Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».
план-конспект урока на тему

Титова Розалия Андреевна

План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx30.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Открытый урок по теме:

«Работа над крупной формой в младших классах ДШИ

(на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».

                                        Автор -

преподаватель по классу фортепиано:

 Титова Розалия Андреевна

г. Инта, Республика Коми

2013 год

Цель урока:

Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи урока:

Образовательная:

Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений крупной формы, закрепление ранее пройденного материала;

Воспитательная:

Формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;

Развивающая:

Формирование и развитие исполнительских навыков  игры произведений  со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения;

 Вид урока:  интегрированный.

Форма урока:  урок с элементами исследования.

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Реализуемые технологии:

  • развивающего обучения;
  • творческая лаборатория;
  • художественно-эстетическая;
  • информационно-компьютерная;

Оборудование:

  • Фортепиано;
  • Стул;
  • Сборник нот;

Ожидаемые результаты:

  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Ученица свободно и правильно владеет  текстом,  штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.

План урока:

  1. Начало урока:
  • организационный момент;
  • сообщение темы и постановка задач.
  1. Основной этап:
  • теоретическая часть;
  • практическая часть: работа над сонатиной До мажор  Ф.Шпиндлера.
  1. Заключение:
  • рефлексия;
  • оценивание;
  • домашнее задание.

  1. Начало урока

Организационный момент:

Педагог: Здравствуй, Оля! Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях крупной формы, на примере исполняемой тобой  сонатины Ф. Шпиндлера.

  1. Основной этап

Теоретическая часть:

При изучении пьес малых форм учащиеся относительно легко воспринимают их содержание и исполнительские средства, благодаря характерной устойчивости элементов их музыкальной речи и фортепианной фактуры. Иные качества слухового и пианистического порядка нужны в работе над произведениями крупной формы.

Для них присущи:

  • контрастность динамики;
  • контрастность образов, но соблюдение единства целого;
  • оркестровость письма;
  • точность артикуляции;
  • точность ритма;
  • большая моторная устремлённость;

Воспитывают:

  • умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой;
  • умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;
  • пальцевую беглость;
  • слух (тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение);
  • длинное, горизонтальное музыкальное мышление;
  • выдержку, живость;

Первостепенное место в развитии учащихся отводится работе над сонатным allegro Гайдна, Моцарта, Бетховена. Подготовительным этапом, служат классические сонатины Штейбельта, Гедике, Кулау, Клементи, Чимарозо, с которыми учащиеся сталкиваются ещё в конце 1 класса.

Впервые соната формируется в 17 веке, а в связи с высоким рассветом инструментальной музыки в середине XVIII столетия в творчестве венских классиков, происходит окончательное формирование понятия жанра сонаты.

     Сонатная форма в основном применяется в первых частях сонатно–симфонических циклов. Для «сонатного Allegro» характерно четкое деление всей части на три главных раздела: первый – экспозиция, второй – разработка а третий- реприза. Основой сонатной драматургии становится конфликтное сопоставление двух образов, чаще всего энергичного, мужественного и лирического, мягкого.

   На нашем уроке представлена Сонатина Фрица Шпиндлера- это немецкий композитор и пианист, родился в 1817. Шпиндлеру принадлежит около четырёхсот музыкальных композиций, преимущественно лёгкие салонные фортепианные пьесы.

Педагог: Оля, как ты думаешь, что такое Сонатина?

Ученица:  Произведение, состоящее из нескольких частей!

Cонатина – жанр инструментальной (главным образом фортепианной) музыки, возникший во второй половине XVIII века. В итальянском языке «sonatina» является уменьшительным от «sonata», поэтому фактически сонатина – это «маленькая» нетрудная соната, имеющая преимущественно учебно–педагогическое назначение. Это объясняет относительную простоту тематического материала и его незначительное развитие, облегчённость фактуры и  более «лёгкое» содержание. Для первой части характерна сонатная форма без разработки, которую иногда  заменяют небольшим связующим ходом в ритме первого отдела.

Практическая часть:

  1. Педагог: Давай разберем из чего состоит Сонатина. 1 часть, как я уже говорила, называется Экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: г.п. (с некоторым развитием и связующей частью), п.п.  и  з.п. (переход к разработке). Чаще всего  г.п.  носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая  п.п.

Педагог: В какой тональности написана Сонатина?

Ученица: До мажор.

Педагог: Сыграй ГП и охарактеризуй её?

Ученица: Весёлая, игривая, задорная!

Педагог: Эта тема  выражает основную мысль всей Сонатины. Требует остроты и звонкости звучания.

Исполни пожалуйста ПП, отличается ли она по характеру от ГП?

Ученица: Да, она лирическая, как будто ручеёк журчит, бежит.

Педагог: В какой тональности она написана?

Ученица: В тональности D- G dur.

Педагог: Завершает экспозицию ЗП.

 Какой характер несёт в себе ЗП?

Ученица: Торжественный, мужественный.

Педагог: А сейчас мы с тобой представим, что нашу Сонатину исполняет симфонический оркестр, какие инструменты входят в состав оркестра?

Ученица: Флейта, скрипка, виолончель.

Педагог: Правильно, верхним регистрам характерно подражание флейтам, скрипкам, а нижним – контрабасу и виолончели. Мы это представляем для того, чтобы более ярко воспринимать и воспроизводить основные интонации, образы и настроение.

Рассмотрим фактурные трудности Сонатины: ГП-  В правой руке важно следить за свободным запястьем и цепкостью в кончике пальца(флейты),

в левой руке ломаные аккорды (исполняет виолончель) должна быть собранная кисть и хорошая опора. Работа на staccato, в унисон с правой рукой, следим за балансом между темой и аккомпанементом. При их исполнении важно следить за 1-м пальцем.

ПП- диалог правой руки с левой, пассажи требуют плавного и ровного звучания, нужно играть глубоким и мягким звуком legato.Ты должна слышать легато, как бы «вокально». Далее в пассаж работа с остановками на сильную долю в медленном темпе, на staccato,пунктирным ритмом, верх и вниз и т.д. ЗП- акценты на сильную долю такта, низходящее движение по звукам D трезвучия. Здесь мы видим закрепление побочной тональности, что  создаёт неустойчивость во всей экспозиции.

На первых этапах обучения основной проблемой при исполнении аккордов является ровное и одновременное взятие звуков. Аккорды должны звучать устойчиво и упруго, без напряжения кисти, также важна выработка привычки освобождения руки после взятия аккорда.

Хочу обратить твоё внимание на то, какое яркое выразительное значение имеют штрихи!

Теперь рассмотрим следующую часть, которая называется Разработка-драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.

Педагог: Исполни, пожалуйста, Разработку.

Что ты можешь сказать о характере? Есть ли знакомые интонации?

Ученица: слышны интонации ГП.

Педагог: Разработка, состоит из 2-х эпизодов,1-й построен на мотивах ГП и ПП, а 2-й новый. Разработка является кульминационным местом всей Сонатины, это выражено общим динамическим нарастанием, нисходящей  секвенцией.

Педагог: Что такое секвенция?

Ученица: Повторение мотива или фразы на другом высотном уровне.

Правая рука выполняет роль аккомпанемента, это хроматические низходящие интонации терциями, секундами придающие напряжённость, некую пульсацию (биение сердца музыки). На этом фоне в  левой руке волны нарастаний и спадов, которые нужно прочувствовать и «пропеть». Общая непрерывность движения, тяготение к кульминационному развитию.

Низкий регистр, остановка и повторение D- тональности вносит напряжённость и динамизм, требующего разрешения.

  Работа над трудностями ( терции), также представляют не малую трудность при исполнении. Для равноправного звучания и самостоятельности голосов необходима собранная кисть и хорошая опора,  смена позиций осуществляется объединяющим движением кисти. Можно проучить с ритмическими изменениями. Хороший способ – взятие одного голоса legato, другого staccato или верхний голос громче, нижний – тише, и наоборот.

Педагог: Давай поработаем над терциями.

Далее мы переходим к завершающей части всего произведения- Реприза (от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности.

Педагог: Сыграй пожалуйста ГП. В какой тональности звучит ГП ?

Ученица: В До мажоре!

Педагог: Правильно, она звучит в основной тональности C dur, но она расширена  и изменена фактура, в левой руке мы видим альбертиевы басы их полезно учить медленно, используя вращательное движение предплечья, «приоткрывая» 5–й палец (можно с акцентированием) и добиваясь освобождения запястья от излишнего напряжения, работа над ними: медленно с акцентами, в унисон с правой рукой, на staccato). Правая рука ощущение как будто играешь внутри клавиш. Для большей остроты можно приподнять кисть, играть будто «на цыпочках».

Далее идёт проведение ПП, с изменением тональности. И завершает на торжественной ноте Сонатину ЗП. Мы совершили путешествие по разным тональностям, и в итоге вернулись в Т- Cdur. Это мы видим по низходящим движениям по звукам тонического трезвучия, в унисон  двумя руками, что придаёт завершённость и утверждение. Звучит весь оркестр.

Педагог: Пожалуйста, исполни нам Репризу.

В Репризе мы так же работаем над исполнительскими трудностями, как и в Экспозиции.

Педагог: А теперь подведём итоги, из каких частей состоит сонатина? Над чем ты будешь работать дома? И какими способами?

Ученица: Я узнала, что характерно для произведений крупной формы, что они воспитывают. Что такое сонатина и сонатная форма. Познакомилась с новыми приёмами работы над отдельными отрывками произведения, составляющих для меня техническую сложность. Научилась более профессионально анализировать   исполняемое  мной  музыкальное произведение, что помогло мне понять его выразительный и структурный характер.

Педагог: А перед тем, как ты нам исполнишь Сонатину, ты должна всё вспомнить о чём мы говорили и постараться исправить все замечания. Перед исполнением ты должна внутренне пропеть и продирижировать тот эпизод произведения, где ясно ощущается ритмопульс.

Педагог: Молодец, ты сегодня хорошо поработала дома и на уроке, разобралась с текстом, аппликатурой, динамикой, формой. Активно участвовала в анализе произведения, на уроке была сосредоточенна и заинтересована. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую, твёрдую пятёрку!

Домашнее задание:

Педагог:        

  1. Послушаешь, играемую  тобой сонатину, в исполнении известных пианистов;
  2. Продолжишь работу над технически сложными местами, используя новые приёмы работы, полученные на уроке;
  3. Добивайся в нужных местах синхронной игры двумя руками.

Педагог: До свидания, на следующем уроке нас ждёт интересная работа!

Список используемых источников

  1. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка,1991.
  2. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967.
  3. Ройтерштейн М.  Основы музыкального анализа. Владос, 2001.
  4. Способин И.  Музыкальная форма , 7-е  изд. М.: Музыка, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок на тему: "Работа над скрипичными штрихами в младших классах".

В данной работе приводится план открытого урока по созданию технического фундамента, на котором в дальнейшем строится развитие исполнительских навыков учащейся и воспитанию художественно-выразительног...

Открытый урок "Работа над крупной формой в старших классах ДШИ (на примере Ф.Кулау "Сонатина" ор.55№3)"

Дан анализ произведения, показаны приёмы звукоизвлечения для более выразительного исполнения, присущего стилю произведения, методы работы над сложными местами....

Особенности работы над произведениями крупной формы в младших классах

План-конспект излагает последовательность форм работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор. Анализ произведения включает в себя передачу со...

Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»

развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...

Работа над произведением крупной формы в младших классах фортепиано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...