Программа по предмету "Музыкальный инструмент" (скрипка) ОП "Инструментальное музицирование"
рабочая программа по музыке

Миргалимова Резеда Фирдависовна

ОП "Инструментальное музицирование" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirgal_muzitsirovanie.doc582 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                        3

  1. Учебно-тематический план                                                9

  1. Содержание курса                                                                10

  1. Требования к уровню подготовки выпускника                        14

  1. Программно-методическое обеспечение                                15

  1. Список литературы                                                                16


Введение

     Методика обучения игре на скрипке только тогда оправдывает свое назначение, когда является теоретическим обоснованием предлагаемых практических приемов. В процессе многолетнего опыта каждый педагог постепенно отбирает приемы, которые он считает наиболее целесообразными и эффективными, и таким образом вырабатывает свою методику преподавания. При этом основой воспитания исполнительского мастерства является формирование образно-художественных и музыкально-звуковых представлений, эстетического вкуса и широкой музыкальной образованности юного музыканта.

     Построение образовательного процесса должно быть основано на методах, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению, стремление самостоятельно мыслить и проявлять творческое начало. Необходимо акцентировать внимание ученика на таких вопросах, как ради чего он ходит заниматься, чем музыка интересна сама по себе, что она может дать, и почему ей следует уделять много времени.

     Одним из главных принципов музыкальной методики является необходимость налаживания психологического контакта с учащимися, гибкость и индивидуальный подход.

I. Пояснительная записка

Программа музыкальное исполнительство является составительской, разработана на основе типовой программы Министерства культуры (1976 г.) и адаптирована с учетом желаний, возможностей и потребностей учащихся.

Цель программы:

Обучение  игры на скрипке c целью последующего применения учеником полученных навыков для музицирования на инструменте.

Задачи:

Образовательные:

  1. Привить основы музыкальных знаний.
  2. Привить навыки игры на инструменте.
  3. Формировать  дисциплину в отношении ритмичности и интонации.

Развивающие:

  1. Целенаправленно развивать музыкальное мышление и эстетический вкус.
  2. Обеспечивать условия для культурно - художественного развития ребёнка, связанного с вхождением его в мир искусства.
  3. Готовить к самостоятельной музыкальной деятельности, будь то музицирование, слушание или чтение о музыке.

Воспитательные:

  1. Воспитать в детях эмоциональную отзывчивость.
  2. Привить эстетический вкус и культуру.

     

    Основной формой обучения на музыкальном инструменте является индивидуальный урок продолжительностью сорок пять минут. Уроки по специальности проводятся два раза в неделю.     

     Основными формами контроля успеваемости являются технический зачёт и академический концерт в конце каждого полугодия.

     Очень важно стимулировать у учащихся активную познавательную деятельность, воспитывать самостоятельность в решении проблем, учить настойчивости в достижении  цели. Одним из основных условий организации познавательного процесса является сознательное отношение ученика к каждому своему действию, не допуская механического проигрывания.

        В организации домашних заданий важное значение имеют четко сформулированные на каждом уроке задания, записанные педагогом или учащимся (преимущественно старших классов) в дневник. Задания на дом должны быть реально выполнимы для каждого данного ученика с учетом его возрастных особенностей и способностей к быстрому или медленному усвоению материала. При этом желательно привлечение родителей к учебному процессу, их активное внимание и заинтересованность. Однако, учитывая сегодняшний низкий уровень интереса к культуре, постоянную занятость и хроническую нехватку времени у современных родителей, преподавателю музыки приходится изыскивать разные способы достижения результатов у учащихся. Одним из главных условий достижения результата является личность самого педагога, его музыкальная грамотность, активность, умение найти нужную интонацию в контакте с ребенком, заинтересовать его. Главным в организации классных и домашних занятий должен стать девиз: «Минимум затрат, максимум отдачи».

I класс

  1. Объем: в течение учебного года педагог должен  проработать с учеником  18-20 различных произведений: 10-12 этюдов и упражнений, 8-10 пьес.
  2. Технические требования:
  • 4-5 гаммы  (мажорных, минорных);
  • арпеджио в одну октаву;
  •  виды штрихов - деташе целым смычком и его частями;
  •  легато до 4 нот на смычок;
  •  изучение первой позиции, переходы со струны на струну.
  1. Контроль и учет успеваемости:

I полугодие - зачет в форме концерта:

  • 2 разнохарактерные пьесы.

II полугодие - академический концерт:

  • 2 разнохарактерные пьесы.

II класс

  1. Объем: в течение учебного года педагог должен проработать с учеником  16-20 различных произведений:   8-10 этюдов, 7-8 пьес,  1-2 произведения крупной формы.
  2. Технические требования:
  • 5-6 гамм (мажорных, минорных) штрихами – деташе, легато по 2,4 ноты;

 однооктавные: Ре, Ля, Соль, ре, ля, соль;

       двухоктавные: Соль, Ля, соль, ля, си;

  •  арпеджио двух видов – деташе;
  •  изучение штрихов деташе, легато по две ноты   и их чередование;
  •  легато до 8 нот на смычок в упражнениях и этюдах;
  •  начало работы над мартле;
  •  ознакомление с простейшими видами двойных нот (на открытых струнах);
  •  знакомство со II и III позициями.
  1. Контроль успеваемости.

I полугодие -технический зачет:  мажорная гамма (G) двух октавная, арпеджио 2х видов, этюд (любой вид техники) наизусть или 2 по нотам;

        -академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.

II полугодие - технический зачет: минорная гамма (a) двух октавная, арпеджо 2х видов , этюд (любой вид техники) наизусть или 2 по нотам;

        -академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы или 1 произведение крупной формы.

III класс

1.Объем: в течение учебного года педагог должен  проработать с учеником  15-20 различных произведений: 8-10 этюдов, 6-8 пьес, 1-2 произведения крупной формы.

2.Технические требования: 

  • 5-6  гамм (мажорных, минорных) штрихами – деташе, легато по 2, 4,(8)

          двухоктавные без переходов во II позиции:  Си b, До, Фа, до, си;

          двухоктавные без переходов в III позиции: Ре, До, Ми b, до, ре;

         двухоктавные  с переходом в III позицию: Ля, Соль, До,  Ре, ля, соль, до, ре;

  •   арпеджио трех видов – деташе (легато по  три ноты);    
  •   упражнения в двойных нотах с использованием открытой струны;
  • подготовительная работа по усвоению навыков вибрации,
  • изучение штрихов – деташе, легато, мартле и их чередований.

3.Контроль успеваемости.

I полугодие - технический зачет:  мажорная гамма (D) в третьей позиции; штрихи: деташе, 2,4,8 легато, комбинированные, мартле, арпеджио 3х видов деташе, этюд (любой вид техники) наизусть или 2 по нотам;

        -академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы  или 1 произведение крупной формы.

II полугодие - технический зачет: минорная гамма (c) 2х октавная во второй позиции; штрихи: деташе, 2,4,8 легато, комбинированные, мартле арпеджио 3х видов деташе, легато; этюд (любой вид техники) наизусть или 2 по нотам;

        -академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы  или 1 произведение крупной формы.

IV класс

  1. Объем:  в течение учебного года педагог должен  проработать с учеником 15-20 различных произведений: 8-10 этюдов, 6-8 разнохарактерных пьес, 1-2 крупные формы.
  2. Технические требования:
  • 6-8 гамм (мажорных, минорных) штрихами – деташе, легато 2,4,8 (12) нот:

          двухоктавные с переходом в III позицию: Ля, Соль, Ре, До, соль, ля;

          двухоктавные без переходов в IV позиции:  Ми, ми;

          двухоктавные  с переходом в  V позицию: Фа;

          двухоктавная без переходов в  V позиции: фа;

          трехоктавные: Соль, Ля, соль, ля;

  • арпеджио 3-х видов – деташе, (легато по 3 ноты),
  • дальнейшее изучение штрихов: деташе, легато, мартле, ознакомление со штрихом стаккато;
  • упражнения в двойных нотах (в 1-ой позиции);
  • несложные аккорды;
  • ознакомление с 3-х октавными гаммами.
  1. Контроль успеваемости:

I полугодие -   технический зачет:   мажорная гамма (С) 2х октавная с переходом в IV позицию штрихи: деташе, 2,4,8 легато, комбинированные, мартле, стаккато; арпеджио 3х видов деташе, легато по три ноты, этюд (любой вид техники) наизусть или 2 по нотам;

                      -академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы или 1 произведение крупной формы.

II полугодие - технический зачет: минорная гамма (e) 2х октавная V позиция, штрихи: деташе, 2,4,8 легато, комбинированные, мартле, стаккато; арпеджио 3х видов деташе, легато по три ноты, этюд (любой вид техники) наизусть или 2 по нотам;

        -академический концерт: 1 произведение крупной формы и пьеса.

V класс

  1. Объем: в течение года педагог должен проработать с учеником  10-14 различных произведений: 5 - 6 этюдов, 5-6 пьес, 1 произведение крупной формы.
  2. Технические требования:
  • 4-5 гамм (мажорных, минорных):

двухоктавные без переходов: Ми, Ля; Си b; ре

трехоктавные: Соль, Ля, соль, ля;

  • штрихи: легато 2, 4, (8) нот;
  • арпеджио 3-х видов – легато по 3 ноты.
  • изучение штрихов - деташе, легато, мартле, стаккато;
  • знакомство с высокими позициями;
  • ознакомление с хроматической гаммой,
  • комбинированные штрихи.
  1. Контроль успеваемости:

I полугодие - технический зачет: мажорная гамма (B), арпеджио, этюд наизусть (любой вид техники) или два по нотам;

                     - академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.

II полугодие - технический зачет:  минорная гамма  (d), арпеджио, этюд (любой вид техники) наизусть или 2 по нотам;

                     - академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы.

VI класс

  1. Объем: в течение года педагог должен проработать с учеником  10-14 различных произведений: 5-6 пьес, 6-8 этюдов.
  2. Технические требования: 
  • 4-5 гамм (мажорных, минорных):

двухоктавные: До, Ми, Фа, ми, соль, до;

двухоктавные расширенные: Ля, Ре, ля, ре;

трехоктавные: Соль, Ля, До, соль, ля;

  • штрихи: легато 2, 4, 8, (12)нот;
  • трезвучия3-х видов – легато  3, (9)нот.  
  • дальнейшее изучение штрихов – деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато;
  1. Контроль успеваемости:

I полугодие - технический зачет: мажорная гамма (F), арпеджио;  

                     - академический зачет в форме  концерта: 1 пьеса.

II полугодие - технический зачет:  минорная гамма (c), арпеджио;

                     - академический концерт: 2 произведения.

VII класс

  1. Объем: в течение года педагог должен проработать с учеником  12-16 различных произведений: 4 - 5этюдов, 8-10 пьес,  6 - 8 ансамблевых произведений.
  2. Технические требования:
  • 4-5 гамм (мажорных, минорных):

двухоктавные расширенные: Ля, Ре;

двухоктавная в III-V позиции: ре;

двухоктавная в IV позиции: ми;

трехоктавные: Соль, Ля, До, соль, ля, до;

  • штрихи: легато 2, 4, 8 (12)нот;
  • арпеджио 3-х видов – легато  3, (9)нот,
  • комбинированные штрихи;
  • дальнейшее совершенствование штрихов – деташе, легато, мартле, сотийе.  
  1. Контроль успеваемости:

I полугодие - технический зачет: мажорная гамма (G), арпеджио.  

                     -  1 прослушивание: 1 произведение.

II полугодие - технический зачет:  минорная гамма (a), арпеджио.

                     -  2 прослушивание: 2 произведения.

  •    Выпускной экзамен:

2 пьесы.

                                      II. Учебно-тематический план

Содержание и

виды работ

1 класс

2

класс

3

класс

4

класс

5

класс

6

Класс

7

класс

Развитие игровых постановочных навыков

5

15

5

15

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

Развитие технических навыков

1

3

1

3

2

12

2

12

2

12

2

4

2

4

Работа над музыкальными произведениями

2

4

2

4

3

21

3

21

3

21

3

6

3

6

Навыки чтения с листа

1

3

1

3

2

5

2

5

2

5

2

3

2

3

Навыки игры в ансамбле

1

4

1

4

1

8

1

8

1

8

1

3

1

3

Навыки музицирования

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Организация музыкальных интересов (беседы о музыке, слушание музыки на концертах)

2

6

2

6

1

6

1

6

1

6

1

2

1

2

Всего часов

51

51

68

68

68

34

34

III.Содержание курса

  1. Развитие игровых постановочных навыков.

Усвоение элементарных навыков постановки рук на скрипке и смычке представляет собой трудный и длительный процесс приспосабливания ученика к инструменту. Движение рук, положение корпуса ученика во время игры на скрипке для него сложны, поэтому необходимо выделить их из постановки как самостоятельный элемент и осваивать без инструмента. Необходимо останавливаться на показе возможностей его собственных рук. Трудность периода освоения навыков постановки заключается в том, что ученик не умеет фиксировать свои ощущения. Самым большим злом является напряжение мышц всего тела, которое появляется с первых же уроков. Напряжение мышц сказывается отрицательным образом на звукоизвлечении, интонации, вибрации, на смене позиций, на выполнении различных штрихов, ограничивает беглость пальцев, вызывает их быстрое утомление. Задача подготовительных упражнений – научить его отличать легкость, свободу от зажатости, скованности, научить ощущать различное состояние своих рук. Порядок упражнений таков: сперва осваиваются крупные движения, затем мелкие.

  1. Развитие  технических  навыков

 Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над умело подобранными и разнообразными упражнениями. Эту работу следует организовать  привлекательным  для ребенка образом. Необходимо, чтобы он ощущал в упражнениях определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма. Полезно совместно с ребенком придумывать к упражнению какие-нибудь названия, образно передающие их характер.

При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности и ловкости движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения и высвобождении мышц. Обо всем этом, как и о качестве звука, следует проявлять заботу уже при освоении первых навыков звукоизвлечения. Работу над упражнениями следует вести систематично и на протяжении длительного времени. Игра гамм преследует цель не столько развития беглости пальцев, сколько прочного освоения изучаемых тональностей и соответствующих аппликатурных навыков, овладение «певучим» звуком, достижения четкой артикуляции пальцев. Дети, развивающиеся более интенсивно, могут  изучать гаммы в большем объеме.

Изучение этюдов не должно протекать в отрыве от общего развития ученика. Основными методами работы над этюдами должны быть игра в спокойном темпе, четкая артикуляция, игра по фразам.

Для полноценного технического развития ученика необходимо использовать этюды и виртуозные пьесы с разной фактурой. Следует всемерно способствовать тому, чтобы ученик, возможно, раньше научился самостоятельно работать над этюдами.

3. Работа над музыкальными произведениями.

Огромную роль в художественном развитии ученика занимает работа над музыкальными произведениями. В процессе развиваются такие важнейшие качества исполнителя, как способность проникать в содержание изучаемых произведений. С самого начала работы над произведением важно увлечь им ребенка. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об ее особенностях, о том, как надо ее учить. С учениками младших классов целесообразно в основном разбирать произведение в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтению нотного текста. Тем самым закладывается основа для последующей самостоятельной работы ученика. В старших классах, ученик должен уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать музыку произведения, его форму и жанровые особенности, использованные в нем выразительные средства, темы и их развитие, определить главные и частичные кульминации, пояснить встречающиеся термины, уметь их произносить на  иностранном языке. Важно также, чтобы ученик мог рассказать об авторе сочинения, о том, когда оно было написано и к какому стилевому направлению принадлежит. Педагогу целесообразно концентрировать свое внимание на разных задачах (аппликатура, штрихи и т. д.). На серединном этапе работы происходит все большее углубление ученика в характер музыки. Внимание концентрируется на достижении нужной выразительности. Эта работа продолжается и на завершающем этапе, но главным теперь становится охват произведения в целом.

При подготовке учащегося к публичному выступлению необходимо воспитывать в нем умение сосредоточиться, ощущать характер музыки и вызывать в себе чувство радостного общения с аудиторией. Произведения, изучаемые эскизно, в порядке ознакомления, не выучиваются наизусть; они могут исполняться медленнее указного темпа. Исполнение учеником самостоятельно выученного произведения показывает, чему он научился за данный период времени. Различные формы изучения произведений позволяет расширить репертуар учеников, что важно для их всестороннего развития.

4. Навыки чтения с листа

      Одной из важных задач, обуславливающих успешную работу в классах ансамбля, является развитие у учащихся навыков чтения с листа.

      Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, в голосах партитуры ансамбля значительно активизирует процесс работы, способствует  более тщательному разбору и анализу музыкального произведения, закреплению навыков беглого чтения с листа и развитию «внутреннего слуха» и «предслышания». Предпосылками осмысленного, грамотного прочтения нотного текста являются навыки быстрого определения ладотональных и метроритмических особенностей, умение распределять внимание на относительно законченные музыкальные построения. Имеющие в тексте обозначения и авторские указания, свободное владение грифом, штриховыми и аппликатурными приемами как важными техническими, так и художественно-выразительными средствами исполнения. Как правило, для чтения нот с листа следует выбирать такие произведения, которые по своему содержанию, фактуре, выразительности были бы доступны ученику, вызывали у него интерес к работе и стремление активно и самостоятельно знакомиться с музыкальной литературой.

   Чтение с листа и процесс подготовки к нему должны начинаться с первого года и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

5, 6.  Навыки музицирования и игры в ансамбле

Ученики, не имеющие ярких музыкальных способностей, но имеющие желание заниматься музыкой, могут довольно успешно развивать свои творческие возможности в процессе ансамблевого музицирования. В коллективной работе легче проводить и развивать этот аспект творческой деятельности. Коллектив формирует ученика как личность. Развивается чувство самоуважения и самоутверждения. Музыкальный детский коллектив, объединенный  и организованный творческими целями и задачами, способствует обучению детей в плане овладения элементами исполнительной техники, навыками игры, развитию музыкально-эстетического вкуса учащихся и их эстетического отношения к музыкальному искусству. Основными задачами коллективного музицирования являются ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество исполнения освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфика тембрового звучания, что соответствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

7. Организация музыкальных интересов

      Интерес к сложному процессу обучения на инструменте зависит главным образом от внутренней потребности ребенка освоить инструмент так, чтобы соответствовать уровню профессионального мастерства. Основой воспитания исполнительского мастерства, как говорилось выше, является формирование художественных и музыкально – звуковых представлений, эстетического вкуса и широкой музыкальной образованности юного музыканта. Поэтому организация музыкальных интересов - одна  из главных задач воспитания ученика.

       Принципиальным фактором успешности этого процесса, так же как и обучения в целом, является личность педагога, который своим трепетным отношением к музыкальному искусству, глубоким знанием инструмента, требовательностью к себе как музыканту воспитывает в своих учениках стремление к постоянному музыкальному развитию.

        В работе в данном направлении можно использовать как традиционные, так и инновационные методы. К традиционным способам организации музыкальных интересов относятся беседы о музыке, прослушивание дисков с исполнением профессиональных музыкантов, посещение концертов, проведение музыкальных вечеров с приглашением родителей. Кроме этого, по инициативе преподавателя возможно привлечение современных способов подачи информации. Это, конечно же, интернет. При грамотном его использовании у детей есть практически не ограниченные возможности выискивать нужную информацию, прослушивать выступления мировых музыкантов.

IV. Требования к уровню подготовки выпускника

     Для оценки исполнительского уровня ученик должен:

  • Показать навыки владения инструментом, в исполнении популярного репертуара;
  • Показать навыки игры в ансамбле;
  • Исполнить экзаменационную программу из 2 произведений разных стилей и жанров.

В целях комплексной проверки развития выпускников на контрольных уроках (в течении 2-го полугодия) проводится оценка следующих знаний, умений, навыков:

  • Достаточно беглого исполнения одной мажорной и минорной гаммы, трезвучия;
  • исполнение пьесы в оркестре или крупном ансамбле;
  • умение дать сведения об одном, по выбору комиссии, из исполняемых произведений.

V.  Программно – методическое обеспечение

        Для реализации данной программы необходим дидактический материал. Это нотный материал  детского репертуара, методическая литература для преподавателей музыкальных школ. Вхождение в мир музыки не возможно без регулярного прослушивания классической музыки на уроках специальности. Поэтому, необходимым  атрибутом в классе является аудиоаппаратура.

Основные сборники, используемые в работе c  детьми:

К. Фортунатова « Юный скрипач»:

вып.I , Москва «Советский композитор»,1990г.;

вып.II, Москва «Советский композитор»,1989г.;

вып.III,Ростов-на-Дону « Феникс», 1997.        

  1. Хрестоматия для скрипки:

1-2 класс, Москва «Музыка»,1988г.;                        

2-3 класс, Москва «Музыка»,1989г.;

3-4 класс, Москва «Музыка»,1991г.;

4-5 класс, Москва «Музыка»,1990г.

  1. Концерты для маленьких скрипачей, Санкт-Петербург «Лань», 1998г.
  2. Избранные этюды:                                                

I-III кл., Москва «Кифара»,1999г.;

VI-VII кл., Москва «Музыка», 1996г.                                

  1. Альбом скрипача:

вып.I, Москва “Советский композитор», 1986г.;

вып.II, Москва “Советский композитор», 1987г.                                

  1. К.Родионов «Начальные уроки игры на скрипке», Москва,«Музыка», 1964г.
  2. А. Григорян «Начальная школа игры на скрипке», Москва «Советский композитор», 1986г.
  3. С. Шальман «Я буду скрипачом»,  Ленинград «Советский композитор», 1987г.
  4.  В. Якубовская «Начальный курс игры на скрипке», Ленинград, «Музыка», 1986г.
  5.  К. Тахтаджиев «Учебное пособие» 4 класс, Киев «Музыка        Украины», 1989г.
  6.  Хрестоматия для скрипки III-VI кл., под редакцией  С.Шальмана:

I тетрадь, Санкт – Петербург «Композитор», 1999г.;

II тетрадь, Санкт – Петербург «Композитор», 1999г.                                        

  1.  Редактор Ю. Олень «Избранные упражнения для скрипки», Москва «Музыка», 1988г.                                    
  2.  А. Григорян «Гаммы и арпеджио для скрипки» Москва «Музыка», 1988г.
  3.  П.Чайковский. Альбом пьес., Москва «Музыка», 1999г.

VI. Список литературы

  1. А.Д. Алексеев «Методические указания», Москва,1988г.
  2. Ю.А.Конаржевский «Анализ урока», Москва, 2000г.
  3. Под общей редакцией Бурменской Т.В., Слуцкой В.М.  «Одаренные дети»
  4. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. «Программа – психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся», Москва, 1999г.
  5. З.Г.Кац, М.А.Кифер, В.А.Ревич, К.К.Родионов, М.В.Рейтих Специальный класс скрипки «Программа для детской музыкальной школы», Москва, 1976г.
  6. И.М.Ямпольский «Избранные исследования и статьи», Москва,1985г.
  7. К. Тахтаджиев «Учебное пособие для детских музыкальных школ», Киев, 1989г.                                                                                                
  8. В. Якубовская «Начальный курс игры на скрипке», Ленинград «Музыка», 1986г.
  9. В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика», Ростов-на-Дону, 2002г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки: " Музыкальный инструмент.Скрипка."

Урок музыки для 5-го класса "Музыкальный инструмент – скрипка"Цели и задачи урока:1.     Обучающие:ОСОЗНАНИЕ МУЗЫКИ КАК ИСКУССТВА ИНТОНАЦИИ И ОБОБЩЕНИЕ НА НОВОМ УРОВНЕ ТРИЕДИНСТВА ...

Общеразвивающая образовательная программа для отделения раннего эстетического развития по специализации "Музыкальный инструмент" (скрипка). Составитель: преподаватель по классу скрипки Кондратьева И.В.

Программа предназначена для детей отделения раннего эстетического развития, которые на следующий год поступают в 1 класс. Целью программы является приобщение ребенка к миру скрипичного искусства, расш...

Образовательная программа "Музыкальный инструмент "СКРИПКА"

Программа для "ДШИ"  "Музыкальный инструмент "СКРИПКА" (Срок реализации 7 лет)...

Предпрофессиональная программа «Музыкальный инструмент. Скрипка».

Предпрофессиональная программа «Музыкальный инструмент. Скрипка». (Рецензия доцента Московсой консерватории им. П.И.Чайковского О. Б.  Галочкиной)....

Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности.

Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности (Рецензия заслуженного учителя РФ, преподавателя ГОУ «Сургутски...

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»

Образовательная (рабочая) программа для учащихся в возрасте 5 - 6,5 лет отделения раннего эстетического развития по направлению «Скрипка». «Музыкальный инструмент. Скрипка»...