Главные вкладки

    Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.
    методическая разработка по истории (5 класс) по теме

    Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл karfagen.docx19.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Первая война с Карфагеном.

    Цель урока:* сформировать  представление о причине и характере первой войны с Карфагеном;

    *развивать умение высказывать свое  мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения;

    * способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствие, добра, неприятия зла.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование: рисунки детей, иллюстрации, карта.

    Оформление доски:

    Правила дискуссии:        Тема: Первая война с Карфагеном.

    1. Не молчи!                                                                               План.
    2. Не согласен-спорь!                                                            1. Карфаген- соперник Рима.
    3. Умей слушать другого.                                                     2. Борьба за Сицилию.
    4. В споре рождается истина.                                                      3. Рим и Карфаген готовятся к новой                   схватке.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Завоевание Римом Италии». (тестирование)
    1. Город Рим возник в Италии на левом берегу реки:

    а) Нила  б) Тигра в) Тибра г) Евфрата

                  2. Особенностями природно-климатических условий Италии являются:

                         а)Высокие горы б)полноводные реки в) плодородные равнины

                 3. Для принятия законов граждане Рима собирались  на:

                         а)Марсовом Поле б)Капитолийском холме в)Палатинском холме  г)форуме

                 4. Переселенцы из завоеванных Римом областей назывались:

                        а)патрициями б)плебеями в)ликторами г)легионерами

                5. Римляне установили республику в:

                       а) 753 г. до н.э. б)509 г. до н.э. в) 390 г. до н.э.  г)280 г. до н.э.

               6. В результате победы над войском царя Пирра Рим установил господство над:

                     а) Италией б)Восточным Средиземноморьем в)Грецией г) Испанией  

              7. Республика в дословном переводе с латинского означает:

                     а) «Власть народа» б) «Общественное дело» в) «Власть знати» г) «Власть одного человека»

    8. В Римской  республике народный трибун обладает  правом «Вето», что в переводе с латинского означало:

         а) разрешаю  б)запрещаю в)утверждаю г)рекомендую

    9. В результате двухсотлетней борьбы плебеев и патрициев был заключен «Священный договор», по которому плебеи:

         а) стали полноправными гражданами Рима

        б) не получили права участвовать  в управлении Римом

        в) добились запрещения долгового рабства

        г) получили право становиться судьями

    3. Переход к изучению новой темы.

    Средиземноморье- так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного и связанных с ним морей. Если, глядя на карту, мысленно провести вертикальную черту между Грецией и Италией, то Средиземноморье условно разделится на две части. Правая половинка-это Восточное Средиземноморье, а левое-Западное. В 264 г. до н.э. римляне подчинили себе всю Италию и начали войну с Карфагеном. Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а у римлян его не было. В этой главе мы узнаем о кровопролитных войнах которые вела Римская республика, о тяжелых поражениях и блестящих побед.

    3.Изучение новой темы.

    *Карфаген-соперник Рима.

    Беседа по прочитанному.

    -Где находится Карфаген?

    (На территории Сев. Африки).

    -Почему началась Пуническая война?

    (Оба государства начали войну за обладание новыми территориями на побережье Зап. Средиземноморья).

    *Борьба за Сицилию  

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, беседа по прочитанному.

    -какой остров в первой Пунической войне смог завоевать Рим?

    (это остров Сицилия).

    -В чём была сила Карфагена?

    (У Карфагена был могущественный флот).

    *Рим и Карфаген готовятся к новой схватке.

    Словарная работа:

    Пуны- карфагеняне.

    Вороны- перекидные мостики с открытыми крючьями на конце.

    4.Физкультминутка.

    Точим, точим, точим нож.

    Будет очень он хорош.

    Будем резать мы припасы-

    Масло, сало, хлеб, колбасы,

    Помидоры, огурцы-

    Угощайтесь молодцы!

    5.Работа с источником. Личность в истории- Ганнибал.

    Насколько он был смел, бросаясь в опасность, на столько же бывал осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, от которого он бы уставал телом и падал духом. И зной и мороз переносил с равным терпением. Его видели, как он завернувшись в военный плащ, спит на голой земле среди караульных и часовых. Он первым устремлялся в бой, последним оставлял поле сражения.

    Но в одинаковой степени с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь.

    - Какие качества Ганнибала вызывают у вас уважение?

    - Как вы считаете, мешали ли Ганнибалу отрицательные черты его характера?

    7.Работа в контурной карте.

    - Найдите на карте Восточное и Западное Средиземноморье, о. Корсику и Сардинию.

    - Укажите все новые территории, захваченные Римом вне Италии.

    8.Закрепление изученного материала.

    Викторина «Римляне и карфагеняне».

    *Назовите богатейший город в Сев. Африке (Карфаген)

    *Кто такие пуны? (карфагеняне)

    *Сколько лет длилась первая Пуническая война? (23г.)

    *Что такое вороны? (перекидные мостики с острыми крючьями на конце)

    *Как звали сына полководца Гамилькара? (Ганнибал)

    *В чём было преимущество Карфагена над Римом? (у Карфагена был флот, а у Рима-нет)

    *Какой остров в 1-ой Пунической войне завоевал Рим? (о.Сицилия)

    *В каком году началась первая Пуническая война? (в 264 г. до н.э.)

    9.Вывод урока:

    *Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном, завладеть Сицилией;

    *Сломить сопротивление Карфагена не удалось;

    *Рим и Карфаген готовятся к новой войне.

    9.Анализ урока.

    Домашнее задание №41 читать; закончить в конт. картах; вопрос 6 письменно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

               СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

    Открытый урок по истории Древнего мира для 5 класса

    Урок для 5 класса по теме "В городе богини Афины" с использованием ИКТ...

    Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс

    На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник  Ф. А. Михайловского....

    Разработка урока по Истории Древнего мира "Финикийские мореплаватели", 5 класс

    На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф.А.Михайловского...

    Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

    Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

    ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

    Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

    Открытый урок по истории Древнего мира Древний Рим в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс по учебнику А.А.Вигасина

    Открытый урок по истории Древнего мира "Древний Рим" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся  5 класса по учебнику А.А.Вигасина. В данной методической разработке представлен...