Главные вкладки

    Открытый урок по истории Древнего мира для 5 класса
    методическая разработка по истории (5 класс) по теме

    Урок для 5 класса по теме "В городе богини Афины" с использованием ИКТ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_uroka.docx21.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса

     

    Тема урока: «В городе богини Афины».

    Дата проведения: 19 марта 2011 г.

    Цель: познакомить учащихся с главным городом Афинского государства, с  достопримечательностями города.

    Задачи: - показать учащимся, как создавались культурные ценности в Греции;

                   - продолжать формировать умений составлять рассказ, пересказывать мифы, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия;

                   - воспитывать уважение к величайшим шедеврам искусства.

    Учебное оборудование: карта «Древняя Греция вVв. до н.э.»;

                                               проектор

     

    Тип урока: комбинированный, с использованием информационных технологий

    Форма урока: воображаемая экскурсия

    Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

    Приемы: письменный, словесный, практический, картографический.

    План урока:

    1. Район гончарных мастерских – Керамик.
    2. Агора – сердце Афин.
    3. На вершине Акрополя.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Орг. момент

    Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Сегодня мы с вами совершим воображаемую экскурсию в древнегреческий город Афины и познакомимся с достопримечательностями этого города.

    Реакция учащихся

    Мы с вами уже слышали об Афинах, но поднимите руку, кто из вас уже бывал в этом городе?

    Реакция учащихся

    Актуализация знаний по теме «В гаванях Афинского порта Пирей»

    Слайд 1

    Итак, мы начинаем путешествие с главного афинского порта.

    ? Как он назывался?

    ? Какие гавани были в порту?

    ? Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

    ? Как можно было доехать от порта да Афин?

    Ответы учащихся:

    (Пирей;

    2 военных- стоял афинский флот, 400 триер, 1 торговая-торговля, купцы-пошлина, переселенцы, рабы, свободные граждане; по Длинной дороге)

    Слайд 2

    Ну вот мы, наконец, в самих Афинах.

    ? Покажите на карте этот город, о котором афиняне говорили: «Если ты не бывал в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!»

    Работа с картой

    г. Афины

    1.Район гончарных мастерских – Керамик.

    Слайд 3

    ? Как вы думаете, а весь ли город был так прекрасен, как о нем говорили? Давайте прочитаем о районе, который был совсем не привлекательным и отметим его на к/к в РТ.

    Ответ учащихся, работа с РТ:

    Нет, уч. c 84 (район Керамика)

    РТ-отмечаем на к/к

    Слайд 4

    Керамик был известен за пределами Греции,т.к искусстные гончары и художники создавали великолепные вазы. ВVI в до н.э. вазы украшали чернофигурным рисунком, красной глине художники наносили черным лаком. ВV в до н. э. поступали наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными.

    Запишем в тетради.

    Запись в тетрадь:

    VI век до н.э. – чернофигурные вазы; V век до н.э. – краснофигурные вазы

    1. Агора – сердце Афин.

    Слайд 5

    Физкультмин

    (марш, повороты вправо,влево)

    Идем в центр города. Спустя некоторое время выходим на главную площадь города, которая называлась агора.

    Давайте обозначим ее на к/к и более подробнее о ней познакомимся, открыв хрестоматию.

    Работа с хрестоматией и РТ

    Чтение хрестом. С 213,

    РТ – к/к

    Слайд 6-7

    Давайте и мы отдохнем в тени портика и узнаем какие виды колонн существовали в Древней Греции. (ответ учащегося, опережающее Д/З)

    ? Что такое портик? Работа с учебником

    Уч. с 86 (полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны)

    Рассказ учащегося о видах колонн: наиболее распространенным общественным зданием в Греции был храм. Храм украшали 3 видами колонн: дорические– сильные мужчины; ионические– изящные женщины; коринфские 

    3.На вершине Акрополя.

    Слайд 8

    Немного передохнув в тени мы покидаем агору и приближаемся к высокому холму в центре года. Это акрополь.

    ?  Что такое акрополь?

    Запись в тетради.

    ? А что вам уже известно об афинском акрополе?

    Отметьте на к/к акрополь.

    Работа с учебником, РТ

    РТ – к/к

    Уч. с 86 – это холм с крутыми и обрывистыми склонами.

    Акрополь имеет крутые и обрывистые склоны, только одна тропинка ведет наверх. На акрополе была возведена крепость. В V веке до н.э. акрополь был разрушен.

    ? Кто разрушил  акрополь в 5 в. до н.э.?

    Ксеркс приказал разрушить постройки на акрополе и сжечь город. После изгнания персов греки заново отстроили акрополь, возвели на нем великолепные здания и статуи.

    Давайте с ними познакомимся!

    Ответы учащихся:

    Ксеркс, царь персов

    Слайд 9-10

    Посмотрите, справа на уступе скалы находится маленький и изящный храм богини победы.

    ? Как звали богиню победы?

    Греки ее изображают крылатой девушкой, но на этот раз мы возвели храм в честь Ники бескрылой.

    ? Догадайтесь почему?

    Ответы учащихся:

    Ника; не хотели,

    чтобы победа улетала

    Слайд 11

    Через мраморные портики с красивыми

     колоннами входим на акрополь.

    ? Какие виды колонн вы знаете?

    В его центре на высоком постаменте стоит статуя Афины. Эту статую сделал прославленный скульптор Фидий.

    Ответы учащихся:

    Дорические, ионические, коринфские

    Слайд 12-14

    Посмотрите на главный храм– это Парфенон, он посвящен также богине Афине. Парфенос – по гречески-девушка. Приглядитесь к западному фронтону Парфенона, заполненному статуями – здесь идет спор двух богов, за право быть покровителем города. 

    ? Кто может рассказать этот миф

    Обходим здание и рассматриваем другой фронтон – здесь изображено рождение богини Афины.  

    ? Кто может рассказать этот миф? 

    Зайдем внутрь храма. Внутри храма стояла статуя богини Афины, сделанная Фидием.      

    ? Что держит в правой руке Афина?

    ? На что опирается левой рукой?

    ? Что изображено на щите?

    Рассказ учащимися мифов, ответы на вопросы 

    крылатую Нику

    на щит

    священный змей

    Слайд 15-16

    Слева от Парфенона стоит храм Эрехтейон. Этот храм посвящен Афине и Посейдону.

    ? О чем спорили эти боги?

    Рядом растет очень старое дерево

    ? Какое?

    Храм украшал красивейший портик кариатид. Кариатиды в переводе с греческого – девушка.

    А сейчас мы посмотрим фильм об архитектуре Древней Греции.

    Рассказ учащимися мифов, ответы на вопросы 

    Оливковое дерево

    Просмотр фильма

    Закрепление

    Слайд 17-19

    Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним о чем мы говорили:

    ? О чем вы будите рассказывать свом родным?

    ? С какими достопримечательностями этого города мы познакомились?

    ? Что нового узнали?

    Культура Древней Греции повлияла на развитие культуры миры, а в частности на культуру нашей страны.

    Ответы учащихся

    Домашнее задание

    Слайд 20

    Параграф 37,  

    Желающим расширить кругозор:  назвать здания Москвы, где архитекторы использовали достижения древнегреческой архитектуры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

               СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

    Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

    Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...

    Разработка открытого урока по истории Древнего мира"Первая пуническая война". 5 класс.

    Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику В.А.Михайловского История древнего мира,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений....

    Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

    Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

    Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

    Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

    ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

    Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

    Открытый урок по истории Древнего мира Древний Рим в соответствии с требованиями ФГОС 5 класс по учебнику А.А.Вигасина

    Открытый урок по истории Древнего мира "Древний Рим" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся  5 класса по учебнику А.А.Вигасина. В данной методической разработке представлен...