Рабочая образовательная программа по предмету Классический танец
рабочая программа на тему

Никитина Инна Олеговна

Рабочая образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету Классический танец

Хореографического объединения «Ваховской детской школы искусств»

Возраст учащихся: 7(8)-14(15) лет

Срок реализации: 7 лет обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                «ВАХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

«Утверждаю»

Директор МАОДО «Ваховкая ДШИ»

___________Г.И.Бутенко

Приказ от ___ сентября 2015г. №___

Принята педагогическим советом, протокол заседания

от __. ___. 2015г.

 

  Рабочая образовательная программа

Художественно-эстетической направленности

по предмету Классический танец 

Хореографического объединения

«Ваховской детской школы искусств»

Возраст учащихся: 7(8)-14(15) лет

Срок реализации: 7 лет обучения

                                                     

                      Составитель:

                                            Никитина Инна Олеговна,

                                                                   Преподаватель по классу хореографии

                             Ваховской ДШИ

                                                                                                                                   Ваховск – 2015

Пояснительная записка.

        Предмет «Классический танец» является основой всего комплекса хореографических дисциплин, источником высокой исполнительской культуры, способствуя воспитанию эстетического взгляда учащихся. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определённый запас лексики, у учащихся вырабатываются такие качества, как трудолюбие, целеустремлённость, творческая дисциплина и чувство коллективизма.

    Предмет «Классический танец» оказывает комплексное влияние на физическую и духовную культуры человека, так как это есть прямая связь между эмоциональностью, активностью чувственных форм восприятия человека и его мыслительной, физической деятельностью.

    Обучение классическому танцу включает в себя не только освоение практических навыков исполнения, но и художественно-эстетическое развитие учащихся, знакомя их с историей классического танца, особенностями русской, итальянской и французской школами исполнения балетной музыки.

    Преподавание предмета «Классический танец» опирается на принципы: 

- целенаправленностью учебного процесса;

- постепенностью в развитии природных данных учащихся;

- строгая последовательность в овладении лексики и техническими приёмами;

- систематичностью и регулярностью занятий.

Без соблюдения этих условий предмет «Классический танец» теряет силу воздействия как средство эстетического воспитания.

    Педагог проявляет определённую гибкость в подходе к каждому конкретному ученику, творчески решает вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс.

    В процессе обучения огромную роль играет музыкальное сопровождение уроков. Главная задача концертмейстера состоит в воспитании музыкального вкуса учащихся, расширении музыкального кругозора, повышении музыкальной культуры, понимания неотделимости танца от музыки. музыки. Качество урока напрямую зависит от мастерства концертмейстера.

I.Основные характеристики программы:

1.1. Образовательная   программа «Классический танец» реализуется в соответствии с художественно-эстетической направленностью. Данная программа направлена на практическую подготовку  обучающихся, к концертной деятельности. Практика является составной частью основных образовательных программ хореографического образования и выступает в роли основного преобразователя полученных знаний в практические умения и навыки. Основным способом реализации программы является  теоретическая и практическая подготовка обучающихся.

Обучение по данной программе начинается с 1 года обучения.

        Учитывая индивидуальный характер занятий по данному предмету, допускается наиболее успешным обучающимся давать более сложный хореографический материал, не предусмотренный  образовательной программой. 

1.2.Актуальность программы

           Приобщение обучающихся к наследию мировой классической  музыки и хореографии. Способствовать гармоничному развитию каждого человека и общества в целом. 

1.3.Отличительные особенности программы

Данная программа разработана специально для хореографического объединения детской школы искусств. Программа способствует всестороннему развитию детей.

1.4. Педагогическая целесообразность

  • Систематичность и последовательность. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
  • Оздоровительная направленность. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку  
  • Доступность и индивидуализация. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
  • Гуманизация. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с педагогом и сверстниками.

1.5.Цель программы:  воспитание и развитие учащихся средствами классического танца, формирование устойчивого интереса к занятиям хореографией.

1.6.Задачи:

- овладение основными навыками классического танца;

- создание условий для развития способностей учащихся;

- развитие навыков и умения в самостоятельной деятельности.

 - формирование правильной осанки;

- развитие координации движени;

- развитие физических данных (выворотность, танцевальный шаг, гибкость, апломб)

 - формирование чувства прекрасного;

- формирование чувства красоты движения, мелодии.

- развитие навыков коллективной деятельности;

1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа

 Программа рассчитана на учащихся в возрасте 7(8)-14(15) лет, 1-7кл ДШИ, имеющих способности к хореографии, обладающих в первую очередь качествами, необходимыми для обучению танцу:

- внешними и физическими данными: пропорциональность сложения, стройность, гибкость, прыгучесть, выворотность, устойчивость, танцевальный шаг.

-  психологические данные: внимание, память, сила воли, активность, ловкость.

-  музыкально-актёрские:  музыкальность, эмоциональность, чувство ритма, музыкальный слух, творческое воображение.

1.8.Формы занятий:

  Формой обучения является урок. Содержанием урока является теоретический и практический материал. Обучение проходит в виде урока классического танца: экзерсис у станка и на середине зала, аллегро, беседы.

    Номера, построенные на основе классического танца и входящие в программу концертных выступлений, не должны превышать возможностей учащихся и программы соответствующих классов. Занятия проводятся групповые, возможно деление на группы (солисты, дуэты, массовка), в зависимости от учебного процесса.

II. Объем программы:

2.1. Объем программы Общее количество часов по данной программе 3 часа в неделю, 33 учебных недель итого 99 часов  в год. 

2.2.Срок реализации программы  - 7 лет обучения.

2.3.Режим занятий: 3 раза  в неделю по 40 минут (дополнительно проводятся индивидуальные занятия).

III. Планируемые результаты:

3.1. Планируемые результаты

Учащийся-выпускник по предмету «Классический танец» должен демонстрировать следующие качества:

- владеть основами классического танца;

- знать методику исполнения экзерсиса у станка и на середине зала, уметь грамотно их исполнять;

- определять на слух образцы классической музыки, ориентироваться в музыкальном сопровождении уроков классического танца;

- иметь навыки самостоятельной творческой деятельности.

     В конце первого года обучения учащиеся сдают экзамен по предмету «Классический танец» и принимают участие в отчетном концерте отделения  в виде экзерсиса на середине зала (сцены).

    Конечной точкой второго класса является контрольный урок и участие в отчетном концерте отделения.

    В конце третьего года обучения проводится контрольный урок. Учащиеся третьего класса принимают участие в отчетном концерте.

    Четвертый класс заканчивается контрольным уроком и отчетным концертом отделения, в котором обязательно принимают участие учащиеся четвертого класса.

     По окончании пятого класса учащиеся сдают экзамен по предмету «Классический танец», участвуют в отчетном концерте отделения.  

Шестой год обучения заканчивается контрольным уроком и отчетным концертом.

По окончании курса обучения по предмету «Классический танец» учащиеся сдают выпускной экзамен по всему курсу предмета (теория и практика). В течение седьмого года обучения готовятся самостоятельно или при помощи педагога хореографические композиции и этюды по данному предмету и сдается экзамен по исполнительскому мастерству и композиции танца. Оценка данного экзамена вносится в свидетельство об окончании ДШИ.

                      IV.Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса:

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы художественно-эстетической направленности дополнительного образования Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая программа по классическому танцу направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в области хореографического искусства.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

    Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении хореографии для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное).
  • овладение умением организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и тд.);
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития физических данных (гибкость, танцевальный шаг, апломб, координация движений).

                           V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

5.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН программы  классический танец:   

№п/п

        Наименование темы

         Теория

       Практика

                                          1 год обучения (3 часа в неделю)

   1

Экзерсис у палки

В течении года

            50

   2

Экзерсис на середине

В течении года

            30

   3

Аллегро

В течении года

            10

   4

Экзерсис на пальцах

В течении года

             9

                                                                                                       Итого: 99

                                          2 год обучения (3 часа в неделю)

    1

Экзерсис у палки

В течении года

            50

    2

Экзерсис на середине

В течении года

            30

    3

Аллегро

В течении года

            10

    4

Экзерсис на пальцах

В течении года

             9

                                                                                                      Итого: 99

                                          3 год обучения (3 часа в неделю)

    1

Экзерсис у палки

В течении года

            45

    2

Экзерсис на середине

В течении года

            35

    3

Аллегро

В течении года

            10

    4

Экзерсис на пальцах

В течении года

             9

                                                                                                      Итого: 99

                                           4 год обучения (3 часа в неделю)

    1

Экзерсис у палки

В течении года

            45

    2

Экзерсис на середине

В течении года

            35

    3

Аллегро

В течении года

            10

    4

Экзерсис на пальцах

В течении года

             9

                                                                                                       Итого: 99

                                           5 год обучения (3 часа в неделю)

    1

Экзерсис у палки

В течении года

            40

    2

Экзерсис на середине

В течении года

            40

    3

Аллегро

В течении года

            10

    4

Экзерсис на пальцах

В течении года

             9

                                                                                                       Итого: 99

                                           6 год обучения (3 часа в неделю)

    1

Экзерсис у палки

В течении года

            40

    2

Экзерсис на середине

В течении года

            35

    3

Аллегро

В течении года

            11

    4

Экзерсис на пальцах

В течении года

            13

                                                                                                      Итого: 99

                                           7 год обучения (3 часа в неделю)

    1

Экзерсис у палки

В течении года

            40

    2

Экзерсис на середине

В течении года

            35

    3

Аллегро

В течении года

            11

    4

Экзерсис на пальцах

В течении года

            13

                                                                                                       Итого: 99

                            5.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ:

I год обучения:

    Основной задачей первого класса является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений классического экзерсиса у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Все элементы изучаются лицом к станку.

    На изучение каждого элемента по программе первого класса и составления комбинаций у станка и на середине выделяется 4 академических часа в неделю.

Экзерсис у станка

  1. Позиции ног I, II, III, IV
  2. Подготовительное положение и позиции рук: I, II, III (вначале изучается на середине зала при неполной выворотности ног)
  3. Demi-pliés в I, II, III, IV позиции
  4. Battements tendus:
  • из I позиции в сторону, вперед, назад;
  • с demi-plié  по I позиции в сторону, вперед и назад;
  • из V позиции в сторону, вперед и назад;
  • с demi-plié  по V позиции в сторону, вперед и назад;
  • с опусканием пятки во II позицию из I и из V позиции;
  • с demi-plié  во II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги (из I и V позиции)
  • Passé par terre проведение ноги вперед и назад через I позицию.
  1. Понятие направлений en dehors et en dedans
  2. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans
  3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
  4. Battements tendus jetés:
  • из I, V позиции в сторону, вверх и назад
  • c demi-pliés по I и V позиции в сторону, вперед и назад
  • piques в сторону, вперед и назад
  1. Положение ноги sur le cou-de-pied, вперед, назад и обхватное
  2. Battements frappés в сторону, вперед и назад
  3. Relevé на полупальцах по I, II, V позиции, с вытянутых ног и с demi-pliés.
  4. Battements tendus-soutenus вперед, в сторону и назад.
  5. Préparation для rond de jambe.
  6. Battements fondus в сторону, вперед и назад носком в пол, позднее на 45°
  7. Petits battements sur le cou-de-pied перенос ноги равномерный, позднее с акцентом вперед и назад
  8. Battements doubles frappés носком в пол, в сторону, вперед и назад, позднее на 45°
  9. Grands pliés по I, II, III позиции
  10. Battements relevés lents из I, II позиции лицом к станку и боком у станка
  11. Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку)

Экзерсис на середине зала

  1. Позиции рук: I, II, III; подготовительное положение
  2. Поклон
  3. Demi-pliés по I, II, V позиции
  4. Battements tendus:
  • из I и V позиции в сторону, вперед и назад;
  • с demi-plié по I и V позиции вперед, в сторону и назад
  • с demi-plié по II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги
  1. Battements tendus jetés:
  • из I и V позиции в сторону, вперед и назад;
  • с demi-plies в сторону, вперед и назад
  1. Demi rond de jambe par terre et préparation et en dedans.
  2. Положение épaulement croisé et effacé
  3. Port de bras I, II, III (III по усмотрению педагога)
  4. Battements tendus-soutenus в сторону, вперед и назад.

Allegro

  1. Temps leve saute по I, II, III позиции
  2. Changement de pieds

Экзерсис на пальцах

  1. Relevé по I, II, III позиции
  2. Pas échappé во II позиции (из I и V позиции)
  3. Pas de bourrée en face с переменой ног. Начинается изучение лицом к станку

Методические рекомендации:

    При постановке стопы нужно объяснить учащимся, что стопа стоит на трех точках: мизинец, большой палец, пятка. Такая постановка поможет избежать так называемого «завала» на большой палец. Также рекомендуется больше внимания обращать на выворотность ног, для этого полезно почаще объяснять учащимся правила исполнения demi-plié и grand plié. Особо следить за выходом из grand plié («ноги выворачиваем еще больше, когда встаем»).

     При работе над battements fondus обращать особое внимание на опорную ногу: она работает, как тугая пружинка (сколько низ, столько верх). При изучении relevés lents можно сказать учащимся, что к работающей ноге привязан огромный шар, который поднимает ногу.

    Образные выражения лучше воспринимаются детьми. При изучении прыжков необходимо следить за тем, чтобы дети отталкивались от пола всей ногой (стопой), чтобы не было прыжков на полупальцах, сильно работала пятка (для этого делаем battements tendus с нажимом).

    Рекомендуется также в середине экзерсиса у станка исполнять комплекс упражнений головой.

    Исходная позиция – ноги в свободной позиции (пятки вместе, носки врозь), руки на талии, голова прямо, стоим спиной к станку на небольшом расстоянии; музыкальный размер 2/4, на каждую четверть делаем следующее:

раз – голова наклоняется вниз

два – голова возвращается в исходное положение

три – голова откидывается назад

четыре – возвращается в исходное положение

раз – голова наклоняется направо

два – и.п.

три – голова наклоняется налево

четыре – и.п.

раз – наклон вниз

два – и.п.

три – откинуть голову назад

четыре – и.п.

раз – голова поворачивается направо

два – и.п.

три – голова поворачивается налево

четыре – и.п.

Весь комплекс повторить два раза.

Далее:

раз – тянемся подбородком вперед;

два – возврат в и.п.;

три – тянемся подбородком вперед;

четыре – возврат в и.п.

раз-два-три-четыре – поворачиваем голову по кругу, начиная с правой стороны

раз – тянемся подбородком вперед;

два – и.п.;

три – тянемся подбородком вперед;

четыре – и.п.

раз-два-три-четыре – поворачиваем голову по кругу, начиная с левой стороны.

II год обучения:

    Основные задачи второго года обучения: увеличение количества упражнений, развитие силы ног, устойчивости, техники исполнения.

Во втором классе начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу и ознакомление с техникой полуповоротов на двух ногах, изучаются позы классического танца, продолжается работа над положением рук и головы в позах; усложняются учебные комбинации за счет использования поз в экзерсисах у станка и на середине.

На изучение каждого элемента по программе 2-го класса и составления комбинаций у станка и на середине выделяется 4 часа в неделю.

Экзерсис у станка

  1. Demi-pliés по IV позиции
  2. Battements tendus:
  • double battements tendus по II позиции
  1. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plié
  2. Battements fondus с plié-relevé на всей стопе на 45º
  3. Battements soutenus  в сторону, вперед и назад, носком в пол и на 45º на всей стопе.
  4. Battements frappés et doubles frappés на 45º на целой стопе.
  5. Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans на 45º на всей стопе.
  6. Pas coupe на целой стопе.
  7. Pas tombée на месте, опорная нога в положении sur le cou-de-pied
  8. Battements developpes:
  • в сторону, вперед и назад
  • passes во всех направлениях
  1. Grands pliès по IV позиции
  2. Grands battements jetes roindes
  3. 1 и 3 port de bras как заключительное движение к различным упражнениям, позже изучается с ногой, вытянутой вперед, назад и в сторону;
  • 3 port de bras на опорной ноге (по усмотрению педагога)
  1. Relevé на полупальцах
  • в IV позиции
  • на одной ноге, другая в положении sur le cou-de-pied и на 45º
  1. Полуповороты на пальцах en dehors et en dedans на двух ногах, начиная с вытянутых ног и c demi-plies
  2. Battements revelés lents на 90º из I, V позиции вперед, в сторону и назад
  3. Grands battements из I и V  позиции вперед, в сторону и назад
  4. Battement retiné
  5. Battement développés вперед, в сторону и назад
  6. Позы у станка

Экзерсис на середине зала

        Упражнения исполняются en face по всей стопе с постепенным введением маленьких и больших поз.

  1. Battements tendus:
  • double во II позиции
  • в позах croisée и effacée
  1. Battements tendus jetés
  2. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-pliés
  3. Demi-rond de jambe en dehors et en dedans на 45º (по усмотрению педагога)
  4. Grands pliés по I, II, III en face и в V позиции – épaulement
  5. Battements frappés et double battements frappés по усмотрению педагога
  6. Battements fondus
  7. Port de bras:
  • с наклоном корпуса в сторону
  • с наклоном и перегибом корпуса с ногой, вытянутой на носок (вперед и назад)
  1. Temps lié par terre
  2. Relevé на полупальцах:
  • в IV позиции croisée et effacée
  • рабочая нога sur le cou-de-pied или поднята в любом направлении на 45°
  1. Relevé на полупальцах по I, II, V позиции с вытянутых ног и с demi-plies
  2. Pas de bourrée simple с переменой ног, изучается вначале лицом к станку.
  3. Battement tendus:
  • из I и V позиции в сторону , впереди и назад
  • с demi-pliés по I и V позиции вперед, в сторону и назад
  • с demi-pliés по II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги.

Allegro

  1. Тemps relevé saute по IV позиции
  2. Petit changement de pied
  3. Pas assemble в сторону
  4. Sissoune simple en face
  5. Pas glissade, в сторону, вперед en face
  6. Pas échappé по II позиции
  7. Pas balance 

Экзерсис на пальцах

1.Relevé по I, II, III позиции

2.Pas échappé во II позиции (из I и V позиции)

3.Pas de bourrée en face с переменой ног.

Методические рекомендации:

    При изучении grand plié по IV позиции очень важно следить за ногой, которая стоит сзади, т.е. колено должно быть направлено точно в сторону, особенно когда встаем из grand plié. При работе над устойчивостью следить за подтянутостью бедер и живота. Можно объяснить учащимся, что для того, чтобы живот был подтянут, нужно хорошо чувствовать пупок.

    Для укрепления мышц спины важно держать лопатки, направляя их вниз. Сильно вытянутые и подтянутые вверх колени также работают на развитие устойчивости. При изучении поз классического танца следить за тем, чтобы позы были осмысленные, для этого обращать внимание на направление взгляда.

    При изучении прыжков с двух ног на одну обязательно объяснять учащимся, что при приземлении корпус должен быть собран, бедра и плечи – держат «квадрат», опорная нога очень сильная.

III год обучения:

    В третьем классе закрепляется азбука классического танца. Основные задачи третьего года обучения – выработка навыков правильности и чистоты исполнения, развитие силы ног путем  введения полупальцев в экзерсис у станка. На середине зала вводится элементарное адажио, начинается изучение preparation к tours. Закрепляются классические позы. Продолжается работа над port de bras.

    На изучение каждого элемента по программе третьего года обучения и составление комбинаций у станка и на середине выделяется 6 часов в неделю.

Экзерсис у станка

  1. Battements tendus в малых и больших позах
  2. Battements tendus jetés в малых и больших позах
  3. Demi rond et rond de jambe на полупальцах
  4. Battements fondus:
  • на полупальцах
  • c plié-relevé на полупальцах
  • в позах
  • double fondus на целой ступе и на полупальцах
  1. Battements soutenus 45º с подъемом на полупальцы вперед, назад, в сторону
  2. Battements frappés et double battements frappés на 45º на полупальцах
  3. Petit battement sur le cou-de-pied на полупальцах
  4. Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans на полупальцах
  5. Pas coupé на полупальцах
  6. Battements relevés lents на 90º и battements developpes на 90º в позах: croisée, effacée, ecartée вперед и назад, atittude effacée et croisée, II arabesque.
  7. Pas tombée с продвижением, работающая нога в положении sur le cou-de-pied, носком в пол, на 45º
  8. 3 port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на plié с растяжкой без перехода опорной ноги
  9. Поворот на двух ногах в V позиции на полупальцах с переменой ног (с вытянутых ног и с demi-plié)
  10. Demi-rond de jambe (45°) en dehors et en dedans на целой стопе

Экзерсис на середине зала

  1. Battements tendus в малых и больших позах
  2. Battements tendus jetés в малых и больших позах
  3. Demi rond et rond de jambe на 45°en dehors et en dedans 
  4. Battements fondus в малых и больших позах носком в пол и на 45°
  5. Battements soutenus в малых и больших позах носком в пол и на 45°
  6. Battements releves lents et battements développés en face
  7. Позы малые и большие сroisée et effacée: I, II, III arabesques носком в пол.    Поза écartée по усмотрению педагога.
  8. Grands battements jetés pointes по I, V позиции.
  9. 3-е port de bras
  10. Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног (начиная с вытянутых ног и на полупальцах)
  11. Вращение на двух ногах в V позиции на полупальцах и на месте с поворотом головы в зеркало.

Allegro

  1. Тemps leve saute по V позиции с продвижением вперед, назад, в сторону.
  2. Petit et grand changement de pied с продвижением вперед, назад, в сторону и en tournaus на 1/8, 1/4, позже на 1/2 оборота
  3. Grand pas échappé в IV позиции
  4. Pas échappé во II и в IV позиции с окончанием на одну ногу, другая в положении sur le cou-de-pied вперед и назад.
  5. Pas assemblé croisée et effacée
  6. Pas chassee в позах вперед, назад
  7. Petit pas echappe на II и на IV  позиции
  8. Petit pas jetes en face
  9. Grand changement de pied
  10. Grand pas échappé на II позиции
  11. Pas coupe.

Экзерсис на пальцах

  1. Pas assemblé soutenu в позах
  2. Полуповороты в V позиции
  3. Pas польки en face и épaulement

Методические рекомендации:

    Важное движение – battement soutenu. Во время исполнения этого движения следить за «квадратом» – плечи, бедра.  Это упражнение – будущие большие прыжки. Следить за работой опорной ноги, за выворотным коленом. При крепкой рабочей спине следить за пластичностью и мягкостью рук. Обращать особое внимание на положение головы в различных позах. При исполнении прыжков с продвижением следить за тем, чтобы бедра не отставали (должен быть «посыл»), движения идут в динамике, а не в статике.        При изучении поз III arabesque особое значение имеет взгляд:

  • I arabesque – взгляд направлен по руке вперед и вниз;
  • II arabesque – взгляд направлен на зрителя;
  • III arabesque – взгляд направлен по руке вперед и вверх.

    При изучении полуповоротов и поворотов следить за тем, чтобы поворачивались бедра. Частая ошибка  при исполнении: ноги поворачиваются, а бедра отстают. При работе над полупальцами нужно следить:

  • за натянутостью опорной ноги;
  • за крепкой щиколоткой;
  • бедра и живот подтянуты;
  • спина напряжена.

    При соблюдении этих условий опорная нога не будет перенапрягаться, не будет травм голеностопного сустава. Все эти замечания важны для дальнейшего изучения исполнения пируэтов и вращений.

IV год обучения:

    Основные задачи четвертого класса: повторение и закрепление материала третьего класса, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений. Работа над выразительностью поз, положениями головы, рук, закрепление устойчивости, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет нагрузки в комбинациях. В четвертом классе на середине зала увеличивается нагрузка в адажио и усложняется его построение, начинается изучение туров и заносок.

        На изучение каждого элемента по программе четвертого класса и составление комбинаций у станка и на середине выделяется 6 часов в неделю.

Экзерсис у станка

  1. Demi-rond de jambe на 45° en dehors et en dedans на полупальцах, на demi-plié
  2. Battements fondus:
  • с plié-relevé et demi-rond на 45° en face
  • с pliè-relevé et rond de jambe
  1. Pas tombé на месте с полуповоротом en dehors et en dedans, рабочая нога в положении sur de cou-de-pied
  2. Battements relevés lents et battements développés во всех позах на полупальцах по усмотрению педагога
  3. Demi-rond de jambe et grand rond de jambe développé на всей стопе, en dehors et en dedans
  4. 3-е port de bras с ногой, вытянутой на носок назад (с растяжкой), с переходом с опорной ноги
  5. Grands battements jetés в позах
  6. Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans
  • работающая нога в позиции sur le cou-de-pied
  • с подменой ноги
  1. Préparation к tours sur le cou-de-pied en dehors et en dedans
  2. Tour из V позиции en dehors et en dedans

Экзерсис на середине зала

  1. Demi-rond de jambe на 45° en dehors et en dedans en face, en tournant на ¼ на всей стопе
  2. Battements fondus c plié-relevé demi-rond de jambe на 45°
  3. Pas tombée с продвижением, работающая нога в положении sur le cou-de-pied, носком в пол на 45°
  4. 3-е port de bras:
  • с ногой, вытянутой на носок вперед или назад на demi-plié
  • (с растяжкой) без перехода и с переходом с опорной ноги
  1. Pas de bourrée ballotté на effacée et croisée
  2. Pas de bourrée simple et tournant en dehors et en dedans
  3. Préparation к tours en dehors et en dedans из I, II, IV позиции
  4. Tours en dehors et en dedans из I, II, IV позиции (I оборот)
  1. Pas glissade en tournant по ½ и целому обороту (первоначально прямой)
  2. 5-е и 6-е port de bras
  3. Battements relevés lents et battements développés на 90° в позах: croisée, effacée, écartée вперед, назад:
  4. I, II, III arabesques
  5. Grands battements jetés et grands battements jetés pointes в больших позах IV arabesque
  6. 4-е рort de bras
  7. IV arabesque носком в пол
  8. Préparation tour из V позиции en dehors et en dedans
  9. Préparation tour из II позиции en dehors et en dedans
  10. Pas jetés fondus с продвижением вперед и назад
  11. Temps lié с перегибом корпуса
  12. Pas de bourrée без перемены ног

Allegro

  1. Pas échappé на II и IV позиции и en tournant по ¼, ½ оборота
  2. Double assemblé
  3. Pas de chat
  4. Temps relevé с ногой в положении sur le cou-de-pied
  5. Sissonne en verte et sissonne en verte pas de reloppe на 45º во всех направлениях и позах
  6. Sissonné tombée и в позах вперед и назад
  7. Temps lié sante
  8. Pas ballonné во всех направлениях и позах, на месте и с продвижением
  9. Pas échappé battu
  10. Petit pas jetés с окончанием в маленькие позы
  11. Pas glissade в маленьких позах вперед, назад и в сторону
  12. Sissonne fermée во всех направлениях и позах
  13. Sissonne ouverte en face, sissonne ouverte par développé
  14. Pas de basque вперед и назад
  15. Pas de chat с согнутыми ногами

Экзерсис на пальцах

  1. Pas échappé из II, IV позиции
  2. Pas de bourrée ballotté на croisée et effacée
  3. Sissonne ouverte pas développé на 45º во всех направлениях и позах (по усмотрению педагога)
  4. Pas assemble soutenu en tournant en dehors et en dedans ½ оборота
  5. Sissonne simple en tournant по ¼ и ½ оборота
  6. Préparation к tour из V позиции
  7. Tour из V позиции en dehors et dedans (по усмотрению педагога)
  8. Pas de bourree suivi en face в маленьких и больших позах с продвижением в сторону, вперед, en tournant на месте
  9. Pas glissade в позах
  10. Petit pas jetes с продвижением вперед, назад, в сторону, другая нога в положении cur le coup-de-pied в позах
  11. Sissonne simple en face, позднее в позах
  12. Temps lié par terre вперед и назад.

Методические рекомендации:

    При исполнении adagio на середине очень важен переход из позы в позу. Для этого педагог должен при составлении комбинации adagio делить ее на фразы, в которых есть главные движения и связующие. Точное музыкальное сопровождение обеспечит удобное построение комбинации adagio. Тогда срабатывает принцип «если удобно, значит, правильно, если правильно, значит, красиво».  Красота в исполнении – цель классического танца!

     При работе над вращением не забывать о голове, направленности взгляда. При крепких опорных ногах бедра не тормозят, вращения, активно работают вместе с плечами.

    При работе над прыжками можно использовать следующую комбинацию: по 8 прыжков по свободной позиции в т.2, 4, 6, 8; поворачиваясь направо; затем по 4 прыжка по тем же точкам; затем по 2 прыжка; затем по I два поворота. Всю комбинацию повторить в левую сторону, собственно по точкам 8, 6, 4, 2. Данная комбинация помогает вырабатывать силу ног в allegro, ориентацию в пространстве.

    При изучении IV arabesque очень важно следить за работой спины. Не ослаблять внимания при положении ноги назад. Для этого полезно у станка как можно больше исполнять позу назад, проверяя каждого ученика отдельно. При крепкой рабочей спине следить за пластичностью и мягкостью рук. Обращать внимание на положение головы в различных позах.

 V год обучения:

    В пятом классе закрепляется программный материал четвертого класса.

Основные задачи: выработка устойчивости на полупальцах, продолжение работы над чистотой, свободой и выразительностью исполнения.

    В V классе вводится исполнение упражнений en tournant на середине, adagio усложняется за счет новых движений, происходит дальнейшее освоение техники tours и заносок. Продолжается работа над пластичностью и точностью координации при исполнении больших поз и tours, над положением рук и головы.

    На изучение каждого элемента по программе V года обучения и составление комбинаций у станка и на середине выделяется 6 часов в неделю.

Экзерсис у станка

  1. Battenmets soutenus на 90º во всех направлениях и позах, на всей стопе и на полупальцах
  2. Battements frappés et double frappés на полупальцах с окончанием на demi-plié en face и в позах
  3. Flic-flac en face
  4. Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans на demi-plies
  5. Battements relevés lents et battements développés en face:
  • на полупальцах
  • с plié-relevé
  • с plié-relevé et demi-rond de jambe en face из позы в позу
  1. Demi et grand rond de jambe développé на полупальцах en face и из позы в позу
  2. Grands battements jetés développés (мягкий battements на всей стопе)
  3. Grands battements jetés passe par terre через I позицию с окончанием на носок вперед или назад и в позы
  4. Petit temps relevé en dehors, en dedans на всей стопе и на полупальцах (preparation к пируэту)
  5. Battements tendus, pour batterie
  6. Battements frappés et double battements frappés с окончанием на demi-plié.

Экзерсис на середине зала

  1. Battements tendus en tournant en dehors et en dedans по 1/8, ¼, ½ круга
  2. Battements tendus jetés en tournant по 1/8, ¼, ½ круга
  3. Rond de jambe на 45º и на demi-plié
  4. Battements soutenus на 90º en face и в позах
  5. Flic-flac en face
  6. Battements relevés lents в IV arabesque
  7. Battements développés в IV arabesque
  8. Battements developpes с demi-pliés и переходом с ноги на ногу, en face и в позах
  9. Demi-rond développés en dehors et en dedans из позы в позу
  10. Pas tombé:
  • на месте с полуповоротом en dehors et en dedans, работающая нога в положении sur le coup-de-pied
  • из позы в позу 45º и 90º с окончанием на носок и на 90º
  1. Grands battements jetés developpes en face и в позах
  2. Pas glissade en tournand по целому обороту по диагонали
  3. Battements frappés et double frappés на demi-pliés

Allegro

  1. Pas jeté с продвижением
  2. Pas ballonnée в позах
  3. Pas embooté вперед и назад, sur le cou-de-pied и на 45º
  4. Pas assemble с продвижением с приемов: pas glissade, шаг - coupé

Экзерсис на пальцах

  1. Pas échappé en tournant по II и по IV позиции на ¼ оборота
  2. Pas jeté в позах на 45º с окончанием в demi-plié
  3. Relevés на одной ноге, другая в положении sur le cou-de-pied и на 45º в различных позах.
  4. Pas assemblé soutenu en tournant en dehors et en dedans

Методические рекомендации:

    При изучении больших прыжков с продвижением нужно следить за тем, чтобы:

  • был «посыл» в бедрах;
  • во время исполнения самого прыжка держать позу («нести ее»);
  • знать точное направление прыжка, т.е. знать, «куда иду».

    При исполнении заносок важно ноги открывать перед ударом, если ноги откроются перед ударом, тогда и заноска будет более яркая.

При изучении прыжков на пальцах нужно очень сильно держать щиколотку, не распуская ни в коем случае спину, бедра и живот держать подтянутыми. При этом не должно быть напряжения в руках, шее. Свобода в руках и шее достигается только при освоении пальцевой техники, а техника нарабатывается путем многократного исполнения простейших упражнений.     Не рекомендуется перегружать комбинации на уроке обилием разнообразных движений.

VI год обучения:

    В шестом классе закрепляется материал, выученный в V классе.

Основные задачи: укрепление устойчивости (aplomb) в различных поворотах, в упражнениях на полупальцах; развитие пластичности рук и корпуса; продолжение работы над координацией; закрепление техники вращения; упражнения en tournant; изучение прыжков с различных приемов.

    На изучение каждого элемента по программе шестого класса и составление комбинаций у станка и на середине зала выделяется 6 часов в неделю.

Экзерсис у станка

  1. Petits battements sur le cou-de-pied с plié-relevé на всей стопе и на полупальцах
  2. Flic-flac en tournant на ½ и целый поворот
  3. Battements fondus на 90º
  4. Développé ballotté
  5. Battements développés с коротким balancé вперед, в сторону, назад и в позах.

Экзерсис на середине зала

  1. Rond de jambe par terre en tournant по 1/8, ¼, ½ круга
  2. Battements fondus:
  • с plié-relevé et demi-rond на 45º из позы в позу
  • с plié-relevé et demi-rond на 45º en face и из позы в позу
  • double fondus в позах
  1. Petit battement sur le cou-de-pied c plié-relevé на всей стопе
  2. Grand rond développé en dehors et en dedans из позы в позу
  3. Temps lié на 90º вперед и назад
  4. Pas de bourrée dessous en face
  5. Pas de bourrée ballotté en tournant
  6. Soutenu en tournant en dehors et en dedans по ½ и целому повороту, начиная носком в пол и на 45º
  7. Tours en dehors et en dedans из IV, II, V позиции (1-2 оборота)
  8. Tours dégagée по диагонали (4-8) по усмотрению педагога
  9. Tours piques 4-8 по усмотрению педагога
  10. Tours chaînés 8-16 по усмотрению педагога

Allegro

  1. Tours в воздухе (мужской класс)
  2. Grand sissonne on verte во всех позах без придвижения
  3. Royale
  4. Entrechat-quatre
  5. Échappé battu с окончанием на одну ногу
  6. Pas assemblé en tournant
  7. Pas chasse во всех направлениях и позах (с приемов: petit sissonne tombé, développé tombé)
  8. Rond de jambe en l’air soute en dehons et en dedans с приемов sissonne ouverte на II позиции en tournant на ¼, ½
  9. Pas failli

Экзерсис на пальцах

  1. Pas de bourrée dessus-dessous en face
  2. Pas de bourrée en tournant:
  • simple
  • ballotté на ¼ оборота
  1. Pas coupé-ballonnée с отрыванием ноги вперед
  2. Préparation к tour et tour en dehors
  3. Sissonne ouverte на 45º
  4. Pas glissade en tournant по диагонали
  5. Grand sissonne ouverte во всех направлениях из позы в позу на 45º и на 90º
  6. Pas tombé из позы в позу на 90º
  7. Relevés на одной ноге в позах на 45º и на 90º с продвижением вперед и назад (2-4-6 раз)
  8. Pirouettes en dehors et en dedans из IV позиции (2 оборота)
  9. Pirouettes en dehors из V позиции по одному подряд (6-8 раз)

Методические рекомендации:

    При изучении Flic-flac en tournant обращать внимание на flac. Для этого в младших классах при изучении pas de bourrée важно второе положение sur le cou-de-pied.

    При изучении grands battements jetés на полупальцах следить за опорной ногой, которая должна быть предельно вытянута, колено – не только вытянуто, но и подтянуто вверх.

 VII год обучения:

    В седьмом классе закрепляется программный материал шестого года обучения.

Основной задачей данного курса является развитие сознательности и осознанности. В седьмом классе должен быть выработан принцип сознательности обучения и осознанность исполнения каждого движения, каждой комбинации, расширение индивидуального исполнения, повышение уровня профессиональной подготовки.

    Исполнение на основе пройденного материала в классе на середине хореографических композиций на классическую музыку, вариаций и отрывков из балетных спектаклей.

    Экзерсис у станка

  1. Battements développés tombés во всех направлениях и из позы в позу
  2. Pirouette en dehors et en dedans с приема relevé (2 оборота)
  3. Fouetté без вращения, далее по мере усвоения с вращением по 2-4 раза с окончанием в сторону и sur le cou-de-pied
  4. Grand battements jetés на полупальцах во всех направлениях и в позах

Экзерсис на середине зала

  1. Battements fondus en tournant на ¼
  2. Flic-flac en tournant et en dedans en face и из позы в позу
  3. Tours lents в позах: вперед, назад - attitude, arabesque, в сторону – écartée en dehors et en dedans
  4. Temps lié на 45º и на 90º c tour en dehors et en dedans
  5. Tours sur le cou- de-pied и tine-bouchou c grand plie по I, V позициям, во 2-ой половине года с окончанием в позу на 90º
  6. Grands battements jetes balancés в сторону с работой корпуса
  7. Hаклоны и подъем в I, II, IV arabesques
  8. Fouetté на 45º (4-8 раз)

Allegro

  1. Grand assemblé с приемов: pas coupé, pas glissade, pas faili
  2. Saut de basque –  вначале изучается по прямой с приема coupé – шаг. Затем по усмотрению педагога по диагонали с приемов: pas glissade, pas chasse, coupé – шаг подряд 4-8 раз.
  3. Grand fouetté saut с шага – coupé вперед на croise в позы I arabesque, atittude effacè
  4. Перекидное jetés (entrelacé). Вначале изучается по прямой с шага каждое отдельно. По мере усвоения изучается по диагонали с pas chasse, pas de bourrée

Экзерсис на пальцах

  1. Pirouettes en dehors c dégagé по прямой и по диагонали (4-8 раз)
  2. Pirouettes en dedans c coupé – шага по прямой и по диагонали (4-8 раз)
  3. Tours fouettés на 45º (4-8 раз)
  4. Прыжки на пальцах: soute по V позиции на месте и с продвижением; changement de pied en face et en tournant ½, ¼ круга, pas польки вперед, назад с продвижением на épaulement croisé et effacé.

 Методические рекомендации:

    При изучении fouetté следить за работой рук. Они помогают вращению путем точной фиксации положения.

При изучении «перекидного» jeté обратить особое внимание на бросковую ногу, ногу бросать не вверх, не по кругу, а как бы исполняя «ножницы». Важно также следить за тем, чтобы лопатки не «распускались», спина должна быть прогнута к ноге.

При исполнении pas tombé из позы в позу на 90º спина крепко держится, не «распускаются» лопатки, руки приходят в позу одновременно с ногами и головой. Для этого нужно составлять комбинации предельно музыкально, чтобы акцент в музыкальном сопровождении совпал с главным движением (в данном случае с pas tombé).

При исполнении вращений по диагонали объяснять учащимся, что перед исполнением серий вращений необходимо:

  • совершенно осмысленно держать точку глазами;
  • готовить себя не на 8 или 16 tours по одному, а на 8 или 16 за одно («точно знаю, сколько делаю»);
  • сознательно останавливаться после исполнения серии вращений – для этого обязательно сделать demi-plié перед шагом в конечную позу.

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

6.1.  Методическое обеспечение программы:

  1. Изучение методической и специальной литературы по классическому танцу.
  2. Просмотр видеоматериалов: открытых уроков и концертных номеров аналогичных  и специальных учебных заведений.
  3. Просмотр хореографических номеров профессиональных коллективов.
  4. Обмен опытом работы посредством открытых уроков и отчётных концертов.
  5. Знакомство с методикой работы аналогичных учебных заведений.
  6. Поиск необходимого материала в интернете, участие в форумах на интересующую тему.

6.2. Условия реализации программы:

1.Учебный оборудованный хореографический класс.

2. Актовый зал, с местами для зрителей.

3. Концертный зал.

4. Комнаты для переодевания.

5. Интернет сайт, наглядная информация по сценической практике (фото, видеоматериал).

6. Концертные костюмы.

7. Аудиоаппаратура (музыкальный центр, колонки.)                  

                        VII. Материально-техническое обеспечение:

1.Библиотечный фонд:

  • Стандарт дополнительного образования художественно-эстетической направленности для ДШИ;
  • Методические издания, учебные пособия, книги по классическому танцу, для преподавателей хореографических дисциплин и руководителей хореографических коллективов.
  • Примерные программы по хореографическим дисциплинам.

  2 .Демонстрационные материалы:

  • плакаты методические;
  • портреты выдающихся хореографов, выдающихся деятелей в области хореографического искусства.

3.Технические средства:

  • персональный компьютер;
  • усилитель звука, колонки;
  • переносной музыкальный центр;
  • экран (на штативе);
  • цифровая видеокамера.

  4.Учебно-практическое оборудование:

  • хореографический станок;
  • гимнастические коврики;
  • гимнастические скакалки;
  • сценические костюмы.                    

                      VIII. Мониторинг успеваемости обучающихся  

                                 по предмету классический танец:

        Фамилия, имя

        обучающегося

   I четв.

  II

четв.

  III четв.

  IV

четв.

Оценка  

  за год

Оценка

      за экзамен

                                                       1 год обучения:

                                                       2 год обучения:

                                                       3 год обучения:

                                                       4 год обучения:

                                                       5 год обучения:

                                                        6 год обучения:

                                                         7 год обучения:

                                           Рекомендуемая литература:

  1. Базарова Н. Классический танец. Л., Искусство, 1975
  2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., М., Искусство, 1964.
  3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Санкт-Петербург, «Лань», 2002г .
  4. Костровицкая В. Классический танец. Слитные движения /Под ред. Вагановой А.  М., Сов. Россия, 1961.
  5. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. , Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, «Планета музыки», 2009г.
  6. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. М., Искусство, 1976.
  7. Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М., Искусство, 1971.
  8. Головкина С. Уроки классического танца / С. Головкина, - М., Искусство, 1989г.
  9. Костровицкая В.С. Школа классического танца. / В.С. Костровицкая, А. Писарев, - Л. -  Искусство, 1986г.
  10. Тарасов Н. Классический танец, / Н.Тарасов, -  М., Искусство, 1981г.

                   

   

                                     

     

 

                   

                           

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа по предмету "вокал"

РАБОЧАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММАПО  ПРЕДМЕТУ  «ВОКАЛ»(в рамках «предмета по выбору»)для детей 10 -17 лет(5-летний срок обучения)Модифицированная...

Рабочая образовательная программа по предмету «Коллективное музицирование - ансамбль» с включением дополнительной программы по развитию национально-регионального компонента «Музыка родного края»

В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций в ходе традиций национальных культур. Этот процесс коснулся и НАО, который является центром самобытной ненецк...

Рабочая образовательная программа по предмету «Специальный инструмент. Балалайка»

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу балалайки, разработанных Министерством культу...

Рабочая образовательная программа по предмету Джаз-модерн танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8716030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;","width":"180"...

Рабочая образовательная программа по предмету Народно-сценический танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8715428","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...