Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
методическая разработка на тему

Чистякова Анастасия Викторовна

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная записка, план урока,заключение, список литературы, приложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств п.Тарасовский»

     

Отделение «Музыкальный фольклор»

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа в классе  

фольклорный ансамбль

над основами вокально – хоровой работы в начальных классах»

Преподаватель Чистякова А.В.

2016-2017 учебный год

п. Тарасовский

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. План урока
  3. Заключение
  4. Список литературы
  5. Приложение

Тема урока: Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально – хоровой работы в начальных классах

Участники открытого урока – образцовый ансамбль «Лазорики».

  1. Пояснительная записка

С 1 сентября 2014 года МБОУ ДО «ДШИ п. Тарасовский» сделан первый набор на дополнительную предпрофессиональную программу в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор». Эта программа составлена на основе федеральных государственных требований (ФГТ)  к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной программы  в  области  музыкального  искусства  «Музыкальный фольклор», утвержденных  Приказом  Министерства  культуры  Российской Федерации  от  12  марта  2012  г.  №  163  «Об  утверждении  федеральных государственных  требований  к  минимуму  содержания,  структуре  и условиям  реализации  дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной  программы  в  области  музыкального  искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по данной программе». По программе изучаются такие основные предметы: «Фольклорный ансамбль», «Народное творчество», «Сольфеджио», «Фортепиано». По предмету «Фольклорный ансамбль» в календарно-тематических планах по годам обучения на первом месте стоит раздел - основы вокально-хоровой работы, именно этот раздел и хотел бы раскрыть преподаватель на открытом занятии.

Урок предназначен для детей 1 и 2 класса.

Цель урока:  Показать все разделы вокально – хоровой работы в классе фольклорного ансамбля на начальном этапе обучения.

Задачи урока:

  1. Развитие практических исполнительных навыков и умений в процессе изучения музыкального фольклора;
  2. Развитие и изучение вокально-хоровых навыков: певческого дыхания, дикции, звукообразования, чувства ритма, «чистого» интонирования мелодии;

Методы и приемы:

-словесные (рассказ, беседа, объяснение);

-наглядно-образные (художественный показ голосом);

Тип урока: комбинированный, он направлен как на отработку, закрепление вокальных навыков, полученных на предыдущих занятиях, так и на освоение нового материала посредством практической и теоретической работы.

В процессе проведения занятия дети должны знать:

-упражнения, включающие в себя интонационные народные напевы, музыкальные попевки;

-считалки, потешки, прибаутки;

Уметь:

-исполнять вокальные упражнения;

-исполнять скороговорки, дразнилки, считалки, потешки, прибаутки;

 Обучение пению -  многогранный и очень сложный процесс, протяженный во времени, требующий многих усилий, т.к. народное пение – это синтезированный вид искусства. В нем помимо вокальной деятельности присутствуют элементы хореографии, инструментального сопровождения, театрализация, что подтверждается  календарно – тематическими планами по годам обучения. В них мы видим такие разделы как – основы вокально- хоровой работы; знакомство с музыкальными играми, сопровождающие движением; и другие жанры с элементами движения; музыкальные сказки и обряды с театрализованной постановкой; игра на ударных и духовых народных инструментах.

Вокально – хоровая работа это навыки, которые обеспечивают хороший строй, ансамбль, дикцию, нюансы. Добиваясь этих навыков, нужно выработать у детей единый механизм дыхания, звукообразования.

Первым пунктом является певческая установка.

Певческая установка, как следует из музыкального словаря, это – «состояние, необходимое для начала пения, подготовленность всего организма певца к фонации. В комплекс певческой установки входят как внешние моменты: установка корпуса, головы, рта, мышечная свобода, так и внутренняя психолого-физиологическая готовность, включающая в себя состояние «вокально-творческого покоя», представление о качестве звука, элементах вокально-телесной схемы, настроенность на внутреннее состояние, требуемое идейно-художественным содержанием образа». На своих уроках я использую положение стоя. При пении нельзя стоять расслабленно, необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая. Стоять нужно твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела. Корпус держать прямо без напряжения. От соблюдения правильной певческой установки напрямую зависит организация собственно процесса пения и, в частности, его важнейшего компонента – певческого дыхания.  Часто при пении у детей начинают подниматься плечи, в таких случаях объясняю детям, что необходимо стоять прямо, не поднимая плеч,  не задирая   высоко голову, при необходимости при вдохе кладу руки на плечи ребёнку.  Каждое занятие внимательно слежу за правильной  певческой установкой, осознавая, что это процесс длительный и требует постоянного контроля.

Следующим пунктом, который я рассмотрю, будет певческое дыхание. На ранней ступени я даю такие упражнения:

  1. Вдыхаем аромат  цветка и при выдохе говорим «Ах, как пахнет». Следим за медленным вдохом и выдохом.
  2. «Сдуваем шарик». Взять дыхание, задержать его и активно, но медленно произносить букву "С". Ощутить сокращение мышц брюшного пресса и диафрагмы. Такое упражнение вырабатывает постепенный и плавный выдох.
  3. В следующем упражнении букву «С» заменяем на «У» и задаем примарную  высоту звука, удобную  для всех. Детям предлагается взять активный короткий вдох через нос, затем медленно, тонкой струйкой производить выдох, который должен быть как можно продолжительнее.
  4. Это же упражнение мы делаем на развитие цепного дыхания. Я прошу детей долго держать звук и после паузы, взятия дыхания нужно тихо и незаметно влиться в общее звучание.

Приведённые  упражнения я провожу в начале урока: дети настраиваются на пение, запоминают свои ощущения правильного дыхания, фиксируется внимание детей на работе мышц, активно участвующих в процессе дыхания и звукообразования.

Следующий раздел работа над дикцией. В основном это упражнения – скороговорки -  маленькие стишки, включающие в текст труднопроизносимые слова и словосочетания, в которых гласные необходимо тянуть, а согласные произносятся четко и легко. Скороговорки развивают не  только художественное представление, но и музыкальную память, слух, ритм, настройку голосом. Прежде всего, учащимся необходимо прививать умение ясно и одновременно произносить согласные, а некоторые проговаривать утрированно, например, согласный «Р». Частое и быстрое повторение скороговорок улучшают артикуляцию, способствует выработке хорошей дикции. Мы  пропеваем  их на разной высоте, в разных темпах, с разным эмоциональным наполнением: сердито, важно и т.д.

  1. Веники, веники, да веники помелики,

          Да на печи валялися, да с печи оборвалися.

  1. Барашеньки  крутороженьки

По горам ходят по лесам бродят,

В скрипочку играют Ваню потешают.

Работа над дикцией при пении ставит своей целью правильное формирование звуков, обусловленное крепкой и четкой работой всего голосового аппарата, главным образом, языка и губ. Дети произносят слова несколько преувеличенно, выговаривая их остро, мелко, близко. Впоследствии это перерастет в крепкий навык, излишнее же утрирование сгладится, а привычка четкого произношения слова закрепится. Все это способствует развитию ансамблевых навыков, выработке активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесении текста  (ФГТ, календарно-тематический план 1 класс).

Деление голоса на высокий (сопрано) и низкий (альт) условно, т.к. на первом этапе развития детского голоса, 7-10 лет голоса мальчиков и девочек однородны. Поэтому я просто делю ансамбль на две группы, одна поет нижний звук скороговорки, другая верхний. Сначала по очереди, затем вместе, таким образом пробуем пропевать такие интервалы как  б.3, ч.5, ч.8, обращая внимание на двухголосное звучание ансамбля.

Следующим пунктом нашей работы будет развитие диапазона и интонационных навыков. Диапазон – это звуковой объем певческого голоса, определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуком. В вокально – хоровой работе рекомендуют использовать фрагменты из простейших народных песен, специальные упражнения (ФГТ, календарно-тематический план 1 класс). Задача этих упражнений заключается в том, чтобы повысить вокально-хоровую технику коллектива, а так же, чтобы приготовить голосовой аппарат для работы и  вырабатывать все необходимые вокальные навыки. Начинаем работу с пропевания своих имен. Выбираю удобную тесситуру (звуки рабочего диапазона, примарной зоны), темп умеренный, динамика средняя. (Пример №1, приложение).

В этом упражнении у меня есть возможность послушать индивидуально каждого ребёнка, а ребёнок может себя проявить как солист (дети это упражнение выполняют с удовольствием ).

Манера народного пения возникла из живой речи, артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остаётся тем же, что и в разговорной речи, то есть во время пения необходимо сохранять строго разговорное положение рта, не делать ничего лишнего. Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса. На занятиях навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу - от простого к сложному. Начальные упражнения  небольшого диапазона, в среднем регистре голосов, выбираем дразнилку «Ваня простота», проговариваем ее в разговорной манере, выразительно, нараспев, следя за артикуляцией, сохраняя разговорный посыл звука и положение, также следим за интонированием б.2 наверх, это должно быть решительным ходом наверх и возвратом на исходный тон. (Пример №2 «Ваня простота»- дразнилка, приложение)

Следующее упражнение это прибаутка «Ах, ты совушка сова». Эту попевку мы превратили в игровую песню с движением. У детей переключается внимание, развивается творческое воображение.  Тесситура попевки удобная (звуки рабочего диапазона, примарной зоны), темп умеренный, динамика средняя. Задача упражнения пропеть нужно очень выразительно. (Пример№3 «Ах, ты, совушка сова» - прибаутка, приложение).

Основные упражнения направлены на выработку у детей умения чисто интонировать унисон и держать его на протяжении довольно длительного времени, что помогает одновременно овладению цепным дыханием.

Развитию рабочего диапазона голоса очень помогает следующее упражнение,  пропевать мелодию вверх и вниз, надо выпускать голос со звуками «БРРРРРР». (Пример №4, приложение).

Хороший способ работы над всеми видами ансамбля – исполнение на стаккато. (Пример №5, Пример №6. Приложение)

Начинаем мы с простейших, развивающих элементарные певческие навыки упражнений, диапазон которых небольшой. Постепенно технические задачи упражнений усложняются, одноголосные задачи чередуются с двухголосными. (Пример №7 «Павушка летала» -потешка, приложение).

Народное (фольклорное) пение строится на достижении простоты, естественности, характерности звучания. Голос должен быть свободным, без зажимов, имея творческий, импровизационный характер. Звукообразование основывается на разговорной манере, сохраняя диалектные особенности речи. В заключении мы хотели бы исполнить песни  «Виноград расцветает», «Разнесчастный воробей», показать игру «Дударь».

Заключение.

Пение в народной манере – это целый комплекс вокально-технических и исполнительских средств и приемов, отличающийся стилистикой местного диалекта (говора), специфическими приемами певческой манеры выразительности. Поэтому певческая манера исполнения народных песен – длительный и дифференцированный процесс, требующий традиционной устойчивости, но в то же время под воздействием современных условий жизни творческого развития. Все это наталкивает на новые формы вокально-хоровых приемов в работе с детским голосом. Только профессионализм и вокально-техническое мастерство народного пения, гуманное к растущему детскому голосу дают возможность поэтапно и последовательно, через технические приемы дыхания, звукообразования, резонирования, образно-эмоционального представления привить любовь к народной песне. Только тогда, когда ребенок в естественном исполнении народной песни почувствует красоту, силу, назначение и необходимость своего голоса в общей палитре хорового звучания, песня приобретает ту художественную выразительность в звукообразовании и подаче литературного текста, отвечающую местному, традиционному устою.

Литература

  1. Емельянов В,В, .Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
  2. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению, Санкт-Петербург, 2005.
  3. Мешко Н.К. Искусство народного пения, часть 1  Москва, НОУ «Луч», 1996.
  4. Мешко Н.К. Искусство народного пения, часть 2  Москва, НОУ «Луч», 2000.
  5. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка, Я., Академия развития, 2008.
  6. Орлова Т.М., Бекина. С.И. Учите детей петь М., «Просвещение»1986.
  7. Сажина М. А. «Специфика вокальной работы с детьми младшего школьного возраста в народно – певческом коллективе» Методическое пособие для преподавателей ДШИ, ДМШ, Тюкалинск 2015.
  8. Сергеева П.А., Бердникова Л.А., «Вокально –хоровая работа в детском фольклорном коллективе», Майкоп, 2000
  9. Ульева И. Словарь ошибок вокальной педагогики.
  10. Щетинин М.Дыхательная гимнастика Стрельниковой Москва.ФИС,2000
  11. Юцевич Ю. Вокальный словарь.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого урока " Поиск работы - тоже работа" для 10 класса

поиск работы - действительно тоже работа.Необходимо знать как вести себя на собеседовании, уметь правильно написать  резюме и заявление о приеме на работу. Знать особенности стиля официальной пис...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"

Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостояте...

Разработка открытого урока по теме "Работа"

Ежегодно в нашей школе проводится День открытых дверей для родителей. Это большой праздник к которому готовятся ученики и учителя, чтобы продемонстрировать родителям достижения каждого ребенка. Урок п...

Открытый урок на тему: "Работа над формированием и развитием технических навыков на начальном этапе обучения цимбалиста"

В конспекте открытого урока поэтапно описываются основные проблемы в начальном периоде обучения, с которыми сталкиваются педагоги при обучении на  таком  инструменте как цимбалы.Данный консп...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...