марша»,

                            «Маленькая полька», «Прогулка»,

                            «В лесу», «Марш»

Каллиников В. «Тень-тень»,  «Журавель»

Комаровский А. «Летел голубь сизый»,

                             «Кукушечка», «Песенка», «Маленький                  

                              вальс»

Красев М. «Веселые гуси»

Красева А. «Горошина»

Кюи Ц. «Песенка», «В присядку»

Лысенко Н. «Лисички»

Луканюк К. «Хороводная»

Магиденко М. «Петушок»

Мусоргский М. «Вечерняя песня»

Ребиков В. «Воробушек»

Стеценко К. «Ой, гори жито»

Тиличеева Е. «Яблонька», «Цирковые собачки»

Филиппенко А. «Цыплятки»

Детская песенка «Грибы» (обр. П. Чайковского)

Пьесы зарубежных композиторов

Английская народная песня  «Спи,малыш»

Бах И. С. «Песня»

Барток С. «Детская песня»

Бетховен Л. «Сурок»

Гайдн И. «Песенка»

Люлли Ж. «Песенка»

Моцарт В. «Аллегретто»,

«Майская песня», «Вальс»  

Робенсон О. «Песня о Джо Хилле»

Шуман Р. «Мелодия»

Перечень сборников:

  1. Захарьина Т. Сборник пьес для начинаюших, вып. 1 (обработка народных песен)
  2.  Сборник пьес для начинающих, вып. 1 «Первые шаги»
  3. Якубовская В.А. Начальный курс игры на скрипке «Вверх по ступенькам»
  4. Гуревич. Л, Зинина Н. «Скрипичная азбука» Тетрадь первая
  5. Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1 (сост. К. Фортунатов, М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин)
  6. Педагогический репертуар, сборник 1 (сост. К. Мострас, А. Ямпольский)
  7. Педагогический сборник для 1 – 2 классов (под ред. Португалова)
  8. Легкие пьесы для начинающих, вып. 1 – 2 (под общей ред. К. Мостраса)
  9. Кабалевский Д. Соч. 80, 20 пьес

Второй класс.                  

Дальнейшее равитие музыкально – образного мышления. Дальнейшая работанад постановкой, интонацией, звукоизлечением и ритмом. Изучение штриховдеташе, легато (до 8 – ми нот на смычок) и их чередование. Начало работынад мартле. Динамика звучания. Ведение смычка по двум струнамодновременно. Элементарные виды флажолетов. Ознакомление спростейшими видами двойных нот (в основном с применением открытыхструн). Знакомство с позициями ( II и III). Ознакомление с настройкойинструмента. Двухоктавные мажорные и минорные гаммы и трезвучия.Развитие начальных навыков чтения с листа (в присутствии педагога).

В течении учебного года проработать с учеником: 6 – 8 гамм(мажорных и минорных) и арпеджио трезвучий (с обращениями) в двеоктавы, 8 – 10 этюдов, 7 – 8 пьес, 1 – 2 произведения крупной формы.

Примерные программы для перевода из II в III класс:

  • РНП «Во сыром бору тропина

Рамо Ж. «Ригодон»

  • Багиров З. «Романс»

Вебер К. «Хор охотников» из оп. «Волшебный стрелок»

  • Ридинг О. Концерт си минор. 1 ч.

Примерный репертуарный список:

Гаммы, упражнения, этюды.

  1. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке
  2. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке
  3. Бакланова Н. Гаммы, этюды и упражнения в 24 тональностях, 16 маленьких этюдов – упражнений
  4. Яньшинов А. Гаммы и арпеджио
  5. Комаровский А. Этюды для начинающих (1 позиция)
  6. Гнесина – Витачек Е. 18 легких этюдов
  7. Шрадик Г. Упражнения, т.1
  8. Шевчик О. Упражнения, соч.6
  9. Сборник избранных этюдов, вып.1 (сост. Гарлицкий М., Родионов К., Фортунатов К.)                          
  10. Григорян А. Гаммы и арпеджио

 Народные песни. Пьесы русских и советсяких композиторов

РНП «Во сыром бору тропина»

РНП «Во поле береза стояла»

РНП «Как на тоненький ледок»

УНП «Журавель» (обр. П. Чайковского)

УНП «Ой, джигуне, джигуне»

БНП «Ой, мамо»

Амиров Ф. «Ноктюрн»

Бакланова Н. «Романс»,  «Мазурка», «Хоровод»

Багиров З. «Романс»

Бекман Л. «Елочка»

Бирнов Л. «Венгерский напев»

Блок В. «Две словацкие мелодии»

Гедике А. «Заинька», «Колыбельная», «Марш»,

                   «Старинный танец»

Гордели О. «Грузинский танец»

Гречанинов А. «Колыбельная», «Утренняя прогулка»

Дварионас Б. «Прелюдия»

Живцов А. «В темпе вальса»

Жилинский А. «Пьеса на тему латышской песни»

Ильин И. «Модовский танец»

Кабалевский Д. «Наш край», «Игры», «Хоровод», «Песня»

Козловский И. «Вальс»

Комаровский А. «Литовская», «Повей, ветерок»

Комитас С. «Ручеек»

Копылов Л. «Менуэт»

Лысенко Н. «Колыбельная»

Майкапар С. « Марш», «Юмореска», «Ариетта»

Мясковский Н. «Полевая песня»

Назиров Э. «Маленький прелюд»

Ниязи Н. «Колыбельная»

Потоловский Н. «Зайка»

Рзаев А. «Игра в мяч»

Смилга П. «Пионерское лето»

Соколовский Н. «Романс», «Песня без слов»

Спендиаров А. «Элегическая песня», «Айше»

Старокадомский М. «Воздушная песня»

Стемпневский С. «Журавель»

Стеценко К. «Колыбельная», «Журавель»

Хачатурян А. «Андантино»

Чайкин П. «Вальс»

Шебалин В. «Колыбельная», «Менуэт»

Шостакович Д. «Маленький вальс», «Хороший день»

Штрейхер Л. «Украинская»

Пьесы зарубежных композиторов

Бах И. С. «Гавот»

Бетховен Л. «Три народных танца»

Гайдн И. «Анданте»

Глюк Х. «Веселый хоровод»

Мах С. «Мелодия»

Мартини Д. «Анданте», «Гавот»

Моцарт В. «Песня пастушка», «Колыбельная», «Менуэт»

Перселл Г. «Ария»

Польская детская песня  «Висла», «Мишка с куклой»

Рамо Ж. «Ригодон»

Хаджиев П. «Игра»

Шуберт Ф. «Экоссез»

Шуман Р. «Первая утрата», «Маленький романс»

Перечень сборников:

  1. Соколовский Н. Легкие пьесы, т. 1, соч. 3
  2. Сборник педагогического репертуара для детских музыкальных школ (под  ред. К. Мостраса)
  3. Легкие пьесы для начинающих, вып. 2 (под ред. К. Мостраса)
  4. Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1(сост. Гарлицкий М., Родионов К., Уткин Ю., Фортунатов К.)
  5. Хрестоматия педагогического репертуара (ред. Фортунатов К.)
  6. Юный скрипач, вып. 1 (сост. Фортунатов К.)
  7. Кабалевский Д. Соч. 80, 20 пьес
  8. Гуревич. Л, Зинина Н. «Скрипичная азбука» Тетрадь вторая
  9. Богословский Н. Сборник для детских музыкальных школ

Произведения крупной формы

Гендель А. «Сонатина»

                    « Вариации» Ля мажор ( обр.К. Родионова )

Кайзер Г. «Сонатина» До мажор

Ридинг О. «Концерт си минор», 1 часть  

Третий класс.

Дальнейшая работа над развитием музыкально–образного мышления. Работа над интонацией, ритмом, звукоизвлечением. Изучение щтрихов: деташе, легато, матрле и их чередование. Усвоение позиций (I, II, III,) и их смена. Двойные ноты и несложные аккорды на 1 позиции. Гаммы и арпеджио с соединением позиций. Хроматические последовательности. Упражнения для трелей. Простейшие флажолеты. Элементарные навыки вибрации (вибрато), навыки самостоятельного разбора и чтения с листа коротких и очень легких пьес.

В течении года необходимо пройти 8 – 10 гамм (в 1, 2, 3 позиции и со сменой позиций) и арпеджио(с обращениями), 8 – 10 этюдов на различные виды техники, 6 – 8 пьес, 1 – 2 произведения крупной формы.

Примерные программы для перехода из III в IV класс:

  • Словацкая песня «Спи моя милая»

Комаровский А. Веселая пляска

  • Чайковский  П. Старинная французская песенка

Глюк К. Бурре

  • Зейтц Ф. Концерт № 1, ч. I

Примерны репретуарный список:

Гаммы , этюды, упражнения.

Яньшинов А. Гаммы и арпеджио

Алексеев А. Гаммы и арпеджио

Григорян А. Гаммы

                      Начальная школа игры на скрипке (раздел «Позиции»)                                  

Бакланова Н. Гаммы, этюды и упражнения в 24 тональностях ( 2 т.)

Шрадик Г. Упражненя,ч. 1

Конюс Ю. Маленькие этюды и упражнения в двойных нотах

Гненсина Е.- Витачек Ф.17 мелодических этюдов

Сборник избранных этюдов, вып. 1 и 2 (сост. Гарлицкий М., Родионов К., Фортунатов К.)

Кайзер Г. Соч. 20. Этюды, 36 этюдов, тетрадь 1, 2

Комаровский А. Этюды (I, II, III, позиции)

Мострас К. Этюды во II позиции

Пьесы русских и советских композиторов

Александров Ан. «Русская»

Айвазян А. «Армянский танец»

Бакланова Н. «Вечное движение»

Богословский Н. «Колыбельная»

Ган Н. «Раздумье»

Гедике А. «Гавот»

Глинка М. «Полька», «Танец» из оперы «Иван Сусанин»

Глиэр Р.«Русская песня», «Монгольская песня»

Ильина Р. «На качелях», «Этюд-мазурка»

Кабалевский Д.«Вроде вальса», «Галоп», «Пионерское

                                 звено», «Старинный танец»,

                                «Вприпрыжку», «Рассказ героя»,                                  

                                 «Мелодия»

Коган Л. «Новогодняя полька»

Комаровский А. «Перепелочка», «Русская песня»,

                            «Тропинка в лесу», «Шутливая песенка»,

                            «Вперегонки», «За работой», «Веселая                      

                              пляска»

Магомаев М. «Грустная песенка»

Римский –Корсаков Н. «Хоровод» из оп. «Снегурочка»

Соколовский Н.«Танец»

Фрид Г. «Грустный вальс»

Чайковский П. «Шарманщик поет», «Игра в лошадки»,

                          «Старинная француская песня»

Шишов И.«Маленький вальс»

Шольц П.«Непрерывное движение»

Шостакович Д.«Шарманка», «Заводная кукла»

Штрейхер Л. «Марийский танец», «Лезгинка»

Пьесы зарубежных композиторов

Бах И. С. «Марш», «Маленькая прелюдия», «Фуггета»,

                «Прелюдия Ре мажор», «Гавот Ре мажор»

Вебер К.«Хор охотников», «Приглашение к танцу»

Глюк Х.«Бурре»

Корелли А.«Гавот»

Кхель В. «Маленький вальс»

Моцарт В. «Отрывок» из оп. «Волшебная флейта»

Моцарт Л. «Волынка»

Моффат Г. «Колыбельная»

Стоянов В.«Юмореска»

 «Старинная французская песенка» (обр. Векерлена)

Хаджиев П.«Вальс», «Песня без слов»

Перечень сборников:  

  1. Сборники «Библиотеки юного скрипача»
  2. Захарьина Т. Сборники переложений для скрипки
  3. Сборники «Педагогический репертуар для детских музыкальных школ»
  4. Кабалевский Д. Соч. 80. Пьесы, Соч. 27 и 39. Альбом пьес
  5. Шостакович Д. Альбом пьес, М., 1967
  6. Богословскаий Н. Легкие пьесы
  7. Юный скрипач, вып. 1 и 2 (сост. Фортунатов К.) 
  8. Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1 и 2
  9. Раков Н. Сборник пьес
  10. Библиотека юного скрипача, «Классические пьесы», М., 1964. (сост. Фортунатов К.)

Произведения крупной формы

Бакланова Н. «Сонатина»

                       «Концертино»

Глазунов А. «Сонатина» ля минор (переложение

                         К.Родионова)

                       «Легкая сонатина» Соль мажор

                        (переложение  К. Родионова)

Зейтц Ф. «Концерт» №1, ч. I

Комаровский А. «Концерт» № 4

                              «Вариации» на тему унп «Вышли в

                                 поле косари»

Ридинг О. «Концерт» си минор,ч. II и III

                  «Концерт» Соль мажор

Яньшинов А. «Концертино»

Четвертый класс.

                                                                                                                                                 Дальнейшая работа над развитием музыкально-образного мышления. Работа над интонацией,динамикой звучания,ритмом.Изучение штрихов: деташе. Легато, мартле и их чередования. Ознакомление со штрихом стаккато. Изучение первых пяти позиций, различные виды их смены. Несложные упражнения в более высоких (IV и VII) позициях. Упражнения и этюды в двойных нотах (в I позиции). Аккорды. Дальнейшее изучение двухоктавных гамм и трезвучиями. Навыки вибрации. Чтение нот с листа.

 В течении года проработать с учеником: 6-8 гамм (мажорных и минорных) и арпеджио трезвучий (с обращениями) с переходами в позиции, 8-10 этюдов на различные виды техники, 6-8 разнохарактерных пьес, 1-2 произведения крупной формы.

 При переходе в пятый класс исполняются: двухоктавная гамма и арпеджио, 1 этюд, 1 пьеса, 1 произведение крупной формы.

Примерная экзаменационная программа:

  • Гаммы и арпеджио

Мострас К. Этюд № 64

Бах. И.С. Марш

Стоянов В. Колыбельная

  • Гамма и арпеджио

Кайзер Г. Этюд №29

Брамс И. Колыбельная

Комаровский А. Концерт №3, I часть

  • Гамма и арпеджио

Мазас Ф. Этюд №3

Раков Н. Маленький вальс

Данкля Ш. Вариации №1

Примерный репертуарный список:

Гаммы, этюды и упражнения

Алексеев А. Гаммы и арпеджио

Григорян А. Гаммы

Конюс Ю. Маленькие этюды и упражнения в двойных нотах

Шрадик Г. Упражнения (т. 1, позиции)

Шевчик О. Соч. 1, т. 1 и 2. Школа скрипичной техники      

                   (отдельные номера по выбору педагога)

Яньшинов А. Шесть этюдов для интонации

                       Шесть этюдов для правой и левой рук  

                       Упражнения в аккордах

Мострас К. Этюды – дуэты

Гнесина Е.- Витачек Ф. 7 маленьких этюдов (I и II позиции)

Комаровский А. Этюды в позициях

Кайзер Г. 36 этюдов

Мазас Ф. Специальные этюды

Сборник избранных этюдов,вып. II (сост. Гарлицкий М., Родионов К., Фортунатов К.)

                                                                                       Мострас К. Этюды в IV позиции

Пьесы русских и советских композиторов

Алябьев А. «Соловей»

Айвазян А. «Песня соль мажор»

Бакланова Н. «Этюд-легато», «Аллегро»

Глинка М. «Жаворонок»

Глиэр Р. «Народная песня»

Дварионас Б. «Вальс»

Живцов А. «Маленький вальс»

Зноско-Боровский А. «Мазурка»

Ильинский А. «Колыбельная»

Кабалевский Д. «Клоуны», «Этюд», «Полька», «На

                              праздник», «Шествие», «Летнее утро»

Караев К. «Маленький вальс»

Комаровский А. «Марш нашего звена»

Компанеец А. «Музыкальный момент»

Косенко В. «Мазурка», «Скерцино», «Вальс»

Крейн Ю. «Словацка мелодия», «Чешская мелодия»

Мясковский Н. «Мазурка»

Прокофьев С. «Марш»

Раков Н. «Рассказ», «Маленький вальс», «Прогулка»

Свиридов Г. «Грустная песня»

Соколовский Н. «Мелодия»

Фрид Г. «Заинька»

Чайковский П. «Колыбельная в бурю», «Грустная

                        песенка, «Вальс», «Неполитанская песенка»

Шостакович Д. «Танец»

Штрейхер Л. «Танец»

Пьесы зарубежных коипозиторов

Бах И.С. «Рондо»

Брамс И. «Колыбельная» (обр. К. Мостраса)

Дженкинсон Э. «Танец»

Крейслер Ф.«Марш деревянных солдатиков»

Люлли Ж.«Гавот и волынка»

Моцарт В. «Колыбельная»

Стоянов В.«Колыбельная»

Тартини Д. «Сарабанда»

Шуман Р.«Дед Мороз»

Перечень сборников:

  1. Сборники «Библиотека юного скрипача»
  2. Сборники « Педагогический репертуар для деских муз. школ»
  3. Кабалевский Д. Соч. 80. Пьесы. Соч. 27 и 39. Альбом пьес
  4. Шостакович Д. Альбом пьес, М., 1967
  5. «Юный скрипач», вып. II (сост. Фортунатов К.)
  6. Хрестоматия педагогического репертуара, вып. II
  7. Раков Н. Сборник пьес
  8. Соколовский Н. Избранные пьесы
  9. Библиотека юного скрипача, «Классические пьесы». М., 1964, (сост. Фортун-атов К.)

 Произведения крупной формы

Бакланова Н. «Вариации» Соль мажор

Бетховен Л. «Сонатина» соль мажор (обр. Родионова К.)

                    «Сонатина» до минор (обр. Григоряна А.)

Вивальди А. «Концерт» Соль мажор,ч. I

Губер А. «Концертино» Фа мажор

Данкля Ш. «Вариации» №1(на тему Паччини)

                   «Вариации» №6 (на тему Меркаданте)

Комаровский А. «Концерт» №3

                            «Вариации» на русскую тему

Коррелли А. «Соната» ми минор

Мартини Б. «Сонатина»

Стоянов В. «Концертино»

Телеман Г. «Аллегро» (финал из концерта)

Пятый класс.

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Работа над штрихами: деташе, мартле, легато, стаккато, спикато, сотийе. Их различные чередования. Усвоение более высоких позиций. Двойные ноты в первых трех позициях. Работа над соединением позиций при исполнении двухголосия. Изучение трехоктавных гамм; трезвучий (с обращениями). Ознакомление с храмотической гаммой, исполняемой двумя видами аппликатуры-скольжением и чередованием пальцев. Ознакомление с квартовыми флажолетами. Чтение нот с листа.

В течении учебного года проработать с учеником: 6-8 трехоктавных (мажорных и минорных) гамм, трезвучий (с обращениями), 8-10 этюдов, 6-8 пьес, 2 произведения крупной формы.

Примерные программы для перевода из V в VI класс:

  • Брамс И. Колыбельная

Яньшинов А. Прялка

  • Чайковский П. Сладка греза

Вивальди А. Концерт ля минор,ч. I

  • Спендиаров А. Колыбельная

Виотти Д. Концерт № 23, ч. I

Примерный репертуарный список:

Гаммы, этюды и упражнения

Алексеев А. Гаммы и арпеджио

Григорян А. Гаммы

Конюс Ю. Маленькие этюды и упражнения в двойных нотах  

Шевчик О. Соч. 1, Школа скрипичной техники, т.II

                   Соч. 9, упражнения в двойных нотах

                    Упражнения, т. 1

Мазас Ж. Этюды, т. 1

Донт Я. Соч. 37. Этюды

Бакланова Н. Шесть этюдов

Крейцер Р. Этюды

Сборник избранных этюдов, вып. II (сост. Гарлицкий М.,

Родионов К., Фортунатов К.)

                                                                                            Соколовский Н. Этюды

Пьесы русских и советских композиторов

Бакланова Н. «Этюд-стаккато»

Верстовский А. «Вальс»

Власов В. «Веселая песенка», «Киргизский танец»

Глинка М. «Чувство», «Простодушие»

Глиэр Р. «Ария» , «Пастораль», «Юмореска», «Мазурка»

из балета «Тарас

Бульба»

Живцов А. «Мазурка»

Жилин А. «Три вальса»

Иордан И. «Волчок»

Кабалевский Д. «В пути»

Козловский И. «Адажио»

Кюи Ц. «Волынка»

Лысенко Н. «Элегия»

Мусоргский М. «Слеза»

Раков Н. «Напев», «Этюд-скерцо», «Веселая игра»,

               «Вальс», «Тарантелла», «Мазурка»,

               «Воспоминание»

Ребиков В. «Характерный танец»

Рубинштейн Н. «Прялка»

Соколовский Н. «В темпе менуэта»

Страннолюбский Б. «Романс»

Сулимов Ю. «Мелодия», «Рондо»

Чайковский П. «Сладкая греза», «Мазурка»

Спендиаров А. «Колыбельная»

Пьесы зарубежных композиторов

Бах И. С. «Инвенция си минор»

Бацевич Г.«Прелюдия»

Бетховен Л. «Менуэт»

Боккерини Л. «Жига», «Менуэт»

Бом К. «Непрерывное движение»

Гайдн И. «Менуэт Быка»

Глюк Х. «Гавот»

Коррели А.  «Куранта», «Сарабанда, Жига»

Кулау Ф. «Рондо»  

Мегюль Э. «Менуэт» (обр. Мостраса К.)

Моцарт В. «Багатель» (обр. Моффата Г.)

Обер Л. «Престо»

Перголези Дж. «Ария»

Рамо Ж. «Гавот», «Тамбурин»

Хаджиев П.  «Листок из альбома»

Шуман Р.  «Майская песня»

Перечень сборников:

  1. Сборники «Библиотека юного скрипача»
  2. Сборники «Педагогический репертуар для ДМШ»
  3. Кабалевский Д. Соч. 80. Пьесы, Соч. 27 и 39. Альбом пьес
  4. Шостакович Д. Альбом пьес, М.,1967
  5. Юный скрипач, вып. II (сост. Фортунатов К.)
  6. Хрестоматия педагогического репертуара, вып. II
  7. Раков Н. Сборник пьес
  8. Соколовский Н. Избранные пьесы
  9. Захарьина Т. Сборник переложений для скрипки и фортепиано, вып. III
  10. Мострас К. Легкие пьесы русских компазиторов, т. I
  11. Глиэр Р. Семь художественно-инструктивных пьес

Произведения крупной формы:

Акколаи Ж. «Концерт»

Ариости А. «Соната» № 6 Ре мажор

Бацевич Г. «Концертино»

Вивльди А. «Концерт» Соль мажор

                     «Концер» ля минор

Виотти Д.«Концерт» № 23, ч. I

Гендель Г.«Вариации» (обр. Родионова К.)

Данкля Ш. «Вариации» № 5(на тему Вейгеля)

                     «Вариации» № 3(на тему Беллини)

Комаровский А. «Концерт» № 1, ч. II и III

                               «Концерт» № 2

Корелли А. «Соната» ми минор

                    «Соната» ре минор

                    «Соната» Фа мажор

Листов Л. «Вариации в русском стиле»

Нардини П. «Концерт» ми минор

Сенайе Ж. «Соната» соль минор

Шестой класс.

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе. Развитие техники левой руки: трели, различные виды соединений позиций, двойные ноты. Аккорды, флажолеты. Изучение трехоктавных гамм и трезвучий (для более успевающих учащихся-трезвучий с обращениями, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды). Гаммы двойными нотами (терции,сексты, октавы). Хроматическая гамма, исполняемая двумя видами аппликатуры-скольжением и чередованием пальцев. Чтение нот с листа.

В течении учебного года проработать с учеником: 6-8 мажорных и минорных трехоктавных гамм и трезвучий (с обращениями), 2 гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы), 8-10 этюдов, 6-8 пьес, 2 произведения крупной формы.

Примерные программы для перевода из VI в VII класс:

  • Глиэр  Р. Вальс

Бом К. Непрерывное движение

  • Вивальди А. Концерт ля минор II и III ч. ч.
  • Гедике А. Вальс

Раков Н. Вокализ

Примерный репертуарный список:

Гаммы, этюды и упражнения

Алексеев А. Гаммы и арпеджио

Гржимали И. Упражнения в гаммах

                        Упражнения и гаммы в двойных нотах

Гриорян А. Гаммы

Шевчик О. Соч. 2 Школа техники смычка, т. 2 и 3

                    Соч. 8 Упражнения в перемени позиций

                    Соч. 9 Упражнения в двойных нотах

                    Соч. 1 Школа скрипичной техники т. 2 и 3

Шрадик Г. Упражнения, т.1

Бакланова Н. 6 этюдов средней трудности

Мазас Ф. Этюды т. 1 и 2

Донт Я. Соч. 37. Этюды

Крейцер Р. Этюды, под ред. И. Ямпольского

Пьесы русских и советских композиторов

Александров А. «Ария»

Алябьев А.«Танец»

Аренский А. «Фуга» на тему «Журавель»

Бакланова Н.«Этюд октавами»

Бородин А. «Что ты рано, зоренька» (обр. Мостраса К.)

Вольфензон С. «Золотой клен»

Гедике А. «Ария», «Вальс», «Этюды»

Глинка М. «Вальс», «Ноктюрн», 2 мазурки

Глиэр Р. «Романс» до минор, «Вальс», «Пастораль»,

               «Прелюдия», «Анданте», «У ручья»

Данькевич К. «Песня», «Танец»

Евлахов О. «Маски»

Ипполитов-Иванов М. «Мелодия»

Кабалевский Д. «Гавот»(из сюиты «Комедианты»),

«Пинг-понг», «Скерцо»

Каллиников В. «Грустная песня»

Козловский И. «Пьеса»

Караев К. «Колыбельная»

Кюи Ц. «Непрерывное движение», «Простая песенка»,

«Скерцетто»

Львов А. «Народная мелодия»

Мострас К. «Восточный танец»

Попатенко Т. «Романс»

Прокофьев С. «Тарантелла»

Раков Н. «Вокализ»

Ревуцкий Л. «Интермеццо»

Ребиков В.«Песня без слов», «Тарантелла»

Римский-Корсаков Н. «Песня Индийского гостя» из оперы

                                     «Садко», обр. Крейслера

Хачатурян А. «Колыбельная» из балета «Гаянэ»

Чайковский П. «Колыбельная», «Ната-вальс», «Песня без

слов»

Ширинский В. «Напев», «Скерцо»

Шостакович Д. «Романс», «Вальс-шутка», «Контраданс»

Яньшинов А. «Прялка»

Пьесы зарубежных композиторов

Аулин Тор «Колыбельная»

Бах И. С. «Ария», «Жига», «Фантазия», «Сицилиана»

Бетховен Л. «Контраданс»

Гендель Г. «Менуэт»

Мартини Д.-Крейслер Ф. «Андантино»

Матессон И. «Ария»

Мендельсон Ф. «Веселая песня»

Моцарт В. «Рондо»

Поплавский М. «Тарантелла»

Сметана Б.«Вальс»  

Шуман Р. «Грезы»

Ярнфельд А. «Колыбельная»

Эллертон Г. «Тарантелла»

Перечень сборников

  1. Глиэр Г. Семь художественно-инструктивных пьес
  2. Мострас К. Легкие пьесы русских компазиторов, т. 1
  3. Пьесы для скрипки с фортепиано, сост. Т. Захарьина, М., 1966
  4. Семь пьес, ред. Т. Захарьина, М., 1961
  5. Сборники «Библиотека юного скрипача»
  6. Сборники «Педагогический репертуар для детских музыкальных школ»
  7. Кабалевский Д. Соч. 80. Пьесы
  8. Шостакович Д. Альбом пьес, М.,1967
  9. Хрестоматия педагогического репертуара, вып. II
  10. Раков Н. Сборник пьес
  11. Прокофьев С. Избранные пьесы, М.,1966

Произведения крупной формы

Алябьев А. «Вариации» Ля мажор

Бах И.С. «Концерт» ля минор, ч. 1

Берио Ш. «Концерт» ре минор

Вивальди А.«Концерт» Ми мажор

                     «Концерт» соль минор

Виотти Д.«Концерт» № 20

Вьетан А. «Фантазия» на тему двух русских песен

                 «Не белы снеги» и «Во поле береза стояла»

Гендель Г. «Соната» Ми мажор

                   «Соната» Фа мажор

Данкля Ш.«Концертное» соло

Комаровский А. «Концерт» № 1

Коррели А. «Соната» Ля мажор

Перселл Г. «Соната» соль минор

Родэ П. «Концерт» № 6

              «Концерт» № 8,ч. 1

Холендер А. «Легкий концерт»

Седьмой класс.

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Работа над трехоктавными гаммами и трезвучиями ( в подвижном темпе: гаммы до 12 нот легато, трезвучия до 9 нот легато). Хроматические гаммы. Гаммы в различных штриховых вариантах. Гаммы двойными нотами. Повторение ренее пройденных гамм. Работа над штрихами.

В течение учебного года проработать с учеником: 5-6 мажорных и минорных гамм, трезвучий с обращениями, 2-3 гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы), 2 хроматические гаммы, 6-8 этюдов, 5-6 пьес, 2 произведения крупной формы.

                 

Экзаменационные требования для окончивающих музыкальную школ:

Две трехоктавные гаммы и арпеджио*

Гаммы в двойных нотах (терции, сексты, октавы, легато по 2-4 ноты)

Два этюда на различные виды техники**

Концерт, часть 1 или 2,3

Соната-две части***

Одна пьеса малой формы

Исполнение произведений русских классиков и советских композиторов

обязательно.

Примерные выпускные программы

  • Львов А. Этюд № 3

Комаровский А. Концерт № 1,ч. 2 и 3 или

Корелли А. Соната Ля мажор,ч. 1, 2

Кюи Ц. Непрерывное движение

  • Крейцер Р. Этюды №10 или Мазас Ф. Этюд №32

Роде П. Концерт №7, ч. 2 и 3

Гендель Г. Соната №6, ч. 1, 2

Александров А. Ария

  • Гаммы трехоктавные и арпеджио

Гаммы в двойных нотах

Крейцер Р. Этюд №12

          Этюд в двойных нотах

Шпор Л. №2, ч. 1

Гендель Г. Соната №2, ч.1, 2

Прокофьев С. Гавот (из «Классической симфонии»)

______________

 *- Гаммы должны быть включены в выпускные экзаменационные программы учащихся, поступающих после окончания школы в профессиональные учебные заведения.

 **- Для оканчивающих в плане общего музыкального образования второй этюд не обязателен.

 ***- Для оканчивающих в плане общего музыкального образования допускается исполнение либо концерта, либо сонаты.                                                                                        

Примерный репертуарный список:

Гаммы, этюды и упражнения

Григорян А. Гаммы

Гржимала И. Упражнения в гаммах

                       Упражнения и гаммы в двойных нотах

Шрадик Г. Упражнения в двойных нотах, т. II

Шевчик О. Соч. 2 т. 2, 3. Школа техники смычка

                   Соч. 8, Упражнения в перемене позиций

                   Соч. 9, Упражнения в двойных нотах

Львов А. Каприсы, т. 1

Соколовский Н. Избранные этюды, т. 2

Бакланова Н. 6 этюдов средней трудности

Мазас Ф. Этюды

Крейцер Р. Этюды

Фиорилло Ф. Этюды

Пьесы русских и советских композиторов

Аренский А. «Незабудка»

Витачек Ф. «Колыбельная»

Вольфензон С. «Размышление»

Гаврилов А. «Балетная сцена»

Глиэр Р. «Скерцо»

Дварионас Б. «Элегия»

Жилинский А. «Мазурка»

Караев К. «Адажио» из балета « Семь красавец»

Комаровский А. «Тарантелла», «Этюд ре минор»

Корчмарев К. «Испанский танец»

Лядов А. «Прелюдия», «Маленький вальс»

Мострас К. «Этюд ля минор», «Хоровод»

Петров А. «Грустный вальс»

Прокофьев С. «Гавот», «Русский танец»

Римский-Корсаков Н. «Ариетта Снегурочки» из оп.

                                     «Снегурочка»,

                                     «Пляска речек и ручейков»

Рубинштейн А. - Ауэр Л. «Мелодия»

Спендиаров А. «Канцонетта»

Сулимов Ю. «Три этюда»

Хандошкин И. «Канцона и менуэт»

Хачатурян А. «Ноктюрн»

Чайковский П. «Осенняя песня»

Шостакович Д. «Лирический вальс», «Ноктюрн», «Весенний вальс»

Пьесы зарубежных композиторов

Бетховен Л. – Крейслер Ф. «Рондино»

Альберт Винкл «Мелодия» из сюиты на румынские темы

Грациоли Д. «Адажио»

Дакен А. «Кукушка»

Деплан Д. «Интрада»

Клерамбо Н. «Прелюдия и аллегро»

Куперен Ф. «Маленькие ветряные мальницы»

Крейслер Ф. «Менуэт» в стиле Порпора

Моцарт В. «Адажио и менуэт» (из дивертисмента)

Пуньяни Г. «Ларго»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Фиорилло Ф. «Этюд» № 28 Ре мажор

Шуберт Ф. «Пчелка», «Музыкальное мгновение»

Перечень сборников:

  1. Прокофьев С. Избранные пьесы, вып. 1. М., 1966
  2. Прокофьев С. Избранные пьесы, вып. 2. М., 1968
  3. Сборник этюдов и виртуозных пьес
  4. Мострас К. Легкие пьесы русских композиторов, т. 1, 2
  5. Семь пьес (ред. Т. Захарьиной), М.,1961
  6. Сборник пьес русских и зарубежных композиторов (сост. А. Огарков)
  7. Сборник классических пьес (сост. А. Огарков)
  8. Сборник «Библиотека юного скрипача»
  9. Сборники «Педагогический репертуар для детских муз. школ»
  10. Раков Н. Сборник пьес
  11. Шостакович Д. Альбом пьес, М., 1967

 Произведения крупной формы

Алябьев А. – Вьетан А. «Соловей» под ред. К. Родионова

Бах И. С. «Концерт» ля минор, Концерт № 3

                «Концерт» № 7, Концерт № 9

Богатырев А. «Соната», ч. 2

Верачини Ф. «Соната» соль минор

Вивальди А. «Соната» Соль мажор, «Соната» соль минор,

                      «Концерт» Ля мажор

Виотти Д. «Концерт» № 23, Концерт № 28

Гендель Г. «Соната» соль минор

Даргомыжский А.-Берио Ш. «Вариации» (ред. И. Ямпольского)

Джеминиани Э. «Соната» ре минор

Кабалевский Д. «Концерт» ч. 1

Комаровский А.«Вариации» соль минор

Корелли А. «Соната» соль минор

Крейцер Р. «Концерт» № 19

Моцарт В. «Концерт» № 1 Си-бемоль мажор

                    Концерт «Аделаида»

Мейтус Ю. «Вариации»

Раков Н. «Концертино»

Рамо Ж. «Гавот с вариациями» (обр. К. Мостраса и В. Шебалина)

Роде П. «Концерт» № 7

Фрид Г. «Соната»

Шуберт Ф. «Сонатина» Ре мажор, ч. 1

Шпор Л. «Концерт» № 2, ч. 1

Восьмой класс - основные задачи.

Дальнейшее совершенствование полученных за время обучения в ДМШ знаний и навыков.

Повышение музыкально-исполнительского уровня.

Подготовка учащихся к поступлению в прфессиональное музыкальное учебное заведение.

 Дополнительный репертуарный список для учащихся VIII класса ДМШ

Ауберт «Соната» соль минор

Балакирев М. «Экспромт»

Бах И. С. «Концерт» Ми мажор, ч. 1

                 «Соната» соль минор отдельные партии из 2-й и 6-й партит

Берио Ш. «Концерт» № 1

Вивальди А. «Соната» ля мажор

Виотти Д. «Концерт» № 22

Витали Т. «Чакона» (ред. Г. Дулова)

Вьетан А. «Баллада и полонез»

Гендель Г. «Соната» № 4

Глиэр Р. «Романс Ре мажор»

Кабалевский Д. «Импровизация», «Концерт», ч. 2 и 3

Корелли А. «Фолиа» (ред. Леонара)

Крейцер Р. «Концерт» № 13

Крюков В. «Элегия»

Моцарт В. «Концерт» № 4 Ре мажор

Раков Н. «Сонатина» № 2

Роде П. 24 каприса

Тартини Д. «Соната» № 5

Телеман Г. «12 фантазий»

Франкер-Крейслер Ф. «Сицилиана и Ригодон»

Чайковский П. «Сентиментальный вальс», «Романс фа-диез минор»

Шостакович Д. Соч. 34. «Прелюдия» № 24 (обр. Д. Цыганова)

Шпор Л.  « Концерт» № 9, Концерт №

6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Класс для занятий  специальным инструментом  должен отвечать необходимым санитарно-гигиеническим нормам: естественная вентиляция, хорошее освещение и температурный режим.

Для реализации учебной программы   в школе  созданы все необходимые условия - концертный зал  с роялем  вместимостью   на 50 посадочных  мест, класс для индивидуальных занятий  с учениками.

В классе специального инсрумента  имеются:

  • Примерные программы, фонохрестоматия, нотные хрестоматии. Дидактический материал: рисунки и таблицы, демонстрационный материал (некоторые детали скрипки и смычка), набор открыток портретов скрипачей, отечественных и зарубежных композиторов.
  • Технические средства обучения: музыкальный центр для прослушивания компакт-дисков, видеокамера, компьютер либо проигрыватель для просмотра видеозаписей выступлений учеников и выдающихся скрипачей.
  • Методический материал: разработки открытых уроков, бесед о скрипичной музыке и истории развития скрипичного исполнительства, камерной музыке и музыкантах- исполнителях, собственные методические сообщения, разработки, доклады.
  •   Оборудование класса: необходимый инструментарий, фортепиано, метроном, пульты, информационный стенд, рекреационный уголок с картинами на стенах, сборники художественной детской литературы, справочники, энциклопедии и книги.

7 . Рекомендуемые репертуарные сборники.

Раздел I

1.        Алексеев А. Гаммы и арпеджио. М.,—Л., 1951

2.        Атакшиев Т. и Барштак Е. Пособие для начального обучения игре на скрипке. Баку, 1960

3.        Бакланова Н. Маленькие упражнения для начинающих (1 позиция), М., 1950

4.        Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях. М., 1987

5.        Бакланова Н. 6 этюдов средней трудности. М.— Л., 1988

6.        Вольфарт Ф., Шпонер А. 70 методических этюдов соч. 74, М.— Л., 1939

7.        Гарлицкий М. Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей. М., 1985

8.        Гнесина-Витачек Е. 17 мелодических этюдов. М.— Л., 1945

9.        Гржимали И. Упражнения в гаммах. М., 1966

10.        Григорян А. Гаммы и арпеджио. М., 1988

11.        Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1986

12.        Двойрин И. Этюды-каприсы. Л., 1986

13.        Донт Я. Этюды соч. 37. М., 1988 14-. Избранные упражнения. М., 1988

15.        Кайзер Г. Соч. 20, Этюды, М.,—Л., 1948

16.        Кайзер Г. 36 этюдов, тетр. 1—2, М.— Л., 1987

17.        Комаравский А. Этюды (1, 2, 3 позиции). М.— Л., 1952

18.        Конюс Ю. Маленькие этюды и упражнения в двойных нотах. М.— Л., 1986

19.        Коргуев С. Упражнения в двойных нотах. М., 1954

20.        Крейцер Р. Этюды (Под ред. А. Ямпольского), М.,  1973 21 Львов А. 24 каприса. М.— Л., 1947

22.        Мазас Ф. Этюды. М„ 1971

23.        Мексин Я. Упражнения, гаммы и народные песни в двой¬ных нотах. М., 1961

24.        Мострас К. Этюды-дуэты., ч. 1 и 2. М., 1949

25.        Мострас К. Этюды в четвертой позиции. М., 1954

26       Ониашвили Г. Школа обучения игре на скрипке. Тбилиси, 1962

27.        Пактурас В. и Грицюс А. Гаммы-дуэты для начинающих скрипачей. Вильнюс

28.        Пархоменко О. и Зельдис В. Школа игры на скрипке. Ки¬ев, 1974

29.        Первые шаги. Пособие для юных скрипачей. Минск, 1980

30.        Рейтих М. Скрипичная азбука, Баку, 1952

31.        Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987

32.        Сборник избранных этюдов, 1—3 кл. М., 1988, вып. 1

33.        Сборник избранных этюдов, 3—5 кл. М., 1988, вып. 2

34.        Сборник избранных этюдов, 5—7 кл. М., 1988, вып. 3

35.        Сборник этюдов для скрипки, 2—7 кл. (Сост. Захарьян Л.) М„ 1973

36.        Сибор Б. Гаммы в двойных нотах. М., 1928

37.        Соколовский М. Избранные этюды. М., 1954

38.        Станко А. 25 этюдов, 3—5 кл. Киев, 1962

39.        Таргонский Я- и Сурестэп В. Школа игры на скрипке. Ри¬га, 1960

40.        Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов. М., 1961

41.        Шальман С. Я буду1 скрипачом, ч. 1. JL, 1987

42.        Шальман С. Я буду скрипачом, ч. 2. Л., 1986

43.        Шевчик О. Скрипичная школа для начинающих, соч. 6. Тетр. I. Упражнения. М., 1969

44.        Щевчик О. Школа скрипичной техники, соч. I. Тетр. 1—2. М„ 1938

45.        Шевчик О. Школа скрипичной техники, соч. 1. Тетр. 2—3 М„—Л., 1946

46.        Щевчик О. Упражнения в двойных нотах, соч. 9. М.— Л,, 1951

47.        Шевчик О. Школа техники смычка, соч. I. Тетр. I, М., 1939

48.        Шевчик О. Школа техники смычка, соч. 2. Тетр. 2—3 М.,— Л., 1947

49.        Шевчик О. Упражнения в смене позиций, соч. 8. М., 1941

50.        Шрадик Г. Упражнения. М., 1969

51.        Шрадик Г. Упражнения в двойных нотах. М., 1925

52.        Этюды русских и советских композиторов. (Сост. С. Сапожников    

 и Т. Ямпольский. М., 1972

53.        Юный скрипач. Вып. I. М., 1988

54.        Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л.,— Музыка. 1986

55.        Яньшинов А. Гаммы и арпеджио. М., 1947

56.        Яньшинов А. Шесть этюдов для интонации. М.— Л., 1947

57.        Яньшинов А. Шесть этюдов для правой и левой рук. М., 1932

58.        Яньшиновы А. и Н. 30 легких этюдов. М., 1960

Раздел II

1.        Альбом скрипача. Классическая и современная музыка. Вып. 1, М„ 1987

2.        Библиотека юного скрипача. Серия пьес советских композиторов. V кл. ДМШ. Вып. 2., ред. Н. Ракова, М„ 1959

3.        Библиотека юного скрипача. Серия пьес советских композиторов. VII кл. ДМШ. Вып. 3

4.        Библиотека юного скрипача под редакцией Фортунатова и Григоряна. Вып. 2. VI кл., М., 1967

5.        Бакланова Н. Пьесы для скрипки и ф-но. II—IV классы. М„ 1974

6.        Бетховен Л. Пьесы ДМШ. Старшие классы. Переложение для скрипки и ф-но. М., 1986

7.        Вагнер Г. Юный скрипач. Минск, 1984

8.        Виртуозные пьесы. Старшие классы ДМШ и муз. училища. М., 1987

9.        Глиэр Р. Восемь легких пьес М.— Л.

10.        Глинка М. Пьесы. Переложение для скрипки и ф-но. (Сост. А. Ямпольский,), М., 1979

11.        Германов С. Две легкие пьесы для скрипки и фортепиано. Державне видавництво. «Мистецтво».

12.        Захарьина Т. Скрипичный букварь. М., 1962

13.        Иванов С. Пьесы на темы песен И. Дунаевского., Д. Кабалевского, М. Фрадкина. III—IV кл., Л., 1959

14.        Кабалевский Д. Пьесы для скрипки и ф-но. М., 1967

15.        Кабалевский Д. Пьесы для скрипки и ф-но. М., 1984

16.        Кабалевский Д. 20 пьес. Соч. 80. М., 1984

17.        Кабалевский Д. Альбом пьес. Соч. 27 и 39. М., 1962

18.        Классические пьесы. М., 1988

19.        Классические пьесы для скрипки и ф-но, V—VII кл. М., 1974

20.        Классические пьесы. Обработка для скрипки и ф-но. М., 1984

21.        Корелли А. Шесть сонат для скрипки и ф-но. Л., 1981

22.        Концерты и пьесы крупной формы. М., 1984

23.        Крейслер Ф. Избранные пьесы для скрипки. Вып. 3. Транскрипции и пьесы в стиле сов. композиторов. Старшие классы. М„ 1967

24.        Майкапар С. Багатели для скрипки и ф-но.

25.        Моцарт В. Пьесы для учащихся средних и старших классов. ДМШ. М„ 1988

26.        Молдавский напев. Пьесы для скрипки. (Сост. Вышкау - цан М.), Кишинев, 1975

27.        Негря М. Сельские впечатления. Кишинев, 1967

28.        Нисс С. Избранные пьесы. М., Советский композитор, 1986

29.        Педагогический репертуар для скрипки и ф-но. (Под редакцией К. Мостраса и А. Ямпольского). IV степень трудности. Вып. I, М — Л., 1941

30.        Педагогический репертуар для скрипки и ф-но. (Под редакцией К. Мостраса и А. Ямпольского). I степень трудности, сборник первый, М.,— Л., 1939

31.        Первые шаги. Пособие для юных скрипачей. Минск, 1980

32.        Пьесы советских композиторов. Младшие классы. М., 1972

33.        Прокофьев С. Пять пьес из музыки к балету «Золушка», обр. Фихтенгольца. М., 1958

34.        Прокофьев С. Избранные произведения (обработка для скрипки и ф-но). Вып. I, М., 1966

35.        Пьесы - советских композиторов для скрипки и фортепиа¬но. Вып. 2. Младшие классы. М., 1975

36.        Пьесы советских композиторов. Младшие и средние клас¬сы ДМШ. Вып. I, М., 1987

37.        Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано ДМШ. Младшие и средние классы. Вып. II., 1987

38.        Пьесы для скрипки / Сост. С. Шальман. Старшие и средние классы ДМШ., М., 1987

39.        Пьесы крупной формы. Средние и старшие классы ДМШ. М„ 1972

40.        Пьесы советских композиторов. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I, М„ 1986

41.        Пьесы советских композиторов. Средние и старшие классы ДМШ. Л., 1986

42.        Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I, М., 1987

43.        Пьесы советских композиторов. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. 2., М„ 1987

44.        Пьесы ленинградских композиторов. Старшие классы ДМШ. Л., 1985

45.        Пьесы и произведения крупной формы. М., 1988

46.        Пьесы и произведения крупной формы. М., 1986

47.        Пьесы и произведения крупной формы. М., 1985

48.        Пьесы и произведения крупной формы для скрипки и фортепиано. М., 1986

49.        Раков. Н. Пьесы для детей и юношества. М., 1988

50.        Соколовский Н. Соч. 3. Легкие пьесы для скрипки и фортепиано. / Под ред. А. Ямпольского. М.,— Л., 1947

51.        Семь пьес для скрипки и фортепиано. М., 1961

52.        Самодеятельный концерт. / Сост. Ямпольская Т. М., 1981

53.        Сборник этюдов и виртуозных пьес. Л., 1951

54.        Сборник скрипичных пьес армянских композиторов. Ереван, 1962

55.        Хрестоматия. 1—2 классы ДМШ. М., 1985

56.        Хрестоматия. 2—3 классы ДМШ. М., 1986

57.        Хрестоматия. 3—4 классы ДМШ. М., 1988

58.        Хрестоматия. 4—5 классы ДМШ. М., 1984

59.        Хрестоматия. 5—6 классы ДМШ. М., 1988

60.        Хрестоматия. Концерты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. I, М., 1988

61.        Чайковский П. Пьесы / переложение для скрипки и фортепиано. М., 1987

62.        Чайковский П. Пьесы / переложение для скрипки и фортепиано. Старшие и средние классы ДМШ. М., 1974

63.        Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987

64.        Юный скрипач. М., 1987

65.        Юный скрипач. Вып. I М., 1982.

66.        Юный скрипач. Вып. 2, М., 1985

67.        Юный скрипач. I ч. Для начальных классов музыкальной школы. Ереван, 1972

68.        Юный скрипач. III ч, М., 1966

8. Методическая литература

1.        Вопросы  методики  начального  музыкального  образования. Ред.-сост.В.Натансон, В.Руденко.-М.1981

2.        Вопросы  музыкальной  педагогики .Смычковые  инструменты. Сост. и ред.М.Берлянчик, А.Юрьев - Новосибирск, 1973

3.        Вопросы  музыкальной  педагогики .Ред. сост. В.Руденко .Вып.2- м.,1980

4.        Вопросы  смычкового  искусства.- М..1980

5.        Вопросы  совершенствования  преподавания  на  оркестровых  инструментах. Ред. сост. М.Берлянчик-М.1978        

7.        Григорьев методика

8.        Гинзбург Л.  О  работе  над  музыкальным  произведением.- М,-1965

9.        Камилларов Е. Техника  левой  руки  скрипача. - Л.1963

10.        Либерман.  Берлянчик. Культура  звука  скрипача.

11.        Лесман И. Очерки  по  методике  обучения  игре на  скрипке.-М.1964

12.        Очерки  по методике  обучения  игре на  скрипке -М.1964

13.        Специальный  класс  скрипки. Программа  для  детских  музыкальных  школ.

14.        Учебно-воспитательная  работа  в  струнно-смычковых  классах  ДМШ.-М.,1975

15.        Флеш К. Искусство  скрипичной  игры .-М.,1963

16.        Ширинский А. Штриховая  техника  скрипача.- М.,1983

17.        Ямпольский Ю. Основы  скрипичной  аппликатуры.-М.,1955

            9.   Перечень программного обеспечения и  

                  Интернет-ресурсов

http://www.pedagogika-rao.ru/

http://www.konferencii.ru/list/search[topicId]/21/isTopic/1

http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas0.html

http://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/osnovi-semeynoy-pe...

http://www.pedobzor.ru/

http://1001.ru/books/pdv/

http://www.akuratnov.ru

Classic-online.ru

classic-muzic.ru

YouTube


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная (модифицированная) программа по предмету «Музыкальная литература» для учащихся 4-7 классов ДМШ

Среди педагогов крепнет убеждение, что музыкальная литература должна иметь не столько информативный характер (содержать рассказы о композиторах и произведениях), сколько учить детей общению с музыкой,...

Рабочая образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Балалайка»

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу балалайки, разработанных Министерством культу...

Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе    Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...

Программа по предмету "Музыкальный инструмент" (скрипка) ОП "Инструментальное музицирование"

ОП "Инструментальное музицирование" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19668905","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Программа по предмету "Музыкальный инструмент " (скрипка) ОП "Музыкальное исполнительство

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19668896","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]ОП "Музыкальное исполнительство...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...