Главные вкладки

    Открытый урок по истории Древнего мира Древний Рим в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс по учебнику А.А.Вигасина
    методическая разработка по истории (5 класс) на тему

    Жужнева Маргарита Сергеевна

    Открытый урок по истории Древнего мира "Древний Рим" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся  5 класса по учебнику А.А.Вигасина. В данной методической разработке представлен самоанализ урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый урок «Древний Рим» (по ФГОС)

    Цель:

    - рассмотреть местоположение, природные условия, занятия жителей Италии, историю возникновения Рима в эпоху царей;

    - формировать умения работать с различными источниками информации, правильно показывать по карте изучаемые объекты;

    - развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, познавательного интереса;

    - воспитывать интерес к предмету;

    - коррекция мышления на основе установления логических связей.

    Задачи:

    Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции  гуманистических нравственных ценностей;

    Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, познакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;

    Метапредметные - развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и  использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Методы и приемы:  частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, сравнение исторических объектов.

    Планируемые результаты:

    предметные:

    - воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

    - извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

    - показывать на карте географические объекты;

    метапредметные:

    - определять тему урока, цели;

    - выстраивать алгоритм своей работы;

    личностные:

    - развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

    - работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

    - анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива. 

    Организация образовательного пространства

    Учебник: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс.  М. –Просвещение, 2012

    Информационный материал: рисунки учебника, историческая карта.

    Интерактивный материал: презентация,  интерактивная  доска,  карта,  жетоны,  карточки.

    Раздаточный материал: сигнальные карточки «да» и «нет», конверты с заданием для игры «Реставрация.

    Основные понятия:

    Италия, римляне, земледелие, садоводство, ремесло, животноводство, мореплавание, рыболовство, Ромул, 753 год до н.э.

    1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1 минута.

    Учитель: Здравствуйте, ребята!

    Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, история которой завершает историю Древнего мира. (Слайд 1)

    Как и всегда, нам с вами предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания. Я надеюсь на вашу помощь.

            А сейчас давайте разомнёмся. (Речевая разминка)

    - Какой сейчас урок?

    - Какое сейчас время года?

    - Какой сегодня день недели?

    - Какой сейчас месяц?

    - Какой сейчас год?

    - Какой сейчас век?

    - Какой период истории мы изучаем?

    - Какая сегодня дата?

    - Как называется наше государство?

             А вот на вопрос «Историю каких государств мы изучали?» я предлагаю ответить так.

    Работа с картой.

            Представьте, что мы путешествуем по Средиземному морю. Покажите на карте Средиземное море.

            Наш кораблик зашёл в воды Средиземного моря и плывёт по северному побережью какого континента? (Африки)

            Какое древнее государство первым встречается на нашем пути? (Египет)

            О каких  достопримечательностях Египта ты можешь нам рассказать?

    Ученик: Египет – одно из самых древних государств. Он расположен на берегу реки Нил. Государство образовалось в третьем тысячелетии до н.э. Там правит владыка Египта фараон со своими вельможами. Здесь мы можем увидеть одно из чудес света пирамиды. Самая высокая – пирамида Хеопса.

    Учитель: Спасибо, садись. Наш кораблик плывёт дальше по южному побережью Средиземного

                    моря. Поворачивает к восточному побережью Средиземного моря. Проплывает какие

                    государства, с которыми мы с вами познакомились?

    Ученик (у доски): Древнееврейское царство с главным городом Иерусалим. Далее мы

                                   проплываем мимо древней Финикии.

    Учитель: А что ты мне расскажешь о финикийцах?

    Ученик: Финикийцы были опытными мореплавателями. Они образовали много колоний на

                    берегах Средиземного моря. Они основали г. Карфаген в Северной Африке. А ещё они

                    создали древнейший алфавит, который состоял из 22 букв. Каждая буква обозначала

                    согласный звук. В последствие от финикийского и греческого алфавитов произошли

                    все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

    Учитель: Куда мы попадём дальше на нашем кораблике?

    Ученик: Мы огибаем п-ов Малая Азия. Здесь находилось Троянское царство. Его

                   разграбили и сожгли греки около 1200 года до н.э. Потом его заняли персы.

    Учитель: Пусть наш кораблик повернёт на запад. Какое море он пересечёт?

    Ученик: Эгейское.

    Учитель: И тогда мы приплывём куда?

    Ученик: К Балканскому п-ову.

    Учитель: Какое государство расположено на юге Балканского п-ова?

    Ученик: Здесь расположено государство Древняя Греция.

    Учитель: Что тебе запомнилось из истории этого государства?

    Ученик: Греция состояла из отдельных независимых полисов. Самые крупные Афины, Спарта. В Афинах архонт Солон в 594 г. до н.э. заложил основы демократии.

    В г. Олимпии в 776 г. до н.э. состоялись первые олимпийские игры. Греческие полисы отстояли свою независимость в борьбе с персидским царством. Самые крупные сражения греко-персидских войн – это

    Марафонская битва 490 г. до н.э.

    Саламинское сражение – в 480 г. до н.э.

    Здесь совершили свой подвиг 300 спартанцев во главе со своим царём Леонидом в битве в Фермопильском ущелье с персидской армией во главе с Ксерксом.

            Но в 338 г. до н.э. в битве греков с македонским царством во главе с Филиппом II  при Херонеи греки потеряли свою независимость.

    Учитель: Спасибо. Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов необычного по своему очертанию п-ову. (Показываю Апеннинский п-ов).

    Что своим очертанием что он напоминает? (Сапожок) (Слайд 2)

    Этот п-ов называется Апеннинский п-ов.

    Работа с картой        

    Откройте учебник на стр. 203. Найдите Апеннинский п-ов.

    Какой остров находится  у его носка? (остров Сицилия)

    Своим каблучком он как будто наступает на Грецию.

    Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией.

    Найдите на карте и скажите мне , какими горами на севере полуостров отделяется от материковой части Европы? (средневысокими Альпийскими горами) (Слайд 3)

    Какое море омывает западное  побережье Апеннинского п-ова? (Тирренское)

    Какое море омывает восточное побережье Апеннинского п-ова? (Адриатическое)

    С юга? (Средиземное море)

    Какие народы проживают на этом полуострове? (галлы, умбры, этруски, латины, самниты)

    Каковы же природные условия этого п-ова и чем занимались его жители?

    По ходу рассказа учителя, учащимися заполняется таблица.(Слайд 4)

    Природные условия

    Занятия жителей

    Италия окружёна морями, обилие близлежащих островов

    Мореплавание

    Много плодородной земли

    земледелие

    Много сочных пастбищ

    скотоводство

    В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге - оливковые деревья, гранаты и миндаль

    садоводство

    Моря были богаты рыбой и моллюсками

    рыболовство

    Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина.

    ремесло

    Учитель:  Чтобы узнать, историю какого же государства мы будем изучать, вам надо решить ребус. (Слайд 5 и слайд 6)

    Древний Рим – это ещё одно древнее государство. Оно располагается на  Апенниском п-ове. (слайд 7)

    Откройте тетради и запишите тему урока «Древнейший Рим» (Учащиеся записывают тему урока в тетради)

    А теперь найдите на карте, на берегу какой реки основан Рим? (на берегу реки Тибр).

    История Римского государства начинается с истории города Рима (слайд 8)

    (Слайд 9) Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах.

    Откройте учебник на стр. 206 «Город на семи холмах» и найдите название этих холмов.

    Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий.

    А теперь в этом же разделе найдите  год основания города Рим.

    - Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э.

    А теперь запишем в тетрадях: «На Апенниском полуострове на берегу реки Тибр на семи холмах (Палатин, Авентин и Капитолий и др.) расположен город Рим. Город Рим основан в 753 г.»

    - Существует легенда о том, как появился этот город. (слайд 10)

     Вы сейчас сами составите эту легенду.

    Работа с текстом в форме игры «Реставрация». 

    Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каждое предложение должно начинаться с новой строки и нести самостоятельную смысловую нагрузку.

    Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо восстановить текст с опорой на учебник стр. 204 -206.

    Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предупреждается).

    Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.

    Presentation_history_class_5_02_13

    Кто первый составил, пусть зачитает.

    А теперь я проверю, как вы запомнили легенду о создании Рима. Встаньте, пожалуйста. Я буду вам говорить предложения. Если формулировка правильная, вы поднимите руки вверх и сделаете хлопок. Если неправильная, присядете и сделаете знак рукой тише. Готовы?

    Мальчиков, которых родила Рея Сильвия звали Роман и Рем.(приседают)

    -А как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? (Ромул и Рем)

    Злой Амулий приказал убить близнецов. (Хлопают)

    На жалобный крик братьев прибежала корова и накормила их своим молоком. (Приседают)

    - А кто спас малышей от гибели? (волчица)

    Ромула и Рема воспитали пастух с женой. (Хлопают)

    - В тех местах, где так чудесно они спаслись, братья решили основать новый город. (Хлопают)

    - Когда Рем стал строить оборонительную стену, Ромул в насмешку перепрыгнул через неё. За что Рем убил Ромула.  (Приседают)

    - Город Рим был назван в честь Ромула, т.к. Рим – по- латински Рома. (Хлопают)

    Мы немножко размялись, садитесь. А теперь продолжим.

    - Какое племя жило на берегу реки Тибр? (племя латинов)

    Давайте запишем в тетрадях « Город Рим получил своё название в честь одного из братьев Ромула, т.к. Рим – по- латински Рома».

    - Ребята, греки говорили на греческом языке, египтяне – на египетском. А на каком языке, как вы думаете, говорили римляне? (Латинском, потому что Рим расположен там, где жили племена латинов).

    - Так когда был основан город Рим? (слайд 12)

    Ромул стал первым царём Рима. В учебнике на стр. 206 прочитайте и ответьте на вопрос

    «Кто окружал Ромула и помогал ему?» ( Его сопровождали охрана из двенадцати воинов. Они назывались ликторами. Ликторы – личная охрана Ромула).

    Жители Рима назывались Римлянами.(Слайд 13)        

    -Вспомните, пожалуйста, как назывались свободные коренные жители Афин? (Граждане)

    - В Риме коренных жителей называли патрициями (слайд 14)

    - А как назывались жители Афин, которые переехали сюда жить из других городов? (Переселенцы)

    - В Риме переселенцев из завоеванных Римом поселений, а также из других областей Италии называли плебеями (слайд 15)

    Таким образом, все население Рима делилось на патрициев и плебеев (Слайд 16)

    Запишем в тетрадь:

    Население Рима:

    1. Патриции – потомки древнейших жителей Рима
    2. Плебеи – переселенцы из других областей Италии.

    Какое  же управление было в  Древнем Риме? Прочитайте учебник на стр. 208. первый абзац.

    - Кто из жителей Рима принимал участие в управлении древнейшим Римом? (Только патриции)

    - Кому принадлежала высшая власть? (Народному собранию)

    - Что входило в функции народного собрания? (Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно). (Слайд 19)

    - Какой ещё орган власти был в Риме? (Сенат, в котором заседали старейшины родов) (Слайд 20)

    Закрепление

    Задание  Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками «да» «нет»

    - На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция? (нет). А какое государство? Древний Рим.

    - Город Рим был основан в 735 году до н.э.? (нет). А в каком? 753 г. до н.э.

    - Основателем города Рима был Рем (нет). Ромул

    - Жителей Рима называли ромулы (нет). Римляне.

    - Основными занятиями населения были ремесло. (нет). Мореплавание, земледелие, скотоводство, рыболовство.

    - Ромул первый царь Рима (да).

    - Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями? (да).

    Учитель: Мы с вами сегодня только начали знакомиться с историей Древнего Рима (слайд 17). Впереди это государство ждут великие открытия и потрясения. Но это совсем другая история.

    А сейчас…

    Рефлексия: игра «Рожицы»

    Ребята, вы когда-нибудь строили рожицы?  Замечательно. Давайте попробуем изобразить на лице неудовольствие, радость, непонимание.

    А теперь я вам буду задавать вопросы, а ответ читать на ваших лицах. И это я запечатлею  на фото.

    - Вам понятен был урок? (дети мимикой дают ответ)

    - Вам понравился урок? (дети мимикой дают ответ)

    Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

    В ходе изучения новой темы  вы все хорошо поработали, но особенно хочется отметить …

    3. Домашнее задание. (Запись домашнего задания в дневнике)

    §44, читать отвечать на вопросы.

    - Что нового ты узнали на этом уроке?

    Самоанализ урока «Древний Рим»

    Урок разработан для обучающихся 5 –х классов. Проведён был урок в 5«Б» классе, где обучаются 24 человека. Ученики имеют средние и выше среднего познавательные способности, владеют мыслительными операциями – анализ, обобщение, сравнение, умозаключение, выбор главного из предложенной информации.

    Тема урока: Древний Рим

    Тип урока - урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами лабораторной работы.

    Дидактическая задача (задача, которую учитель ставит для себя):

    - сопровождать учащихся в процессе усвоения темы «Древний Рим»;

    - создать условия для систематизации изученного и изучения нового материала;

    - выявить уровень овладения системой знаний и умений.

    Перед учащимися я ставила следующие задачи:

    Личностные:

    - изучить историю возникновения Рима в эпоху царей;

    - формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

    - формировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать их.

    Метапредметные:

    Регулятивные:

    -формировать умения формулировать и удерживать учебную задачу;

    - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    Познавательные:

    -формировать умения строить сообщения-рассуждения в устной форме, в том числе исследовательского характера; умения систематизировать, анализировать, сравнивать.

    Коммуникативные:

    -формировать умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию;

    - проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

    - развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и  использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

    Предметные:

    - знать следующие понятия: Италия, римляне, патриции, плебеи, Ромул,753 г. до н.э.

    - знать местоположение, природные условия, занятия жителей Италии, историю возникновения Рима в эпоху царей.

    В ходе урока учащиеся выполняли следующие виды деятельности:

    1 этап – актуализация знаний по теме «Древнейшие государства на берегах Средиземного моря»: виртуальное путешествие  (работа с картой).

    2 этап - целеполагание: отвечают на вопросы, работают с презентационным материалом (решают ребус),  строят монологические высказывания, формулируют тему урока.

    3 этап – изучение нового материала: самостоятельно работают с картой, текстом параграфа, анализируют, сопоставляют путём игры «Реставрация». Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся необходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.

    4 этап – рефлексия содержания учебного материала: Работа с сигнальными карточками «да» «нет».

    Методы и приемы:  частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, сравнение исторических объектов.

    Использование информационной технологии позволяло придать уроку образную выразительность и особую значимость.

    Используется во время урока здоровьесберегающая технология.

    Кроме того, учащимся предлагается система разнохарактерных заданий.

    В течение урока старалась активизировать познавательный процесс, ставя перед учениками новые проблемы и задания. В решении этих проблем и заданий старалась поддерживать активность учеников, не навязывая своей точки зрения.

    Итоги подводились по результатам ответов учеников.

    Таким образом, считаю, что в конце урока цель была достигнута.

     Получены следующие результаты:

    Личностные результаты

    - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

    - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его;

    Метапредметные результаты

    Овладение

    - навыками самостоятельного приобретения новых знаний (Личностные УУД),

    - организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности (Регулятивные УУД)

    Формирование умений работать в группах (Коммуникативные УУД)

    Овладение приёмами систематизации знаний (Познавательные УУД)

    Предметные результаты

    Обучающиеся должны знать следующие понятия: Италия, римляне, патриции, плебеи, Ромул,753 г. до н.э.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс по учебнику ГодераГ.И, Вигасина А.А.

    Данная рабочая программа рассчитана на изучение истории на базовом уровне, рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Для детей с повышенной мотивацией ппредпологается дополнительные з...

    Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс по учебнику А.А. Вигасина

    Рабочая программа предназначена для проведения уроков истории в 5 классе....

    План-конспект урока французского языка по теме «Учёба в школе» в аспекте требований ФГОС Класс: 3

    В рамках требований ФГОС предлагаю план-конспект урока в 3-ем классе по теме учёба в школе, где четко определены цели урока , действия педагога и учащихся на разных этапах урока....

    Методическая разработка урока по истории Древнего мира (с сопровождающей презентацией) с учетом требований ФГОС "Жители и боги Шумера"

    Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс  (с учетом требований ФГОС). "Жители и боги Шумера". с презентацией....

    Открытый урок по истории "Путешествие в Древний Египет"

    Урок обобщения и систематизации знаний, и способов деятельности....

    Открытый урок по истории "Путешествие по Древней Греции"

    Открытый урок по истории Древнего мира 5 класс:Путешествие по Древней Греции(повторительно-обобщающий урок в форме игры «Брейн - ринг»). Цель урока:  1. Систематизация знани...

    Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"

    Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры....