Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Галина Васильевна Кузнецова
  • Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.

  • Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.

  • Повторить сведения о прилагательном. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА -Н- и –НН- в суффиксах прилагательных Подготовила Учитель русского языка и литературы Кузнецова Галина Васильевна МБОУ СШ№8,г.Нижневартовск Открытый урок русского языка 6 класс

Слайд 9

Рефлексия Я доволен своей работой на уроке, потому что… Я недоволен собой на уроке, потому что…



Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока  русского  языка  в  6  классе.

Тема : «Правописание   Н  и  НН  в  суффиксах  прилагательных ».

Цели  урока:

Образовательные:

  • Познакомить  обучающихся  с  орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных  слов.
  • Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.
  • Повторить  сведения  о  прилагательном. Закрепить  умения  словообразовательного и  орфографического  разбора.

Общеучебные:

  • Формировать умение самостоятельно пополнять знания.

Развивающие:

  • Развивать у обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.
  • Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой,  правописной).

 

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

                         Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник.  

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Результаты

 1. Организационный этап.

(1 минута)

 

 

 

 

 

1. Приветствие учащихся:

- Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места.

2. Проверка готовности к уроку (учебники, тетради, дневники, линейка, ручка, карандаш).

- Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку.

3. Учитель отмечает в журнале отсутствующих учеников.

1. Приветствие учителя вставанием.

2. Ребята проверяют свою готовность к уроку.

3. Дежурный докладывает об отсутствующих.

 Регулятивные: умение настроиться на работу.

Включение в учебный процесс, готовность к уроку

2. Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

(3 минуты)

(5 минут)

2 минуты

3.Создание проблемной ситуации.

Постановка цели и задач урока

(3 минуты).

1. Учитель проводит опрос с целью обобщения полученных знаний:

1) Что обозначает имя прилагательное?

2) Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

3) Какие вы знаете разряды прилагательных по значению?

4) Когда не с полными и краткими прилагательными пишется слитно?

5) Когда в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных после шипящих и ц пишется О, когда Е?

6) Что такое суффикс?

(Все ответы оцениваются  одним учеником)

2. Актуализация знаний

(работа в группах с обсуждением)

1) Ребята, перед вами имена существительные, образуйте от них прилагательные  (слайд)      

                оконный –       окно

стеклянные –    стекло

серебряный –    серебро

утренний   –       утро

                зимний - зима

После выполнения (в группах) проводится проверка (читаем прилагательные, спрашиваем, все ли согласны), затем самопроверка на слайде, объяснение орфограмм  и самооценка.

2) Прочитайте предложение, найдите имена прилагательные, чем они отличаются? (слайд)

А.В. Суворов с юных лет готовил себя к тяготам и лишениям военной службы: утренние обливания ледяной водой, занятия гимнастикой закалили его дух и тело.

1) Учитель подводит итоги наблюдений ребят и нацеливает их на решение проблемы урока, подводит к самостоятельному формулированию темы, целей и задач данного урока:

 Кто может объяснить, почему в одних словах пишется Н, а в других НН? Сформулируйте тему урока.

1. Ребята отвечают на вопрос учителя коротко

2. Оценивают ответы

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Познавательные:

формулировать правило, делать выводы.

Регулятивные:

Оценка результатов работы

Активное включение в работу

Умение ясно и точно выражать свои мысли, слушать и  слышать друг друга, оценивать ответ.


- Итак, перед  нами стоит проблема, которую мы должны совместными усилиями разрешить: при каких условиях в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы Н? (слайд)

- Какие цели мы поставим?

1. Ребята формулируют тему, цели и задачи урока:

 Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных»,

Цели: научиться применять правило написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных

Регулятивные:

высказывание своих предположений относительно формулирования целей и задач данного урока

Познавательные: делают выводы, включаются в решение проблемы урока

Коммуникативные:

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли

Умение формулировать тему  урока, определять цели и задачи

4. «Открытие» детьми нового знания

(7 минут)

5. Первичное закрепление

(6 минут)

3 минуты

1 минута

1. Для того чтобы ответить на вопрос, когда в суффиксах прилагательных пишется н, когда нн, обратимся к таблице на слайде презентации. Попробуйте объяснить эту схему (работа в группах)

2. Сравним ваши выводы с учебником, прочитайте правило, перескажите друг другу.

1. Обратимся к учебнику и

выполним упражнение № 367 на доске с объяснением  несколько слов

2. Словарный диктант по вариантам с взаимопроверкой на правописание прилагательных с суффиксами –ан-, -ян-, -ин- с включением слов исключений.

1 вариант выписывает слова с Н,  2 вариант с НН.

Утиная походка,  овсяная каша, деревянная рама, стеклянная ваза,  оловянный солдатик, ветреный день,  соломенная шляпа,  кожаный портфель.

3. «Найди ошибку» (слайд)

 Ржаной, тыквеный

 обеденный, общественный, ветренный, безветренный,

 пчелиный, лебединный.

1. Ребята выполняют упражнение на доске с объяснением.

2. Объяснение друг другу написания н и нн в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-

3. Работа в парах, корректировка, взаимное оценивание

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

Познавательные: объяснение языковых явлений,

овладение приёмами отбора и систематизации материала,

учатся анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать,

учатся преобразовывать информацию (строить алгоритм рассуждений), действовать по алгоритму.

Регулятивные: проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

контроль, коррекция, саморегуляция

Познавательные:

общеучебные, логические, извлекать информацию из учебника.

Коммуникативные: управление поведением партнёра, сотрудничество.

Умение работать в парах, договариваться о совместной деятельности, слушать, слышать друг друга, вести диалог,  самоконтроль своей деятельности.

 

Умение сопоставлять и сравнивать, рассуждать, делать выводы; умение определять и анализировать  лексическое явление; самоконтроль своей деятельности

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

(6 минут)

1. Учитель предлагает составить и записать небольшой текст на тему «Зимнее день»(5-6 предложений), используя прилагательные с Н и НН в суффиксах.

2. Учитель предлагает ребятам зачитать свои работы

- Какие прилагательные с изучаемой орфограммой вы использовали в своих работах?

1. Ребята самостоятельно выполняют творческое задание.

2. Чтение сочинений-миниатюр

3.  Обоснование написания прилагательных на изучаемую орфограмму.

Коммуникативные: сотрудничество в индивидуальной работе

Познавательные: выполнение творческого задания

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в творческую деятельность

Умение создавать связный текст, применять правило в новых условиях, аргументировать, обобщать и делать выводы.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 минуты)

1. Учитель даёт информацию о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению.

 

Ребята слушают инструктаж, задают вопросы, если кому-то что-то непонятно, записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные: слушание, сотрудничество

Познавательные: проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении

Умение слушать, анализировать

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

(3 минуты)

- Ребята, вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Научиться применять правила написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных).

-Достигли мы её?

- Какие трудности вы испытали при усвоении правила?

- Где могут пригодиться полученные вами знания?

Ребята вспоминают цели и задачи, поставленные перед началом урока, анализируют их выполнение.

Делятся своими трудностями, которые испытали в ходе работы над правилом.

Заполняют тетради самооценки

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности,

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Умение видеть результат, оценивать степень своего участия, оценивать работу товарищей

Дополнение к уроку.

В начале урока после устного опроса дается проверочная работа по повторению с самопроверкой:

Камыш…вые зар…сли, плюш…вый медве…ь, глянц…вый журнал, груш…вый компот, морж…вый клык, алыч…вое в…ренье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса

разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....

Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....

Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...

Открытый урок русского языка на тему «Притяжательные прилагательные». 6 класс (коррекционный).

  Цели: усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном; продолжить обучение правильному письму и употреблению в речи имен прилагательных; активизировать словарь учащи...

Конспект урока русского языка на тему "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Материал урока позволяет ознакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причаст...