Урок русского языка в 5 классе. Повторение и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Засыпкина Жанна Александровна

Этот урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном в 5 классе.

В процессе урока  учащиеся применяют знания о прилагательном как части речи, выявляют орфограммы в прилагательных, отрабатывают умение определять его синтаксическую роль. Дети развивают навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивают навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl._povtorenie_po_teme_imya_prilagatelnoe.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Задачи урока:

  1. 1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.
  2. 2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.
  3. 3.Поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Задачи этапа - психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности. Учитель сообщает тему урока и его задачи.

II.Разминка. 

Допиши ряд и определи «Кто это»? 

Серый, хищный, жадный …………………..

Рыжая, хитрая, ловкая ………………

Косой, слабый, трусливый ………………….

Большой, косолапый, неуклюжий ………………………

      Яркое, ласковое, тёплое

  1. Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь? ____________

      - На какие вопросы они отвечают?     _______________________________________________

  1. Какой частью речи они являются? _____________________________________
  2.  Какие орфографические правила вы знаете на эту тему?

Правильный ответ.

  1. Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь? Признак предмета
  2. На какие вопросы они отвечают? Какой? Чей?
  3. Какой частью речи они являются? Прилагательные
  4. Какие орфографические правила вы знаете на эту тему?
  1. О-Ё поле шипящих в корне и суффиксе.
  2. Ь после шипящих.
  3. Окончания прилагательных.

Задача - включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

Назвать 4-е лишнее:

светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький,

белый, белизна, бел, белый-пребелый

Вывод: Итак, ребята, почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА? Это не прилагательные.

  1. "Как же вы узнали, что остальные слова - имена прилагательные?
  2. "Назвать морфологические признаки прилагательного.
  3. "Для чего необходимо знать морфологический признак? (Чтобы правильно писать прилагательные).

III.Словарный диктант.

(Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской. Попутно повторяются сведения по словообразованию).

Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, жёлтенького цыплёнка, синицын хвостик, воздух свеж, медвежонок неуклюж, прибрежный камыш.

Цель этапа - выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.

  1. "Какие правила позволили нам вспомнить диктант?

IV. Распространи предложения именами прилагательными. Разбери по членам предложений.

 ……..солнце пригрело землю. Зазв…нела ………… капель. Галдят ………… воробьи. С пригорков поб…жали ………………. ручейки. Появилась ……… тра…ка.

  1. Какую роль в предложении играют имена прилагательные?

  1. Из данного списка выберите слова, близкие по значению. Запишите парами синонимы.

 Занимательный, прекрасный, интересный, прелес…ный, увлекательный, забавный.

  1. Выберите слова, близкие по значению выделенным.

     Студёный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый)

Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное). Из лесной чащи на п…ляну выбирался  неуклюжий медведь( огромный, неповоротливый, добродушный).

V. Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.

Цель - определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.

  1. "Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?
  2. "Почему нет?
  3. "Зачем же они нужны в речи?
  4. "В каком стиле употребляются?
  5. "Как же называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)
  6. "Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы. Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.
  7. "Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)
  8. "Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?
  9. "Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой,

Что кинул он в краю родном?

1-человек - синтаксический разбор у доски

2 человек - морфологический разбор прилагательного у доски.

V1.Творческое задание. Культурологический аспект урока.

Ввести в текст прилагательные, превратив "карандашный набросок" в "цветной рисунок".

Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Март". (Пейзажи настроения).

Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, "невольно улыбнувшись" приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он "нежен и упруг". Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.

  1. "Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.

Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске, которая открывается на V1 этапе работы.)

"По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.

Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. 

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие"

Разработка включает в себя конспект урока, презентация и ЭОР...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.

Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого  находится на перекрестке морфологии и морф...