Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над музыкальным образом"
методическая разработка (7 класс) по теме

Лукерина Елена Геннадьевна

Работа над пьесой П.И.Чайковского "Осень"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по фортепиано

педагога дополнительного образования

Лукериной Елены Геннадьевны

Тема урока: «Работа над музыкальным образом».

Цель урока: «Формирование эмоциональной сферы личности через развитие образного мышления, в единстве его содержания и средств фортепианной выразительности».

Задачи урока:

  1. Развитие художественно-образного мышления.
  2. Проникновение в сущность музыкального образа при помощи средств музыкальной выразительности – интонации, фразировки, ритмических отклонений, ладо-тональных соотношений.
  3. Работа над развитием музыкальной речи посредством штрихов, кульминаций, полифонических мест, динамических соотношений голосов.

Ожидаемый результат: ученица должна научиться пользоваться элементами музыкального языка для показа сущности музыкального образа.

Оборудование:

       1. Фортепиано

  2.  Нотный материал

  3.  Наглядный материал (репродукция, рисунки, фотоальбом)

  4.  Проигрыватель

  5.  Пластинка с произведениями П. И. Чайковского

  6.  Портрет П. И. Чайковского

План урока:

  1. Рассказ ученицы об истории создания фортепианного цикла П. И Чайковского «Времена года».
  2. Прослушивание произведения в исполнение ансамбля скрипачей, анализ услышанного.
  3. Работа над произведением.
  4. Исполнение ученицей пьесы с учетом замечаний педагога.
  5. Домашнее задание.
  6. Рассказ педагога о конкурсе им. П. И. Чайковского.

Ход урока:

1. Рассказ об истории создания цикла П.И.Чайковского «Времена года».

В нотном приложении к январскому номеру журнала «Нувелист» за 1876 г. читатели увидели небольшую фортепианную пьесу П.И.Чайковского «Январь – «У камелька». Затем в течение года журнал каждый месяц печатал по одной пьесе, которые затем были объединены в фортепианный цикл, своеобразный музыкальный календарь природы.

Так скромно и вроде неприметно родилась эта задушевная поэма о чарующей красоте русской природы.

В простых и непритязательных на первый взгляд мелодиях Чайковский открыл нам свою душу, запечатлев в этих 12 миниатюрах безграничную любовь к природе и России. Показал, как он страстно любил родину, «русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи», как глубоко чувствовал поэзию средней полосы России, какие «неизъяснимо сладкие» ощущения вызывал в нем «русский родимый пейзаж».

Его отношение к природе можно было передать словами Ф.Тютчева:

«Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык»

И сам Чайковский обращался к поэзии, ведь недаром перед каждой пьесой композитор поставил эпиграф – стихотворение русского поэта. В памяти возникают не только стихи А.Толстого,

Избранные в качестве эпиграфа, но и стихотворение гениальной пушкинской лирики:

«Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор».

Таков пушкинский октябрь.

С ним перекликаются и произведения русских художников И.Левитана, В.Поленова, Е.Волкова – делаем сравнительный анализ вместе с ученицей. Какие краски характеризуют позднюю осень, какое здесь настроение? Какое настроение подходит к нашей осени? Какие краски использовала бы ты сама?

2.  Переходим к пьесе П.И.Чайковского «Октябрь».

Пьеса передает все те краски, которые мы наблюдали сейчас в поэзии и работах художников.

Но надо отметить, что у Чайковского пейзаж тесно связан с настроениями и чувствами человека. Пьеса – настроение.

Для начала послушаем «Октябрь» в исполнение ансамбля скрипачей.

Слушаем

Теперь попробуем сами средствами выразительности нашего инструмента передать ту атмосферу, те краски, о которых мы сейчас говорили.

3. Переходим к работе над произведением П.И.Чайковского «Октябрь».

Сколько частей в нашей пьесе?

- Да, она состоит из 3-х частей. Последняя часть повторяет первую. Читаем эпиграф, расшифровываем указание темпа.

Игумнов «Все должно быть медленно, задумчиво, спокойно».

«Медлительной чередой нисходит день осенний,

Медлительно кружится желтый лист…»

Нужно обратить внимание уже на 1-й ре минорный аккорд еще до вступления мелодии. Его надо положить очень ровно и тихо, что бы при этом хорошо слышались все тона, особенно удвоение квинтового тона ля, что придает звучанию трезвучия особенно печальный характер.

Вступающая со 2-й четверти мелодия должна сразу приковать внимание своим полным, мягким, певучим тембром, тогда как фон продолжается в той же тихой звучности.

Далее активную роль начинает играть бас. Звук его постепенно усиливается до нижнего соль вместе с нарастающей мелодией. Следующие за тем спады мелодии и указанные автором акценты позволяют несколько выделить каждый вздох, но при этом не следует разрывать единую линию мелодии.

Вступающая за тем та же мелодия в среднем регистре может быть исполнена несколько гуще, напоминая по тембру виолончель или мужской голос. Начавшийся таким образом дуэт голосов находит свое развитие в средней части.

Первая фраза средней части, начавшись в светлой фа мажорной тональности, еще не предвещает того драматизма, который сразу развертывается во 2-й фразе с поворотом к ре минору.

Отсюда начинается кульминационное построение, которое длится восемь тактов и даже дальше, когда звучность упала до пиано, речитатив мужского голоса подчеркивает силу драматизма этой части.

Затем возвращается та же тихая печаль. Заключение, как большинство пьес этого цикла, требует большого умения постепенно убавлять звук, вплоть до полного растворения. При этом разница в звучании мелодии и гармонии должна строго сохраняться. В конце следует обратить внимание на правильное взятие педали с целью усилить звучание последнего звука до.

4. Теперь ученица исполняет всю пьесу целиком, пытаясь выполнить все замечания.

После исполнения следует небольшой разбор. Что получилось?

5. Домашнее задание:

Поработать над полифоническими местами отдельно по голосам, добиться еще большей яркости в кульминации, обратить внимание на педаль в конце произведения, продолжить работу над образом.

6.В заключение  небольшой рассказ о конкурсе им. П.И.Чайковского и об обязательном исполнении на 1-м туре пьесы «Осень» уже состоявшимися музыкантами всего мира, как шедевра тончайшего психологизма и пейзажного искусства в музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Методическая разработка открытого урока «Образно-ассоциативный подход к музыкальному материалу»

Урок разработан для детей младшего школьного возраста, занимающихся в вокальных студиях.  Цель занятия: Работа над развитием образных ассоциаций,  представлений в вокальных упражнениях и муз...

Разработка открытого урока в 5 классе "Здоровый образ жизни"

Разработка открытого урока по теме“Healthy way of life” в 5 «А»  классе по программе углубленного изучения английского языка О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, Н.В. Языковой....

Методическая разработка открытого урока по английскому языку в 7 классе "Здоровый образ жизни"

Методическая разработка содержит в себе конспект открытого урока и презентацию к нему....

Методическая разработка Открытое внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни»

Открытое внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни»...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...