Рабочая образовательная программа по предмету Народно-сценический танец
рабочая программа на тему

Никитина Инна Олеговна

Рабочая образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету Народно-сценический танец

Хореографического объединения «Ваховской детской школы искусств»

Возраст учащихся: 10(11)-14(15) лет

Срок реализации: 4 года обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                «ВАХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Утверждаю»

Директор МАОДО «Ваховкая ДШИ»

___________Г.И.Бутенко

Приказ от ___ сентября 2015г. №___

Принята педагогическим советом, протокол заседания

от __. ___. 2015г.

 

  Рабочая образовательная программа

Художественно-эстетической направленности

по предмету Народно-сценический танец 

Хореографического объединения

«Ваховской детской школы искусств»

Возраст учащихся: 10(11)-14(15) лет

Срок реализации: 4 года обучения

                                                     

                      Составитель:

                                            Никитина Инна Олеговна,

                                                                   Преподаватель по классу хореографии

                             Ваховской ДШИ

                                                                                                                                   Ваховск – 2015г.

Пояснительная записка. 

        Народный танец — основа хореографического искусства. Он тесно связан с историей каждого отдельно взятого народа. Это яркое, красочное творение, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением, многовековой многообразной жизни народа, воплотившее в себе творческую фантазию. Как велико значение танца, в котором отражаются традиции, связанные с жизнью, мыслями и чувствами народа. Танец какого-либо народа отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, выразительным положением и переплетением рук в сочетании с четким ритмом. И чтобы сохранить сегодня культурное наследие и передать традиции молодому поколению необходимо делать акцент на изучение народной хореографии.

        Методика описания основ характерного танца имеет своё отражение в работах таких педагогов как: А.Стуколкина, Т.Ткаченко, А.Лопухов, А.Ширяев и др,но на сегодняшний день не достаточно представлено материала, в которых комплексно отражено развитие эмоциональной выразительности.

        Из практических пособий известных педагогов-хореографов, а также из источников по истории культуры народов Мира и России собран и структурирован отдельный материал помогающий развитию у учащихся манеры исполнения и характера народного танца.

      Особое место в кругу выразительных средств танца занимают руки. Работая над пластикой рук, мы оказываем положительное влияние на совершенствование тела, координацию движений и, несомненно, на чувство ритма и музыкальность. Конечно же, не будет в танце жизни без работы головы, корпуса и плеч, которые являются основой для свободного владения жестом. В форме и движениях рук, как ни в одном другом движении ярко проявляется сущность народного характера. Своеобразные движения корпуса, головы, рук придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же, в свою очередь, помогает наиболее полно раскрыть внутренний мир народного танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным национальным чертам. Сочетание движений рук и ног помогает овладению координацией, где ноги создают ритм танцу, а руки ведут его мелодию. Движения рук рождают жест. Жесты, мимика, позы, движения ног, рук, головы, корпуса и все это подчеркнутое взглядом составляет танцевальную лексику, которая является наиболее важным выразительным средством в хореографическом искусстве. С помощью танцевальной лексики исполнитель может выразить большое многообразие человеческих чувств и эмоций: грусть, печаль, радость, восторг, удивление и т. д. В народном танце лексика предстает с ярко выраженным национальным колоритом. Лексика создает образ народа, именно он является основным средством самовыражения на уроке народно — сценического танца. С помощью образов танец в специфической художественной форме, всеми средствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Существует огромное множество народных танцев с разнообразной богатейшей лексикой, с помощью которой можно выразить любые человеческие эмоции. Поэтому уроки народно — сценического танца помогают учащимся как можно лучше понять характер исполняемого движения.     

                           I.Основные характеристики программы:

1.1. Образовательная   программа «Народно-сценический танец»

        Курс «народно — сценический танец» по образовательной программе художественно эстетической направленности «Хореографическое искусство» (нормативный срок обучения 7 лет) изучается в школе 4 года и является одним из основных элементов содержания обучения хореографическому искусству. Как наиболее эффективный способ подготовки участников к исполнению различных народных танцев, предмет обеспечивает высокий уровень исполнительской культуры, является действенным средством ознакомления учащихся с хореографической культурой народов России и народов мира

1.2.Актуальность программы 

        Занятия народно — сценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей. Опыт работы показал, что именно исполнение упражнений на материале народной хореографии в учебном процессе является основой, помогающей воспитанию мышц, координации, культуры и манеры исполнения, так же это помогает эмоционально украсить, оживить ту или иную комбинацию. И здесь, важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения.

1.3.Отличительные особенности программы

       Данная программа разработана специально для хореографического объединения детской школы искусств. Программа способствует всестороннему развитию детей.

1.4. Педагогическая целесообразность 

        Уроки строятся по принципу: подбор упражнений, чередование нагрузки и отдыха, составление комбинаций и этюдов, помогающих раскрыть эмоциональное содержание образа.

 На занятиях используются методы:

- практического показа;

- метод объяснения;

- метод контактного (индивидуального) обучения;

- игровой метод в (младшем школьном возрасте и использование эмоционально содержательного образа в старших классах);

- метод самоконтроля (выполняется с помощью зеркал).

В основе уроков заложены здоровьесберегающие, личностно-ориентированные технологии, с дифференцированным подходом.

1.5.Цель программы: 

      Основной целью курса обучения является освоение основных принципов исполнения народного танца через четко выработанную систему движений, наполненных характерными особенностями различных народов.

1.6.Задачи: 

- приобщает к достижениям культуры разных народов;

- развивает виртуозность исполнения;  

- способствует эмоциональному раскрепощению танцевальной практики.

- формирование чувства прекрасного;

- формирование чувства красоты движения, мелодии.

- чувствовать национальный колорит и характер исполнения;

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа

 Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10(11)-14(15) лет, 4-7кл ДШИ, имеющих способности к хореографии, обладающих в первую очередь качествами, необходимыми для обучению танцу:

- внешними и физическими данными: пропорциональность сложения, стройность, гибкость, прыгучесть, выворотность, устойчивость, танцевальный шаг.

-  психологические данные: внимание, память, сила воли, активность, ловкость.

-  музыкально-актёрские:  музыкальность, эмоциональность, чувство ритма, музыкальный слух, творческое воображение.

1.8.Формы занятий:

  Формой обучения является урок. Содержанием урока является теоретический и практический материал. Обучение проходит в виде урока народно-сценического танца: разминка по кругу, экзерсис у станка, танцевальные комбинации на середине зала, дроби, присядки, вращения по диагонали и на середине зала, беседы.

    Номера, построенные на основе народно-сценического танца и входящие в программу концертных выступлений, не должны превышать возможностей учащихся и программы соответствующих классов. Занятия проводятся групповые, возможно деление на группы (солисты, дуэты, массовка), в зависимости от учебного процесса.

II. Объем программы:

2.1. Объем программы Общее количество часов по данной программе 2 часа в неделю, 33 учебных недель итого 66 часов  в год. 

2.2.Срок реализации программы  - 4 года обучения.

2.3.Режим занятий: 2 раза  в неделю по 40 минут (дополнительно проводятся  занятия в ансамбле).

III. Планируемые результаты:

3.1. Планируемые результаты

Учащийся-выпускник по предмету «Народно-сценический танец» должен демонстрировать следующие качества:

- владеть основами народно-сценического танца;

- знать методику исполнения движений народно-сценического танца, уметь грамотно их исполнять;

- определять на слух образцы народной музыки, ориентироваться в музыкальном сопровождении уроков народно-сценического танца;

- иметь навыки самостоятельной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты в конце первого года обучения.

Учащиеся должны знать:

  • название движений (французская терминология), их перевод и значение,
  • образно-народные названия движений русского народного танца

владеть:

  • постановкой корпуса, рук, ног, головы,
  • навыками координации движений

уметь:

-     передавать в движении характерные особенности русского народного танца, белорусского народного танца, танцев прибалтийских стран

 исполнять движения и танцевальные комбинации в характере русского   народного танца, белорусского народного танца, прибалтийского танца «Козлик». 

Ожидаемые результаты в конце второго года обучения.

      Учащиеся должны знать:

  • основные движения белорусского танца «Бульба»,
  • основные движения украинского танца, итальянского танца «Тарантелла».

владеть:

-     быстрым запоминанием танцевальных комбинаций,

  • координацией движений в танцевальных комбинациях.

уметь:

  • передавать в движении манеру и характер танцевальных движений и танцев, изучаемых народностей,

исполнять движения русских народных танцев. 

Ожидаемые результаты в конце третьего года обучения.

      Учащиеся должны знать:

  • особенности стиля и характера  молдавских, украинских танцев и польского сценического танца «Мазурка»

владеть:

  • профессиональным вниманием,
  • развитой силой и выносливостью,
  • навыками техники исполнения народно-сценического танца,
  • танцевальной манерой и пластикой народно-сценического танца

уметь:

  • исполнять танцевальные движения и комбинации в паре,
  • исполнять усложненные танцевальные движения и комбинации в быстром темпе.

В конце 1 и 3 четверти –  контрольный урок, в конце 2 и 4 четверти – открытый урок 

Ожидаемые результаты в конце четвёртого года обучения. :

Учащиеся должны знать:

  • терминологию народно-сценического танца,
  • метроритмические раскладки исполнения движений,
  • особенности и традиции изучаемых народностей.

владеть:

  • культурой исполнения,
  • хореографической памятью,
  • техникой движения.

Уметь:

  • передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, молдавских, украинских  и польских танцев
  •  показать характер венгерского и испанского танцев
  • исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков),

работать в ансамбле.

По окончании курса обучения по предмету «Народно-сценический танец» учащиеся сдают выпускной экзамен по всему курсу предмета (теория и практика). В течение 7 класса (4 год обучения) готовят самостоятельно или при помощи педагога танцевальные комбинации и этюды по данному предмету и сдается экзамен по исполнительскому мастерству и композиции танца. Оценка данного экзамена вносится в свидетельство об окончании ДШИ. 

Результатом обучения по программе «Народно-сценический танец» является ансамблевая работа. Коллектив участвует в концертной деятельности и побеждает в конкурсах и фестивалях различного уровня.

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы художественно-эстетической направленности дополнительного образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая программа по народно-сценическому танцу направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в области хореографического искусства.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

     Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватнооценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении хореографии для укрепления здоровья человека(физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное).
  • овладение умением организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и тд.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития физических данных (гибкость, танцевальный шаг, координация движений).

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

5.1.Учебно-тематический план программы  народно-сценический танец: 

№п/п

        Наименование темы

         Теория

       Практика

                                          1 год обучения (2 часа в неделю)

   1

Позиции рук и ног в НСТ

В течении года

            4

   2

Русский танец

В течении года

            22

   3

Белорусский танец

В течении года

            20

   4

Танцы народов Прибалтики

В течении года

            20

                                                                                                       Итого: 66

                                          2 год обучения (2 часа в неделю)

    1

Упражнения у палки

В течении года

            20

    2

Русский танец

В течении года

            10

    3

Белорусский танец «Бульба»

В течении года

             6

    4

Украинский танец

В течении года

            15

    5

Итальянский танец

В течении года

            15

                                                                                                      Итого: 66

                                          3 год обучения (2 часа в неделю)

    1

Упражнения у палки

В течении года

            20

    2

Русский танец

В течении года

             6

    3

Молдавский танец

В течении года

            20

    4

Польский танец

В течении года

            20

                                                                                                      Итого: 66

                                           4 год обучения (2 часа в неделю)

    1

Упражнения у палки

В течении года

            20

    2

Русский танец

В течении года

             6

    3

Венгерский танец

В течении года

            20

    4

Испанский танец

В течении года

            20

                                                                                                       Итого: 66

5.2.СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ:

I год обучения (4класс):

    В задачу первого года обучения входит знакомство с основными позициями и положением рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов, освоение этих элементов на «середине», развитие элементарных навыков координации движений.

    Для первого года обучения рекомендуется прохождение элементов и небольших комбинаций русского и белорусского народных танцев, а также одного из танцев прибалтийских республик. Кроме этого рекомендуется использовать вспомогательный материал, подготавливающий к исполнению различных танцевальных элементов. Особенностью предлагаемого на первом году обучения материала является его внешняя схожесть. Это делается специально для того, чтобы дать учащимся определенную базу, на которой будет строиться дальнейшее обучение, на конкретных примерах показать стилистические особенности элементов русских народных танцев. На первом году обучения в работе используется только первая (6-я) позиция ног и первая и третья свободные позиции. Позиции и положения рук используются все (соответствуют программе  по народно – сценическому танцу для хореографических училищ).

Позиции ног:

  1.  Пять прямых:

1-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;

2-я – обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга;

3-я – обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится у середины стопы другой;

4-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;

5-я – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

  1.  Пять свободных:

Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.

  1.  Две закрытые:

1-я  закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в стороны;

 2-я  закрытая – обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, каблуки разведены в стороны;

 Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук:

1. Семь позиций:

1-я, 2-я, 3-я позиции аналогичны 1-й, 2-й и 3-й позициям рук классического танца.

4-я – руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, четыре других, собранных вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

5-я – обе руки скрещены на уровне груди. Но не прикасаются к корпусу. Пальцы, собранные вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

6-я – обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в стороны. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

7-я – обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талии. Запястье одной лежит на запястье другой руки.

2.  Подготовительное положение – обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

1-е положение – обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны между подготовительным положением и 2-й позицией: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

2-е положение – обе руки, округленные в локтях, раскрыты в стороны на высоте между

3-й и 2-й позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

                            РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

      Нет необходимости говорить о степени важности изучения русского народного танца. Его развитие тесно связанно со всей историей народа, с его бытом и обычаями. Русский танец удивительно богат своими красками. Большим разнообразием движений, композиционных построений и  форм. Хороводы, кадрили, переплясы и пляски. Сюжетов(лирические, игровые, веселые и удалые). В танцах можно встретить как простые, так и очень сложные движения, с ярко выраженным гротесковым характером. Русский танец может быть представлен достаточно широко, и поэтому его освоение предлагается в течение всего срока обучения.

 Основные положения ног:

 Позиции ног – 1-я, 2-я и 3-я свободные и прямые, 1-я и 2-я закрытые.

 Основные положения рук:

  1. Подготовительное, первое и второе.
  2. Подготовка к началу движения.
  3. Положения рук в парных и массовых танцах – «цепочка», «круг», «звездочка», «карусель», «корзиночка».

  Элементы танца

  1.  Раскрывание и закрывание рук:
  • одной руки,
  • двух рук,
  • поочередные раскрывания рук,
  • переводы рук в различные положения.
  1.  Поклоны:
  • на месте без рук и с руками,
  • поклон с продвижением вперед и отходом назад.
  1.  Притопы:
  • одинарные (женские и мужские),
  • тройные.
  1.  Перетопы тройные.
  2.  Простой (бытовой) шаг:
  • вперед с каблука,
  • с носка.
  1.  Простой русский шаг:
  • назад через пальцы на всю стопу,
  • с притопом и продвижением вперед,
  • с притопом и продвижением назад.
  1.  Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.
  2.   «Переменный шаг»:

                            -    с притопом и продвижением вперёд и назад

                            -   с фиксациёй одной ноги около икры другой и  

                                  продвижениемвперёд и назад

      9.   «Девичий ход» с переступаниями

     10. « Припадание»:

                            -  простое

                            -  с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги

     11. «Гармошка».

     12. «Ёлочка».

     13. Припадание в сторону по 3-й свободной позиции:

  • вперед и назад по 1-й прямой позиции.

     14. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).

15. Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах.

16. Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.

17. «Веревочка» простая.

18. «Ковырялочка» с двойным притопом:

  • с тройным притопом.

19. «Ключ» простой (с переступаниями).

 Хлопки и хлопушки одинарные, двойные, тройные (фиксирующие удары и скользящие удары):

  • в ладошки,
  • по бедру,
  • по голенищу сапога.

Подготовка к вращениям на середине зала и по диагонали

Присядки (для мальчиков)

  1.  Подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз) по 1-й прямой и свободной позициям.
  2.  Покачивание на приседании по 1-й прямой и свободной позициям.
  3.  Подскоки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям.
  4.  Присядки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям с вынесением ноги на каблук вперед и в сторону.

                        БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

    Белорусский народный танец по своему лексическому материалу очень удобен для обучения детей. Белорусские хороводы, игровые танцы, отображающие трудовые процессы, известны по всей нашей стране и пользуются большой популярностью. Характер движений белорусских народных танцев легкий и трамплинный. Наиболее известными танцами в Белоруссии являются «Лявониха», «Бульба» и полька.

        На первом году обучения предлагается танцевальный материал из танца «Бульба».

Положения рук:

  • положение рук в сольном танце,
  • положение рук в массовых и парных танцах,
  • подготовка к началу движения.

Элементы танца «Бульба»

  1.  Притопы одинарные.
  2.  Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.
  3.  Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции.
  4.  Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
  5.  Основной ход .
  6.  Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.
  7.  Тройные притопы с поклоном.
  8.  Присядка на двух ногах  по 1-й прямой позиции с продвижением из стороны в сторону (для мальчиков)

ТАНЦЫ ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИК

    Эстонские, литовские, латвийские танцы не очень сложны технически и доступны для усвоения детьми. Композиция этих танцев и их игровое содержание помогают развить координацию и выносливость. На первом году обучения предлагаются элементы танца «Козлик» (литовский танец) и элементы польки.

  1.  Положение ног в танце «Козлик».
  2.  Положение рук в танце «Козлик».
  3.  Положение рук в парных и массовых танцах.
  4.  Подготовка к началу движения.

Движения танца «Козлик» (музыкальный размер 2/4)

  1.  Простые шаги на приседании.
  2.  Перескоки с ноги на ногу на месте и с продвижением.
  3.  Прыжки с первой прямой во вторую прямую позицию и обратно.
  4.  Прыжки с перекрещенными ногами.
  5.  Прыжки с поджатыми ногами на месте и с продвижением вперед и назад.
  6.  Прыжки с выбрасыванием ноги в сторону.

Движения польки:

  1.  Простые подскоки польки:
  • на месте,
  • вокруг себя,
  • с продвижением вперед, назад и в сторону.
  1.  Простые подскоки с хлопками и поклонами.
  2.  Простые подскоки в повороте парами под руки.
  3.  Галоп в сторону.

Второй год обучения (5 класс)

    Второй год обучения включает в себя изучение элементов у станка, которые затем можно перенести на середину зала, а также более сложные танцевальные композиции, способствующие развитию координации движений учащихся. Изучаются элементы русского, белорусского и вводятся элементы украинского и итальянского танцев.

 Упражнение у станка:

  1.  Пять открытых позиций ног – аналогичны  позициям классического танца.
  2.  Подготовка к началу движения (preparation):
  • движение руки,
  • движение руки и координации с движением ноги.
  1. Battements tendus (переводы ног из позиции в позицию):

                          -     броском работающей ноги на 350,

             -       поворотом стоп.

  1. Demi-plie ( приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям) музыкальный размер 3/4, 4/4. Grand plie (глубокое приседание).
  2.  Приседания по прямым и открытым позициям, с переводом ног указанными приемами (музыкальный размер 3/4, 4/4).
  3.  Battements tendus .Упражнения с напряженной стопой  из 1-й прямой позиции на каблук (музыкальный размер 3/4, 4/4):
  • с  Demi-plie на опорной ноге,
  • с Demi-plie в исходной позиции.
  1.  Выведение ноги на каблук по 1-й и 3-й открытым позициям вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):
  • с Demi-plie на опорной ноге,
  • с Demi-plie в исходной позиции.
  1.  Выведение ноги на носок, каблук, носок из 1-й, 3-й и 5-й открытых позиций вперед, в сторону и назад (музыкальный размер 4/4):
  • с Demi-plie в исходной позиции,
  • в момент перевода работающей ноги на каблук,
  • при переводе работающей ноги на каблук и возращении в исходную позицию.
  1. Battements tendus jetes (маленькие броски)  вперед, в сторону и назад по 1-й, 3-й и 5-й открытым позициям (музыкальный размер 2/4, 6/8):
  • с одним ударом стопой в пол по позиции через небольшое приседание,
  • с коротким ударом по полу носком или ребром каблука работающей ноги,
  • с полуприседанием  на опорной ноге,
  • с двойными бросками.
  1.  Подготовка к «веревочке» (музыкальный размер 2/4, 4/4):
  • в открытом положении на всей стопе,
  • в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей стопе и полупальцах.
  1.  Battements developpes (развертывание работающей ноги на 450 ) вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и на полуприседании (музыкальный размер 4/4).
  2.  Flic-flac ( мазки подушечкой стопы по полу от себя и к себе) музыкальный размер 2/4, 4/4:
  • в прямом положении вперед одной ногой,
  • двумя ногами поочередно.
  1.  Опускание на колено на расстояние стопы от опорной ноги (музыкальный размер 4/4):
  • из 1-й прямой позиции,
  • с шага, лицом к станку.
  1.  Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку (музыкальный размер 3/4, 4/4).

      15. Grand battement jete (большие броски) по всем позициям.        

                                  Элементы русского народного танца

  1.  Поочередное раскрывание рук (приглашение) (музыкальный размер 2/4, 4/4).
  2.  Движение рук с платком из подготовительного положения в 1-е положение и 4-ю и 5-ю позиции.
  3.  Бытовой шаг с притопом.
  4.  «Шаркающий шаг»:
  • каблуком по полу,
  • полупальцами по полу.
  1.  Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.
  2.  Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест- накрест на ребро или носок каблука. На месте и с отходом назад.
  3.  «Моталочка» в прямом положении на полупальцах и с акцентом на всей стопе.
  4.  «Веревочка»:
  • с двойным ударом полупальцами,
  • простая с поочередными переступаниями,
  • двойная с поочередными переступаниями.
  1.  «Ковырялочка» с подскоками.
  2.  «Ключ» простой на подскоках.
  3.  Дробные движения:
  • простая дробь на месте,
  • тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед,
  • простая дробь полупальцами на месте,
  • дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.

        12.   Присядка (для мальчиков):

  • присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям,
  • присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону,
  • присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух.

         13.   Хлопки и хлопушки (для мальчиков):

  • удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, назад и в сторону,
  • фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу,
  • поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади,
  • по голенищу сапога спереди крест-накрест.    

         14.   Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты в коленях назад).

          15.   Вращения:

          -    на середине зала (с припаданием, обертас, тур по 6 поз)

          -    по диагонали (шене, бегунец)

                    БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ «БУЛЬБА»

  1. Основной ход танца «Бульба» с поворотом.
  2. Веревочка с переступаниями.
  3. Присядка с выведением ноги на носок перед собой на    
  4. полуприседании.
  5. Кружение с припаданием.

                     УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

    Украинское народное творчество отражает многовековую историю народа. Героизм в борьбе за независимость, любовь к своей Родине, радость труда, юмор – все это находит отражение в украинских народных танцах. Исполнение женских и мужских танцев различно. Женские – лиричны, наполнены поэзией, мужские отличаются динамикой исполнения, широтой движений, большими прыжками и вращениями.

Элементы танца (музыкальный размер 2/4, 4/4)

  1.   Позиции и положения ног.
  2.   Позиции и положения рук.
  3.   Положения рук в парном и массовом танце.
  4.   Подготовка к началу движения.
  5.   Простые поклоны на месте без рук и с руками (женские и мужские).
  6.   Притоп.
  7.  «Веревочка»:
  • простая,
  • с переступаниями,
  • в повороте.
  1.  «Дорижка простая» (припадание) с продвижением в сторону и с поворотом.
  2.  «Дорижка плетена» (припадание) с продвижением в сторону, со сменой позиции вперед и назад в перекрещенном положении.
  3.  «Вихилястник» («ковырялочка»):
  • «выхилястник» с «угинанием» («ковырялочка» с открыванием ноги).
  1.  «Бегунец».
  2.  «Голубец» на месте,  с продвижением в сторону, с притопом.
  3.   Медленный женский ход.
  4.   Ход назад с остановкой на третьем шаге.
  5.   «Тынок» (перескок с ноги на ногу)
  6.   «Похид-вильный» (поочередные удлиненные прыжки вперед).
  7.  «Выступцы», подбивание одной ногой другую.
  8.  «Разножка» в сторону на ребро каблука (для мальчиков).
  9.  «Ястреб» - прыжок с поджатыми ногами по 1-й открытой позиции.

        ИТАЛЬЯНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ «ТАРАНТЕЛЛА»

(музыкальный размер 6/8)

     Сценическая форма итальянского танца «Тарантелла» довольно близка к народной. Исполнение этого танца требует хорошей техники, яркой выразительности корпуса и четкой координации движений. Однако в начальной стадии изучения элементов танца не следует увлекаться разучиванием их в замедленном темпе, так как характер танца быстрый и жизнерадостный.

Элементы танца

  1.   Положение ног, характерное для танца.
  2.   Положение рук в танце.
  3.   Движения рук с тамбурином:
  • удары пальцами и тыльной стороной ладони,
  • мелкие непрерывные движения кистью «трель».
  1.  Скольжение на носок вперед в открытом положении с одновременным проскальзыванием на другой ноге назад в полуприседании (на месте, с продвижением назад).
  2.  Шаг с ударом носком по полу (piques) с полуповоротом корпуса с продвижением назад:
  • с последующим ударом носком по полу и одновременным подскоком на опорной ноге, на месте и с продвижением назад.
  1.  Бег тарантеллы (pas emboites) на месте и с продвижением вперед.
  2.  Шаг с подскоком и одновременным броском и сгибанием ноги в колене (pas dallonne).
  3.   Перескоки с ноги на ногу.
  4.   Подскоки в полуприседании на полупальцах по 3-й свободной позиции на месте и в повороте.
  5.   Соскок двумя ногами во 2-ю свободную позицию с подниманием ноги, согнутой в колене, перед собой накрест другой.

Третий  год обучения (6 класс)

     3-й год обучения предлагает дальнейшее изучение у станка более сложных элементов, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузки. С этого года активнее работают руки, добавляются перегибания корпуса, полуповороты. На середине зала допускается построение несложных комбинаций и композиций на материале русского, украинского и итальянского танцев. Активнее изучаются прыжки на одной ноге, с одной ноги на другую и с двух ног на одну. Начинается изучение элементов молдавского и польского народных танцев.

Упражнения у палки:

        1.Demi end grand plies (приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 5-й открытым позициям и 1-й прямой).

        2.Battements tendus (скольжение стопой по полу, с одновременным   опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги).

        3.Battements tendus jetes (маленькие броски):

  •     с двумя ударами стопой работающей ноги 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад,
  •     с одновременным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад,
  •     сквозные по 1-й открытой позиции (balanouirs) c ударом каблуком опорной ноги в полуприседании.

         4.Rond de jambe end rond de pied (круговые скольжения по полу )

  •     одинарные,
  •     двойные.

          5.Pas tortille (повороты стопы из открытого в закрытое):

  •     одинарные,
  •     двойные.

           6.Battements fondues (полуприседания на опорной ноге с постепенным поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое на 450 (Battements fondues):

  •      на всей стопе,
  •      с подъемом ноги на полупальцы.

 Подготовка к «веревочке» с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.

7.Battements developpeна 900 (развертывание ноги) с одним ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад.

 8.Flic-flac (подготовка к «чечетке»), в открытом положении вперед, в сторону и назад.

. Опускание на колено у носка или каблука опорной ноги:

  •      на ногу, открытую на носок в сторону или назад,
  •      с шага,
  •      с прыжка.

 «Веер» - маленькие броски работающей ноги от щиколотки опорной с вытянутой стопой.

 9.Повороты:

  •     плавный на обеих ногах по 5-й открытой позиции в полуприседании и на вытянутых ногах (Soutenu en tournant),
  •     поворот на одной ноге  внутрь и наружу (Pirouette en dedan en dehors) с другой, согнутой в колене.

       10.Подготовка к «качалке» и «качалка».

       11.Выстукивания поочередные каблуками и полупальцами по 1-й позиции прямой в испанском характере (zapateado).

  12.Растяжка из 1-й прямой позиции с перегибанием корпуса в испанском стиле.

        13.Grands battements (большие броски) с падением на работающую ногу по 5-й открытой позиции вперед, в сторону и назад:

  • с одним ударом стопой и полупальцами опорной ноги,
  • с двумя ударами стопой и полупальцами опорной ноги.

         14.Наклоны и перегибания корпуса по 1-й и 4-й прямым позициям на полупальцах в полуприседании вперед, в сторону и назад.

                 15.Маленькие «голубцы» лицом к станку.

                 

                  16.Присядки:

  • на полном приседании по 1-й прямой позиции с поочередным открыванием ног на каблук вперед и по1-й свободной позиции, открывая ноги в стороны,
  • «Мяч» лицом к станку.

      Поднимание на полупальцы в сочетании с движением рук.

                                     РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

(музыкальный размер 2/4, 4/4).

 1.     Боковые перескоки с ударами полупальцами в пол.

 2.    Боковые перескоки с ударом каблуком впереди стоящей ноги.

 3.     «Ключ» с двойной дробью.

 4.    Дробная «дорожка» с продвижением вперед и с поворотом.

 5.     Двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперед.

 6.    Дробь на «три ножки».

 7.    Основной ход танца «Шестера» на месте и с продвижением вперед.

 8.    «Моталочка»:

  • с задеванием пола каблуком,
  • с акцентом на всю стопу,
  • с задеванием пола  полупальцами,
  • с задеванием пола поочередно полупальцами и каблуками.

  9.    «Маятник» в прямом положении.

 10.   Основной русский ход (академический).

 11.   Подбивка «Голубец»:

  •     на месте,
  •     с двумя переступаниями.

 12.   Быстрый русский бег с продвижением вперед и назад.

 13.   Хлопушки:

  • на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой,
  • на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади,
  • поочередные удары по голенищу сапога сзади на подскоках,
  • удары двумя руками по голенищу одной ноги,
  • удар по голенищу вытянутой ноги.

 14.   Присядки:

  • присядка с «ковырялочкой»,
  • присядка с ударом по голенищу, ступне спереди и сзади,
  • подскоки по 1-й прямой позиции из стороны в сторону с хлопком перед собой,
  • присядка «мяч»,
  • «гусиный шаг»,
  • «ползунок» вперед и в стороны на пол.

   15. Прыжки:

  • прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте и с продвижением вперед,
  • прыжок с согнутыми от колена назад ногами и ударами по голенищам,
  • прыжок с ударами по голенищу спереди.

      16.   Вращения:

  • на подскоках с продвижением вперед по диагонали,
  • с движением «моталочки» с откидыванием ног назад.

                       МОЛДАВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

            Молдавские народные танцы известны своим жизнерадостным характером и темпераментом. Медленная «Хора», широкая «Молдовеняска» отражают труд, быт и характер людей. Элементы молдавского танца – подскоки, различные ходы, прыжки, вращения в сочетании со сложными движениями рук и ритмическими рисунками – помогают учащимся выработать танцевальность, техническое мастерство, чувство позы, выносливость. В основном молдавские танцы массовые, что приучает к ансамблевой дисциплине.

Элементы танца (музыкальный размер 2/4, 4/4, 6/8)

  1.   Положение ног.
  2.   Положение рук в сольном и массовом танцах.
  3.   Ход с подскоком (на месте, с поворотом, с продвижением).
  4.   Бег (ноги отбрасываются назад) на месте, с поворотом, с продвижением вперед.
  5.  Боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено.
  6.  Припадания (перекрестный ход) со сменой позиции спереди и сзади.
  7.   Ход на одну ногу с прыжком.
  8.  Боковой ход с каблука.
  9.   Выбросы ног крест-накрест с подскоком на одной ноге.
  10.   Шаг в сторону с выносом другой ноги вверх на 300 в перекрещенное положение.
  11.   Мелкие переступания на полупальцах на месте, вокруг себя и с продвижением в сторону.
  12.   Шаг на ребро каблука с последующим соскоком.
  13.  Вращение в паре внутрь и наружу на подскоках.
  14.   Прыжок с поджатыми ногами.
  15.  «Ключ» молдавский (носок-каблук, носок-каблук разными ногами, соскок на две ноги и прыжок с поджатыми ногами).
  16.   Тройные переборы ногами.
  17.   Подъем девушки за талию на месте и с переносом.

                  ПОЛЬСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ «МАЗУРКА»

(музыкальный размер 3/4)

     Мазурка, которую мы изучаем, обязана своим происхождением польскому народному танцу «Мазурку». Хореографы прошлого и настоящего используют мазурку и её элементы для воспитания чувства позы, умения общаться с партнером в танце. Здесь есть энергичные ходы по площадке, вращения в парах, прыжки и выпады на колено, т.е. все то, что прививает учащимся необходимые навыки поведения на сцене. Этому способствует четкая, ритмичная и темпераментная музыка.

Элементы танца

  1.   Позиции и положения ног.
  2.  Положения рук в танце.
  3.  Волнообразное движение руки.
  4.  «Ключ» - удар каблуками:
  • одинарный,
  • двойной.
  1.  Шаг в сторону в полуприседании с последующими двумя переступаниями по 3-й свободной позиции (pas balance).
  2.  «Голубец».
  3.  «Перебор» - 3 переступания на месте по 1-й позиции.
  4.   Основной ход мазурки (pas gala).
  5.  Легкий бег (pas marche).
  6.  «Отбиянэ» - скольжение одной ногой с подбиванием ее другой.
  7.  «Голубец» - подбивание ноги подряд в сторону.
  8.  Подготовка к парному вращению.
  9.  Уступающий переход (dos a dos) на различных движениях.
  10.  Опускание на колено:
  • с шага,
  • с выпадом.
  1.  Обвод девушки за руку:
  • стоя на колене,
  • стоя на выпаде.
  1.  Вращение в паре внутрь (en dedan).
  2.  «Кабриоль» в сторону 450 в прямом положении.
  3.  «Обертас» - растяжка назад в полном приседании (мужское).
  4.  Заключение простое и двойное.

  Освоение технических приемов для прыжков и вращений

  1.   Прыжки на двух ногах, на одной ноге (по 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами).
  2.   Подскоки по диагонали с поворотом, на одном месте.

Четвертый год обучения (7 класс)

      Продолжение изучения новых элементов у станка и на середине зала. Увеличение элементов парного танца, развивающих навыки общения с партнером. Продолжается изучение элементов русского, молдавского и польского танцев.  Изучение элементов венгерского и испанского  танцев. К концу учебного года составляются более сложные комбинации и небольшие композиции.

    Упражнения у станка:

  1.  Demi end grand plies по1-й, 2-й, 4-й и 5-й открытым и прямым позициям.
  2.   Battements tendus:
  • c поворотом ноги в закрытое положение в сторону,
  • c поворотом ноги в закрытое положение в сторону с полуприседанием.
  1.  Battements tendus jetes сквозные по 1-й открытой позиции (balancoirs) со встречным проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании.
  2.  Rond de jambe:
  • ребром каблука около опорной ноги,
  • носком или ребром каблука по полу, в полуприседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад.
  1.  Battements fondues:
  • на всей стопе,
  • с подниманием на полупальцы,
  • с наклоном корпуса в координации с движением руки.
  1.  Подготовка к «веревочке»:
  • в открытом положении,
  • с поворотом из открытого в закрытое положение и обратно.
  1.  Battements developpes на 900 с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад:
  • плавное,
  • резкое в координации с движением руки.
  1.   Flic-flacс двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя:
  • в прямом положении,
  • в открытом положении вперед, в сторону и назад.
  1.  Растяжка из 1-й прямой позиции (лицом к станку):
  • в сторону в прямом положении и полуприседании с наклоном корпуса в координации с рукой,
  • в сторону в открытом положении и полуприседании с наклоном корпуса.
  1.  Grand battements jete:
  • с проведением ноги через 1-ю открытую позицию (balancoirs).
  1.  «Голубец»:
  • в сторону на 450 в прямом положении лицом к станку,
  • в сторону на 900в прямом положении лицом к станку.
  1.  Револьтад на полу (без прыжка):
  • в прыжке на 450 лицом к станку (факультативно).
  1.  Подготовка к «штопору» по 1-й прямой позиции на полупальцах.
  2.  «Штопор».

                                     РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

(музыкальный размер 2/4, 4/4).

  1.   Перекат – боковой ход с каблука на всю стопу и полупальцы.
  2.   Переборы (pas  de bourree).
  3.  «Ключ» дробный сложный.
  4.  «Ключ» хлопушечный.
  5.   «Маятник» в поперечном движении.
  6.  «Голубцы» поджатыми ногами с переходом на полупальцы.
  7.  «Веревочка»:
  • простая и двойная с перетопами,
  • простая и двойная с «ковырялочкой»,
  • простая и двойная с подскоками на одной ноге, другая – на щиколотке спереди или сзади,
  • простая и двойная с перескоками с ноги на ногу по 5-й открытой позиции,
  • простая и двойная с поворотом (soutenu) на 3600 в приседании на полупальцах.
  1.  Три  «веревочки» и подскок с поджатыми ногами.
  2.   Три дробные дорожки с заключительным ударом.
  3.   Поочередные выбрасывания ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу.
  4.  Присядки:
  • растяжки в стороны на носки и на каблуки,
  • растяжки вперед на каблук одной ноги и на носок другой,
  • растяжка через 2-ю закрытую позицию на полуприседании на каблуки и в стороны,
  1.   «Ползунок» вперед и в сторону на пол и на воздух.
  2.  Прыжки:
  • с согнутыми ногами (одна спереди, другая сзади),
  • одна нога прямая, другая согнута в колене спереди или сзади,
  • «гигантские шаги» на месте и по диагонали.

                          ВЕНГЕРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

(музыкальный размер 4/4)

    Венгерский сценический танец построен на основе народного танца, но прошел большую стилистическую обработку по манере и технике исполнения. Движения медленного танца отличаются величавостью и плавностью. Движения, исполняемые в быстром темпе, полны задора, огня и требуют большой четкости исполнения. Позы, повороты, общение с партнером, стремительные вращения в парах, резкие выпады на колено – все это компоненты, которые способствуют развитию танцевальной техники.

 Элементы танца

  1.  Положение ног.
  2. Положение рук.
  3.  «Ключ» - удар каблуками:
  • одинарный,
  • двойной.
  1.  Заключение (усложненный «ключ»):
  • одинарное,
  • двойное.
  1. Pas balance
  2.  Перебор – три переступания на месте с открыванием ноги на 350.
  3. «Веревочка» на месте, с продвижением назад и в повороте.
  4. Развертывание ноги (battements developpe) вперед и в полуприседании:
  • с последующими шагами,
  • с шагом на полупальцы и подведением другой ноги сзади.
  1.  «Голубец»:
  • простой с подгибанием ноги в сторону,
  • в прыжке с двойными ударами по 1-й прямой позиции.
  1.  Поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции.

                            ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ И ВРАЩЕНИЙ

(музыкальный размер 2/4)

       1.   Пируэт из 5-й позиции внутрь и наружу (en dedan, en dehors).

       2.    Воздушный тур.

  1.  Пируэт на каблуках.
  2.  Вращение с отбрасыванием ног назад.
  3.  «Щучка» с прямыми ногами и согнутыми ногами.
  4.  «Кольцо».
  5.  «Пистолет».
  6.  «Разножка» в воздухе.

               Движения «Щучка», «Кольцо», «Пистолет» и «Разножка» в воздухе проходят факультативно по усмотрению педагога.

                                  ИСПАНСКИЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

(музыкальный размер 3/4)

  1.  Положения ног.
  2.  Положение рук.
  3.  Переводы рук в различные положения.
  4.  Ходы:
  • удлиненные шаги в полуприседании с продвижением вперед в прямом положении (женское),
  • удлиненный шаг вперед на всю стопу в прямом положении в полуприседании, с последующими двумя переступаниями по 1-й прямой позиции на полупальцах или двумя небольшими шагами (с продвижением вперед).
  1.  Соскоки:
  • в 1-ю прямую позицию на всю стопу с вытянутыми коленями и в полуприседании,
  • в 1-ю, 4-ю прямые и 5-ю свободную позиции на полупальцы в полуприседании.
  1.  Удлиненный шаг в сторону с последующими двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в полуприседании (pas balance) со скользящим подведением другой ноги сзади, с поворотом корпуса и с руками.
  2.  Шаг в сторону в полуприседании со скользящим подведением и подъемом на полупальцы в 5-ю открытую позицию другой ноги вперед, с последующим переходом на нее в полуприседание (pas glissade), в координации с движением руки и наклоном корпуса.
  3.  Zapateado – поочередные выстукивания полупальцами и каблуками по 1-й прямой позиции:
  • удар одной ногой, полупальцами или всей стопой, с последующими ударами другой ногой каблуком и полупальцами,
  • шаг по диагонали вперед или назад с последующим одним или двумя ударами в пол полупальцами другой ноги по5-й свободной позиции сзади или спереди.
  1.  Опускание на колено с шага на расстоянии стопы от опорной ноги с перегибанием корпуса.

 Движения рук (port de bras) с одновременным перегибанием корпуса, стоя на одной ноге, с другой ногой, вытянутой назад или вперед. 

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

6.1.  Методическое обеспечение программы:

  1. Изучение методической и специальной литературы по классическому танцу.
  2. Просмотр видеоматериалов: открытых уроков и концертных номеров аналогичных  и специальных учебных заведений.
  3. Просмотр хореографических номеров профессиональных коллективов.
  4. Обмен опытом работы посредством открытых уроков и отчётных концертов.
  5. Знакомство с методикой работы аналогичных учебных заведений.
  6. Поиск необходимого материала в интернете, участие в форумах на интересующую тему.

6.2. Условия реализации программы:

1.Учебный оборудованный хореографический класс.

2. Актовый зал, с местами для зрителей.

3. Концертный зал.

4. Комнаты для переодевания.

5. Интернет сайт, наглядная информация по сценической практике (фото, видеоматериал).

6. Концертные костюмы.

7. Аудиоаппаратура (музыкальный центр, колонки.)

VII. Материально-техническое обеспечение:

1.Библиотечный фонд:

  • Стандарт дополнительного образования художественно-эстетической направленности для ДШИ;
  • Методические издания, учебные пособия, книги по народному танцу, для преподавателей хореографических дисциплин и руководителей хореографических коллективов.
  • Примерные программы по хореографическим дисциплинам.

  2. Демонстрационные материалы:

  • плакаты методические;
  • портреты выдающихся хореографов, выдающихся деятелей в области хореографического искусства.

3.Технические средства:

  • персональный компьютер;
  • усилитель звука, колонки;
  • переносной музыкальный центр;
  • экран (на штативе);
  • цифровая видеокамера.

  4.Учебно-практическое оборудование:

  • хореографический станок;
  • гимнастические коврики;
  • гимнастические скакалки;
  • сценические костюмы.                    

VIII. Мониторинг успеваемости обучающихся

по предмету народно-сценический танец:

        Фамилия, имя

        обучающегося

   I четв.

  II

четв.

  III четв.

  IV

четв.

Оценка  

  за год

Оценка

      за экзамен

                                              1 год обучения (4класс):

                                              2 год обучения (5 класс):

                                              3 год обучения (6 класс):

                                              4 год обучения (7 класс):

Список рекомендуемой литературы

1.Бриске И.Э. Народный танец: программа обучения одарённых детей 9-14 лет / И.Э. Бриске; Челябинская Государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2000г.

2. Климов А.А. Основы русского народного танца – Москва,1999г.

3. Гусев. Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка: учебное пособие / Г.П. Гусев Москва, изд. Владос, 2002г.

4. Гусев. Г.П. Методика преподавания народного танца: этюды: учебное пособие / Г.П. Гусев Москва, изд. Владос, 2004г.

5. Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца: учебное пособие / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина – Орёл: ОГИИК, 1999г.

6. Народно-сценический танец: учебно-методическое пособие для сред. спец. и вузов искусств и культуры / К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер и др. – Москва: Искусство, 1976г.

7. Ткаченко Т. Народный танец: учебное пособие / Т.Ткаченко – Москва: Искусство 1967г.

8. Ткаченко Т. Народные танцы: / Т.Ткаченко – Москва: Искусство 1975г.

9. Устинова Т.А. Русский народный танец / Т.А. Устинова Москва: Искусство 1976г.

10. Хореографическая школа в условиях дополнительного образования детей. – Самара, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету "вокал"

РАБОЧАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММАПО  ПРЕДМЕТУ  «ВОКАЛ»(в рамках «предмета по выбору»)для детей 10 -17 лет(5-летний срок обучения)Модифицированная...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Рабочая образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Балалайка»

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу балалайки, разработанных Министерством культу...

Рабочая образовательная программа по предмету Джаз-модерн танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8716030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;","width":"180"...

Рабочая образовательная программа по предмету Классический танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8716047","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...