Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

 «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме

 «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Ф.И.О. учителя: Назмутдинова А.А.

Предметная область: русский язык

Класс: 5 класс

Автор УМК: Русский язык 5 класс, Львова С.И.

Тип урока: урок обобщающего повторения

Цель урока:

  1. Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;
  2. Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.
  3. Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

-  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Средства (оборудование):

1)учебник по русскому языку

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер

4)ноутбуки (один на парте)

5)карточки

Содержание взаимодействия с учащимися

№п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организационный момент. Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми.

Учитель рассказывает:

1.Прозвенел звонок веселый.

Всех зовет он на урок

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок

Поздороваемся с гостями

На места все тихо сядем

Не нарушим тишину

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

- Зажмурили крепко глазки, взлетаем!

А чтобы приземлиться, ответьте быстро на вопрос, при этом тот, кто знает ответ, покажите свою готовность командой: встать, правая рука вверх, сесть и громко сказать “И-И-И” 3 раза. Итак, вопрос.

- Что движется быстрее скорости света? (мысль)

- Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук “И” создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, уши)

2. Психологический настрой. Медитация

- Прикрыли глазки и мысленно сказали:

“Я внимателен, я хорошо думаю,

я сосредоточен, догадлив,

сообразителен и уверен в себе”

- Открыли глаза.

Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

3. Подвести к теме:

а) Подготовка к восприятию материала

- Какое время года наступило?

- Назовите весенние месяцы?

- Что происходит с деревьями весной?

- Какие изменения происходят в жизни птиц и животных?

- Какую работу выполняют люди на огороде, в саду, в поле?

- Какие животные живут в лесу?

- Какие приметы весны  вы знаете?

б)Прием «Интеллектуальная разминка». Какие приметы о весне вы знаете?

Цель: проверить знания учеников о приметах.

Итак, сегодня мы отправляемся в весенний лес. (Показ картины, на фоне картины звучит музыка природы П.И. Чайковского), и понаблюдаем за весенними изменениями в природе. Я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими экскурсантами (участниками экскурсии). Мы пойдем по лесу пешком и встретимся с ежом, увидим, как работает дятел, понаблюдаем за медведем, повстречаем хитрую лису. Достаньте и откройте свои дневники наблюдений - тетради. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Выдвигают предположения о теме урока.

Аргументируют свои ответы.

Рассказывают, какие приметы знают, например,

1) Воробьи купаются ранней весной - к теплу

2) Птицы летают высоко – будет хорошая погода

3) Перелетная птица «течет» стаями – к дружной весне

4) Синие облака – к теплу и дождю.

Организует беседу, выявляющую знания детей по теме.

 При необходимости корректирует результаты ответов.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные:

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.

По электронной почте в нашу школу пришло странное письмо.

Уважаемые шестиклассники!

Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста  пропали  слова. Помогите восстановить их.

Пришла весна. Из земли показалась  ……….  стрелочка. Она быстро росла, потом разделилась на два листочка. Листочки стали ……… . Между ними появился  ………. росток

Особые приметы:

Отзываются на вопросы какой? чей?

Легко приспосабливаются к любому предмету.  

 

Объявляется розыск! Пропали слова!

Ребята,  слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)

Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Ученики работают с текстами на ноутбуках в  программе

Microsoft Office Word

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

-согласовывать имена прилагательные с существительными

-определять роль прилагательных в речи

-умение работать с текстовыми документами в  программе

Microsoft Office Word

2.

Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «закрепление знаний об имени прилагательном»

Разминка. 

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним:

Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили. Итак, мы начинаем наше путешествие.

1.Первая  остановка у ежа. Данное задание называется  «В корзину». На доске 2 корзины. В первую положите полные прилагательные, а во 2 – краткие. Один ученик у доски

Отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- повторить сведения о прилагательном

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание.

Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.

2.Мы двигаемся дальше, и нам встречается Лисичка-сестричка. Ей очень скучно, потому что на деревьях нет еще листьев. Давайте поможем ей и выполним задание «Всё познаётся в сравнении»

Вам предлагается образовать от данных прилагательных все степени сравнения, выделить суффиксы, с помощью которых они образованы. (На развороте доски маркером записаны прилагательные, 2ученика работают  у доски, образуют все возможные формы сравнения).

3. Посмотрите на доску «Вкралась ошибка!» (интерактивная доска). Устно.

Сделаем вывод. Какие ошибки были допущены в данных предложениях? (грамматические: неправильное образование степеней сравнения  имён прилагательных)

Ученики выполняют данные действия.

Вспоминают образование степеней сравнения прилагательных.

Познавательные:

-уметь образовывать степени сравнения прилагательных

Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Регулятивные:

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- повторить сведения о степенях сравнения у прилагательных

-Уметь определять вид ошибки(нарушение нормы)

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание.

Физкультминутка.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку.

Физминутка - релаксация “ Дождь в лесу” (2 мин.)

(Цель: внесение эмоционального заряда)

(Включается запись)

(Дети становятся в круг, друг за другом - они “ превращаются” в деревья в лесу.

Учитель: В лесу светило солнышко. Все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(Дети качаются, легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища)

Дождик стучит все сильнее и сильнее.

(Дети усиливают движения пальцев рук)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(Проводят ладони по спине).

Но вот снова появилось солнышко. Деревья обрадовались, отряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.

Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость, радость жизни.

3. А теперь мы остановились у берлоги медведя. Ведь наступила весна и ему пора бы уже проснуться и порадоваться весеннему солнышку. Следующее задание  «Помоги разобраться»  Следует записать прилагательные в 3 колонки в соответствии с разрядом (таблицы на столах):

Качественные  /     Относительные    / Притяжательные

Белый, лисий, узкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, зимний, холодный, каменный, вчерашний, добрый.

4. А теперь мы оказались в гостях у белки и должны выполнить следующее задание: Просклоняйте  по падежам словосочетания:

1 вариант -  известный художник,

2 вариант - известная картина,

3 вариант  - известное произведение.

5. Посмотрите,  какой красивый дятел сидит на дереве. Чтобы не спугнуть его, мы должны сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательного.

Весной природа пробуждается от зимнего сна. - Синтаксический. (Интерактивная доска)

 От зимнего (сна) – морфологический.

Подведение итогов.

6.И вот мы вернулись в школу. Наша экскурсия подошла к концу. Последнее задание  «Буквенный диктант» Если согласны, поднимите табличку «Да», если не согласны, то «Нет»

1)Прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, обозначает признак предмета, в предложении чаще всего бывает определением (да)

2) Относительное прилагательное имеет степени сравнения (нет)

3) Прилагательное лисий (хвост) – относительное (нет)

4) Качественные прилагательные имеют степени сравнения (да)

5) Прилагательные наиболее громкий, наиболее широкий, широчайший относятся к превосходной степени (да)

6) Образные  определения, выраженные прилагательными, называются эпитетами (да)

Слушают и выполняют движения, изображают космическую ракету, импровизируют космический полет.

Регулятивная:

-  планировать свои действия, самоконтроль

Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- повторить сведения о разрядах прилагательных

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание.

Организует рефлексию: «Дерево творчества». У вас на столах лежат яблоки, цветы, листики. Оцените свою сегодняшнюю работу.

Цель: Узнать мнения детей об уроке для дальнейшего анализа.

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.

Цветок - дело прошло довольно  неплохо.

Листик - не совсем удовлетворен своей работой на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности

.

По сигналу учителя дети подходят к дереву и наклеивают плоды, цветы или листочки. 

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Домашнее задание

Объясняет сущность домашнего задания. I группа:

- записать 4-5 предложений на тему «Весна в лесу»

- у имен прилагательных определить род, число.

II группа:

- найти 5 пословиц о весне;

- у имен прилагательных определить род, число.

III группа:

-упр. 638

Личностные:

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"

Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное"....

Конспект урока обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" 5класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)Тип: урок обобщающего повторенияЦели: Обучающая &nd...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения» в соответствии с требованиями ФГОС

В статье транслируется опыт проектирования технологической карты урока химии 8 класса по теме "Химические уравнения", соответствующего ФГОС ООО. Технологическая карта определяет главные цели...