конспект открытого урока "Работа над полифонией в младших классах фортепиано"
план-конспект урока

Королева Ольга Алексеевна

Работа над полифонией в младших классах фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_korolevoy_o.a._2.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:


Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени Г. Струве»

 

Конспект

открытого зонального урока на тему:

«Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДШИ»

Выполнила:

Королева Ольга Алексеевна,

преподаватель по классу фортепиано          

                                         

                                         

г. Железногорск

2025 г.

Пояснительная записка

Урок рассчитан на учащихся 9-10 лет, обучающихся в 3 классе детских музыкальных школ по специальности «фортепиано». Дополнительная предпрофессиональная программа «Фортепиано» (8(9) лет обучения).

Цель урока: закреплять и учить применять полученные знания, умения и навыки  в исполнении полифонических произведений.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить учащегося со способами работы над полифонией;
  • раскрыть содержание        полифонической музыки;
  • продолжать знакомить с жанром сюита;
  • добиваться точного соблюдения штрихов и аппликатуры.

Развивающие:

  • способствовать развитию полифонического мышления и слуха;
  • формировать усидчивость, настойчивость, целеустремленность и терпение, необходимые в работе над полифоническими произведениями.

Воспитательные:

  • воспитывать творческое отношение к работе над полифонической музыкой;
  • формировать у учащегося умение работать самостоятельно;
  • воспитывать любовь к полифонической музыке и эстетический вкус.

Здоровьесберегающие:

  • формировать у учащегося умение контролировать правильную посадку, положение рук на инструменте;
  • чередовать различных видов учебной деятельности с игровыми моментами и слушанием музыки;
  • способствовать созданию комфортной атмосферы на уроке.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков

Вид урока:  практикум

Форма урока: индивидуальная

Технологии обучения:

  • технология личностно-ориентированного обучения
  • технология индивидуального обучения
  • здоровьесберегающие технологии

Методические приемы:  словесные (рассказ, объяснение, вопросы), наглядные (видео файлы), практический (показ, упражнения)

Оборудование: 2 фортепиано, ноты, компьютер, дидактические материалы

Репертуарный план: 

1. Гамма ре мажор, аккорды.

2. И.С. Бах «Менуэт» из «Французской сюиты Ми мажор».

3.С. Ляпунов «Пьеса».

План урока:

  1. Организационный момент (вступительное слово; сообщение темы, цели и задач урока; вводная беседа).
  2. Основная часть (практическая работа, динамическая пауза)
  3. Заключительный этап, рефлексия, домашнее задание.

Ход урока:

Вступительное слово. Одним из важнейших аспектов полноценного музыкального развития ученика является изучение полифонических произведений. Начиная уже с первого года обучения, преподаватель знакомит учащегося с произведениями полифонического склада. Формируя у ученика нужные навыки в изучении полифонии, педагог не только развивает его мышление, но и способствует появлению интереса к музыке данного типа.

Поначалу это простейшие обработки народных песен, затем старинные танцы (менуэты, сарабанды, контрдансы и т.п.). Постепенно уровень сложности полифонических произведений растет. В программе учащихся появляются произведения И.С. Баха – это произведения из «Нотной тетради А. М. Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», потом двух-трехголосные инвенции, отдельные номера из Партит, Английских и Французских сюит, и, конечно же, циклы из Хорошо Темперированного Клавира.

Тимошина Маша – ученица 3 класса, обучающаяся по дополнительной предпрофессиональной программе «Фортепиано». Девочка музыкальная, эмоционально отзывчивая, трудолюбивая, с хорошей памятью. Технические данные средние.  

Преподаватель: - Давай вспомним, что же такое полифония? (многоголосие) Правильно, многоголосие.  Термин полифония в переводе с др. греч. буквально обозначает «многозвучие». Poly – много, phone – звук, голос.

- Скажи, пожалуйста, сколько голосов бывает в полифонии? (Под полифонией в музыкальной теории понимается один из видов многоголосия, заключающийся в одновременном звучании двух или нескольких самостоятельных, но, в то же время, определённым образом взаимосвязанных голосов.)

- Бывает ли в полифонии аккомпанемент? (Нет, в полифонии не бывает аккомпанемента.)

- Сколько видов полифонии ты знаешь? (три вида)

Виды полифонии:

-подголосочная полифония для младших классов включает в себя обработки народных песен, где в основе лежит развитие одного голоса, а остальные голоса обрамляют его различными переплетениями.

-контрастная полифония - более сложный вид, где идет развитие двух контрастирующих голосов, хотя в большинстве случаев основная тема находится в верхнем голосе, что проще для восприятия. К пьесам с контрастной полифонией относятся старинные танцы XVII-XVIII вв., широко используемые преподавателями фортепианных классов на младшем и среднем уровне школьного обучения.

- имитационный тип – самый сложный вид полифонии. Он изучается в старших классах музыкальной школы, в данном случае каждый голос имеет свою мелодическую линию, фразировку, кульминационную вершину. Голоса равнозначны, что требует большой полифонической работы. Репертуар должен подбираться по принципу «от простого – к сложному» с постепенным увеличением трудности материала. К имитационным видам полифонии относятся каноны, инвенции, фуги, фугетты.

Основная часть.

Работа  над гаммой Ре мажор, аккорды, короткое и длинное арпеджио.

Гамму проучиваем по принципу контрастной полифонии: пр. р.- non legato, лев. p.- legato, пр. р.- staccato, лев. р.- legato. Для такого способа игры требуется хорошая координация движений, дифференциация пальцевого аппарата.

Аккорды играем по три звука. Необходимо уделить внимание мелодии в верхнем голосе, затем в среднем и нижнем. Арпеджио играем пр.р. на forte, лев. р. на piano. Затем меняем динамику.

Переходим к работе над «Менуэтом» И. С. Баха из «Французской сюиты» Ми мажор.

И. С. Бах – великий немецкий композитор, автор более 1000 произведений различных жанров. Его называют «мастером полифонии».

Преподаватель: - Давай вспомним, что такое сюита. Сюита – в переводе с фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование». В основе сюиты - 4  танца.

Аллеманда – немецкий рыцарский танец. Открывала празднества при дворах. Прибывших на бал гостей представляли по титулам и фамилиям. Гости обменивались приветствиями, склоняясь в реверансах. Под звуки аллеманды гости шли парами. Для того чтобы приготовиться к танцу и вступить в него вовремя в аллеманде имелся затакт. Размер аллеманды 4/4, неспешный темп, равномерный ритм четвертями в басу соответствовали этому немецкому танцу-шествию.

Куранта – франко-итальянский танец. Темп её был быстрее, размер 3/4, оживленное движение восьмыми. Это торжественный танец, его еще называли «танцем манеры». Один историк хореографии сравнивает движения куранты с движениями пловца, который плавно погружается в воду, а затем появляется вновь.

Сарабанда (возникла в Испании) – священный обрядовый танец-шествие вокруг тела умершего. Обряд состоит из прощания с усопшим и его погребения. Размер сарабанды 3-х дольный, для неё характерен медленный темп, ритм с остановками на вторых долях тактов. Остановки подчеркивали скорбную сосредоточенность, как бы "затрудненность" движения, вызванную горестными чувствами.

Жига – английский танец, также танец моряков-пиратов. Однако в эпоху барокко существовали два основных стиля жиги – французский и итальянский. Распространился во Франции в середине XVII века.  Жига пишется в двучастном метре, размере, преимущественно 6/4 и имеет составной затакт длительностью в 3/8.Исполняется очень быстро, со скачками и пунктирным ритмом. Иногда в сюиту между сарабандой и жигой вводили и другие танцы. Это мог быть менуэт, гавот или бурре.

Преподаватель: - Итак, что же это за танец менуэт? (Менуэт – умеренный, трехдольный, французского происхождения придворный танец.) Правильно. Он носит характер элегантно-важный, официально-этикетный, пышно-размеренный. Состоял из продвижения вперед, поворотов, поклонов и реверансов, как между танцующей парой, так и по отношению к окружающим зрителям. По окончании танца одной парой ее сменяла следующая. Выражал галантность, грацию и изящество.

Определяем с учащейся вид полифонии и сколько голосов в данном Менуэте. Верхние голоса – женские (1 и 2сопрано), нижний – мужской (бас). Представляем танцующую пару или диалог двух людей – это поможет Маше в развитии творческой фантазии и воссоздании художественного образа.  

Работа над полифонией всегда должна начинаться с разучивания линии каждого голоса: необходимо точно выверить характер, штрих, динамику, интонацию, фразировку, кульминацию. То есть в результате учащийся должен уметь исполнять линию каждого голоса законченно и выразительно.

Далее происходит соединение голосов, на этом этапе следует применять различные дополнительные способы работы. Фортепиано – инструмент, предоставляющий большие возможности для разнообразной слуховой деятельности. Высокую эффективность показывают следующие способы: - пение одного голоса при одновременной игре другого;

- совместная игра ученика с педагогом, учащийся исполняет один голос, а преподаватель другой, потом наоборот;

- игра различных сочетаний (пар) голосов: первый-второй, второй-третий, первый-третий и т.д. в зависимости от количества голосов различной динамикой (один f, другой p) с концентрацией внимания на одном из голосов.

В данной пьесе главную роль играет верхний голос. Он более выразителен, непрерывен, изобилует сменами движения, поворотами, опеваниями, мордентами, также насыщен в большей степени в штриховом отношении. Нижний голос сопровождает, как бы «соглашается» с верхним. Имеет короткие интонации утвердительного характера.

Проанализируем первый раздел (экспозиция). Он состоит из двух коротких фраз и предложения. Первая фраза имеет спокойный характер, в то время как вторая более целеустремленная. Второе предложение объединяет, как бы подводит итог предыдущих двух фраз. Начинается первая фраза с динамики p, далее следует crecshendo, в 6 такте f, и далее возвращение к динамике p.

Поработаем над интонацией первой фразы. Как и в любой другой музыке И.С. Баха внутритактовая фразировка направлена и тяготеет к первой (сильной) доле. В данном случае первая доля второго такта будет смысловой опорной точкой. Движение всей фразы направлено к ней и от нее. Так как верхний голос представлен чередованием непрерывных восьмых и четвертей, то восьмые будут направлены как бы на усиление динамики и движения, а четверти в свою очередь будут моментом кульминации и отступления от нее. Четверти изложены двойными терциями и различны в штриховом отношении. Первые две связаны лигой, а третья играется отдельно.

Интонация второй фразы отличатся от первой. Она имеет восходящее движение, звучит более ярко и убедительно, динамика нарастает. Четверти имеют те же штрихи, что и в первой фразе, но изложены теперь секстами, что придает звучанию более бархатную окраску.

Далее следует объединяющее предложение. Начинается оно в верхнем регистре, восьмые имеют нисходящее движение, четверти изложены секстами, в штриховом отношении изменений нет. Динамика направлена на затихание звучности.

Изменения происходят в нижнем голосе. Если до этого момента в басу звучали только лишь короткие интонации, то во втором предложении нижний голос проявляет инициативу и объединяет своим движением стык двух фраз, а затем опять возвращается к вторящим интонациям.

В штриховом отношении сложность вызывает исполнение двойных нот. Как правило, во время их исполнения появляются такие проблемы, как не слышно верхний голос или вторая четверть под лигой не озвучена и играется не достаточно глубоко.

Работаем с учащейся над решением этих задач.

Переходим к разбору второго раздела (разработки). Начинается разработка с динамики mf, звучит более ярко и насыщенно. Первая фраза ничем не отличается от первых двух тактов экспозиции, только звучит в тональности доминанты H-dur. Далее в верхнем голосе происходит смена ритмического движения. Пропадают четверти и их место занимают непрерывные восьмые. Динамика forte. Музыка становится более напряженной. Разрешение наступает только в 8 такте. Представлено оно половинной нотой в виде задержания и разрешения в тонику через украшение – мордент.

Главной задачей в интонационном отношении является объединение всего раздела, умение не «порвать» мелодическую линию на фразы, сыграть их легато, единым движением. Техническую сложность представляет последний, 8 такт, в частности мордент. Нужно добиться хорошей опоры на половинную ноту и более легкого звука на украшение, сыграть его как бы на снятии.

Нижний голос в среднем разделе несет ту же смысловую нагрузку, что и в экспозиции.

Реприза начинается точно так же как и экспозиция. Первая фраза звучит так же на piano. Вторая же отличается характером звучания: звучит так же как и первая тихо, начинается ниже, приглушенно, затаенно. Сексты вовсе пропадают. Кульминационная точка отодвинута на 2 такт 2 предложения. Движение направлено к ней и от нее. Значение нижнего голоса не меняется.

Заканчивается Менуэт нисходящей линей через мордент и затихает на тоническом разложенном аккорде.

Главная трудность заключительного раздела в спуске с «вершины источника». Нужно уделить особое внимание этой кульминации, т.к. она является завершающей. Нужно рассчитать динамический спад и замедление. Так же важно услышать трехголосие в последнем аккорде. Сыграть верхний голос нужно светлым звуком, а остальные голоса выстроить в аккорд, причем бас сыграть глубоким насыщенным звуком.

Техническую сложность представляет мордент, приходящийся на вторую долю. Сыграть его нужно как бы проходящим движением, не делая на него акцент.

Одним из наиболее результативных методов работы над полифоническими произведениями является исполнение каждого голоса отдельно каждой рукой. Это помогает ученику лучше услышать развитие мелодической линии и самостоятельность подголосков. Как метод работы на уроке – преподаватель играет один голос, учащийся другой, затем меняются. Для усложнения работы можно играть на разных инструментах. Так же необходимо ученику знать наизусть голоса отдельно друг от друга. Это придает им большую выразительность и самостоятельность.

Правая рука ведет мелодию, играет глубоким певучим звуком. Левая рука – ровная, спокойная поступь четвертей нон-легато, с иной окраской звука. Таким образом, вырабатывается осмысленное и выразительное исполнение штрихов, динамическая контрастность полифонических голосов.

Основной задачей при работе над Менуэтом продолжает быть извлечение певучего звука и работа над интонационной выразительностью.

Прошу учащуюся исполнить Менуэт целиком от начала до конца.

Динамическая пауза.

Предлагаю Маше посмотреть видео и попробовать станцевать Менуэт под музыку.

Второй вид полифонии, которого мы сегодня коснемся – имитационная полифония.

Преподаватель: - Давай вспомним, что такое имитация? (подражание) Да, правильно, это подражание. Начинаем работу над «Пьесой» Сергея Ляпунова.

- На что похожа эта пьеса? (На русскую народную песню, которую исполняют два голоса: мужской и женский.)

- Скажи, пожалуйста, одновременно звучат голоса или нет? (Нет, один голос начинает, затем подключается второй.) Правильно! Такая многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого называется  канон.

Начало пьесы (двутакт) – одноголосная имитация, в которой по очереди в голосах оттеняются восходящие интонации сексты и квинты. Следующие такты – это короткие мотивы восходящих  секвенций. И в самом конце построения мы слышим спокойный диалог двух голосов.

Во второй половине пьесы происходит регистровая перестановка голосов. Но исполнительские решения при этом остаются те же. Данное произведение очень полезно для изучения обучающимися, так как короткие мелодические построения очень хорошо прослушиваются.

Основные способы работы над имитационными видами полифонии:

  • отработка каждого голоса, выявление его выразительных особенностей, мотивной структуры;
  • пение одного голоса при исполнении другого на фортепиано;
  • проучивание произведения в ансамбле с педагогом на одном или на разных инструментах;
  • рельефное сочетание двух голосов.

Рефлексия.

1.        Маша, скажи, пожалуйста, узнала ли ты сегодня на уроке что-то новое?

2.        Что для тебя было самым тяжелым и что самым легким?

Домашнее задание: предлагаю Маше дома решить кроссворд на тему «Полифония».

                                                     Заключение.

Преподаватель: - Подводя итог нашего урока, важно понять, что роль полифонии в развитии музыканта-исполнителя чрезвычайно велика:

  • развивается слух, координация, музыкальное мышление;
  • способствует развитию пластичности;
  • готовит к исполнению произведений любых жанров;
  • воспитывает способность создавать звуковую многоплановость.

На всех этапах обучения желательно, чтобы полифонические пьесы были   яркими, характерными, чтобы вызвать у юного исполнителя интерес, эмоциональный отклик, что способствует лучшему усвоению сложной полифонической фактуры. Полезно прибегать к образным аналогиям, пробуждая в сознании учеников живое, образное восприятие голосов.

Работа над полифонической фактурой должна вестись регулярно и систематически на каждом уроке согласно индивидуальным психологическим особенностям учащихся, постепенно закладывая прочную основу полифонического слышания.

Перед педагогом детской школы искусств, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку, а также видеть полифонию в любой другой музыке, понимать ее и с удовольствием работать над ней.

Основным ключом к стилистически верному исполнению полифонической музыки являются осмысленность и певучесть. И то и другое должно вырабатываться с самых первых занятий музыкой.

Список литературы:

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано А.Д. Алексеев.- 4-е издание. – М.: Музыка, 2017. 280 с.
  2. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений И.С. Баха в музыкальной школе. М.: Классика, 2001. 205 с.
  3. Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе Н.П. Калинина. М.: Издательский  дом  «Классика-XXI в», 2006. 144 с.
  4. Любомудрова, Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982. 143 с.
  5. Милич, Б. Е. Воспитание ученика - пианиста. М.: «Кифара»,2002. 117с.
  6. Нейгауз Г.Г.  Об искусстве  фортепианной игры.  М.: Музыка,1967. 309 с.
  7. Интернет-источники.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение полифонии в младших классах.

В этой работе показаны основные способы работы над полифоническими произведениями в младших классах на примере отдельных произведений.Обращается внимание на особенности  полифонического письма.Мо...

Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"

Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....

Открытый урок по теме: "Работа над педалью в младших классах фортепиано"

Показать на практике значение применения педали, её выразительные возможности....

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Открытый урок "Полифония в младших классах"

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с друг...

Открытый урок "Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся младших классов фортепиано"

Знакомство учащихся с основными функциями лада, различными видами аккомпанемента, подбор песен в трёх тональностях. Содействие интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой...

Методическая разработка урока по фортепиано. Тема: «Работа над полифонией в младших классах ДШИ»

Тема: Работа над полифонией в младших классах фортепиано ДШИ. Ознакомительный этап в работе над Маленькой прелюдии №2 До мажор И.С. Баха Тип: по дидактическим целям - урок систематизации и обобщения з...