Открытый урок русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кервелис Надежда Николаевна

Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное».

Цели:

Познавательные:

систематизировать и обобщить знания об имени числительном;

формировать навыки правильного произношения и написания числительных;

формировать умения правильно употреблять числительные в речи.

Развивающие:

развивать навыки анализа слова с точки зрения его морфологических признаков;

развивать навыки анализа предложения, выявления функции числительного в предложении.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, самостоятельность и трудолюбие;

воспитывать интерес к истории родного края, любовь к родному городу.

Форма урока – заочная экскурсия по родному городу.

Оборудование: карта-схема города Елизово, виды достопримечательных мест; тексты; путевые листы путешественников (приложение); электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point.

Цель: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки; прививать любовь к своей малой родине; развивать познавательный интерес  к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; воспитание культуры общения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология: интеграция, использование ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: презентация, мультимедиапроектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное».

Цели:

Познавательные:

систематизировать и обобщить знания об имени числительном;

формировать навыки правильного произношения и написания числительных;

формировать умения правильно употреблять числительные в речи.

Развивающие:

развивать навыки анализа слова с точки зрения его морфологических признаков;

развивать навыки анализа предложения, выявления функции числительного в предложении.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, самостоятельность и трудолюбие;

воспитывать интерес к истории родного края, любовь к родному городу.

Форма урока – заочная экскурсия по родному городу.

Оборудование: карта-схема города Елизово, виды достопримечательных мест; тексты; путевые листы путешественников (приложение); электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point.

Цель: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки; прививать любовь к своей малой родине; развивать познавательный интерес  к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; воспитание культуры общения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология: интеграция, использование ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: презентация, мультимедиапроектор.

ХОД УРОКА:

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык. Начнем урок с разминки. Отгадаем ребусы (Дети, автобус, город). (Слайд 2-4).

В чем особенность ребусов? ( В каждом присутствует числительное). Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите число и тему урока в маршрутные листы, которые лежат у вас на партах.  (Слайд 5). (Повторение и обобщение изученного об имени числительном.) Составьте и запишите предложения, используя отгадки к ребусам.
Я знаю, что вы  все большие фантазеры. Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию. Но экскурсия эта не совсем обычная. Она поможет нам лучше познакомиться с нашим городом.
III. Словарная работа. (Словарь Ожегова).  (Слайд 6).

1.– Что означает слово «экскурсия»? (Экскурсия – это коллективный поход или поездка куда–нибудь с целью осмотра, знакомства с чем-нибудь.)

Пожалуйста, кратко сформулируйте цель нашей экскурсии.
(Цель экскурсии: подробнее познакомиться с именами числительными и привести в систему наши знания о них) (Слайд 7)

- Да, ведь наша цель - во время экскурсии привести в систему все то, что мы уже знаем.

2. Подберите однокоренные слова.

Экскурсия – экскурсовод (способ образования – сложение основ), экскурсионное (бюро) (способ образования – суффиксальный).

IV. Сегодня я буду начальником  бюро экскурсий и путешествий.  У нас  есть экскурсоводы, который поведут нас по маршрутам нашего путешествия. В ходе прогулки мы будем заполнять путевой лист.  Экскурсию мы совершим в воображаемом автобусе. А вы, внимательно слушая экскурсоводов, лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны приобрести билеты для  того, чтобы попасть в наш автобус.  (Слайд 8).

С Елизова Вы можете добраться  и до Паратунки, до вулкана Мутновского и даже до побережья Охотского моря. Главная автодорога Елизова открывает доступ ко многим притягательным местам нашего края. Городской транспорт представлен автобусными маршрутами:

1. микрорайон "26 км" – Елизово, цена билета – 17 рублей

2. пос.Ягодный - пос. "Пятая стройка-радиоцентр", цена билета – 17 рублей

7. микрорайон Верхний Пограничный - остановка "24 км", цена билета – 17 рублей

8. микрорайон Второй Бугор - микрорайон "26 км", цена билета – 17 рублей

Пригородное сообщение с Петропавловском - Камчатским (автобусы 102, 104), цена билета – 30рублей, 45 рублей, Паратункой-Термальным (автобус 110) , цена билета – 45 рублей, Вилючинском (автобус 120), цена билета – 60  рублей, и другими посёлками Камчатского края.      

 Задание: составить и записать предложение, используя одно из предлагаемых выражений, цифры записать словами.

Я купил билет за:

Я приобрёл билет стоимостью:

 Цена моего билета –

 - Ну вот, билеты куплены, и мы отправляемся в путь.

- Внимание! От школы № 9 отправляется автобус, в котором мы совершим  путешествие по родному городу. Слово первому экскурсоводу.

V. Слово экскурсоводу . (Слайд 9). Чтение текста № 1.    

Текст № 1 .

       Камчатский край расположен на материке Евразия и входит в 11 часовой пояс. Площадь его составляет 472 тысячи квадратных км, что фактически равняется территории Франции. На этом громадном куске суши проживает сегодня менее 500 тысяч человек. Издавна населяют территорию Камчатского края ительмены, чукчи, коряки, эвены, алеуты. У каждого народа свой уклад жизни, свои традиции, которые они стараются сохранить и передать будущему поколению. ( Выключаем проектор).

VI. Фронтальный опрос.

– Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на числительные, которые встретились в этом тексте.  Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как о части  речи.
– Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
(Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные  можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)

– Какие бывают числительные по значению и составу?   Чем отличаются количественные числительные от порядковых? – На какие группы делятся количественные числительные? (Целые, дробные, собирательные.)

Продолжим  оформление наших путевых листов. Ваша задача – заполнить таблицу необходимыми сведениями. Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ. + числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое число прописью. (Количественные, порядковые по значению, простые, сложные, составные.)

Числительные

Количественные

Порядковые

Целые числа

Дробные

Собирательные

Простые

Пятьдесят

  В тридцати двух целых пяти десятых километрах

Одиннадцатый часовой пояс

Восемьдесят километров

Шесть целых восемь десятых тысяч километров

Тринадцать градусов

Пятнадцать градусов

Составные

Четыреста семьдесят две тысячи квадратных километров

Около тысяча восемьсот сорок восьмого года

Пятьсот тысяч человек

В тысяча девятьсот семьдесят пятом году

С тысяча восемьсот девяносто седьмого года

По тысяча девятьсот двадцать четвёртый год

В тысяча девятьсот двадцать втором году

- Как склоняются порядковые числительные? Устно просклоняйте числительное одиннадцатый.

-Какова особенность склонения составных количественных числительных, обозначающих целые числа?

-Сейчас мы едем со скоростью 50 километров в час  для того, чтобы всё разглядеть. На трассе автобус идёт со скоростью до 60 километров в час. Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте? (О склонении числительных от 50 до 80)

-Какова особенность склонения числительных от 50 до 80?

Мы продолжаем нашу экскурсию. (Включаем проектор. Слайд 10-11).

Текст № 2 .

       Среди небольшого числа городов Камчатского края, Елизово выделяется своей историей. Расположенный всего в 32,5 км от столицы края на берегу реки Авачи, он является районным центром Елизовского района. Большая часть центра, а это 6.8 тысяч кв.км, покрыта лесами. Жители Елизовского района ежегодно собирают в этих лесах березовый сок, папоротник, черемшу, грибы и ягоды. На подъезде к Елизово, со стороны Петропавловска-Камчатского, находится международный аэропорт. Возник город Елизово  около 1848 года как село Старый Острог. Статус города был получен только в 1975 году, а до этого он менял несколько раз свое название. С 1897 по 1924 год посёлок назывался «Заво́йко» — в честь известного камчатского губернатора В. С. Завойко. Свое последнее название городок получил  в честь командира партизанского отряда Георгия Матвеевича Елизова, погибшего на Камчатке в 1922 году. (Выключаем проектор).

Задание.  Выпишите из текста в таблицу  дробные числительные. Как склоняются дробные числительные? (При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе).

Задание. Обратите внимание на числительные, которые остались в тексте. Охарактеризуйте эти числительные по значению и составу. Как склоняются составные порядковые числительные? Запишите данные числительные с существительными в нашу таблицу.

Задание. Сформулируйте правило написания Ь знака в середине и на конце числительных.  (Включаем проектор.  Физминутка под песню «Камчатский край»).

VII .ФИЗМИНУТКА.

( Выключаем проектор). А мы продолжаем нашу экскурсию. 

Текст № 3 .

        Климат на большей части Елизовского района морской и влажный и главным образом сформирован под влиянием активных циклонов с побережья Камчатки. Погода здесь очень отличается от той,  которую можно наблюдать в Областном центре - Петропавловске-Камчатском. Зимой здесь редко облачная погода и только дуют слабые ветра. Снега обычно много. Лето длится с середины июня до середины сентября со средней температурой 13-15 C.

Учитель: Назовите числительные, которые встретились в этом тексте. Как склоняются эти числительные? Запишите их в нашу таблицу. Приведите примеры числительных, которые склоняются  как существительные 3 склонения.

Текст № 4 . (Включаем проектор. Слайд 12).

        С любой точки Елизова открывается великолепная панорама на гряду вулканов. Где ещё увидишь такую красоту? Непосредственная близость к природе является особенностью нашего города. Рельеф района составляют главным образом горы и вулканы. В его пределах находятся 20 активных вулканов  полуострова. Всего на полуострове 29 действующих и 300 потухших вулканов.  Самый высокий вулкан в Елизовском районе - это Кроноцкий вулкан (3528 м). Вулканы Корякский (3456 м),  Авачинский (2751 м) и Козельский  ( 2189 м ) находятся в непосредственной близи от городов Елизова и Петропавловска-Камчатского. Горожане даже называют их домашними вулканами. Они возвышаются, как стражи, и многие жители могут созерцать их из окон своих квартир. Вулканы  легкодоступны для посещения туристов.

 Задание. Обратите внимание на числительные, встретившиеся в этом тексте. Они выделены. Мы будем работать  по вариантам. Выпишите в свои путевые листы те числительные, в которых мягкий знак пишется в середине (1 вариант) и на конце (2 вариант). Два человека у доски, затем проверка. Сформулируйте правило. Обратите внимание на числительное, которое мы не выписали ни в один столбик таблицы. Назовите его. (300). Выпишите его вместе с именем существительным, с которым оно образует словосочетание. Просклоняйте.

Задание: письменно просклоняйте  словосочетание триста вулканов.

В чём особенность склонения количественных числительных, обозначающих круглые десятки и сотни?

Текст № 5 . (Слайд 13-14).

        На сегодняшний день в городе проживает около сорока тысяч человек. На глазах город растёт, становится чище, уютнее. Удачно вписываются в  его живописный пейзаж административные здания, торговые комплексы. Город  и район преображаются. Многое есть в Елизовском районе: выигрышное географическое положение и богатые природные ресурсы, вулканы и горячие источники. У нас есть чем гордиться, что показать многочисленным гостям. Но ведь главное богатство нашего района – это люди. Тысячи людей трудились десятилетиями, создавая славу району. Работали и продолжают работать, не покладая рук, на благо всех  камчатцев.  ( Выключаем проектор).

Задание. Назовите числительное, встретившееся в этом тексте. В чём особенность его склонения?  Устно  просклоняйте словосочетание сорок тысяч человек.

Вопросы и задания: Назовите числительные, о которых мы сегодня ещё не вели речь? Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными. Как образуются собирательные числительные? Как склоняются собирательные числительные? Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба(обе)? Составьте и запишите предложения, включив в них собирательные числительные.

VIII. Итоги урока. Оценивание. Вот  и закончилось  путешествие по нашему родному городу. Путешествуйте – и вы будете мудрее! (Обсуждение итогов урока, работа над вопросом: «Что нового открыло мне путешествие по родному городу?»). Мы не только путешествовали по городу, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи-имени числительном. Конечно, за столь короткое время трудно рассказать всё о нашем городе, но, путешествуя по Елизово, мы сегодня повторили все, что знаем о числительном как о части речи: мы склоняли количественные и порядковые числительные, употребляли их с другими частями речи, соблюдали нормы произношения. На этом наше путешествие закончено. Путевые листы вы сдадите, выполнив в них домашнее задание, и окончательный результат вашей работы узнаете на следующем уроке. Подобные экскурсии будут продолжаться, так как мы должны знать свой край, свою Родину.

IX. Домашнее задание. (Включаем проектор. Слайд 15).  Историю города составляют судьбы людей, когда-либо живших и живущих в нём, а вы – будущее нашего Елизовского района.  Дома составьте небольшой рассказ о себе, своей семье, используя числительные.

X.Рефлексия. (Слайд 16) А теперь оценим, ребята, уровень своей успешности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Открытый урок русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное".

Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цели: Познавательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильн...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя числительное"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе  Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цель: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания,...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....