Методическая разработка. «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку (с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности, как правило, в выпускной работе связаны с написанием сочинения по предложенному тексту. Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, нужно не только вдохновение, необходимо владеть теорией и практикой создания текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_ege_chast_s.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку ( с фрагментом занятия «Способы моделирования вступления»).
Всем известно, что преподаватели, работающие в старших классах, в первую очередь направляют свои усилия на подготовку учеников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Наибольшие трудности, как правило, в выпускной работе связаны с написанием сочинения по предложенному тексту. Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, нужно не только вдохновение, необходимо владеть теорией и практикой создания текста.
Чтобы набрать высокий балл, ученик должен продемонстрировать и навыки анализа, и умение чётко формулировать результаты своих наблюдений над чужим текстом, и, конечно, базовую начитанность и способность проводить аналогии. Всё это требования к сочинению части С.
Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и комментировать позицию автора, аргументировать свою позицию по заявленной проблеме. Данная разработка может стать справочным материалом для учителей- предметников и памяткой-инструкцией для учащихся.
Как правило, тексты, на основе которых составлен комплекс аналитических заданий, касаются каких-либо личностно или социально значимых проблем, интересны в познавательном или эстетическом отношении, но, главное, они в большей или меньшей степени содержат материал для размышления, и именно поэтому на основе текста выпускнику предлагается написать сочинение-рассуждение. Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: статьи, рецензии, эссе, полемического выступления… В связи с этим к написанию сочинения выпускники могут подойти диффе ренцированно: менее подготовленные, слабые ученики могут ограничиться общей схемой написания сочинения-рассуждения( тезис- аргументы- вывод), а сильные, способные – постараются выполнить задание С в одной из жанровых форм.
Ёще раз внимательно прочитаем задание, в котором излагаются требования к сочинению на ЕГЭ; от выпускника требуется:
-выявить и сформулировать проблему текста;
- прокомментировать сформулированную проблему
- сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;
- сформулировать и аргументировать свою позицию по выделенной проблеме
Рассмотрим подробно каждый из указанных пунктов.
Что такое проблема?
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Определяя проблему, необходимо задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Нужно помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т. п.- это иллюстрация, частный случай. Поэтому формулируем проблему так, чтобы она охватила не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Поскольку слово «проблема» часто используется в сочинениях, следует обратить внимание на особенности употребления этого существительного в контексте:
Проблема – сложная, трудная, серьёзная, глубокая, основная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная…
Проблема- войны, мира, экологии, воспитания, идеологии, образования…
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… какой-либо проблемы.
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить… какую-либо проблему.
Точка зрения на какую-либо проблему.
Коснуться какой-либо проблемы.
Проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения…
Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя способами:
- проблема чего ; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована словом или словосочетанием: автор затрагивает проблему войны и мира; в тексте поднимается проблема совести и ответственности; автор заставляет задуматься над сложной проблемой взаимоотношений «отцов и детей».
- в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) – когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: возможно ли сохранить свою индивидуальность и не попасть в «футляр»?; как жить: чувствами или разумом?
Что значит «прокомментировать» проблему?
Глагол «комментировать» означает «объяснять, пояснять». Следовательно, здесь необходимы мысли по поводу сформулированной проблемы текста. Нужно подумать, насколько актуально то, о чём пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; если это возможно, можно коснуться «истории вопроса», то есть кратко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Следует отметить, что здесь также возможны как минимум два способа изложения материала:
- от частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы;
- от формулировки проблемы к комментарию.
Как выявить позицию автора?
Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, нужно точно знать, как на него отвечает автор. Если позиция автора публицистического текста обычно выражена ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать больших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как он оценивает описываемую ситуацию, поступки героев? Особое внимание нужно обратить на художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (восхищение, сочувствие, неодобрение, иронию, осуждение), дают положительную или отрицательную оценку описываемым фактам. Необходимо помнить, что требуется не сформулировать позицию автора « вообще» , а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Как аргументировать свою позицию?
В это части работы предполагается строгое следование правилам построения текста-рассуждения. Главное – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
- тезис (положение, которое надо доказать);
- аргументация (доказательства, выводы);
- вывод (общий итог).
Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи
Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом:
- прочитать текст и разделить его на структурные части;
- ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств;
- соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.
Тезис подчиняется следующим правилам:
- формулируется четко и недвусмысленно;
- на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же;
- его истинность должна быть доказана неопровержимо;
- доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве).
В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров, для обоснования какой – либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «почему?» , а аргументы « отвечают»: «потому что».
Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Но следует избегать ошибок: не стоит повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои; если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы- это не предусмотрено заданием.
Аргументы «за» должны быть :
-правдивыми и опираться на авторитетные источники;
- доступными, простыми и понятными,
- отражать объективную реальность.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придётся выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчёркнутой корректности.
Важно помнить основное правило аргументации: аргументы нужно приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуется располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Можно выделить ряд аргументов, которые обычно относят к « сильным»:
-научные аксиомы,
- положения законов и официальных документов,
- законы природы, выводы, подтверждённые экспериментально,
- заключения экспертов,
- ссылки на признанные авторитеты,
- показания очевидцев,
- статистические данные.
При написании сочинений-рассуждений чаще всего используют :
- ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных
произведений;
- пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
- факты, события;
- примеры из художественной литературы.
Не стоит забывать, что все части сочинения взаимосвязаны. Таким образом ,если неверно определить проблему текста, можно поставить под угрозу всю работу. Поэтому целесообразно перечитать текст, проверить, насколько логика сочинения-рассуждения соотносится с рассуждениями автора.
Фрагмент занятия по теме
«Способы моделирования вступления к сочинению-рассуждению ЕГЭ часть С ».
Очень часто ребята не знают, как начать свою работу. Наибольшую трудность вызывает у выпускников именно начало сочинения-рассуждения по исходному тексту. Существует несколько способов моделирования вступления: приёмы, которые просты в исполнении, но позволяют проникнуть в содержание исходного текста и дают возможность учащемуся выразить личное отношение к прочитанному в тексте. Данный материал может быть использован как на отдельном уроке , так и на факультативном занятии и ли консультации при подготовке к ЕГЭ, поскольку целью занятия является знакомство и разбор нескольких способов моделирования вступления.
Основные этапы работы.
- Работа с исходным текстом «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены».
- Прогнозирование:
А) что такое одиночество? Попробуем его нарисовать;
Б) построение ассоциативного ряда к понятию «одиночество».
2. Погружение в текст. Маркирование.
?- не понятно, сложно
!- важно, интересно
П – противоречие
N – не согласен
Вы заметили на окнах пермских трамваев коротенькие изречения- афоризмы? Думаю, они появились не случайно. В каждом из них – тайна. Пассажиров они как будто ловят за рукав, заставляют отвлечься от повседневности и подумать о вечном.
Вот и перед нами- коротенькая строка. Вслушайтесь: «одиночество»… - три открытых гулких «о», как звучание пустоты.
Чем дальше идёт человечество по пути прогресса, тем более одиноки люди. В одном современном высотном доме народу живёт больше, чем в целой деревне. Но мы почему-то лучше знаем в лицо Бен Ладена, а не соседа по лестничной клетке. Почему? Люди ленивы, нелюбопытны, нуждаются в защите. Разве не так?
Человек рождается в мир. Маленькая вселенная загорается внутри огромной вселенной. Бесцеремонное вторжение губит хрупкий человеческий космос, норовит раздавить, уничтожить . Впустить мир в себя- страшно, не изменяться вовсе- смешно.
Что же делать? Строить стену. И внутрь только по пропускам. Вспомните, совсем недавно не отдельные люди, а целые страны строили стены.
Вы скажете, что человек за стеною одинок и несчастен. Я думаю, не всегда. В одиночестве есть своя поэзия. Одиноки мечтатели и поэты . Одиноким романтиком может быть и простой человек. И это одиночество плодотворно. У многих из нас есть «время ночь» , когда мы остаёмся наедине с собой и осознаём себя в мире.
Но есть и другие одиночества. Есть одиночество страдальческое ( в горе или болезни), есть и воинствующее. А как бесконечно, трагически одинок Раскольников, Понтий Пилат…
Говорят, «один человек умирает, а жить он один не может». Не бывает абсолютной истины и абсолютного одиночества тоже.
Что же остаётся? Видимо …
3. Работа с условными обозначениями. Общее обсуждение маркированных работ.
4. Выявление и формулировка проблемы. Её комментарий.( проблема одиночества; одиночество – это позитивное состояние или негативное?)
Однозначно ли комментируется проблема одиночества автором ?
страх О свой мир
лень Д безопасность
страдание И творчество
эгоизм Н романтика
Сразу ли автор в своём тексте обращается к заявленной проблеме? Обратимся к вступительной части авторского текста ( это первые два абзаца ). А теперь представим, что нужно написать сочинение-рассуждение по данному тексту, как бы вы его начали? (3- 4 предложения). Нежелательно использовать конструкции: «Я прочитал этот текст и …», «Автор этого текста призывает…», « Познакомившись с текстом…».
II. Работа с дидактическим материалом.
- Соотнести названия приёмов моделирования вступления с текстами самих вступлений. Определить характерные признаки каждого приёма.
Схема «Именительный темы».
1.Запишите ключевое слово.
2.Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
3.Сделайте переход к теме исходного текста.
Схема «Вопросы-стимулы».
1.Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме данного текста.
2. Объясните, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.
Схема «Картина».
1.Запишите три –четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощённому в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.
2. Сделайте переход к исходному тексту.
Схема «Название».
1.Прочитайте исходный текст. Самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.
2.Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
ТЕКСТ № 1
Путешествие с Алисой в Стране чудес. Помощь Робинзону в освоении необитаемого острова. Борьба с тёмными силами вместе с Гарри Поттером. Неужели только в детстве содержание книг воспринимается особенно ярко и эмоционально?... Об этом пытается порассуждать автор текста.
ТЕКСТ № 2
Почему многие испытывают чувство одиночества? Что, вокруг никого? Почему тебя никто не хочет выслушать? Почему часто каждый занят только собой? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти автор в своём тексте…
ТЕКСТ №3
Дом… Это граница, заслон от всего внешнего и чужого, опасного и нежелательного. Если вдуматься, любой наш дом- это совокупность вечных символов (порог, кров, окно, дверь, стена), возникших с осмыслением образа границы. Но, с другой стороны, именно дом связывает человека с внешним миром. Автор с новой силой заставляет нас ощутить глубину и важность этого понятия.
ТЕКСТ № 4
«Я почитаюсь загадкою для всех…» .Именно так можно озаглавить данный текст. Именно так писал в своём письме к матери Н. В. Гоголь. Эпитет «загадочный» часто применяется к Гоголю-художнику: мы часто говорим «загадочное произведение», «загадочное творчество». Так в чём же загадка Николая Васильевича?...
- Рефлексия. Сравните данные тексты и приёмы с вашими вступленияими. Прокомментируйте, что удалось сделать, какие ошибки были допущены, насколько грамотно вам удалось начать свои работы.
Какой из четырёх приёмов наиболее приемлем для моделирования вступительной части сочинения-рассуждения к данному тексту?
3 . Попытайтесь применить его и напишите вступление к тексту «Люди одиноки,
потому что вместо мостов они строят стены».
III. Выход на следующий этап работы.
Написать вторую часть сочинения-рассуждения : сформулировать и прокомментировать позицию автора по данной проблеме (пользуясь материалами «Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ (часть С) по русскому языку»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные этапы работы над сочинением ЕГЭ в части С по русскому языку
Целью данной методической разработки является систематизация основных этапов работы над сочинением-рассуждением на экзамене в 11 классе: как правильно определять проблему, формулировать и коммен...
Алгоритм работы при выполнении тестовой части ЕГЭ - 2017 русский язык
В материале даны образцы заданий ЕГЭ по русскому языку 2017. Показан рекомендуемый алгоритм выполнения заданий....
Презентация к методической разработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».
Презентация к методической раработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятел...
Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...
Презентация " Этапы работы над сочинением. ЕГЭ часть С".
Этапы работы над сочинением. ЕГЭ часть С....
Методическое сообщение "Основные этапы работы над вокальными произведениями с учащимися ДШИ"
В России сложилась уникальная система дополнительного образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых ориентиров ...