Главные вкладки

    Методические рекомендации "Работа над полифонией в младших классах на примере нескольких пьес из сборника "Нотная тетрадь А.М.Бах"
    методическая разработка по теме

    Панкова Валентина Анатольевна

    В данной работе приведены некоторые рекомендации по разбору и исполнению пьес учениками в ДШИ и ДМШ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx23.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автономное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Детская школа искусств г. Конаково.

      Методические рекомендации

    (из опыта работы преподавателя АОУ ДОД ДШИ г.Конаково Панковой В.А.)

    «Работа над полифонией в младших классах на примере нескольких пьес из сборника «Нотная тетрадь А.М.Бах»».

    2012г.

    Содержание

    1. Введение
    2. Основная часть
    3. Заключение
    4. Список литературы

    Введение

    Долго, долго мы можем бродить по концертам в поисках легких клавирных пьес Баха и навряд ли найдем их там. А зайдем в любую музыкальную школу и все равно - хоть дети хотят больше играть и играют то, что им нравится-эстрадные пьесы, знакомые мелодии, мы услышим уже в коридоре уже то, что тщательно искали на концертах. Мы услышим и менуэты, и маленькие прелюдии, и инвенции Баха. Ведь сам Бах предназначал клавирные произведения не для концертов, а для учения. И тем не менее, полифония-это очень обширная область в музыкальной литературе, ей нужно уделять особо тщательное внимание. Вся фортепианная литература пронизана полифонией. Даже произведения гомофонного стиля содержат в себе элементы полифонического склада. Сыграть мелодию и сопровождение является задачей полифонического развития. Существует целая область полифонической музыки – это музыка старых мастеров и современная музыка. В области полифонической музыки – вершиной явилась творчество И.С.Баха. Современником Баха является Гендель. Французские композиторы – клавесинисты – Куперен, Рамо, сыновья Баха – являются работниками полифонии.

    Основная часть

    Изучение легких клавирных произведений Баха – составляет неотъемлемую часть работы школьника – пианиста. Не будет преувеличением сказать, что пьесы из «Нотной тетради А.М.Бах», маленькие прелюдии и фуги, инвенции – все эти произведения знакомы каждому школьнику, обучающемуся игре на фортепиано. В музыкальной школе – полифонические пьесы включаются в программу уже с первого класса. В начале это обработки народных песен, сделанных в обработке полифонического склада. Существуют различные виды полифонической фактуры – это подголосочная полифония – которая характерна для хорового песенного творчества – это к основной мелодической линии – к запеву присоединяются подголоски, которые имеют нечто главное с мелодией, и в то же время свое самостоятельное. Основной задачей является то, что надо показать различие в окраске звука, показать относительную самостоятельность, основной мелодической линии и подголоска. Эмитационная полифония – ее богатства раскрываются в маленьких прелюдиях и фугах, инвенциях, канонах. Суть ее состоит в том, что в основе – эмитация – проведение одной темы в разных голосах проходит поочередно или одновременно. Работа над полифоническим произведением – это развитие мышления ученика. Играя полифоническую пьесу – исполнитель должен контролировать и вести две мелодические линии. Для того, чтобы голоса звучали как бы самостоятельные, нужно найти для каждого голоса индивидуальную окраску. Приобщение ребенка к миру баховской музыки – это особая задача педагога. Музыка Баха – скрытая, мужественная, богатая, сложная. В возрасте 40 лет Бах уже глава большого семейства. После смерти жены Марии Барборы, Бах нашел новую подругу жизни – Анну Магдалену. Она  была на 16 лет моложе своего мужа. Их брак был во всех отношениях счастливым. Анна Магдалена оказалась не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей осиротевших детей, но и музыкантом, понимавшей творчество мужа. У нее было красивое сопрано. Знакомство, как я уже сказала, начинается в музыкальной школе с полифоническими пьесами в первом классе, а с творчеством Баха – начинается с «Нотной тетради А.М.Бах».  До нас дошли тетради 1722г. и 1725г. Нужно отметить – что эта тетрадь являлась своего рода, домашним альбомом, по которому занимались и дети, и ученики Баха. Для этих произведений характерна – контрастная полифония (менуэты, полонезы и т.д.). Здесь соединяются самостоятельно мелодические голоса, различные по ритмическому рисунку, причем один выполняет роль главного голоса, другой менее индивидуален по своему мелодическому рисунку. Все мы знаем, что Бах писал только ноты и ритм, остальное – оттенки, штрихи – все это ставит редактор. Существует достаточно много редакций баховских произведений. Их нужно знать. Это редакции: Б.Барток, А.Лукомской, А.Майкапар (ученик Ройзмана), Браудо, Ройзман. Редакция Ройзмана – наиболее распространенная. Достоинство этой редакции – точный авторский текст. Я начинаю работать с детьми над полифоническими пьесами по этой редакции. Пьесы доступны ученикам младших классов. Они коротки, понятны детям. Есть и трудности, связанные с музыкальным языком. Спецификой старинных композиторов является система украшений, которые часто встречаются – трель, короткая трель, перечеркнутый мордент и т.д. Ученикам нудно сразу объяснить, что Бах писал свои произведения не для фортепиано, а для клавесина, клавикорда и наконец для органа. Клавикорд – небольшой музыкальный инструмент с соответствующим его размером тихим звучанием. В отличии от тонкой и задушевной звучности клавикорда, клавесин – обладает игрой более звучной и блестящей. А фортепиано – это такой инструмент, на котором можно исполнять произведения самых различных эпох и стилей. Именно умение найти на фортепиано средства, необходимые для исполнения сочинения различных стилей, является одним из существенных слагаемых фортепианного мастерства. Изучение клавирных произведений Баха является необходимым для приобретения этого мастерства.

    Разбор некоторых произведений из «Нотной тетради А.М.Бах»:

    Менуэт G-dur №4:

    Менуэт – это танец французского происхождения, размер ¾. Имел очень широкое распространение в инструментальной музыке. Он вошел в жизнь у венских классиков, вплоть до наших дней. Менуэты Баха разнообразны, они не схожи друг с другом.

    Менуэт №4 – изящная грациозная музыка. Этот менуэт можно разделить на два музыкальных плана. Правая рука – все время исполняет мелодию, а левая рука – сопровождающий мелодию бас. В первом разделе должны присутствовать вопросно – ответные соотношения. Первая фраза – второй такт – завершается на легкое стаккато. Первая фраза – 4 такта – должны звучать достаточно ярко и звонко – это вопрос. Вторая фраза – играть чуть тише, на mp – это ответ. Играть на легато, но другим прикосновением, тише. Полезно поиграть ансамбль – ученик задает вопрос, а учитель отвечает или наоборот. Нужно научить ребенка «спрашивать» и «отвечать» на фортепиано. Вторая часть – изучение каждого голоса отдельно, полезно исполнять два голоса разной силой, каждый голос должен быть изучен как самостоятельный, можно один голос играть, другой петь, можно играть нижний голос в октавном удвоении, так как нижний голос требует большего внимания – это делает ученик, а учитель играет верхний.

    Менуэт №7 – здесь слышим устремленность к сильной доле второго такта. Нижний голос – надо играть тише, мягче, легким звуком. Здесь используется прием эхо. Весьма разнообразна артикуляция. Верхний голос если играется на легато, то нижний голос на нон легато. Второй раздел – начинается в тональности ми минор, это надо показать в новом звучании. Нужно проучить голоса отдельно, один петь, другой играть или один голос играет ученик, а другой учитель. После каданса опять появляется соль мажор. Это надо показать.

    Менуэт №15 – труден характером, настроением, с оттенками скорби, образ раздумья, глубокая музыка. Оттенки скорби показаны секундными ходами в нижнем голосе – 4 такта. Первая фраза – начинается как бы в виде канона и оба голоса устремляются к кульминации. Очень длинная восьмитактовая фраза развивается к соль. Нижний голос имитирует верхний голос. Во второй части фразы – надо обратить внимание на легато длинных нот с восьмыми. Первый раздел – обязательно повторять. Второй раздел – триольный ритм. Характер созерцательный. Вторая фраза – 9 такт разделить на 2 т. мотив, где сильной долей является второй такт (то есть вторая фраза имеет двухтактовую структуру). Штрих – нон легато – в редакции Ройзмана, но возможно играть и связно.

    Полонез №10 – это танец шествие, польского происхождения, торжественного характера, которым открывали балы. Этот полонез исполняется с повторениями. Характер энергичный. Для мелодии характерен пунктирный ритм, с более напевными чертами. Верхний голос играть надо ярче, неслигованные ноты надо играть глубоким звуком. Нижний голос – тише, отдаленнее. Штрихи – сочетание легато и нон легато.

    Ария во времена Баха – это слово не однозначно. Это и быстрая виртуозная пьеса для духовых инструментов, а в «Нотной тетради А.М.Бах» - ария вокального происхождения.

    Ария №20 – Интересен второй вариант. Это серьезная, печального характера пьеса. Играть напевно. Арию нужно проработать по голосам, отдельно каждой рукой, слушать каждый голос.

    Заключение

    Если мы дали ученику произведение Баха, обязательно нужно добиваться того, чтобы ученик, раз усвоив данное произведение в медленном темпе, не переходил бы сразу к быстрому. А провел бы работу через все средние темпы, сохраняя в каждом из них ту естественность, которую он приобрел уже на первом этапе работы. В заключении хочется сказать, что даже такие маленькие шедевры, как пьесы из «Нотоной тетради А.М.Бах» - исполняются с удовольствием и в наши дни. И можно встретить множество различных интерпретаций этих произведений в исполнении разных музыкантов.

    Из своего опыта, я сделала вывод, что наилучшие результаты получаются при изучении, лишенном всякой торопливости, когда ученику дается возможность выграться, вслушаться в свою игру, в свое произведение.

    Список литературы

    1. И.Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе»,  Композитор  Санкт-Петербург, 2004.
    2. Форкель И.-Н «О жизни, искусстве и о произведениях И.С.Баха,  Музыка, М.,1974.
    3. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию», Сов.композитор, Л.-М. 1973.
    4. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965, М.: Классика-XXI, 2002, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Изучение полифонии в младших классах.

    В этой работе показаны основные способы работы над полифоническими произведениями в младших классах на примере отдельных произведений.Обращается внимание на особенности  полифонического письма.Мо...

    "Работа над развернутой пьесой в старших классах" на примере пьесы Э.Грига Менуэт ("Минувшие дни").

    Освоение учащимся музыкального текста, осмысление содержания и формы, характера и художественных образов произведения Э. Грига менуэт "Минувшие дни". Анализ нотной записи произведения, раскрывающий су...

    Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"

    Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...

    Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

    Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

    Методическая разработка урока математики в 5 классе "Среднее арифметическое нескольких чисел"

    Цель  урока: формировать представление о среднем арифметическом нескольких чисел; познакомить  учащихся с правилом нахождения среднего арифметического и его использованием при решении неслож...

    План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

    Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

    Открытый урок "Полифония в младших классах"

    Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с друг...