Образовательная программа по предмету « НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ»
рабочая программа по музыке по теме

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnyy_ansambl.doc203.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                     ПРИНЯТО:

Педагогическим советом МОУ ДО  ДШИ №1  «8»сентября 2007г.

УТВЕРЖДАЮ: Директор ДШИ №1

_________А.В.Парсаев

                                                                                                           «8» сентября 2007г.

Музыкальное отделение

Вокально-хоровой отдел (народное пение)

Образовательная программа  по предмету

 « НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ»

Абакан  2007г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народное ансамблевое пение, это не только собственно пение,  это синтезированное искусство, которое составляют и песня, и танец, и хоровод, и народная игра. Следовательно, использование на занятиях пением различных видов народного творчества значительно расширяет границы творческой деятельности учащихся, служит хорошим способом раскрепощения и активизации детей на уроках, снижает утомляемость, особенно у младших школьников.

Ансамблевое  пение в основе своей коллективное музицирование, коллективное исполнительское общение. В педагогическом смысле это положение имеет принципиальное значение с точки зрения воспитания чувства коллективизма. В творческом же процессе коллективность, как эстетическая категория, реализуется в соединении коллективного творчества с индивидуальным. Учет индивидуального в коллективе, т. е. личных способностей и психологических особенностей каждого учащегося может в определенной степени помочь учителю решить проблему «всеобщей обязанности». Пусть каждый ребенок выполняет в коллективе свою конкретную функцию.

 Характерной особенностью песенного народного исполнительства является импровизационное варьирование. Привить детям этот навык не легко, однако он не только полезен, но и необходим. Ведь именно импровизация делает народное искусство подлинно народным, развивает творческие способности и творческое мышление каждого ребёнка, избавляет от механизма и шаблонности в творческом процессе.

Важной предпосылкой развития навыка импровизации, а также творческого мышления в целом является изустный метод обучения детей. Перенимая традиционный песенный материал непосредственно «из уст в уста», ребёнок легче проникается духом народной культуры. Впечатления его ещё более усилит «живое»  исполнение подлинно народных певцов, которое поможет почувствовать весь колорит народного искусства, что не в силах сделать самая качественная  аудиозапись. Необходимо использовать любую возможность встречи с народными певцами (приглашать их на уроки, посещать концерты, фольклорные праздники и т. д.)

В обучении народной песне необходимо соблюдать также основные принципы дидактики и возрастной психологии детей.   Такие дидактические принципы, как доступность и систематичность, постепенность и последовательность, наглядность и достоверность, комплексный подход к процессу обучения, могут успешно подтвердиться в работе по освоению детьми народной песни.

Певческий материал предварительно разучивается и постепенно осваивается из урока в урок – пение на принципах имитации преподавателю, видео, аудиозвучания исконного исполнителя. Актерское участие вводится на уровне отдельных сольных и групповых реплик детей, игры, впоследствии – ролевого участия конкретного ученического коллектива.

В работе с детьми следует руководствоваться методами образного преподавания,  посредством которых у ребёнка развивается память, мышление, духовный мир, формируется характер, воля, специальные умения и навыки. Через образы выражаются и усиливаются чувства ребёнка. Образы не принуждают, как поучение или авторитарно преподнесенные ценности, они возбуждают в ребёнке духовную природу, собственную волю.

  При организации занятий целесообразно делить вокальный ансамбль на 2 состава: младший (1-2 год обучения), старший (3-7  год обучения).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в течение всего обучения. В течение всего учебного года планируется ряд творческих выступлений: участие в концертной жизни школы, города, республики,  выступления на отчетных концертах отделения и школы.

     

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

Работу необходимо начинать с профессиональной постановки голоса, с цикла вокальных упражнений и доступного певческого репертуара.  В центре внимания – освоение навыков свободной певческой артикуляции, объемного звука, открытого типа звукоизвлечения и различной техники голосоведения на примере колыбельных песен, свадебных песен, духовных стихов; игровых и хороводных произведений; календарных песен - закличек. Освоение певческих стилей различных регионов России. Общение с этнографическими ансамблями через видео и аудио материалы. Встречи с народными коллективами города.

К основным задачам курса мы относим освоение певческих навыков:

  1. ансамблевого дыхания (цепного, сольного, цезурированного, смешанного);
  2. координации слуха и голоса на основе простейших песенных образцов    
  3. ансамблевого звучания на основе унисонного пения;
  4. свободной артикуляции;
  5. творческой импровизации;
  6. освоение техники открытого звукоизвлечения;
  7. освоение различных типов голосоведения;
  8. освоение навыков ровного голосоведения в пении распевов;
  9. освоение многоголосного пения;
  10. развитие музыкального слуха, чувства ритма, динамического,    

     ритмического и  гармонического ансамбля;

  1. навык пения без сопровождения;
  2. навык импровизации;
  3. навык диалектного пения;
  4. навык певческого дыхания и единой манеры исполнения;
  5. устойчивого интонирования и ладогармонического слуха;
  6. освоение высокой и низкой певческой позиций, грудного и головного   резонирования;
  7. освоение навыка чтения с листа;
  8. навык записи и расшифровки экспедиционных материалов.

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПЕРВЫЙ КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

II ЧЕТВЕРТЬ

III ЧЕТВЕРТЬ

IV ЧЕТВЕРТЬ

Знакомство детей с народными песнями, несложными по со-держанию и ритми- ческому рисунку. Слышать и правиль-но интонировать в пределах кварты, квинты.

Потешный фольклор (как часть детского фольклора): скороговорки, загадки дразнилки, прибаутки потешки, небылицы.

Игровой фольклор как часть детского фольклора. Жанры игрового фольклора Считалка и ее раз-новидность. Игры. Происхождение игр, игровые приговоры, игровая обрядность

Древнее языческое происхождение ка-лендарных  обрядов. Соответствие их земледельческому циклу. Основные жанровые формы: колядки, веснянки, рацеи, заклички.

ВТОРОЙ КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

II ЧЕТВЕРТЬ

III ЧЕТВЕРТЬ

IV ЧЕТВЕРТЬ

Диалогические песни Разнообразие содер-жания, связь с други-ми жанрами (игры), циклический харак-тер исполнения (воп-рос – ответ).

 

Песни кумулятивные. Основной признак, особенность формы, связь с другими жан-рами, система образов

Песни с припевом. Особенности содер-жания, композиции, музыкального строя характера исполне-ния.

Песни-перегудки. Четкость компози-ционного построе-ния, система обра-зов, художествен-ные особенности, комический харак-тер исполнения.

ТРЕТИЙ КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

II ЧЕТВЕРТЬ

III ЧЕТВЕРТЬ

IV ЧЕТВЕРТЬ

Календарные песни. Бытование календар-но–земледельческих песен. Сенокосные и жатвенные песни. Капустки. Покров.

Календарные песни. Жанровое разнообра-зие календарных пе-сен. Зимние песни. Коляды.

Календарные песни. Бытование кален-дарно-земледель-ческих песен. Свят-ки.  Масленичные песни.

Календарные песни. Жанровое разно-образие календар-ных песен. Весенне-летние песни. За-кликание весны. Иван Купала.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

II ЧЕТВЕРТЬ

III ЧЕТВЕРТЬ

IV ЧЕТВЕРТЬ

Календарные песни. Жанровое разнообра-зие календарных пе-сен. Сенокосные и жатвенные песни. Зажинки, дожинки. Помочи.

Календарные песни. Жанровое разнообра-зие календарных песен. Коляды. Виноградья. Подблюдные песни.

Календарные песни. Жанровое разно-образие календар-ных песен. Святоч-ные игрища. Масле-ничные песни.

Календарные песни. Жанровое разно-образие календар-    

ных песен. Весен-ние хороводные. Весенние лиричес-кие. Семицкие пес-ни.

ПЯТЫЙ КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

II ЧЕТВЕРТЬ

III ЧЕТВЕРТЬ

IV ЧЕТВЕРТЬ

Семейно-бытовые и обрядовые песни. Жанровое разнообра-зие песен: пестушки,   колыбельные, крес-тинные, величальные корильные песни

Хороводные, вечероч-ные песни. Виды хо-роводов: игровые хо-роводы, линейные хо-роводы. Разнообра-зие содержания.

Плясовые песни. Разнообразие содер-жания,

Протяжные, лири-ческие песни. Спе-цифика бытования, исполнения, музы-кально-поэтической стилистики.

ШЕСТОЙ КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

II ЧЕТВЕРТЬ

III ЧЕТВЕРТЬ

IV ЧЕТВЕРТЬ

Семейно-бытовые и обрядовые песни. Жанровое разнообра-зие песен: свадебные,  плачи, причитания.

Хороводные, вечероч-ные песни. Виды хо-роводов: орнаменталь ные хороводы, набор-ные и разборные хороводы.

Плясовые песни.

Протяжные, лири-ческие песни. Спе-цифика бытования, исполнения, музы-кально-поэтической стилистики.

СЕДЬМОЙ КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

II ЧЕТВЕРТЬ

III ЧЕТВЕРТЬ

IV ЧЕТВЕРТЬ

Сибирская песенная культура. Северная певческая традиция. Казачья песенная культура.

Певческая культура семейских Забай-калья. Песенные тра-диции  Поволжья.

Изучение песенного материала Поволжья.

Народные игры с пением Курской и Белгородской об-ластей. Особен-ности Белгородской песенной традиции.

Певческий стиль Запада России (Брянской, Смо-ленской областей).

Подготовка к  ито-говому экзамену.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                       

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

1-ый класс

1 четверть

Тео-

рия

Практика

Знакомство детей с народными песнями на примере аудиозаписей детских фольклорных коллективов.

Знакомство с песнями несложными по содержанию и ритмическому рисунку.

Слышать и правильно интонировать в пределах кварты, квинты.

Сею. вею, посеваю;  Авсень; А кто у нас гость большой.

Всего:

2 четверть

Потешный фольклор как часть детского фольклора.

Потешный фольклор: скороговорки, загадки.

Потешный фольклор: дразнилки, прибаутки.

Потешный фольклор: потешки, небылицы.

Ехал Тит на дрожках; Таусень; Ой, овсень.

Всего:

3 четверть

Игровой фольклор как часть детского фольклора.

Жанры игрового фольклора. Считалка и ее разновидность.

Игры. Происхождение игр.

Игровые приговоры, игровая обрядность.

Селезень ловил утку; Сидит дрема; Зайка беленький.

Всего:

4 четверть

Древнее языческое происхождение календарных  обрядов.

Соответствие календарных обрядов земледельческому циклу.

Основные жанровые формы: колядки, веснянки.

Основные жанровые формы:  рацеи, заклички.

Куледа; А вы, люди, знайте; Катаются, блинами объедаются; Жавората.

Всего:

Всего за год:

2 – ой класс

1 четверть

Диалогические песни.

Разнообразие содержания диалогических песен.

Связь диалогических песен с другими жанрами (игры).

Циклический характер исполнения (вопрос – ответ).

Заяц белый; Коза-коза; Бояре.

Всего:

2 четверть

Песни кумулятивные.

Основной признак кумулятивных песен.

Особенность формы кумулятивных песен.

Связь с другими жанрами, система образов.

Кострома; Марома; Было у вдовушки восемь дочерей; Я поставлю кисель.

Всего:

3 четверть

Песни с припевом.

Особенности содержания и композиции песен с припевом.

Особенности музыкального строя и характера исполнения.

Уж ты, курка, не пой; На зеленом лугу.

Всего:

4 четверть

Песни-перегудки.

Четкость композиционного построения, система образов, художественные особенности.

Комический характер исполнения песен-перегудков.

Я сидел на пню; Жила-была Меланья; Дора-Дора, Помидора.

Всего:

Всего за год:

3 –ий класс

1 четверть

Календарные песни.

Бытование календарно–земледельческих песен.

Сенокосные и жатвенные песни. Капустки. Покров.

Заплетися плетень; По-за городу гуляли; Не видно, не видно.

Всего:

2 четверть

Календарные песни.

Жанровое разнообразие календарных песен.

Зимние песни. Коляды.

Уродилась коледа; Не сами идем; Щедровочка щедровала.

Всего:

3 четверть

Календарные песни.

Бытование календарно-земледельческих песен.

 Святки.  Масленичные песни.

А мы Масленицу дожидали; А по улице ды по широкой.

Всего:

4 четверть

Календарные песни.

Жанровое разнообразие календарных песен.

Весенне-летние песни.

Закликание весны. Иван Купала.

Пойдем, девки. Логом; на Купалу, на Ивана; Как у нас во садочке.

Всего:

Всего за год:

4 –ый класс

1 четверть

Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Сенокосные и жатвенные песни. Зажинки, дожинки. Помочи.

А в поле полоска; Земелюшка-чернозем; Плетень.

2 четверть

Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Коляды. Виноградья. Подблюдные песни.

Виноград в саду цветёт; Ты прощай, прощай; падала мутовочка с голбцу.

3 четверть

Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Святочные игрища. Масленичные песни.

Ой, заинька, горностаинька; Уж я золото хороню, хороню; Здорово те, кума.

4 четверть

Календарные песни. Жанровое разнообразие календарных песен. Весенние хороводные. Весенние лирические. Семицкие песни.

Не ходи-ка ты, мой милай; Ай, на лугу косец кося.

5 –ый класс

1 четверть

Семейно-бытовые и обрядовые песни. Жанровое разнообразие песен: пестушки,   колыбельные, крестинные, величальные,  корильные песни.

От горницы; Подъезжали мы под село.

2 четверть

Хороводные, вечерочные песни. Виды хороводов: игровые хороводы, линейные хороводы. Разнообразие содержания.

От пенечка до пенечка; При долинице.

3 четверть

Плясовые песни. Разнообразие содержания.

Вечор девки; Летели две птички; По-за городом гуляли; Говорушки говорят.

4 четверть

Протяжные, лирические песни. Специфика бытования, исполнения, музыкально-поэтической стилистики.

За рекою, за быстрою; От горницы.

6-ой класс

1 четверть

Семейно-бытовые и обрядовые песни. Жанровое разнообразие песен: свадебные,  плачи, причитания.

У нас есть то холост; На калине белый цвет.

2 четверть

Хороводные, вечерочные песни. Виды хороводов: орнаментальные хороводы, наборные и разборные хороводы.

В хороводе были мы; Кому вечер; Уж ты зимушка, зима.

3 четверть

Плясовые песни.

А мы просо сеяли, меяли;  Вейся-повейся, капустка моя; летал, летал воробей.

4 четверть

Протяжные, лирические песни. Специфика бытования, исполнения, музыкально-поэтической стилистики.

Через реченьку черемушка лежала; Сорву с травоньки цветок.

7-ой класс

1 четверть

Сибирская песенная культура. Северная певческая традиция. Казачья песенная культура.

Невеличка птичка-ласточка; Чернецкое пиво; Молодые казаки; Я молодка, молода.

2 четверть

Певческая культура семейских Забайкалья. Песенные традиции  Поволжья. Изучение песенного материала Поволжья.

Не вейтеся, чайки, над морем; Дон ты вольный.

3 четверть

Народные игры с пением Курской и Белгородской областей. Особенности Белгородской песенной традиции.

Певческий стиль Запада России (Брянской, Смоленской областей).

У наших у воротьях; Как по Дону, Дону; У ворот растет травушка.

4 четверть

Подготовка к  итоговому экзамену.

                                                                                                                                                                                                                  

                           

                       

Контролирующие материалы

В конце каждого года обучения проводится отчетный концерт, который является основанием для перевода ученика в следующий класс.

Комплексный экзамен является итоговым выпускным мероприятием, который проводится в форме   концерта с использованием песенного, танцевального и инструментального фольклора различных регионов России.                                            

                                       

Список литературы

  1. Ах, ты степь широкая: Рус. нар. песня./ Сост. Л. Мекалина. - М.: Музгиз, 1959.
  2. Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия  русской народной песни. – Л.: 1961.
  3. Бондаренко М. Поет сибирская душа. ГУППО "Междуречье", Искитим. – 2000.
  4. Бондаренко М. Берегите Россию. ГУППО "Междуречье", Искитим. – 1996.
  5. Веретенников И.И. Южнорусские  карагоды. – Белгород: Изд-во «Везелица», 1993.
  1. Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. – М.: Сов. композитор. 1989.
  2. Ефименкова Б. Северорусская причеть. – М., 1977.
  3. Скопцов К.М.  «Народные песни Красноярья» Красноярское кн. изд-во, 1983.
  1. Лазарев А.И. Уральские посиделки. – Челябинск: Южно – Уральское кн. изд–во, 1977.
  1. Народные песни сел Купино и Большое городище Шебекинского района Белгородской области. - Белгород: "Везелица", 1995.
  2. Народная песня Белгородского края: Хрестоматия. Белгород: Издательство Шаповалова, 1996.
  3. Народные песни Вологодской области./ Сост. А. Мехнецов. – Л., 1981.
  4. Новосёлова Н.А. Вечёрки и игрища Приангарья. Красноярск.  ГЦНТ: - 1993 г.
  5. Новоселова Н.А. Казачинские вечёрки. Красноярск. ГЦНТ: - 1994 г.
  6. Новосёлова Н.А. В хороводе были мы. Казачинские полянки. Красноярск. ГЦНТ: 1994 г.
  7. Песни Сибири./ Сост. Л. Кондырев и А. Новиков. Ред. текста Е. Стюарт, ред. музыки В. Денбский. - Новосибирск: Огиз, 1945.
  8. Поют дети./ Сост. Е.А. Краснопевцева. – М.: Сов. Россия, 1989.
  9. Пушкина С.И. Мы играем и поем: - М.: Школьная Пресса, 2001.
  10. Растет, цветет черемуха: Сиб. народные  песни в обраб. В. Бакке. – Красноярск: Аско, 1992.
  11. Русские народные песни из репертуара фольклорного ансамбля "Карагод". –   Красноярск, 1994.
  12. Русская народная песня. Антология. Сост. С. Браз. М.: "Композитор", 1993.
  13. Русские народные протяжные песни: Антология./ Вступ. ст., Сост., Примеч. и библиогр. И.И. Земцовского. - М.-М.: Музыка. 1966.
  14. Сибирские народные песни./ Запись А. Новикова и В. Левашова. – Новосибирск, 1957.
  15. Скопцов К. М. Ты воспой, жаворонушек. Красноярск. ГЦНТ: - 2002 г.
  16. Скопцов К.М. Песни земли Каратузской. Изд. «Буква». Красноярск. – 2002 г.
  17. Стояла чудная сосна. Народные песни Красноярского края, записанные первыми выпускниками краевой школы фольклора. Красноярск ГЦНТ: - 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по предмету «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Пояснительная записка Учебно-тематический план Программное содержание...

Образовательная программа по предмету «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Пояснительная записка Учебно-тематический план Программное содержание...

Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов

Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....

Авторская образовательная программа по предмету "Фортепианный ансамбль"

Эта программа расчитана на 2 года обучения в муз.школе в 4-5 классах.[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"4787387","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"25","width":"2...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «История России» для 8класса

Программа основного(общего ) образования для индивидуального обучения...

Программа учебного предмета "Фортепианный ансамбль" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты"

Программа является частью дополнительной профессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», соответствует  федеральным государстве...