Открытый урок «Начальный этап работы над произведением крупной формы на примере Концерта А. Вивальди ля минор 1-я часть»
материал

Кузора Татьяна Владимировна

Открытый урок по классу скрипка. 29.01.2016 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока                            

                                                                                                                            на тему «Начальный этап работы  над произведением крупной формы на примере  Концерта  А. Вивальди  ля  минор 1-я часть»        

     

        Кузора Т.В.

                             преподаватель скрипки    

                               

                                                                                 

                                                           Покачи  2016 г.

Тип урока:  комбинированный: ознакомление с новым материалом, техническое осваивание текста в сдержанном темпе.

Форма урока: урок проходит в форме тематической беседы и работы над овладением текстом.

Тема урока: «Начальный этап работы над произведением крупной формы на примере Концерта А. Вивальди ля минор 1 часть»

Цель: научить ребёнка самостоятельно знакомиться с произведениями, разбираться в их особенностях, воспитание сознательного восприятия изучаемого, отношения к нотному тексту как к живой музыкальной речи, создать у учащегося внутреннее слуховое представление о характере изучаемого произведения, его мелодической, ритмической и динамической линии, его форме и эмоциональной окраске.

Задачи: - образовательная (беседа о стиле, художественных образах, о композиторе и эпохе создания произведения, анализ формы произведения);

- воспитательная (воспитание внимания, аккуратности и трудолюбия);

- развивающая (развить навыки и способности, личные качества ученика). Методы: использован комплексный метод обучения с прослушиванием произведения, беседой, анализом, пояснением и словесной инструкцией;

- действенный метод с практическим ознакомлением с текстом, выявление сложных и неудобных мест и работа над ними;

- метод повтора материала для закрепления знаний.

Средства обучения: инструмент скрипка, скрипичная партия Концерта для скрипки ля минор 1 часть А. Вивальди,  МР -3 проигрыватель, запись концерта в исполнении Б. Которовича, дневник.

Деятельность учащегося на уроке: практическая, самостоятельная, творческая.

Предварительная работа: для изучения скрипичного Концерта ля минор А Вивальди  учащийся должен обладать достаточно свободным умением исполнять различные штрихи, пользоваться ими во всех частях смычка и достигать разнообразного звучания. Эти штрихи изучались на этюдах в разных классах предварительно.  

Ход занятия: Приступая к изучению Концерта А. Вивальди , целесообразно рассказать ученику о личности  композитора. Антонио Вивальди  (итал. Antonio LucioVivaldi4марта 1678Венеция 28июля 1741Вена)  итальянский композитор. Скрипач -виртуозпедагогдирижёркатолический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века.  При жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор девяноста опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».

Приступаем к разбору текста. Ученица предварительно имела возможность самостоятельно ознакомиться с нотным текстом дома. При разучивании  первой части концерта ля минор А. Вивальди нередко оказывается что основной, многократно повторяющийся штрих, который прорабатывался учащимся ранее в этюдах, не соответствует требованиям , предъявляемым к этому штриху в концерте. Восьмая, как правила не получает активного начала, шестнадцатые в нижней части звучат сильнее, чем у его верхнего конца, а иногда сильнее, чем восьмая. Смычок распределяется определенным образом: восьмая – на весь смычок, шестнадцатая - у самого конца и у колодки. Ритмическая точность – ровность двух шестнадцатых и  соответствие их восьмой -  должно соблюдаться. Так же исполнение этого штриха должно быть в разных нюансах, придавая восьмой разнохарактерную  акцентировку ( от легкой, мягкой – до энергичной, активной), сочетая при этом  правильное соотношение  силы звука восьмой с двумя шестнадцатыми. В связи с изучением концерта А. Вивальди  Профессор Л.М. Цейтлин писал: «несколько одинаковых фигур, хотя бы несколько одинаковых нот не должны исполняться одинаково динамически, а должны быть исполнены либо  в более утверждающем смысле ( более или менее усиливаясь), либо с некоторым снижением силы звука, как это бывает часто в нисходящих секвенциях. В первой части концерта повторяющийся звук  «ля»  нужно фразировать с нарастанием акцентировки, это придает исполнению выразительность и динамичность. Следует обратить внимание на разнохарактерное звучание тематического материала  в различных эпизодах первой части. Одна и та же ритмическая и мелодическая фигура, звучащая в начале концерта торжественно и энергично,  приобретает в дальнейшем  в нюансе  piano  легкий и изящный характер.

Для закрепления повторяем пройденное на уроке.

Домашнее задание - закрепить пройденное и выученное на уроке, поработать над интонацией. Предложено найти, посмотреть и послушать записи Концерта А. Вивальди  в интернете в исполнении юных музыкантов, проанализировать их исполнение.

Обратить  внимание на следующее:                                                                  

   1.  чётко ставить и снимать пальцы.                                                          

   2. Правильно выполнять все штрихи, не играть их слишком размашисто.                                

   3. Занимаясь дома, не повторять эпизод много раз подряд в быстром темпе. Можно «заболтать» пальцы, и правая рука не будет совпадать с левой

                                                                                                                             

Самоанализ проведённого урока.

Урок проведён в соответствии с намеченным планом.

Выполнены следующие задачи:

-обучающие (ученица с помощью педагога разобрала Концерт А.Вивальди,  поработала над сложными местами произведения);

- воспитательные (несмотря на большой объём произведения, ученица проявила терпение и трудолюбие, старалась добиться аккуратного звукоизвлечения);

- развивающие (ученица прослушала запись Концерта в исполнении Богодара Которовича,  получила сведения о композиторе А.Вивальди).

Были использованы педагогические принципы:

-индивидуальности;

-наглядности;

-доступности;

-опоры на интерес ученика;

-личные качества педагога;

-сознательности;

-активности учащегося;

-систематичности.

Новый материал учащаяся осваивала с удовольствием и интересом.

Задачи развития учащейся были выполнены благодаря наглядным, словесным и действенным методам обучения, а также поощрительным приёмам и частичному показу материала педагогом.

Ученице была дана самостоятельная работа: устранить интонационные неточности.  С поставленной задачей ученица справлялась.

 Список использованной литературы                                                                   

 1. А. Вивальди  Концерт для скрипки с оркестром ля  минор: переложение для скрипки и фортепиано, серия «Золотой репертуар скрипача», издательство Композитор                                                                                                                                                                                                            

        Использованные материалы и Интернет- ресурсы.                                                      1. http://xmusic.site/ а. Вивальди концерт ля минор

2. http://mp3.cc/m/43802-A._Vivaldi/18219422-Koncert_lya_minor_minus_-_1_chast/

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок «Основные этапы изучения крупной формы с обучающимися фортепиано на примере вариаций»

Методическая разработка для использования в работе над крупной формой в средних классах ДШИ...

Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"

Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостояте...

Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».

План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ (Начальные классы ДМШ) Научно-методическая разработка

Работа над произведениями крупной формы занимает особое место в музыкально-исполнительском развитии учащихся фортепианного отделения. Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с ...

Первоначальный этап работы над произведениями крупной формы с учащимися младших и средних классов Детской музыкальной школы.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин...

Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»

развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...