Конспект учебного занятия на тему: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДШИ" (Сонатное allegro)
план-конспект урока
Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игры на фортепиано на примере работы над Сонатиной F-dur А.Диабелли и Сонатиной C-dur М.Клементи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств им. И.О. Дунаевского»
Структурное подразделение «Щегловское»
Конспект учебного занятия
на тему:
«Работа над произведениями крупной формы
в младших классах ДШИ»
(Сонатное allegro)
Преподаватель класса фортепиано
Машкова Жанетта Петровна
март 2025г.
пос. Щеглово
Общие сведения: Открытый урок прошел на базе структурного подразделение «Щегловское» МБУДО «ДШИ им. И.О. Дунаевского» в классе фортепиано с Борщ Валерией, учащейся 2 класса и Нужновой Агатой, учащейся 3 класса.
Изучение произведений крупной формы (Сонатного allegro) является обязательной составляющей предпрофессиональной программы по специальности «Фортепиано» 8(9) лет.
Форма учебного занятия:
-практическое занятие;
Тип занятия:
-комбинированный урок;
Форма организации занятия:
-минигруппа;
Степень сложности:
-средняя.
I. Содержательно-целевой аспект занятия.
Цель занятия: Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игры на фортепиано.
Задачи занятия:
Образовательные:
● раскрыть особенности формы изучаемого произведения;
●научить объединять музыкальный материал в единое художественное целое;
●учить грамотно прочитывать структуру нотного текста.
Развивающие:
● активизировать слух в области метро-ритма;
●развить умение «излагать» материал последовательно, как логическую цепь
музыкальных событий;
●расширить объём исполнительских навыков;
●развить инициативу в творчестве.
Воспитательные:
●воспитание чувства классической формы как способа передачи художе ственного содержания произведения;
●воспитание умения слушать и анализировать услышанное;
●воспитание ответственности за результаты своего труда;
●воспитание культуры поведения за инструментом.
Здоровьесберегающие:
● создание психологического комфорта;
●рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов;
● эмоциональная отзывчивость на уроке.
План учебного занятия:
I.Организационная часть: (5мин.)
● сообщение темы и характеристика учащихся;
● цели и задачи занятия.
II.Основная часть:
Теоретическая часть (4 мин.)
● Вступительное слово преподавателя
Практическая часть (26мин.)
●Прослушивание домашнего задания;
● Работа над Сонатиной F-dur А. Диабелли и Сонатиной C-dur М. Клементи.
III.Заключительная часть: (5мин.)
●оценивание-анализ результатов занятия;
●домашнее задание;
●рефлексия.
Ход учебного занятия:
I.Организационная часть (5мин.)
-Приветствие. Характеристика учащихся.
Преподаватель приветствует учениц, происходит небольшая беседа о результатах школьного дня. Таким образом налаживается контакт с ученицами, изучается психологическое состояние ребенка. Возможно, совместно решится небольшая «школьная» или личностная проблема. В классе устанавливается положительный настрой на работу и поставленную на уроке цель будет легче достигнуть.
Борщ Валерия – девочка обладает хорошими музыкальными способностями, проявляет живой интерес к занятиям фортепиано, способна сосредоточить внимание во время урока, слушать себя при игре на инструменте.
Нужнова Агата – ученица с хорошими музыкальными данными. Быстро выучивает наизусть музыкальные произведения, особенно понравившиеся ей. Положительно реагирует на замечания, быстро исправляется, постепенно приучается следовать всем указаниям, обозначенным в нотном тексте.
Краткий диалог преподавателя и учащихся о целях и задачах урока.
II.Основная часть. (30 мин.)
Теоретическая часть – Экскурс в сонатное allegrо.
Сонатина – маленькая соната, отличающаяся от обычной сонаты не только своими размерами, но и меньшей глубиной, серьёзностью, драматизмом содержания, меньшей сложностью музыкального развития и фактуры при сохранении общих принципов построения. Это один из жанров камерно-инструментальной музыки. Сложностью в исполнении сонатин является умение преодолеть объём произведения, выдержать единый темп, справиться со сменой метроритма, осознать принципы драматургии. Эти произведения знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувства классической формы. Ритмическую устойчивость исполнения. Легкие сонатины являются подготовительным этапом к сонатам Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена и других композиторов венской классической школы.
В самом начале работы над сонатным allegro ученик должен музыкально осмыслить его трехчастную структуру (экспозиция, разработка, реприза). В экспозиции нужно представить контуры и образные характеристики основных партий.
Необходимо обратить внимание ученика на то, что в разработке усиливается напряженность и драматизм музыки, и особенно важно ярко и убедительно передать динамический подъём предшествующей кульминации, чтобы в полной мере раскрыть имеющиеся в сонатине элементы драматизма. В репризе необходимо услышать другую ладотональную окраску побочной темы, и в связи с этим её иной выразительный оттенок. Важно помнить, что реприза не повторяет картину экспозиции, а раскрывает новые стороны художественного замысла.
При работе над сонатиной важно все, что касается времени. Нужно научить ребёнка дослушивать, досчитывать (паузы, длинные звуки, концы лиг), выдерживать единый темп. Неустойчивость темпа особенно часто проявляется при смене фактуры ритмического рисунка, динамики, артикуляции.
К исполнению такой сложной категории педагогического репертуара, как классическая соната, приходится вести учащихся очень постепенно, внимательно подбирая соответствующий репертуар.
Практическая часть.
Цель для преподавателя: проверка степени усвоения предыдущего материала, контроль качества выполнения домашней работы, подготовка к усвоению новой информации.
Нужнова Агата исполняет выученное произведение, Сонатина А. Диабелли, F-dur 1-я часть. Преподаватель внимательно слушает и отмечает «про себя» достоинство и недостатки, не прерывая игры, что особенно важно при изучении произведения крупной формы (для развития музыкального мышления и воспитания чувства формы). По окончании игры преподаватель, прежде всего, озвучивает достоинства исполнения, поддерживая положительный тонус урока и формируя ситуацию успеха – это грамотно выученный текст, эмоциональный отклик на музыку – и оценивает домашнюю работу на «5».
Беседа-диалог на тему: что такое Сонатина и Сонатное allegro.
Дано определение экспозиции, разработки, репризы. Во втором классе Агата играла сонатину Л. Бетховена, и ей хорошо знакома форма Сонатное allegro.
Выявлены и охарактеризованы главная и побочная темы всех разделов.
Работа над экспозицией. Главная тема обладает неповторимой привлекательной образностью. Она построена по принципу вопроса-ответа. Вопрошающие мотивы, восходящие с мягкими задержаниями, а ответ по движению мелодической линии нисходящий. Поиграли за двумя инструментами: ученик-вопрос, преподаватель-ответ, и наоборот. Короткий переход к побочной теме совершается путем логичных полутактовых смен гармоний – о чем говорит наличие знаков альтерации. Попробовали сложить из арпеджированных структур гармоническую последовательность, выдержанную одинаковыми длительностями. Побочная тема в жанровом отношении резко контрастна главной теме. Певучим интонациям противопоставляется четкость пульсации коротких плясовых мотивов, обостренной частыми сменами штрихов legato и staccato. В сопровождении слышна четкая пульсация двойных нот. Пульсация должна быть выделена динамической опорой пальцев по полутактам. Именно так поработать, дав ученику пример сопровождения, а дальше он сделает по примеру сам.
Что же происходит в разработке? Внешне, то есть по рисунку, главная тему уже только похожа на ту мелодию, которая звучала в экспозиции. Новое настроение печальных эмоций подчеркивается минором (g-moll), наибольшее напряжение отчаяния вступает в последних тактах главной темы, где трижды выразительной вершиной (интонационной) звучит «ля бемоль», выражая особую подчеркнутость. И так же напряженно меняются гармонии (аккорды), переходя в радостный праздник – звучит короткая плясовая картинка, по характеру энергичная и зажигательная. Так представлена побочная тема.
Поиграли, разбив динамическую волну на три восходящие ступени. Начинаем с верхней, постепенно прибавляя предыдущую.
Физкультминутка: упражнение-игра «Сороконожка».
В упражнении выполняются следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее.
- Две сороконожки
Бежали по дорожке
Побежали, побежали
И друг дружечку догнали.
Реприза. Главная тема звучит dolce cantabile (очень мягко, напевно, чаруя своим волшебством). И очень важно запомнить, что в репризе и главная и побочная темы звучат в одной и той же тональности. А это и есть яркое утверждение основного лада произведения – F-dur. Следуя за кадансом главной темы, побочная звучит как бы в той же самой обстановке, окружении, что и звучала главная тема.
Кода. Она как маленький эльф торжественно закрывает занавес сказки, имя которой Сонатина.
Ученице предлагается поиграть произведение в следующих вариантах:
1) сначала только главную тему во всех разделах, при этом понимая изменение её настроения;
2) вместе с преподавателем – ученица играет всё произведение, а преподаватель цитирует вместе с ней прохождение побочной темы, играя только мелодию.
Возьмем другое произведение, которое исполняет Борщ Валерия М. Клементи Сонатина С-dur 1-я часть.
Это очень яркая праздничная музыка. Ученица с настроением исполняет всю первую часть наизусть. Сегодня мы постараемся выполнить одну из главных задач – сохранение единого темпа и проследить за динамическим развитием. Фанфарной праздничной музыке соответствует нюанс f. В каком бы разделе ни встречалась эта тема она звучит как детский марш. Ученица заметила, что в экспозиции главная тема проходит дважды, но при этом меняется её динамическое представление. У Валерии хорошо получается сделать этот контраст. Но тут же как вихрь ветра влетает следующая мелодия (побочная тема). Ученица даёт характеристику побочной теме. Влетающие гаммы сменяют шорох ломаных октав. Тревожность придает и аккомпанемент – альбертиевы басы. Чтобы добиться особой легкости звучания сопровождения, его надо играть с чуть заметной опорой на бас и очень легко цеплять первым пальцем клавишу. Необходимо поиграть только сопровождение. Ученице предлагается пример на карточке. По этому варианту она исполняет весь эпизод. Так как ученица хорошо представляет форму Сонатного allegro и динамические оттенки, то она с легкостью справилась с представлением динамического плана произведения.
Следующая задача: при смене тем, а значит музыкальных образов, не должен меняться темп произведения. Для сохранения единого темпа при переходе из экспозиции в разработку предлагается следующий вариант-упражнение: те ломаные октавы, которые были в сопровождении в последних тактах экспозиции (сопровождение), должны быть перенесены для исполнения всей разработки. Снова предлагается работа по карточке. И чтобы помочь ученице представлять, что такое единый темп, ей предлагается: прослушать и протактировать Сонатину в исполнении Вадима Банникова, сыграть всю Сонатину, тактируя левой рукой каждый полутакт (бас-генерал).
В конце занятия обе ученицы исполнили свои произведения. На уроке было предложено сыграть «Песню кота Леопольда» в ансамблевом исполнении, используя фактуру «альбертиевы басы».
III.Заключительная часть. (5 мин.) Подведение итогов занятия.
Ученицы достаточно хорошо поработали на уроке. Активно участвовали в анализе произведения. Разобрались с формой, динамикой произведения. Хорошо представляют, что такое единый темп. На уроке были сосредоточенны и заинтересованы.
Используя новые приемы, полученные на занятие, ученицы смогут продолжить работу над изучаемыми произведениями. Представлять динамический план и встраивать его при исполнении, все время контролировать единство темпа.
Домашнее задание.
Нужнова Агата. Проучить в экспозиции Сонатины А. Диабелли переход от главной партии к побочной собрав арпеджированную структуру в гармоническую последовательность, выдержанными одинаковыми длительностями.
Борщ Валерия. Проучить аккомпанемент из альбертиевых басов, чтобы добиться особой легкости звучания сопровождения с чуть заметной опорой на бас (5-й палец) и легко цеплять 1-ым пальцем клавишу.
Рефлексия.
Беседа с ученицами, что понравилось на уроке, почему. Что они хотели бы исправить. Что нового можно привнести в урок.
Что сказала Агата о своем результате: «Было трудно, но у меня получилось». Валерия сказала: «Я поняла, как нужно слушать единый темп в произведении, но сейчас не всегда мне это удалось сделать».
II. Процессуально-деятельный аспект занятия.
Методы обучения:
●Словесный;
●Проблемно – поисковый;
●Наглядный показ на инструменте (слуховой и зрительный);
●Объяснительно – иллюстративный (просмотр видеозаписи).
Методические приёмы:
●Творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
●Применение индивидуального подхода;
●Побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе исполнения;
●Одобрение, поощрение интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность.
Психологические условия на уроке:
●Психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
●Личностно ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
●Учет индивидуальных особенностей.
Материально – техническое оснащение урока:
●Безопасное, гигиенически – нормативное помещение (20 кв.м);
●Два фортепиано с пианистическими стульями;
●Стулья по числу присутствующих в классе;
●Ноутбук или ТВ с USB – портом;
●Метроном.
III. Результативно-оценочный аспект занятия.
Планируемые результаты занятия:
По окончанию занятия учащиеся должны четко представлять:
●форму Сонатного allegro;
●ярко исполнять произведение, выполняя динамический план, передавать в музыке свои переживание;
●уметь исполнять произведение в едином темпе;
●над чем необходимо еще работать;
●какими путями достичь правильных результатов.
Предметные результаты занятия:
●ученицы научились ориентироваться в форме Сонатного allegro;
●осознанно и более грамотно исполняют связующие эпизоды между частями;
●более точно определяют динамическое развитие в Сонатине, распределяют звучание;
●контроль над единством темпа.
Метапредметные результаты занятия:
● ученицы способны принимать и сохранять учебную цель и задачи, а также самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, уметь планировать собственную деятельность в соответствии поставленной задачи условиями её реализации;
● умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Личностные результаты занятия:
● у учениц сформировано эмоционально положительное отношение, мотивация к образовательному процессу, познанию нового, овладению умениями и новыми компетенциями, к сотрудничеству с преподавателем;
● учатся формировать самооценку, включая осознание своих возможностей в обучении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в обучении, уважать себя и верить в успех.
Музыкальный словарик
Allegro - быстрый темп
Legato - связная игра
Staccato - играть отрывисто
Dolce cantabile - мягко, нежно
Знаки альтерации
-условные знаки, употребляемые в нотном письме для повышения или понижения основных ступеней звукоряда.
Альбертиевы басы
-вид аккомпанемента, который основан на многократно повторяющемся движении по звукам какого-либо аккорда.
Арпеджио
-способ исполнения аккорда, при котором звуки исполняются друг за другом.
Литература, использованная преподавателем для подготовки урока:
1)Г. М. Цыпин Обучение игре на фортепиано», Москва, Просвещение 1984г.;
2)Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста», Москва, Советский композитор 1990
3)В.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике», Москва Классика-21, 2004г.;
4) Словарь эстетических эмоций, Курган, В. Брызгалин –Мир нот, 2010г.;
5) Малыхина Л.Б. Методики анализа учебных занятий в системе дополнительного образования детей // Открытый урок. Методики, сценарии, примеры. – М. «Трио», 2010г. - № 11
6)Черлова О., Черлова Н. «Методика обучения игре на инструменте» - СПб.: Союз художников, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"
В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».
План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....

Особенности работы над произведениями крупной формы в младших классах
План-конспект излагает последовательность форм работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор. Анализ произведения включает в себя передачу со...

Работа над произведением крупной формы в младших классах фортепиано
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...

Изучение музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы
Учебно-методический материал ...

Конспект учебного занятия на тему: «Работа над произведениями технического плана в начальных классах ДШИ»
Отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана во втором классе фортепиано....
Конспект открытого урока ,,Работа над произведениях крупной формы в старших классах,,
В конспекте рассмотрен урок ученицы 9 класса по классу ,,фортепиано,,. Тема урока: Работа над произведением крупной формы ( на примере Сонатины Кулау ор 55 номер 3). Цель: выявление необходимых испол...
