Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
план-конспект урока по музыке по теме

Мосунова Лариса Васильевна

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное  учреждение

дополнительного  образования  детей

«Школа  искусств» г. Новодвинск

Лариса Васильевна Мосунова,

преподаватель по классу фортепиано

Разработка открытого урока по классу фортепиано

«Работа над полифонией в старших классах»

Тема урока

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur.

Цель урока

Познакомить с трёхголосным полифоническим произведением - фуга, начать работу над I частью фуги - экспозицией.

Задачи

урока

Образовательные:

  • Выполнить разбор произведения в целом.
  • Выполнить разбор и начать работу над I частью фуги - экспозицией.
  • Правильно исполнять мелизмы и ритмические рисунки.

Развивающие:

  • Развивать слуховой контроль певучести исполнения, задержаний. Учиться слышать и видеть полифоническую ткань произведения, понять многоголосную фактуру.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к более сложному полифоническому материалу.
  • Воспитывать понимание музыки И.С. Баха.

Форма урока

Комбинированный

Тип урока

Изучение нового материала

Основные методы и приёмы обучения

Проблемный.

Словесный (рассказ, беседа)

Наглядно-практический (исполнение произведения и его частей преподавателем или воспроизведение записи)

Средства обучения

Фортепиано, стул, нотный сборник.

План урока

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности (5-6 мин)

3. Активизация ранее полученных ЗУН (7-10 мин)

4. Формирование новых знаний (22-29 мин)

5. Итог урока. (3-5 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация предстоящей учебной деятельности

Преподаватель исполняет музыкальное произведение И.С. Бах Фуга С-dur (может быть заменено воспроизведением записи).

3. Активизация ранее полученных ЗУН

Беседа с учащейся:

Вопрос

Предполагаемый ответ

Можете ли Вы назвать композитора?

И.С. Бах

Можете ли определить форму произведения?

Полифоническое произведение, фуга

Что ещё Вы можете рассказать о фуге?

Вся фуга строится вокруг короткой мелодии — темы.

Мелодике темы часто бывает, свойственна так называемая «скрытая полифония». Это явление выражается в том, что между отдельными звуками темы возникает мелодическая связь на расстоянии. Линия одного голоса как бы разделяется на две или три мелодические линии. Это осуществляется в результате скачков, либо с возвращением к исходному звуку, либо разделяющих мелодически близкие друг к другу звуки.

Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки и репризы.

В фуге обычно бывает от 2-х до 5-ти голосов (возможно и большее количество, если композитор обладает отточенным мастерством).

Термин «фуга» использовался уже в Средние века, но тогда им обозначался любой имитационный контрапункт (то есть произведение, в котором один голос время от времени повторяет другой). Техника фуги, какой мы знаем её сейчас, начала разрабатываться в XVI веке, как в вокальных, так и в инструментальных произведениях.

Форма фуги выросла из техники имитации, когда один и тот же мотив повторяется несколько раз, начинаясь с разных нот.

Иоганн Себастьян Бах считается величайшим сочинителем фуг. В течение жизни он часто участвовал в соревнованиях, где участникам предоставлялись темы, на которые они должны были немедленно сочинить и сыграть фуги (на органе или клавесине). Бах часто включал фуги в разные камерные произведения.

Сколько голосов Вы слышите в этом произведении?

3

4. Формирование новых знаний

Можете ли Вы теперь предположить какова тема нашего урока?

Фуга С-dur И.С. Бах

С чего бы Вы предложили начать работу над этим произведением?

Определим строение рассматриваемой фуги, тональные и динамический план, темы.

Будем прорабатывать каждый голос по-отдельности, а затем соединим их попарно1+2, 1+3, 2+3

Произведение сложное, мы будем работать над ним на нескольких следующих уроках, поэтому сегодня начнём разбор I части.

Методические рекомендации:

  • Работа ведётся по голосам, каждый голос проигрывается отдельно, выразительно и законченно.
  • Соединение голосов попарно в ансамбле с преподавателем на 2-х инструментах.
  • Исполнение пары голосов двумя руками с различным динамическим планом: верхний - f,
  • нижний - р.
  • Затем перевести внимание на нижний голос, контролировать наклон руки к 1 и 5 пальцам.
  • Игра различными штрихами, нужно добиваться более ясной артикуляции.
  • Ровное исполнение всех голосов при сосредоточенном внимании на одном из них.
  • Отдельно отработать места, где один голос переходит из одной руки в другую.
  • Особое внимание уделять аппликатурной дисциплине: скольжение пальцев, выдержанные звуки, беззвучная подмена.
  • Внимательно прослушивать гармонии, которые образуются в результате сплетения линий и голосов.
  • Чётко следить за правильным исполнением мелизмов и ритмического рисунка.
  • Постоянный слуховой контроль:
  • за вертикальными и горизонтальными линиями;
  • за нахождением нужного ансамбля в звучании голосов;
  • за динамикой произведения;
  • за задержаниями.

5. Итог урока

Насколько, примерно, в процентном соотношении мы приблизились сегодня к хорошему, качественному исполнению I части?

Что показалось Вам особенно трудным, непонятным?

Какие замечания преподавателя были особенно полезны?

Над чем Вы планируете поработать дома?

Как будете строить свою работу?

Оценивание работы на уроке учащейся не производится, т.к. это самый первый урок из цикла. Говорить пока о каких-то реальных достижениях затруднительно.

Список использованной литературы:

  • А. Чугаев. Особенности строения фуг Баха. «Музыка, М., 1975 г.
  • Работа над фугой: метод и школа И.С. Баха. Материалы Восьмых Баховских чтений 20-27 апреля 2006 г., С.-Пб., 2008.
  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1978
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982
  • Фейнберг С. Пианизм как искусство. - М.: Классика-XXI, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии" 11 класс

Разработка открытого урока по теме "Основные методы селекции и биотехнологии"...

Разработка открытого урока на городском семинаре учителей английского языка для 2 класса "Всё о себе", "About Myself"

Разработка урока включает отработку основных тем, изучаемых на начальном этапе обучения....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Практикум работы на ПЭВМ» Тема: Создание и форматирование таблиц в MS Word.

Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости  владения такими средствами обработки текста, создания и форматирования таблиц как MS Word....

Методическая разработка открытого урока Тема: Устройство на работу. Getting a job

Методическая разработка открытого урокаТема: Устройство на работу. Getting a jo...

Открытый урок по теме «основные принципы работы над полифонией в старших классах дмш»

Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение к...