Главные вкладки

    Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"
    методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

    Долинина Елена Дмитриевна

    Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостоятельно,самостоятельно даёт свои акценты,самостоятельно декламирует,лишь тогда начинает светиться душа рояля.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное   учреждение

     дополнительного образования

     «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г. Бакала

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

     открытого урока по предмету: Музыкальный инструмент (фортепиано)

    Тема: «Начальный этап работы над полифонией»

    Преподаватель специального фортепиано

    высшей категории,

    зав. фортепианным  отделением

    Долинина Елена Дмитриевна

    г.Бакал

    11.02.2012г.

    Учебная дисциплина: музыкальный инструмент      Специальность: фортепиано

    Класс: 4класс- Букина Диана; фортепианное  отделение

    Тема урока: «Начальный этап обучения игре на фортепиано.»

    Вид занятия: Комбинированный

    Форма проведения занятия:   открытый урок

    Продолжительность занятия: 40  минут

    Место проведения: фортепианный класс  ДШИ г. Бакала

    Цели занятия:

    Обучающая – углубить знакомство ученика с характерными особенностями полифонии И.С.Баха.

     Развивающая  -     развить полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру в исполняемых произведениях.

    Воспитательная – воспитать интерес к чувству стиля и формы полифонического музыкального произведения.

    Мотивационная – способствовать развитию исполнительских качеств учащегося, что даёт толчок к саморазвитию.

    Учебное оборудование (оснащение) занятия:

    1. Пианино (фортепиано) – 2 инструмента
    2. Нотная литература:
    • Гаммы и упражнения
    • Пьесы для фортепиано

    И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги»

          3.    Опережающее задание учащегося: сообщение

    «Жизнь и творчество И.С.Баха»

    1. Запись произведений И.С.Баха и старинной музыки (магнитофон)

    План урока (хронометраж):

    1.         Организационная часть - 5 минут.

    • вводная информация учителя
    • проверка готовности ученика к уроку

    2.     Работа над гаммами, упражнениями, пьесами с использованием знаний контрастной и подголосочной полифонии – 10 минут.

    3.           Работа над произведениями И.С.Баха - 15 минут.

    • Менуэты  И.С.Баха
    • Маленькие прелюдии И.С.Баха

         4.   Заключительная часть урока – 5 минут.

    • Подведение итогов
    • Значимость развития полифонического слуха учащегося

         5. Организация домашнего задания – 5 минут.

    Ход урока:

    1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    Полифония – это вид многоголосия, получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.

            Полифония – греческое «poly» - много, «phone» - голос, звук. В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии. Когда речь идет о полифонии мы говорим о развитии полифонического слуха. Воспитание полифонического слуха один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания: научить дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить в игре на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в  одновременном развитии звуковых линий.

    2. Исполнение на фортепиано. Работа с ученицей.

    1) Работа над гаммой – соль минор – исполнение (аккорды, арпеджио, хром.гамма)

    Проучивание по принципу контрастной полифонии. Прекрасное воспитание слуха и разумный поход ученика к исполняемому.

    Главная задача – текучесть изложения, движение без остановок, как сплошной звуковой поток каждого голоса.

    Способы проучивания: 1 голос – ƒ,  2 голос – p; петь – ƒ, играть – p; или игра – ƒ, петь – p;

    1 голос – staccato, 2 голос – legato; 1  голос – non legato, 2  голос –  legato.

    2. Работа над пьесами, исполнение пьес:

    О. Питерсон – «Волна  за волной»

    Б.Барток  - Песенка

    Заучивание по принципу подголосочной полифонии. Принцип варьирования мелодии ведущего голоса (правая рука) и темы – спутника (левая рука). Трудность – разнотембровая окраска голосов и очень выразительная в исполнении. Е.Ф. Гнесина подмечает и нацеливает на очень важную и часто встречающеюся в полифонии половинную  ноту. Слушать текучесть исполнения половинных   нот. Горизонтальность – это фундамент полифонии.

    Способы проучивания – пение вслух и про себя каждого из  голосов и голоса отдельно.

    3. Диалог учителя с учащейся. Жизнь и творчество И.С. Баха

    Б. Ливанов: «Бах – музыкальный мыслитель, ученый, ученый музыкант, педагог, был в тоже время одним из самых  вдоховенных художников, способный потрясти чувства, пронзить сердце человека и внушить ему сознание высшей гармонии музыки»

    Сообщение учащейся (реферат) о И.С. Бахе, о Менуэте.

    Прослушивание записи  Менуэта в исполнении симфонического оркестра:

    1) Исполнение на фортепиано:

    - И.С. Бах Менуэт соль минор (контрастная полифония)

    - И.С. Бах Менуэт соль минор (подголосная полифония)

    Главная заповедь в формировании развитии полифонического слуха – играя на рояле надлежит стремиться к тому, чтобы оттенить, по возможности  ярче высветить отдельные элементы звуковых конструкций, не дать «слипнуться», «спутаться» нитям, у которых соткана музыкальная ткань. Я.В. Флиер: «Не только живописцы, но и мы, музыканты вправе употреблять этот термин – «перспектива», ибо это подлинная реальность фортепианного исполнительства. Что-то в игре пианиста должно быть на переднем плане (чаще всего мелодия), что-то образует фон, так сказать «линию горизонта», словно бы прибывающую в дали от слушателя… «Тут мало хорошо вышколенных пальцев, тут нужен слух, слух, слух!».

    2) Маленькая прелюдия №5 ре минор И.С. Баха из цикла «Двенадцать маленьких прелюдий».

    Прелюдии И.С. Баха написал со скромной целью – быть упражнениями для учеников, но тем не менее они в полной мере отразили всю мощь баховского гения. Эти чудесные миниатюры, воплощающие мир типичных образов композитора, дают педагогу возможность углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики голосоведения и др.

    Что представлял собой жанр прелюдии в эпоху Баха и в предшествующее время?

     

    - Разговор с учащейся: Как известно, первоначально (начиная с 15 века) прелюдия представляла собой импровизационное выступление, имевшее целью подготовки музыкантов и слушателей к исполнению основного произведения. Со временем такие вступительные фантазии стали приобретать большую законченность и трактоваться как самостоятельный жанр . Каждая из прелюдий своеобразна по настроению,  складу, фактурному изложению и воплощает, как правило, только один образ .Поэтому прелюдиям свойственно лишь однотипное мелодическое движение. Так прелюдия d moll №5 у И.С. Баха пьеса с с типично прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация. В прелюдии характерная гармоническая последовательность : тоника, субдоминанта, доминанта, тоника.

    Для того, чтобы передать содержание  пьесы необходимо разобраться в форме полифонического произведения. Прелюдия №5, ре минорная, относиться к типу старинной сонатной формы, состоящей из двух частей, первая из которых является экспозицией, вторая же совмещает в себе функции разработки и репризы.

    Прослушивание маленькой прелюдии №2 С dur (определение сходства с прелюдией №5 в форме): 1 часть – экспозиция

                  2 часть – разработка, радостно-шуточная каденция, реприза (короткое завершение в мажор – ре мажором (фа диез).

    Сходство в баховской фразировке (в сильную долю), которая строится по 2 такта Т, S, D.

    В разработке доминантовое остинато в левой руке – это тоже сходство.

    Характер же прелюдий несколько отличается друг от друга: если до мажорная прелюдия – торжественно-праздничная, мужественная, то ре минорная прелюдия живая, трепетная и несколько певучая по характеру. Характер можно связать с «инструментовкой». В прелюдии №2 верхний голос – торжественно и звонко поет труба, а в прелюдии №5 верхний голос – трепетно и певуче скрипка. В нижнем голосе в той и другой прелюдии – виолончель.

    - Исполнение на фортепиано прелюдии №5 ре минор.

    Работа над Баховской  артикуляцией – «прием восьмушки»: восьмые играются legato, четверти non legato,  (точно выдержанных по длительности с резким, энергичным отрывом пальца и переходом на следующий звук).

    Работа над Баховской динамикой – общее динамическое нарастание происходит по мотивам, звучность прибавляется с первой же ноты мотива, но внутри его остается неизменной. Пройти таким образом четыре   динамических стадии развития тема приходит к кульминации (9 такт), где лига, акцент является авторским, т.е. написанный самим И.С. Бахом.

    Такая аналитическая работа в изучении баховской полифонии является основой  для изучения более сложной имитационной полифонией, которая изучается в старших классах фортепианного отделения.

    4. Заключительное слово учителя:

            Квалифицированно – организованные занятия фортепианной игрой заключают в себе единственные в своем роде, можно сказать уникальные возможности для формирования-развития полифонического слуха. Певцы, исполнители на духовых инструментах стеснены рамками одноголосия. Скрипка и виолончель являются «гомофонными инструментами». И только литература для фортепиано, в значительной своей части  выявляя и «обыгрывая» специфические выразительно-технические свойства везде и всегда полифонически.

    «Лишь тогда, когда каждый голос в

    своих повышениях и понижениях поет самостоятельно,

    самостоятельно дает свои акценты,

    самостоятельно декламирует, -

    лишь тогда начинает светиться душа рояля»

    5. Организация домашнего задания.

    Список литературы:

    1. Г.Н. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М., Просвещение, 1984 г.
    2. Л. Булатова «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной», издательство «Музыка»,  1976 г.
    3. Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе», Ленинград, издательство «Музыка», 1988 г.
    4. Г. Скудина «Рассказы о И.С. Бахе», Москва, издательство «Музыка», 1985 г.
    5. И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран», Москва, издательство «Музыка», 1970 г.
    6. Л. Михеев «Музыкальный словарь в раскрасках», Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

    Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

    методическая разработка" Игры на начальном этапе обучения иностранному языку"

    Игры в обучении английскому языку на начальном этапе.Данная работа представляет собой статью об играх ( цели, задачи, классификация. Рекомендации по проведению), а также сборник игр, рекомендуемых для...

    Методическая разработка урока "Начальный этап работы над произведением"

    Методическая разработка урока по специальности гитара в 4 классе ДШИ. Начальный этап работы над формой "Вариации"....

    Методическое сообщение на тему: " Начальный этап работы над произведением в младших классах"

    Материал содержит следующие задачи: осознать контуры звуковой формы,прочитать и осмыслить ремарки, познакомиться с произведением....

    Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

    Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...