Главные вкладки

    Открытый урок русского языка в 6 классе "Путешествие по зимнему лесу" (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»).
    методическая разработка по русскому языку (6 класс)

    Богданова Лариса Ивановна

    Открытый урок русского языка в 6 классе

     

    Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

    Тип: урок обобщающего повторения

    Цели:

    Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

    Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

    Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

    Метод: частично-поисковый.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

     

    Ход урока:

     

    1. Организационный момент.

    Ученик читает стихотворение

     

    Я слово замечательное,-

    Я равного себе не знаю:

    Я признаки обозначаю.

    Без признаков предмета нет –

    Об этом знает целый свет.

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь

    Меня вам надо знать, беречь.

     

     

     

    Вы догадались, какая часть речи пришла к нам в гости?

    А о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

    Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».

    Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по февральскому лесу.

    Ну что, в путь?

     

    II. Введение в тему.

    -У каждого из вас есть маршрутные листы с заданиями, которые мы должны заполнить к концу урока. Мы походим по тропинкам и дорожкам зимнего леса, прислушаемся к его обитателям.

      В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания. Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. Надеюсь наша прогулка будет интересной и плодотворной.

    -А представить и вспомнить красоту зимнего леса нам помогут картины художников и музыка композитора Вивальди "Времена года."

     

    В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мерзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении всё и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки.

     

    III. Повторение.

     

    Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

    - Что обозначает имя прилагательное?

    - На какие вопросы отвечает?

    - Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

    - Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

    - Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

    - Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

    - Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

    Молодцы, ребята, все вспомнили.

    Ну что, в дорогу?

     

    IV. Первый привал – Роль имён прилагательных в речи. Разряды имён прилагательных в тексте.

     

    Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

     

    Зимой и летом, осенью и весною хорош... русский лес! В тих.. зимн.. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесн... тропинками кружевн... бел... арками согнулись под тяжестью инея стволы молод... берез. Тяжел... шапками бел... снега покрыты (темно)зеленые ветви высок... и малень... елей.

     Высок..., неподвижные спят сосны..

     От дерева к дереву тянутся совсем (не)большие легкие белич..и следы, маленькие мыши..ые и птич..и следочки.

    (И.С. Соколов – Микитов)

     

    - Определите тип текста. (Описание).

    - Озаглавьте текст.(Сказочный лес)

    - Каковы тема и основная мысль текста?

    - Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

    - А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

    - Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

    Прилагательные делают описание ярче, выразительнее. Они словно краски, которые раскрашивают  текст, как раскрашиваете вы свои рисунки.

    -Вставьте пропущенные буквы в тексте.

    -Какие виды орфограмм, связанных с правописанием прилагательных встретились вам в тексте?

     

     

     

    - Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

    - Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

    - Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?

    (имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

    - Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

    - Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

    - На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

    - Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные.

     

    Качественные

    Относительные

    Притяжательные

    Хорош

    Тихий

    Глубокие

    Чистые

    Белыми

    Молодых

    Тяжелыми

    Белого

    Темно-зеленые

    Высоких

    Маленьких

    Тихому

    Высокие

    Синеватые

    Стройных

    Белых

    Легкие

    Маленькие

    Русский

    Зимний

    Лесными

    Кружевными

    Зимнему

    Зимний

     

    Беличьи

    Мышиные

    Птичьи

     

     

    V. Охотничий домик.

     

    Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку.  Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперёд, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.

    Задание понятно? Тогда выполняем.

    Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, лисья хитрость, серебряный иней, лазурное небо, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.

     

    -Почему прилагательное серебряный вы отнесли к качественным прилагательным?

     

     

    VI. Второй привал – степени сравнения.

     

     

    - Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

    (сравнительная и превосходная)

     

    - Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

    - А как образуется превосходная степень простая и составная?

     

    Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

     

    Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

     

    - Какие ошибки допустил автор в этом тексте?

    (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

    - Вы должны устно отредактировать текст и записать его исправленный вариант.

     

    Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.

    (холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).

    Задание выполнено.

     

    VII. Привал "Загадочный"

     

     

    Ребята, следующий привал «Загадочный».

    Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

     

    Поля стеклянные,

    Межи деревянные,

    Ручки оловянные.

    (оконная рама)

     

    - Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?

    - В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).

    - А расскажите о написании прилагательного «оконная».

    - А теперь проведём цифровой диктант. Цифрой обозначаем порядок слова и под цифрой одну или две буквы н.

    1 - ветреный,2-воробьиный, 3-туманный,4 -обыкновенный, 5-юный, 6-серебряный, 7-ледяной, 8-экскурсионный. 9-вдохновенный,10-безветренный

     

     

    VIII. Привал «Зимнее творчество».(Задание по выбору)

     

    Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?

    Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

     

    А сейчас вы выполните следующее задание по группам:

     

    1.-Выпишите из текста эпитеты, найдите метафору

     

    Обманчивый месяц февраль –

    Он любит весну, и зимы ему жаль.

    Он лёгкою дымкой стекло по утрам затемняет,

    А в полдень он яркие звезды роняет.

    И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в печальную даль,

    Улыбчиво-грустный февраль.

     

    Эпитеты – образное определение предмета, выраженное прилагательным

    Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве предметов , явлений.

     

    2.Допишите пословицы

     

    Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.

    Февральское солнце светит, но не...

    В феврале солнце на лето, зима на...

    Февраль -кривые...

    Вьюги да метели в феврале...

    Февраль -месяц лютый. спрашивает: как...

     

     

    3.По признакам предметов догадайтесь , о каких предметах идёт речь?

     

    Мягкий, пушистый, рыхлый

    Сильный, суровый, трескучий

    Чистое, ясное, безоблачное

    Яркое, холодное, ослепительное

    Хлопотливая, проворная, пушистая

    Высокие, стройные, молчаливые

     

     

     

    А теперь давайте послушаем, что увидели интересного вы в зимнем лесу?

    (Чтение сочинений -миниатюр)

    Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились

     

    IX. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

     

    Привал «Финальный»

    - Что сегодня на уроке мы повторили?

    - Что вам понравилось?

    - А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

    - Что такое синквейн знаете?

    (пятистрочная стихотворная форма).

    • Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
    • Вторая строка – характеристика темы
    • (двумя прилагательными)
    • Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
    • Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
    • Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

    Прилагательные 
    Краткие и полные
    Дополняют, украшают, уточняют
    Без них скучно!
    Эпитеты.

    Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы вернулись с прогулки.

    Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.

    X. Домашнее задание.

     

    Морозы стали слабее.

     

    Выполните морфологический разбор прилагательного.

    Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_po_zimnemu_lesu.pptx2.43 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Путешествие по зимнему лесу Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

    Слайд 2

    Имя прилагательное - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает? - Какими постоянными морфологическими признаками обладает? - Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. - Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? - Какова роль в предложении полных прилагательных? - Чем в предложении являются краткие прилагательные?

    Слайд 5

    Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие, недвижные спят сосны. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки . (И.С. Соколов-Микитов)

    Слайд 6

    - На какие разряды делятся имена прилагательные? - Что обозначают качественные прилагательные? - Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? - Что обозначают относительные прилагательные? - Что обозначают притяжательные прилагательные? - На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные?

    Слайд 7

    Исправляем ошибки Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

    Слайд 8

    Февраль – месяц лютый…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

    Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

    Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

    Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

    Урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Словообразование."

    Урок в игровой форме с использование ЭОР помогает систематизировать материал , изученный в разделе "Словообразование" в 6 классе....

    Обобщающий урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Местоимений"

    Обобщающий урок проводится в форме путешествия по стране Местоимений на волшебном автобусе. Обучающиеся расшифровывают карту и, следуя указанному маршруту, попадают в различные пункты (город Личных ме...

    Урок русского языка в 6 классе "Путешествие по стране Глаголии"

    Занимательный урок повторения изученного материала по теме "Глагол" (6 класс) с компьютерной презентацией...

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме «Имя прилагательное»".

    Конспект открытого урока русского языка в 6 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Закрепление и обобщение по теме "Имя прилагательное""....

    Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу

    Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» по ФГОС...