Методическая разработка урока по фортепиано. Тема: «Работа над полифонией в младших классах ДШИ»
методическая разработка по музыке

Тема: Работа над полифонией в младших классах фортепиано ДШИ. Ознакомительный этап в работе над Маленькой прелюдии №2 До мажор И.С. Баха Тип: по дидактическим целям - урок систематизации и обобщения знаний; по этапам учебного процесса – комбинированный. Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДШИ на примере методико-исполнительного анализа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      МАУ  ДО «Турунтаевская ДШИ»

           Методическая разработка урока по фортепиано

Тема: «Работа над полифонией в младших классах ДШИ»

                                                  Выполнила : Калаганская Ольга Николаевна

                                                  Преподаватель по классу фортепиано  

                                                  высшей квалификационной     категории

                                                   

                                                   

                                               ст. Таловка

                                                     2023 г.

Технологическая карта урока

Дата проведения:  16  февраля 2023 г

Дисциплина: фортепиано

Класс: 1  класс  

Преподаватель: Калаганская О. Н.

Тема: Работа над полифонией в младших классах фортепиано ДШИ. Ознакомительный этап в работе над Маленькой  прелюдии №2 До мажор  И.С. Баха

Тип: по дидактическим целям - урок систематизации и обобщения знаний;

по этапам учебного процесса – комбинированный.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в младших классах ДШИ на примере методико-исполнительного анализа.

Задачи урока:

Обучающие –научить находить правильные исполнительские решения в работе в работе над полифоническим произведением связанным с точным установлением формы сочинения –как в крупном плане , так и в деталях (членения фраз , мотивов и связанные с этим артикуляция и динамический план.

Воспитательные –воспитывать у ученицы любовь к искусству , самостоятельность при  анализе  нотного материала  , расширение кругозора, воспитание умения работы над полифоническим произведением

Развивающие – расширение кругозора по теме «полифония», развивать полифоническое мышление  учащихся на примере прелюдии до мажор Баха И. С.

Методы:

  аналитический,

  эмоциональной драматургии,

  развивающие логическое и ассоциативное мышление,

  нравственно-эстетического познания.

 Форма учебного занятия: Комбинированное занятие.

Форма организации работы: Индивидуальная.

Межпредметные связи: сольфеджио,  слушание музыки

Внутрипредметные связи: 1-2  класс: штрихи , звукоизвлечение ,динамика,

 разбор и анализ музыкального произведения

Организационный момент

Дидактический компонент

Технологический компонент

Вводная часть. Восстановление опорных знаний

Приветствие

 Восстановление опорных знаний: ученица исполняет : Гаммы  До мажор , ля минор

 

 пьесу Украинскую народную песню  Подоляночка вспоминает название произведения, жанр к которому оно относится

Основная часть:

Просмотр презентации по биографии и творчеству  И-С Баха

Педагог исполняет Маленькую прелюдию И-С Баха 

Работа над Прелюдией до мажор: 1)знакомство с жанром  Прелюдия  –

2)Определить характер,

3) Напомнить ученице о принадлежности Маленькой прелюдии к полифонии

Приступаем  к анализу темы. 

  1. Определяем границы темы.
  2. Определяем мотивное строение. Ученик должен ясно увидеть, что тема состоит из трех восходящих мотивов.
  3. Движение мелодии  основывается по тонам аккордов. Это обогащает одноголосие.
  4. Проведение темы  начинается со слабой доли после паузы.

При работе над темой  обратим  внимание ученика  на паузу,  чтобы он ощутил в ней естественный вдох рукой и сразу включил свой слух  в  «пустую» паузу перед проведением темы внимательно

5 Проигрывание мотивов учеником после показа учителем по голосам

Поэтапно проучим с ученицей  первое проведение темы (1-4 такты). 

  1. Учим каждый мотив отдельно. Добиваемся выразительного и ровного «пения» и более  значительного интонирования его окончания. Полезно поиграть тему с цезурами между мотивами, делая на последнем звуке tenuto, а затем, переносить руку на начало следующего мотива.   Музыкальный показ педагога.  После тщательной проработки мотивов играем  тему  целиком, интонируя каждый мотив.

Знакомство с термином Имитация образно-поясняя, сравнивая её с понятием «Эхо»

Разучиваем   второе проведение темы,  более расширенное (8-12 такты).

1.        Определяет границы.

2.        Определяем мотивное строение. Тема состоит из четырех восходящих мотивов.

3.        Второе проведение темы также играем с цезурами.

Проанализировать Маленькую прелюдию до конца произведению

Анализ каденции

Здоровьесберегающие технологии

Продолжительность:

3 минуты

Создать условия переключения учебной деятельности в режим сбережения здоровья.

Эмоционально-физическая разрядка

Заключительный этап (подведение итогов , домашнее задание)

Методы:

словесные

возвращение к пройденному

практический

Наглядно –зрительный

практический

Наглядно- слуховой

Наглядно- зрительный

аналитический,

Беседа

Наглядно – зрительные

Наглядно – слуховые

Повтора

Наглядно- зрительные

беседа

Повтора

инструктивно иллюстративный метод преподавателя (инструктаж)

 и репродуктивный метод ученицы -

достижение результата с помощью тренажа

Наглядно – слуховые

беседа

инструктивно иллюстративный метод преподавателя (инструктаж)

 и репродуктивный метод ученицы -

достижение результата с помощью тренажа

Беседа

Наглядно-слуховой

Наглядно- зрительные

Повтора

Беседа

 

Вводная часть.

Приветствие.

Учитель: Темой нашего урока сегодня будет : Работа над полифонией

Но начнем его как обычно с гамм .В каких тональностях мы работаем с гаммами ?

Ученица: До мажор и ля минор 

Учитель: Хорошо .Исполни пожалуйста гамму до мажор с аккордами , арпеджио , хроматической гаммой в 4 октавы .Следим за ровностью исполнения .Скажи как мы исполняем гамму?

Ученица: Начинаем тише , идем к вершине , следим за динамикой -начинаем с крещендо , а в низходящем движение деминуэндо .Играем ровно , в едином темпе.

Учитель:Верно

Ученица исполняет гаммы

Учитель: Получилось сыграть гаммы как ты говорила ?

Ученица: Нет.

Учитель : Дома в гаммах работаем над ровностью исполнения , динамикой .А сейчас исполни пожалуйста произведение Подоляночка

Ученица исполняет Подоляночка

Учитель: К какому жанру относится это произведение?

Ученица отвечает: Это пьеса она относится к жанру песня. 

Учитель: Да ,Алина  молодец .Верно .Мы говорили , что в этом произведение ,как и во многих народных песнях присутствует полифония .А что такое полифония ?

Ученица: Многоголосие .

Учитель: Правильно .Первыми многоголосными музыкальными произведениями стали именно песни ,так как они были самыми доступными в исполнение . 

Основная часть:

Сегодня на уроке я хочу познакомить тебя ещё с одним полифоническим произведением – Маленькой прелюдией №2 Иоганна Себастьяна Баха .А кто такой Бах ты узнаешь из небольшой презентации , которую я для тебя приготовила

 Ну ,а сейчас вернёмся к произведению с которым я хочу тебя познакомить Маленькой прелюдии . Внимательно послушай её и постарайся определить характер и тональность произведения

Ученица Характер -торжественный

Учитель : да , верно .Посмотри в ноты и скажи в какой тональности написана прелюдия

Ученица : До мажор

Учитель: Правильно  

Сборник "Маленькие прелюдии и фуги» при жизни И.С. Баха не существовал - его составил  из мелких  произведений  композитора и   издал в 1848 году Ф. Грипенкерль, известный немецкий музыкант. Произведения, входящие в  сборник "Маленькие  прелюдии и фуги", несмотря  на  свой полифонический характер, доступны  для  начинающих  пианистов.

Что представлял собой жанр прелюдии в эпоху Баха?  Как известно, прелюдии в XVII-XVIII веках являлись вольными импровизациями органиста. Играли их в качестве вступления к хоралу, фуге или сюите. У Баха прелюдия становится самостоятельным жанром. Так возникли знаменитые   хоральные прелюдии для органа, а также обе части  «Маленьких прелюдий». Каждая из этих прелюдий резко отличается по настроению, фактурному изложению и развивает только один образ.

Учитель: Послушай пожалуйста начало Прелюдии  и скажи можно ли назвать это темой, если да, то из скольких мотивов состоит эта тема?

Ученица: Это тема,  она состоит из 3-х мотивов

Учитель: Да, верно. Эта тема состоит из трёх восходящих мотивов.  Назови в начальном мотиве интонационно наиболее яркий звук

Ученица: Си-бемоль

Учитель: Сколько всего раз на протяжение прелюдии проигрываются мотивы ? Посмотри в ноты

Ученица: 7 раз

Учитель: Обрати внимание на то, что движение  мелодии здесь         основывается по тонам аккордов. Это обогащает одноголосие. Проведение темы  начинается со слабой доли после паузы. Это  одно  из характерных свойств баховских мотивов. Такой мотив называется ямбом.  Послушай  внимательно проведение темы в верхнем голосе и нижнем и обрати внимание  на паузу ощути в ней естественный вдох рукой и сразу включи свой слух  в  «пустую» паузу перед проведением темы (показ педагога).

А сейчас попрошу повторить –поиграть вначале каждый мотив отдельно ,затем тему с цезурами между мотивами , делая на последнем звуке каждого мотива спокойное tenuto Обрати внимание на общее динамическое нарастание в теме по мотивам , как по ступеням  Пройдя три динамических стадии развития , тема прелюдии приходит к кульминации

Учитель: Обрати внимание на мелодию в левой руке, что здесь происходит?

Ученица: Она похожа на мотив темы

Учитель: Да. Это повторение темы, или мелодического оборота в другом голосе и называется это –имитация Мы можем сказать, что она похожа на эхо?

Ученица: Да

Учитель: Давай попробуем поиграть  в игру: голос и эхо (игра в ансамбле : ученик играет мелодию, а её имитацию педагог, затем наоборот ) 

Учитель : При исполнении любого музыкального произведения нужно всегда  прежде всего обратить внимание на аппликатуру , ведь от того как верно ты подберёшь верные  пальцы зависит успешное исполнение произведения . Но ещё помимо аппликатуры и нотного текста очень важно исполнять ритмически верно мелодию .Поэтому внимательно глядя в ноты со счетом исполни проведение темы .

Учитель Ну а сейчас посмотрим как дальше развивается наша тема похоже её развитие на первоначальное проведение темы? – исполнение педагога 

Ученица: Да, мелодия состоит из четырёх восходящих мотивов

Учитель: Попробуй пожалуйста повторить Поиграй как мы уже работали с цезурами (исполнение ученицы).

Ученица: проговаривает название нот мелодии второго проведения темы  , анализирует сходство и отличие 1-го и 2-го проведения темы

Учитель :.А сейчас  внимательно глядя в ноты со счетом исполни  2-е проведение темы по мотивам  .

Ученица: Исполняет со счётом по мотивам , затем полностью тему .

Учитель :.Хорошо с нотным текстом в проведение темы разобрались , мне хочется сказать ещё несколько слов по форме произведения , что заканчивается прелюдия каденцией , в одном из тактов  впервые два самостоятельных голоса звучат одновременно , впервые появляются  стремительные шестнадцатые , что подчёркивает расширенное проведение темы и приводит к кульминации торжественной церемонии. (Показ учителя)

1. Разминка «Шалтай-Болтай», направленное на свободу двигательного аппарата.

Выполняется стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, кисти сжаты в кулачки.

На счёт «раз» кулачки разжимаем, пальцы в разные стороны, как лучики, на счёт «два» снова сжимаем, потом разжимаем, так – три раза. Затем руки сбрасываем вниз и, чуть нагнувшись, болтаем ими в такт стихотворению:

ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ СИДЕЛ НА СТЕНЕ,

ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ СВАЛИЛСЯ ВО СНЕ…

Снова поднимаем руки, сжимаем, разжимаем кулачки, сбрасываем руки и продолжаем болтать ими –

ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ КОННИЦА

ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ…

Еще раз поднимаем руки, трижды сжимаем и разжимаем кулачки, опускаем и свободно раскачиваем ими в такт стиха –

НЕ МОЖЕТ ШАЛТАЯ, НЕ МОЖЕТ БОЛТАЯ

ПОДНЯТЬ!

Учитель :

Скажи пожалуйста какой музыкальный жанр был самым доступным всегда ?

 Ученица: Песня

Учитель : Верно .Над каким произведением этого жанра мы работаем ?

Ученица:Песня о родной земле 

Учитель :Исполни  пожалуйста ее .Следи внимательно за своим исполнением : не забывай что  аккомпонемент нужно как играть ?

Ученица: Тише

Учитель :Он должен идти фоном к мелодии. Также  не забудь про динамику , штрихи

Ученица:исполняет «Песню о родной земле»

Андреева

Учитель :Все получилось выполнить ?

Ученица: Да

Учитель :Хорошо

На этом наше занятие подошло к концу  .

Чем сегодня на занятие мы занимались ?

Ученица :

 Вспомнили пьесу Подоляночка , Песню о родной земле Андреева ,Гаммы до мажор и ля минор

Познакомились с творчеством композитора И-С Баха и одним из его произведений  Маленькая прелюдия №2 До-Мажор . Начали разбирать её .Выяснили , что Прелюдия относится к полифонии , что означает многоголосие  , разобрали её проиграли 1-е и 2-е проведение темы по мотивам

Домашним заданием будет проучить мелодию темы по мотивам со счётом , следя за аппликатурой , считать ,  следить за движением мелодии к кульминации как в каждом мотиве отдельно , так и в теме полностью .Узнали определение –имитация- что значит повторение темы, или мелодического оборота в другом голосе

Учитель: Хорошо!  Оценка за работу на  уроке  

Домашнее задание: В Маленькой прелюдии  Баха  проучить тему по мотивам, по голосам, следить за аппликатурой , развитием темы и отдельно мотивов , считать , поиграть тему в разных октавах .Гаммы играем в 4 октавы , следим за аппликатурой, ровностью исполнения , динамикой .Песню о родной земле учим .

Оборудование : фортепиано , ноутбук .

Литература : 1. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе -Ленинград : Музыка , 1988.

  1. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах -Москва ,1973 .
  2. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги _ Москва , 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.

Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....

Методическая разработка урока английского языка теме "Путешествие в Австралию" в 6 классе

Методическая разработкаурока английского языка в 6 классе (углубленный уровень, учебник под редакцией Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. – English 6) Вашему вниманию предлагается урок, который является ...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока информатики по теме "Законы алгебры логики" в 9 классе

Конспект урока, презентация, раздаточные материалы к уроку информатики в 9 классе по теме "Законы алгебры логики"...

Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Логарифмические уравнения" (для учащихся 11 классов)

Развернутый план открытого урока -соревнования по теме "Логарифмические уравнения" в 11 классе....

Методическая разработка урока истории по теме: "Торговля в средние века" 6 класс

Методическая разработка урока истории по теме:  "Торговля в средние века" 6 класс.Урок разрабоан в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка урока "Аудирование по теме Работа. Профессия" 10 класс

Цель: Обучение аудированию с целью понимания основного содержания прослушанного текста по теме «Профессия. Работа».Задачи урока:Учебные: Обучение восприятия на слух аутентичных текста.Акти...