Открытый урок Тема: Путешествие по осеннему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Чарочкина Ольга Валерьевна

  «Игровые технологии на уроках             русского языка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема: Путешествие по осеннему лесу (урок обобщающего повторения по

теме «Имя прилагательное»)

Тип: урок обобщающего повторения

Цели: Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас буду вести я. Зовут меня Ольга Валерьевна. Надеюсь, что урок получится плодотворным и интересным.

Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний,

полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».

Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам

отправиться в путешествие по осеннему лесу.

Ну что, в путь?

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

II. Введение в тему.

Ребята, перед вами карта. Отправной точкой будет, конечно же, ваша школа.

Как вы видите, после путешествия мы с вами должны в нее вернуться. В пути

мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания.

Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать

путешествие. На каждом привале вы сами будете оценивать свою работу.

Если все выполнено отлично, отмечаем красным флажком. Если сделали

задания с небольшими помарками, отмечаем зеленым флажком. Ну а если

будут ошибки, поставим синий флажок.

III. Повторение.3

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя

прилагательное.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если

слово стоит во множественном числе).

- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

Ну что, в дорогу?

IV. Первый привал – разряды имен прилагательных.

Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

Поистине сентябрь — чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осин создают его неповторимую палитру. Каких только оттенков не увидишь!

Тут и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.

Берёзы стали золотыми, а листья бересклета — фиолетовыми. В красные ажурные одежды облачились рябины и кусты малины, медью отливают листья дуба. А вот ольха и бузина так и остались зелёными, листья у них лишь чуть побурели.

(«Юный натуралист»)

- Определите тип текста. (Описание).

- Озаглавьте текст.(Сентябрь – чародей цвета)

- Каковы тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском

языке?

- Послушайте стихотворение.

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

- Стихотворение подтвердило ваши слова?

- Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие

разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и

притяжательные).

- Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и

притяжательных?

(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

- Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные,

временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

- Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу

или животному).

- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

- Сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы несколько человек выполнили карточки,

а остальные поработают с текстом.

Карточка №1

- Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные: душистый цветок, раскидистый дуб, папин нос, ужасный вид, местный говор, олений рог.

Карточка №2

- Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные: причудливый рисунок, лесной массив, верблюжий горб, умный мальчик, деревянный дом, отцов дом.

Карточка № 3

- Распределите прилагательные по разрядам: качественные, относительные, притяжательные: лёгкий рюкзак, хакасские степи, мамино пальто, зелёный стол, зимний день, волчий след.

Прочитайте текст, в 3 колонки распределите имена прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Барсучонок

Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими стоячими ушками. Барсучонок выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?» - заинтересовался я. «Короткий хвостик есть», - ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану. (По Г.Скребицкому.)

Итак, задание первого привала выполнили, но прежде чем отправиться

дальше, давайте отметим флажком, насколько хорошо вы справились с

заданием.

(один ученик отмечает флажком привал)

V. Охотничий домик.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик,

отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности.

Проведем физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю

словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное,

хлопаете в ладоши , относительное –прыгаете,

притяжательное ––топаете.

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский

мороз, птичье пение, ночная буря, медвежья берлога,

высокие деревья.

Отметим на карте, как прошла физминутка.

VI. Третий привал – степени сравнения.

Вы, наверное, устали, поэтому давайте сделаем полминутки для шутки.

(диалог из веселых уроков радионяни)

- Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

(сравнительная и превосходная)

- Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

- А как образуется превосходная степень простая и составная?

Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

Передо мной осенний лес. Каких только красок здесь нет!

Берёзки надели золотейшие платьица. Более густая листва могучего дуба-богатыря стала медной. Листья клёна, словно разноцветные перчатки, растопырили свои пальчики. Только ёлочка-красавица осталась более зеленейшей.

Листья украсили землю нарядным ковром. Стоит пёстрый лес под лучами ласковейшего солнышка и словно любуется своей красотой.

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте?

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

- Вы должны устно отредактировать текст.

Сейчас давайте образуем от прилагательного холодный все степени

сравнения.

(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).

Задание выполнено. Давайте отметим на нашей карте флажочком, насколько

успешно вы с ним справились.

VII. 4 Привал «Загадочный»

Ребята, следующий привал «Загадочный».

Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

(оконная рама)

- Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы

увидели?

- В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).

На этом привале вам приготовлена еще одна загадка.

Рыжая плутовка

Коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживиться

Любит шустрая…

- Кто же это? (лисица).

- Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее?

(прилагательные).

- Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие

прилагательные).

- От всех прилагательных можно образовать краткие формы?

- Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и

вспомним, какими членами предложения являются прилагательные.

Ну что ж, задание выполнили. Давайте определим, насколько хорошо.

Выставляем флажок.

IX. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

5 Привал «Финальный»

- Что сегодня на уроке мы повторили?

- Что вам понравилось?

- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

- Что такое синквейн знаете?

(пятистрочная стихотворная форма).

 Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя

существительное)

 Вторая строка – характеристика темы

 (двумя прилагательными)

 Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)

 Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)

 Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое

повторяет суть темы.

Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы

вернулись с прогулки.

Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Научи своё сердце добру" Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"

Эта разработка урока для 6 класса.Урок проведен с целью обобщения и систематизации знаний по теме "Имя прилагательное"....

Конспект урока обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" 5класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»

Урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное»....

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Открытый урок по биологии в 11 классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»

ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».ЗАДАЧИ:Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.Формирование и становление мировоззрения...