Методическая разработка урока "Начальный этап работы над произведением"
методическая разработка на тему

Шувалова Лидия Викторовна

Методическая разработка урока по специальности гитара в 4 классе ДШИ. Начальный этап работы над формой "Вариации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств п.Октябрьский Радищевского района

Ульяновской области

Методическая разработка открытого урока

 «Начальный этап работы над произведением»

Составитель

Шувалова Лидия Викторовна, преподаватель по классу «Гитара»

2014 г

Цель занятия: познакомить ученика с музыкальным        произведением, объяснить цели и задачи работы над музыкальным произведением на начальном этапе.

Предмет: специальность «Гитара шестиструнная»

Форма обучения: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Нотная литература:         Пьеса М.Александровой  «У нас нонче, субботея»

Класс - 4 класс

Методы:

словесный;

наглядный;

практический.

Используемое оборудование:

- ноутбук,

- музыкальный инструмент гитара.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить        ученика с понятием «Вариация»
  2. Научить        играть правильную аппликатуру и способы звукоизвлечения.

Развивающие:

  1. Развить творческие способности ребенка
  2. Помочь      ученику составить образ, идею произведени        

Воспитательные:

  1. Прививать ребенку любовь к музыке
  2. Формирование творческого подхода к инструменту, и его     специфическим возможностям.

Ход урока:

Вводная часть - организационно подготовительная

цель: Подготовить ребенка к занятию, познакомить с целью и содержанием урока.

Основная - практическая часть

цель: научить ученика определять «тему» и начало вариации,          разобрать в медленном темпе произведение, научить играть новые  способы игры.

Заключительная часть - подведена итогов, задание на дом.

  1. часть Вводная, теоретическая часть урока:

- Здравствуй, Саша, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с произведением М.Александровой, написаным в форме вариации «У нас, нонче субботея» Так, что же такое Вариация. Вариация с перевода с латинского обозначает – «изменение». В музыке называется такое произведение, в котором основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Иногда меняется только её сопровождение, но чаще и она сама, её ритм, темп отдельные обороты. Однако на всём протяжении пьесы сохраняется близкий начальному характеру, музыкальный образ обогащается, но остается узнаваемым.

- Теперь немного о композиторе: Маргарита Владимировна Александрова родилась в Москве, окончила в 1983 году Российскую Академию музыке имени Гнесиных по классу классическая гитара. Очень много и плодотворно сочиняет. Сейчас преподает класс гитары в Центральной Московской ДМШ или Гнесиных (просмотр фотографий Академи имени Гнесеных, портрет М.А.Александровой).

На уроке мы разберем строение Вариации, тональный план, аппликатуру. Познакомимся с новыми способами игры.

2. Основная Практическая часть.

- Сейчас я сыграю тебе произведение. Внимательно слушай, постарайся услышать, сколько прозвучало вариации и какого они характера, а так же обрати на ритмический рисунок мелодии.

- Правильно. Это произведение состоит из темы и трех вариации.

- Определим тональность произведения, при ключе стоит один знак, значит, начинается произведение в соль-мажоре, но вот 2 часть играется в параллельной тональности - это ми-минор. В конце каждой вариации играется аккорд Доминант септ аккорд от соль, который переводит мелодия опять в соль мажор. Это особенность народной музыки: чередование мажора и  минора.  Этот тональный план не меняется на протяжении всей вариации.

- Приступим к разбору основной темы, начнем играть в медленном темпе, обрати внимание на аппликатуру, проставленную автором. Внимательно следи за ритмическим рисунком, основной темы, обрати внимание, что ритмический рисунок мелодии и аккомпанемента не всегда совпадает.

- Определи сколько в теме музыкальных фраз

- Правильно 4 фразы; Вторая повторяет 1, а четвертая третью. Если это ты услышала то будет легче заучивать произведения наизусть. Также обрати внимание, что 1 и 2 -играется в соль-мажоре, а 3-4 -в ми-миноре. Проиграй несколько раз, добиваясь правильного ритма и чистого звучания.

Перейдем к разбору 1- вариации.

- Назови длительности, которыми написана данная вариация.

- Правильно. В основном это шестнадцатые ноты. Твоя задача в этой Вариации сыграть шестнадцатые нотки ровно, не замедляя и не ускоряя темп. Обрати внимание на бас, он у нас играет здесь главную роль, поэтому его нужно играть более четко, при этом выдержать как четвертную длительность. Так мы выделим мелодию - основную тему произведения. В конце 2 ого такта, появляется мелодия в верхнем голосе, обрати на это внимание. В третьей и четвертой фразах появляется аккорд, который придает более игривый характер произведения.

Перейдем к разбору 2 ой Вариации. В первой и второй фразах происходит как бы перекличка между басом и верхним голосом. Бас выдержан, не снимается с лада, но и верхний голос хоть и играем «тр»- но достаточно четко выделяет верхние ноты. В третьей и четвертой фразах используется выразительное средство, которое называется «глиссандо» 4 пальцем. Сейчас я тебе покажу, как этот прием играть. Обрати внимание, что в данном случае нельзя ослаблять нажим на струну, иначе звук пропадет и «глиссандо» не получится. Отдельно отработать этот прием с учеником, добиться правильного исполнения данного приема. Сыграть вариацию от начала до конца в медленном темпе, обратить внимание на оттенки, третьей и 4 фразы. Переходим к разбору третьей вариации.

- В данном вариации очень важна аппликатура, а также проведение мелодии (темы). Она проходит в верхнем голосе и попадает на палец (а) правой руки. Поэтому надо добиться четкого, громкого исполнения. Очень важно исполнить ритмический рисунок темы.

- В этой вариации используется прием который называется арпеджиато. Он

исполняется большим пальцем (р), по всем струнам от нижней к верхней.

- Вот послушай, как этот прием должен звучать Отдельно отработать и прием с учеником, добиваясь правильного исполнения.

- Обрати внимание, что на 4 фразу у нас приходит кульминация всех вариации, поэтому как четко и правильно ты будешь играть этот прием зависит заключительная часть произведении. Теперь еще раз сыграй эту вариацию обрати внимание на оттенки, - это очень важно в раскрытии характера данного произведения.

3- Заключительная часть:

- Ну вот мы разобрали с тобой произведение от начала, до конца.

- Что не понятно в данном произведении.

- Давай повторим строение данной пьесы, объясни понятие «Вариация». Сколько в данной пьесе вариаций? Также запомни два новых способа приема игры.

- Задание на дом: играть Вариацию на тему р. «У нас нонче субботия» в медленном темпе, выполняя все нюансы, штрихи ,дослушивая длительности, выделяя основную мелодию(тему). Выставить мотивированную оценку за работу на уроке.

- Каждый урок с учеником представляет собой своего рода звено в цели занятий. Задача педагога обеспечить непрерывность работы учащегося, приучить его к систематическим занятиям. Каждый урок должен давать ученику творческий импульс к дальнейшим занятиям. Такова общая цель урока на всех этапах работы учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение на тему: " Начальный этап работы над произведением в младших классах"

Материал содержит следующие задачи: осознать контуры звуковой формы,прочитать и осмыслить ремарки, познакомиться с произведением....

Первоначальный этап работы над произведениями крупной формы с учащимися младших и средних классов Детской музыкальной школы.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин...

Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).

Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности,...

Методическая разработка на тему: «Работа исполнителя над музыкальным произведением»

В данной метод. разработке будут изложены основные этапы работы исполнителя над музыкальным произведением.Также эта работа будет полезна не только для преподавателей, но и для учащихся и студент...

Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...

Методическое сообщение "Основные этапы работы над вокальными произведениями с учащимися ДШИ"

В России сложилась уникальная система дополнительного образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых ориентиров ...