Открытый урок "Полифония в младших классах"
учебно-методический материал по музыке на тему

Осипенко Екатерина Василиевна

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном звучании звуковых линий - один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_polifoniya.docx23.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Полифония в младших классах.

Цель урока: Развитие полифонического слуха.

Задачи:

Обучающие:

  • Формирование исполнительских навыков игры на инструменте;
  • Владение полифонической структурой.

Развивающие:

  • Развитие музыкального слуха, ритма, памяти;
  • Развитие навыков работы над полифонией, образного мышления;
  • Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания;
  • Воспитание чувства личной ответственности;
  • Воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Нотный материал:

Т.Салютринская «Русская песня»

И.С.Бах «Ария ре-минор»

И.С.Бах «Менуэт ре-минор»

Содержание урока.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения  фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова.

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчленено, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.  Полифонический материал необходимо изучать с самого начала обучения игре на фортепиано.

Полифонический материал для начинающих составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию.

Полифония (поли – многочисленный, фон – голос, звук) -  склад многоголосной музыки,  характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов.

Виды полифонии:

  • Подголосочная;
  • Контрастная;
  • Имитационная.

С ученицей 1 класса знакомство с полифонией начинаем с «Русской песни» Т.Салютринской.

Педагог: Скажи, пожалуйста, что такое песня?

Ученица: Ответ.

Педагог: Верно. Песня – это самый популярный жанр вокальной музыки. Народные песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело и грустно, когда они работали и отдыхали. Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа. Исполняли песни либо один человек, либо несколько.

Педагог: Какой характер в данной песни?

Ученица: Грустный, печальный.

Педагог: Верно. Сколько здесь голосов?

Ученица: 2 голоса.

Педагог: Правильно. Это и есть полифония (поли – много, фон – голос), т.е. многоголосие. Голоса здесь вступают одновременно или по очереди?

Ученица: По очереди.

Педагог: Да, то есть первый голос у нас запевает, а второй вступает чуть позже. Мелодия 2 голоса другая или нет?

Ученица: Как у первого.

Педагог: В этой песне имитационная полифония, то есть повторение какого – либо небольшого мелодического оборота, фразы, развернутой мелодической темы поочередно, одного за другим, в двух или нескольких голосах. Для имитационного изложения характерно тематическое единство отдельных голосов. Объясняется это тем, что отдельные самостоятельные мелодические линии основаны на развитии общей темы, звучащей поочередно в разных голосах.

Педагог:     Сыграй мне, пожалуйста, 1 голос. Слушай каждую нотку, пропевай ее каждым пальчиком. Старайся тему исполнить без толчков, плавно. Чтобы получилось так исполнить, давай споем тему. Умница. Теперь на инструменте «споем».

Теперь послушаем второй голос. Смотри, в каждом голосе есть кульминация, вершина, куда движется вся мелодия. Это надо услышать. Также поем тему.

Далее играем два голоса вместе. Слушаем вступление второго голоса, вершину в первом и втором голосе. Для лучшего понимания можно разделить голоса тембрально (исполнить в разных регистрах); один голос петь, другой играть. И в конце фрагмента урока необходимо исполнить «Русскую песню» с начала до конца. Обратить внимание ученицы на то, чтобы услышала вступление голосов. Если что – то не получилось, отработать дома. Спасибо тебе.

Работая над отдельными голосами, необходимо добиваться выразительного и певучего исполнения их учеником. На это хочется тем более обратить внимание, что значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос  как мелодическую линию. Очень полезно при этом выучить голоса наизусть.

Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обоих голосов, что очень облегчает наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика. Очень важно с первых шагов овладения полифонией приучить ребенка к ясности поочередного вступления голосов, четкости их проведения и окончания. Необходимо на каждом уроке добиваться контрастного динамического воплощения различного тембра для каждого голоса.

Для дальнейшего обучения игре на инструменте наилучшим педагогическим материалом полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С.Баха, а первой ступенькой на пути к « полифоническому Парнасу» - широко известный сборник под названием «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь», представляют собой в основном небольшие танцевальные пьесы – полонезы, менуэты и марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов и настроений.

При начальном знакомстве с произведениями из «Нотной тетради» необходимо рассказать об И.С. Бахе: его семье, его взглядах, об его творчестве.

С ученицей мы начнем работу над Арией ре – минор.

Ученица исполняет Арию

Педагог: Скажите, пожалуйста, что такое ария?

Ученица: Ария – вокальное произведение.

Педагог: Верно. Ария (итал. – воздух)- 1) композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории; 2) пьеса певучего характера.

Педагог: Скажи, почему мы говорим, что это произведение полифоническое?

Ученица: Здесь два голоса.

Педагог: Верно. Два голоса одинаковые или они контрастные (разные)?

Ученица: Разные.

Педагог: Эта пьеса – пример контрастного двухголосия. «Солирующая поющая» мелодия в верхнем голосе очень выразительна и протяжна. Нижний голос исполняется portamento, ровно и мягко, как бы в отдалении, по динамике и тембру он должен контрастировать с верхним голосом.

Полезно поработать следующим образом: петь верхний голос и аккомпанировать левой рукой. Необходимо добиваться большого мелодического дыхания в обоих голосах. Для этого следует проучить партию левой руки legato. В конце ученица исполняет произведение полностью, внимательно слушая и контролируя свою игру.

С другой ученицей мы сегодня поработаем над произведением из «Нотной тетради» менуэт ре – минор. Пожалуйста (слушаем).

Педагог: Скажи, пожалуйста, что такое менуэт?

Ученица: (от menu – маленький, мелкий) – старинный придворный французский танец. Грациозный, галантный с характерными движениями, церемонными поклонами, изящными шагами, легким скольжением. В форме менуэта И.С.Бах выражал различные настроения – жизнерадостность, печаль, задумчивость.

Педагог: Какой характер у данного менуэта?

Ученица: Мелодичный, плавный, напевный, скорее песня, чем танец. Соответственно и движения должны быть плавными.

Далее на уроке разбираем музыкальную форму, характер каждой части, тональный план.

Педагог: Нижний голос состоит из двух законченных предложений, в верхнем голосе каждое предложение распадается на две фразы: первая звучит более значительно и настойчиво, вторая носит более спокойный , как бы ответный характер (играть вопрос-ответ: учитель – ученик по очереди, затем поменяться; громко – тихо). Исполнить нижний голос, он ведет свою линию. Кульминация в голосах своя, во второй части верхний голос движется вниз, завершилось предложение, а нижний голос начинает движение вверх.

В конце данного раздела ученица исполняет Менуэт от начала до конца.

Педагог: У меня к тебе такой вопрос: в чем проявляется самостоятельность голосов в полифонии?

Ученица: - в различном характере звучания голосов, в инструментовке голосов (если верхний голос можно иногда представить себе как звонкое звучание скрипки, то нижний – как бархатное звучание виолончели);

- в разной, часто не совпадающей фразировке (несовпадение кульминаций мелодий);

- в несовпадении штрихов (в одном голосе – легато, в другом – нон легато);

- в разной ритмике (подвижный верхний голос, спокойное движение четвертями – в нижнем голосе);

- в несовпадении динамического развития (в одном голосе – крещендо, в другом – диминуэндо).

Педагог: Конечно. И при исполнении, исполнители, должны все это услышать и донести до слушателя.

Знакомство учащихся с полифоническими произведениями необходимо начинать с младших классов, это дает воспитание слуха, развитие мышления, культуры звука, навыков исполнения полифонической музыки и пианистической подготовки в целом. Мы будем продолжать и дальше знакомиться и изучать полифоническую музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему : "Работа с микрофоном в младших классах

Основные этапы работы с микрофоном по предмету "эстрадное пение для обучающихся первого класса...

конспект открытого урока на тему: "Активизация слухового контроля в процессе освоения репертуара в младших классах"

Независимо от направленности музыкального образования управление всей музыкальной деятельностью происходит с помощью слуха. Именно навыки слухового контроля обеспечивают развитие музыкально-творческог...

Открытый урок на тему "Развитие технических возможностей учащихся младших классов фортепианного отделения музыкальных школ".

Предлагаю вашему вниманию свой открытый урок, в котором показаны упражнения  для развития технических навыков начинающих пианистов. Это - моя авторская разработка, основанная на собственном 30 - ...

Открытый урок по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».

Ход открытого урока по сольфеджио в первом классе по теме «Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением  инновационных форм работы»....

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок «Особенности работы в классе вокального ансамбля младших классов «БУСИНКИ»».

Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного и трехголосного  пения в вокальном ансамбле младших классов.Задачи:Образовательные:•  формировать навыки пения a cappel...