Конспект урока русского языка на тему "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Материал урока позволяет ознакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причастиях и одной Н в прилагательных, образованных от глаголов;, работать над развитием речи учащихся, воспитывать активную жизненную позицию, внимание к людям, интерес к приготовлению различных блюд, формировать профессиональные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n_i_nn_v_suffiksah_prichastiy_i_prilagatelnyh.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

             «Скалистская средняя общеобразовательная школа»

                                                    Урок русского языка в 7 классе.

                                                   Учитель: Кенжебаева Л.И.

Тема урока: Правописание    Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Цель урока:1) познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причастиях и одной Н в прилагательных, образованных от глаголов;

2) работать над развитием речи учащихся;

3) воспитывать активную жизненную позицию, внимание к людям, интерес к приготовлению различных блюд, формировать профессиональные навыки.

                                               Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие учителя.
  2. 1.Повторение:

-Назовите случаи употребления  Н и НН в причастиях и отглагольных

прилагательных?

Посмотрите на таблицу, приведите примеры ( 1 слайд)

       Причастия---    НН

  Прилагательные--Н

     Порванное платье

 ( порвать-совершенного вида)

Рваное платье

( рвать-несовершенного вида)

   

   замасленный комбинезон,

   поджаренное мясо,

   вскипячённое молоко.

   Почему в этих словах НН?

   Чем отличаются слова,  

   записанные во 2 столбике?

 

масляное пятно,

жареное мясо,

кипячёное молоко.

2. Рассмотрите таблицу, расскажите по ней о правописании Н и НН в

       в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.( 2 слайд).

Пишется Н в суффиксах прилагательных, образованных от глагола.

Пишется НН в суффиксах причастий.

1.Образовано от глагола несов. вида:

жареная рыба.

1.Образовано от глагола совершенного

вида:  решенная задача.

2.В слове нет приставки ( приставка

НЕ во внимание не берётся).

  некошеный луг, крашеный забор.

2. В слове есть приставка:

покрашенный забор, поджаренная рыба.

3. Нет рядом  зависимого слова:

   раненый боец, квашеная капуста.

3. Есть зависимое слово:

  раненный в руку боец, квашенная

мамой капуста.

4. Нет в слове суффиксов- ова,ева,ирова.

4. Есть суффиксы ова,   ева, ирова

 ( заканчивается на ованный, ёванный):

 газированный, асфальтированный,

 полированный, маринованный.

III. Закрепление:                          

       ( 3 слайд).                                        

                                             1. Запишите:

   Печёные яблоки, вязаный шарф, варёный картофель, квашеная капуста, солёные огурцы, крашеные волосы, плетёный коврик, стриженый мальчик, глаженая рубашка, кованые кони, неезженые дороги, гружёные повозки.

   I вариант записывает, добавляя приставки;

   II вариант – зависимые слова.

       Проверка работы по вариантам, объяснение.

                                 

                2. Спишите текст, вставляя Н или НН (4 слайд)

    Смышлё…ым детям достаточно повторить правила несколько раз, а потом, выпив кипячё…ой воды, выполнить придума…ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незва…ые гости всё так же, как и раньше,приходят неожида…о, зато приносят не краше…ые деревя…ые ложки, а золочё…ые и посеребрё…ые блюда. Причём все непреме…о сидят на кожа…ом диване, возле которого есть полирова…ый столик с крахмале…ой скатертью и вяза…ыми салфетками

      Проверка задания, объяснение написания Н и НН.

               Учитель: Хорошо, когда приходят гости.

               Но чем же их угостить?

 3. Учитель: Теперь мы вместе составим

           уникальный рецепт, используя слова  ( 5 слайд).

         Купле…ый банан, лишё…ый шкурки баклажан, реза…ый батон,

        варё…ый бульон, на масле жаре…ый бекон, протуше…ый бифштекс,

        в духовке пропечё…ый кекс, в кастрюльку броше…ый чеснок,

        кури…ые ноги, вяле…ые лещи, дробле…ый орех, маринова…ый салат

                        Уникальный рецепт

     Возьмите

    Добавьте

    И киньте в

    На

    Обмажьте вы со всех сторон.

    Готов

   

   В

   Приправа для

   А пара

   Вкусней тарелки кислых щей.

   Вы в свёклу

   Бросайте быстро без помех

   Ваш

  Отведать каждый будет рад.

          4.Выясним содержимое холодильника

  •     Составим рецепт вместе с другом (работа в парах.) Задание: списать,        

     вставить пропущенные буквы, использовать данные слова (вовсе не    

    обязательно использовать все) ( 6 слайд)    ТОРТ.

    Сметан…ый, маслян…ый крем, запечён…ый в духовке, украшен…ый  

   фруктами, в виде плетён…ой корзинки, пропитан…ый….

       

 ЯБЛОКО.

Румян…ое, нарезан…ое кубиками, мочён…ое, смешан…ое с творогом,

очищен…ое…

            КЛУБНИКА.

Морожен…ая, перемешан…ая со взбитыми сливками, выращен…ая

собствен…ыми руками, куплен…ая на ярмарке, посыпан…ая…

 ( 7 слайд) Молоко. Обезжирен…ое, кипячён…ое, пастеризован…ое,

 охлаждён…ое, топлён…ое в духовке, некипячён…ое…

 МОРОЖЕНОЕ. Клюквен…ое морожен…ое, посыпан…ое шоколадом,

  политое крыжовен…ым сиропом, украшен…ое заспиртован…ой вишней…

 (8 слайд) КАРТОФЕЛЬ. Чищен…ый, резан…ый кубиками, нарезан…ый

 соломкой, подрумянен…ый, варен…ый в курин…ом бульоне.

 ГРИБ. Мелко резан…ый, сушен…ый, тушён…ый в сметане, смешан…ый

 с измельчён…ым зелён…ым луком.

 ЛУК.  Резан…ый, пассирован…ый, ошпарен…ый кипятком, нарезан…ый

кольцами, посыпан…ый рублен…ой петрушкой…

( 9 слайд) КУРИЦА. Фарширован…ая грибами, обвален…ая в кокосовой

стружке, сильно перчён…ая, варен…ая в бульоне, жарен…ая, несолен…ая…

ЛУК. Маринован…ый, чищен…й, рублен…ый, смешан…ый с петрушкой,

мелкокрошен…ый, высушен…ый…

РИС. Предварительно замочен…ый, обжарен…ый до прозрачности,

смешан…ый с рублен…ым мясом, перчён…ый, но недосолён…ый…

( 10 слайд) АНАНАС. Консервирован…ый, резан…ый кубиками,

облитый сметан…ым кремом, посыпан…ый дроблён…ым орехом,

красиво разложен…ый…

БАНАН. Сушён…ый, резан…ый, заправлен…ый сгущен…ым молоком,

смешан…ый с лимон…ыми дольками.

 Прочитайте свои рецепты, объясните правило употребления

          Н и НН.

5. В кратких причастиях пишется одна Н.

   Выполните упражнение: ( 11 слайд)

                         Теперь займёмся мы столом.

                         Он полирова…ый притом.

                         Крахмале…ая скатерть есть.

                         А вяза…ых салфеток шесть.

                         Уж можно ужин подавать,

                          Чтоб зва…ых в гости удивлять.

                          Потраче…о немало сил.

                          Хвалё…ый суп уже остыл.

                         Капусты кваше…ой ведро,

                         Мочё…ых яблок три кило.

                         Свежемороже…ый сазан,

                         Копчё…ый угорь и баран,

                         И мелкокроше…ый банан.

                         Того, что съеде…о давно,

                         Пересчитать мне не дано,

                         Бывает много разных тем,

                         Но я люблю « Одна-две Н»!

                         

                              Проверка задания.

IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

  1.  Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

Какие вопросы остались непонятыми?

Что твёрдо запомнили?

2. Объявление учителем оценок за урок.

СПАСИБО ЗА УРОК!   МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.

Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов)  пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

План – конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я» (5 КЛАСС)

План – конспект УРОКА  РУССКОГО  ЯЗЫКА ПО ФГОС«ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»(5 КЛАСС)...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Урок русского языка по теме " Различение на письме суффиксов -К- и -СК-" 6 класс

Урок русского языка в 6 классе ТИП  УРОКА : урок-исследованиеТема: « Различение на письме суффиксов  -К- и –СК- »Цели урока:1)    повторить разряды прилагательных, их обр...

Конспект урока русского языка по теме "Буквы О и А на конце наречий" 7 класс

Конспект урока составлен по требованиям ФГОС. Состоит из 9 этапов....