«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Караева Тамара Рамазановна

Урок подготовки к решению тестовой части Огэ призван помочь  учащимся обобщить изученное. Материал дан в доступной форме, присутствует элемент игры. При подготовке к уроку было дано опережающее задание исследовательского характера, связанное с изучением фразеологизмов.  Также к уроку учащимися были подготовлены презентации, тесты, словарные диктанты. Надеюсь, материал поможет в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме:

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

(работа над тестовой частью)

Цели урока: 

1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2020:

«Грамматическая основа предложения»,

«Знаки препинания в сложных предложениях»,

«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,

«Орфографический анализ слов»,

«Анализ средств выразительности»,

«Лексический анализ слов»;

умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;

4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.

Задачи:

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка  навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;

3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока: урок развивающего контроля

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку,  «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, раздаточный материал (приложение №2), карта самоанализа, листы с домашним заданием (приложение №3).

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

 Вступительное слово учителя.

Слово…  Испокон веков его главное  назначение  в том, чтобы объединять, а не разъединять людей.  Слово – это поступок.  И от каждого из нас зависит, будет ли этот поступок   добрым  или  злым…

  1. Найдите в тексте антонимы, выпишите их. Какова их роль в текст?
  2. Объясните значение фразеологизма испокон веков, подберите к нему синонимы (с давних времен, издавна,  от века, со времен царя Гороха)
  3. Вспомните определение фразеологизма

Фразеологизмы (идиомы) — это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет всё словосочетание в целом.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения

  1.  Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.

1.Мокрая крыса,

 2.сидорова овца,

3. Маланьина победа,

4.филькина свадьба,

5.валаамова курица,

6. иерихонская грамота,

7.канцелярская сирота,

8.казанская ворона,

9.заблудшая коза,

10.белая ослица,

11. пиррова труба. 

/  Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица,  иерихонская труба,  канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа  /

II.Анализ текста

     Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал  (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о  (не) учит…вала  каждого мгновения а перескак…вала через пустые  (не) нужные ему места я…стве(нн,н) озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.

(По В.Набокову)

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
  2. Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
  3. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
  4. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
  5. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
  6. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
  7. Выпишите из предложения слово,  правописание которого определяется правилом: « Одна буква Н пишется в суффиксах кратких  страдательных причастий»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ТЕСТ/СЛОВ.ДИКТАНТ

  1. Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТ /СЛОВ.ДИКТ

  1. Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
  2. Назовите средство художественной выразительности

Память перескакивала через пустые места

III.  КРОССВОРД -ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к листам контроля. Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ название средства выразительности.

1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.(ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

IV.Тест  «Средства выразительности»

 

Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

1.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение    2) метафора     3) фразеологизм    4) сравнение

2.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение    2) метафора     3) эпитет     4) сравнение

3 .Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение     2) метафора      3) эпитет      4) фразеологизм

4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало.

1) олицетворение      2) метафора      3) эпитет      4) сравнение

5. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение      2) метафора       3) эпитет       4) сравнение

6.  Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение     2) метафора     3) эпитет       4) сравнение

7. Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)

1) олицетворение     2) метафора     3) фразеологизм      4) сравнение

8. Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение    2) метафора      3) эпитет     4) сравнение

9. Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение     2) фразеологизм     3) эпитет      4) сравнение

V. «Превращения». Заменить словосочетания. 

Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

1.полковое знамя –     (знамя  полка)

2. солнечная энергия –    (энергия солнца)
3.лесной запах –    (запах леса)

4. учительский стол -         (стол учителя)
5. конское ржание -   (ржание коня)
6. школьный портфель -    (портфель для школы)

7.плюшевый медвежонок –  (медвежонок из плюша)
8. приморский парк -   (парк  у моря)
9.клетчатый шарф –  (шарф  в клетку)

10.бессонная ночь –  (ночь без сна)

VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

«Плюс – минус – интересно». Самоанализ с картой

Я узнал….

Я научился…

Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слово… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять, а не разъединять людей. Слово – это поступок. И от каждого из нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым…

Слайд 2

Найдите в тексте антонимы, выпишите их. Какова их роль в тексте? Вспомните определение фразеологизма. Объясните значение фразеологизма испокон веков, подберите к нему синонимы .

Слайд 3

Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.

Слайд 4

1.Мокрая крыса, 2.сидорова овца, 3. Маланьина победа, 4.филькина свадьба, 5. валаамова курица, 6. иерихонская грамота, 7.канцелярская сирота, 8. казанская ворона, 9.заблудшая коза, 10.белая ослица, 11. пиррова труба.

Слайд 5

Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица, иерихонская труба, канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа.

Слайд 6

« Превращения». Заменить словосочетания синонимичными. полковое знамя – солнечная энергия – лесной запах – учительский стол - конское ржание - школьный портфель - плюшевый медвежонок - приморский парк - клетчатый шарф – бессонная ночь

Слайд 7

Гипербола Метафора Эпитет Сравнение Фразеологизм Сравнение

Слайд 8

Тест Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. ( Пришвин М .) 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

Слайд 9

На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. ( Пришвин М .) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

Слайд 10

Шатры чёрных ив нависают над головой. ( Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм

Слайд 11

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

Слайд 12

Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

Слайд 13

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше . (Солоухин В.) 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

Слайд 14

Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин 1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение

Слайд 15

Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом...« (Солоухин В.) 1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение

Слайд 16

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке: Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

Слайд 17

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заря долго тянет..ся осе(нн, н)ими вечерами потому (что) солнце с неба как (будто) пада..т (на)искосок и (не)сразу в землю уход..т а кат..тся как огненное колесо туда где кажет..ся виде(нн,н) край земли где за ним виднеют..ся (не) обозримая небесная пустош…и голубой луг с золотыми цветами

Слайд 2

в полноч…цветы срываются с веток от ветра и медленно плавно падают на землю чертя в воздухе прощальную золотистую дугу. ( По С. Клычкову. )

Слайд 3

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. 2.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения . 3.Выпишите основу 3-й части. 4. Напишите номер части, в которая осложнена обособленным обстоятельством. 5.Напишите номер части, в которой есть сравнительный оборот.

Слайд 4

6. Выпишите из 4-й части имя существительное 3-го склонения. 7.Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной корня. 8.Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В окончаниях глаголов II спряжения пишутся гласные И. А/Я»

Слайд 5

9.Запишите синонимы к слову НЕОБОЗРИМАЯ из 4-й части. 10.Назовите средство художественной выразительности Небесная пустошь-

Слайд 6

Изменяя строение данных ссч, составьте синонимичные им словосочетания. Простор океана силуэт мужчины площадь у вокзала чувство дружбы проект города ручка двери зал для тренировок день радости



Предварительный просмотр:

II.Анализ текста

   

Хотя роман его с Машенькой  прод…лжался в  те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он   (не) чу…ствовал  (ни) какого  (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в  к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о  (не) учит…вала  каждого мгновения а перескак…вала через пустые  (не) нужные ему места я…стве(нн,н) озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.

(По В.Набокову)

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
  2. Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
  3. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
  4. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
  5. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
  6. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
  7. Выпишите из предложения слово,  правописание которого определяется правилом: « Одна буква Н пишется в суффиксах кратких  страдательных причастий»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ТЕСТ/СЛОВ.ДИКТАНТ

  1. Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТ /СЛОВ.ДИКТ

  1. Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
  2. Назовите средство художественной выразительности

Память перескакивала через пустые места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью ОГЭ).

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью  ОГЭ)....

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сжатием текста

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сжатием текста....

Конспект урока " Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над тестовой частью.Представленный конспект урока может быть полезным материалом для подготовки к выполнению т...

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к ОГЭ (работа над тестовой частью)

Структура урока русского языка в 9 классе по данной теме направлена на подготовку девятиклассников к ГИА,на повторение и обобщение полученных знаний по наиболее трудным видам заданий тестовой части (3...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...

Конспект открытого урока по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» - (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» -(работа над тестовой частью)  В аракян В.Г.(РФ, Москва, ГБОУ Ш №2065,vera.varakyan@mail.ru)...