МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Тихонова Нонна Вдладимировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

(работа над тестовой частью)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа №9" г. Нурлат Республики Татарстан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

(работа над тестовой частью)

Автор-составитель: Тихонова Н.В.,

учитель родного (русского )

языка и литературы,

первой кв.категории

Нурлат -2021

Цели урока: 

1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2021, умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;

4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.

Задачи:

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание

2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка  навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;

3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока: урок развивающего контроля

Оборудование: компьютер с выходом на образовательную платформу ЯКласс, мультимедийная презентация к уроку,  карточки, раздаточный материал, карта самоанализа.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

Слово учителя:

 После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… (слайд № 2, появляется фотография ученика и учителя)

 – Никого не напоминает вам этот испуганный ученик? (дети дают ответ)

- По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так (слайд №3,).

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

 («Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа с тестовой частью»)

- Верно! Сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии.

- Давайте вспомним, какие задания включает в себя тестовая часть? Что мы сегодня должны повторить?

(Постановка целей и задач урока. Слайд №4)

(«Грамматическая основа предложения», «Знаки препинания в сложных предложениях», «Типы подчинительной связи в словосочетаниях», «Орфографический анализ слов», «Анализ средств выразительности», «Лексический анализ слов»)

II.  Актуализация знаний и умений.

-  Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.

1.  Фронтальный опрос.   Ребята,  проверим, насколько прочны ваши знания теории.

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3.  Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ.

10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?

- Молодцы, ребята! Вы превосходно справились с первым заданием. Переходим с вами к анализу текста.

II. - Ребята, кто хочет попробовать свои силы в выполнении на оценку всей тестовой части экзамена на платформе www.examen.ru (три человека за компьютером выполняют задания)

- А с остальными ребятами мы перейдем к анализу текста, который включает в себе задания 2,3,5)

(Индивидуальная работа. Слайд №5)

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

     Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал  (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о  (не) учит…вала  каждого мгновения а перескак…вала через пустые  (не) нужные ему места я…стве(нн,н)о озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.

(По В.Набокову)

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

( /Хотя роман его с Машенькой продолжался в те далекие годы не три дня, не неделю, а гораздо больше, /он не чувствовал никакого несоответствия между действительным временем и тем другим временем, /в котором он жил, /так как память его совершенно не учитывала каждого мгновения, а перескакивала через пустые, ненужные ему места, явственно озаряя только то, /что было связано с Машенькой, /и потому выходило так, /что не было несоответствия между ходом прошлой жизни и настоящей).

  1. Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.

(Сложное предложение со смешанными видами связи. Состоит из 7 простых предложений)

  1. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.

(Грамматическая основа - "что было связано", составное именное сказуемое)

  1. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.

(предложение 4, пустые, ненужные)

  1. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.

(предложение 4, явственно озаряя только то)

  1. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.

(учитывала , перескакивала)

  1. Выпишите из предложения слово,  правописание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких  страдательных причастий»

(связано)

  1. Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»

(не неделю, не чувствовал, несоответствия, не учитывала, ненужные, не было) .

  1. Выпишите из 7 части контекстные антонимы.

(прошлой и настоящей)

    10. Назовите средство художественной выразительности в предложении :

(Память перескакивала через пустые места - метафора)

(Ответы на слайде №6)

III. Ребята, 6 задание (анализ средств выразительности) вызывает у многих выпускников затруднения.  Давайте с вами вспомним основные средства выразительности речи.

 КРОССВОРД - ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности.

- Я вам читаю определение термина, ваша задача назвать средство выразительности.  

(Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ средства выразительности, подняв карточку с правильным ответом)

1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)

2) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

(слайд №7 с правильными ответами)

-Молодцы, ребята! А теперь закрепим наши теоретические знания на практике.

IV. Игра «Найди свой дом»

(Работа в группах).

-На ваших столах список основных терминов, которые вы должны знать для успешного выполнения задания. Вам даются предложения, в которых есть средство выразительности. Ваша задача распределить предложения под терминами. Будьте внимательны: одно предложение останется «без домика» (Ребята вклеивают предложения на лист с заданием)

- Ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы справились с заданием (Дети поднимают выполненные работы)

V. Проверка учащихся, выполнивших работу на образовательной платформе

www.examen.ru

VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

- Ребята, вы сегодня неплохо поработали. Попробуйте оценить вашу деятельность на уроке. Перед вами карты самоанализа. Попрошу их заполнить.

Слайд №12)

 «Плюс – минус – интересно». Карта самоанализа

Я узнал….

Я научился…

Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».

VII. Домашнее задание

- Подготовиться к тестированию в формате ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью ОГЭ).

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью  ОГЭ)....

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация».

Методическая разработка дидактического материала по теме: « Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография и пунктуация»....

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме:«Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...

Конспект урока " Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.Представленный конспект урока может быть полезным материалом для подготовки к выполнению т...

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Урок подготовки к решению тестовой части Огэ призван помочь  учащимся обобщить изученное. Материал дан в доступной форме, присутствует элемент игры. При подготовке к уроку было дано опережающее з...