Урок русского языка в 5 классе по теме: Повторение и обобщение материала по теме "Имя прилагательное"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок разработан     по учебнику  "Русский язык. 5 класс" под редакцией С.И.Львовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_na_temu.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 4»

город Донской Тульской области

Открытый урок

 русского языка в 5а  классе

 на тему:

Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное»

Учитель Лисенкова Елена Анатольевна

Апрель - 2015

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему:

Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное».

Цели урока:

-обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, полученные в 5 классе, совершенствовать навыки употребления прилагательных  в речи; отработать умение определять  синтаксическую роль имени прилагательного;

-развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных;

-поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, чувство гордости за свой Тульский край.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

 Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация Power Point, видео физкультминутка, карточки с  заданиями? Учебник С.И.Львовой «Русский язык. 5 класс»

Ход урока

1.Организационный этап. (Слайд 1)

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся  нашей встрече. Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе».

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату, вид нашей работы (оставьте 2 строчки для записи темы урока) (Слайд 2 «Весенний пейзаж»)

- Ребята, обратите внимание на слайд (Слайд 3). Прочтите текст.

Наступила весна. Зазвенели ручейки. В лесу слышны голоса птиц. Светит солнышко. На деревьях появились листочки. Под ногами раскинулась травка.

      Хорошо в лесу весной!

- О чём этот текст? (о весне)

-Даёт ли этот текст нам полную картину весеннего леса? Или в нём чего-то недостаёт? (прилагательных)

-Вставьте в этот текст подходящие по смыслу имена прилагательные. (Слайд 4)

- Проверьте себя, такой ли текст у вас получился. (Слайд 5)

- Скажите, пожалуйста, какой текст интереснее? Почему?

-Таким образом, вы, наверное, догадались, о какой же части речи  мы будем говорить сегодня на уроке. Как всегда, после изучения каждого большого раздела, мы с вами повторяем весь пройденный материал по  теме.

-Как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение…) (Слайд 6)

-Давайте попробуем поставить цели нашего сегодняшнего урока.

 (так как это урок повторения, то мы должны вспомнить и повторить…),

3.Актуализация знаний, умений, навыков:

-Чтобы наш урок прошёл успешно, нам необходимо вспомнить об имени прилагательном всё, что мы изучили в этом году.

- Внимание. Задания и вопросы! (Слайд 7)

Дайте определение имени прилагательного.

На какие разряды делятся имена прилагательные?

Какие имена прилагательные могут иметь краткую форму?

Как изменяются имена прилагательные в полной и краткой форме?

Какие степени сравнения образуют имена прилагательные?

Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4.Применение знаний и умений

1.

-  Весна – замечательное время года, не правда ли? Замечательна она тем, что деревья и кустарники надевают свои праздничные наряды в виде молодых зелёных листочков. (Слайд 2)

- А посмотрите на наши берёзки (нарисованы на двух  сторонах доски), они без листиков, Давайте мы поможем им поскорее одеться. А чтобы это получилось быстро, надо вспомнить разряды прилагательных.

- Итак, учащиеся 1 варианта, выходя к доске, выбирают среди прикреплённых к доске листочков качественные прилагательные, а ребята 2 варианта выбирают для своей берёзки относительные прилагательные. (Учащиеся приклеивают листочки на ветки берёзы)

Последний ученик читает получившееся.

Тульский пряник – мягкий пряник

Белёвские кружева – искусные кружева

Новомосковский завод – огромный завод

Алексинский санаторий – новый санаторий

Тульский самовар – красивый самовар

Суворовские конфеты – вкусные конфеты

Тульская гармонь – звонкая гармонь

(Каждый, кто  правильно выбрал листик , получает от учителя жетончик в виде листочка)

- Ребята, как вы думаете, где могут расти такие удивительные берёзки? Обратите внимание на относительные прилагательные. ( в нашей Тульской области)

- А чем ещё известна наша Тульская область? (Слайд 8)

- А какие прилагательные отсутствовали на берёзках? (притяжательные)

- Какие прилагательные являются притяжательными?

- Обратите внимание на слайд. (Слайд 9) Какие животные здесь изображены? Как вы думает, водятся они в наших тульских лесах? (конечно же)

- Составьте  и запишите словосочетания с притяжательными прилагательными, образованными от этих существительных.

Лисья нора

Волчья пасть

Медвежья берлога

Беличий хвост

Заячьи лапы

2.

- А сейчас мы обратимся к тексту, который у каждого из вас лежит на столе (задание №1) (Слайд 10)

Моя бабушка живёт в маленьк…й дер…веньке. Мне там очень нравится. Вокруг раскинулись бескрайн…е п…ля. В  густых л…сах.  много съедобных  гр…бов  и вкусн…х  ягод. В мелк…й речушке водится рыба. Природа  там  уд…вительна и прекрасна.

- О чём этот текст, ребята? Как его можно озаглавить? (бабушкина деревня)

- Какова главная мысль этого текста? ( можно любить и маленький уголок природы за его красоту)

- Работаем на этих листах. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

- Найдите в тексте имена прилагательные, выделите окончания прилагательных  и подчеркните их как члены предложения.

( Пока дети работают, учитель убирает с доски берёзки)

- А сейчас обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку написанного текста с выполненными заданиями.

- А теперь проверим текст, который вы записали. (2 ученика проверяют – один окончания, другой – члены предложения)

- В конце урока вы сдадите эти листочки, я их посмотрю ещё раз, чтобы проверить качество вашей проверки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!! (слайд 11)

- Мы с вами успешно поработали, молодцы. А теперь давайте отдохнем. Повторяйте движения за медвежонком-пандой..

3.

- Ребята, а сейчас мы вспомним, как производится морфологический разбор имени прилагательного, для этого нужно вспомнить все постоянные и непостоянные морфологические  признаки имени прилагательного.

- К доске выходят 2 ученика (по очереди)  и разбирают прилагательные : (в) маленькой (деревеньке) и удивительна

4.

- У вас на столах, ребята, лежат листочки, на которых записаны имена прилагательные, по 2 у каждого варианта. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

1 вариант

Красивый

Сильный

2 вариант

Богатый

Известный

(Проверка – с каждого варианта по 2 ученика, за правильный ответ – жетон-листик)

- Можно эти прилагательные отнести к теме «Тульский край»? (да)

- А каким образом? (дети комментируют)

5.

- Образовывать степени сравнения прилагательных – процесс нелёгкий, поэтому очень часто здесь могут возникать ошибки.

- Посмотрите на следующий слайд (Слайд 12) , найдите ошибки там, где они есть, исправьте их.

- Молодцы, справились с этим заданием успешно.

 6.

- Речь без прилагательных невозможна, с их помощью можно  более точно, более красочно, более ярко описать предметы и явления. А  в каком стиле речи имена прилагательные встречаются чаще всего? ( в художественном)

- Как называется изобразительно-выразительное средство, представляющее собой яркое образное прилагательное ? (эпитет)

- Найдите эпитеты в стихотворении  Сергея Есенина.(Слайд 13) В каком смысле употреблены эти прилагательные: в прямом или переносном?

- Выпишите словосочетания прил. + сущ.

А кругом роса  жемчужная          

Отливала блестки алые,  

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

 7.

- Прилагательные-паронимы.  Игра«Паутина слов».  Задание - различить данные прилагательные. Для каждого прилагательного найти подходящее по смыслу сущ. Соедините  существительные  и прилагательные, подходящие им по смыслу,  между собой, чтобы получились словосочетания. (Слова написаны на белой стороне доски)

                                Понятный                    мальчик

                                Понятливый                завод

                                Стекольный                 подарок

                                Стеклянный                 щенок

                                Памятный                    вопрос

                                Памятливый                стакан

5.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

- Вот и подошёл к концу наш урок. Скажите, пожалуйста, сложная ли была тема?

- В чём у вас возникли трудности?

- Что было легко?

 - Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты? Оцените, пожалуйста, наш урок, свою работу на уроке, работу своих товарищей, используя разные формы степеней сравнения прилагательных.

- Молодцы! Всем спасибо за урок! (Слайд 14)

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Слайд 15)  Оценки.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Мой город весной» (6-8 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока русского языка в 6 классе «Повторение и обобщение по теме «Правописание суффиксов прилагательных»

Закрепление и отработка навыков написания в интересной форме. Использована быстрая форма проверки отработанного материала...

Урок русского языка в 5 классе. Повторение и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное".

Этот урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном в 5 классе.В процессе урока  учащиеся применяют знания о прилагательном как части речи, выявляют орфограммы в прилагательных, о...

Конспект урока русского языка в 10 классе «Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное»

Русский язык. 10 классРазвитие речи. Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное...

Открытый урок русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя числительное"

Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цели: Познавательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильного прои...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя числительное"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе  Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цель: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания,...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном"

Технологическая карта урока с элементами исследовательской работы, мини-проекта, работы с текстом, самостоятельной работы и др. формами....