Конспект учебного занятия на тему: «Работа над произведениями технического плана в начальных классах ДШИ»
план-конспект урока

Машкова Жанетта Петровна

Отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана во втором классе фортепиано.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_2023g.docx33.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств Всеволожского района пос. им. Морозова»

Структурное подразделение «Щегловское»

Конспект учебного занятия

на тему:

«Работа над произведениями технического плана

 в начальных классах ДШИ»

Преподаватель класса фортепиано

Машковой Жанетты Петровны

 

октябрь 2023г.

пос. Щеглово

        Общие сведения: Открытый урок прошел на базе структурного подразделения «Щегловское» МБУДО «ДШИ Всеволожского района пос. им. Морозова» в классе фортепиано, с ученицей II класса Нужновой Агатой.

         

Форма учебного занятия:

-практическое занятие;

Тип занятия:

-комбинированный урок;

Форма организации занятия:

-индивидуальное;

Степень сложности:

-средняя.

I.Содержательно-целевой аспект занятия.

Цель занятия: отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана.

Задачи занятия:

 
Образовательные:

 познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
 расширить музыкальный кругозор обучающегося;
 искать рациональные приемы игры на фортепиано;
 учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;


Развивающие:
 развивать образное мышление;
 развивать гибкость и пластичность пианистического аппарата;

развивать связи и взаимодействия всех участков пианистического аппарата при ведущих активных, сильных пальцах;
 совершенствовать навык игры по нотам;
 развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
 освоение основных технических формул;
 развивать инициативу в творчестве;
 развивать самостоятельность в работе;


Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету и инструменту;

воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
 воспитывать ответственность за результаты своего труда;
 воспитывать контроль за своими действиями;
 воспитывать культуру поведения за инструментом.

Здоровьесберегающие:

создание психологического комфорта;

 рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов;

 чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).


План учебного занятия:

I.Организационная часть: (5мин.)

сообщение темы урока и характеристика учащегося;

 цели и задачи занятия.

II.Основная часть: (30мин.)

 гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса;
 проверка качества выполнения домашнего задания;
 игра упражнений и гамм;
 работа над музыкальными произведениями;
 закрепление материала.

III.Заключительная часть: (5мин.)

 Оценивание-анализ результатов занятия;

 Домашнее задание;

 Рефлексия.

Ход учебного занятия:

I.Организационная часть: (5мин.)

- Приветствие. Характеристика ученицы.

     Преподаватель приветствует ученицу, происходит небольшая беседа о результатах школьного дня. Таким образом налаживается контакт с ученицей, изучается психологическое состояние ребенка. В классе устанавливается положительный настрой на работу.

 Нужнова Агата – девочка обладает хорошими музыкальными способностями, проявляет живой интерес к занятиям на фортепиано, способна сосредоточивать внимание на уроке, слушать себя при игре на инструменте. Положительно реагирует на замечания, быстро исправляется, постепенно приучается следовать всем указаниям, обозначенным в нотном тексте.

     Краткий диалог преподавателя и учащийся о целях и задачах урока.

II.Основная часть: (30мин.)

     Цель преподавателя: проверка степени усвоения предыдущего материала, контроль качества выполнения домашней работы, подготовка к усвоению но- вой информации.    

Гимнастика на освобождение двигательного аппарата обучающегося от зажимов для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.

Проверка качества выполнения домашнего задания.
Ученица  показывает преподавателю выполнение домашнего задания :
 Упражнения. Ученица играет упражнения Ш. Ганона №1,2,3. стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
 Гамма СИ бемоль мажор. Ученица играет гамму в четыре октавы. Играет гамму квартолями, с акцентом через четыре ноты. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Агата играет гамму нечетким поверхностным звуком. Прошу ее проследить за работой пальцев, после чего звук существен но улучшается. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приёмами: «стаккато, с чередование легато и стаккато, пунктирным ритмом». Эти приёмы обостряют ощущение кончиков пальцев, приучают слух к отчётливому исполнению каждого звука.

Аккорды. Перед игрой тонического трезвучия и его обращений, ученица назы вает места средних пальцев в каждом аккорде. При игре аккордов слежу за тем, чтобы пальцы были высокими с естественным изгибом в сочетании с гибким запястьем, локти не висели, плечи находились в естественном положении. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук. После взятия каждого аккорда освобождать кисть.

Арпеджио короткие. У Агаты недостаточно гибкая кисть, а в коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука снизу вверх и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.

Арпеджио длинные. Их играет по позициям. Это ей удается не сразу, поэтому работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре двумя руками, сохраняя общее легато. Для того, чтобы не выпадал первый палец и была единая мелодическая линия, длинные арпеджио играем «квартолями», то есть с акцентом через четыре ноты.

Игра гамм.

Ровное исполнение гаммы зависит от двух моментов: хорошего легато внутри позиции и спокойного подкладывания и перекладывания первого пальца при смене позиций.
- При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца, удобное положение кисти, её собранность, округ лость, близость пальцев друг к другу, кончики пальцев чуткие. Играть сколь жением, мягкими руками, сбрасывая мышечное напряжение на начало каждой фразы.

- При игре арпеджио развиваются навыки игры legato, гибкость и пластичность, важна правильно выученная аппликатура. Важно научить ученика интонировать от четвертого звука к первому. Рука и кисть при этом огибают все повороты мелодии. При исполнении длинных арпеджио в медленном темпе следим за связным пальцевым легато между позициями, а в быстром – играем позиционно, то есть легато становиться скорее иллюзорным.

- При игре аккордов надо добиваться полной одновременности звучания всех звуков. Это возможно, при слуховом контроли и активизации тактильных ощущений пальцев. При исполнении аккорда важно следить за естественностью положения плеч и свободой рук. Кисть руки должна брать аккорд без напряжения и после каждого взятия созвучия освобождаться.    

Работа над этюдом
      Нужнова Агата исполняет выученное произведение, А. Лемуан Этюд Ре мажор. Преподаватель внимательно слушает и отмечает «про себя» достоинства и недостатки, не прерывая игры, что особенно важно при изучении виртуозных произведений (для развития музыкального мышления и воспитания чувства формы). По окончании игры преподаватель, прежде всего, озвучивает достоинства исполнения, поддерживая положительный тонус урока и формируя ситуацию успеха – и оценивает домашнюю работу на «4». Совмест но с ученицей был проведен анализ и самоанализ исполнения этюда. Форма этюда двухчастная, репризного строения, с da саро. Размер 2/4. Мелодия затактового строения с акцентом на пятый палец, что развивает его активность. Во второй части в правой руке появляется двухголосие. Акцент на первый па лец надо делать осторожно, чтобы не «нагрубить». Акцент на пятый палец, наоборот, нужно сыграть как можно ярче и почувствовать при этом острый кончик пальца.

Поиграли за двумя инструментами: ученица – первый голос, преподаватель – второй, и наоборот. Двухголосие в левой руке имеется практически везде, поэтому партию левой руки нужно прорабатывать отдельно, вслушиваясь в звучании голосов, опираясь в созвучиях в пятый палец.

Техническая трудность заключается в исполнении этюда целиком, т. к. он «вырастает» вдвое за счет реприз. Также нужно следить за тем, чтобы не пропустить повторов.

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз);

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: подни- маясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять не напряжен ные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

В этюде ученица использует правую педаль, поэтому для снятия напряжения в стопе выполняем упражнения.

Упражнения для стопы правой ноги: «Тик-так», «Солнышко» для развития подвижности стопы и освобождения мышц бедра.

Работа над пьесой

       Нужнова Агата продемонстрировала самостоятельную работу по выучиванию нотного текста пьесы В. Коровицын «Куклы сеньора Карабаса».
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, ученица под контролем преподавателя анализирует нотный
 текст, работает над музыкальными фрагментами, иг рает каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Ученица при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Во время работы над пьесой был использован иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы ученица опробовала их на практике, находила свои позиции в игре, включала мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно-средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Отработав отдельные фразы, фрагменты, связки во фразах и частях произведения, ученице было предложено собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа Агата сама может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.

III.Заключительная часть (5 мин.) Подведение итого занятия.

      Ученица достаточно хорошо поработала на уроке. Активно участвовала в анализе разучиваемого произведения с тем, чтобы устранить проблемы техни ческого плана. На уроке была сосредоточенна и заинтересована.

      Используя новые приемы, полученные на занятие, ученица сможет продолжить работу над изучаемыми произведениями.

Домашнее задание
 Новое упражнение Ш. Ганона (№4,7) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
Продолжать работать над этюдом ре мажор А. Лемуан. Отработать во второй части в правой руке двухголосие. Акцент на первый палец надо делать осторожно, чтобы не «нагрубить». Акцент на пятый палец, наоборот, нужно сыграть как можно ярче и почувствовать при этом острый кончик пальца. 
 Пьеса «Куклы сеньора Карабаса». Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.

Рефлексия.

Беседа с ученицей, что понравилось на уроке, почему. Что она хотела бы исправить. Что нового можно привнести в урок.

II. Процессуально-деятельный аспект занятия.

Методы обучения:

 словесный,
 практический,
 творческий,
 репродуктивный,
 игровой метод,
 метод наблюдения,
метод самостоятельной работы,
 метод анализа и синтеза.

Методические приемы:

творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

применение индивидуального подхода;

 побуждение к самоконтролю и самооценке в процессе исполнения;

 одобрение, поощрение интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность.

Психологические условия на уроке:

 психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;

 личностно ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;

 учет индивидуальных особенностей.

Материально-техническое оснащение урока:

безопасное, гигиенически-нормативное помещение (20кв.м.);

 два фортепиано;

 стулья по числу присутствующих в классе;

 подставки на стул и под ноги для ученика;

●метроном;

 ноутбук или ТВ с USB-портом.

III. Результативно-оценочный аспект занятия.

Планируемые результаты занятия:

Предметные результаты занятия:

 ученица овладела разными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений;

 осознанно и более грамотно исполняет аппликатуру в гамме Си бемоль мажор;

 ученица научилась ориентироваться в форме этюда;

 контроль над единством темпа в исполняемых произведениях.

Метапредметные результаты занятия:

 ученица способна принимать и сохранять учебную цель и задачи, а также самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, уметь планировать собственную деятельность в соответствии поставленной задачи условиями её реализации.

Личностные результаты занятия:
у ученицы сформировано эмоционально положительное отношение, мотивация к образовательному процессу, познанию нового, овладению умениями и новыми компетенциями, к сотрудничеству с преподавателем;

● учится формировать самооценку, включая осознание своих возможностей в обучении, способности адекватно судить о причинах своего успеха\неуспеха в обучении, уважать себя и верить в успех.

Музыкальный словарик

Allegro - быстрый темп

Allgretto - умеренно быстрый темп

Staccato - играть отрывисто

Знаки альтерации – условные знаки, употребляемые в нотном письме для повышения или понижения основных ступеней звукоряда.

Арпеджио – способ исполнения аккорда, при котором звуки исполняются друг за другом.

Методическая литература: 
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991 

4. Словарь эстетических эмоций, Курган, В. Брызгалин – Мир нот, 2010г;

5. Малыхина Л.Б. Методика анализа учебных занятий в системе дополнительного образования детей//Открытый урок. Методики, сценарии, примеры. – М. «Трио», 2010г. - №11.

6. Черлова О., Черлова Н. «Методика обучения игре на инструменте» - СПб.: Союз художников, 2017


Нотная литература:
1. Ш. Ганон. Пианист - виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт — Петербург, 2002 
2. Школа игры на фортепиано под общей редакцией А. Николаева. Изд. «Москва», Москва, 1998г.

4. А. Лемуан 50 Этюдов ор.37, ред. Юлия Губарева. Муз. изд. «Нота», СПб 2005

3. В. Коровицын Альбом фортепианной музыки для детей: для учащихся младших и средних классов ДМШ и ДШИ: учебно-методическое пособие/ В. Коровицин. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 49



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия по теме "Корзинка с фруктами"

План-конспект учебного занятия по изготовлению композиции "Корзинка с фруктами" в технике тестопластика....

План-конспект учебного занятия по теме "Объемный цветок "Гиацинт"

План-конспект учебного занятия по изготовлению объемного цветка "Гиацинт" в технике бумагопластика...

План-конспект учебного занятия по теме "Ваза для фруктов"

План-конспект учебного занятия по изготовлению вазы для фруктов в технике папье-маше...

План конспект учебного занятия на тему "Природа Якутии" для учащихся 8 класса.

Рекомендуется проводить после изучения природных районов России, как изучение природы своего края и как закрепление ранее изученного материала....

Конспект учебного занятия по теме: Определение хлопчатобумажных и льняных тканей(6 класс)

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку по теме:"Определение хлопчато- бумажных и льняных тканей"(6класс) 2018г...

Конспект учебного занятия на тему: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДШИ" (Сонатное allegro)

Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игры на фортепиано на примере работы над Сонатиной F-dur А.Диабелли и Сонатиной C-dur М.Клементи....