Особенности работы над произведениями крупной формы в младших классах
план-конспект урока по музыке

Седых Галина Ивановна

План-конспект излагает последовательность форм работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор. Анализ произведения включает в себя передачу содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей музыки, работу над выразительностью исполнения. Урок решает и развивающие задачи:  развитие интеллекта, памяти, внимания, мышления, воображения; умения слушать и контролировать себя во время занятий; формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения; расширение кругозора по теме «Крупная форма».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

на тему

«Особенности работы над произведениями крупной формы

в младших классах»

Преподаватель: Седых Галина Ивановна

Место проведения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 2 имени В. К. Мержанова» г. Тамбов

Класс: третий класс отделения фортепиано.

Цель урока: Развитие и совершенствование знаний и исполнительских умений и навыков работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор

Задачи:

Образовательные: передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей музыки, работа над выразительностью исполнения.

Развивающие:  развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления, воображения; умения слушать и контролировать себя во время занятий; формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения; расширение кругозора по теме «Крупная форма».

Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

Начало урока:

  • организационный момент;
  • сообщение темы и постановка задач.

Основной этап:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть: работа над сонатиной М. Клементи, ор.36, №2

Заключение:

  • рефлексия;
  • оценивание;
  • домашнее задание.

Добиться результативности педагогического процесса в развитии мышления учащихся при освоении произведений крупной формы позволит метод стилистического анализа, суть которого заключается в нахождении общих закономерностей стиля и жанра.

Известно, что музыкальный жанр тесно связан с исторической эпохой, характерной для нее тематикой. Использование этого метода влечет за собой необходимость приобретения знаний о законах музыкального искусства, о взаимосвязи прошлого и настоящего в культуре, о философии и эстетических взглядах той эпохи, в которой жил композитор.

Целесообразно использовать этот метод при прохождении сонат. Именно сонатная форма, по мнению Б.В. Асафьева, «вровень с остальными проявлениями духовной культуры человечества могла своими средствами выразить сложное и утонченное содержание идей и чувствований ХVIII столетия». Неограниченные возможности для противопоставления музыкальных образов, их борьбы, и чем глубже контраст этих образов, тем сложнее и напряжённее процесс самого развития.

Таким образом, учащийся на первом этапе работы над произведением крупной формы сможет от общей характеристики исторической эпохи творчества композиторов перейти к более глубокому и подробному анализу произведений крупной формы.

На втором этапе работы над произведением крупной формы для развития музыкального мышления ставится задача пополнения знаний учащихся в области музыкальной формы и средств музыкальной выразительности.

Учитывая задачи второго этапа работы над музыкальным произведением, следует рекомендовать метод дифференцированного анализа музыкального сочинения.

Для раскрытия авторского замысла произведения большое значение имеет осмысление всей его структуры и каждой части в отдельности, охват музыкальной формы в целом. Г.М. Коган предлагает разбивать произведение на «куски», а потом собирать их в единое целое.

Для расширения и углубления знаний о музыкальной форме представляется целесообразным применить метод сравнения музыкальных форм у композиторов разных направлений. Например, сравнить формы старинного рондо и рондо зрелого классицизма, обратив внимание учащегося на общие и отличительные моменты. Дополняя и расширяя представления о музыкальной форме в классе фортепиано, педагог воздействует не только на качество исполнения, но и помогает практически использовать ранее накопленные знания.

Для более глубокого усвоения сведений о музыкальной форме возможно рекомендовать метод обобщения, т.е. нахождение общих черт аналогичных музыкальных форм у разных композиторов. Предлагаемый метод дифференцированного анализа музыкального произведения подразумевает осмысление средств музыкальной выразительности.

Но для того, чтобы ярко и убедительно исполнить музыкальное произведение, надо не только понять, но и пережить его, придать ему свою индивидуальную, эмоциональную окраску. Процесс музыкального обучения диалектически соединяет две главные сферы психической активности человека - интеллект и эмоции. Неразрывная связь эмоционального и рационального лучше всего обеспечивает усвоение музыкального материала.

Эмоциональное восприятие музыкального произведения, воплощение его в звуковом образе является главным на третьем этапе работы. Направляя мышление учащихся на изучение и осмысление творческих направлений в музыкальном искусстве, стилевых особенностей композиторов, нельзя отрываться от определенной исторической эпохи и, в частности, от явлений, происходящих в смежных искусствах: литературе, живописи, поэзии, театре.

Огромное место в фортепианном исполнительстве уделяется сочинениям крупной формы, изучение вариаций, сонатин, сонат и рондо начинается уже с первого класса. Начиная со второго класса необходимо прохождение двух произведений крупной формы в течение учебного года. Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений, различных по уровню трудности, а также список специальной методической литературы, изучив которую можно получить дополнительные сведения о формах и методах работы с учеником в классе фортепиано.

Алексеев А.Д. в своей книге «Методика обучения игре на фортепиано» пишет: «Сочинениям крупной формы свойственно большее разнообразие содержания, более

протяженное развитие музыкального материала. В связи с этим при их исполнении труднее достигнуть единства целого и выявить характерные особенности отдельных образов и тем, чаще возникает потребность переключения с одной художественной задачи на другую, требуется больший объем памяти и внимания».

  1. Начало урока

Организационный момент:

Педагог: Здравствуй, Полина! Доставай ноты, дневник, садись к инструменту.

Сообщение темы и постановка задач:

Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях крупной формы, на примере исполняемой тобой  I части сонатины М. Клементи.

  1. Основной этап

Теоретическая часть:

Впервые жанр сонаты зародился в XVII веке, а к середине XVIII столетия происходит окончательное формирование сонаты в творчестве венских композиторов-классиков: Гайдна, Моцарта, Бетховена. Учащиеся младших классов знакомятся с сонатной формой на примере классических сонатин Гедике, Кулау, Клементи, Чимарозо, Штейбельта, которые служат подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена.

К основным особенностям сонатной формы относятся:

  • контрастность образов, но единство целого, выраженное тематическим и  тональным развитием;
  • контрастность динамики;
  • точность артикуляции;
  • чёткость ритма;
  • драматическая сущность, начиная с сонат Моцарта и, особенно Бетховена;

На основе сонатной формы можно воспитать:

  • умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой;
  • умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;
  • пальцевую беглость;
  • слух (гармонический и тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение);
  • музыкальное мышление, умение проследить развитие музыкальной мысли.

В работе над произведениями крупной формы следует учитывать  и подчёркивать особенности, присущие им. В сонатной форме обычно пишутся первые части сонатно-симфонических циклов, как правило, быстрые и динамичные. Сонатное «Allegro» состоит из 3-х разделов: первый – экспозиция, то есть показ основных тем; второй – разработка, то есть развитие тем; третий – реприза, повторение материала экспозиции с изменениями. Основой сонатной драматургии становится конфликтное сопоставление двух образов, как правило, энергичного, мужественного и лирического, мягкого, представленных в темах  главной и побочной партии.

На нашем уроке представлена Сонатина Муцио Клементи (1752-  1832) Он был пианистом, педагогом, дирижером и композитором, одним из создателей классической формы фортепианной сонаты; по национальности итальянец.

Cонатина – в итальянском языке «sonatina» является уменьшительным от «sonata», поэтому фактически сонатина – это «маленькая» нетрудная соната, имеющая преимущественно учебно–педагогическое назначение. Сонатина отличается малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой или отсуствием её. С её помощью ученики знакомятся с особенностями музыкального языка в период классицизма. Воспитывается чувство формы, ритмическая устойчивость исполнения, темповое единство. В сонатинах всё лаконично, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, передержание или недодержание звуков, неспособность держать единый темп  становятся особенно заметными и нетерпимыми.  Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. Все выше перечисленные качества присущи сонатинам Клементи, две тетради которых он создал в период с 1800 по 1802 год. В тетради сонатин соч. 36 включено шесть сонатин.

Практическая часть:

  1. ПедагогДавай разберем из чего состоит Сонатина. 1 часть, как я уже говорила, называется Экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: главная партия,  побочная партия  и  заключительная партия. Чаще всего  г.п.  носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая  п.п. Но в этой сонатине нет резко контрастирующих между собой тем, они дополняют друг друга.

Педагог: В какой тональности написана Сонатина?

Ученица: Соль мажор.

Педагог: Сыграй ГП и охарактеризуй её?

Ученица:  Изящная, широкая!

Педагог: Да, эта тема  выражает основную мысль всей Сонатины и имеет песенно-танцевальный характер. Написана она в основной тональности и состоит из двух предложений. Для неё характерны двухзвучные интонации легато, построенные по ступеням тонического трезвучия и с вершинками на сфорцандо в двух  кульминационных зонах в каждом предложении. Первая вершина подчёркивает первую ступень соль мажора во второй октаве, а вторая вершина ещё более расширяет диапазон и подчёркивает третью ступень тональности во второй октаве, таким образом, главная партия охватывает в своём звучании октаву. Аккомпанемент - разложенные аккорды восьмых. В этой теме надо добиться ровного аккуратного сопровождения и правильной интонации в мелодии на пиано, с аккуратными сфорцандо на вершинках фраз. Разложенные трезвучия аккомпанемента можно собрать в аккорды и поиграть, вслушиваясь в гармоническую окраску.  Двойные ноты на стаккато, сменяющие фигурации во втором предложении  следует брать щипком.

Интонационная структура Г.П. такова, что композитор часто использует повторяющиеся звуки, имеющие разную степень активности, что требует использования соответствующей аппликатуры – смены пальцев. Смена штриховых и интонационных задач вызывает надобность внимания, слухового контроля и чуткости кончиков пальцев. Две интонации первого мотива имеют однотипный ритмический и штриховой рисунок. Первая – нисходящая терция под лигой, вторая – восходящая секста под лигой, их нужно проинтонировать с опорой на начало и лёгкое снятие окончания. Первая лига берётся движением руки вниз – на выдохе, вторая – движением руки вверх – на вдохе. Сфорцандо соль представляет собой лёгкий акцент, поскольку берётся на динамическом уровня начального «p». Вторая фраза первого предложения даёт выход из кульминационной зоны через шестнадцатые, которые должны быть сыграны мягко, без нажима, подводя к стаккато на сильной доле с обязательной сменой пальцев для ясности их произнесения. Затем вновь звучит легато, где необходимо чётко произнести шестнадцатые, подведя к смысловому «си», после чего мягко снять конец лиги. Во втором предложении исполнительские задачи идентичны первому. Главная партия заканчивается модуляцией, то есть переходом в другую тональность – Ре мажор, в которой начнётся тема побочной партии, таким образом, она выполняет функцию связки к новой теме.

Педагог: Исполни, пожалуйста, П.П., отличается ли она по характеру от ГП?

Ученица: Да, она более подвижная, чем главная, как будто ручеёк журчит, бежит.

Педагог: В этой теме гибкость и легкость достигается гаммобразными и арпеджированными мотивами шестнадцатых (то нисходящими, то восходящими). Вся эта изящная мелодия сопровождается октавными ходами и гаммообразными пассажами аккомпанемента.

(Главной задачей, поставленной перед учеником в исполнении этой темы,  - добиваться четкой выговоренности, и в тоже время, аккуратного и непрерывного движения в мелодии. Следует не делать грубых ошибок в исполнении октавного аккомпанемента: нельзя толкать 1 и 5 пальцем октавы, пальцы аккуратно касаются каждой восьмой).

Педагог: Завершает экспозицию небольшая заключительная партия, закрепляющая тональность побочной партии – Ре мажор. Какой характер несёт в себе З.П.?

Ученица: Мужественный, сильный!

Педагог: А сейчас мы с тобой представим, что нашу Сонатину исполняет симфонический оркестр, знаешь, какие инструменты входят в состав оркестра?

Ученица: Скрипки, виолончели, флейты, барабаны  и другие.

Педагог: Правильно, в верхнем регистре обычно звучат флейты, скрипки, а в нижнем – контрабас и виолончели. Мы это представляем для того, чтобы более ярко воспринимать и воспроизводить основные интонации, образы и настроение.

Рассмотрим фактурные трудности Сонатины: Г.П. -  В правой руке важно следить за свободным запястьем и цепкостью в кончике пальца (скрипки), в левой руке ломаные аккорды (виолончель) должна быть собранная кисть и хорошая опора. При игре на staccato, в унисон с правой рукой, следует соблюдать баланс между темой и аккомпанементом. При их исполнении важно следить за 1-м пальцем.

П.П.- диалог правой руки с левой (виолончели и скрипки), пассажи требуют плавного и ровного звучания, нужно играть глубоким и мягким звуком на legato. Ты должна слышать легато, как бы «вокально». Далее в пассажах работа с остановками на сильную долю в медленном темпе, на staccato, пунктирным ритмом, верх и вниз и т.д. З.П.- акценты на сильную долю такта, нисходящее движение по звукам D трезвучия (играет весь оркестр). На первых этапах обучения основной проблемой при исполнении аккордов является ровное и одновременное взятие звуков. Аккорды должны звучать устойчиво и упруго, без напряжения кисти, также важна выработка привычки освобождения руки после взятия аккорда. Хочу обратить твоё внимание на то, какое яркое выразительное значение имеют штрихи!

Теперь рассмотрим следующую часть, которая называется Разработка - драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.

Педагог: Исполни, пожалуйста, Разработку.

Что ты можешь сказать о характере? Есть ли знакомые интонации?

Ученица: слышны интонации ГП.

Педагог: В этой части возникает некоторое напряжение и ощущение тревоги за счет неустойчивости (Ум.7), смены тональности (ля минор). Разработка, состоит из 2-х эпизодов,1-й построен на мотивах Г.П. и элементах П.П., а 2-й – новый, звучит на доминанте основной тональности, он называется доминантовым предыктом. Разработка является кульминационным местом всей Сонатины, это выражено общим динамическим нарастанием, нисходящей  секвенцией. Что такое секвенция, ты знаешь?

Ученица: Повторение мотива или фразы на другой высоте, выше или ниже.

Педагог: Общая непрерывность движения, тяготение к кульминационному развитию, низкий регистр, остановка и повторение D  гармонии вносит напряжённость и динамизм, требующих разрешения.

          Работа над трудностями.  Особенностью разработки является полифонизация фактуры: перемещение мелодических интонаций в партию левой руки – переклички мотивов, представляющие собой определённую трудность для исполнения. Необходимо тщательно проработать фрагмент каждой рукой отдельно, следить за сменой штрихов и ясностью произнесения шестнадцатых. Для равноправного звучания и самостоятельности голосов необходима собранная кисть и хорошая опора,  смена позиций осуществляется объединяющим движением кисти. Можно проучить с ритмическими изменениями. Хороший способ – взятие одного голоса legato, другого staccato или верхний голос громче, нижний – тише, и наоборот.

Далее мы переходим к завершающей части всего произведения - Реприза (от французского reprise – возобновление) – итог действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности.

Педагог: Сыграй пожалуйста Г.П. В какой тональности звучит Г.П. ?

Ученица: В соль мажоре!

Педагог: Правильно, она звучит в основной тональности Соль мажор, но теперь она полностью звучит в основной тональности и не модулирует в Ре мажор.

Далее идёт проведение П.П., с изменением тональности. И завершает на торжественной ноте Сонатину З.П.

Педагог: Пожалуйста, исполни нам Репризу.

Ученица играет репризу.

Педагог: В Репризе мы так же работаем над исполнительскими трудностями, как и в Экспозиции, но художественно-исполнительские задачи остаются прежними. А теперь подведём итоги, из каких частей состоит сонатина? Над чем ты будешь работать дома? И какими способами?

Ученица: Я узнала, что характерно для произведений крупной формы, что они воспитывают; что такое сонатина и сонатная форма. Познакомилась с новыми приёмами работы над отдельными отрывками произведения, составляющих для меня техническую сложность. Научилась  более грамотно анализировать  исполняемое  мной  музыкальное произведение, что помогает мне глубже понять его выразительный смысл и структурный строение.

Педагог: А перед тем, как ты нам полностью исполнишь всю Сонатину, ты должна  вспомнить, о чём мы говорили, и постараться исправить все замечания. Слушай и думай о том, как ты играешь.

Ученица исполняет Сонатину целиком.

Педагог: Молодец, ты сегодня хорошо поработала дома и на уроке, разобралась с текстом, аппликатурой, динамикой, формой. Активно участвовала в анализе произведения, на уроке была сосредоточенна и заинтересована. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую, твёрдую пятёрку! Дома закрепи то, что усвоила на уроке.

Домашнее задание:

1. Продолжишь работу над технически сложными местами, используя новые приёмы работы, полученные на уроке;

2. Добивайся в нужных местах синхронной игры двумя руками.

3. Послушаешь, играемую  тобой сонатину в записи, проанализируешь и сравнишь с твоим исполнением.

Педагог: До свидания, на следующем уроке нас ждёт интересная работа!

Выводы. В этой сонатине ученик уже должен владеть техническими навыками в исполнении разложенных аккордов, октавных ходов, арпеджио. Здесь нет больших передышек на паузах в аккомпанементе. Ученик должен слышать и исполнять точную смену оттенков, уметь исполнять правильные духзвучные мотивы на легато в быстром темпе. И главная задача исполнить это изящно и легко. Эта сонатина находится в репертуаре учеников третьего класса.

По силе творческого дарования и глубине поэтической мысли Клементи, конечно, во многом уступал своим гениальным современникам Гайдну, Моцарту и Бетховену, но вместе с тем он был не только крупнейшим пианистом и педагогом, но и композитором, активно участвовавшим в создании новой фортепианной музыки и лондонской пианистической школы.

Список используемых источников

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии.-  М.: Музыка,1991.

3. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. - М.: Музыка, 1967.

4. Ройтерштейн М.  Основы музыкального анализа.  - Владос, 2001.

5. Способин И.  Музыкальная форма , 7-е  изд. - М.: Музыка, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ...

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ (Начальные классы ДМШ) Научно-методическая разработка

Работа над произведениями крупной формы занимает особое место в музыкально-исполнительском развитии учащихся фортепианного отделения. Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с ...

Первоначальный этап работы над произведениями крупной формы с учащимися младших и средних классов Детской музыкальной школы.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин...

Работа над произведением крупной формы в младших классах фортепиано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...