Образовательная программа по предмету «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
рабочая программа по музыке по теме
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Программное содержание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_nhk_4goda_obucheniya.doc | 110.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по предмету
«НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Абакан 2007.
Пояснительная записка
Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего, идейно – нравственная задача современного образования и культуры. Актуальность этой задачи на наш взгляд бесспорна.
Данный курс «Народная художественная культура» ставит своей целью использование русского народного искусства для всестороннего воспитания подрастающего поколения, использование огромного духовного, нравственного потенциала, сконцентрированного в народном искусстве для духовно – нравственного возрождения народа.
Обращение к историческим корням народного искусства, прогрессивным традициям и обычаям народа, выработанным в течение многих веков, духовным и эстетическим ценностям, способствует возрождению национального самосознания и высоких морально-этических норм и понятий. Опираясь на национальную культуру, появляется возможность формирования характера и убеждений школьников.
«Народная художественная культура» для учащихся ДШИ есть центр духовного общения взрослых и детей, старших и младших, создает благоприятную почву для формирования культурных интересов и близости детей и родителей, старших и младших школьников.
Данная программа включает в себя календарно-тематический план, содержание предмета по темам, соответственно четвертям и годам обучения, а также библиографию.
Программа предполагает подробное изучение различных жанров песенного, инструментального, а также словесного и хореографического фольклора, ознакомление с народными инструментами, местными исполнительскими традициями. В программе фигурируют темы обобщающего теоретического и историко-культурного характера, дающее представление о признаках произведения русского народного творчества. Дети осваивают основы этнографии и разновидности русского народного театра.
Цель программы: гармоническое развитие личности детей средствами эстетического образования его художественно-творческих умений; нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- показать народное творчество как источник, как дерево, своей корневой системой питающее все современное искусство, показать многообразие искусства;
- воспитать у школьников высокие духовные качества, чувство глубины своей причастности к народу, к его истории и культуре;
- приобщить детей к народной образности, народному миропониманию, к богатейшим ценностям, созданным многовековым опытом предшествующих поколений;
- с помощью народного искусства сформировать устойчивый интерес к своему народу, его истории, материальным и духовным ценностям.
Программа включает в себя календарно – тематический план, содержание предмета по темам, список используемой литературы.
Учебно-тематический план
Первый год обучения (4–ый класс)
№ четверти | Наименование темы | кол-во часов |
1 четверть. | Потешный фольклор (как часть детского фольклора) Потешки, колыбельные, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки. Жеребьевки, считалки, заклички, молчанки, голосянки. Сказки. Волшебные сказки. Докучные сказки. Контрольный урок. Всего: | 1 2 3 2 1 9 |
2 четверть. | Игровой фольклор (как часть детского фольклора) Песни. Игры. Контрольный урок. Всего: | 1 2 3 1 7 |
3 четверть. | Русские народные промыслы и декоративно-прикладное искусство. Игрушка. Народный костюм, прическа, косметика. Контрольный урок. Всего: | 6 3 1 10 |
4 четверть. | Русские народные инструменты: (ударные, духовые, струнные, клавишно-пневматические). Звонари земли русской. Собирание и изучение русского фольклора. Контрольный урок. Всего: | 3 1 2 1 7 |
Итого: 33
Второй год обучения (5 – ой класс)
1 четверть. | Петров день. Жнивные песни. Обряд «последнего снопа». Завивание бороды. Покров день. Кузьма-Демьян. Традиционное угощение на Кузьминки. Приметы, поверья. Супрядки. Вечерки. Игры. Контрольный урок. Всего: | 2 2 2 2 1 9 |
2 четверть. | Вечерочные песни. Коляда. Контрольный урок. Всего: | 3 3 1 7 |
3 четверть. | Масленица. Пасха. Контрольный урок. Всего: | 5 4 1 10 |
4 четверть. | Семик. Купала Контрольный урок. Всего: | 3 3 1 7 |
Итого 33
Третий год обучения (6– ой класс)
1 четверть | Русский эпос: Былины. Исторические песни. Скоморошины. небылицы. Контрольный урок. Всего: | 1 2 2 3 1 9 |
2 четверть. | Баллады. Духовные стихи. Контрольный урок. Всего: | 2 3 1 7 |
3 четверть. | Семейно – бытовые обряды. Родильная обрядность Крестинный обряд. Контрольный урок. Всего: | 1 4 4 1 10 |
4 четверть. | Свадьба. Причитания. Похоронно – поминальный обряд. Контрольный урок. Всего: | 3 3 1 7 |
Итого 33
Четвёртый год обучения (7– ой класс)
1 четверть. | Основные виды и жанры НХК. Народное песенное творчество. Лирические песни. Протяжные песни. Трудовые песни. Хороводно-игровые песни. Игровые песни. Шуточные, плясовые песни. Контрольный урок. Всего: | 1 2 2 3 1 9 |
2 четверть. | Русский народный театр. Театр Петрушки. Рождественский театр. Вертеп и царь Ирод. Ярмарочный театр: балаганы, раусы, медвежья потеха, раек. Народная драма. Контрольный урок. Всего: | 1 2 3 1 7 |
3 четверть. | Областные певческие стили. Общие сведения Московский песенный стиль. Певческий стиль Юго-запада России (Брянская область, Смоленская область). Южнорусская песенная традиция. Исторические предпосылки. Северорусская певческая традиция. Песенные традиции Поволжья. Контрольный урок. Всего: | 1 1 2 2 2 1 1 10 |
4 четверть. | Кубанские песни Казачий фольклор. Песенная культура казаков-некрасовцев. Семейские Забайкалья. Контрольный урок. Всего: | 2 2 2 1 7 |
Итого 33
Программное содержание
Первый год обучения (4–ый класс)
1 четверть
Общая характеристика понятия «Русское народное творчество».
Фольклор словесный, музыкальный, танцевальный. Многоликость понятия «народ», деление по национальному признаку на этнические общности, классы, социальные группы, по половозрастному признаку, профессиям, роду занятий. Категория красоты и добра в народном искусстве.Основные признаки произведения русского народного творчества: устность бытования, коллективная шлифовка (многовариантность), анонимность, художественная полноценность, проверка временем. Вариантность в народном творчестве. Древность и современность народного искусства. Значение русского народного музыкального творчества в русской и мировой культуре.
Местные традиции народного творчества.
Местная традиция – взаимодействие формы бытования, стиля и особенностей исполнения, характерное для одной ограниченной территории, но не свойственное другим. Музыкально-этнографические признаки. Местные формы хореографии. Стилевые признаки: музыкально – поэтические особенности, характерные интонации, особая ритмика, специфические лады, местные формы многоголосья, музыкально-поэтическая структура. Особенности исполнения: диалекты, открытая манера пения. Коллективное и индивидуальное начала в фольклоре. Народные солисты, ансамбли, исполнительские династии.
Потешный фольклор (как часть детского фольклора); потешки, прибаутки, загадки, небылицы, дразнилки, скороговорки.
Потешки – забавная ритмизованная сказочка, исполняемая, нараспев. Определение жанров потешного фольклора, предложенное В.И.Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка». Прибаутка (от баять) – складная приговорка, поговорка, острое словцо в пословичной одежде, присказка, прибаска, иногда пустой, но забавный набор слов с темными намеками. Байка – говорение, болтание, гуторка, побасенка, побаска, сказочная присказка. Небылицы – небыль, небывальщина, не бывшее доселе, несбыточная ложь. Скороговорка – частоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения. Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. Дразнилка (от дразнить) умышленно сердить насмешками, перекором. Сатира и юмор в дразнилках. Шутливое высмеивание отрицательных качеств. Рифмы к именам.
Особенности: первичная роль текста в связи с происхождением большинства из них от литературных жанров, миниатюрность формы, простота мелодического языка и ритмики. Конкретные примеры и разбор специфических особенностей каждого жанра. Звукоряды неширокого диапазона, характерные для песен потешного фольклора.
Сказки.
Сказка – эпический жанр фольклора, преимущественно прозаический. Происхождение сказок из мифов. Сказки социально – бытовые, о природе, о животных. Волшебные сказки, докучные сказки. Драматическое действие, инсценировка и музыка в сказке. Короткие песенки, повторяющиеся на протяжении сказки (рефрены). Сказки с упоминанием музыкальных инструментов: «поющая дудочка», с поющими персонажами «Волк и семеро козлят», «Медведь на липовой ноге», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
Композиция сказки: присказка, зачин, рассредоточенная композиция как характерный эпический признак, завязка, троекратные повторы при развитии сюжета, кульминация, совпадающая с развязкой, мораль, концовка.
Герои добрые и злые, реальные и фантастические, промежуточные и иные типы. Музыкальные особенности песен в сказках – скромный диапазон, малая распевность, повторяемость родственных мелодических построений.
Собиратели русских сказок: А.Н.Афанасьев, И.П.Сахаров, М.Забылин.
2 четверть
Игровой фольклор как часть детского фольклора.
Жанры игрового фольклора: считалки, игры. Значение действия и игры как первоосновы народного театра. Считалка. Разновидности: простейшие, сюжетные, заумные. Организующая функция считалок. Древность происхождения жанра. Символика чисел. Тайный язык считалок. Подчинение мелодии тексту.
Игра. Значение игр во всестороннем развитии человека как в физическом и эмоциональном, так и в интеллектуальном отношении. Игры с игрушками, парные, групповые. Игры спортивные, хороводные, обрядовые, драматические.
Соответствие игр календарному годовому кругу. Музыкальные припевы (рефрены). Движение и хореография в играх. Игра как модель жизненных ситуаций и взаимоотношений.
3 четверть
Русские народные промыслы и ДПИ. Игрушка.
Российские умельцы, династии мастеров. Волокнопрядение, ткачество. Каргапольское, Сольвычегодское, Торжокское шитье золотой нитью. Вышивка, орнамент, их разнообразие.
Вязание спицами и крючком. Коклюшки. Вологодские голичские кружева с изображением птиц, коней и оленей.
Деревянное зодчество Древней Руси (Карелия, Кижи, Суздаль, Кострома).
Плотническое ремесло. Резьба и роспись по дереву. Назначение, форма и роспись изделий. Городецкая роспись, Хохлома, Палех.
Изделия из: бересты, лыка, прутьев, глины, кожи, камня, железа, драгоценных металлов.
Синтез промыслов в игрушке. Игрушки севера, нижегородского края, Городецкие пары и тройки коней, Федосовские игрушки, игрушки Сергиева Посада.
Расписная токарная кукла – матрешка. Музеи игрушки, коллекции, мастера, школы.
Народный костюм, прическа, косметика.
Выражение в народном костюме острой потребности человека в красоте. Значение красного цвета: символ Солнца и Любви. Указ Петра 1 «О ношении одежды по западному образцу». «Бабушкины сундуки», сохранение и передача по наследству праздничных костюмов. Фольклорно-этнографические экспедиции и собирание русского костюма.
Региональные особенности русского народного костюма.
Северный женский костюм: рубаха, сарафан, епанечка, душегрея, пояс, передник.
Южный женский костюм: рубаха, юбка (понева), передник с рукавами, навершник (своеобразная туника, одеваемая поверх рубахи, поневы и передника).
Русский народный мужской костюм: рубаха – косоворотка, порты, кушак, армяк, телогрейка. Лыковые и берестяные лапти, кожаные сапоги, валенки.
Русская народная прическа. Русские народные головные уборы. Косметика. Растительные краски.
4 четверть
Русские народные инструменты.
Жанры: сигнал, песенный, плясовой и программно – изобразительный наигрыши, аккомпанемент к песне.
Песенные мелодии в инструментальном исполнении. Сведения о старинных музыкальных инструментах на Руси по летописям. Принципы классификации: источник звука, способ звукоизвлечения. Формы инструментальной музыки. Русские инструменты в произведениях композиторов классиков.
Звонари земли русской.
Первые упоминания о звонаре новгородском. Имена и судьбы русских звонарей. Царь Иван Грозный – звонарь.
Факультет звонарей Архангельского музыкального училища.
Собирание и изучение русского фольклора.
Значение собирательской и научной деятельности фольклористов для сохранения, изучения и развития русской народной культуры. Фольклористика – наука, изучающая фольклор. Устность бытования фольклора. Линейная нотация.
Рукописные сборники кантов (XVII – XVIII вв.). Первые печатные сборники песен В.Трутовского, Н.Львова, И.Прача. Сборник песен Киршы Данилова. Важная роль композиторов «могучей кучки» в собирании народных песен. Фонограф Эдисона и многоголосные фонографические записи Е.Линевой. Исследователи русского фольклора: А.Н.Серов, П.П.Сокальский, А.В.Руднева, В.М.Щуров, Н.Н.Гилярова, В.П.Аникин, Г.М.Науменко, Н.И.Савушкина.
Современные фольклорные экспедиции. Кабинеты народной музыки, фольклорные комиссии, этнографические музеи.
Второй год обучения (5 – ой класс)
1 четверть
Петров день.
Жнивные песни. Обряд «последнего снопа». Завивание бороды.
Покров день. Кузьма-Демьян. Традиционное угощение на Кузьминки. Приметы, поверья. Супрядки. Начало вечерок. Игры. Вечерочные песни.
2 четверть
Календарные обряды и праздники. Коляда.
Святки и праздник рождества христова. Рождественский сочельник, колядованье, обряд хождения ряженых, песни при колядовании. Зимние святки – период от рождества до крещения. Взаимовлияние языческих и христианских обрядов. Грамота царя Алексея Михайловича о коляде и народных играх 1649 года запрещающая колядованье в Москве и её пригородах. Жанровое разнообразие колядок: щедровки, овсеньки, таусеньки, виноградья, святочные величальные, рождественские духовные стихи, рождественские канты, подблюдные песни. Образное содержание и символика колядок.
3 четверть
Масленица.
Масленица – передвижной праздник лунного календаря. Масленичная или сырная неделя. Праздник поклонения солнцу. Проводы зимы. Рубеж года по земледельческому календарю. Дни масленичной недели, их значения и связанные с ними обряды. Символика (круг) – солнца, светил, цикличности жизни. Отражение символики круга в обрядах. Поминовение предков, чествование молодых. Областные особенности обрядовых действий. Древнее происхождение масленичных песен. Архаические попевки. Неширокий диапазон.
Пасха.
Один из самых значительных праздников – Светлое Христово Воскресенье. Пасха – праздник передвижной. Существовал у славян язычников, как велик день. Ветхозаветное происхождение пасхи в память об освобождении евреев из египетского плена.
Новозаветная христианская пасха, именуемая (от греческого) – страдать. Тайная вечеря и последующие страдания Христа. С 5 века – светлый и радостный праздник Воскресенья Христова. Посещение храма. Христосование, разговенье. Ритуальная пища. Приметы на урожай. Детские заклички, величание, волочебные песни и действия связанные с ними. Взаимовлияние церковной и народной музыки.
4 четверть
Семик.
Праздник цветения молодой растительности, способствующий, по поверию древних, обильному плодоношении. Матушки – земли.
Иные названия семика: «зеленые святки», «гряная», «русальная неделя».
Главный день – четверг. Украшение березы, вождение хороводов, кушанья из зерна и яиц. Легенды о русалках. Народные поверья и приметы.
Жанровое разнообразие семицких песен: приветственные песни березке, закликание, хороводные, игровые, песни на кумление, песни о русалках.
Древние трихордные попевки. Уканья.
Купала. Древний языческий праздник Ярилы - солнца.
Значение и происхождение слова. Купание в купальскую ночь – как возможный источник происхождения названия обряда. Обрядовое очищение огнём. Хороводы и игры вокруг дерева. Цветение папоротника. Сбор целебных трав и цветов в этот период. Гульбище нечистой силы на лысой горе. Регионы бытования купальского обряда: Брянская, Псковская, Смоленская губернии, Сибирь. Исполнение купальских песен в низком грудном регистре.
Третий год обучения (6– ой класс)
1 четверть
Исторические песни.
Возникновение исторических песен в пору становления Московской Руси. Отражение исторических фактов. Тематика исторических песен. Многожанровость исторических песен: эпические напевные повествования в сказительной манере, походные, лирические, протяжные, канты, городские романсы.
Русский эпос. Былины, скоморошины, небылицы.
Словесный эпос – предания, притчи, повести, сказы, рассказы, сказки, былички и др. Герои былин – богатыри из крестьян, князей, купцов, священников. Внутренняя разножанровость былин: героические, новеллистические, фантастические. Региональные особенности. Север (Печора, Заонежье, архангельская область) – заповедник русских былин (старин). Речитативно – декламационный стиль изложения старин. «Скупой» характер мелодики, связанный с особенностями климата и темперамента северян. Средне – русские лирико-эпические былины. Южнорусские былинные песни, исполняемые часто хором. Древнейшая традиция сказывания былин в сопровождении гусель. Баян. Величие положительных героев: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Садко, Святогора. Особенности композиции. Тоническое стихосложение. Собиратели былин.
Скоморохи. Скоморошьи очаги: Псков, Новгород, Заволжье, Брянск, Белгород, Дон. Государева потешная палата. Взаимовлияние пения, наигрыша, пляски, театральности, сатиры. Музыкальные инструменты скоморохов: орган, волынка, гудок, гусли, рожок, свирель, жалейка, домра, балалайка, бубенчик на колпаке, бубен, рубель. Жанры: скоморошины, шутовы старины, небылицы, небывальщины, перегудки. Смеховая культура древней Руси, её проникновение в музыку композиторов классиков
2 четверть
Баллады. Духовные стихи.
Общие черты: ускорение развития сюжета к концу, неожиданная, чаще трагическая развязка. Разновидности народных баллад: эпическая, лирическая, драматическая.
Духовный стих – вольный пересказ сюжетов Ветхого и Нового Заветов в понимании русского народа. Калики перехожие. Заздравные и поминальные духовные стихи. «Голубиная книга» и её повествование о происхождении вселенной. Взаимосвязь мелодики духовных стихов с былинами. Обиходный звукоряд. Ладовая переменность, пониженные ступени. Движение параллельными терциями «ленточное двухголосие». Духовные стихи в русской классической муз
3 четверть
Семейно – бытовые обряды.
Древнее происхождение семейных обрядов и песен. Устойчивость семейных обычаев в традиционной культуре. Отражение религиозных верований восточных славян в семейном быту. Зарождение свадебного обряда у восточных славян при общинно-родовом строе. Формирование цикла обрядов как драматического спектакля. Наиболее важные моменты свадебных обрядов. Мелодическое богатство и красота свадебных песен. Плавность мелодической линии: причитания, закликательные, комментирующие обряд, величальные, корильные, шуточные, плясовые. Свадебный обряд как разновидность народного театра. Синкретический характер свадебного ритуала.
4 четверть
Традиционная русская свадьба.
Зарождение свадебного обряда у восточ ных славян. Региональные особенности свадебного обряда. Наиболее важ ные моменты свадьбы: сватовство, сговор, рукобитье, пропой, девичник, расплетение косы, сборы невесты к венцу, встреча свадебного поезда, вы куп невесты, родительское благословение, венчание, свадебный пир. Народная мудрость о свадьбе и семейной жизни (пословицы, поговорки).
Похоронные причитания и плачи.
Древнее происхождение плачей и причитаний. Причитания по умершим родителям, братьям, сестрам. Экспрессивно-выразительный характер причитаний. Импровизационная природа их напевов, выражающаяся в глиссированных интонациях, выкриках, стонах, вздохах.
Большая пауза между строками, необходимая для концентрации сил исполнительницы. Достижение кульминации в начале строки с последующим спадом, восходящий скачок в конце строки на ударный слог и нисходящая концовка говорком.
Четвёртый год обучения (7– ой класс)
1 четверть
Лирические песни.
Лирическая протяжная песня. Крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные песни как разновидности русской песенной лирики. Специфика бытования, исполнения, музыкально – поэтической стилистики каждой группы песен. Мелодическая изысканность лирических песен, их «кружевная мелизматика, волнообразное строение мелодии, связанное с импульсивностью переживания». Словообрывы, огласовки, протяжные распевы, исполняемые подчас на цепном дыхании. Мужская и женская песенная традиция.
Протяжные песни.
Протяжные песни – душа народной крестьянской музыки. Её иные названия: проголосная, долгая, тягальная. Жанр более позднего происхождения, выкристолизовавшийся из календарных, свадебных, эпических песен в период становления Московского государства. Расцвет жанра в 18 начале 19 вв. Крестьянские, рекрутские, разбойничьи, солдатские, тюремные песни как разновидность русской песенной лирики. Специфика бытования, исполнения музыкально-поэтической стилистики каждой группы песен. Развитые мелодические подголоски, сольные запевы и ансамблевое продолжение. Ладовая переменность и ритмическое богатство.
Шуточные песни, плясовые.
Коллективное музицирование в традиционном пении. Функции, которые выполняли шуточные и плясовые песни. Работа над импровизацией движения. Полифоническое многоголосье. Характерные плясовым песням повторы (текстовые, мелодическое). Связь с движением в плясовых песнях. Исполнительское мастерство.
Трудовые артельные песни.
Древнее происхождение выкриков, припевок, песен сопровождающих коллективный физический труд и помогающих ему. Основные виды работ, связанные в прошлом с артельным пением: лесоповал, лесосплав, плотнический промысел, крючничество, вытягивание невода, бурлачество. Мужские, женские и детские трудовые артели. Типичные трудовые припевки: «короткий раз», «долгий раз», «раз, два, взяли»… наиболее распространенные артельные песни. детские трудовые песни (При прополке, уборке льна и мака). Удалой, озорной характер песен. Активная бинарная ритмика и её организующая роль в процессе труда. Синкопированная ритмика, пунктирный ритм.
2 четверть
Русский народный театр.
Игры, хороводы, календарные и семейные обряды как разновидность народного театра. Коммуникативная функция народного театра. Театр Петрушки. Исполнение на ярмарках и гуляньях. Исполнители: кукольник с двумя куклами и музыкант шарманщик. Реквизит. Петрушка – разновидность европейского шута. Герои комедии. Композиция спектакля. Региональные особенности театра Петрушки.
Рождественский театр: Вертеп и царь Ирод.
Первоначальное появление фигурок. Евангельский сюжет. Исполнение вертепных представлений на рождество. Распространение рождественского представления в России. Реквизит. Куклы. Герои. Деление композиции восточнославянского вертепа на религиозную и бытовую части. Взаимовлияние церковной и народной традиций.
Ярмарочный театр. Площадные развлечения
Балаганы, раусы, раек, медвежья потеха. Происхождение вожаков медведчиков из скоморохов и цыган. Современные формы бытования ярмарочного театра. Народная драма. Места постановок, труппа. Устная передача текстов. Разновидности народных драм. Роль песен в народных драмах. Регионы бытования народных драм: Север (Архангельская область, Карелия), Ярославская, Костромская области, Поволжье, Урал, Сибирь.
3 четверть
Московский песенный стиль.
Прослушивание фонограммы с записью народного этнографического ансамбля с. Старниково Раменского района Московской области.
Южно-русская песенная традиция.
Северо-русская певческая традиция на примере фольклорных коллекти вов с. Усть-Цильмы Вологодской области; Великого Устюга. Прослуши вание фонограмм. Песенные традиции Поволжья.
4 четверть
Казачий фольклор.
Певческая культура. (Прослушивание фонограмм и анализ исполнительства фольклорных ансамблей станиц Алексеевская, Усть-Бузулукская Волгоградской области). Кубанские песни на примере фольклорных ансамблей станиц Тбилис ская, Некрасовская Краснодарского края. Песенная культура казаков-некрасовцев. Исторические сведения. (Про слушивание фонограмм).
Семейские Забайкалья.
Исторические сведения. Певческая культура на примере фонограмм Большекуналейского сельского хора, Тарбагатайского района республики Бурятия. Исторические предпосылки. Потомки воинов и хлебопашцев. Географическая расположенность.
Контролирующие материалы
Формы проверки усвоения содержания курса:
- Четвертная контрольная работа по пройденному материалу.
- Годовая контрольная работа.
- Переводной экзамен в конце второго года обучения (по пройденному материалу за два года обучения).
- Итоговый выпускной экзамен (включает в себя устные ответы на вопросы и письменную работу).
Список литературы
- Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М., 1988.
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. – М., 1957.
- Балакирев М. Русские народные песни. – М.: Музгиз, 1957.
- Банин А. Трудовые артельные песни и припевки. – М., 1971.
- Белкин А. Русские скоморохи. – М., 1975.
- Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1868.
- Брюсова Н. Русская народная песня в русской классике и советской музыке. –М. - Л., 1948.
- Былины. – М.: Современник, 1986.
- Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII – XX вв. – М., 1960.
- Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. – Белгород: Везелица, 1993.
- Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – Иркутск, 1930. – Кн. 1.
- Головинский Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров. Очерки. – М.: Музыка, 1981.
- Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. – М.: Сов. композитор. 1989.
- Ефименкова Б. Северорусская причеть. – М., 1977.
- Земцовский И.И. О творческой природе фольклора// Стилевые тенденции в советской музыке 60-х – 70-х гг. – Л., 1979.
- Искусство колокольного звона. Учебное пособие (материалы к курсу). – М.: 1990.
- Исторические песни. Баллады. – М.: Современник, 1986.
- Капица И.О. Детский быт и фольклор. – Л., 1928.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.
- Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
- Солнечный круг. Ботякова О.А. Детский народный календарь: В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по предмету « НАРОДНЫЙ АНСАМБЛЬ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИЛЕТНЕГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...
Образовательная программа по предмету «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Пояснительная записка Учебно-тематический план Программное содержание...
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Программа по предмету "Народное декоративно-прикладное искусство"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» Проект программа по учебному предме...
Рабочая образовательная программа по предмету Народно-сценический танец
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8715428","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры на профильном уровне в общеобразовательном учреждении, реализующем образовательную программу среднего (полного) общего о
Рабочая программа по МХК. Профильный уровень....
Проектирование и методика реализация образовательного процесса по предмету «Мировая художественная культура» (МХК)
Проектная деятельность как один из способов реализации компетентностного подхода в преподавании. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формиро...