Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Уваровская Ньургустана Николаевна

Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 класс

Повторительно-обобщающий урок в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_unn.docx57.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»

МО «Кобяйский улус (район)» РС (Я)

МБОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Егорова»

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2020»

        

Путешествие в Древнюю Грецию.

Технологическая карта открытого урока по истории Древнего мира.

5 класс

Уваровская Ньургустана Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Мастахская СОШ имени Н.П. Егорова»

Мастах, 2020  

Технологическая карта урока по истории древнего мира.

Класс: 5

Предмет: История

Тема: Путешествие в Древнюю Грецию

Учитель: Уваровская Ньургустана Николаевна

Урок «Путешествие в Древнюю Грецию»

Педагогические цели

Образовательные задачи: 

  • обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;
  • помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов;
  • учить презентовать результаты своего творческого труда.

Развивающие задачи: 

  • развивать творческие способности в поисково–исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;  
  • развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; работать в группах;
  • развивать умения работать с различными источниками информации, исторической и контурной картой;
  • развивать коммуникативную культуру, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи: 

  • формировать ответственное отношение к учебному труду;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
  • воспитывать творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил.

Тип урока

Повторительно-обобщающий урок в форме игры

Предметные

результаты

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути Древней Греции; умение определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные

результаты

Умеют слушать, излагать свои мысли, делать выводы; осознают возможность самореализации; стремятся к совершенствованию; формируется  коммуникативная компетентность.

Регулятивные

результаты

  • овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;  работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

Коммуникативные результаты

  • Умение: аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат; формулировать ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве; согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

Метапредметные

результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения,  умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно. Владение навыками работы с картой.   Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения

Основные понятия и термины

Балканский полуостров, полис, аристократ, демос, архонт, стратег, боги, мифы, олимпийские игры.  

Образовательные

ресурсы

Учебник «История Древнего мира», пособие ВПР по истории для 5 классов, презентация, видеофрагменты

Раздаточные материалы: контурные карты, задания из ВПР, викторина по мифам, карточки «Древнегреческие боги»

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

Организационный  момент

Цель этапа: подготовить учащихся к началу работы на уроке, мобилизую учащихся на работу в группе.

1

Беседа.

Приветствие. Создание положительного настроя на продуктивную работу, проверка готовности учащихся к уроку.

- Добрый день, ребята. Я приветствую всех на открытом уроке по истории.

Слайд №1.

Приветствие учащихся. Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку.

Личностные:  мотивация к учебной деятельности.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.

Вводное слово

Цель этапа:

побудить к активному сознательному воспроизведению, повторению и систематизации учебного материала.

1

Беседа.

- Меня зовут Ньургустана Николаевна. А теперь давайте познакомимся с вами.

- Очень приятно. Начнем наш урок.

Обучающиеся приветствуют учителя, знакомятся.

Создается рабочая атмосфера, настрой на работу.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

3

Устное разъяснение,  метод фронтальной беседы,

метод «Кроссенс»

(на слайде: иллюстрации достопримечательностей Древней Греции)

- Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и  достижений. А теперь  давайте посмотрим картины и вспомним.

- Что связывает все эти картины? К какой стране они все относятся?

(Слайд №7– Греция)

- Верно, ребята, и я приглашаю всех на путешествие в Древнюю Грецию.

Тема урока «Путешествие в Древнюю Грецию».

Слайд №3-6.

3 - Акрополь

4 - Парфенон

5 – греческий театр

6 – Архимед

Учащиеся отвечают.

Древняя Греция.

Слайд №7.

«Путешествие в Древнюю Грецию»

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформированную учителем; умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса.

Личностные: устойчивый познавательный интерес к истории, процессу научного познания.

Предметные: умение строить высказывание.

Тест по картинкам

Постановка учебной задачи.

Цель этапа: создать проблемную ситуацию,

спрогнозировать предстоящую деятельность

2

Устное разъяснение, срабатывает метод эвристики.

- Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Каковы цели нашей работы? Что вы хотите узнать на уроке?

       (Если дети затрудняются в формулировке цели, учитель им помогает, направляет и поправляет).

- Из всех ваших  предложений мы поставили цель урока.

Цель урока – повторить местоположение, природные условия Древней Греции, их влияние на занятия древних греков, древнегреческие мифы, богов и основные события.

       Постановка проблемы:

Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнюю Грецию? Смотрите, вот у нас Греция, какие моря омывают Древнюю Грецию? Верно, с одной стороны Ионическое море, с другой Эгейское море.

Слайд №8.

Дети должны сформулировать цели урока.

Слайд №9.

Слайд №10.

Варианты ответов учащихся.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные: умение работать с товарищем

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

Личностные: умение публичного выступления,

не бояться высказать свое мнение.

Ответы на вопросы

Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала

2

Метод фронтальной беседы.

- На чем мы поедем в Древнюю Грецию?

Мы отправимся на триерах. Кто знает, что такое триеры?

У нас 4 триеры:

Аристократы

Демосы

Архонты

Стратеги

Все занимаем свои места. Мы отправляемся в Древнюю Грецию, а для этого мы должны грести. Давайте попробуем.

Слайд №11.

Триеры – это греческий военный корабль.

Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос, показывая знание основных понятий.

Дети сидят по группам: аристократы, демосы, архонты, стратеги.

Объясняют определения понятий.

Делают движение «грести веслами» под музыку.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Определение  терминов

Построение проекта выхода игровой ситуации

Цель этапа: Выявить степень усвоения знаний по Древней Греции, развивать эрудицию и общий кругозор учащихся, культуру общения,

способствовать развитию чувства товарищества, взаимовыручки.

17

из них:

1

2

1

2

1

2

1

2

1

3

2

Метод стимулирования мыслительной деятельности, сочетание игры и исследовательского метода работы с картой.

Метод фронтальной беседы.

  1. Торговый порт

- Мы приехали в торговый порт Пирей. Добро пожаловать.  

- У всех команд на столах отрывки из исторического источника. Прочтите внимательно отрывок и отметьте на контурной карте страну, с которой связан источник. На задание дается 2 мин.

             

Подведение итогов работы команд. Учитель проверяет работы на контурной карте и дает по 1 баллу за правильный ответ. Максимальный балл – 2.

Слайд №12.

Дети по командам  читают отрывок из исторического источника и определяют страну, потом на контурной карте отмечают ее.

Делают движение «грести веслами» под музыку.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение, умение работать с картами.

Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформированную учителем; умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности других.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные: устойчивый познавательный интерес к истории, процессу научного познания.

Предметные: умение строить высказывание.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение, умение работать с картами.

Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформированную учителем; умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности других.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные: устойчивый познавательный интерес к истории, процессу научного познания.

Предметные: умение строить высказывание.

Определение стран по историческим источникам

Работа на контурной карте.

Ответы на вопросы.

Заполнение таблицы

Задания на соответствие.

Тест

Ответ на вопрос

  1. Географический порт

- Ребята, мы приехали в географический порт, где каждая команда должен заполнить таблицу «Природные условия и занятия в Древней Греции». Давайте вспомним, какой климат был в Древней Греции и чем занимались жители Древней Греции. На задание – 2 мин.

Подведение итогов работы команд.

Максимальный балл за ответ 3 балла.

Слайд №13.

Записывают ответы в  таблицу, которая есть у каждого на столе, а потом читают вслух (2-3 ученика):

1. географическое положение;

2. климатические и природные условия;

3. занятия жителей Древней Греции.

Представители команд защищают свои ответы.

Делают движение «грести веслами» под музыку.

  1. Порт богов

- Добро пожаловать в Порт богов.

Вам нужно выполнить задание на соответствие: найдите к картинам Богов определения за 2 мин.

Подведение итогов. За верный ответ по 1 баллу. Максимальный балл – 8 баллов.

- Едем дальше в Мифический порт.

Слайд №14.

Обучающиеся выполняют задания на соответствия:

  1. Зевс – властитель неба
  2. Гера – покровительница семьи
  3. Афина – богиня мудрости
  4. Посейдон – бог моря
  5. Аид – владыка царства мертвых
  6. Аполлон – покровитель искусства
  7. Афродита – богиня красоты
  8. Гефест – бог огня

Делают движение «грести веслами» под музыку.

  1. Мифический порт.

Дальше отправимся на остров Крит. Здесь вас ожидает Мифический порт. Вам предстоит ответить на вопросы викторины.

(презентация)

Подведение итогов. За верный ответ по 1 баллу. Максимальный балл – 6 баллов.

Слайд №15-20.

Дети отвечают на вопросы викторины по мифам Древней Греции.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания теста  и осуществляют их самопроверку,  сравнивая с эталоном. (Ответы на слайде)

Делают движение «грести веслами» под музыку.

  1. Олимпийский порт.

Далее нас ждет Олимпийский порт.

Каждая команда показывает олимпийский вид, написанный на листочках, а другие должны угадать.

За правильный ответ по 1 баллу.

Подведение итогов.

Слайд №21.

Обучающиеся показывают олимпийский вид, а другие команды угадывают название олимпийского вида.

Делают движение «грести веслами» под музыку.

Закрепление по теме урока.

Зачетная работа

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

12

из них:

3

5

4

Наглядный метод сочетается с устным рассказом.

Поисковый метод из различных источников знаний. Составление интеллект-карты

 Учитель предлагает  выполнить самостоятельно следующее задание:

       - Я предлагаю в качестве закрепления зачетную работу. Все совместно составим интеллект-карту по теме «Древняя Греция». Для этого каждая команда получает конверты, угадывает направление конверта и выбирает соответствующую по теме картинку. У вас 3 минуты.

Затем предстоит аргументировать  свой выбор.

Подведение итогов игры. Выявление победителей.

Слайд №22.

  1. Дети получают конверты с картинками, выбирают подходящие теме урока.
  2. Прикрепляют картинки магнитом на интеллект-карте «Древняя Греция» по направлениям.
  3. Защита своего выбора.

Делают движение «грести веслами» под музыку.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: Умение взаимодействовать в команде, уважать мнение своих товарищей

Коммуникативные: сотрудничество в умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

зачетная работа, публичное выступление

Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

4

Метод мотивации обучения

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Вы получили ответы на вопросы, которые были в начале урока?

- Что еще вы узнали нового о Древней Греции?

- За хорошую работу, я всем хочу подарить закладки «Древняя Греция».

Слайд №23.

Ответы учащихся.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. 

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание

3

Беседа.

- Ребята, какие были трудности у вас? О чем вы еще хотите узнать?

- И это будет вашим домашним заданием.

       Сегодня мы с вами завершили путешествие по  прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции.      

        Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. Наш урок окончен. Благодарю всех за внимание.

Слайд №27.

Ответы учащихся.

Дети выявляют трудности и темы, о которых дополнительно хотят узнать.

Эта тема дается на домашнее задание.

Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать.

Раздаточные материалы:

Боги и определения

Зевс

Властитель  неба

Гера

Покровительница  семьи

Афина

Богиня  мудрости

Посейдон

Бог  моря

Аид

Владыка царства мертвых

Аполлон

Покровитель искусства

Афродита

Богиня красоты

Гефест

Бог огня

Вопросы викторины:

  1. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
  2. На каком острове властвовал царь Минос? (Крит)ё67
  3. Как звали птиц с женским лицом, заманивающих моряков своим пением? (Сирены)
  4. Назовите какой греческий миф изображен? (По картинке: Миф о Тесее и Минотавре)
  5.  12 подвигов Геракла
  6. Персей и медуза Горгона

Список использованной литературы:

  1. Атлас. История Древнего мира. 5 класс. – М. : Дрофа, 2014. – 39 с.
  2. Всеобщая история. Древний мир. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / В. И. Уколова – М.: Просвещение, 2019. – 176 с.
  3. Вяземский, Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем : пособие для учителей общеоразоват. учрежлений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова.- М. : Просвещение, 2012. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
  4. Гевуркова Е. А. История : Всероссийская проверочная работа: 5 класс : типовые задания. ФГОС / Е.А. Гевуркова. – М. : Экзамен, 2020. – 54 с.
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – http://school-collection.edu.ru/ .
  6. История Древней Греции [Электронный ресурс] . –  http://ellada.spb.ru
  7. История. 5-11 классы : технологии современного урока / авт.-сост. В. В. Гукова и др.–Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.:ил.
  8. История.ру [Электронный ресурс]. –  http://www.istorya.ru 
  9. Михайловский Ф. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. – М. : Русское слово, 2012. – 295 с.
  10. Программы по Всеобщей истории учебно-предметной линии «Вертикаль». 5-9 классы / авторский коллектив Колпаков С.В., Селунская Н.А., Ведюшкин В.А. и др.. – М. : Дрофа, 2013. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта на тему: "Олимпийские игры в Древней Греции", 5 класс

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на развитие творческого мышления и развитие у учащихся представлений об истории происхождения Олимпийских игр. В дан...

Технологическая карта к уроку в 5 классе «Древнейший храм златой вершиной блещет ярко…»

Технологическая карта к уроку в 5 классе, 3 четверть, 25 урок  (по программе Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина). Технологическая карта составлена с учетом требований ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Открытый урок "Олимпийские игры в Древней Греции" 5 класс

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в Древней Греции" и презентация к уроку...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы"

Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы".I четверть. Учащиеся знакомятся с декоративно - прикладным искусством России и Осетии....