Сценарий деловой игры для учащихся 5-7 классов "Земля - наш общий дом"
материал (5 класс) по теме

Иванова Марина Геннадьевна

Сценарий деловой игры по экологии. Не требует какой-либо специальной подготовки детей. Игра командная. Может проводиться как для детей одного класса, так и для команд от разных классов, школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_delovoy_igry.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий деловой игры “Земля – наш общий дом”

(для учащихся 5-7 классов).

Пояснительная записка.

Игра предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. Также игра может проводиться и для учащихся объединений дополнительного образования любой направленности, а также для учащихся коррекционных ОУ. В игре принимают участие 4-6 команд по 5-6 человек в каждой. Игра не требует специальной подготовки, за исключением варианта с домашним заданием (см. примечание в сценарии).

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к проблемам экологии.

Условия проведения игры. Игра проводится в достаточно большом помещении. Столы для команд размещаются полукругом. В центре должно быть достаточно места для выступления детей.

Необходимое оборудование. Доска, мел, музыкальный центр, запись песни «Прости, Земля» в исполнении группы «Земляне», лирическая инструментальная музыка.

Ход игры.

(Фоном звучит музыка П. И. Чайковского из цикла “Времена года”).

Ведущий: В небе тают облака,

                  И, лучистая на зное,

                  В искрах катится река,

                  Словно зеркало стальное.

                  Час от часу жар сильней,

                   Тень ушла к немым дубравам,

                   И с белеющих полей

                   Веет запахом медовым.

                   Чудный день! Пройдут года,

                   Так же будут, вечным строем,

                   Течь и искриться река,

                   И поля дышать на зное.

Звучит 1-й куплет песни “Прости, Земля” (группа «Земляне»).

Ведущий: – Прошло сто с небольшим лет, но разве мог предположить поэт, что всё так изменится. И вместо стихов, воспевающих красоту родной природы, мы всё чаще будем говорить о проблемах экологии. Именно проблемам экологии и посвящена наша игра. Но для начала давайте сформулируем, что же такое экология.

Командам предлагается 2 минуты на обсуждение. После этого каждая команда даёт своё определение.

Ведущий: – Всё, что вы сказали, верно. Сейчас я зачитаю вам определение слова “экология”, а мой помощник раздаст вам его на столы. (См. приложение).

Итак, мы с вами определили, что такое экология. Почему же в последнее время мы всё чаще говорим о проблемах экологии? (Ответы детей) Сейчас я предлагаю вам обсудить и записать, какие проблемы экологии существуют в современном мире. (Время  на обсуждение 2 мин. После этого, команды называют проблемы, дополняя друг друга, а ведущий записывает их на доске.) 

Ведущий: – Вот перед вами основные проблемы экологии. Как вы считаете, какие проблемы наиболее актуальны для нашего региона, почему? (Ответы детей.)

Ведущий: – Сейчас я предлагаю вам следующее задание. Вы должны будете за 5 минут составить небольшой экологический рассказ, Он должен включать в себя ключевые слова, которые вы сейчас получите. (Капитанам команд предлагается взять карточки  с ключевыми словами).

По истечении времени дети зачитывают рассказы.

Ведущий: – Мы с вами до сих пор говорили с позиции человека. А что же чувствуют растения, животные? Попробуйте представить себя на их месте. Итак, сейчас каждая команда возьмёт по две карточки с изображениями животных (карточки могут быть заменены элементами костюмов, масками). За 5 минут вы должны придумать  диалог между этими животными, а потом его разыграть. Не забудьте, что в этом диалоге животные должны “обсуждать” проблемы экологии. (Обсуждение и выступления команд.)

Ведущий: – Когда мы с вами говорили о том, что более актуально для нашего района, мы говорили о мусоре. Действительно, и в лесу, и на побережье Финского залива мы встречаем горы мусора. Чего там только нет: и коробки из-под сока, и полиэтиленовые пакеты, и банки… Конечно же, нужны специальные заводы по переработке  мусора. Но пока их слишком мало, мы попробуем  найти новое применение отслужившим вещам. На карточках – названия предметов, наиболее часто встречающихся среди мусора. За две минуты вы должны придумать и записать как можно больше вариантов нового использования этих предметов. (Дети  выполняют задания, потом зачитывают  их)

Ведущий: Все вы знаете, что есть дорожные знаки, которые указывают нам, как вести себя на дорогах. Есть знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие и т.д. А я предлагаю вам придумать знаки, которые будут регулировать поведение людей в природе. Возможно, вы видели знаки или плакаты, запрещающие вырубку леса или разведение в лесу костров. Хочется, чтобы вы придумали такой знак, которого еще не было. Вспомните все, о чем мы с вами сегодня говорили, и приступайте к выполнению задания (Время на выполнение – 5 минут, затем команды представляют свой знак).

Примечание: вместо этого задания можно дать детям домашнее задание (заранее) – нарисовать и защитить плакат «Земля – наш общий дом».

Ведущий: – Ну что же, как мы сегодня увидели, проблем экологии много. Их пытаются решить правительства многих стран, ООН, борцы за охрану природы. Кто из вас может сказать, что в мире делается для того, чтобы сохранить природу? (Ответы детей)

Ведущий: – А сейчас я предлагаю обсудить каждой команде, что можете сделать вы для охраны природы? (Время на обсуждение 5 минут.) После обсуждения дети зачитывают свои ответы. При необходимости, ведущий добавляет следующие пункты:

  • будете в лесу – не оставляйте непогашенным костер, не бросайте мусор;
  • помыли руки – закройте кран; помните, что чистой, пресной воды на земле не так уж много;
  • уходите из комнаты – погасите свет, и вы сэкономите электроэнергию;
  • соберете и сдадите макулатуру – из нее опять сделают бумагу, сохраняя деревья.

Ведущий: – Космонавты говорят, что из космоса наша планета голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, зелёные  луга,  а  не  горы  мусора  и  голую  потрескавшуюся  землю. Чтобы и у ваших детей было будущее (звучит припев песни “Прости, Земля»).

Приложение.

Раздаточный материал:

  • карточки с изображением животных и растений или элементы костюмов и маски (лиса, заяц, рыба, жук, гриб, цветок, птица, еж, бабочка, божья коровка и т.п.);
  • карточки со словами для составления рассказа:
  • лес, турист, костер, свалка, птица;
  • залив, нефть, мусор, сети, рыба;
  • город, машины, мусор, завод, человек;
  • химические удобрения, гусеница, кислотный дождь, гриб, фермер;
  • карточки с названиями предметов: консервная банка, коробка из-под сока, пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет, перегоревшая лампочка, стержень от шариковой ручки.

 - определение слова «экология» -   наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой. Название этой науки происходит от греческих слов: «эко» - дом, жилище и «логос» - учение;

- листы бумаги;

- карандаши, ручки, фломастеры.

Примечание: по итогам игры все команды получают сертификат участника.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Зеленогорский дом детского творчества

Курортного района Санкт-Петербурга

«Земля – наш общий дом»

(сценарий деловой игры для учащихся 5-7 классов)

Автор:

Иванова Марина Геннадьевна,

Методист

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры "Банк идей"

Сценарий деловой игры "Банк идей", направленной на выявление инициатив, развитие лидерской одарённости, деловых качеств. Автор - Ирина Фонарёва...

Урок -деловая игра для учащихся 11 классов "Экологический аукцион".

Проблемы экологии одна из важнейших проблем современности. Загрязнение воздуха. воды, почвы отходами производства, промышленности и транспорта, результатом деятельности человека. В занятии обучение ре...

Сценарий деловой игры "Что? Где? Когда?"

Сценарий внеклассного мероприятия деловой игры "Что? Где? Когда?" посвящен 150-летию со дня рождения великого хакасского ученого Н.Ф. Катанова. В работе представлена жизнь и работа ученого. Данная мет...

Сценарий деловой игры для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха у учащихся спортивной школы»

Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы. Современный тренер - это педагог, который должен идти в ногу со временем,...

Деловая игра для учащихся 7 – 9 классов. "Деловая игра научит правилам труда"

Знакомство  с непосредственной профессиональной деятельностью помощника воспитателя (няни) в детском саду (погружение в трудовую деятельность) в новой форме работы с обучающимися «Дело...

Сценарий деловой игры для учащихся «Корпоративная культура ПАО Газпром. PR-агентство по профессиям компании ПАО Газпром»

Необходимость игры объясняется тем, что в Гимназии существует «Газпром-класс». В связи с эти возникла необходимость  познакомить  учащихся с корпоративной культурой ПАО Газпром и...