АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ» ( старшие классы)
рабочая программа по музыке по теме

Храмешкина Ирина Павловна

 

Адаптированная программа «Ансамбль» (фортепиано) предназначена для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Она разработана на основе Примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент. Фортепиано», составитель В.А. Салахидинова, Москва,2006 г. и адаптирована к условиям образовательного процесса МКОУ ДОД «ДМШ ст. Советская» . Адаптированность программы заключается в следующем:   

- «ансамбль» включен в раздел учебного плана «предмет по выбору» в качестве самостоятельной дисциплины;

-отличительной чертой данной программы является распределение уч-ся на две группы, в зависимости от способностей и уровня подготовки;

- в основе изучения дисциплины  лежит репертуар, составленный с учётом двухуровневой системой обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx51.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                         

                МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ   МУЗЫКАЛЬНАЯ  ШКОЛА

ст.СОВЕТСКАЯ»

357329 Ставропольский  край, Кировский  район,

ст.Советская,  ул. Кирова, 9. т.факс 8-87938-67-4-07

ИНН 2609019097, КПП 260901001,

ОГРН  1022602224534                                                                                                                             Утверждено:                                                                                Согласовано:

  приказом МОУ ДОД                                                 «Ставропольский краевой центр

  «ДМШ ст.Советская»                                            Профессиональной переподготовки

      от 20.12.2011г. № 60                                                       и повышения квалификации

                                                                                  работников культуры, искусства и кино

 директор __________ Е.В.Белевцова                Директор  :  ___________О.Г.Бурсаниди

                                               АДАПТИРОВАННАЯ  УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«ФОРТЕПИАННЫЙ  АНСАМБЛЬ»

( старшие классы)

                                                                                                                   Составил:

                                                                                                       преподаватель МКОУ ДОД

                                                                                                           «ДМШ ст.Советская»

                                                                                                                 Храмешкина И.П.

                                                          ст.Советская 2011

 ведение

Адаптированная программа «Ансамбль» (фортепиано) предназначена для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. Она разработана на основе Примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент. Фортепиано», составитель В.А. Салахидинова, Москва,2006 г. и адаптирована к условиям образовательного процесса МКОУ ДОД «ДМШ ст. Советская» . Адаптированность программы заключается в следующем:   

- «ансамбль» включен в раздел учебного плана «предмет по выбору» в качестве самостоятельной дисциплины;

-отличительной чертой данной программы является распределение уч-ся на две группы, в зависимости от способностей и уровня подготовки;

- в основе изучения дисциплины  лежит репертуар, составленный с учётом двухуровневой системой обучения.

Структура программы:

1. Пояснительная записка;

2.Содержание программы;

3. Примерный репертуарный список;

4. Рекомендуемая методическая литература

     

                                                                                                                           

      Пояснительная записка

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.

     Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе.

Ансамбль это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются общими усилиями.

Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с          предельной точностью мельчайших длительностей звуков, пауз у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования исполнителями темпа и пульса музыки, первым требованием игры.

Другим выразительным средством является динамика. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыкального произведения, его эмоциональное содержание.

Следующим этапом в ансамблевой игре предлагается работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в тексте обозначаются с помощью акцентов, словесных указаний и др.

Обучение предмету «Ансамбль» не только  способствует развитию пианистических навыков учащихся, приобретённых на уроках специальности, но и расширению кругозора, а главное, позволяет ученику принять непосредственное участие в творческом процессе музицирования.

Полученные на уроках знания и умения должны помочь ученикам в их занятиях по сольфеджио, по специальному фортепиано.

Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по специальности, хору способствует формированию их музыкального кругозора.

Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.

Цели:

- развитие  творческой активности детей

- развитие музыкального вкуса, расширение  представления учащихся о музыкальном искусстве

- развитие интереса к совместному музицированию

Задачи:

     -развитие  навыка чтения с листа

     -освоение  основных видов фактуры в ансамбле

     - развитие музыкальных способностей:

                                                        - чувство ритма,

                                                        - тембрового слуха,

                                                        - музыкальной памяти.

     - формирование  навыков  ансамблевой игры.

Программа разработана для учащихся 5-7 (8) классов ДМШ, которые к этому времени   в достаточной мере овладевают основными навыками игры на фортепиано.

Адаптированность данной программы заключается в дифференцированном подходе к учащимся, которые распределяются в зависимости от способностей и степени пианистической подготовленности на 2 группы: «А»— общеэстетический уровень, «Б» – академический уровень. Обучение в разных группах отличается выбором репертуара, сложность  которого  определяется для каждого учащегося  индивидуально.

Формы занятий – индивидуальные /преподаватель+ученик/ и мелкогрупповые /ученик+ученик/- совместная игра, а также концертные выступления / на конкурсах, фестивалях, внутришкольных концертах и т.д./

Режим занятий – по 0,5 академического часа в неделю /при  индивидуальной форме обучения/, 1 академический час на двоих /при совместной форме – в ансамбле/.

 Ожидаемые результаты:

К моменту окончания обучения у учащихся должно выработаться чувство ответственности за качество освоения собственной партии, они должны достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.

   Развить в себе такие навыки, как:

- «чувство партнёрства» - умение слышать партнёра и помогать ему в воплощении исполнительских намерений

- умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

- навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий

 Оценивается учёба по четвертям и выставляется итоговая годовая оценка. На эту оценку влияют результаты выступлений на академических зачётах в конце 1 полугодия и итоговый экзамен во втором полугодии, а так же выступления в ансамбле на концертах и достигнутые результаты – благодарности, сертификаты, грамоты, дипломы и т.д.

Содержание программы

.

   1 год обучения ( 5 класс)

1.Вводное занятие – систематизация ранее полученных знаний и умений,  по дисциплине «фортепианный ансамбль»

       2.Определение ансамбля, его виды  (формы и режим занятий, перспективы коллективных  выступлений /по плану отделения/)

  1. Беседа о произведении:

        - рассказ об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором.

  1. Чтение с листа :   

- работа над развитием быстрого чтения с листа.

     5.Посадка дуэта :   

         - при 4-х ручной игре за одним фортепиано отличие от сольного исполнительства начинается с  самой посадки, т.к. каждый пианист имеет в своём распоряжении только половину клавиатуры. Партнёры должны уметь «поделить клавиатуру» и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении/ один локоть под другим/.

  1. Развитие  и закрепление ранее полученных ансамблевых навыков:

          - солирование  (когда нужно ярче выявить свою партию /независимо от партий/)

         - аккомпанирование  (умение отойти на второй план ради единого целого)

Разучивание  4-х ручных произведений в соответствии с уровнем пианистических навыков учащихся.

  1. Индивидуальное разучивание партии:

        -правильность исполнения нот,  аппликатура,  штрихи, темп, агогика.

Из-за малого размера времени, выделяемого на урок ансамбля, большое внимание нужно уделить на домашнюю работу. Разбираем дома, показываем  и учим в классе.

  1. Работа над совместным исполнением:

        - вступление – ауфтакт, штрихи/стаккато, легато, нон легато/, метроритм,  динамика /форте, пиано и т.д./

   9.Работа над концертным исполнением репертуара, участие в коллективных мероприятиях.

 

 Общеэстетический уровень (Группа А)

В течение учебного года учащиеся должены освоить:

- 4-5 произведения (в разной степени готовности)

Академический уровень (Группа Б)

В течение учебного года учащийся должен освоить:

- 5-6 произведений (в разной степени готовности)

 ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

                               I года обучения        

Общеэстетический уровень (Группа А)

    Вариант  №1

       1.Кюи Ц. «Пастушок»  

2.Кочугурова И. обр. «Молдавеняска»

     3.Балаев Г. обр. «Пойду ль я, выйду ль я…»

     4.Сметана Б. «Полька» (из оперы «Проданная невеста»)

     5.Шуман Р. «Хоровод»

    Вариант  №2

  1. А.Островский «Школьная полька»

2.В.Соловьёв « Белорусский танец»

      3.И.Беркович «Марш»

      4.С.Майкапар «Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки»

                  пьеса    №5

      5. С.Майкапар «Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки»

            пьеса    №8

Вариант №3

1.Ц.Кюи «Вприсядку»

2. С.Майкапар «Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки

                           №10

 3.П.Чекалов обр. «Из-под дуба»

4.И.Беркович обр. «Коровушка»

5. И.Беркович обр. «Дубинушка»

Академический уровень (Группа Б)

Вариант  №1

1.И.Беркович  обр. «За речкой, за привалом»

2. .И.Беркович  обр. «Ревёт и стонет Днепр широкий»

3.Н.Голубовская обр. «Светит месяц»

4.А.Гречанинов  «Пьеса»

5.М.Равель «Павана спящей красавицы»

   

 Вариант  №2

1.В.Пороцкий  «Птички»

2.В.А.Моцарт  Фрагмент из оперы «Волшебная флейта»

3.Ж.Б.Векерлен  «Пастораль»

4.Й.Гайдн «Серенада»

 5.И.Брамс «Песня»

Вариант №3

1.М.Иванов-Радкевич «Марш»

2.Й.Гайдн «Песня Ганны»

3.Й.Гайдн « Три немецких танца»

 4.В.А.Моцарт «Колыбельная песня»

5. Ф.Шуберт  «Немецкий танец»

Примерные программы для зачёта:

Общеэстетический уровень (Группа А)

Вариант 1

1.А.Островский «Школьная полька»

2.В.Соловьёв « Белорусский танец»

Вариант 2

1. С.Майкапар «Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки    №5

2. Ц.Кюи «Вприсядку»

Академический уровень (Группа Б)

 Вариант 1

1. М.Равель «Павана спящей красавицы»

2. В.А.Моцарт  Фрагмент из оперы «Волшебная флейта»

Вариант 2

1. Й.Гайдн «Серенада»

2. И.Брамс «Песня»

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                 I год обучения( 5 класс)

Из расчёта на 2 учащихся

№ п.п

Название темы урока

всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Беседа о произведении

0,5

0,5

--------

3

Чтение с листа

4

-------

4

4

Посадка дуэта ( разграничение клавиатуры)

1

0,5

0,5

5

Индивидуальное разучивание партии

3

1

2

6

Работа над совместным исполнением

8

2

6

7

Работа над концертным репертуаром, участие в коллективных мероприятиях

14,5

1

13,5

ИТОГО  в  ГОД:

34

 2 год  обучения ( 6 класс)

  1. Вводное занятие – план работы по полугодиям, перспектива коллективных выступлений                                         
  1. Классическая музыка /на примере программных произведений/               

- особенности  классической  музыки,

           -  беседа о композиторах-классиках

 - беседа о произведениях, взятых на разбор (характер произведения, музыкальное содержание,  форма, значение и функции каждой  партии, знакомство с биографией и  творчеством композитора).

  1. Многожанровость  в музыке / на примере программных произведений/   ( вальс, пьесы и т.д.)

Особенности исполнения, разбор взятых произведений.

  1. Педализация :       

            - кто из партнёров должен педализировать? Часто учащиеся не знают этого. Надо объяснить, что педализирует исполнитель партии secondo, т.к. обычно она служит   фундаментом / бас, гармония/ мелодии, чаще проходящей в верхних регистрах.

  1. Работа над совместным исполнением:  ауфтакт, штрихи,  динамика

6. Чтение с листа :   

- продолжение развития быстрого чтения с листа и умения читать вперёд на такт.

  1. Коллективное выступление - участие в школьных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, концертах  / по плану/

     Общеэстетический уровень (Группа А)

В течение учебного года учащиеся должены освоить:

- 4-5 произведений (в разной степени готовности), в том числе  2-3 произведения композиторов - классиков

В конце учебного года на зачёте учащиеся  исполняют 2 произведения и читают, с листа (подготовка – 15 мин.).

Академический уровень (Группа Б)

       В течение учебного года учащиеся должены освоить:

- 5-6 произведений (в разной степени готовности), в том числе 3-4 произведения композиторов – классиков.

 В конце учебного года на зачёте учащиеся  исполняют 2 произведения и читают с листа (подготовка – 10 мин.).

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

                               2 года обучения (6 класс)

Общеэстетический уровень (Группа А)

    Вариант  №1

1. . В.А.Моцарт  Фрагмент из оперы «Волшебная флейта»

2.Г.Ф.Генднль «Марш» из оратории «Иуда Маккавей»

3.И.С.Бах «Сарабанда»

4.Е.Комалькова обр. «Уж ты, поле моё»

5.Г.Лобачёв обр. «Утёнушка луговая»

  Вариант №2

1.И.С.Бах «Ария Бахуса»

2.А.Аренский «Сказка»

3.В.Агафонников «Вальс»

4.О.Евлахов «Танец восковых фигурок»

5.М.Шмитц «Весёлый разговор»

  Вариант №3

1.П.Чайковский обр. «Уж ты, поле моё»

2. П.Чайковский обр.  «Как по морю синему»

3.Г.Балаев аранж.  «Пойду ль я, выйду ль я…»

4.Н.Раков «Ровесники»

5.М.Глинка «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»

Академический уровень (Группа Б)

Вариант №1

1.Р.Шуман «Сельская песня»

2.И.Штраус «Полька»

3.Ж.Бизе «Серенада»

4.П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

5.Э.Григ «Песня»

6.Г.Балаев аранж. «Светит месяц»

Вариант №2

1.С. Рахманинов «Сон»

2.П.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

3.Э.Григ «Юмореска»

4.И.Стравинский «Гавот»

5.Г.Балаев аранж.  «Очи чёрные»

6.Б.Барток «Венгерская песня»

Вариант №3

1.В.А.Моцарт Сонатина фа мажор ор.150 №1

2.Д.Тюрк  «Маленький финал»

3. Я.Ваньхаль  «Андантино»

4.А.Диабелли «Военное рондо»

5. Г. Балаев  аранж. «Вдоль по улице»

6.Дж.Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бес»

Примерные программы для зачёта:

Общеэстетический уровень (Группа А)

Вариант 1

1. И.С.Бах «Сарабанда»

2. А.Аренский «Сказка»

Вариант 2

1 П.Чайковский обр. «Уж ты, поле моё»

2. М.Глинка «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»

3.Ф.Мендельсон «Песня без слов №9» (читка слиста)

Академический уровень (Группа Б)

 Вариант 1

1. И.Штраус «Полька»

2. П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

Вариант 2

1. Г.Балаев аранж.  «Очи чёрные»

2. .В.А.Моцарт Сонатина фа мажор ор.150 №1

3.М.Глинка «Рондо Антониды» из оперы «Иван Сусанин» (читка с листа)

  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                 2 год обучения( 6 класс)

Из расчёта на 2 учащихся

№ п.п

Название темы урока

всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Классическая музыка (беседа о композиторах, исполняемом произведении)

0,5

0,5

--------

3

Многожанровость  в классической музыке 

0,5

0,5

____

4

Индивидуальное разучивание партии

4

------

4

5

Педализация

4

2

2

6

Работа над совместным исполнением

4

------

4

7

Чтение с листа

4

------

4

8

Работа над концертным репертуаром

14

14

9

Коллективное выступление , участие в концертных мероприятиях

2

------

2

ИТОГО  в  ГОД:

34

3,5

30,5

  

  1. год обучения (7 класс)

       1.Вводное занятие – план работы по полугодиям, перспектива коллективных выступлений                                         

      2.Закрепление  навыков, полученных  ранее;

      3.Современная  музыка /на примере программных произведений/               

- особенности  современной  музыки (популярная музыкальная литература, знакомство с джазом)

           -  беседа о современных композиторах,

            - беседа о произведениях, взятых на разбор. Работа над ритмом, точной передачей стиля исполняемого произведения;

      4.Развитие навыка самостоятельной работы;

5.Закрепление  навыка  чтения с листа  и транспонирования (в группе «В»).

        6. Подготовка к концертным выступлениям – участие в концертной деятельности школы и за её пределами.                 

     Общеэстетический уровень (Группа А)

В течение учебного года учащийся должен освоить:

- 4-5 произведений (в разной степени готовности), в том числе:

- 1-2 классических произведений;

- 1-2 джазовых произведений;

-1-2 произведения популярной музыки

На итоговом зачёте в конце второго полугодия, учащиеся должен показать знание терминологии; исполнить 2 произведения, прочитать с листа (подготовка – 15 мин.)

Академический уровень (Группа Б)

В течение учебного года учащийся должен освоить:

- 5-6 произведений (разной степени готовности), в том числе:

- 1-2 классических произведений;

- 1-2 джазовых произведения

-1-2 произведения популярной музыки

На итоговом зачёте в конце первого полугодия, учащиеся должены показать знание терминологии; исполнить 2 произведения, прочитать произведение с листа (подготовка – 10 мин.)

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

                               3 года обучения (7 класс)

Общеэстетический уровень (Группа А)

    Вариант  №1

1.К.Бах Соната до мажор (2 часть)

2.Ц.Кюи «Вальс»

3.А.Муравлёв «Шарманка из музыки к к/ф «Белый пудель»

4.А.Пахмутова «Петух» из цикла «Пернатые друзья»

5.В.Казенин «Аллегро»

6.И.С.Бах «Шутка»

Вариант №2

1.И.Брамс «В зелёных ивах дом стоит»

2.Ж.Бизе «Пастораль»

3.С.Слонимский «Полька» из музыки к «Ревизору»

4.А.Петров «Марш» из к/ф «Мишель и Мишутка»

5.Р.Глиэр «Грустный вальс»

6.С.Джоплин «Артист эстрады»

Вариант №3

1.П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

2.И.Стравинский»Вальс» из балета «Петрушка»

3.Н.Раков «Эксцентрический танец»

4.Б.Шнапер «Прерванное адажио»

5.Д.Толстой «Шутка»

6.М.Шмитц «Заводные буги»

Академический уровень (Группа Б)

Вариант №1

1.Д.Тюрк  «Приветствую, мой ласковый клавир»

2.Й.Гайдн «Учитель и ученик»(вар-ии  из Сонаты фа мажор)

3.Г.Балаев аранж. «Белолица, круглолица»

4.С.Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам»

5.Д.Шостакович «Полька»

6.М.Шмитц  «Ночная фиалка»

Вариант №2

1.Д.Тюрк «Легким шагом и с бодрым настроением»

2.А.Диабелли Сонатина соль мажор  ор.163 №2

3.Г.Балаев аранж.  «Ах ты зимушка, зима»

4.Н.Чемберджи «Вальс Снегурочки» из балета «Сон Дрёмович»

5.А.Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

 6.Г.Балаев «Звёздная россыпь»

Вариант №3

1.Д.Тюрк «Я очень счастлив, очень рад»

2.А.Диабелли Сонатина соль мажор  ор.152 №1

3.Г.Балаев аранж. «Выхожу один я на дорогу»

4.А.Хачатурян «Танец Эгины» из балета «Спартак»

5.В Гаврилин «Марш»

6.Г.Балаев «Вечерний город»

 Примерные программы для зачёта:

Общеэстетический уровень (Группа А)

Вариант 1

1. Ц.Кюи «Вальс»

2.С.Слонимский «Полька» из музыки к «Ревизору»

Вариант 2

1. П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

2. Д.Толстой «Шутка»

3.А.Аренский «Сказка» (читка с листа)

Академический уровень (Группа Б)

Вариант 1

1. Й.Гайдн «Учитель и ученик»(вар-ии  из Сонаты фа мажор)

2.Г.Балаев аранж.  «Ах ты зимушка, зима»

Вариант 2

1. .Хачатурян «Танец Эгины» из балета «Спартак»

2.А.Диабелли Сонатина соль мажор  ор.152 №1

3.П.Чайковский обр. «Я вечор, млада, во пиру была» (читка с листа)

  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                 3 год обучения( 7 класс)

Из расчёта на 2 учащихся

№ п.п

Название темы урока

всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Закрепление  навыков, полученных  ранее

0,5

0,5

--------

3

Современная музыка (беседа о композиторах, исполняемом произведении)

0,5

0,5

____

4

Развитие навыка самостоятельной работы . Индивидуальное разучивание партии

4

------

4

5

Закрепление  навыка  чтения с листа  и транспонирования

4

2

2

6

Работа над совместным исполнением

8

------

8

7

Работа над концертным репертуаром

14

14

8

Коллективное выступление , участие в концертных мероприятиях

2

-------

2

ИТОГО  в  ГОД:

34

3,5

30,5

Рекомендуемые учебные пособия:

  1. Альбом ученика-пианиста 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, «Феникс»,2006
  2. Концертные аранжировки русских народных песен. Темы с вариациями для двух фортепиано. Для средних и старших классов ДМШ. - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2009
  3.  «Музыкальная мозаика» - авторские переложения Глуховой С.А. для фортепиано в 4 руки – Канаш, 2008
  4. Пьесы, сонатины и ансамбли.5-7 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006
  5. Золотая библиотека педагогического репертуара. Ансамбли в 4 руки. Изд. «Дека-ВС» Москва, 2003г
  6. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006 
  7. Золотая библиотека педагогического репертуара. Ансамбли для 2-х фортепиано в 4 и 8 рук. Изд. «Дека-ВС» Москва, 2003г
  8. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 2. Москва «Музыка» 1994 г.
  9. Ж.А.Пересветова – Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Изд. «Композитор Санкт-Петербург» 2008 г.
  10. Фортепианный дуэт. Москва «Музыка» 1988 г.
  11. Фортепианная музыка для детских музыкальных школ. Ансамбли. Старшие классы. Москва , Всесоюзное издательство советский композитор, 1985 г.
  12. И.Брамс – «Русский сувенир».Фантазии на русские песни для фортепиано в 4 руки - Ростов-на-Дону, «Феникс»,1999 г.
  13. Н Боголюбова – 16 русскиф народных песен. Обработка для фортепиано в 4 руки. Изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 1998 г.
  14. Играем в четыре руки. Альбом фортепианных ансамблей. Для средних классов детских музыкальных школ – Санкт-Петербург, 1999 г.
  15. За роялем всей семьёй. Популярные произведения в переложении для ф-но в 4 руки- Изд. «Композитор» Санкт-Петербург,2002 г.
  16. За роялем всей семьёй. Популярные произведения в переложении для ф-но в 4 руки. Первые шаги ансамблевого музицирования - Изд. «Композитор» Санкт-Петербург,2006 г.
  17. За роялем всей семьёй. Популярные произведения для ф-но в 4 руки. Играем народные песни - Изд. «Композитор» Санкт-Петербург,2007 г.
  18. Юный пианист. Выпуск 2. Изд. «Советский композитор, Москва 1988 г

 

 

Рекомендуемая методическая литература        

1.Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М., 1978.

2.Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. Музыкальные примеры для пения с сопровождением для учащихся 1-7-х классов ДМШ. — М.: Советский композитор, 1990.

3.Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс.- М.: Музыка, 1979.

4.Браудо И.А. Артикуляция.- Л., 1973.

5.Воронина Т. О камерном музицировании и становлении исполнителя.// О мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов.- Л., Изд. ЛОЛГК, 1986.

6.Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента.// О мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов.- Л., Изд. ЛОЛГК, 1986.

7.Голубовская Н. Искусство педализации.- М., 1967.

8.Готлиб А. Основы ансамблевой техники.- М.: Музыка, 1971.

9.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М., 2004.

10.Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. О работе концертмейстера.- М., 1974.

11.Рафелович О. Транспонирование в классе фортепиано.- М., 1963.

12.Старчеус М.С. Слух музыканта.- М., 2003.

13.Теплов Б. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.

14.Тимакин Е. Воспитание пианиста.- М., 2002.

15.Хрестоматия по аккомпанементу на фортепиано. Сост. С.Ляховицкая.- М.-Л.: Музыка, 1964.

16.Хрестоматия по аккомпанементу. 6, 7 классы. Педагогический репертуар ДМШ. Сост. и ред. В.Гитлица и В. Месснера. — М.: Советский композитор, 1962.

17.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.- М., 1984.

18. «Я – аккомпаниатор». Хрестоматия по аккомпанементу для учащихся старших классов ДМШ. Сост. Е.Г.Тебина. – С.-Пб.: Союз художников, 2006.

Адаптированная учебная программа

по предмету

"Фортепианный ансамбль"

                                                                               Старшие классы

  Содержание:

Введение                                                                                          стр……………..………1
Пояснительная  записка                                                          стр…………….………2

Ожидаемый результат                                                             стр…………………….4
Содержание программы                                                          стр ……………………5

          1 год обучения( 5 класс)                                          стр ………….…..5

          2 год обучения( 6 класс)                                          стр ……………..10

          3 год обучения( 7 класс)                                          стр ……………..14

 Рекомендуемые учебные пособия:                               стр………………19

                                                             
Рекомендуемая методическая литература                 стр…………………….20

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"

Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы в классе фортепиано

Методическая разработка раскрывает основные принципы и приемы работы над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано...