План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
план-конспект урока на тему

Борщик Ольга Борисовна

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведениях

Г. Пёрселл «Ария»

И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»

Скачать:


Предварительный просмотр:


План-конспект мастер-класса

Борщик Ольга Борисовна, преподаватель фортепиано.

Тема: «Работа над полифонией в младших классах»

  1. Цель занятия

Развитие полифонического мышления.

  1. Задачи

Обучающие:

  • формирование исполнительских навыков игры на фортепиано;
  • владение полифонической фактурой.

Развивающие:

  • развитие музыкального слуха, ритма, памяти;
  • развитие навыков работы над полифонией, образного мышления;
  • развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания;
  • воспитание чувства личной ответственности;
  • воспитание уважительного отношения к культуре других народов.
  1. Нотный материал

Г. Пёрселл «Ария»

И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»

  1. Содержание занятия

1. Сведения о полифонии.

Полифония (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов

2. Виды полифонии.

  • Подголосочная
  • Контрастная
  • Имитационная

Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Они были написаны для предшественников современного фортепиано (клавесин, клавикорд) — инструментов с двумя мануалами (клавиатурами). Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой тембровый контраст между ними. Почти всегда основную мелодию в контрастной полифонии ведёт верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую имитацию. Пьесы такого рода принято  исполнять различными штрихами.

3. Г. Пёрселл «Ария»

Генри Пёрселл (1659-1695) — английский композитор ирландского происхождения, представитель стиля барокко. Один из крупнейших английских композиторов.

«Ария» (итал. Aria — воздух) — 1) композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории; 2) пьеса певучего характера.

Это пьеса — пример контрастного двухголосия. «Солирующая поющая» мелодия в верхнем голосе очень выразительна и протяжна. Нижний голос исполняется portamento, ровно и мягко, как бы в отдалении, по динамике и тембру он должен контрастировать с верхним голосом.

Полезно поработать следующим образом: петь верхний голос и аккомпанировать левой рукой. Необходимо добиваться большого мелодического дыхания в обоих голосах. Для этого следует поучить партию левой руки legato.

4. И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист, музыкальный педагог. Один из величайших композиторов в истории музыки.

Для своих учеников и собственных детей, некоторые из которых впоследствии стали известными музыкантами, Бах сочинял инструктивные пьесы, которые заняли значительное место в учебном репертуаре юных пианистов.

«Менуэт» (от menu — маленький, мелкий) — старинный придворный французский танец. Грациозный, галантный с характерными движениями, церемонными поклонами, изящными шагами, лёгким скольжением.

Музыка «Менуэта G-dur” носит приподнятый, радостный характер. Ведущий голос здесь верхний. Его отличает мелодическая гибкость, ритмическое и штриховое разнообразие. У нижнего голоса более сдержанные и плавные линии с элементами имитации, он выходит на первый план в местах остановки верхнего. Между голосами возникает имитационные переклички. Их проще понять, представив как движение двух танцоров. Полезно учить менуэт совместно ученика с педагогом поочерёдно меняя партии рук.

5. И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сборника «Маленькие прелюдии и фуги»

Прелюдия — (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная.

Это произведение пример имитационной полифонии, что представляет определённую сложность. Певучая задумчивая тема проходит в начале в верхнем, а затем в нижнем голосе — в мажоре и в миноре. После экспозиции идёт разработка. В заключении тема проходит в басу в основной тональности, выполняя роль репризы.

В работе над полифоническими произведениями имитационного склада необходимо найти тему и проследить её развитие во всех голосах. После разбора нотного текста следует приступит к тщательной работе над темой, отдельными голосами и их сочетаниями. Тему следует играть очень плавно и мягко — legatissimo. Следует продумать тембровую окраску голосов. Эпизод с двухголосием в правой руке следует поучить двумя руками. В середине следует обратить внимание на перекличку голосов.

В конце прелюдии следует обратить внимание на полиритмическую фигуру (3 на 2). Объяснить ученику, что вторая нота дуоли берётся посередине длительности второй ноты триоли.

Непревзойдённым интерпретатором музыки Баха был знаменитый канадский пианист Гленн Гульд.

6. Итог занятия — более осмысленное исполнение, достижение стилевого соответствия в полифонических  произведениях. Приобретение навыков владения полифонической фактурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

Методические рекомендации "Работа над полифонией в младших классах на примере нескольких пьес из сборника "Нотная тетрадь А.М.Бах"

В данной работе приведены некоторые рекомендации по разбору и исполнению пьес учениками в ДШИ и ДМШ....

План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

План-конспект урока по профильному труду (столярное дело) 5 класс. «Работа выжигателем»

Задачи:Образовательные: Ознакомить учащихся с понятием выжигание по древесине; использовать полученные учащимися ранее знания и умения; научить учащихся технологии и приемам выжигания по дереву; ...

Методическая разработка урока по фортепиано. Тема: «Работа над полифонией в младших классах ДШИ»

Тема: Работа над полифонией в младших классах фортепиано ДШИ. Ознакомительный этап в работе над Маленькой прелюдии №2 До мажор И.С. Баха Тип: по дидактическим целям - урок систематизации и обобщения з...