Адаптированная (модифицированная) программа по предмету «Скрипичный ансамбль»
рабочая программа по теме

Камалова Динара Венеровна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_skripichnyy_ansambl.docx71.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа»  пос. Северного,

г.  Воркута

Адаптированная (модифицированная)

программа по предмету

«СКРИПИЧНЫЙ АНСАМБЛЬ»

                   

                               705190015

Составитель - Камалова Динара Венеровна 

2012

1.Пояснительная записка

         

          Данная учебная  программа предназначена для занятий  с учащимися в классах оркестровых отделений  ДМШ по предмету «Скрипичный ансамбль». Программа составлена на основе учебной программы преподавателя ГБОУ СПО РК «Воркутинского музыкального колледжа» Поповой Л.К.  Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса,  развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.   

Срок реализации: В классе ансамбля программа обучения рассчитана на 6 лет

Форма занятий: коллективный урок

Возраст детей участвующих в реализации программы: 8-16 лет

          В нашей школе существуют два ансамбля – старших и младших классов. В состав младшего ансамбля входят учащиеся 2-4 классов, в состав ансамбля старших классов – 5-7 классов. Но при распределении учащихся преподаватель  учитывают уровень их технической подготовки. Некоторые ученики 5-го класса могут остаться в составе младшего ансамбля, а ученики 4-го класса – переходить в ансамбль скрипачей старших классов. Но это, конечно, происходит в редких случаях. Таким ученикам (особенно тем, которые остаются в младшем ансамбле) нужно объяснить такую ситуацию очень тактично, чтобы у ученика не пропало желание посещать уроки ансамбля.

Продолжительность урока и количество учебных недель: 45 минут, один раз в неделю, 34 рабочих недели.

Цели и задачи учебного предмета «Струнный Ансамбль»

Цель:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных     им     знаний,     умений     и     навыков     ансамблевого исполнительства.

 Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
    разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
    процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
  • стимулирование     развития     эмоциональности,      памяти,      мышления,
    воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • формирование   у   обучающихся   комплекса   исполнительских   навыков,
    необходимых для ансамблевого музицирования;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
    артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
    листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
    выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
  • расширение музыкального кругозора учащегося путем  ознакомления с
    ансамблевым  репертуаром,   а также  с  выдающимися  исполнениями  и
    исполнителями

Ожидаемые результаты:

  • Уметь слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;
  • Уметь исполнять свою  партию грамотно, следуя замыслу композитора;
  • Уметь аккомпанировать;
  • Иметь навыки самостоятельного разбора новых произведений, навыки чтения с листа;
  • Уметь применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;
  • Уметь рассказать об исполняемом.

               Формы контроля успеваемости и подведение итогов:

Учет успеваемости. 

          В течении года руководитель должен подготовить с коллективом 4-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах. Выступление ансамбля следует рассматривать как отчёт о проделанной работе с последующим обсуждением её результатов.

         Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 2 по 7 класс. В 7 классе промежуточная аттестация проходит в конце 2 полугодия.

         В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

        Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

       Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

      По завершении     изучения     предмета"Ансамбль"  проводится промежуточная аттестация в конце 7 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Критерии оценок.

          Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка    отражает    грамотное     исполнение     с  небольшими   недочетами   (как   в   техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

небольшими   недочетами   (как   в   техническом плане, так и в художественном смысле)

2 («неудовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

« НЕ ЗАЧЕТ»

комплекс   серьезных  недостатков,   невыученный текст,   отсутствие   домашней   работы,   а   также плохая посещаемость аудиторных занятий

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 Содержание изучаемого курса:

 

Программа класса ансамбля включает в себя:

  1. чтение с листа в ансамбле; 
  2. чтение разной ансамблевой фактуры: видеть и различать технические комплексы (арпеджио, гаммы);
  3. образно-художественное воплощение;
  4.  темпо-ритмическое единство;
  5. синхронность исполнения;
  6.  техническую оснащенность;    
  7.  динамическое разнообразие;
  8.  штриховую точность;
  9.  игру звучащей у партнёра музыки (знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена  аккомпанементной фактурой  и, не имея представления о первой партии, ученик не сможет для себя выстроить произведение структурно);
  10.  исполнение облегченных переложений известных произведений, как классического, так и современного репертуара.

Методические  рекомендации.

              Класс  ансамбля скрипачей комплектуется из скрипачей-учащихся струнного отделения. Основу репертуара ансамбля скрипачей  составляют обработки  и переложения оригинальных  произведений для  скрипки (или других инструментов) отечественных, зарубежных композиторов, а также популярные произведения современных композиторов. Для работы с ансамблем скрипачей  следует подбирать произведения различной трудности, соответствующие разному уровню подготовки учащихся .

             Начинать работу в классе ансамбля скрипачей целесообразно с произведений классического репертуара. В целях расширения кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомить учащихся с  большим числом произведений, не доводя при этом их исполнение до того уровня, который требуется при выступлении.

             Одно из важнейших требований ансамблевой игры – учет индивидуальных особенностей каждого учащегося при комплектовании составов ансамблей.

             Совместное исполнение в ансамбле требует одинакового понимания идейно-художественного замысла и стилистических особенностей произведения; единых – темпа, динамики, принципа выполнения штрихов, интонации у струнников .

              Участники ансамбля должны уметь, основываясь на фактуре произведения, ясно определять роль и значение исполняемой партии в каждом конкретном эпизоде. Инерция солировать, нередко присущая начинающему ансамблисту, замыкает его в пределах собственной партии и затрудняет тем самым охват произведения в целом. Процесс ансамблевого исполнения требует постоянной взаимной координации, которая тесно связана с основами совместного музицирования: ритмической устойчивостью и согласованностью, динамическим равновесием, единством фразировки.

              На занятиях по  ансамблю еще большее значение, чем в сольном исполнительстве, имеют также необходимые качества, как «личная» ритмическая дисциплина, умение правильно и точно читать и воспроизводить нотный текст.

               Следует обращать внимание учащихся на необходимость точного выполнения указаний в тексте в отношениях темпа, нюансировки, штрихов, пауз и т.д. По существующей традиции все участники ансамбля играют наизусть Большие трудность в ансамблевой работе часто связаны с отсутствием ритмической дисциплины, выражающейся прежде всего в колебаниях темпа. Отклонения от темпа обычно наблюдаются:

  • при изменении динамики (так, f и crescendo вызывают ускорение, p и diminuendo – замедление);
  • при смене построений с различным характером музыки (оживленные фрагменты нередко исполняются быстрее; напевные, лирические – медленнее);
  • при переходе от одного ритмического рисунка к другому (смене более крупных длительностей мелкими, например, восьмых шестнадцатыми, часто сопутствует ускорение, наоборот же – мелких длительностей более крупными – замедление);
  • при неточном выдерживании паузы или нот большой длительности (целые и половинные);
  • при исполнении пунктирного ритма;
  • при недостаточности исполнения залигованных нот, из которых вторая часто передерживается.

       Трудными для исполнения являются фрагменты произведений, где выдержан одинаковый ритмический рисунок в обеих (или нескольких) партиях. Чтобы сохранить единое движение, здесь требуется особое взаимное внимание.

       При различном ритмическом рисунке в целях большой ритмической устойчивости следует ориентироваться на партию с более мелкими длительностями. Это дает возможность сыграть их ровно, «не комкая». Кроме того, такая ориентировка сообщает определенную устойчивость и другой партии.

        Очень важно развивать у участников ансамбля умение вместе и точно начать произведение. Вступление должен показывать один из исполнителей легким движением головы или туловища (этот жест сродни дирижерскому ауфтакту). Если произведение начинается с сильной доли, то жестом показывают затакт, если со слабой, - то отмечают сильную долю. Показ вступления обязательно должен быть в темпе исполняемого произведения. Умение ясно и четко показать вступление проявляется не сразу и требует соответствующей тренировки. Поначалу, перед показом вступления рекомендуется мысленно отсчитывать пустой такт. Показ вступления необходим не только в начале произведения, но также после пауз и в особенности после фермат.

         При разновременном вступлении также возможны неточности. Учащиеся часто, не реагируют на уже установившийся темп, вступают в «своем», несколько ином темпе, поэтому необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время пауз не теряли единого движения.

        Вопрос динамического равновесия является одним из важных в работе с ансамблем. С первых же уроков следует обращать внимание на согласование силы звучания с тем, чтобы достаточно ясно слышны были все партии.

        Необходимо, чтобы каждый из участников ансамбля ясно представлял себе место и значение исполняемой им партии в данном конкретном эпизоде. В зависимости от роли и значения партии возникают и различные «планы» исполнения. Первый план – основной, ведущий материал; второй план – подчиненный, сопровождающий. Первый план должен быть ярким, рельефным, а  второй – более мягким, сдержанным.

        Однако нельзя примириться и с примитивным толкованием различных планов исполнения, т.к. каждый план может воплощать самые различные традиции. Следует также помнить о том, что звучание всех планов ансамбля взаимосвязано и требует равновесия и слитности.

        Единство фразировки также является одним из обязательных условий ансамблевого исполнения. Но это условие не всегда выполняется начинающими ансамблистами: нередко один и тот же мотив или фраза исполняется партерами по-разному (например, штрих «стаккато» может выполняться одновременно остро и мягко, окончание лиг может быть различным и т.д.).

        Единство фразировки должно сохраняться не только при параллельном проведении, но также и « на расстоянии», при поочередном проведении одного и того же материала.

        В работе ансамбля необходимо тщательным образом согласовывать штрихи у струнных инструментов движение смычка вверх или вниз, характер звукоизвлечения и т.д. Не менее важным является согласование штрихов между струнными инструментами и фортепиано.

       Требования ритмической согласованности, динамического равновесия, единства фразировки должны служить надежным первичным критерием при оценке успехов начинающих ансамблистов, так как без этих основных и специфических моментов ансамблевого исполнительства немыслим полноценный ансамбль.

        В целях достижения наиболее высоких результатов работы необходимо предусматривать время для самостоятельных занятий  групп ансамбля.

Изучение учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе разнообразной скрипичной литературы, русской, отечественной, зарубежной, классической и современной, а так же обработки народной музыки. Музыкальные произведения должны обладать разнообразными по стилю, жанру, форме, обладать художественными достоинствами.

                         

3.Репертуарные списки

Примерный репертуарный список младшего ансамбля:

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Русская народная песня «Уж как по мосту-мосточку»

Русская народная песня «Ах вы, сени мои сени»

Русская народная песня «Как пошли наши подружки»

Детская песенка «Жил-был у бабушки»

Самойлов А. «Русская плясовая»

Детская песенка «В погреб лезет Жучка»

Чешская народная песенка «Кукушечка»

Украинская народная песня «Журавель»

И. Дунаевский «Колыбельная»

Н. Бакланова «Марш октябрят»

Ю. Чичков «Самая счастливая»

Э. Градески Регтайм «Мороженое»

С. Джоплин «Регтайм»

Чешская народная песня «Пастушок»

Ф. Шуберт «Вальс»

И.С. Бах «Менуэт»

Д. Шостакович «Песня мира»

Итальянская народная песня «Санта-Лючия»

Русская народная песня «Как по морю»

Перселл Г. «Менуэт»

Паульс Р. «Колыбельная сверчка»

Металлиди Ж. «Мой конь»

                          «Кот баюн»

                          «Деревенские музыканты»

                          «Колечко»

Бах Ф.Э. «Марш»

Карш Н. «Кубики»

 Фрид. Г. «Вальс»

Гайдн Й. « Анданте»

Карш Н. «Музыкальный алфавит»

Рамо Ж. «Ригодон»

Вебер К. «Хор охотников»

Моцарт В. «Менуэт»

Чешская народная песня «Пастушок»

Чайковский П. «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка»

Бакланова Р. «Маленький марш», «Мазурка»

Кабалевский Д. «Хоровод», «В пути»

Барток Б. «Марш»

Емельянова Л. «Ох уж эти гаммы»

Маковская Л. «Маленькая плакса», «Веселый наигрыш»

Русская народная песня в обр. Ж. Кузнецовой

Свиридов Г. «Старинный танец», «Бьют часы на башне»

                              Перечень сборников:

Пудовочкин Э.В. «Ансамблевое воспитание скрипача». Нотное приложение. – Омск, 1991.

Пудовочкмн Э. В. «Светлячок». Пьесы для ансамбля скрипачей. II ступень. Составление и переложение  – Спб., 2001

Скрипичный ансамбль. Учебный репертуар ДМШ. В.2 – Киев, 1981.

Сборник ансамблевых пьес. Специальный выпуск – 1993.

Металлиди Ж. Л. Детские скрипичные ансамбли с фортепиано. Младшие классы – Ленинград, 1980.

Популярные пьесы для ансамбля скрипачей. Сост. И.А. Ратнер – С-Пб, 1998.

Популярная музыка. Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская  Л. Шишова, В. Виноградская – С-Пб.,1998

Соколова Н. «Малышам скрипачам». – М., 1998.

 «Играем вместе». Пьесы для детских ансамблей. Сост. В. Кальщикова, Н. Перунова, Н. Толбухина. – Л., 1989.

 «Юный скрипач» 1ч. Сост. К.А. Фортунатов. – М.1968.

«Хрестоматия для скрипки».  3-4 класс. – М. ,1986.

«Светлячок». Пьесы для ансамбля скрипачей. – Спб., 1998.

«Ансамбль юных скрипачей» Вып. 3 Сост. М. Рейтих и Р. Бакум. – М., 1978.

«Ансамбль юных скрипачей» Вып. 8 Сост. Т. Владимирова. – М., 1988.

 Гуревич Л., Зимина Н «Скрипичная азбука» т. 2. – М., 1998.

   

  Примерный репертуарный список старшего ансамбля:

Бакланова Н. «Вариации»

Прокофьев С. «Марш»

Шостакович Д. «Гавот»

Бетховен Л. «Менуэт»

Каччини Д. «Аве Мария»

Аренский А. «Итальянская песенка»

 Бетховен Л. «Менуэт»

 Рубинштейн А. « Каприс»

Дворжак А. «Юмореска»

Шуберт Ф. «Адажио»

Металлиди Ж. «Колыбельная Оле Лукойе»

Бриттен Б. «Сентиментальная сарабанда»

 Прокофьев С. «Шествие»

Гендель Г. «Ария»

Шуберт Ф. «Вальсы»

Джоплин С. «Регтайм»

Бах И.С. «Ария»

Брамс И. «Венгерский танец»

Штраус И. «Полька – пиццикато»

                    Перечень сборников:

«Юный скрипач» Вып. 2. Сост. К.А. Фортунатов. – М., 1985.

Гуревич Л., Зимина Н «Скрипичная азбука» т. 2. – М., 1998.

«Пьесы для двух скрипок» т.2  Переложение Т. Захарьиной. – М.,1965.

«Популярная музыка» Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост. И. Святловская, Л. Шишова, В. Виноградская. – СПб.,1998

Металлиди Ж. «Скрипичная миниатюра для ансамбля скрипачей». – СПб., 1998.

«Юный скрипач». 3ч. Раздел «Ансамбли». – М., 1992.

«Пьесы для ансамбля скрипачей». Сост. И. Ратнер. – Л., 1988

«Популярная музыка». Транскрипции для ансамбля скрипачей  ч. 1. – СПб.,1998

«Популярная музыка». Транскрипции для ансамбля скрипачей  ч. 2. – СПб., 1998.

       4.Обучение в младших классах

           Первая ступень предполагает большей частью индивидуальное обучение и занятия в ансамбле также. Занятия проходят 1 раз в неделю. В этот период занятия в ансамбле также необходимо, но в простой, игровой форме, с использованием открытых струн. Современные педагоги советуют обращаться к  «Скрипичной азбуке» Зимина, Гуревич, и ансамбли сборников Э.В. Пудовочкина «Светлячок».

Требования к первой ступени программы следующие:

           Первая позиция. Движение смычка по открытым струнам. Установка пальцев левой руки. Полутоны. Основные штрихи: деташе, легато, сочетание деташе и легато, маркатто, мартле. Несимметричные штрихи. Упражнения для укрепления пальцев и развития беглости. Гамма и арпеджио в пределах 1 позициии. Этюды на различные виды техники (соединение струн, смешанные штрихи – деташе-легато).

Вторая ступень “Младший ансамбль”. Следующий этап в становлении коллектива, более сложный, предполагает третий и четвертый год обучения.

          В индивидуальной работе с учеником данного периода обучения: овладение грифом в пределах трех позиций, изучение 2-й и 3-й позиции и основных видов переходов, знакомство с аппликатурой хроматического звукоряда, однооктавные и двухоктавные гаммы, отработка техники переходов. Для репертуара ансамбля скрипачей этого периода обучения как образец может быть рекомендован цикл Ж. Металлиди «Ансамбли скрипачей», Э. Пудовочкин «Светлячок» вып. 2, 3. Это короткие, легкие в исполнении, яркие миниатюры, где трудности (штриховые, интонационные) легко преодолеваются.

                            5.Обучение в старших классах

Третья ступень “Концертный ансамбль” - дети 5-6 года обучения. Главный акцент, продолжая индивидуальную работу, делается на занятия в ансамбле.

 Репертуар: Э. Пудовочкин “Светлячок” вып. 4-5, Ансамбли юных скрипачей для двух скрипок и фортепиано, вып. 2. В индивидуальной работе необходим дальнейший технический рост (штрихи спиккато, стаккато), особенно в исполнении гамм, арпеджио, этюдов. Постоянно рекомендуется обращать внимание на качество звука, т.е. речь идет о кантилене. Последующая работа идёт в направлении овладения более сложными ритмами, интонационными оборотами, развитием беглости, параллельно используя это в практике ансамблиста. Большое внимание на этом этапе необходимо уделить фразировке, культуре звука, вибрации. Другими словами, идет совершенствование первоначальных навыков.

Четвертая ступень

           Рекомендуется как подготовительный период для учащихся, ориентирующихся на дальнейшее профессиональное обучение. Естественно, что ученики третьей и четвертой ступеней – это опора, костяк ансамбля. Это прежде всего, опора в техническом плане (владение штрихами, беглость, умение читать с листа), а в психологическом смысле (аспекте) – это пример для подражания младшим участникам ансамбля. Очень важно создать атмосферу товарищества, поддержки в ансамбле. Для репертуара этого периода обучения можно рекомендовать произведения крупной формы, миниатюры зарубежной и русской классики. В репертуаре этого периода, конечно необходимы произведения классиков: двойные концерты Вивальди и дуэты Гайдна и произведения современников Металлиди, и др.

         Трудности репертуара 3 и 4 ступеней включают в себя владение вибрацией, гибкой фразировкой, филированием звука на диминуэдо, рубатная манера исполнения, синхронное исполнение мелизмов и ритмических фигур. Помимо технических навыков (прозрачного, “теплого” звукоизвлечения, владения штриховыми приемами), учащиеся должны обладать опытом игры, т.к. отношения между исполнителями могут изменяться : они по очереди солируют и аккомпанируют.

                                        6. Проект программы

Цель: формирование общей культуры, всесторонне развитой личности посредством исполнительской деятельности в ансамбле скрипачей. Ансамбль скрипачей - среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.

Программа построена по принципу от простого к сложному. Обучение профессиональным навыкам игры на инструменте необходимо сочетать с изучением теории, истории музыкальной культуры, сольфеджио.

Для обеспечения творческого развития личности ребенка необходимо решать следующие задачи:

Развивающие:

  • стимулировать развитие эмоциональности;
  • обогащать воображение;
  • развивать память и мышление, умение собраться в ответственный момент, донести до публики свое ощущение искусства.

Образовательные:

знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру, изучать огромный мир зарубежной и русской классики, народной музыки и джаза; музыкальные жанры, стили, основы музыкальной грамоты, историю струнных инструментов.

Воспитательные:

воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.

Условия приёма.

       Приём в ансамбль скрипачей возможен для детей с 7 до 9 лет. При поступлении детей в ансамбль предъявляются достаточно высокие требования к данным ребенка:

  1. отличный музыкальный слух
  2. память музыкальная
  3. чувство ритма
  4. координация движений (мышечно-двигательная способность)
  5. способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

          Отбор детей в коллектив происходит по результатам предварительного прослушивания, на первую ступень обучения.

          Ансамбль скрипачей может состоять из нескольких групп: группа первого года обучения, группа второго года обучения, группа третьего года обучения и более старших. Занятия в каждой группе должны проводиться 2 раза в неделю по 2 часа. Параллельно проходят занятия индивидуальные, в большей степени это касается начинающих. Так же возможны индивидуально-групповые занятия, по 2-3 человека. На индивидуальных занятиях основное внимание уделяется работе над постановкой, звуком, штрихами. Эта же работа может иметь продолжение на групповом занятие (2-3 человека), также необходимо на этих занятиях уделять время читке нот с листа, т.к. этот навык совершенно необходим ансамблисту. На занятиях всего ансамбля или его основных групп (I, II и т.д. скрипок) большее время и внимание нужно уделять изучению, отработке репертуара ансамбля.

Режим работы коллектива.

          Первая ступень развития учащихся предполагает индивидуальные занятия. На второй ступени обучения для учащихся помимо индивидуальных занятий появляются и групповые формы обучения игре на скрипке. Это могут быть, игра в различных ансамблях (дуэты, трио) развивают такие необходимые навыки как: ритмичность, чистота интонирования. Третья и четвертая ступень обучения предполагает индивидуальные занятия - один час в неделю, групповые ансамблевые занятия - 2-3 раза в неделю по 2 часа.

          Необходимо отметить возможные формы коллективного исполнения (музицирования) в детском ансамбле скрипачей. Первые, малые скрипичные ансамбли - всевозможные дуэты и трио, начиная с двухголосных примеров, содержащихся в любых учебных пособиях (“Юный скрипач” I выпуск), завершая дуэтами различных авторов.

          Скрипичные ансамбли с фортепиано - сочинения и переложения для двух скрипок, трёх скрипок и фортепиано. В таких ансамблях возможно привлечение учащихся фортепианного отдела для исполнения партии сопровождения.

           Массовые скрипичные ансамбли (унисоны). Эти ансамбли имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. Такие ансамбли необходимы самым маленьким скрипачам, начинающим. Унисоны очень полезны, т.к. готовят учащихся к исполнению к исполнению партии в большом скрипичном ансамбле. Методы работы с ансамблем связаны с уровнем подготовки самих участников. В повседневной работе необходимо помнить о главных принципах: Первое - принципы постоянного сочетания индивидуальных и коллективных занятий. Второе - принцип взаимосвязи развития сольного и ансамблевого - мастерства скрипача. Третий - принцип сохранения и развития индивидуальности исполнителя в коллективном музыкальном творчестве. Все формы занятий (индивидуальные и коллективные) применяются системно. Это значит, что нужно стремиться задействовать в работе с учащимися все виды индивидуальных, групповых, коллективных занятий.

        Занятия учащихся, индивидуальные и групповые, должны проводиться с аккомпониментом фортепиано. Необходимо с первого года обучения предусмотреть работу концертмейстера.

        Регулярные занятия с аккомпонементом фортепиано имеют большое значение, т.к. исполняя даже несложные пьесы с фортепиано, ученик получает первые навыки ансамблевой игры. Ученик должен научится слушать партию фортепиано, чисто интонировать.

Формы и методы

         В работе с ансамблем скрипачей наряду с индивидуальными занятиями, широко практикуются коллективные формы занятий. Игра в ансамбле, всевозможные репетиции, слушание музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные походы на концерты, в филармонию -можно причислить к формам занятий и обучения, всё это должно вызывать интерес к музыке, к инструменту.

        С первых уроков с начинающими важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, о роли струнных инструментов в оркестре, об истории создания инструмента - один из важных метод в работе, наглядно - слуховой метод. На занятиях так же важно использовать магнитофонные записи эффективно сочетание записей с “живым” исполнением, здесь есть возможность сравнить звучание оркестра (или ансамбля) с звучанием скрипки-соло, познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.

        В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения возможно сочетать восприятие музыки с практическими действиями, с движением рук пальцев, танцевальных и образных движений, инсценировка пьесы, танца.

        Показ способов и приемов игры на инструменте также необходим, здесь практический метод сочетается с наглядным и словесным, т.к. показ какого-либо навыка постановки должен сопровождаться объяснениями. Большое значение имеет тон речи педагога, его эмоциональная окраска. Беседа, рассказ, пояснение - разновидности словесного метода в музыкальном воспитании. Пояснения музыки, характеристика содержания музыки: чувств, настроений обогащают “словарь эмоций”, развивают образное мышление.

        Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Прямой показ должен сочетаться с другими методами, с образным сравнением, наглядностью, игровыми приёмами. В работе с младшим ансамблем, возможно, использовать метод вариативных показов, это активизирует творческую самостоятельность детей. Каждый из ансамблистов может показать себя в роли “солиста”, дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего.

        Выбор метод и приёмов зависит от возраста детей. В младшем возрасте велика доля наглядных и практических методов, менее доступен словесный метод. В работе с более старшими детьми все методы используются в равной доле, дополняют друг друга. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя, кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений.

        В ансамбле должен быть концертмейстер - скрипач, старший и более опытный среди других.

        Важнейшим условием успешного развития коллектива является правильно организованное самостоятельное занятие. Во время индивидуальных занятий руководитель проверяет качество выполненного задания, указывает на ошибки, добивается их исправления, дает новое задание. Наилучшая форма работы сочетание словесного объяснения, исполнения музыкального произведения или фрагмента педагогом, прослушивание записи профессиональных исполнителей и своё собственное.

        Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и активная работа в классе.

        Выступления коллектива возможны в виде открытого занятия для родителей внутри своего коллектива, а также желательно участие в районных и городских конкурсах, в отчетных концертах отдела, в концертах общеобразовательных школ и т.д. Любое выступление является не только стимулом к дальнейшей работе, возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей со скрипичной музыкой.

         Для занятий ансамбля скрипачей (также как и индивидуальных занятий) необходимо просторное помещение, где можно свободно разместить фортепиано, пульты, магнитофон, шкаф для нот, книги, несколько стульев.

         Для руководителя коллектива большое значение имеет методическое обеспечение, которое включает в себя всевозможные методические и учебные пособия, скрипичные ноты, сборники пьес и этюдов, сборники произведений для ансамбля, различные наглядные пособия: графические изображения музыкальных знаков и терминов, книги о музыке, о музыкантах-исполнителях, о композиторах, историческая музыкальная литература, словарь музыкальных терминов.

         Важнейшей предпосылкой для успешного развития исполнительских навыков учащихся является воспитание у них свободной и естественной постановки. На первых годах обучения эта тема будет основной, она требует внимания и упорной, настойчивой работы и учащихся и педагога.

        «Фундамент скрипача – музыкальная основа – закладывается начальным обучением». Д.Ф. Ойстрах

         Важную роль в процессе усвоения правильной постановки играет подбор скрипки и смычка, соответствующий по размеру физических данных ученика.

         Первые уроки с начинающими посвящаются развитию музыкально- слуховых представлений, изучению нотной грамоты, пению, знакомству с инструментом, усвоению первоначальных навыков постановки и звукоизвлечению.

        Другая форма совместно-раздельного музицирования - исполнение пьес, этюдов, упражнений для двух скрипок, где главный мелодичный голос должен исполнять педагог, а сопровождающий - ученик. Важная форма учебного музицирования - имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и учеником.

       Методика работы над исполнительской техникой состоит в постепенном и последовательном освоении навыков, приемов, штрихов и т.д. Эта работа происходит систематически в течение всех лет обучения на основе учебно-тренировочного материала, который включает в себя гаммы, упражнения, этюды на различные виды техники. Первостепенное значение в работе над техникой имеют упражнения , т.к. дают наибольший эффект, особенно на начальной стадии освоения какого-либо технического приёма, штриха. Далее каждый новый элемент, навык, штрих закрепляется и совершенствуется на специальном этюдном материале. И только после того как учащийся вполне овладел тем или иным техническим приёмом, можно приступать к исполнительской работе над музыкальными произведениями, в которых данный элемент, навык используется.

       В работе над исполнительской техникой необходимо требовать осмысленный подход к исполнению гамм, этюдов, упражнений, исключить пустую механическую работу.

                             7.Методическое обеспечение программы

               Список методической литературы

  1. Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986.
  2. Гуревич Л. Зимина Н. Маленький скрипач М. 2002 г.
  3. Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987.
  4. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989.
  5. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987.
  6. М. Берлянчик Основы воспитания начинающего скрипача. Из-во “Лань”, 2000 г.
  7. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке : методический очерк ; перевод с англ. И. Гинзбург и М. Мокульской. – 4-е изд., перераб. и доп. / Л. Ауэр. – Санкт-Петербург : Композитор Санкт-Петербург, 2004. – 120 с.
  8. Баринская, А. Очерки по методике обучения игре на скрипке : учебное пособие / А. Баринская.   Москва : Музыка, 1999. – 452 с.
  9. Берман, Т. Л. Индивидуальное обучение игре на скрипке : учебное пособие / Т. Л. Берман. –  Москва : Музыка, 1964. – 346 с.
  10. Брейтбург, Ю. Йозеф Иоахим – педагог исполнитель : учебное пособие / Ю. Брейтбург. –   Москва : Музыка, 1966. – 225 с.
  11. Бронин, В. Давид Ойстрах : биографический очерк / В. Бронин. – Москва : Музыка, 1954. – 434 с.
  12. Гарбузов, Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха : учебное пособие / Н. А. Гарбузов – музыкант, исследователь, педагог. – Москва : Музыка, 1980. – 145 с.
  13. Гинзбург, Л. О работе над музыкальным произведением : методический очерк. 3-е изд. / Л. Гинзбург. – Москва : Музыка, 1958. – 214 с.
  14. Григорьев, В. Ю. Методика обучения игре на скрипке : методический очерк / В. Ю.

Григорьев. – Москва :  Издательский дом «Классика XXI»,  2006. – 256 с.

         

 Аудио и видео записи

Ансамбль скрипачей  Большого театра

Ансамбль скрипачей «Светлячок»

Ансамбль скрипачей «Созвучие» Красноярск

Ансамбль скрипачей «Рондо» Хабаровск

Ансамбль скрипачей ДМШ №9 Кострома

Образцовый ансамбль скрипачей «Виолино»

Ансамбль скрипачей « Калейдоскоп»

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/598957/

http://music.sever-strasti.com/tag/методика/

http://nina-teleckaya.narod.ru/video_s_zanyatii/raspisanie_zanyatii/_kalendarno-tematicheskii_plan_i_drugie_trebovaniya/

http://musicdeti.ucoz.ru/load/pesy_dlja_skripki/ansambli/14

http://www.skripach.ru/forum-skripach/viewtopic.php?f=7&t=20

http://www.classicalmusiclinks.ru/item10522.html

http://www.youtube.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по предмету « НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...

Учебная программа по предмету Вокальный ансамбль

Программа по предмету “ Вокальный ансамбль” ставит своей целью дать возможность овладеть основами вокального и музыкального образования, навыками ансамблевого исполнительства, приобретение котор...

Авторская образовательная программа по предмету "Фортепианный ансамбль"

Эта программа расчитана на 2 года обучения в муз.школе в 4-5 классах.[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"4787387","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"25","width":"2...

Адаптированная (модифицированная) программа по предмету «Музыкальная литература» для учащихся 4-7 классов ДМШ

Среди педагогов крепнет убеждение, что музыкальная литература должна иметь не столько информативный характер (содержать рассказы о композиторах и произведениях), сколько учить детей общению с музыкой,...

АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ» ( старшие классы)

Адаптированная программа «Ансамбль» (фортепиано) предназначена для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Она разработана на основе Примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный...

Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"

Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует  федеральным государстве...