Программа кружка "Вокальный" (ФГОС)
рабочая программа по теме

Михеева Елена Анатольевна

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В. В. Иноземцевой.

Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vokalnyy.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы (общеразвивающей): кружок «Хоровое пение», художественно-эстетическая направленность, вокально-исполнительская деятельность.

Актуальность программы: Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в кружке «Вокальный» у обучающихся повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, они учатся исполнять сами вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства.

Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 192 часа.

Режим занятий

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 7 до 14 лет.

Количество обучающихся в группе: 35 человек

Формы занятия: Предусматривается звеньевая форма обучения. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения ребенок будет

знать и определять на слух:

-  музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры  (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях).

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

- знать и уметь исполнять  различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

- грамотно использовать силу своего голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки.

Формы проведения итогов реализации программы:

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Учебно-тематический план и содержание программы

Цель:

- создание условий для включения детей в музыкально-творческую деятельность.

Задачи:

- формировать основы вокальной и сценической культуры:

- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения:

- развивать творческую активность и самостоятельность детей:

- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

п/п

Наименование темы, ее содержание

Количество часов

Вводное занятие. Охрана голоса

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками.

4

Певческая установка

Беседа о положении, которое певец должен принять перед началом звукоизвлечении. Формирование вокального звука.

2

Звукообразование. Музыкальные штрихи

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Понятие «Позиция», «Атака», «Распевание». Знакомство и основными муз. штрихами.

2

Формирование правильных навыков дыхания

Типы дыхания. Вокальные упражнения.

6

Дикция и артикуляция

Артикуляционный аппарат. Понятия дикция и артикуляция. Знакомство с системой В.В. Емельяновой.

4

Унисон. Ансамбль. 

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие а капелла.

12

Элементы двухголосья.

Двухголосие. Интервал. Правила простого двухголосия.  Закономерности гармонии в простом двухголосии.

12

Музыкально-исполнительская работа.

Формы и методы музыкально-исполнительской работы коллектива

58

Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами.

2

Сценическое движение

Воспитание самовыражения через движение и слово.

6

Работа над репертуаром

Соединение муз. материала с танцевальными движениями.

72

Концертная деятельность.

Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

8

Итоговые занятия, творческие отчеты

Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ.

2

Итого

192

Результаты освоения программы

знать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- муз.штрихи;

- средства музыкальной  выразительности.

уметь:

- применять правила пения на практике;

- петь чисто ансамблем в унисон;

- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

- сценически оформлять концертный номер.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы

Количество часов

Октябрь

Вводное занятие

1

Охрана голоса

1

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

4

Певческая установка

2

Работа над репертуаром

10

Музыкально-исполнительская работа

4

Работа над репертуаром

2

Ноябрь

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

Формирование правильных навыков дыхания

2

Дикция и артикуляция

2

Работа над репертуаром

10

Музыкально-исполнительская работа

8

Декабрь

Унисон.

6

Дикция и артикуляция

2

Формирование правильных навыков дыхания

2

Работа над репертуаром

6

Музыкально-исполнительская работа

6

Занятие – концерт

2

Январь

Формирование правильных навыков дыхания

2

Ансамбль.

6

Работа над репертуаром

6

Музыкально-исполнительская работа

8

Занятие – концерт

2

Февраль

Ритм

2

Элементы двухголосья.

10

Работа над репертуаром

2

Сценическое движение

4

Музыкально-исполнительская работа

4

Занятие – концерт

2

Март

Элементы двухголосья.

2

Работа над репертуаром

10

Сценическое движение

2

Музыкально-исполнительская работа

8

Работа над репертуаром

2

Апрель

Работа над репертуаром

14

Музыкально-исполнительская работа

8

Занятие-концерт

2

Май

Работа над репертуаром

10

Музыкально-исполнительская работа

12

Итоговый концерт

2

               Итого

192

Методическое обеспечение программы

1. Компьютер, ноутбук

2.Фонограммы.

3.Технические средства: микрофон, телевизор, DVD.

4.Аудиокассеты, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.

5.Словари, справочники иллюстрированные.

6. Использование интернет источника.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. – 23 с.
  2. Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг». –М., 2010
  3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005.
  4. Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.
  5. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. – М., 1999.
  6. Научно–методический журнал «Музыка в школе»
  7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. www.standart.edu.ru
  8. Министерство Образования и Науки РФ. www.минобрнауки.рф
  9. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  10. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  11. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru
  12. «Педагогика искусства» - электронное научное издание - http://www.art-education.ru
  13. Сайт для учителей музыки. http://meta-music.ru/singing 
  14. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/ 
  15. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...