Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»
план-конспект урока (5 класс)

Евтеева Анфиса Владимировна

развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evteeva_a.v_otkrytyy_urok.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС-ИНТЕРНАТ-ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ

Открытый урок на тему:

«Работа над крупной формой на примере разбора

сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»

Подготовила: педагог дополнительного образования по классу фортепиано  Евтеева. А. В.

Керчь 2020

Цель урока:         развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано

Задачи:

Образовательная: дать краткие сведения о композиторе, сонате, как о разновидности крупной формы, а также об основных задачах, связанных с разучиванием произведения крупной формы.

Воспитательная:         формирования интереса к данному виду работы, умение слушать и анализировать услышанное.

Развивающая:         формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений крупной формы, понимание исполнительских задач и способы их решения.

Тип урока:         комбинированный

Класс:        Евтеева Карина, четвертый класс (фортепиано)

Оснащенность:        фортепиано, ноты, ноутбук.

План урока

Вводная часть:

  • организационный момент: (проверка готовности к уроку – ноты, дневник, посадка).
  • Введение в тему занятия.

Основная часть:

  • раскрытие теоретического материала.
  • Работа над сонатой Й.Гайдна Ре мажор №50, 1я часть.
  • Работа над конкретными задачами

Заключительная часть:

  • Подведение итогов урока
  • Домашнее задание
  • Подведение преподавателем итогов своей работы

Список использованной литературы.

Вводная часть

В истории музыки великий австрийский композитор Йозеф Гайдн вошел как представитель «венского классицизма». Он является одним из основоположников классического стиля музыки, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров, таких как симфония, соната, квартет, которые относятся к произведениям крупной формы. Й. Гайдн создавал сонаты на протяжении всей жизни, точное количество сонат, которые написал Й. Гайдн, неизвестно, изданы 52 сонаты, хотя сочинено их больше. Если симфония написана для оркестра, то соната это произведение для солирующего инструмента.

Основная часть

В данном уроке рассмотрим сонату Й. Гайдна Ре мажор №50, 1ю часть, Allegro con brio, которая написана в сонатной форме. В основе ее лежит следующий «сюжет». В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит, и игра начинается снова.

Первая часть состоит из трех разделов:

Экспозиция начинается с темы главной партии, которая звучит в высоком регистре, быстром темпе. Она брызжет весельем, смехом и игрой. Теплая и светлая тональность Ре мажор, смешные нисходящие октавные скачки, форшлаги и морденты в мелодии, особые штрихи – вот ее выразительные средства.

Тема связующей партии переходит в тональность доминанты и ассоциируется с постоянным движением и бегом. Тема побочной партии в Ля мажоре, в ритме быстрого шага. Тема грациозна и капризна. Завершает экспозицию небольшая заключительная партия утверждающая тональность побочной партии. Неожиданно картина грозы прерывается, трель в верхнем голосе может ассоциироваться с трелью соловья. Звучат кадансовые формулы заключительной партии. Так заканчивается экспозиция.

Разработка начинается с развитием главной темы, она не большая по размеру. Тема главной партии проходит в мажорных и минорных тональностях – веселье возобновляется, но потом утихает. Снова продолжается «сцена грозы». Полифоническое движение голосов и диссонансы «затемняют» колорит – как будто небо заволакивается тучами «начинается дождь» - шестнадцатые в правой руке. Гроза снова прерывается трелью соловья и плавно «поворачивают» к Ре мажоры в репризе.

В Репризе главная и побочная партии проходят в Ре мажоре, игра продолжается. Заканчивается в радостном Ре мажоре.

Работа над конкретными задачами, возникающими при разучивании сонаты:

  • понимание ученицей формы строения и характера каждого раздела, партий в сонате.
  • работа над каждым фрагментом в отдельности: точным выполнением штрихов, приемов, фразировки, короткими лигами и ясным образным содержанием.
  • формирование «мобильности», умение переключаться при смене ярких контрастных образов, уметь моментально пристраиваться с одного характера на другой.
  • сохранение образного единства всей части.
  • работа над темпо – ритмической устойчивостью, точным выполнением всех деталей текста; сосредотачиваемся на всем что касается времени: точно выдерживаем паузы, вовремя снимаем концы лиг, выдерживаем единый темп.

Завершающий этап работы над произведением крупной формы: концертное исполнение сонаты.

Заключительная часть:

  • Подведение итогов урока: проверка усвоения знаний, акцентируя внимание на достижении единства темпа, ритмической точности, ощущения сильных долей такта (пульсации) и образного единства всей части.
  • Домашнее задание: послушать сонату в исполнении Альфреда Брендель в форме аудио или видео записи
  • Подведение преподавателем итогов своей работы

Вывод:

Результатом урока является прочное усвоение знаний. Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащейся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха. Активность ученицы можно оценить как высокую, считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащейся и организовать ее активную работу на уроке. Урок цели достиг, ученица поняла и сумела объяснить форму сонатного аллегро в изучении крупной формы на примере сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50 ч.1 и коротко познакомилась с творчеством Гайдна.

Список использованной литературы:

  1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. – М; Музыка, 1978г.
  2. Безручко Е. В Проблемы исполнительских указаний в произведениях

Й. Гайдна

  1. Голубовская Н. И. «О музыкальном исполнительстве». – Л; Музыка, 1985г.
  2. Попова Т. «Зарубежная Музыка XVII и начало XIX века». – М; 1976г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

Серия открытых уроков по теме "Работа и мощность электрического тока"

Серия открытых уроков по теме "Работа и мощность электрического тока" Физика 8 класс....

Открытый урок на тему : "Работа с микрофоном в младших классах

Основные этапы работы с микрофоном по предмету "эстрадное пение для обучающихся первого класса...

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».

План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...