Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Долинина Елена Дмитриевна

Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостоятельно,самостоятельно даёт свои акценты,самостоятельно декламирует,лишь тогда начинает светиться душа рояля.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное   учреждение

 дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г. Бакала

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 открытого урока по предмету: Музыкальный инструмент (фортепиано)

Тема: «Начальный этап работы над полифонией»

Преподаватель специального фортепиано

высшей категории,

зав. фортепианным  отделением

Долинина Елена Дмитриевна

г.Бакал

11.02.2012г.

Учебная дисциплина: музыкальный инструмент      Специальность: фортепиано

Класс: 4класс- Букина Диана; фортепианное  отделение

Тема урока: «Начальный этап обучения игре на фортепиано.»

Вид занятия: Комбинированный

Форма проведения занятия:   открытый урок

Продолжительность занятия: 40  минут

Место проведения: фортепианный класс  ДШИ г. Бакала

Цели занятия:

Обучающая – углубить знакомство ученика с характерными особенностями полифонии И.С.Баха.

 Развивающая  -     развить полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру в исполняемых произведениях.

Воспитательная – воспитать интерес к чувству стиля и формы полифонического музыкального произведения.

Мотивационная – способствовать развитию исполнительских качеств учащегося, что даёт толчок к саморазвитию.

Учебное оборудование (оснащение) занятия:

  1. Пианино (фортепиано) – 2 инструмента
  2. Нотная литература:
  • Гаммы и упражнения
  • Пьесы для фортепиано

И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги»

      3.    Опережающее задание учащегося: сообщение

«Жизнь и творчество И.С.Баха»

  1. Запись произведений И.С.Баха и старинной музыки (магнитофон)

План урока (хронометраж):

1.         Организационная часть - 5 минут.

  • вводная информация учителя
  • проверка готовности ученика к уроку

2.     Работа над гаммами, упражнениями, пьесами с использованием знаний контрастной и подголосочной полифонии – 10 минут.

3.           Работа над произведениями И.С.Баха - 15 минут.

  • Менуэты  И.С.Баха
  • Маленькие прелюдии И.С.Баха

     4.   Заключительная часть урока – 5 минут.

  • Подведение итогов
  • Значимость развития полифонического слуха учащегося

     5. Организация домашнего задания – 5 минут.

Ход урока:

1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Полифония – это вид многоголосия, получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.

        Полифония – греческое «poly» - много, «phone» - голос, звук. В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии. Когда речь идет о полифонии мы говорим о развитии полифонического слуха. Воспитание полифонического слуха один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания: научить дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить в игре на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в  одновременном развитии звуковых линий.

2. Исполнение на фортепиано. Работа с ученицей.

1) Работа над гаммой – соль минор – исполнение (аккорды, арпеджио, хром.гамма)

Проучивание по принципу контрастной полифонии. Прекрасное воспитание слуха и разумный поход ученика к исполняемому.

Главная задача – текучесть изложения, движение без остановок, как сплошной звуковой поток каждого голоса.

Способы проучивания: 1 голос – ƒ,  2 голос – p; петь – ƒ, играть – p; или игра – ƒ, петь – p;

1 голос – staccato, 2 голос – legato; 1  голос – non legato, 2  голос –  legato.

2. Работа над пьесами, исполнение пьес:

О. Питерсон – «Волна  за волной»

Б.Барток  - Песенка

Заучивание по принципу подголосочной полифонии. Принцип варьирования мелодии ведущего голоса (правая рука) и темы – спутника (левая рука). Трудность – разнотембровая окраска голосов и очень выразительная в исполнении. Е.Ф. Гнесина подмечает и нацеливает на очень важную и часто встречающеюся в полифонии половинную  ноту. Слушать текучесть исполнения половинных   нот. Горизонтальность – это фундамент полифонии.

Способы проучивания – пение вслух и про себя каждого из  голосов и голоса отдельно.

3. Диалог учителя с учащейся. Жизнь и творчество И.С. Баха

Б. Ливанов: «Бах – музыкальный мыслитель, ученый, ученый музыкант, педагог, был в тоже время одним из самых  вдоховенных художников, способный потрясти чувства, пронзить сердце человека и внушить ему сознание высшей гармонии музыки»

Сообщение учащейся (реферат) о И.С. Бахе, о Менуэте.

Прослушивание записи  Менуэта в исполнении симфонического оркестра:

1) Исполнение на фортепиано:

- И.С. Бах Менуэт соль минор (контрастная полифония)

- И.С. Бах Менуэт соль минор (подголосная полифония)

Главная заповедь в формировании развитии полифонического слуха – играя на рояле надлежит стремиться к тому, чтобы оттенить, по возможности  ярче высветить отдельные элементы звуковых конструкций, не дать «слипнуться», «спутаться» нитям, у которых соткана музыкальная ткань. Я.В. Флиер: «Не только живописцы, но и мы, музыканты вправе употреблять этот термин – «перспектива», ибо это подлинная реальность фортепианного исполнительства. Что-то в игре пианиста должно быть на переднем плане (чаще всего мелодия), что-то образует фон, так сказать «линию горизонта», словно бы прибывающую в дали от слушателя… «Тут мало хорошо вышколенных пальцев, тут нужен слух, слух, слух!».

2) Маленькая прелюдия №5 ре минор И.С. Баха из цикла «Двенадцать маленьких прелюдий».

Прелюдии И.С. Баха написал со скромной целью – быть упражнениями для учеников, но тем не менее они в полной мере отразили всю мощь баховского гения. Эти чудесные миниатюры, воплощающие мир типичных образов композитора, дают педагогу возможность углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики голосоведения и др.

Что представлял собой жанр прелюдии в эпоху Баха и в предшествующее время?

 

- Разговор с учащейся: Как известно, первоначально (начиная с 15 века) прелюдия представляла собой импровизационное выступление, имевшее целью подготовки музыкантов и слушателей к исполнению основного произведения. Со временем такие вступительные фантазии стали приобретать большую законченность и трактоваться как самостоятельный жанр . Каждая из прелюдий своеобразна по настроению,  складу, фактурному изложению и воплощает, как правило, только один образ .Поэтому прелюдиям свойственно лишь однотипное мелодическое движение. Так прелюдия d moll №5 у И.С. Баха пьеса с с типично прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация. В прелюдии характерная гармоническая последовательность : тоника, субдоминанта, доминанта, тоника.

Для того, чтобы передать содержание  пьесы необходимо разобраться в форме полифонического произведения. Прелюдия №5, ре минорная, относиться к типу старинной сонатной формы, состоящей из двух частей, первая из которых является экспозицией, вторая же совмещает в себе функции разработки и репризы.

Прослушивание маленькой прелюдии №2 С dur (определение сходства с прелюдией №5 в форме): 1 часть – экспозиция

              2 часть – разработка, радостно-шуточная каденция, реприза (короткое завершение в мажор – ре мажором (фа диез).

Сходство в баховской фразировке (в сильную долю), которая строится по 2 такта Т, S, D.

В разработке доминантовое остинато в левой руке – это тоже сходство.

Характер же прелюдий несколько отличается друг от друга: если до мажорная прелюдия – торжественно-праздничная, мужественная, то ре минорная прелюдия живая, трепетная и несколько певучая по характеру. Характер можно связать с «инструментовкой». В прелюдии №2 верхний голос – торжественно и звонко поет труба, а в прелюдии №5 верхний голос – трепетно и певуче скрипка. В нижнем голосе в той и другой прелюдии – виолончель.

- Исполнение на фортепиано прелюдии №5 ре минор.

Работа над Баховской  артикуляцией – «прием восьмушки»: восьмые играются legato, четверти non legato,  (точно выдержанных по длительности с резким, энергичным отрывом пальца и переходом на следующий звук).

Работа над Баховской динамикой – общее динамическое нарастание происходит по мотивам, звучность прибавляется с первой же ноты мотива, но внутри его остается неизменной. Пройти таким образом четыре   динамических стадии развития тема приходит к кульминации (9 такт), где лига, акцент является авторским, т.е. написанный самим И.С. Бахом.

Такая аналитическая работа в изучении баховской полифонии является основой  для изучения более сложной имитационной полифонией, которая изучается в старших классах фортепианного отделения.

4. Заключительное слово учителя:

        Квалифицированно – организованные занятия фортепианной игрой заключают в себе единственные в своем роде, можно сказать уникальные возможности для формирования-развития полифонического слуха. Певцы, исполнители на духовых инструментах стеснены рамками одноголосия. Скрипка и виолончель являются «гомофонными инструментами». И только литература для фортепиано, в значительной своей части  выявляя и «обыгрывая» специфические выразительно-технические свойства везде и всегда полифонически.

«Лишь тогда, когда каждый голос в

своих повышениях и понижениях поет самостоятельно,

самостоятельно дает свои акценты,

самостоятельно декламирует, -

лишь тогда начинает светиться душа рояля»

5. Организация домашнего задания.

Список литературы:

  1. Г.Н. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М., Просвещение, 1984 г.
  2. Л. Булатова «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной», издательство «Музыка»,  1976 г.
  3. Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе», Ленинград, издательство «Музыка», 1988 г.
  4. Г. Скудина «Рассказы о И.С. Бахе», Москва, издательство «Музыка», 1985 г.
  5. И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран», Москва, издательство «Музыка», 1970 г.
  6. Л. Михеев «Музыкальный словарь в раскрасках», Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984 г.