Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"
план-конспект урока по музыке по теме

Гончарук Светлана Валерьевна

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, который расскрывает его выразительный и структурный характер.Знакомит с новыми приёмами работы над отдельными отрывками произведения, составляющими техническую сложность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cel_uroka.docx38.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

Открытый урок по теме:

«Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере «Сонатины Фа мажор»        Ф. Кулау 1 часть)».

Автор -

преподаватель по классу фортепиано:

 Гончарук Светлана Валерьевна

г. Инта, Республика Коми

2013 год

Цель урока:

Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи урока:

Образовательная:

Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений крупной формы, закрепление ранее пройденного материала;

Воспитательная:

Формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;

Развивающая:

Формирование и развитие исполнительских навыков  игры произведений  со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения;

 Вид урока:  интегрированный.

Форма урока:  урок с элементами исследования.

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Реализуемые технологии:

  • развивающего обучения;
  • творческая лаборатория;
  • художественно-эстетическая;
  • информационно-компьютерная;
  • здоровьесберегающая.

Оборудование:

  • Фортепиано;
  • Стул;
  • Сборник нот;
  • Таблица;
  • Ноутбук.

Ожидаемые результаты:

  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно владеет  текстом,  штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.

План урока:

  1. Начало урока:
  • организационный момент;
  • сообщение темы и постановка задач.
  1. Основной этап:
  • теоретическая часть;
  • практическая часть: работа над сонатиной Фа мажор  Ф. Кулау.
  1. Заключение:
  • рефлексия;
  • оценивание;
  • домашнее задание.

  1. Начало урока

Организационный момент:

Педагог: Здравствуй, Даша! Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях крупной формы, на примере исполняемой тобой 1 части сонатины Ф. Кулау.

  1. Основной этап

Теоретическая часть:

При изучении пьес малых форм учащиеся относительно легко воспринимают их содержание и исполнительские средства, благодаря характерной устойчивости элементов их музыкальной речи и фортепианной фактуры. Иные качества слухового и пианистического порядка нужны в работе над произведениями крупной формы.

Для них присущи:

  • контрастность динамики;
  • контрастность образов, но соблюдение единства целого;
  • оркестровость письма;
  • точность артикуляции;
  • точность ритма;
  • большая моторная устремлённость;

Воспитывают:

  • умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой;
  • умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;
  • пальцевую беглость;
  • слух (тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение);
  • длинное, горизонтальное музыкальное мышление;
  • выдержку, живость;

Первостепенное место в развитии учащихся отводится работе над сонатным allegro Гайдна, Моцарта, Бетховена. Подготовительным этапом, служат классические сонатины Штейбельта, Гедике, Кулау, Клементи, Чимарозо, с которыми учащиеся сталкиваются ещё в конце 1 класса.

Cонатина – соната, отличающаяся малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой или отсуствием её. С её помощью ученики знакомятся с особенностями музыкального языка в период классицизма. Воспитывается чувство формы, ритмическая устойчивость исполнения, темповое единство. В сонатинах всё лаконично, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, передержание или недодержание звуков, неспособность держать единый темп просто не позволительны. Поэтому сонатины очень полезны для воспитания ясности и точности выполнения всех деталей текста. Как правило,1 часть сонатины написана в форме сонатного аllegro (cонатной форме).

Сонатная форма состоит из 3 разделов:

Экспозиция

г.п.   св.п.   п.п.   з.п.

Разработка

Реприза

 (далее преподаватель обращает внимание ученика на таблицу)

  1. Экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: г.п. (с некоторым развитием и связующей частью), п.п.  и  з.п. (переход к разработке). Чаще всего  г.п.  носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая  п.п.
  2. Разработка –  драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.
  3. Реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности.

(далее преподаватель рассказывает сказку)

Чтобы более доступно объяснить учащимся младших классов разделы крупной формы, полезно обратиться к известной сказке Ш. Перро «Красная шапочка». 1раздел – экспозиция, показ тем. Красная шапочка –  г.п., бабушка – п.п. Возникает причинно следственная связь: мама печёт пирожки и просит отнести их бабушке. Тот путь, который предстоит совершить Красной шапочке, будет являться св.п. Ну и з.п. – повествование о волке.

2 раздел – разработка. Путь, который Красная шапочка совершает через лес, встречает волка, волк ест Красную шапочку и бабушку, появляются охотники и убивают волка. Все эти события можно отнести к разработке.

3 раздел – реприза. Повторное появление Красной шапочки и бабушки (г.п. и п.п.), после счастливого освобождения их охотниками.

Будучи насыщена драматизмом, сонатная форма обычно требует исполнения в довольно быстром темпе, почему и называется сонатным  allegro. Принцип контраста, лежащий в основе сонатной формы, сложен для восприятия учащегося, т.к. при этом очень быстро происходит изменение ритмо-интонационной сферы, артикуляционных штрихов,  голосоведения, фактуры и т.д. Всё это требует умения  гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Чем лучше учащийся поймёт выразительный и структурный характер экспозиции, тем больше он будет подготовлен к прочтению разработки и репризы.

Практическая часть:

Педагог: А теперь, Даша, сыграй нам 1 часть своей сонатины Фа мажор  Ф.Кулау.

Ученица  исполняет произведение.

Педагог: Спасибо. Как ты  заметила, в экспозиции данной сонатины изложены все 4 партии: г.п., св.п., п.п., з.п.. Остановимся на г.п.. Сыграй  её.

Ученица  исполняет.

Педагог: В какой тональности проходит тема?

Ученица: В основной. В тональности Фа мажор.

Педагог: Какая тема по характеру?

Ученица: Светлая, песенная, в вальсообразном ритме, с размером 6/8.

Педагог: Я бы ещё добавила, что тема очень проста, но изыскана и изящна. Исполняется на piano, с рекомендацией редактора dolce. Начинается с восходящего движения по звукам тонического трезвучия (показ), затем тема развивается секвенционно (показ). Если обращаться к оркестровке, у каких инструментов она проходит?

Ученица: Я думаю, у скрипок.

Педагог: Молодец! Трудность г.п.  заключается:

  • в умении из коротких мотивов составить фразу, правильно её динамически выстроить;
  • правильно сочетать мелодию и сопровождение, найти нужное прикосновение для обеих рук (показ);
  • в необходимости приёма пальцевого legato, плотного ощущения клавиши всей подушечкой, для извлечения певучего звука (показ);

Педагог: Давай рассмотрим св.п. Сыграй нам её, пожалуйста.

Ученица играет.

Педагог: Основана на новом тематическом материале, однако переход к ней так естественен, что она воспринимается, как дальнейшее развитие г.п. Начинается с гаммообразных пассажей (показ), которые с помощью модуляций подготавливают доминантовую тональность п.п. Исполни её.

Ученица исполняет.

Педагог: В какой тональности проходит п.п.?

Ученица: В доминантовой. В  До мажоре.

Педагог: Каков характер этой темы?

Ученица: Тема скерцозная, шутливая, озорная. Исполняется  leggiero.

Педагог: Какому инструменту она подходит?

Ученица: Флейте.

Педагог: В техническом плане  п.п.  более сложная, она вся построена на пассажах. Не редко учащиеся воспринимают группу шестнадцатых, как пассаж, который следует играть очень быстро. Отсюда возникают неровности в исполнении. Шестнадцатые – это такая же мелодия, которую нужно научиться  пропевать, как и всё остальное. В данной сонатине нам на помощь приходит левая рука. Она несёт на себе роль «дирижёра», которой  подчиняется партия правой руки. (показ) Особое внимание нужно уделить:

  • правильности сочетания мелодии и сопровождения, найти нужное прикосновение для обеих рук; (показ)
  • точному снятию пальца с предыдущей клавиши; (показ)
  • совпадению правой и левой руки.

Добиваясь цепкости в исполнении шестнадцатых, полезно учить их на staccato (показ ученицы), использовать принцип затакта к сильной доле (показ ученицы), пунктирами (показ ученицы), играя только той аппликатурой, которая указана в тексте. На legato, сначала в медленном темпе, с активным подъёмом пальцев, затем в подвижном, и в дальнейшем в быстром с экономичным подъёмом, т.к. высокий подъём забирает много лишней энергии и препятствует беглости, при этом следить, чтобы не было «тряски» кистью. Работу в быстром темпе не следует путать с преждевременной игрой в быстром темпе. Последняя часто приводит к «забалтыванию», работа – никогда, т.к.  ведётся небольшими отрывками, под активным слуховым контролем. Следовательно, учить в быстром темпе отдельные отрывки нужно, а  «шпарить» целиком нельзя.

И последняя тема экспозиции – з.п. Сыграй её, Даша.

Ученица играет.

Педагог: Что ты можешь о ней сказать? Какие инструменты её могли бы озвучить?

Ученица: Закрепляет тональность п.п., До мажор. Начинается с нисходящего пассажа у струнных и заканчивается всем оркестром.

Педагог: Я согласна с тобой. Следует  добавить, что при игре необходимо выстроить динамическую линию от  p к  f, что приводит нас к разработке, драматическому центру сонатной формы. Сыграй нам её, Даша.

Ученица играет.

Педагог: Проанализируй её.

Ученица: Энергичная, волевая, драматичная по характеру. Технична, в ней встречается довольно много гаммообразных пассажей. C самого начала слышны интонации з.п. у всего оркестра, затем появляется п.п., она несколько видоизменена. Звучит в тональности ре минор,на фоне pizzicato у струнных (показ), за счёт этого приобретая черты тревожности, нерешительности, в сравнении с экспозицией, где обладала скерцозно- шутливым характером.

Педагог: Да и ещё, хочется обратить внимание, на гаммообразные пассажи, которые встречаются в разработке. (показ) Предметом особой заботы, в процессе работы над ними, должен стать 1 палец. Он имеет 2 недостатка: неприспособленностью к самостоятельному удару вниз и тяжеловесностью. Звук, извлечённый в быстром темпе первым пальцем резко отличается от соседних своей тяжестью. Для того, чтобы этого избежать, надо играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц, не «нырять» на первый палец, ставить его на кончик, а не полностью укладывать на клавишу.

Ещё при разборе произведения, особое внимание необходимо уделить пальцам, играющим верхние звуки. (показ) Очень часто приходится сталкиваться с неумением выделить их из общей звуковой массы. Учащиеся часто не слышат, а педагоги порой мирятся с блёклостью звучания «верхушек». Стремление и привычка к яркому звучанию верхнего звука, должны быть воспитаны в школе, даже в младших её классах. Когда обращают внимание на данный недостаток, обычно ссылаются на физическую слабость, несостоятельность. Это тоже верно, но часто это возникает из-за музыкальной и слуховой нетребовательности.

Педагог: Встречаются ли ещё какие-нибудь темы?

Ученик: Все остальные темы экспозиции отсутствуют.

Педагог: Верно. Только в конце разработки композитором используется гармоническое расширение на доминанте, которое приводит нас к  репризе. Проиллюстрируй.

Ученица исполняет.

Педагог: Что ты можешь  о ней сказать?

Ученица: Реприза точная, все темы проходят в основной тональности (Фа мажор), без изменений.

Педагог: Я согласна с тобой. А теперь, к концу нашего урока, я хочу предложить послушать эту сонату в исполнении итальянской пианистки Лореданы Бриганди. (слушаем)

Педагог: Ну, как? Тебе понравилось? Что ты можешь сказать об исполнении?

Ученица: Здорово! Оно технично, виртуозно, более профессионально, чем у меня. Исполняется и слушается «на одном дыхании».

Педагог: Да, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Ещё предстоит много работы над техничными местами, фразировкой, координацией. Я советую тебе не ограничиваться прослушиванием только этого исполнителя, а поискать и другие, тогда тебе будет с чем сравнить. Это твоё домашнее задание.

Ученица: Да, я обязательно поищу и послушаю с мамой, мне очень интересно!

  1. Заключение

Рефлексия:

Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?

Ученик: Анализировали произведения крупной формы на примере исполняемой мной сонатины.

Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?

Ученица: Я узнала, что характерно для произведений крупной формы, что они воспитывают. Что такое сонатина и сонатная форма. Познакомилась с новыми приёмами работы над отдельными отрывками произведения, составляющих для меня техническую сложность. Научилась более профессионально анализировать   исполняемое  мной  музыкальное произведение, что помогло мне понять его выразительный и структурный характер.

Оценивание:

Педагог: Даша, ты хорошо поработала дома и на уроке, разобралась с текстом, аппликатурой, динамикой, формой. Активно участвовала в анализе произведения, на уроке была сосредоточенна и заинтересована. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую, твёрдую пятёрку!

Домашнее задание:        

Педагог:

  1. Послушаешь, играемую  тобой сонатину, в исполнении других пианистов, кроме Лореданы Бриганди;
  2. Продолжишь работу над технически сложными местами, используя новые приёмы работы, полученные на уроке;
  3. Добивайся в нужных местах синхронной игры двумя руками.

Педагог: До свидания, на следующем уроке нас ждёт интересная работа!

Список используемых источников

Литература:

  1. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка,1991.
  2. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967.
  3. Ройтерштейн М.  Основы музыкального анализа. Владос, 2001.
  4. Способин И.  Музыкальная форма , 7-е  изд. М.: Музыка, 1984.

Электронные ресурсы:

http://classic-online.ru/ru/listen/90475 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».

План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ (Начальные классы ДМШ) Научно-методическая разработка

Работа над произведениями крупной формы занимает особое место в музыкально-исполнительском развитии учащихся фортепианного отделения. Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с ...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...

Открытый урок на тему: "Работа над пьесой и разбор произведения в классе лимбы"

Занятия музыкальным творчеством способствуют развитию интеллекта, расширению обще эстетического кругозора учащихся, выявления связи природных и жизненных явлений, развитию образного мышления и фантази...

Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»

развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...